Как формируются фонды которые выплачивает государство

Обновлено: 18.03.2024

Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.

Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.

В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.

Что вы узнаете

Что такое ФНБ

Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.

Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.

На сайте Минфина России есть целый раздел, посвященный ФНБ. Здесь можно найти полную информацию о фонде и статистику по использованию денег. Кроме этого, Минфин регулярно публикует пресс-релизы о размещениях средств

Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».

Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.

В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.

ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.

Для чего нужен ФНБ

ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.

Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.

Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.

В какой валюте формируется ФНБ

Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.

Помимо этого, ФНБ делает вложения в ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Самоокупаемые инфраструктурные проекты перечислены в перечне № 2044-р . По сути, это создание и эксплуатация значимых государственных объектов. Финансирование таких проектов происходит следующим образом: ФНБ покупает акции или облигации компаний, которые реализуют проект.

Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.

Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.

В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.

По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.

Бюджет фонда

Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.

Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.

Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.

Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.

До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».

7% от ВВП — это не магическое число. Примерно столько денег потратили из резервного фонда в 2015—2017 годах , то есть это, по сути, государственная подушка безопасности.

1 августа 2019 года средства в ФНБ превысили 7% ВВП. Это важное пороговое значение. Как только денег становится больше, чем 7% ВВП, их можно использовать для финансирования крупных проектов. Источник: данные Минфина

1 августа 2019 года средства в ФНБ превысили 7% ВВП. Это важное пороговое значение. Как только денег становится больше, чем 7% ВВП, их можно использовать для финансирования крупных проектов. Источник: данные Минфина

Откуда деньги берутся. Если прогнозная цена на нефть выше базовой, то дополнительные нефтегазовые доходы направляются в ФНБ. Например, в июле 2019 года в фонд поступили дополнительные нефтегазовые доходы за 2018 год в размере 4 122 млрд рублей. С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 $ за баррель и ежегодно индексируется на 2% — это значит, что каждый год она увеличивается на 2%, то есть в 2023 году базовая цена на нефть будет равна 45 $.

С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.

Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.

С 2010 по 2019 год деньги в ФНБ в основном копились. Крупные траты произошли только в 2018—2019 годах. Источник: данные Минфина

С 2010 по 2019 год деньги в ФНБ в основном копились. Крупные траты произошли только в 2018—2019 годах. Источник: данные Минфина

На что хотят потратить сверхдоходы

В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.

Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».

Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ

На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.

Что будет, если «распечатать» ФНБ

Базовая цена на нефть составляет 40 $ за баррель и ежегодно индексируется на 2%. Превышение базовой цены позволяет накапливать деньги в ФНБ. Поэтому, если цена на нефть будет держаться в диапазоне 45—60 $ , ФНБ вряд ли придется «распечатать».

Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.

Критика ФНБ

9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.

Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.

Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.

Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ

Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.

79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.

Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.

Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.

Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.

Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.

Сколько процентов годовых принесли активы ФНБ в 2018—2019 годах . Источник: экспертно-аналитический отчет Cчетной палаты

Объемы финансовых активов ФНБ в 2018—2019 годах в млн рублей. Источник: экспертно-аналитический отчет

ФНБ применяет консервативный подход, норвежский и азербайджанский фонды больше инвестируют в акции и альтернативные инструменты. Структура активов суверенного фонда в 2017—2019 годах в процентах к объему фонда. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты

Сравнение с норвежским суверенным фондом

Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.

Основная задача норвежского фонда такая же , как и у ФНБ, — поддержка экономики при резком падении цен на нефть. Однако в норвежском фонде нефтегазовые доходы составляют всего половину фонда, вторая половина — это инвестиционный доход от вложений в недвижимость и ценные бумаги. На декабрь 2020 года фонд владеет ценными бумагами 9000 компаний и 1,5% всех мировых ценных бумаг, которые котируются на биржах.

Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.

За 10 лет рост норвежского фонда в долларах составил 251%, а ФНБ — всего 31%. Объемы суверенных фондов в >2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты

Президент подписал закон о создании единого социального фонда. Что это значит и вырастут ли пособия

Сегодня президент России Владимир Путин подписал закон о создании Фонда пенсионного и социального страхования — по сути это объединение Фонда социального страхования и Пенсионного фонда. Банки.ру разобрались, что это значит для работодателей и граждан, как будет происходить объединение и вырастут ли соцвыплаты от государства.

Как происходит объединение

Новый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации начнет работу с 1 января 2023 года. Полный переход закончится через 2 года. Учредителем станет Правительство России. Отчитываться о деятельности его руководители будут перед наблюдательным советом, куда войдут представители Госдумы, Совета Федерации, профсоюзов и работодателей.

Сейчас в обоих фондах работают около 130 тысяч сотрудников. Ни в пенсионном фонде, ни в ФСС пока не говорят о сокращении штата, хотя коллективы надеются на повышение заработной платы. Особенно этого ждут сотрудники ФСС. «На себе рядовые коллеги пока не чувствуют слияния, но очень ждут повышения зарплаты хотя бы до уровня ПФР. В 2020 году у сотрудников фонда соцстрахования была одна из самых низких зарплат из всех работников государственных органов», — рассказал Банки.ру один из сотрудников ФСС.

Вопрос объединения социальных фондов обсуждался с 2018 года. Тогда же деятельность фондов стала сближаться. Пилотный проект по совместной работе начался 1 июня. К примеру, теперь во всех региональных отделениях ФСС можно подать заявление на услуги Пенсионного фонда, и наоборот.

Как изменится налоговая нагрузка

Никак. Снижать или повышать страховые и пенсионные выплаты государство пока не планирует. Сейчас по основному тарифу на обязательное пенсионное страхование идет 22% от зарплаты, на медицинское страхование — 5,1%, в ФСС — 2,9%. В сумме — 30%. При объединении двух фондов введут единый тариф страховых взносов в фонд, который составит те же 30% в пределах облагаемой базы и 15,1% сверх базы. Льготные тарифы останутся на том же уровне — 15%, 7,6% и 0%.

Единственное отличие, которое заметят работодатели — это сокращение бюрократии. Сейчас, помимо двух фондов, в цепочке есть еще и налоговая, через которую выплачиваются взносы. А с нового года взносы будут уплачиваться единым платежом. Изменится и срок их уплаты — не позднее 25 числа следующего месяца.

Также эта инициатива покончит с практикой, когда юрлица могли платить вовремя только один из взносов. Поэтому те работодатели, которые практиковали отсрочки платежей, скорее всего, заметят рост расходов на фонд оплаты труда.

Что это значит для граждан

Объединение фондов никак не отразится на тех, кто уже получает соцвыплаты. Вновь подавать документы в новый фонд на пособия не нужно. Все выплаты придут вовремя и в полном размере.

После объединения будет создана единая клиентская служба, где каждый сможет узнать, какие пособия ему положены, как их получить, и задать другие вопросы. По словам сотрудника ФСС, это изменение станет одним из самых заметных для граждан: «Люди вообще не разбираются, кто и что платит, поэтому постоянно путают нас с соцзащитой и пенсионкой. Особенно часто с нас требуют "путинские" выплаты и даже пишут жалобы президенту, что мы их отказываемся выплачивать. Часть функций соцзащиты передали с 1 января 2022 года в ПФР, и это еще больше усугубило путаницу». По вопросам о пособиях и выплатах можно обращаться по привычным адресам — все офисы останутся на тех же местах.

Также теперь выплаты по больничному и пособие по уходу за ребенком будут получать работники, у которых заключены гражданско-правовые договоры. Сейчас ФСС выплачивает их только сотрудникам в штате с трудовыми договорами. Самозанятые, как и прежде, смогут получить эти пособия только в случае добровольного страхования или совмещения по трудовому договору.

Все сэкономленные средства на содержание и операционную деятельность фондов должны быть направлены на повышение выплат, говорится в законе. Ожидается, что благодаря оптимизации расходов на управление к 2025 году все пособия увеличатся в среднем в 1,5 раза:

— максимальное пособие по уходу за ребенком вырастет до 57,4 тысяч рублей. Сейчас сумма составляет 37,9 тысяч;

— максимальное пособие по беременности за 140 дней увеличится до 660,9 тысяч рублей против действующих 435,9 тысяч рублей;

— максимальное пособие по временной нетрудоспособности вырастет до 143,5 тысяч при стаже от 8 лет (94,7 тысяч сейчас).

Это оценка, которую правительство называло при рассмотрении законопроекта, поэтому о конкретных сроках и темпах роста выплат пока речи не идет. Минтруд ранее также утверждал, что часть сэкономленных средств пойдет на повышение пенсий, но точные суммы и сроки также неизвестны.


Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

  1. Система бюджетных фондов
  2. Бюджетные фонды РФ
  3. Использование бюджетного фонда
  4. Федеральные бюджетные фонды
  5. Бюджетные и внебюджетные фонды
  6. Государственные бюджетные фонды
  7. Фонды бюджетных учреждений

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Фото: «РБК Инвестиции»

Низкие ставки по вкладам, мощный рост рынка после коронавирусного обвала, а также развитие брокерской инфраструктуры привели к буму инвестирования. Об этом свидетельствует и количество открытых брокерских счетов.

За 2020 год было открыто свыше 8 млн новых брокерских счетов, что суммарно больше, чем за все предыдущие годы, а уже в июле 2021 года, по данным Мосбиржи, количество брокерских счетов превысило 21 млн. Данная тенденция подтолкнула частных инвесторов внимательнее присмотреться к инструментам коллективных инвестиций, таким как паевые инвестиционные фонды (ПИФ).

Одним из главных преимуществ такого инструмента является диверсификация рисков за счет профессионального управления портфелем активов командой управляющей компании (УК), а деятельность фонда и УК контролируется Банком России. Кроме того, важную роль играет коллективность данных инвестиций. Инвестор может войти вместе с остальными пайщиками в проект, в который не смог бы войти самостоятельно из-за высоких сумм вложений, что также не позволило бы ему диверсифицировать свои инвестиции .

Фото: Carl Court / Getty Images

Что отличает ЗПИФ от других типов ПИФа

Существуют различные виды паевых инвестиционных фондов для разных видов активов. Форма закрытого ПИФа позволяет инвестировать в более широкий круг финансовых инструментов, нежели открытые и интервальные ПИФы. У закрытых фондов есть срок, на который он формируется, — от 3 до 15 лет с возможностью пролонгации.

Фонды создаются для осуществления проектной деятельности и получения дохода по завершению проекта или для долгосрочных инвестиций с извлечением регулярного дохода. Инвестор может перепродать паи другим лицам на вторичном рынке в том случае, если допускается вторичное обращение указанных паев, в том числе биржевого, однако погашение паев по инициативе инвестора ограничено.

Фото:Владислав Шатило / РБК

Есть несколько исключений, при которых возможно досрочное погашение паев. Например, если от 75% до 100% участников примут решение о досрочном прекращении ЗПИФа, то фонд будет закрыт, паи погашены, а пайщики получат либо деньги от продажи активов ЗПИФ, либо имущество. Также может быть предусмотрено право управляющей компании на частичное погашение паев по решению самой УК, но не чаще, чем раз в 100 дней и не более 20% паев за одно погашение.

ЗПИФ подходит инвесторам, которые желают получить доходность от проектов, реализуемых управляющей компанией, с ожидаемой доходностью выше, чем у облигаций. При этом в составе имущества ЗПИФа зачастую находятся качественные активы, позволяющие рассчитывать инвестору на сохранность своих средств, инвестированных в такой фонд.

Примеры активов в составе ЗПИФа:

  • коммерческая недвижимость, которая приносит арендный доход. Он распределяется между инвесторами;
  • девелоперский проект. Здесь прибыль распределяется ближе к окончанию такого проекта, через три-четыре года. Однако доходность инвесторов существенно выше;
  • акции других фондов или бизнеса. Данный тренд набирает популярность. Наиболее популярные сейчас стратегии на рынке — фонды, в состав которых входят акции быстрорастущих IT-компаний.

ЗПИФы также подразделяются на фонды, предназначенные для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Фонды, предназначенные для неквалифицированных инвесторов, могут включать в состав имущества ограниченный перечень активов, в основном финансовые инструменты, которые торгуются на рынке, и объекты недвижимости.

Фото:Chronis Yan / Unsplash

Фонды, предназначенные для квалифицированных инвесторов, могут иметь любые финансовые активы. Такие ЗПИФы позволяют решать максимально широкий круг задач, возникающих при управлении проектами, в частности привлечение заемного финансирования с целью повысить доходность проектной деятельности для пайщиков и увеличить сумму приобретаемых активов. Для разных проектов определяется свой минимальный порог входа для инвестора, который может варьироваться от ₽300 тыс. до ₽50 млн.

Может ли инвестировать в ЗПИФ неквалифицированный инвестор

Неквалифицированный инвестор также может инвестировать в ЗПИФы. Такие фонды ограничены в структуре активов для приобретения управляющей компанией. Есть два типа фондов, предназначенных для неквалифицированных инвесторов: ЗПИФ недвижимости и ЗПИФ рыночных финансовых инструментов. Названия типов фондов говорят об их содержании.

Активами, входящими в такие ЗПИФы, могут являться:

  • активы, которые торгуются на бирже;
  • паи открытых ПИФов;
  • денежные средства на счетах и во вкладах;
  • недвижимость.

Управляющая компания является плательщиком налогов за счет имущества ЗПИФа: НДС, налог на имущество организаций, земельный налог. При этом не является плательщиком налога на прибыль. Налогообложение прибыли пайщика происходит только при выплате управляющей компанией из полученного дохода ЗПИФа, а также при продаже или погашении паев фонда.

Фото:Pimen / Shutterstock

Для физического лица управляющая компания при выплате дохода будет являться налоговым агентом и удержит НДФЛ по действующим ставкам. При продаже или погашении паев налоговая база НДФЛ определяется ценовой разницей. Для собственников активов ЗПИФ предоставляет дополнительные возможности для более эффективного ведения бизнеса. За счет того что прибыль из фонда до распределения не облагается налогом, ее можно использовать для реинвестирования.

Нельзя не упомянуть про риски, связанные с инвестированием в ЗПИФы. Пайщики присоединяются к инвестиционной стратегии, отраженной в правилах доверительного управления фонда, принимая на себя риски инвестиций и управляющей компании.

Фото:пользователя Herve Boinay с сайта flickr.com

Таким образом, при выборе фонда для инвестирования важно изучить условия инвестирования, перечень активов, опыт работы управляющей компании и количество фондов под ее управлением. Кроме того, информация о рисках в обязательном порядке содержится в инвестиционной декларации каждого ПИФа.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что ЗПИФ является универсальным инструментом практически для каждого типа инвесторов — от частных с небольшим капиталом до институциональных инвесторов. Ключевые преимущества ЗПИФа — это профессионализм управляющей компании, контроль деятельности фонда со стороны спецдепозитария и Банка России, возможность инвестировать в большее количество активов и налоговые каникулы.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.

Стратегия для снижения рисков инвестора, когда в инвестиционный портфель приобретаются разнообразные активы и независимые друг от друга биржевые инструменты. При правильной диверсификации общий риск инвестора будет уменьшаться, а потенциальная доходность — повышаться. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: