Принципы распределения обязанностей районного суда

Обновлено: 27.03.2024

3. Территориально-функциональный - судья рассматривает только уголовные или только гражданские дела.

4. текущее распределение дел - судьи рассматривают дела по мере поступления заявления.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфика криминогенной ситуации в районе и ряда других.

Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел.

Зональный. Территория района делится на зоны - участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться двое судей.

Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные — по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие — по уголовным делам.

Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.

Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.

Распределение дел между судьями зависит от количества судей и их деловых качеств, особенностей района, материально-технического обеспечения и количества поступающих дел.

4. Председатель суда, его права и обязанности.

1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфика криминогенной ситуации в районе и ряда других.

Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел.

Зональный. Территория района делится на зоны - участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться двое судей.

Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные — по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие — по уголовным делам.

Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.

Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат судавключает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.

Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ за заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные (городские) суды. В сферу их полномочий входит: рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением отнесенных законом к ведению других судов; рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РФ; рассмотрение апелляционных жалоб и представлений на решения или приговоры мировых судей; изучение и обобщение судебной практики.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории юрисдикции данного суда.

Правосудие осуществляется единолично и коллегиально.

Количество судей устанавливается законодательным органом субъекта федерации. При наличии в суде двух и более судей, один из них назначается председателем. Если один судья - он же и председатель.

Организация работы в районном городском суде.

Распределение дел между судьями зависит от количества судей и их деловых качеств, особенностей района, материально-технического обеспечения и количества поступающих дел.

Принцип распределения обязанностей:

3. Территориально-функциональный - судья рассматривает только уголовные или только гражданские дела.

4. текущее распределение дел - судьи рассматривают дела по мере поступления заявления.

В аппарат суда входят:

- помощники председателя суда и судей,

- секретари судебных заседаний.

Прием посетителей ведут все судьи, включая председателя.

Состав районного суда:

Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфика криминогенной ситуации в районе и ряда других.

Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел.

Зональный. Территория района делится на зоны - участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться двое судей.

Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные — по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие — по уголовным делам.

Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.

Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи.

Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.

В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего, он распределяет обязанности между судьями. Один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой – гражданских, третий – административных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Возможна также специализация судей по категориям дел, например, по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально конкретным судьям.

Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагаются также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.

Для четкой организации работы необходим вспомогательный аппарат суда. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей.

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя. Кроме него в этом участвуют все судьи и работники аппарата суда.

Председатель суда, прежде всего, является судьей, поэтому в его функции входит рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел. Как руководитель органа судебной власти председатель районного (городского) суда: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Например, о несовершеннолетних, семейных и иных дел; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведение судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.

Руководство работой суда осуществляет также заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель (ч. 2 ст. 23 Закона).

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей и за каждым из них закрепляется определенная зона. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний, в которые заносятся уголовные, гражданские и административные дела по мере их поступления. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.

Также в суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа: обобщение судебной практики, проверка работы канцелярии и судебных исполнителей, чтение лекций, повышение квалификации кадров и т.д. В квартальном плане указываются сроки выполнения каждого мероприятия с указанием даты и ответственных лиц. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления, отражается их движение, сроки и результаты рассмотрения.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальное в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: