Подготовка юристов в государствах общего права на примере сша или англии

Обновлено: 25.04.2024

О том, что за дистанционным образованием – будущее, сейчас не говорит только ленивый. Появляются целые онлайн-университеты (University of the People, Open University), а платформы онлайн-курсов предлагают получить мастерскую степень от ведущих университетов мира дистанционно (такая возможность есть на американских Coursera, edX, британской Futurelearn).

Однако, если мы говорим о юридическом образовании, то тут все несколько сложнее. Ведь в большинстве развитых стран юридическая профессия жестко урегулирована и даже окончание юридического ВУЗа и получение соответствующей степени во многом не дает выпускнику права именовать себя юристом и работать по специальности. Требуется пройти различные квалификационные процедуры, прежде получить доступ к профессии.

Тем не менее, в ряде случаев мы видим, что множество ВУЗов рекламируют различные дистанционные программы юридического образования. В частности, активно предлагает и продвигают в сети онлайн-программы британские University of Law, BPP University, и многие другие. Дает ли такое образование юридическое право на доступ к профессии? Вот тот вопрос, который должен задать себе каждый, кто рассматривает возможность получения юридического образования онлайн. Рассмотрим его на примере Англии.

Особенности получения доступа к юридической профессии в Англии для российских юристов и возможности дистанционного образования на этом пути.

Как все, вероятно, уже знают, в Англии существуют две основных категории практикующих юристов – барристеры и солиситоры. Конечно, есть много других вариантов юридической карьеры, но они не являются аналогами «традиционной» юридической практики в нашем понимании, поэтому здесь их мы не рассматриваем (путеводители по таким вариантам были представлены ранее нашим коллегой Алексеем Елаевым[1]). Путь в профессию солиситора и барристера для российского юриста различен в зависимости от наличия у него статуса адвоката. И возможности дистанционного образования в этом смысле также несколько отличаются.

Российские юристы, не имеющие статуса адвоката.

Российские юристы, не имеющие статуса адвоката, даже имеющие научную степень по праву и большой опыт работы по специальности, должны пройти весь путь в профессию практически «с нуля» (с небольшими послаблениями на первоначальном этапе).

Стандартный путь в профессию для барристера и солиситора во многом схож. Изначально необходимо получение базового юридического образования (т.н. academic stage). Если это первое образование, то необходимо получить степень бакалавра права (LL.B), а если высшее образование от бакалавра и выше уже есть – т.н. Graduate Diploma in Law (GDL) и (или) Common Professional Examination (CPE). Второй вариант касается как полученного в Англии не юридического образования, так и юридического образования, полученного за рубежом. На данном этапе юристы изучают основные дисциплины – конституционное, уголовное, контрактное, деликтное право, право справедливости, трасты, право ЕС, и т.д.

Далее следует практический курс: Legal Practice Course (LPC) для солиситоров и Bar Training Professional Course (BTPC) для барристеров. Курсы проходят в университетах.

Наконец, последний этап стандартного пути к профессии солиситора и барристера – практика. Для солиситоров – это треннинговый контракт (training contract), для барристеров – pupillage («ученичество»). У барристеров, помимо всего, также имеются промежуточные экзамены – итоговый Bar Course Aptitude Test (BCAT) и единый экзамен по результатам треннингового курса (BPTC Centralised Examinations), а также необходимость вступления в одну из четырех палат – «иннов» (Inn). В целом, путь в профессию барристера считается настолько трудным, что Bar Standard Board (BSB) даже выпустил специальное предупреждение о том, насколько высоки стандарты и трудна (и вредна для здоровья – предупреждение называется “Health Warning”) профессия барристера.[2]

Если же говорить о прохождении треннингового контракта/ученичества, то это уже практически полноценное трудоустройство и, естественно, должно проходить очно. Да и к теме образования этот этап отношения не имеет.

Российские адвокаты.

Юристы же, имеющие статус российского адвоката, считаются qualified foreign lawyer ("квалифицированные[4] иностранные юристы"), и могут пройти через т.н. «трансферные» схемы – получить необходимый статус путем сдачи двухэтапных экзаменов. Для этого им совершенно не обязательно получать английское юридическое образование с формальной точки зрения, однако, требования к ним от этого не снижаются и на экзамене они должны показать подготовку на уровне их английских коллег.

Для солиситоров действует так называемая QLTS (Qualified Lawyer Transfer Scheme – трансферная схема для квалифицированных юристов), которая заключается в сдаче экхамена из двух частей: MCT (Multiply Choice Test) – тест на знание английского права и Objective Structured Clinical Examination (OSCE) – комплексный экзамен по основным практическим навыкам: устное консультирование и интервью с клиентом, юридическое исследование и подготовка письменного заключения, разработка проекта документа, выступление в суде и т.д.[5]

Хотя прохождение какого-либо специального обучения здесь не требуется, возможно прохождение подготовительных курсов, в том числе онлайн. Провайдеры таких курсов определены SRA и на сегодня это BPP, QLTS Advantage, QLTS School и Barbri[6]. Некоторые из них – университеты (как BPP), другие – просто школы (как QLTS School). Однако, в любом случае следует помнить, что подготовка к экзаменам трансферной схемы не является университетской степенью (degree) ни в каком смысле (даже если вы прошли её в уважаемом BPP University).

Подготовку к QLTS можно пройти полностью онлайн. Другой вопрос, сможет ли подготовка на онлайн курсах заменить всю вышеописанную подготовку «обычных» солиситоров? Ведь, как заявляет SRA, юристы, проходящие трансферную схему, должны показать точно такой же уровень подготовки, как и английские солиситоры.

Выводы.

Получение юридического образования онлайн в Англии с формальной точки зрения является полной альтернативой учебе на очном отделении (full time), по крайней мере, на начальном уровне (LLB/GDL/CPE). Конечно, уровень подготовки в этом случае во многом будет зависеть от личных усилий учащегося, однако сам факт аккредитации дистанционных программ регуляторами говорит о многом. По всей видимости, университеты, реализующие данные программы, обеспечивают должный контроль.

С точки зрения качества полученного образования, конечно же, разница есть. Самое главное, при дистанционном обучении не происходит т.н. «погружения» в среду, и хотя ваш английский станет много лучше, это все равно не совсем одно и то же. Однако, для людей с семейными обязанностями и карьерой дистанционное образование вполне может стать достойной альтернативой.

В заключение хотелось бы сказать немного о популярном ныне обучении на мастера права (LL.M). Поскольку получение данной степени не является необходимым для получения допуска к профессии (как у барристеров, так и у солиситоров), она вполне может быть пройдена полностью онлайн. Однако, следует учитывать, что основными целями получения степени LL.M является получение а) специализации в определенной области и б) конкурентных преимуществ при приеме на работу. Исходя из второго, LL.M на очном обучении (full-time), конечно, представляет большую ценность, однако, если уехать на год в Англию не получается, но есть возможность получить LL.M дистанционно (особенно по стипендии), то данный вариант стоит рассмотреть. Как минимум, на сайте SRA имеются программы уровня «мастер», которые включают в себя GDL/CPE (например, программа Master of Laws of England and Wales от Leeds Beckett University)[7]. Иными словами, такое образование признано официально равнозначным обучению full-time.

P.S. Некоторые интернет страницы с сайтов SRA и BSB прилагаю в формате PDF – возможно, со временем ссылки станут не актуальными, и файлы пригодятся, чтоб было понятно о чем велась речь.

[4] «Квалифицирвоанных» здесь – значит получивших статус адвоката, это калька с английского, нисколько не умаляющая квалификацию юристов не-адвокатов в смысле, понимаемом в русском языке.

В теории государства и права, в сравнительном праве различают правовые системы: континентальной Европы как романо-германскую и англо-саксонскую или англо-американскую. И ту, и другую мы считаем правовыми системами юридического типа, отличающимися от идеологических правовых систем, рассмотрение которых только что закончили. Юридические правовые системы созданы народами христианской веры (католической, православной, протестантской) и перенесены ими как в Америку, так и на юг Африки, в Австралию, Азию. Христианами считают себя примерно 33% жителей Земли. Современный вид юридическое образование во всех этих странах начинает обретать лишь в XIX в. Сегодня оно претендует на универсальную применимость и в той или иной степени, как мы видели, заимствуется народами иных культурно-исторических типов цивилизованности.

Нам важно обратить внимание на присущее европейскому образованию стремление деидеологизировать подготовку специалистов. Основные представления на этот счет хорошо сформулировал Макс Вебер (1864-1920), немецкий обществовед и политический деятель, признаваемый сегодня одним из классиков европейской просвещенности. «Пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории, – писал Вебер. – Пророку и демагогу сказано: «Иди на улицу и говори открыто». Это значит: иди туда, где возможна критика. В аудитории преподаватель сидит напротив своих слушателей: они должны молчать, а он говорить. И я считаю безответственным пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям – в чем состоит задача преподавателя, – а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды. Студенты приходят к нам на лекции, требуя от нас качества вождя, и не отдают себе отчета в том, что из сотни профессоров по меньшей мере девяносто девять не только не являются мастерами по футболу жизни, но вообще не претендуют и не могут претендовать на роль «вождей», указывающих, как надо жить. Истинное может не быть прекрасным, нечто истинно лишь постольку, поскольку оно не прекрасно, не священно, не добро. В стенах аудитории не имеет значения никакая добродетель, кроме одной: простой интеллектуальной честности»[42]. Сказанное особенно значимо в нашем случае, поскольку занимаемся мы вопросами исключительной политической остроты.

Российская правовая система вполне очевидно тяготеет к романо-германскому типу и само юридическое образование в нашей стране создавалось на немецкий лад. Поэтому для нас представляет особый интерес, как готовят юристов в Германии сегодня.

Основные требования к юридическому образованию выводятся из Федерального закона «О статусе судей», согласно которому судьей можно стать только при наличии высшего юридического образования. Пригодность к судейской службе считается критерием способности работать адвокатом, прокурором, нотариусом, юрисконсультом и пр. В этом законе определены сроки и содержание образования, требования к практической подготовке, контроль усвоения учебного плана. Детальная регламентация подготовки юристов устанавливается принятыми в Землях Германии законами об образовании и организации экзаменов, а также нормативной документацией самих учебных заведений. Несмотря на федеральность устройства, получаемое в разных Землях Германии юридическое образование едино на всей территории страны.

Отсылая тех, кто особенно заинтересовался этой темой к специальной литературе[43], выделим только минимально необходимое для понимания сути дела. Стандартный срок обучения юриста в Германии – 6 лет. Из них 3,5 года – аудиторное обучение в университете, 2,5 года – практическое обучение. Каждый этап завершается государственной аттестацией.

Аудиторные занятия в течение первых двух лет обучения проводятся по дисциплинам основной части программы и обязательны для всех студентов. Этот раздел включает шесть циклов дисциплин:

- по гражданско-правовому изучаются курсы общей теории гражданского права, вещного и обязательственного права, семейного права, наследственного права, торгового права, права, регулирующего деятельность компаний и оборот ценных бумаг и т.п.

- по уголовно-правовому изучаются курсы по общей части и особенной части Уголовного кодекса и т.п.

- по публично-правовому изучаются курсы государственного права и теории государства, международного и европейского права, общего административного и административно-процессуального права, коммунального права, полицейского права, строительного права и др.

- по циклу трудового и социального права – курсы по праву, регулирующему трудовые отношения, принципы оформления коллективных договоров, права социального обеспечения и т.п.

- по процессуально-правовому изучаются курсы о принципах гражданского процесса, включая проблематику принудительного исполнения решений, курс регулирования отношений кредитора и несостоятельного должника, по основам уголовного и административного процессов, по разбирательству трудовых споров, основам судоустройства и пр.

- по циклу основ и методологии права изучаются курсы по принципам теории права, юридической социологии, философии права, истории права и конституции и т.п.

Занятия, как уже сказано, длятся два года, поделенных на четыре семестра. Семестровые экзамены не предусмотрены, контроль усвоения учебной программы осуществляется на семинарских занятиях, а также через выполнение студентами письменных работ. Эти сведения позволяют определить возможность дальнейшего обучения.

Следующие полтора года, т.е. еще три семестра, занятия проводятся по дополнительной части учебной программы, которая делится на шесть специализаций, из которых студент выбирает ту, которая его больше устраивает.

Во-первых, гражданское правосудие. По этому циклу изучаются семейное и наследственное право, международное частное право, гражданский процесс, арбитражный процесс и др.

Во-вторых, уголовное правосудие. По этому циклу изучаются криминология, уголовное право, уголовный процесс, преступность в экономике, преступность несовершеннолетних, административные нарушения, исполнение приговоров и др.

В-третьих, экономика и налоги. По этому циклу изучаются право, регулирующее деятельность компаний, включая право на участие в управлении предприятиями, право, регулирующее конкуренцию и антимонопольное право, налоговое право и др.

В-четвертых, труд и социальные отношения. По этому циклу изучаются право коллективных договоров, организации предприятий, права чиновников и служащих, участие в управлении предприятиями, гарантирующее занятость, право социального страхования и др.

В-пятых, государство и управление. По этому циклу изучаются хозяйственно-административное право, защита окружающей среды, принципы европейского права, теория административного права и др.

В-шестых, международные отношения. По этому циклу изучаются международное частное право, сравнительное правоведение, международное и европейское право и др.

Успешное прохождение государственной аттестации дает возможность продолжить обучение уже на практике, т.е. стажером по специальности 2,5 года. За это время студент должен обязательно проработать по три месяца в четырех юридических ведомствах: в суде первой инстанции по гражданским делам; в суде по уголовным делам или прокуратуре; в каком-либо административном учреждении; в адвокатуре; и еще по своему выбору не менее шести месяцев на любой юридической должности. Практикой руководят специально приглашаемые на эту роль наставники из опытных практикующих юристов, которые одновременно ведут со стажерами семинарские занятия, обеспечивающие не только закрепление профессиональных навыков, но и подготовку к последнему государственному экзамену.

Итоговый государственный экзамен держат те студенты, которые выполнили все требования учебной программы как по ее аудиторной, так и практической части. Этот экзамен тоже состоит из защиты предварительно подготовленной письменной работы и собеседования по экзаменационным вопросам из всех основных дисциплин, изучавшихся в университете. Устный экзамен проводится в три-четыре этапа.

Учитывая многоступенчатость подготовки, обилие письменных работ, подробность устных собеседований (экзаменов), студенты заканчивают свое образование обычно в 27-летнем возрасте, т.е. нормативный шестилетний срок обучения обычно заметно превышается. Нужно сказать, что обучение по юриспруденции в немецких университетах на 90% финансируется государством, остальные средства находит сам обучающийся.

Заметно иной является подготовка юристов в США, которая создавалась в целом по английскому образцу, но с существенными изменениями в содержании, поскольку делалось это уже в XIX в. и американцы не были скованы вековыми традициями ни собственно метрополии, ни других стран, переселенцы из которых осваивали Америку. Перебирались сюда люди в «стремлении к счастью» (вспомним Джефферсона) и создавали государство как бы на пустом месте по собственным представлениям о справедливости. Важно иметь в виду, что это были представления что называется WASP – аббревиатура английских слов «белый, англо-саксонец, протестант» – или «стопроцентных американцев». Вместе с тем, в США, конечно же в рамках закона, никому не возбранялось и не возбраняется жить так, как жили предки. Это культурное многообразие образа жизни удачно сочетается с федеративным устройством государства и воплощено зачастую весьма радикально в законодательстве штатов. Американский юрист – это всегда специалист, работающий в конкретном штате и получивший образование тоже в конкретном штате. Разграничение компетенции штата и компетенции федеральных органов власти здесь прослеживается скрупулезно.

Американская система высшего юридического образования отличается тем, что это образование является по нашим меркам как бы послевузовским. Для того чтобы учиться в юридической школе, нужно иметь диплом об окончании вуза – какого-либо четырехгодичного колледжа, предпочтителен диплом по политологии. Чтобы стать юристом, диплома колледжа недостаточно, нужно проучиться еще как минимум три года в «после высшей» юридической школе и получить диплом доктора юриспруденции. Фактически юридическое образование здесь является чисто профессиональным, тогда как в континентальной Европе оно общее университетское.

Свои высшие юридические школы имеют почти все крупные университеты США. Смысл обучения в такой школе заключается в большой личной заинтересованности учащегося стать юристом. Поэтому поступающие в юридические школы проходят серьезные тестовые испытания, сами оплачивают свое обучение и в действительности учатся больше трех лет. Стоимость обучения существенно зависит от престижа школы и может колебаться от 3 до 25 тыс. дол. в год. Вузовское образование в США отличается от немецкого тем, что здесь государство финансирует только 50% затрат на обучение, причем это не касается послевузовского, к которому относится и юридическое, целиком существующего на частные средства.

В качестве примера программы подготовки американского юриста, мы обратимся к Школе права Техасского университета в г. Остин, столице штата Техас[44]. Как и в других университетах, программа рассчитана на три года обучения, поделенных на шесть семестров (от 1 до 6). Сам учебный план представляет собой персональный документ, составляемый из 10 обязательных видов подготовки и нескольких других по выбору из предлагаемых университетом 109.

Перечень обязательных для изучения дисциплин включает: контрактные соглашения (2, 3, 4, 6 семестры); уголовное право ч.I (3 семестр); косвенные правонарушения контрактных соглашений (2, 3, 5 семестры); собственность (2, 3, 5 семестры); исследовательская работа в области права (1, 2, 3 семестры); гражданское процессуальное право (2, 3, 5 семестры); конституционное право, ч. I (3, 4 семестры); конституционное право, ч. II (1, 2, 3, 4 семестры); профессиональная ответственность (2, 3 семестры); судебная практика (1, 2, 3, 4, 5 семестры).

Количество дисциплин, выбираемых студентом для изучения самостоятельно, ограничено только предлагаемым перечнем и лимитами учебного времени. Это может быть – антимонопольное законодательство, банкротство, история американского права, международные споры или дискриминация в сфере занятости, введение в мексиканское право, дети и право и пр.

Занятия проводятся, как правило, в небольших группах, напоминающих по форме не столько лекции, сколько семинары, на которых преподаватель ставит общие вопросы, рекомендует литературу, ведет развернутую беседу со студентами и пр. Студенты преимущественно самостоятельно работают с литературой и выполняют много письменных работ. Вместе с тем порядок таков, что неудовлетворительная оценка на семестровом экзамене может быть исправлена только после повторного изучения курса в том же объеме. Нет ничего удивительного, что некоторые студенты учатся по несколько лет. Впрочем для американцев долгая учеба вполне привычна: само среднее образование здесь 12-летнее, так что продолжать образование дальше они начинают, как правило, уже 17-летними либо в колледжах университетов (еще 4 года), либо в технических институтах (не меньше 3 лет), поэтому учатся в юридической школе взрослые (начиная с 21 года).

Завершение учебы и получение диплома доктора юриспруденции открывает путь либо к дальнейшей научно-исследовательской работе в течение одного года по магистерской программе с защитой диссертации, либо к поиску работы. Если немецкое юридическое образование строится как бы вокруг правосудия, то американское – вокруг адвокатуры. Если доктор юриспруденции находит должность на государственной службе, то это как правило либо «середнячок» по уровню подготовки, либо «фанат» определенного рода занятий. Символ юридического качества и успешности – богатая адвокатская практика. Ассоциации адвокатов необыкновенно влиятельны в США. Поэтому специалист довольно долго может работать в адвокатской конторе на заштатных ролях, с трудом добиваясь лицензии, зарабатывая затем имя и клиентуру. Даже если юрист идет на государственную службу, то делает он это обычно, чтобы побыть на виду, обзавестись связями, может быть, – прикопить средств. Полностью реализовавшимся он чувствует себя только на частно-правовом поприще.

Специфичность американской правовой системы такова, что подготовленные в европейских странах юристы практиковать здесь успешно не могут. Крупнейшие светила юридической мысли, такие как немец Г. Кельзен (1881-1973), нашедший в США приют от нацистских гонений, жили прошлым багажом, издавая свои труды в переводе на английский или, как русский эмигрант Н. С. Тимашев (1886-1970), спасшись здесь от коммунистического террора, консультировали правительство, а то и полностью меняли профессию, как П. А. Сорокин (1889-1968), ставший президентом Американской социологической ассоциации.

Заключая этот раздел, скажем, что даже в однотипных пределах любая национальная правовая система весьма и весьма герметична. Она работает сама на себя и сама себя воспроизводит кадрово. Если, скажем, врач или финансист, подготовленный в другой стране при определенных усилиях может найти себя на чужбине, то юрист – никогда. Вне пределов своего государства, за редчайшими исключениями, как специалист он никому не нужен. Причем это касается не только судьбы немца во Франции или француза в Германии, но и говорящих на одном языке американца в Англии или англичанина в Америке.

Если вы хотите стать востребованным, высокооплачиваемым юристом – стоит рассмотреть возможность обучения в США и Великобритании . Традиции образования в этих странах очень сильные, проверенные временем: именно образовательные системы этих стран служат примером и эталоном для учебных заведений по всему миру. Кроме того, основы британского и американского права распространены очень широко, и системы судопроизводства по всему миру во многом работают по этим системам.

Возможные учебные направления в области права очень разнообразны: это и бакалавриат, магистратура, докторантура, и краткосрочные учебные курсы и повышение квалификации, и подготовительные довузовские курсы. Важный плюс – практически на каждой программе теоретическое обучение идет без отрыва от практики: постоянно разбираются реальные дела, случаи из жизни и юридические прецеденты, приглашаются известные специалисты, ораторы, судьи и адвокаты, устраиваются тематические мастер-классы, лекции и семинары. Кроме того, изучение большого количества смежных специальностей позволяет выпускникам действительно высоко котироваться на международном рынке труда – проблем с поиском работы практически не возникает.

Юридическое образование в Великобритании: структура и особенности обучения

Юридические школы и вузы Великобритании предлагают достаточно короткие бакалаврские программы – они длятся только 1-3 года против четырехлетней отечественной программы. Это связано с тем, что плотная профориентация и изучение профильных дисциплин в Британии ведется уже в старших, выпускных классах (этап Sixth Form), соответственно, в университет дети уже поступают с прочным фундаментом базовых знаний и навыков.

Конечно, стоимость обучения в Великобритании, особенно на такой востребованной специальности, как юриспруденция, очень высока: так, для учебы в Оксбридже и других топовых национальных университетах придется заплатить 13-14 тысяч фунтов стерлингов (и это без учета проживания). Но выпускники окупают затраченные средства уже в первые годы после выпуска – таких молодых специалистов очень быстро “расхватывают” лучшие международные компании, предлагая престижные и высокооплачиваемые должности.

Кроме того, самые одаренные студенты имеют возможность получить грант или стипендию – это поможет существенно сократить затраты. Хороший способ сэкономить – воспользоваться программой перевода University Pathway или другими: закончить вуз в России, получить диплом международного образца и уже после этого поступать в британские университеты (например, на программы магистратуры).

Говоря о поступлении в юридические вузы Великобритании, отметим следующие ключевые требования к абитуриентам:

  • Высокий уровень английского языка – практически на уровне носителя: TOEFL от 230 или IELTS от 7.0
  • Владение необходимыми академическими навыками и профильной терминологией (для этого мы сможем вам подобрать эффективные подготовительные курсы)
  • Если есть возможность – лучше заранее пройти программу средних, старших и выпускных классов в английской школе: Foundation , A-level или IB . Обратите внимание, что юридические факультеты и школы очень требовательны – минимум по трем предметам оценка на экзамене должна быть А*-А и не ниже.

Университеты в США: юридические вузы, институты и высшие школы

В США именно юриспруденция считается одной из самых сильных и востребованных специальностей: на это повлияли и давние традиции американского право, огромное количество юридических и правовых компаний и специалистов, высокие образовательные стандарты и в целом высокая правовая грамотность населения.

Если вы решили получить высшее юридическое образование в США и озаботились этим вопросом заранее, имеет смысл закончить одну из так называемых Школ Права. Подобные школы входят в состав крупных и развитых университетов и готовят старшеклассников по основным дисциплинам правовой системы. Большой плюс – поступить в такую школу можно с дипломом или аттестатом любой специальности, потребуется только пройти специальный подготовительный курс Pre-Law. Тематика Pre-Law может быть различной: например, в University of South Florida есть варианты международного, судебного, конституционного права, природоохранное законодательство.

В самих университетах и высших юридических школах студенты начинают с программы бакалавриата: степень Juris Doctor позволяет начать адвокатскую деятельность (семейное, уголовное, гражданское или корпоративное право). Затем следует магистерский курс — степень LLM. На магистратуру можно поступить как сразу после окончания юридического бакалавриата, так и с другим дипломом – но пройдя специальную предварительную подготовку и сдав экзамен LSAT (если вы до этого учились на смежной, но не профильной специальности).

Куда пойти учиться?

Мы уже отмечали лучшие юридические школы мира в этой статье . Но указанными громкими именами список престижных, востребованных и качественных учебных заведений не ограничивается – приведем для вас еще несколько примеров в Великобритании и США.

Великобритания

  • University of Birmingham (Бирмингем)
  • University of Sheffield (Шеффилд)
  • Liverpool John Moore’s University (Ливерпуль)
  • University of Southampton (Саутгемптон)
  • Kingston University (юго-запад Лондона).

Традиционно лучшими в юридической сфере считаются университеты Калифорнии и Восточного побережья, Бостона.

  • Pepperdine University (Малибу): высокий уровень исследований (предпринимательство и судопроизводство). Есть возможность не только закончить профильные курсы (бакалавриат, магистратура), но и получить смежную специальность – предлагаются направления бизнес-администрирования, разрешения споров, государственно-муниципальное управление.
  • University of San Francisco (Сан-Франциско): сильные магистерские программы – “Международные соглашения”, “Интеллектуальная собственность”, “Технологии”, “Сравнительное правоведение” (в том числе и для иностранных студентов)
  • Boston University (Бостон): входит в ТОП-30 лучших юридических школ страны, основные программы – бакалавриат (Juris Doctor (JD)) и магистратура (Master of Laws (LL.M)). Ключевые направления: американское право, международное право, интеллектуальная собственность, здравоохранительное право, судопроизводство.

lock

Статья описывает юридическое образование в Англии и Уэльсе, Аргентине, Германии, Польше, США и Франции. Обучение юристов рассматривается в контексте устройства национальных систем образования и во взаимосвязи с правилами доступа к юридической практике. Автор выделяет две основные модели организации юридического образования и практической подготовки будущих юристов, отмечая индивидуальные характеристики этих моделей в каждой конкретной стране. Анализ зарубежного опыта используется для того, чтобы сформулировать возможные шаги для повышения качества юридического образования в России и оценить плюсы и минусы каждого из них.

Пока технологические решения не заменили живых юристов полностью, навыки и знания этих людей остаются значимым фактором, влияющим на качество юридической помощи, эффективность правоприменения и характер развития правовой системы. Соответственно, не теряют своей значимости и механизмы, обеспечивающие формирование профессиональных юристов. Одним из них является высшее юридическое образование, качество которого нередко обсуждается в связке с качеством юридических услуг, правоприменительной практики и законотворчества.

Качество российского юридического образования остается предметом критики. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на сайты юридических изданий и в блоги представителей юридической профессии. Там периодически пишут о пробелах в компетенциях выпускников, о малой адекватности образовательных программ, о недостатках в организации учебного процесса, о недоверии к оценкам, выставленным в дипломах. Предлагая способы решения этих проблем, участники дискуссий нередко ссылаются на зарубежный опыт образования и подготовки юристов.

Опыт других стран может быть ценным источником идей, если рассматривать его в широком контексте устройства национальных образовательных систем и юридической профессии. Сопоставив их с особенностями российской системы высшего образования и организации юридической практики, можно делать выводы о целесообразности заимствования того или иного решения для улучшения юридического образования у нас.

По соотношению между юридическим образованием и доступом к юридической профессии изученные страны делятся на две группы 4 4 Здесь и далее описание национальных моделей юридического образования опир


В данной статье рассмотрены глобальные тенденции профессионального юридического образования, характерные как для Англии, так и для России: «американизация» юридического образования, ориентация на практику. На основе анализа публикаций выявлены основные направления предполагаемых изменений в содержании учебных программ, необходимость вовлечения в учебный процесс больше специалистов-практиков, применение различных видов клинических программ.

Юридическое образование в настоящее время подвергается критике и изменениям практически во всем мире. Наблюдается избыток юристов на рынке труда, и вместе с тем сохраняется высокая стоимость юридического образования, что снижает его доступность.

Отмечается также, что навыки, которые приобретаются студентами в рамках традиционных учебных программ высшего образования, не удовлетворяют требованиям работодателей. Кроме того, программы ВУЗов не успевают оперативно реагировать на изменения в экономике и политике.

Поэтому глобальной тенденцией стала ориентация юридического образования на практику, чтобы соответствовать запросу рынка юридических услуг.

Указанные проблемы характерны в том числе и для Российского образования. Поэтому представляют интерес тенденции на международном рынке юридического образования, опыт решения подобных проблем в профессиональной подготовке юристов.

Целью статьи является освещение и анализ тенденций английской системы подготовки юристов, которая зарекомендовала себя как одна из самых эффективных в мире.

Так, в рейтинге 100 лучших университетов мира QS 2014–2015–19 университетов Великобритании, из них в топ-3 два университета (в порядке рейтинга): University of Cambridge и Imperial College London.

Юридическое образование в Англии находится на распутье. Это вызвано тем, что степень бакалавра в сочетании с практикой теряет привлекательность в мире. В настоящее время широко экспортируется американская модель, особенно в развивающиеся страны, такие как Китай и Индия.

Есть критические взгляды, которые говорят, что бакалавры являются слишком незрелыми, чтобы понять всю полноту правового образования. Если говорить о Европе, то часть ее находит, что модель юридического образования Великобритании подходит для их рынка юридических услуг, в то время как есть и значительное движение в сторону американского стиля получения степеней.

Поэтому, как отмечают исследователи, Великобритания сама не застрахована от Американизации правового образования. [2, c. 21]

Вместе с тем, согласно данных доклада LETR в профессиональной юридической среде Англии актуальны вопросы о доступности, стоимости и разнообразии юридического образования, а также качества [3, c. 46].

Как отмечается учеными, сформировалось пять показателей, по которым можно судить о слабых и сильных сторонах юридического образования: качество; последовательность уровней; мобильность и карьерный рост; доступность и стоимость и, наконец, эффективность.

Главный показатель, о котором заботятся при проведении реформ — качество юридического образования.

При этом одним из важнейших вопросов является вопрос о влиянии глобализации на юридическую профессию.

Большое внимание уделяется обсуждению вопросов о содержании учебных программ для глобализации юридических знаний, и пока меньшее внимание уделено вопросу, как сами структуры и процессы юридического образования взаимодействуют и изменяются в процессе глобализации.

Несмотря на то, что принципиально признается необходимость пересмотра основных предметов, среди ученых Англии идут дискуссии о содержании такого пересмотра. Подчеркивается, что важно еще больше не перегрузить и без того перегруженное юридическое образование. Кроме того, негативную оценку получает риск ограничения свободы вузов разрабатывать собственные академические интересы за пределами основных предметов, таких как история права, Римское право.

При этом важно чтобы университетские знания прошли через ученичество дополнив друг друга. То есть, и университет и внеуниверситетское юридическое образование должно развивать профессиональные навыки более полно. Имеются виду такие темы, как профессиональная этика, общение с клиентами, бизнес и финансы, понимание того, как работают такие институты, например, как полиция и тюрьмы и как им противостоять.

Таким образом, следующей тенденцией в юридическом образовании Англии является усиление связи между образованием и практикой. Эту связь предлагается усилить, так что идея правового образования как гуманитарного образования перестает быть идеальной (имеется ввиду движение в сторону «ремесла»).

Предлагается уже в университетах разрабатывать практические навыки в рамках учебной программы. Такие навыки потом будут отточены в течение практики LPC и BPTC.

Расширение сотрудничества между наукой и практикой будет способствовать обмену идеями между академическими и практическими аспектами права. В Английских университетах уже действуют различные модификации клинических образовательных программ (в том числе и виртуальных), которые предлагается расширить. Такие программы помогут студентам ознакомиться с практической реальностью судебной системы, процессуального права и встроить навыки ведения переговоров, навыки составления документов и практические навыки решения задач в систему правовых исследовательских навыков.

Важным аспектом университетского образования является развитие учащихся как личности. Предлагается ввести эти вопросы на более ранних сроках обучения как обязательный этап, чтобы научить профессиональной этике и ценностям, которые необходимы в юридической профессии. Обучение этим навыкам через клинические программы, позволит студентам оценить последствия их профессиональных решений и этические проблемы, которые будут возникать на практике, а также даст непосредственное, глубокое понимание общественного значения правовой работы.

Данные исследования LETR показывают, что есть области когнитивной экспертизы, не охватываемые должным образом, в том числе профессиональная этика и ценности. Этика, ценности и профессионализм входит в рейтинг наиболее важных областей знаний, поэтому одной из рекомендаций LETR является необходимость пересмотреть отношение к этике и профессионализму в пределах образовательных программ и практик.

Еще одной тенденцией является озвучивание проблемы разнородности (доступности) юридического образования. В настоящее время юридическое образование доступно более привилегированным социальным слоям населения. Они несоразмерно представлены в университетах, на профессиональных курсах повышения квалификации, на стажировках и в качестве младших барристеров и солиситоров. Поэтому звучат призывы поощрять и принимать менее привилегированные слои. Однако звучит и критика этой позиции из опасения, что это отразится на качестве образования, что недопустимо в условиях жесткой конкуренции и глобализации [1, c. 17]

Наметилась тенденция и в формулировании цели профессионального юридического образования — целью является, в первую очередь, обеспечение уровня производительности труда. Университет должен заверить потребителей в том, что те, к кому они обращаются за юридической помощью, являются грамотными и профессиональными юристами. Таким образом, можно говорить об ориентированности на социальные нужды, публичные интересы.

Имеются и критические замечания о выявлении диссонанса между учебной деятельностью и тем, что происходит на практике. Это уменьшает ценность обучения в глазах профессионалов и студентов. Возможно, это стало следствием упрощения практических заданий для учебных целей. Решением этой проблемы является увеличение количества специалистов-практиков, вовлеченных в обучение, которые привнесут в обучение свой аутентичный опыт.

В рамках статьи я смогла осветить только некоторые публикации английских ученых, которые отражают тенденции развития юридического образования. Можно сказать, что ни одна система юридического образования не является идеальной, ей приходится подстраиваться под меняющиеся условия. Основным фактором изменений в юридическом образовании сегодня является глобализация.

В связи с тем, что этот фактор влияет и на юридическое образование в России, изучение тенденций развития юридического образования в Англии представляет практический интерес. Практико-ориентированный подход, направленность на улучшение качества образования, индивидуальный подход к отбору содержания образовательных программ можно использовать для разработки национальных учебных программ, творчески их переработав.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое образование, LETR, Англия, правовое образование, программа, профессиональная этика, BPTC, LPC, профессиональное юридическое образование, юридическая профессия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: