Решения суда ес как источники европейского права

Обновлено: 26.04.2024

Прежде чем описывать источники права Европейского Союза (ЕС), я дам определения некоторым понятиям.

Европейский Союз - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим.

Особенностью Европейского Союза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

«Источники права - акты уполномоченных органов власти, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности государства. Основные виды источников права: правовой обычай; прецедент (характерен для англосаксонской правовой системы); нормативный акт; нормативный договор (соглашение между различными субъектами права)».

Проанализировав вышеприведенные определения, можно дать определение источникам права ЕС.

Источники права Европейского Союза – документы, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности Европейского союза.

Далее в своей работе я расскажу подробнее о понятии, видах источников права ЕС, дам им характеристику.

Источники права Европейского союза

Источники права Европейского Союза – это внешние формы выражения его правовых норм.

Система источников права ЕС отличается большим своеобразием. Она обусловлена особенностями формирования европейского права и его структурой.

Вот как один из авторов предложил представить источники права ЕС в схеме:


Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют источники первичного права. Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь.

В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене.

Самостоятельное положение занимает третья группа источников – источники прецедентного права. Она сочетает в себе черты как первичного, так и вторичного права Союза, занимает промежуточное положение между ними.

Профессор Л.М. Энтин выделяет четыре главных группы источников европейского права. Во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, общие принципы права, в-третьих, решения Суда ЕС и, в-четвертых, международные договоры.

Первичное право

Первичное право - источники, имеющие основополагающий характер в правовой системе и обладающие высшей юридической силой.

Как известно, основным источником права в государствах является конституция, в соответствии с которой принимаются другие законы, нормативные акты. В Европейском Союзе функции конституции выполняют учредительные договоры.

В рамках Европейского Союза данные источники по своей форме являются международными договорами, которые подписаны и ратифицированы всеми государствами-членами и для своего изменения, по общему правилу, нуждаются в согласии каждого из них.

Первым договором, с которого началось формирование первичного права, послужил в данное время уже не действующий Договор о ЕОУС 1951 г. А так же это учредительные документы (договоры) организации: Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г., Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Все три договора связывают одни и те же страны.

К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их(«ревизионные» договоры): Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза (Ниццкий договор 2001 г.). Эти изменения были окончательно оформлены 14.02.2001г.

Составной частью первичного права Союза выступают договоры о присоединении новых государств-членов: договор 1972 г. о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии; договор 1980 г. о присоединении Греции, договор 1985 г. о присоединении Испании и Португалии и договор 2003 г., на основании которого членами Союза стали 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья.

К каждому из договоров о присоединении прилагается специальный документ («акт об условиях присоединения»), который устанавливает сроки и процедуру постепенной интеграции новых стран в экономическую и правовую систему Союза.

К актам об условиях присоединения, в свою очередь, приложены многочисленные протоколы и приложения, являющиеся их составной частью (подобно тому, как сами эти акты являются частью договоров о присоединении).

В декабре 2008 года был подписан ревизионный договор – Лиссобонский договор. В настоящее время он находится в ратификации.

Большинство норм упомянутой группы источников первичного права имеют переходный характер и со временем утрачивает силу. Однако среди них есть и такие, которые рассчитаны на постоянное применение.

Вторичное право

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также международные договоры Союза и соглашения, заключённые в рамках ЕС его государствами-членами.

Суммарная характеристика актов вторичного права дана в ст. 249 Договора о Сообществе. К их числу отнесены регламенты, директивы и решения.

Основные методы построения правовой системы ЕС: метод унификации и метод гармонизации.

Метод унификации предполагает издание сообществом нормативного акта прямого действия, который заменяет акты внутригосударственного права, ранее регулирующих определённую область общественных отношений. Иными словами метод унификации предполагает создание единого правового режима в соответствующей области экономики, транспорта, культуры и т.д.

Вторым методом, определяющим правотворческую деятельность институтов ЕС, является метод гармонизации. Гармонизация также имеет своей целью установление единых правовых норм, регулирующих определённые экономические и иные отношения на всей территории ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении ЕС правил, направленных на сближения положений законодательных актов государств-членов в определённой области. Последние затем приводят свою нормативную базу в соответствии с гармонизирующим документом, закрепляют содержащиеся в нём правила в национальных законах, других правовых актов, самостоятельно определяя способ и формы включения в национальную правовую систему гармонизированных норм.

Регламент является нормативно-правовым актом общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов права ЕС и является актом прямого действия. Он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Все регламенты (нередко в литературе они именуются законодательными актами) подлежат обязательной публикации в Официальном вестнике ЕС. Они вступают в силу, если иное не установлено в самом акте, на 20-й день после их опубликования. При публикации сообщается, каким институтом (или институтами) акт принят, какова примененная процедура и все ее участники. Прямое действие регламента непосредственно оговорено в учредительных актах.

Второй вид нормативно-правовых актов, издаваемых институтами, — это директивы. Их главное отличие от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты применением этого акта, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Директивы, таким образом, связывают государство только в том, что касается достижения определенных результатов и сроков их достижения. Детальной регламентации они содержать не должны. Наметившаяся было тенденция к детализации директив не получила поддержки. В ходе подготовки Амстердамского договора 1997 г. была введена новая квалификационная разновидность этих актов: 1) рамочные директивы и 2) обычные директивы. Первые образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту. Вторые могут содержать более детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет место иерархическая соподчиненность.

Одной из сфер, в которой директивы используются особенно широко, является осуществление мероприятий по гармонизации национального права. В этом случае указывается, какие именно цели и результаты должны быть достигнуты, с тем чтобы устранить столкновение (коллизию) норм национального права различных государств-членов в той или иной области. Однако при этом не указывается, каким образом эта цель должна быть достигнута национальными властями.

Директивы могут быть адресованы как всем государствам — членам Союза, в этом случае они обязательно публикуются в Официальном вестнике ЕС, так и отдельным государствам - членам Союза. В этом случае достаточна их нотификация. Директивы вступают в силу с даты их опубликования или нотификации, а не с момента истечения срока, установленного для их осуществления. Это особенно важно иметь в виду в связи с краткостью сроков исковой давности по искам об аннулировании.

Третью группу источников права образуют решения. Их отличительная особенность заключается в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Они обязательны для своих адресатов во всех своих составных частях. Впрочем, практика знает и некоторые исключения, устанавливаемые рамочными решениями. Решения обязательны для тех субъектов европейского права, коим они адресованы. Адресатом не обязательно должно выступать государство. Это могут быть определенные институты, те или иные категории юридических лиц либо даже отдельные юридические лица. Решения нотифицируются (сообщаются) тем субъектам европейского права, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС пользуются Совет, Совет, действующий совместно с Европейским парламентом, Комиссия, а также Европейский центральный банк в пределах своей специальной компетенции.

Статья 249 Договора о Сообществе предусматривает возможность принятия еще двух видов правовых документов - это рекомендации и заключения. Однако они не являются нормативно-правовыми актами и не имеют обязательной юридической силы.

Нормативно-правовые акты Сообществ образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права.

Очень многие регламенты и директивы ЕС касаются чисто технических вопросов и никак не затрагивают основы регулирования общественных отношений в национальных суверенных государствах — членах Европейского Союза.

Другая часть вторичного права – нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов их заключающих, подразделяются на три вида:

1) Соглашения Европейского Союза с третьими странами.

2) Дополнительные конвенции между государствами-членами.

3) Межинституционные соглашения – нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов. Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Комиссию.

Прецедентное право (решение Европейского суда)

В рамках интеграционного процесса сформировались два важнейших судебных органа - Европейский Суд по правам человека и Суд Европейских сообществ. По мере эволюции в ЕС утверждается трехзвенная структура. Каждая из судебных инстанций играет в пределах своей компетенции важную роль в нормотворческом процессе.

Особую категорию источников права ЕС образуют решения Европейского суда. С одной стороны решения Суда нельзя безусловно относить к вторичному праву: формально, согласно Договору о ЕС, Европейский Суд не является правотворческим органом, его задача – обеспечивать «сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора» (ст.164 Договора о ЕС). Однако Суд не ограничивается ролью только правоохранительного органа ЕС.

Судебная система ЕС с подписанием Ниццского договора 2001 г. включает Суд ЕС, Суд первой инстанции и специализированные судебные палаты. Ведущую роль в нормотворческой деятельности сохраняет Суд ЕС, выполняющий функции верховного, конституционного и кассационного суда ЕС.

Суд ЕС толкует основные положения учредительных договоров и иных нормативно-правовых актов и формулирует автономные понятия и концепции, которые дополняют и уточняют положения нормативно-правовых актов и вводят в действие новые принципиально важные для развития интеграционного права положения. Нередко положения, разработанные и введенные в практику Судом, получают в последующем закрепление в нормативно-правовых актах.

Международные договоры образуют особую группу источников права ЕС. Соглашения, заключенные ЕС с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права.

Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами и государствами-членами, а в перспективе Союзом, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.

К источникам права ЕС можно отнести еще некоторые разновидности соглашений, которые близки по своему статусу к международным договорам. Это закрытые конвенции, заключаемые между государствами-членами в развитие предписаний учредительных договоров в целях детализации сотрудничества в отдельных областях.

Помимо формализованных источников права ЕС, содержащих императивные нормы и предписания, определенное влияние на развитие права ЕС оказывают и иные акты, издаваемые институтами и органами ЕС.

Особо важное значение имеют решения, принимаемые Европейским советом. Высший орган политического руководства ЕС формулирует в своих документах общие принципы, стратегические направления и главные этапы осуществления политики.

Заключение

Европейское право - это большой и разветвленный комплекс, который включает нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь переплетаются нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права.

Право Европейского Союза обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права Европейского Союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов.

Итак, мы выяснили, что источники права ЕС делятся на: первичные, вторичные и прецедентные. К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Нормативный правовой акт, издаваемый органами ЕС, выступает наиболее важным по значению источником вторичного права. Стандартными формами нормативных актов Союза выступают регламенты, директивы и рамочные решения. Некоторые акты общеобязательного характера издаются под названием решений и ориентиров. Инструментом унификации служат регламенты – нормативные правовые акты, сходные по своим признакам с федеральными законами. Инструментом гармонизации служит директива, а в сфере уголовного и уголовно-процессуального права – рамочное решение.

И третий источник права ЕС - решение Европейского суда.

Список используемой литературы

1. «Договор о европейском Союзе» - Действующее международное право: сборник документов Т.3 – М, 1997

2. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов/ рук.авт.колл. и отв.ред. д.ю.н., проф. Л.М.Энтин – 2-е издание, пересмотр. И доп. – М.: Норма, 2007, 960 с.

3. Кашкин С.Ю. «Основы права Европейского Союза» - «Белые альвы», 1997

4. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 456 с.

5. Википедия – свободная энциклопедия.


Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной "ветвью" судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Судебная практика, созданная Судом, - одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия.
Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".

Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза. Вступление в силу Лиссабонского договора также должно привести к дальнейшему возрастанию юрисдикции союзных судов.

Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами "прецедентное право" - в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия) или "судебная практика"- в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.

Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.

Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:

1. прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);

2. преюдициальная (косвенная)юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

3. разбирать дела в порядке предварительного контроля.

I. Преюдициальные запросы национальных судов. В ЕС обеспечение единообразного толкования и применения учредительного договора составляет обязанность Европейского суда.

Преюдициальная юрисдикция — это не просто одна из многих, но важнейшая сфера юрисдикции Суда. Именно право, а в ряде случаев и обязанность, всех судов и трибуналов государств-членов направлять запросы в Европейский суд и вынесение последним преюдициальных решений явились од­ним из главных цементирующих факторов, который обеспечил эф­фективность, целостность и поступательное развитие «европейско­го» права и интеграционных процессов в Сообществах и Союзе в целом.

При отсутствии собственного аппарата насилия и принужде­ния наделение Европейского суда преюдициальной юрисдикцией было единственным способом достичь этой цели — с помощью «си­лы права».

Под источниками права понимается внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения. Формы права ЕС образуют целостную систему источников с присущей ей иерархией правовых актов.

Система источников права ЕС включает три группы актов:

• акты первичного права;

• акты вторичного права;

К актам первичного права относятся все учредительные договоры ЕС. По своей юридической природе акты первичного права являются между­народными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам ЕС, содержа­щимся в актах вторичного права.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичное право включает прежде всего нормативные акты, а также индиви­дуальные акты, рекомендательные акты, юрисдикционные акты, акты о коор­динации, акты sui generis (особого рода), а также международные документы.

Прецедентное право занимает промежуточное положение между пер­вичным и вторичным правом. Поскольку оно создается Судом ЕС — одним из институтов Евросоюза, формально его можно было бы отнести ко вто­ричному праву. Однако решения Суда зачастую развивают и конкретизи­руют положения первичного права и могут привести к отмене источников вторичного права, т. е. в иерархии норм они нередко оказываются выше источников вторичного права, как, например, фундаментальные решения, обеспечивающие верховенство и прямое действие права ЕС.

Сочетание первичного, вторичного и прецедентного права демонстри­рует соединение в системе источников права подходов, характерных для континентальной и англосаксонской правовых систем.

Первичное право Европейского союза (учредительные акты). Особенно­стью ЕС является то, что он основан на нескольких международных до­говорах учредительного характера.

В первую очередь это Римский договор, или Договор о функциониро­вании ЕС (1957), Договор, учреждающий Евратом (1957), Маастрихтский договор о ЕС (1992), так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для ЕС. Кроме того, к первичному праву «в узком смысле» необходимо отнести Хартию ЕС об основных правах (2000), которой Лиссабонский договор придал такую же юридическую силу, как и договорам о ЕС (ДЕС) и о функ­ционировании ЕС (ДФЕС).

К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Бюджетные договоры (1970; 1974), ЕЕА (1986), Амстер­дамский договор о внесении изменений в Договор о ЕС, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты (1997), Ниццкий договор (2001), Лиссабонский договор (2007). К такого рода актам можно отнести все договоры о присоединении, а также Акт о выборах представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием (1976) и Решение о собственных ресурсах (2000).

Со вступлением в силу Лиссабонского договора (1 декабря 2009 г.) была «повышена в ранге» и заняла равное место с ДЕС и ДФЕС в системе источников первичного права Хартия ЕС об основных правах (2000), быв­шая до этого совместным актом Парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии, т. е. источником вторичного права.

Вторичное право Европейского союза. Вторичное право ЕС — система источников права ЕС, состоящая из актов, принимаемых институтами и органами Евросоюза на основании и во исполнение актов первичного права ЕС.

Правовые акты институтов, органов и учреждений Союза делятся на несколько групп.

1) Правовые акты ЕС — акты, издаваемые институтами ЕС в формах, предусмотренных ст. 288 ДФЕС:

— регламент (фр. reglement, нем. Verordnung, англ. regulation) — важ­нейший из актов вторичного права по юридической силе.

Регламент обладает тремя юридическими свойствами, которые отличают его от других актов вторичного права и ставят его на самое высокое место в иерархии источников вторичного права ЕС: содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории ЕС.

Регламент является актом унификации законодательства государств- членов и обладает в государствах-членах силой закона. Метод унификации предполагает издание Союзом нормативного акта прямого действия, кото­рый «замещает», «становится на место» актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную область общественных отно­шений. Иными словами, унификация предполагает создание единообраз­ного правового режима в соответствующей области отношений. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах- членах, отныне действует один акт — регламент;

— директива (фр. directive, нем. Richtlinie, англ. directive) — второй по значению источник вторичного права ЕС.

Директива носит обязательный характер, содержит «модельные» нормы права, которые нуждаются в трансформации в национальное законодатель­ство государств-членов. Выбор форм и методов такой трансформации остается за самими государствами-членами. Для трансформации директи­вы предоставляется определенный срок. Если государство-член просрочит трансформацию директивы, то конкретная директива получает частичное прямое применение в соответствии с прецедентным правом.

Директива является актом гармонизации законодательства государств- членов. Гармонизация имеет своей целью установление схожих правовых норм, регулирующих определенные отношения в государствах — членах ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более мягкий, более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении в ЕС общих правил, направленных на сближение положений законодательных и иных норма­тивных актов государств-членов в определенной области;

— решение — юридически обязательный акт институтов ЕС, обяза­тельный в отношении тех субъектов права ЕС, на которое оно направлено;

— рекомендация — форма для выдвижения не имеющих обязательной силы предложений и пожеланий в адрес государств-членов и других субъектов права ЕС. Рекомендации рассматриваются в качестве источников «мягкого права», значение которого возрастает;

— заключение обычно выражает официальную позицию определенно­го института или органа ЕС по конкретному вопросу.

2) Законодательные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейским парламентом и/или Советом ЕС в соответствии с за­конодательной процедурой, обычной или специальной (ст. 289 ДФЕС):

— регламент Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— директива Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— решение Европейского парламента и/или Совета ЕС.

3) Незаконодательные акты — правовые акты ЕС, для издания которых договорами ДЕС и ДФЕС не предусмотрена законодательная процедура: регламенты, директивы и решения (кроме аналогичных актов, принимаемых в качестве законодательных актов), а также рекомендации и заключения.

4) Делегированные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейской комиссией (ЕК) на основании полномочий, делеги­рованных ей законодательными актами (ст. 290 ДФЕС):

— делегированный регламент ЕК;

— делегированная директива ЕК;

— делегированное решение ЕК.

5) Исполнительные акты — юридически обязательные акты ЕС, из­даваемые ЕК или Советом ЕС на основании предоставленных им полно­мочий (ст. 291 ДФЕС):

— исполнительный регламент ЕК или Совета;

— исполнительная директива ЕК или Совета;

— исполнительное решение ЕК или Совета.

6) Другие незаконодательные акты: правовые акты ЕС, не относящие­ся к вышеперечисленным актам:

— регламент (кроме вышеперечисленных актов);

— директива (кроме вышеперечисленных актов);

— решение (кроме вышеперечисленных актов).

К источникам права ЕС относятся и иные акты институтов, органов и учреждений ЕС: акты институтов ЕС, в форме, не предусмотренной ст. 288 ДФЕС, и акты иных, чем институты, органов и учреждений ЕС (перечень не исчерпывающий):

— решение sui generis;

— внутренний регламент / внутренние правила процедуры;

— заключения Европейского совета или Совета ЕС;

— белая/зеленая книги ЕК;

Прецедентное право Европейского союза (case law). К такого рода ис­точникам относятся решения Суда и решения Трибунала, а также решения специализированных трибуналов.

Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной "ветвью" судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Судебная практика, созданная Судом, - одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия.
Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".

Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза. Вступление в силу Лиссабонского договора также должно привести к дальнейшему возрастанию юрисдикции союзных судов.

Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами "прецедентное право" - в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия) или "судебная практика"- в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.

Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.

Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:

1. прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);

2. преюдициальная (косвенная)юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

3. разбирать дела в порядке предварительного контроля.

I. Преюдициальные запросы национальных судов. В ЕС обеспечение единообразного толкования и применения учредительного договора составляет обязанность Европейского суда.

Преюдициальная юрисдикция — это не просто одна из многих, но важнейшая сфера юрисдикции Суда. Именно право, а в ряде случаев и обязанность, всех судов и трибуналов государств-членов направлять запросы в Европейский суд и вынесение последним преюдициальных решений явились од­ним из главных цементирующих факторов, который обеспечил эф­фективность, целостность и поступательное развитие «европейско­го» права и интеграционных процессов в Сообществах и Союзе в целом.

При отсутствии собственного аппарата насилия и принужде­ния наделение Европейского суда преюдициальной юрисдикцией было единственным способом достичь этой цели — с помощью «си­лы права».

Под источниками права понимается внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения. Формы права ЕС образуют целостную систему источников с присущей ей иерархией правовых актов.

Система источников права ЕС включает три группы актов:

• акты первичного права;

• акты вторичного права;

К актам первичного права относятся все учредительные договоры ЕС. По своей юридической природе акты первичного права являются между­народными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам ЕС, содержа­щимся в актах вторичного права.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичное право включает прежде всего нормативные акты, а также индиви­дуальные акты, рекомендательные акты, юрисдикционные акты, акты о коор­динации, акты sui generis (особого рода), а также международные документы.

Прецедентное право занимает промежуточное положение между пер­вичным и вторичным правом. Поскольку оно создается Судом ЕС — одним из институтов Евросоюза, формально его можно было бы отнести ко вто­ричному праву. Однако решения Суда зачастую развивают и конкретизи­руют положения первичного права и могут привести к отмене источников вторичного права, т. е. в иерархии норм они нередко оказываются выше источников вторичного права, как, например, фундаментальные решения, обеспечивающие верховенство и прямое действие права ЕС.

Сочетание первичного, вторичного и прецедентного права демонстри­рует соединение в системе источников права подходов, характерных для континентальной и англосаксонской правовых систем.

Первичное право Европейского союза (учредительные акты). Особенно­стью ЕС является то, что он основан на нескольких международных до­говорах учредительного характера.

В первую очередь это Римский договор, или Договор о функциониро­вании ЕС (1957), Договор, учреждающий Евратом (1957), Маастрихтский договор о ЕС (1992), так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для ЕС. Кроме того, к первичному праву «в узком смысле» необходимо отнести Хартию ЕС об основных правах (2000), которой Лиссабонский договор придал такую же юридическую силу, как и договорам о ЕС (ДЕС) и о функ­ционировании ЕС (ДФЕС).

К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Бюджетные договоры (1970; 1974), ЕЕА (1986), Амстер­дамский договор о внесении изменений в Договор о ЕС, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты (1997), Ниццкий договор (2001), Лиссабонский договор (2007). К такого рода актам можно отнести все договоры о присоединении, а также Акт о выборах представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием (1976) и Решение о собственных ресурсах (2000).

Со вступлением в силу Лиссабонского договора (1 декабря 2009 г.) была «повышена в ранге» и заняла равное место с ДЕС и ДФЕС в системе источников первичного права Хартия ЕС об основных правах (2000), быв­шая до этого совместным актом Парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии, т. е. источником вторичного права.

Вторичное право Европейского союза. Вторичное право ЕС — система источников права ЕС, состоящая из актов, принимаемых институтами и органами Евросоюза на основании и во исполнение актов первичного права ЕС.

Правовые акты институтов, органов и учреждений Союза делятся на несколько групп.

1) Правовые акты ЕС — акты, издаваемые институтами ЕС в формах, предусмотренных ст. 288 ДФЕС:

— регламент (фр. reglement, нем. Verordnung, англ. regulation) — важ­нейший из актов вторичного права по юридической силе.

Регламент обладает тремя юридическими свойствами, которые отличают его от других актов вторичного права и ставят его на самое высокое место в иерархии источников вторичного права ЕС: содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории ЕС.

Регламент является актом унификации законодательства государств- членов и обладает в государствах-членах силой закона. Метод унификации предполагает издание Союзом нормативного акта прямого действия, кото­рый «замещает», «становится на место» актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную область общественных отно­шений. Иными словами, унификация предполагает создание единообраз­ного правового режима в соответствующей области отношений. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах- членах, отныне действует один акт — регламент;

— директива (фр. directive, нем. Richtlinie, англ. directive) — второй по значению источник вторичного права ЕС.

Директива носит обязательный характер, содержит «модельные» нормы права, которые нуждаются в трансформации в национальное законодатель­ство государств-членов. Выбор форм и методов такой трансформации остается за самими государствами-членами. Для трансформации директи­вы предоставляется определенный срок. Если государство-член просрочит трансформацию директивы, то конкретная директива получает частичное прямое применение в соответствии с прецедентным правом.

Директива является актом гармонизации законодательства государств- членов. Гармонизация имеет своей целью установление схожих правовых норм, регулирующих определенные отношения в государствах — членах ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более мягкий, более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении в ЕС общих правил, направленных на сближение положений законодательных и иных норма­тивных актов государств-членов в определенной области;

— решение — юридически обязательный акт институтов ЕС, обяза­тельный в отношении тех субъектов права ЕС, на которое оно направлено;

— рекомендация — форма для выдвижения не имеющих обязательной силы предложений и пожеланий в адрес государств-членов и других субъектов права ЕС. Рекомендации рассматриваются в качестве источников «мягкого права», значение которого возрастает;

— заключение обычно выражает официальную позицию определенно­го института или органа ЕС по конкретному вопросу.

2) Законодательные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейским парламентом и/или Советом ЕС в соответствии с за­конодательной процедурой, обычной или специальной (ст. 289 ДФЕС):

— регламент Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— директива Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— решение Европейского парламента и/или Совета ЕС.

3) Незаконодательные акты — правовые акты ЕС, для издания которых договорами ДЕС и ДФЕС не предусмотрена законодательная процедура: регламенты, директивы и решения (кроме аналогичных актов, принимаемых в качестве законодательных актов), а также рекомендации и заключения.

4) Делегированные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейской комиссией (ЕК) на основании полномочий, делеги­рованных ей законодательными актами (ст. 290 ДФЕС):

— делегированный регламент ЕК;

— делегированная директива ЕК;

— делегированное решение ЕК.

5) Исполнительные акты — юридически обязательные акты ЕС, из­даваемые ЕК или Советом ЕС на основании предоставленных им полно­мочий (ст. 291 ДФЕС):

— исполнительный регламент ЕК или Совета;

— исполнительная директива ЕК или Совета;

— исполнительное решение ЕК или Совета.

6) Другие незаконодательные акты: правовые акты ЕС, не относящие­ся к вышеперечисленным актам:

— регламент (кроме вышеперечисленных актов);

— директива (кроме вышеперечисленных актов);

— решение (кроме вышеперечисленных актов).

К источникам права ЕС относятся и иные акты институтов, органов и учреждений ЕС: акты институтов ЕС, в форме, не предусмотренной ст. 288 ДФЕС, и акты иных, чем институты, органов и учреждений ЕС (перечень не исчерпывающий):

— решение sui generis;

— внутренний регламент / внутренние правила процедуры;

— заключения Европейского совета или Совета ЕС;

— белая/зеленая книги ЕК;

Прецедентное право Европейского союза (case law). К такого рода ис­точникам относятся решения Суда и решения Трибунала, а также решения специализированных трибуналов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: