Теория насилия происхождения государства и права рассматривает государство как результат

Обновлено: 24.04.2024

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права.

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

Теории зарождения государственности пытаются объяснить смысл изменений, происходящих в обществе, их характер, причины возникновения государства и условия, в которых этот процесс происходит.

Среди множества концепций выделяют несколько, пользующихся особой популярностью среди исследователей:

  • теологическая;
  • классовая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия.

Теория насилия возникла в XIX-XX веках и является относительно новой. Популярность теории обусловлена горячими спорами, которые спровоцировали ее принципы. Ее суть состоит в том, что государства зарождались в процессе захвата территории в ходе военных конфликтов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Насилие было определяющим фактором в возникновении государственности. Оно обычно выражалось в присвоении материальных и производственных благ сильным народом:

  • сбор дани;
  • отъем территорий;
  • присвоение хозяйств.

Нашествие татаро-монгольского ига имело лишь материальные последствия для славянских племен, но не привело к образованию государства. Причиной служит кочевой образ жизни завоевателей.

Сущность теории насилия

Сторонники данной теории считают, что в основе возникновения любого государства лежит акт насилия. Сильное племя порабощало слабое. В результате возникало классовое неравенство. Правящий класс, состоящий из представителей поработителей, имел определенные привилегии. Угнетенное племя образовывало рабочее сословие.

Инструмент управления государством — законы. Первоначально роль права играла общественная мораль, общество же и гарантировало следование ее нормам. Впоследствии место морали занял закон, и сдерживающим фактором стало принуждение.

Насилие оказывало влияние абсолютно на все стороны общественной жизни, на институты государства и права.

Необходимым элементом образования государства считается принуждение господствующими классами угнетенных и возникновение рабства. Впоследствии было два возможных пути развития, из которых образовались такие виды насилия как:

Приверженцы теории внешнего насилия говорят о неравноправии между племенами и народами, в результате которого происходит завоевание слабого племени сильным. Внутреннее же насилие являет собой конфликты, происходящие внутри одного племени.

Принуждение действительно было необходимо для поддержания общественного порядка, для контроля над исполнением законов. Таким образом был создан ряд государств: Римская империя, Германия, Франция, США.

Видные представители теории насилия

Предпосылки к возникновению теории насилия появились еще в XIX веке. А в XX веке она приобрела распространенность среди ученых. Самыми видными представителями теории стали Евгений Дюринг, Франц Оппенгеймер, Людвиг Гумплович и Карл Каутский.

По мнению Е. Дюринга, основоположника теории, возникновение классового неравенства обусловлено присутствием насилия одной части общества над другой. Одна из них заведомо сильнее. Поскольку их равенство не могло бы вызвать возникновение подавления и рабства.

Дюрингом активно разрабатывалась именно теория внутреннего насилия, когда в результате конфликта между общественными группами внутри народа возникает государство. Промежуточным этапом является возникновение частной собственности.

Приверженцами теории внешнего насилия являются Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Согласно данной теории государственность возникает в результате завоевания слабого племени более сильным.

Л. Гумплович развивал концепцию, по которой победившее племя объявляет о своем господстве, и возникает рабство. Оно приводит к образованию классового общества и появлению частной собственности. Кочевая жизнь племен сменяется оседлой, развивается земледелие. Продажа излишков ведет к развитию торговли и экономики в целом. С опорой на экономику развивается аппарат государственной власти.

К. Каутский также определяет насилие как источник государственности. Но его теория состоит в образовании сильного принудительного аппарата за счет сбора дани и организации принудительных работ. Общество делится на классы вследствие подчинения господствующим племенем угнетенного.

Официальная идеология фашистской Германии опирается на теорию внешнего насилия Карла Каутского.

Немецкий социолог Франц Оппенгеймер в своей книге «Государство: его история и развитие» определяет государство как «социальный институт, насильно навязанный победившей группой людей над побежденной группой с целью…экономической эксплуатации побежденных победителями».

Также он описывает процесс равноправного обмена результатами деятельности как экономические методы, а изъятие результатов чужого труда как политические.

Первоначальные факторы теории насилия

Сама идея образования государства путем насильственных действий зародилась еще в рабовладельческие времена. Хоть и была озвучена и сформирована как теория намного позже.

В истории возникновения государственности с применением принудительной силы можно выделить этапы, характерные для описания этой теории:

  1. Покорение слабого племени более сильным.
  2. Появление и развитие частной собственности.
  3. Возникновение классового деления.
  4. Формирование аппарата государственной власти, способного осуществлять контроль над всеми сферами жизни общества.

Постепенно происходит размытие явных границ между сословиями, переход от законов военного положения к правовым нормам. Все члены общества наделяются равными правами и возможностями и объединяются в единую нацию.

С помощью одного лишь насилия невозможно образование государственности. Этот процесс становится возможным при наличии некоторых социальных и экономических факторов:

  • присутствие общественного сознания, выражающегося в готовности к признанию населением власти захватчика;
  • определенный уровень развития производства, предполагающий возникновение частной собственности;
  • создание экономической основы для содержания аппарата власти.

Преимущества и недостатки теории

И в настоящее время раздел сфер экономического влияния вызывает немало конфликтов, в том числе, военных. Поэтому насилие действительно имело место при образовании некоторых государств.

Как и каждая концепция, теория насилия имеет свои недостатки и достоинства. К плюсам возникновения теории можно отнести:

  1. Подтверждение теории историческими фактами. Примером внутреннего насилия является Гражданская война в Америке между южанами и северянами, которая привела к образованию США.
  2. Возникновение классового общества и образование культурного государства со своими законами тоже является результатом насильственного захвата. Покорение одного племени другим вызывает классовое деление, правовые нормы выдвигаются на первый план, происходит объединение в единый народ и образование одной нации.
  3. Появление частной собственности как результата классового деления общества.
  4. Поддержание установленного порядка с применением методов насилия характерно для любого государства как источника закона.

Теория насилия обладает и существенными минусами:

  1. Ее нельзя применить для объяснения возникновения государственности в каждом государстве.
  2. Роль насилия несколько преувеличена, поскольку для возникновения государства нужен определенный уровень развития экономики, возможности для содержания аппарата власти и управления.
  3. Захват территории может быть вторичным по отношению к образованию государства. В качестве примера рассматривается становление государства германцами на территории римского государства.
  4. Наличие противоречий в использовании насилия как метода возникновения государства. Насильственным способом можно его не только создать, но и разрушить. К тому же, угроза завоевания может служить толчком к объединению угнетаемых племен и созданию ими собственного союза.

Принципы, которыми руководствуются сторонники теории насилия, не обрели всесторонней поддержки исследователей происхождения государства и неоспоримого подтверждения. Данная концепция не является универсальной, поскольку ее существование зависит от воздействия других факторов, кроме насилия.

Насильственная теория происхождения государства и права

Несмотря на неблагозвучное название, теория насилия неплохо объясняет происхождение государства и права, хотя при всех своих плюсах она, конечно, не лишена и минусов. Её представители утверждают, что причинами возникновения государственности являются войны и завоевания, а не социально-экономическое развитие социума.

Теории происхождения государства и права

Суть теории

Теория насилия главнейшей причиной возникновения государства и права признает завоевание, насилие, порабощение племен и народов другими племенами и народами. Выдающимися представителями данной теории считаются К. Каутский (1854–1938 гг.), Л. Гумплович (1838–1909 гг.). Согласно учению Л. Гумпловича, «история не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого и уже оседлого населения».

Теория насилия происхождения государства и права

Суть насильственной теории происхождения государства и права

Особенно важным аспектом этой теории является понятие «власть», в более ранних теориях этому концепту давались абстрактные определения, но в теории насилия виден весь потенциал власти, заключающийся не в способе управления, а в способе господства. Так же в данной концепции изучаются зачатки важных политико-социальных институтов (рабства, частной собственности). Учитывая эти аспекты, теорию можно назвать содержательной и основательной, в ней используется множество понятий из политологии, которые активно изучались в XX веке. Столь заметное продвижение в политической науке связано с основанием правовой школы Германии и появлением первых политологических дисциплин в образовательном спектре университетов.

Психологическая теория происхождения государства и права

Психологическая теория происхождения государства и права

Оперативная информация

Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной

Представители

Идея концепции заключается в утверждении, что любое государство происходит путем завоевания одной социальной группы другой. Употребляется выражение «социальная группа», так как мнения ученых внутри теории на этот счет расходятся. К.Каутский и Л. Гумплович придерживаются теории, так называемого, внешнего насилия, а немецкий философ Е.Дюринг теории внутреннего насилия. Различие заключается в том, что первые рассматривают завоевание одним народом/племенем другого, а Е.Дюринг пишет о завоевании внутри общества, когда одна часть начинает доминировать над другой.

Теория насилия происхождения государства и права. Представители.

Основные представители теория насилия

  • Австрийский социолог Людвиг Гумплович, говоря о насилии как о причине возникновения государства, приводит в пример исторический опыт, возникновение германских и венгерских государств. По мнению ученого, государство может состоять только из многообразия каких либо национальных/этнических форм.
  • К. Каутский пытается рассмотреть государство, появившееся путем завоевания и подчинения, сквозь призму положительных последствий. Он пишет, что государство – есть аппарат управления, который племя-завоеватель устанавливает над побежденным племенем.
  • Немецкий философ Е. Дюринг, говоря о теории внутреннего насилия, доказывал, что в любом обществе есть господствующие и подвластные группы, и момент разделения на эти группы и есть возникновение государства. Одновременно с ним появляются классы, в качестве единиц деления общества, и возникает институт частной собственности в качестве привилегии господствующих групп.

Плюсы и минусы

Плюсы и достоинства

Теория насилия происхождения государства и права. Плюсы.

Плюсы теории насилия происхождения государства

  • Теория подтверждается историческими фактами. Действительно, возникновение практически любого из государств сопровождалось насильственными процессами.
  • Возникающее в результате завоевания общество отражает собой результат насильственных действий.
  • Непосредственным последствием завоеваний представители насильственной теории называют появление частной собственности.
  • Аппарат власти и принуждения состоит из представителей племени завоевателей. Это подтверждается историческими фактами.
  • Интересы представителей социума могут существенно различаться. Некоторые представители общества предпочитают использовать насильственные методы реализации собственных интересов.
  • Теория оказала существенное влияние на развитие политических наук, поскольку раскрывает потенциал власти как способа господства, а также уделяет внимание таким политическим и социальным институтам, как рабство и частная собственность.

Минусы и недостатки

Теория насилия происхождения государства и права. Минусы.

Минусы теории насилия происхождения государства


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: