Работники аппарата районного суда их права и обязанности

Обновлено: 26.04.2024

Каждый работник аппарата суда, являясь носителем и исполнителем государственной гражданской службы на должностях в судебной системе Российской Федерации, должен осознавать свою ответственность перед государством, обществом, гражданами и стремиться оправдать общественное доверие; способствовать укреплению авторитета судебной власти, формированию в общественном сознании уважительного отношения к суду, судебным решениям; способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Положения настоящих Правил уточняют и конкретизируют этические нормы поведения работников аппарата суда, вытекающие из закрепленных законом требований к служебному поведению гражданских служащих, их следует рассматривать и применять как средство к достижению вышеназванных целей. Правила являются составной частью условий труда государственных служащих с момента заключения ими служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы.

1.1. В своей служебной деятельности и вне службы каждый работник аппарата суда обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение (статус) гражданского служащего, правилами поведения, установленными настоящими Правилами, общепринятыми нормами морали. Работник аппарата суда должен соблюдать ограничения, не нарушать запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, уважать и лично соблюдать нормы этического поведения, установленные настоящими Правилами. Работник аппарата суда должен информировать непосредственное руководство о любых попытках склонения его к нарушению норм этического поведения.

1.2. Работник аппарата суда не должен допускать того, чтобы личные, семейные, общественные или другие отношения влияли на его служебное поведение или принимаемые им решения.

1.3. Работник аппарата суда не должен использовать служебное положение для получения личной выгоды, в частных интересах других лиц.

2.1. Работник аппарата суда при исполнении своих служебных обязанностей должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности судебной власти.

2.2. Работник аппарата суда, осуществляя служебную деятельность, должен в полной мере реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности, высоко ставить верность принципам правосудия и гражданской службы.

2.3. Работник аппарата суда должен помнить, что в процессе его труда объектом воздействия являются человек (его интеллект, сознание, свобода, здоровье, поведение и др.), общество, социальные институты и процессы.

2.4. Работник аппарата суда в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации суда, поставить под сомнение его объективность и независимость при выполнении служебных обязанностей. Работник аппарата суда обязан не совершать поступки, порочащие его честь, достоинство и умаляющие авторитет судебной власти.

3.1. Работник аппарата суда должен исполнять должностные обязанности честно и добросовестно, в соответствии с должностным регламентом, на высоком профессиональном уровне. Своевременно и эффективно решать конкретные задачи, связанные с исполнением должностных функций, проявляя самостоятельность, высокую организованность, требовательность и принципиальность.

3.2. Работника аппарата суда должны отличать преданность своему делу, ответственное отношение к работе, дисциплинированность, исполнительность и трудолюбие. Каждый работник аппарата суда должен соблюдать правила внутреннего распорядка суда и использовать рабочее время для производительного труда. При исполнении служебных обязанностей работник аппарата суда должен занимать активную гражданскую позицию, высоко ставить служебные интересы, вносить предложения по совершенствованию профессиональной служебной деятельности.

3.3. Работник аппарата суда обязан воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам суда выполнять их служебные обязанности, либо брать на себя выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности.

3.4. Работник аппарата суда не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей в период урегулирования служебного спора, а должен разрешать его в соответствии с законом.

3.5. Работник аппарата суда должен исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, соблюдать установленный законом порядок действий в случае получения неправомерного поручения, ответственно и корректно подходить к решению вопроса о правомерности решений руководителя.

4.1. Работник аппарата суда не должен влиять или пытаться оказать влияние на процесс рассмотрения дел судьями, а также в процессе своей работы предпринимать действия, которые могут быть благоприятны для какой-либо из сторон, участвующей в процессе, или адвокатов, либо создавать впечатление о том, что это возможно.

4.2. При выполнении своих обязанностей работник аппарата суда не должен проявлять предубеждения и дискриминации (словесно или действиями) по отношению к кому-либо на основании расовой, религиозной, национальной, половой, либо политической принадлежности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, языка общения и других обстоятельств или оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Работник аппарата суда должен проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4.3. Общественное мнение, возможная критика деятельности суда или работника аппарата суда лично не должны влиять на правомерность и обоснованность действий работника суда при исполнении им своих обязанностей. Работник аппарата суда должен помнить, что каждый человек, обращающийся в суд, имеет право на уважительное отношение, помощь и внимательное обслуживание, а его проблемы не могут быть обременительными. В процессе общения с гражданами, участниками судебного разбирательства, судьями, коллегами и персоналом работник аппарата суда должен стремиться производить соответствующее профессиональное впечатление. Работнику аппарата суда следует сохранять приветливое выражение лица, поддерживать ровный, спокойный тон голоса, избегать чрезмерной жестикуляции. Работник аппарата суда обязан представиться, когда его об этом спрашивают. Работник аппарата суда не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику со стороны граждан, участников судебного разбирательства, коллег и персонала суда встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство другого человека.

Разговаривая с судьей, работники аппарата суда должны проявлять должное уважение и обращаться к судье в ходе судебного процесса «Ваша честь», в разговоре с третьими лицами в отношении судьи «Судья (далее назвать фамилию, имя, отчество судьи)», в иных случаях допускается обращение к судье по имени отчеству. В разговоре с гражданами, участниками судебного разбирательства или работниками суда следует использовать имя и отчество, в допустимых случаях – имя собственное. Работник аппарата суда не должен говорить и отзываться о других работниках аппарата или посетителях в унизительной форме. Распространение злонамеренных слухов и употребление ругательных слов считаются недопустимыми.

4.5. Внешний вид работника аппарата суда должен быть опрятным и производить профессиональное впечатление. Работник аппарата суда обязан носить бэйдж с указанием фамилии, имени, отчества и называть свое имя, когда его об этом спрашивают. Работники аппарата суда, имеющие классные чины, должны носить служебное обмундирование, другие работники аппарата суда - соответствующую деловую одежду.

4.7. Каждый работник аппарата суда отвечает за организацию и состояние своего рабочего места и должен соблюдать установленный порядок работы со служебными документами.

4.8. Работники аппарата суда должны беречь государственное имущество, в том числе предоставленное им для исполнения должностных обязанностей, бережно относиться к средствам оргтехники, экономно использовать расходные материалы, не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью, соблюдать установленный порядок хранения и использования материальных ценностей и других материальных ресурсов.

4.9. Работникам аппарата суда запрещается выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения.

4.10. Перед уходом в отпуск или убытием в командировку работник аппарата суда обязан: оставить в надлежащем виде рабочее место, средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении; передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю; в случае расторжения служебного контракта, кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение.

4.11. Работник аппарата суда не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, а также не должен использовать такую информацию в целях получения личной выгоды. Конфиденциальная информация включает в себя, в том числе информацию о судебных делах, информацию, относящуюся к деятельности судей, работников аппарата, иных работников суда. В необходимых случаях работник аппарата суда должен обратиться к своему непосредственному руководству за разъяснением, какая информация является конфиденциальной или какие материалы следует обозначить как конфиденциальные. Конфиденциальная информация, доступная работнику суда в связи с исполнением должностных обязанностей, должна предоставляться только уполномоченным на то лицам. Работникам аппарата суда запрещается инициировать, либо передавать информацию от сторон по делу, свидетелей или адвокатов судьям, присяжным заседателям или другим лицам в пользу одной из сторон процесса. Каждый работник аппарата суда обязан сообщить конфиденциальную информацию непосредственному руководству в случае если он считает, что данная информация является, либо может являться доказательством нарушения закона или профессиональной этики.

4.12. Работник аппарата суда должен соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Информация, предоставляемая гражданам, участникам судебного разбирательства, судьям, работникам аппарата суда, персоналу, должна соответствовать требованиям достаточности (не должна быть излишне краткой, но и не избыточной) и достоверности (не требовать перепроверки). Работник суда не вправе: делать публичные заявления по существу дел, находящихся в производстве суда, комментировать судебные решения, подвергать сомнению судебные решения; критиковать профессиональные действия судей и работников аппарата суда, а также допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая суд, в котором работник суда замещает должность гражданской службы. Данное ограничение не распространяется на публичные заявления, сделанные в порядке исполнения служебных обязанностей в суде. Все запросы об информации, поступающие от средств массовой информации, должны отсылаться работником аппарата суда уполномоченным на то лицам.

4.13. Работник аппарата суда должен поддерживать свою квалификацию на уровне, необходимом для надлежащего исполнения должностных обязанностей, совершенствовать профессиональное мастерство и стремиться к служебному росту.

4.14. Вторжение в личную жизнь работников аппарата суда считается недопустимым, особенно, если это носит оскорбительный характер и приводит к публичным оскорблениям. Обязанность каждого работника аппарата не поощрять такого поведения и таких разговоров.

4.15. Работник суда обязан соблюдать правила пожарной безопасности, требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, ему запрещается приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями. Работникам аппарата суда запрещается курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения, находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Работник аппарата суда должен избегать конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей, не допускать конфликтных ситуаций, способных поставить под сомнение возможность данного работника аппарата исполнять свои обязанности беспристрастно и надлежащим образом, нанести ущерб его репутации или авторитету суда. Работник аппарата суда обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Если работник суда знает о возможности конфликта интересов, он обязан приложить должные усилия для осознания существующего конфликта интересов и незамедлительно проинформировать об этом непосредственное руководство.

6.1. Работник аппарата суда обязан соблюдать запреты и ограничения, связанные с исполнением его обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

6.2. Работнику аппарата суда запрещается склонять к дарению, получать или соглашаться получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), когда возможно сделать вывод о том, что даритель прямо или косвенно заинтересован получить выгоду посредством вознаграждения работника суда, оказать влияние на него в выполнении им служебных обязанностей.

6.3. Работник аппарата суда не имеет права быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в суде, в котором он замещает должность гражданской службы. Работник аппарата суда не имеет права давать юридические консультации, однако он обязан отвечать на официальные запросы относительно судебных процедур в пределах должностных обязанностей.

6.4. Работникам аппарата суда запрещается осознанно продвигать или рекомендовать для найма на работу любых близких членов семьи.

6.5. Работник аппарата суда должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7.1. Работник аппарата суда вправе заниматься любым видом деятельности, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов, не нарушает профессиональной этики и не противоречит требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе», настоящих Правил. При этом внеслужебная деятельность работника аппарата суда, выполнение им иной оплачиваемой работы, а также его поведение не должны вызывать сомнений в порядочности и честности работника аппарата суда, негативно сказываться на работе или репутации суда.

7.2. Внеслужебная деятельность, выполнение иной оплачиваемой работы разрешается только при условиях: соблюдения установленных законом ограничений и запретов; уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы; когда работник аппарата суда способен заниматься внеслужебной деятельностью или иной оплачиваемой работой в часы, свободные от основной работы, то есть она не осуществляется во время исполнения им служебных обязанностей; внеслужебная деятельность или иная оплачиваемая работа не относится к организации, которая регулярно является стороной в разбирательстве либо имеет деловые отношения с судом, в котором служит работник аппарата, и если она не требует от работника аппарата иметь частные контакты с адвокатами, регулярно практикующими в данном суде; внеслужебная деятельность или иная оплачиваемая работа не требует от работника аппарата раскрытия либо не вынуждает его к раскрытию конфиденциальной информации, полученной им при выполнении служебных обязанностей.

7.3. Если существует конфликт интересов или даже возможность возникновения конфликта интересов, работник аппарата суда должен уведомить представителя нанимателя до того, как даст согласие на внеслужебную деятельность или иную оплачиваемую работу.

8. Ответственность работника аппарата суда в связи со служебной и внеслужебной деятельностью за нарушения требований законов и данных Правил

Недобросовестное исполнение работником аппарата суда обязанностей или превышение предоставленных прав в зависимости от тяжести правонарушения, а также нарушение требований настоящих Правил могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление. Ответственность наступает в пределах и порядке, установленных действующим законодательством.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установленный законодателем порядок деятельности районного суда обеспечивает Федеральная служба судебных приставов России, в лице ее судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (ст. 11 Закона о судебных приставах):

▪ обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

▪ обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

▪ поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

▪ выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

▪ осуществлять охрану здания, помещений суда;

▪ на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

▪ на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

8. 3. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов

Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции и составляют среднее звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды образуются и действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ: в республиках в составе РФ (22 суда); в краях (9 судов); в областях (46 судов); в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (по одному суду); в автономной области (1 суд) и в автономных округах (4 суда).

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе и имеют одинаковые полномочия. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной, кассационной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 20 ФКЗ « О судебной системе») и осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов и мировыми судьями.

Суды среднего звена создаются и упраздняются на основании федерального закона. Порядок образования, состав и компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа регламентируется Законом о судах общей юрисдикции.

Структура и штатное расписание суда среднего звена.[46] Штатное расписание суда среднего звена ежегодно утверждается приказом председателя соответствующего суда после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, издания приказов Судебного департамента об утверждении численности на очередной год и доведения соответствующих приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.

Структура верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа зависит от численности работников суда. Например, суд среднего звена с численностью работников менее 40 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда; заместителей председателя суда и их помощников; судей и помощников судей; администратора суда, который подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат не включен; отделы: финансово-бухгалтерский; государственной службы и кадров; обеспечения судопроизводства; судебной статистики и правовой информатизации; кодификации и систематизации законодательства; обобщения судебной практики; материально-технического обеспечения, эксплуатации ремонта зданий; персонал по охране и обслуживанию зданий.

К работникам аппарата суда среднего звена относятся: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик производственных и служебных помещений, сторож).

Количественный состав судов среднего звена определяется с учетом административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ и расчетного объема и характера судебной работы.

Состав верховного суда республики, края, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (см. схема 10)

Сотрудники аппарата суда – работники суда, являющиеся федеральными государственными служащими, обеспечивающие организационное обеспечение деятельности суда в соответствии с ФЗ.

Квалификационные требования – требования, предъявляемые к лицу, замещающему или претендующему на замещение должности гражданской службы.

Правовые основы статуса сотрудников аппарата судов:

1) ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.07.2006 N 69 (ред. от 13.08.2008) «Об утверждении квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»;

3) Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. № 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции»;

4) Правила поведения работников аппарата суда, утвержденные Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. № 156;

5) Указ Президента от 27 сентября 2005 г. N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»

Должностные регламенты для работников аппарата суда утверждаются председателями соответствующих судов. С должностными регламентами работники аппарата суда должны быть ознакомлены под роспись.

Инструкции утверждаются вышестоящими органами (напр., Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Судебного департамента при ВС РФ).

Приказ СД при ВС устанавливает следующие квалификационные требования для должностей ГГС в аппаратах ФСОЮ:

1. требования, предъявляемые к уровню профессионального образования:

- наличие ВПО для должностей ГГС категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты»;

- наличие СПО для должностей «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей;

2. требования, предъявляемые к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности (см. Указ Президента);

3. требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей:

Профессиональные знания – это совокупность теоретических научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности.

Профессиональные навыки – это способность, умение применять на практике в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования при замещении должности государственной гражданской службы (анализировать и обобщать информацию, владеть приемами мотивации и делегировать полномочия подчиненным – для руководителей, эффективно и последовательно организовывать работу с другими подразделениями и ведомствами, иметь навыки владения комп. и оргтехникой, разрабатывать план конкретных действий – для специалистов и т.д.).

Профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, различаются по направленности и объему в зависимости от категорий и групп должностей государственной гражданской службы (К РФ, ФКЗ, ФЗ и иные НПА в пределах должностных обязанностей, основы гос. управления – для руководителей, основы ведения делопроизводства – для специалистов, порядок работы со служебной информацией, правила делового этикета, должностной регламент и т.д.).

В соответствии с Правилами поведения работников аппарата суда сотрудник аппарата суда обязан соблюдать нормы права и правила этического поведения; не должен использовать служебно положение для получения личной выгоды, в интересах других лиц; приоритет в служебной деятельности ПИСЧИГ, которые являются смыслом и содержанием деятельности судебной власти; работник аппарата суда должен исполнять должностные обязанности честно и добросовестно, в соответствии с должностным регламентом, на высоком проф. уровне; обязан соблюдать запреты и ограничения, связанные с исполнением его обязанностей, предусмотренных законом, и т.д.

Статьей 14 ФЗ «О ГГС РФ» определены основные права гос. служащего, в соответствии с которыми он имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ «О ГГС РФ», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном ФЗ «О ГГС РФ» и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с ФЗ «О ГГС РФ» и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О ГГС РФ» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Статьей 15 ФЗ «О ГГС РФ» определены основные обязанности гос. служащего, в соответствии с которыми он обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ «О ГГС РФ» и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Основные гос. гарантии гос. гражданским служащим закреплены в ст. 52 ФЗ «О ГГС РФ» в соответствии с которой для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ «О ГГС РФ» и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено ФЗ «О ГГС РФ»;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с ФЗ «О ГГС РФ» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9.1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: