Психологические особенности оценки доказательств установления истины составом суда

Обновлено: 26.04.2024

Структура прокурорской деятельности: организаторская, познавательная, коммуникативная, конструктивная, воспитательная и удостоверительная. Речь прокурора в суде.

Адвокатская деятельность и ее психологическая структура. Психология взаимоотношений адвоката и следователя (судьи). Психологическая характеристика деятельности адвоката на различных стадиях общения с клиентом: интервьюирования, консультирования, анализа и планирования по делу, выработки стратегии и тактики защиты, представления интересов представляемого в суде. Психологические особенности возникновения и создания доверительных отношений защитника и подзащитного. Психологические аспекты тактики и методики защиты по уголовным и гражданским делам. Психологические основы полемики в судебном процессе. Защитная речь адвоката. Профессиональная этика адвоката. Сохранение адвокатской тайны. Психология участия адвоката в следственных действиях. Психология отношений адвоката с прокурором и судом.

Психологические особенности судопроизводства

По уголовным и гражданским делам

Предмет и задачи судебной психологии. Психологические особенности судебной деятельности. Цели и задачи судебной деятельности. Психологическая характеристика судебного процесса. Общая характеристика психологической структуры судебной деятельности. Психологическая характеристика участников уголовного судопроизводства (психология судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого). Требования, предъявляемые к психологическим качествам судьи и присяжного заседателя. Социально-психологические особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей. Психологические особенности судопроизводства на отдельных его этапах.

Психологические особенности судебного следствия. Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установление истины составом суда.

Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Психологические основы допроса подсудимого. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов и лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела. Последнее слово подсудимого. Психологические особенности принятия решения судьей. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания. Психологические основы воспитательной функции уголовного процесса. Психологические особенности тактики судебного следствия с участием несовершеннолетних.

Раздел V. Пенитенциарная психология

Психологические особенности личности осужденных.

Социально-психологические особенности среды осужденных

Типологические особенности личности различных категорий заключенных. Типологические особенности личности различных категорий осужденных. Отличительные черты личности осужденного. Проблемы создания социально-психологической типологии осужденных. Индивидуально-психологические особенности личности осужденного. Психологические особенности осужденных, обусловленные их происхождением, культурой, возрастом и полом. Динамика личности, осужденного. Типичные психические состояния осужденных, их причины, сущность, классификация. Управление психическими состояниями в процессе исправления осужденных.

Общая характеристика направленности личности осужденного. Направленность личности как механизм регуляции поведения и деятельности осужденного в условиях исправительных учреждений. Типология осужденных по критерию направленности личности. Изучение, оценка и проблемы переориентации направленности личности осужденного. Социально-психологические особенности среды осужденных.

Социально-психологические особенности среды осужденных. Общая характеристика криминальной субкультуры: понятие, структура, функции. Стратификация в среде осужденных, остракизм. Групповая нормативно-ценностная ориентация осужденных и ее функции. Социально-психологические явления в среде осужденных. Динамические социально-психологические явления в среде осужденных: заражение, внушение, подражание. Характеристика динамико-статичных явлений: мнений, настроений, слухов, моды осужденных. Статичные социально-психологические явления в среде осужденных: обычаи и традиции. Характеристика криминогенного общения в среде осужденных: понятие, признаки, функции и средства. Вербальные и невербальные средства криминогенного общения осужденных. Тезаурус преступного мира.




Психология групп и коллективов осужденных. Психология групп и коллективов осужденных. Особенности среды осужденных и ее самоорганизации. Официальная и неофициальная структура среды осужденных. Социально-психологическая структура коллектива осужденных: актив, нейтральные (пассив), пренебрегаемые, отрицаловка (блатари). Лидерство в среде осужденных. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Социально-психологическая динамика развития конфликта и эксцесса, их разрешение и профилактика. Социально-психологические предпосылки разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов. Психологическое обоснование и характеристика основных средств исправления осужденных.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании «Юридической психологии» используются следующие формы учебных занятий.

1. Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы.

3. Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, разработка электронных презентаций, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену.

4. Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.

5. Консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.

Виды самостоятельной работы студентов

1. Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий.

2. Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре.

3. Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.

4. Написание реферата.

5. Конспектирование первоисточников.

6. Выполнение аналитической работы с текстом (анализ, конспектирование, схематичное изложение и т.п.).

7. Составление глоссария по курсу и усвоение новых терминов и понятий.

8. Решение психолого-юридических и криминальных задач

9. Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

студентов для подготовки к практическим занятиям

Темы семинарских занятий

1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

К теме 1.1.

1. Ознакомьтесь с предложенной по теме литературой, аргументировано обоснуйте значимость психологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

2. Раскройте основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии.

3. Проиллюстрируйте на конкретных примерах методы познания, используемые в юридической психологии.

4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией? Покажите это с помощью психолого-правового анализа отдельных норм права.

1. Составьте схемы, отражающие место юридической психологии в системе общенаучных знаний, ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки.

Психологические особенности познавательной подструктуры су­дебной деятельности, оценки доказательств, установления исти­ны в суде. Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологичес­кие особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Су­дебная речь; требования, предъявляемые к ней. Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической уста­новки» и его влияние на принятие судебных решений.

Психолого-правовая характеристика

Познавательной подструктуры судебной

Деятельности

Рассмотренные в предыдущих главах наиболее общие структурные компоненты (подструктуры) профессиональной деятельности юристов прослеживаются и в деятельности тех из них, кто работает в судебных органах, исполняя обязанности судей. Однако участие юристов в отправ­лении правосудия по уголовным и гражданским делам, сама процедура судебного разбирательства, несомненно, имеют свои особенности психо­логического характера, отличающие с этой стороны их труд от професси­ональной деятельности юристов, находящихся на службе в других право­охранительных органах. Придерживаясь ранее принятой схемы изложе­ния материала, кратко остановимся на некоторых из этих особенностях.

Прежде всего, говоря об особенностях познавательной деятельнос­ти суда, следует указать, что процесс оценки доказательств, познания истины в суде, в частности при рассмотрении уголовных дел, в значи­тельной мере связан с результатами познавательной деятельности со­трудников органов предварительного следствия и дознания, с той вер­сией, которая получила подтверждение в ходе предварительного рас­следования и свое окончательное выражение в обвинительном заключе­нии, составленном следователем. Найдут ли подтверждение в ходе судеб­ного разбирательства выводы последнего или они будут отвергнуты — в любом случае суд не может пройти мимо них, и они должны стать пред­метом исследования в ходе судебного разбирательства дела.

Однако, когда мы говорим об этом, очень важно, чтобы результаты предварительного расследования не оказали внушающего воздействия на процесс восприятия судьями выводов следствия, поскольку это может сформировать у них обвинительный уклон в подходе к оценке доказательств, в целом — в их познавательной деятельности, в основу которой может быть положен так называемый синдром общего дела.

Данное явление можно проиллюстрировать, сославшись на извест­ное по своим трагическим последствиям «витебское дело», по которому

за совершенное убийство были осуждены, в том числе и к высшей мере наказания, совершенно невиновные лица. В этом отношении характер­ны слова одного из судей, подписавших обвинительный приговор неви­новным: «Кому я должен был верить — моему коллеге-следователю, бок о бок с которым мы боремся с преступностью, или малоприятному субъекту, сидящему на скамье подсудимых?» 1 .

Поэтому познавательная деятельность суда не может быть точной копией познавательной деятельности следователя. Применительно к су­дебному познанию такая деятельность должна состоять в новом, само­стоятельном, ничем не связанном с выводами следствия исследовании материалов дела, дополнительно истребованных судом доказательств 2 .

При рассмотрении в суде гражданских дел процесс познания исти­ны в этом отношении имеет некоторые свои особенности. Если в уго­ловном процессе материалы предварительного расследования, в особен­ности обвинительное заключение, содержат «модель подлежащего ис­следованию преступления, то в гражданском процессе мысленная мо­дель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела», который вносит в судебное заседание свои знания о деле, полученные им во время подготовки судебного разбирательства 3 .

Исходным моментом для познавательной деятельности суда при рассмотрении гражданско-правовых споров является исковое заявле­ние истца с приложенными к нему материалами. Из них судья черпает первичную информацию по делу о сущности конфликта, о лицах, заин­тересованных в его разрешении, и представленных в суд доказательст­вах. Существенным дополнением служит информация, получаемая су­дьей во время опроса сторон, изучения их объяснений до начала судеб­ного заседания. Все эти сведения, в том числе и о личности сторон, яв­ляются поистине неоценимыми. Судья получает не только исходный до­казательственный материал, но и материл, позволяющий ему опреде­лить категорию дела, наметить меры процессуального обеспечения предстоящего судебного разбирательства, а также спрогнозировать по­ведение сторон в суде 4 .




Следующая особенность познавательной деятельности, установле­ния истины судом состоит в том, что процесс познания в форме судеб­ного разбирательства, как правило, проводится открыто (за исключени­ем тех редких случаев, когда это противоречит интересам охраны госу­дарственной тайны, а также некоторых случаев, затрагивающих интим­ные стороны жизни людей). Гласность, открытость судебного разби­рательства являются важнейшими принципами судопроизводства, за-

1 Симкин Л. Правосудие и власть // Новый мир. М., 1990. № 7. С. 182.

2 См.: Радушная Н.В Народный судья // Профессиональное мастерство и подго­товка. М., 1977. С. 46; см. также: Бозров В.М. Процессуальные, криминалистические и психологические аспекты судебного следствия: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Свер­дловск, 1991. С. 7.

3 Резниченко ИМ. Психологические вопросы подготовки и судебного разбиратель­ства гражданских дел. Владивосток, 1983. С. 4.

4 См.: Там же. С. 5—8.

крепленными в законодательстве (см.: ст 18 УПК РСФСР, ст. 9 ГПК РСФСР), и это не может не оказывать влияния на поведение участни­ков процесса, на весь ход исследования, оценки доказательств в суде.

Открытость судебного разбирательства делает исследуемую в суде доказательственную информацию по делу доступной обществу, средст­вам массовой информации, оказывающим то или иное (порой, к сожале­нию, искажающее) влияние на формирование общественного мнения, которое в свою очередь возвращается в зал судебного заседания, с чем нельзя не считаться.

Другой чертой познавательного процесса в суде является его со­стязательный характер с участием конфликтующих сторон, предста­вителей обвинения и защиты, доводы которых становятся тут же досто­янием гласности для участников судебного разбирательства, всех заин­тересованных лиц.

Одной из отличительных особенностей процесса установления исти­ны в ходе судебного разбирательства является такжеколлегиальное рас­смотрение уголовных и гражданских дел (кроме случаев, предусмотрен­ных законом, когда специально оговорена возможность единоличного рассмотрения дел одним судьей) при полной независимости судей и под­чинении их только закону в условиях, исключающих постороннее воздей­ствие на них (ст. 15, 16 УПК РСФСР, ст. 6, 7 ГПК РСФСР).

К перечисленным выше основополагающим принципам судопроизвод­ства, наполненным психологическим содержанием (гласность судебного разбирательства, состязательный характер процесса познания истины по делу, коллегиальность рассмотрения дел, независимость судей с подчине­нием их только закону), следует добавить и другие не менее важные прин­ципы и прежде всего такие, как: непосредственность и непрерывность судебного разбирательства, неизменность состава суда при рассмотре­нии одного дела (ст. 240, 241 УПК РСФСР, ст. 146 ГПК РСФСР).

Важное психологическое значение этих принципов, закрепленных в законодательстве, состоит, в том, что они, как считает заместитель пред­седателя Конституционного Суда Российской Федерации Т.Г. Морщако-ва, определяют эффективность и качество познания истины судьями, со­здают максимально благоприятные условия для судебного разбиратель­ства, ограничивая искажающее влияние различных отрицательных фак­торов на психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), в определенной мере нейтрализуют предубеждение судей в восприятии и оценке ими той или иной информации, относящейся к делу, к личности отдельных участников процесса, неблагоприятное воз­действие на состав суда общественного мнения, поддерживая у судей на должном уровне состояние познавательной активности, решительности и настойчивости в исследовании доказательств 1 .

1 Здесь и далее приводятся результаты исследований Т. Г. Морщаковой, опублико­ванные в коллективной монографии: Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок. Ч. II, гл. VII. Психологические истоки судебных ошибок и внутреннее убеждение судей. М., 1975. С 7—8.

На процесс познания и установления истины по делу судом по­ложительное влияние должны оказывать обстановка в зале судебно­го заседания, сама процедура исследования доказательств. Напри­мер: допрос свидетелей порознь и в отсутствие еще не допрошенных свидетелей (ст. 270, 283 УПК РСФСР, ст. 153, 168 ГПК РСФСР), исследование, осмотр вещественных доказательств, документов с предъявлением их всем участникам процесса (ст. 291, 292 УПК РСФСР, ст. 175, 178 ГПК РСФСР), проведение дополнительной или повторной экспертизы по мотивизированному определению (поста­новлению) суда (ст. 288—290 УПК РСФСР, ст. 180, 181 ГПК РСФСР) и т.д.

Существенную помощь суду в объективном исследовании доказа­тельств, различных обстоятельств дела оказывают судебные прения, ак­тивизирующие мыслительную деятельность членов суда, в ходе кото­рых сторонами с различных точек зрения обращается внимание, на­сколько глубоко, полно и всесторонне исследованы обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, на любые фактические данные, которые должны быть установлены при разрешении любого гражданско-правового спора.

Характерной особенностью познавательной деятельности суда яв­ляется то, что процесс познания истины протекает в условиях активно­го, открытого общения участников судебного разбирательства. Поэтому перейдем к более подробному рассмотрению коммуникативной под­структуры судебной деятельности, тесно связанной с процессами по­знания истины судом.




Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СУДЬЕЙ.

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особен­ности оценки доказательств, установления истины составом суда.

Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особен­ности судебного допроса, судебных прений сторон. Взаимоотношения по вертикали и горизонтали, возникающие в процессе судебного разбирательства. Психология судебного следствия. Оглашение обвинительного заключения, судебный допрос, способы преодоления ложных показаний. Виды судебного допроса: основной, повторный, дополнительный, шахматный, перекрестный.

Судебная речь; тре­бования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникатив­ное поведение участников процесса в суде. Использование этих факто­ров судом в целях активизации познавательных психических процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела. Психологические особенности защитительной деятельности адвоката. Структура речи адвоката. Стратегия и тактика защиты по уголовным и гражданским делам.

Психологические особенности коммуникативного поведения уча­стников процесса в суде присяжных заседателей.

Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных ре­шений. Психология вынесения приговора.

Практические занятия

Занятие 1.

Тема 1: История и современное развитие юридической психологии

План

1. Донаучный период развития юридической психологии.

2. История развития зарубежной юридической психологии.

3. Развитие отечественной юридической психологии.

4. Структура и межпредметные связи юридической психологии.

5. Методы юридической психологии.

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите основные этапы развития юридической психологии, объясните причины изменения ее предмета.

2. Вычлените узловые проблемы современной юридической психологии, обоснуйте их актуальность, предскажите дальнейшие изменения проблематики юридической психологии в связи с общественным развитием.

3. Составьте библиографический справочник ученых, внесших значительный вклад в развитие юридической психологии, обозначьте круг их основных научных интересов.

4. Выделите проблемы, общие для основных юридических дисциплин и психологии, а также проблемы, относящиеся исключительно к проблемному полю юридической психологии.

5. Подготовьте реферативный обзор на тему:

¨ История становления предмета юридической психологии.

¨ Юридическая психология в системе правового регулирования.

¨ Теоретическая и прикладная психология: понятие и соотношение.

¨ Общие и специальные разделы юридической психологии.

Литература

Основная: 1, 5, 7, 8.

Дополнительная: 2, 4, 9, 19.

Занятие 2.

Тема : Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

План

1. Основные формы использования специальных психологических познаний в уголовном процессе.

2. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Предметные виды СПЭ.

3. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.

4. Структура психодиагностической деятельности психолога-эксперта.

5. Этические принципы деятельности судебного эксперта-психолога.

Цель введения активных / интерактивных форм - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.

Задание студентам: сформулировать типологические вопросы для эксперта-психолога. Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.

Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый студент должен назвать один типологический вопрос. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты под диктовку записывают типологические вопросы для эксперта-психолога.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите важность адекватной оценки возраста человека для судебно-психологической экспертизы.

2. Проанализируйте место судебно-психологической экспертизы в ряду других видов судебных экспертиз.

3. Дайте характеристику взаимодействия эксперта-психолога с различными участниками судебного разбирательства.




4.Подготовьте реферативный обзор на тему:

¨ Правовые основания судебно-психологической экспертизы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза аффекта: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

¨ Судебно-психологическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.

5. Проведите сравнительный анализ физиологического и патологического аффекта, используя материалы статьи Ф.С. Сафуанова «Аффект: судебно-психологический экспертологический анализ // Психологический журнал. – 2001. – №3. – С.11-17.

6.Решение тематической задачи.Проанализируйте поведение В. и обоснуйте ответы на следующие вопросы: 1) Имеются ли основания для назначения судебно-психологической экспертизы? 2)если да, то сформулируйте вопросы, которые необходимо поставить перед экспертом.

«…15-летний В. обвинялся в соучастии в убийстве, совершенном при отягчающих обстоятельствах. В тот день он пришел домой к другу с целью забрать свой радиоприемник, который отдал починить его отцу, мастеру по ремонту телерадиоаппаратуры. Друга дома не оказалось, однако в квартире находились сам хозяин и его знакомый П., которого В. увидел впервые. Оба они были в сильной степени алкогольного опьянения. Вскоре хозяин квартиры, сильно опьянев, упал на пол, и В. вместе с П., по предложению последнего, перенесли его в спальню. П. послал В. на кухню принести скалку, а сам тем временем отрезал от находившихся в комнате приборов электрические шнуры и стал связывать ими руки и ноги спавшего. Сделав удавку, П. с помощью скалки стал затягивать ее на шее хозяина квартиры. Увидев это, В. растерялся, но П. прикрикнул на него и послал на кухню за водой. Поскольку входная дверь была запертой, а квартира находилась на четвертом этаже, выйти из нее В. не мог. Принеся в спальню воду, увидел, что П. спрашивал у пришедшего в себя хозяина квартиры, где находится золото, а когда тот отказался отвечать, затянул петлю на его шее. Затем, ослабив ее, П. приказал В. отливать водой потерявшего сознание. Так продолжалось несколько раз, пока П. окончательно не задушил потерпевшего. После этого он заставил В. искать в шкафах ценные вещи, говорил ему, что в таких случаях лучше всего брать. Выйдя из квартиры и заперев дверь, П. предупредил В., чтобы тот молчал, пригрозив ему убийством. Однако, В. спустя некоторое время рассказал о случившемся знакомому оперативному работнику.

Из материалов дела было известно, что в возрасте пяти лет В. получил закрытую черепно-мозговую травму с сотрясением головного мозга. В школу пошел в срок. Учился слабо, но классы не дублировал. В школе «проявлял себя чаще с отрицательной стороны, состоял на учете в ИДН. Однако в последнее время стал более уравновешенным, доброжелательным и спокойным». Как показал классный руководитель, В. заметно отличается от сверстников своей инфантильностью (например, в 7-м классе мог приносить на уроки игрушечные машины и играть с ними, не обращая внимания на преподавателей). Анализируя сложившуюся ситуацию, В. считает, что у него не было выхода, т.к., с одной стороны, растерялся и очень боялся П., т.к. «мог остаться вместе с хозяином квартиры». С другой стороны, даже если бы и «ударил П. чем-нибудь тяжелым, все равно за это оказался бы в тюрьме…».

Дополнительные задания исследовательского характера

1. Познакомьтесь с выдержками экспертного заключения. Ответьте на вопросы: а) какие способности относятся к юридически значимым? б) почему эксперт-психолог в данных СПЭ устанавливает именно эти способности? Выдержка из судебно-психологического экспертного заключения шестнадцатилетнего 3 <. >, подозреваемого по ч. 1 ст. 228 УК РФ в незаконном приобретении или хранении наркотических средств в крупном размере. 3 <. >хорошо идет на контакт, проявляет общительность, понимает суть экспертизы «как проверку на вменяемость». Считает себя вменяе­мым, свою вину категорично отрицает. В беседе 3 <. >показывает свою осведомленность о проблеме наркомании, его старший брат употреблял наркотики. Он считает, что не стал бы заниматься торговлей наркотиков, так как «там все серьезно, поймают, сразу закроют, лучше работать по профессии, жить нормально». Нежелание самому употреблять наркотик он связывает с тем, что не хочет «губить здоровье, наркоманы долго не живут». Говорит, что у наркомана бывает ломка, если денег нет, они идут воровать. 3 <. >осведомлен также и о том, что «наркоманов много в селе. (Вопрос: «Девушки или парни?») Парни. они знают место, где им продадут наркотик. (Вопрос: «За сколько?») Ну, не знаю, рублей за 200. (Вопрос: «Часто они покупают?») Может, через день или два, у них может быть ломка». Со слов 3 <. >, он отрицательно относится к тем, кто продает наркотики, отрицает, что пробовал наркотик сам. Анализ показывает, что 3 <. >может правильно понимать значе­ние преступления как опасного и запрещенного деяния и конкретно осознает общественную и лично для себя опасность наркотиков, может прогнозировать негативные последствия от их употребления или распространения. Уровень развития его мышления позволяет ему на основе социальной осведомленности строить самостоятельные суждения, а не только воспроизводить усвоенные знания. Этот пример демонстрирует не только проявление способности осознавать значение своих действий, но и подтверждает факт ее связи со способностью правильно понимать действительность.

Литература

Основная: 1, 3, 7, 8.

Дополнительная: 1, 6, 10, 11, 14, 18, 19, 27, 28, 29.

Занятие 3.

Тема 4: Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

План

1. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) в гражданском процессе. Пределы компетенции психолога-эксперта при их проведении.

2. Основные предметные виды экспертизы в гражданском процессе, их юридическое значение.

3. Использование специальных психологических познаний при СПЭ о признании сделок недействительными.

4. Использование специальных психологических познаний при СПЭ места проживания ребенка при раздельном проживании родителей.

5. Использование специальных психологических познаний при СПЭ определения морального вреда здоровью.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите методологические основы экспертного подхода в гражданском судопроизводстве.

2. Раскройте алгоритм использования судебно-психологического методов по делам о разрешении споров, связанных с правом на воспитание детей.

3. Проанализируйте психологическую структуру семейного конфликта, влияние его на психическое состояние и развитие ребенка, особенности поведения и отношения каждого из родителей.

4. Определите психологические критерии, признающие совершение сделок недействительными (под влиянием заблуждения).

5.Разбор психологических случаев (по материалам судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе), обсуждение результатов, выводов первичной экспертизы.

Сайт Юридическая психология

М., 1998. Стр. 459-462.

Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности

Рассмотренные в предыдущих главах наиболее общие структурные компоненты (подструктуры) профессиональной деятельности юристов прослеживаются и в деятельности тех из них, кто работает в судебных органах, исполняя обязанности судей. Однако участие юристов в отправлении правосудия по уголовным и гражданским делам, сама процедура судебного разбирательства, несомненно, имеют свои особенности психологического характера, отличающие с этой стороны их труд от профессиональной деятельности юристов, находящихся на службе в других правоохранительных органах. Придерживаясь ранее принятой схемы изложения материала, кратко остановимся на некоторых из этих особенностях.

Прежде всего, говоря об особенностях познавательной деятельности суда, следует указать, что процесс оценки доказательств, познания истины в суде, в частности при рассмотрении уголовных дел, в значительной мере связан с результатами познавательной деятельности сотрудников органов предварительного следствия и дознания, с той версией, которая получила подтверждение в ходе предварительного расследования и свое окончательное выражение в обвинительном заключении, составленном следователем. Найдут ли подтверждение в ходе судебного разбирательства выводы последнего или они будут отвергнуты — в любом случае суд не может пройти мимо них, и они должны стать предметом исследования в ходе судебного разбирательства дела.

Однако, когда мы говорим об этом, очень важно, чтобы результаты предварительного расследования не оказали внушающего воздействия на процесс восприятия судьями выводов следствия, поскольку это может сформировать у них обвинительный уклон в подходе к оценке доказательств, в целом — в их познавательной деятельности, в основу которой может быть положен так называемый синдром общего дела.

Данное явление можно проиллюстрировать, сославшись на известное по своим трагическим последствиям «витебское дело», по которому за совершенное убийство были осуждены, в том числе и к высшей мере наказания, совершенно невиновные лица. В этом отношении характерны слова одного из судей, подписавших обвинительный приговор невиновным. «Кому я должен был верить — моему коллеге-следователю, бок о бок с которым мы боремся с преступностью, или малоприятному субъекту, сидящему на скамье подсудимых».

Поэтому познавательная деятельность суда не может быть точной копией познавательной деятельности следователя. Применительно к судебному познанию такая деятельность должна состоять в новом, самостоятельном, ничем не связанном с выводами следствия исследовании материалов дела, дополнительно истребованных судом доказательств.

При рассмотрении в суде гражданских дел процесс познания истины в этом отношении имеет некоторые свои особенности. Если в уголовном процессе материалы предварительного расследования, в особенности обвинительное заключение, содержат «модель подлежащего исследованию преступления, то в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела», который вносит в судебное заседание свои знания о деле, полученные им во время подготовки судебного разбирательства.

Исходным моментом для познавательной деятельности суда при рассмотрении гражданско-правовых споров является исковое заявление истца с приложенными к нему материалами. Из них судья черпает первичную информацию по делу о сущности конфликта, о лицах, заинтересованных в его разрешении, и представленных в суд доказательствах. Существенным дополнением служит информация, получаемая судьей во время опроса сторон, изучения их объяснений до начала судебного заседания. Все эти сведения, в том числе и о личности сторон, являются поистине неоценимыми. Судья получает не только исходный доказательственный материал, но и материл, позволяющий ему определить категорию дела, наметить меры процессуального обеспечения предстоящего судебного разбирательства, а также спрогнозировать поведение сторон в суде.

Следующая особенность познавательной деятельности, установления истины судом состоит в том, что процесс познания в форме судебного разбирательства, как правило, проводится открыто (за исключением тех редких случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, а также некоторых случаев, затрагивающих интимные стороны жизни людей). Гласность, открытость судебного разбирательства являются важнейшими принципами судопроизводства, закрепленными в законодательстве (см. ст. 18 УПК РСФСР, ст. 9 ГПК РСФСР), и это не может не оказывать влияния на поведение участников процесса, на весь ход исследования, оценки доказательств в суде.

Открытость судебного разбирательства делает исследуемую в суде доказательственную информацию по делу доступной обществу, средствам массовой информации, оказывающим то или иное (порой, к сожалению, искажающее) влияние на формирование общественного мнения, которое в свою очередь возвращается в зал судебного заседания, с чем нельзя не считаться.

Другой чертой познавательного процесса в суде является его состязательный характер с участием конфликтующих сторон, представителей обвинения и защиты, доводы которых становятся тут же достоянием гласности для участников судебного разбирательства, всех заинтересованных лиц.

Одной из отличительных особенностей процесса установления истины в ходе судебного разбирательства является также коллегиальное рассмотрение уголовных и гражданских дел (кроме случаев, предусмотренных законом, когда специально оговорена возможность единоличного рассмотрения дел одним судьей) при полной независимости судей и подчинении их только закону в условиях, исключающих постороннее воздействие на них (ст. 15,16 УПК РСФСР, ст. 6, 7 ГПК РСФСР).

К перечисленным выше основополагающим принципам судопроизводства, наполненным психологическим содержанием (гласность судебного разбирательства, состязательный характер процесса познания истины по делу, коллегиальность рассмотрения дел, независимость судей с подчинением их только закону), следует добавить и другие не менее важные принципы и прежде всего такие, как непосредственность и непрерывность судебного разбирательства, неизменность состава суда при рассмотрении одного дела (ст. 240, 241 УПК РСФСР, ст. 146 ГПК РСФСР).

Важное психологическое значение этих принципов, закрепленных в законодательстве, состоит, в том, что они, как считает заместитель председателя Конституционного Суда Российской Федерации Т Г Морщакова, определяют эффективность и качество познания истины судьями, создают максимально благоприятные условия для судебного разбирательства, ограничивая искажающее влияние различных отрицательных факторов на психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), в определенной мере нейтрализуют предубеждение судей в восприятии и оценке ими той или иной информации, относящейся к делу, к личности отдельных участников процесса, неблагоприятное воздействие на состав суда общественного мнения, поддерживая у судей на должном уровне состояние познавательной активности, решительности и настойчивости в исследовании доказательств.

На процесс познания и установления истины по делу судом положительное влияние должны оказывать обстановка в зале судебного заседания, сама процедура исследования доказательств. Например, допрос свидетелей порознь и в отсутствие еще не допрошенных свидетелей (ст. 270, 283 УПК РСФСР, ст. 153, 168 ГПК РСФСР), исследование, осмотр вещественных доказательств, документов с предъявлением их всем участникам процесса (ст. 291, 292 УПК РСФСР, ст. 175, 178 ГПК РСФСР), проведение дополнительной или повторной экспертизы по мотивированному определению (постановлению) суда (ст. 288—290 УПК РСФСР, ст. 180, 181 ГПК РСФСР) и т. д.

Существенную помощь суду в объективном исследовании доказательств, различных обстоятельств дела оказывают судебные прения, активизирующие мыслительную деятельность членов суда, в ходе которых сторонами с различных точек зрения обращается внимание, насколько глубоко, полно и всесторонне исследованы обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, на любые фактические данные, которые должны быть установлены при разрешении любого гражданско-правового спора.

Характерной особенностью познавательной деятельности суда является то, что процесс познания истины протекает в условиях активного, открытого общения участников судебного разбирательства. Поэтому перейдем к более подробному рассмотрению коммуникативной подструктуры судебной деятельности, тесно связанной с процессами познания истины судом.

Сайт Юридическая психология

Харьков, 2002. Стр. 125-130.

Глава 7. Психологические аспекты уголовного судопроизводства.

7.1. Психологическая структура судебной деятельности в уголовном процессе

Судебная деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности юристов, цель которой состоит в установлении истины при оценке противоправных поступков граждан и осуществлении правосудия. Как и любая профессиональная деятельность, судебная деятельность имеет свою мотивацию, цели и способы реализации. Мотивационной основой возбуждения судебного процесса являются факты нарушения закона, подлежащие расследованию. Ее цель – установление вины (или невиновности) подозреваемых лиц и вынесение справедливого решения по делу. В процессе судопроизводства применяются определенные методы, предусмотренные законодательством.

Судопроизводство по уголовным делам имеет свою специфику по сравнению с гражданским процессом. Гражданское судопроизводство, как это было показано выше, осуществляется на основании искового заявления заинтересованного лица (организации) и направлено на разрешение конфликтов, связанных с имущественными и личными неимущественными отношениями граждан. Уголовный процесс связан с рассмотрением уголовных преступлений, направленных на нарушение основных конституционных прав граждан: права на жизнь, сохранение здоровья, личной свободы, безопасности, чести и достоинства, владения имуществом, а также преступлений против общества и государства: необоснованное уклонение от уплаты налогов, от воинской службы, расхищение общественного имущества, предательство и т.п. Мера наказания за уголовные преступления определяется на основе судебного разбирательства и в соответствии с действующим уголовным кодексом государства. Разбирательство по уголовным делам проходит в установленном законом порядке и не порождает (в отличие от гражданского процесса) субъективные права и обязанности конкретных лиц.

При установлении истины по делу суд опирается на активность всех его участников, наделенных законом определенными правами. Судебную деятельность можно рассматривать как специфическую форму социально-психологического взаимодействия граждан, так как она всегда носит коллегиальный характер и отражает все основные закономерности межличностных внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Основные общие и обязательные правила судебного процесса устанавливаются процессуальным законом. К общим правилам судебного разбирательства следует отнести: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, равенство прав всех его участников при руководящей роли председательствующего в суде. Судебное заседание организуется на основе принципа состязательности, т.е. таком построении судебного процесса, когда все его участники могут реализовать свои равные возможности.

Судебное разбирательство включает несколько частей (стадий):

– судебное разбирательство, прения сторон;

– последнее слово подсудимого;

Судебное разбирательство уголовных дел является важнейшей стадией уголовного процесса, которая заключается в рассмотрении в установленном законом порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуются полномочия суда по осуществлению правосудия. Предварительные стадии уголовного процесса (следствие) направлены на обеспечение достаточных оснований для рассмотрения дела в судебном разбирательстве, а все последующие стадии направлены на проверку обоснованности и законности вынесенного судом решения и его исполнения.

Суд принимает во внимание доказательства, полученные в ходе предварительного следствия, но он не связан с ними и проводит сбор новых доказательств, выявляя и дополняя неполноту предварительного расследования. Суд не связан с выводами обвинительного заключения и вправе изменить его, прекратить уголовное дело или вынести оправдательный приговор. На подсудимого и его адвоката не возлагается обязанность доказывания невиновности подсудимого. Суд не связан также с мнением прокурора по делу и принимает решение по своему убеждению, которое основано на всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.

Путем судебного разбирательства проходит также рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В кассационной инстанции («суде второй инстанции») рассматриваются дела по кассационной жалобе или по протесту на приговор и постановление суда, не вступившие в законную силу. Кассационную жалобу на приговор, не вступивший в законную силу, вправе подать осужденный, его защитник и законный представитель, потерпевший и его представитель. Обжалованию в кассационном порядке подлежат приговоры всех судов, кроме приговоров и решений Верховного суда. При этом закон гарантирует недопустимость поворота к худшему при проверке дела по жалобе осужденного или его защитника.

В порядке судебного надзора рассматриваются дела по протестам, составленным уполномоченными должностными лицами на приговоры суда, вступившие в законную силу, и на определения кассационной инстанции. В судах первой инстанции участвуют судья и народные заседатели, а также представители общественности. По некоторым делам подбираются присяжные заседатели, которые не входят в состав судебной коллегии, а выносят вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.

В структуре судебной деятельности можно выделить несколько основных методов выявления истины и проведения разбирательства по уголовному делу:

– коммуникативные (социального взаимодействия) действия;

– воспитательные (социально-реабилитационные) действия.

Эти действия составляют специфические, но взаимосвязанные психологические аспекты судебной деятельности.

7.2. Познавательно-аналитические аспекты судебной деятельности

Познавательно-аналитические когнитивные действия производятся участниками судебного разбирательства на всех стадиях его организации. Познавательная деятельность суда является необходимым условием анализа собранных фактов, оценки сделанных доказательств, познания истины в суде при рассмотрении уголовных дел. Профессионально осуществляемая познавательно-аналитическая деятельность юристов является основой эффективности судебного процесса – вынесения справедливого и обоснованного приговора по уголовному делу.

Активная познавательная деятельность осуществляется уже на стадии предварительного следствия и требует от следователя, помимо профессиональных юридических знаний, психологической подготовки в области восприятия, наблюдения и анализа изучаемого события. В результате этих действий следователем формируется ориентировочная мысленная (концептуальная) модель исследуемой ситуации, отражаемая в материалах и заключении предварительного следствия. Качество такой модели, ее полнота, объективность и адекватность, обусловлены опытом и интеллектуальными способностями следователя и оказывают значительную помощь в проведении последующего судебного разбирательства.

На стадии судебного разбирательства имеет место активная познавательная деятельность всех участников судопроизводства. Давая суду исходную важную информацию о событии, результаты предварительного следствия могут также оказывать определенное внушающее влияние на участников судебного разбирательства, формируя у них «обвинительный уклон» в оценке доказательств в целом. Широко известны факты по некоторым громким делам (например, по делу садиста Чикатило), когда за совершение убийств были осуждены невиновные лица. В.В.Романов приводит в качестве примера характерную позицию одного из судей, подписавшего обвинительный приговор невиновному: «Кому я должен был верить: моему коллеге – следователю, бок о бок с которым мы боремся с преступностью, или малоприятному субъекту, сидящему на скамье подсудимых?».

Поэтому суд должен проводить собственное независимое расследование, востребуя новые дополнительные факты, и сформировать собственную обоснованную модель исследуемого события, сопоставляя ее с исходной вероятностной моделью предварительного следствия.

Исходной стадией судебного разбирательства по уголовному делу является изучение результатов предварительного следствия. На этой стадии участники судопроизводства (судья, прокурор, адвокат) изучают материалы и заключение предварительного следствия, знакомятся с письменными источниками, вещественными доказательствами и воссоздают для себя суть изучаемого события с помощью образной памяти и воображения. На этой стадии формируются также планы деятельности участников судебного процесса, определяются их процессуальные позиции, стратегия и тактика их поведения в ходе судебного следствия.

При изучении материалов уголовного дела каждая сторона определяет для себя следующее:

– что должно быть проверено и установлено в суде;

– соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам данного уголовного дела;

– учтена ли в предварительном следствии вся совокупность доказательств по делам, существует ли необходимость восполнения в суде недостатков предварительного следствия;

– на каких аспектах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие обстоятельства по делу могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда.

На этом этапе осуществляется активная интеллектуальная работа, приводящая к систематизации фактов и доказательств, критическому анализу их достоверности, источников их получения. Для этого подбираются логические аргументы, строятся и проверяются различные версии и контрверсии доказательств; делаются записи, фиксируются замечания по отдельным документам, показаниям свидетелей, сопоставляются показания обвиняемого, возможные противоречия, упущения, допущенные в ходе предварительного следствия. Тщательно изучаются протоколы допроса обвиняемого, выясняется его мотивация и отношение к предъявленному обвинению. При изучении материалов предварительного следствия всегда должен задаваться вопрос: не была ли допущена ошибка? Законы демократического государства требуют от суда неукоснительного соблюдения принципа презумпции невиновности и не допускают вынесения обвинительного заключения без достаточных доказательств.

Все факты, полученные при изучении материалов дела, должны анализироваться не порознь, а приводиться в единую стройную систему причинно-следственных связей, к полному и четкому пониманию дела. Анализу должны быть подвергнуты все основные и второстепенные детали происшествия. Иногда именно второстепенные детали (особенности домашней обстановки, поведение соседей и т.п.) могут помочь найти ответ на сложный вопрос следствия. Изученные факты должны быть объединены в определенные блоки, этапы события, а также определена их последовательность и очередность рассмотрения в судебном заседании. Таким образом, судья разрабатывает план рассмотрения дела в судебном заседании, определяет круг лиц, подлежащих вызову в суд, запрашивает необходимые дополнительные материалы.

На стадии судебного заседания пространство познавательно-анали­тической деятельности суда значительно расширяется, так как в него вовлекаются не только субъекты судопроизводства, но и другие лица – обвиняемые, свидетели, представители общественности, т.е. все заинтересованные лица. Благодаря множеству участников, различию их позиций и установок, познавательные психические процессы приобретают здесь особую активность и напряженность. На этой стадии происходит непосредственное восприятие всех доказательств, исследуется их достоверность, оценивается правовая значимость.

Судебное заседание назначается оглашением обвинительного заключения (или заявления потерпевшего, если предварительное следствие не проводилось). В ходе судебного следствия председательствующий, судья, обвинитель, защитник допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключения экспертов, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы допроса и другие документы.

Судебное заседание имеет решающее значение для принятия решений судьей, суд основывает приговор только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании.

В судебном заседании все стороны имеют равные права на представление своих показаний. Как правило, каждая заинтересованная сторона стремится выдвинуть и обосновать те аспекты событий, которые соответствуют ее интересам. Суд должен обеспечить важнейший принцип расследования – объективность логического анализа сущности событий и их правовой оценки.

Вторым важным принципом судебного разбирательства является его гласность, открытость (за исключением некоторых случаев, связанных с охраной государственной тайны, или обычаев, касающихся интимной жизни людей). Открытость судебного разбирательства существенно влияет на поведение всех участников процесса. Исследуемая в суде доказательственная информация становится доступной общественности, средствам массовой информации, которые могут существенно влиять на общественное мнение (хотя и не всегда в лучшую сторону), а общественное мнение по обратной связи может влиять на судебный процесс.

Третьим важным принципом судебного разбирательства является его состязательный характер, обусловленный участием конфликтующих сторон, представителями обвинения и защиты, которые в равной степени могут реализовать свои законные права.

Четвертым принципом является коллегиальность в судебном разбирательстве уголовных дел при полной независимости судей и подчинения их только закону.

К указанным принципам судебного разбирательства следует добавить принцип непосредственности и непрерывности судебного разбирательства и принцип неизменности состава суда при рассмотрении одного дела.

Соблюдение указанных принципов создает максимально благоприятные условия для судебного разбирательства, ограничивая влияние различных искажающих факторов на эффективность протекания познавательных процессов участников судебного разбирательства, способствуя объективной оценке рассматриваемой информации, нейтрализуя возможные предубеждения в отношении оценки событий и личностей конфликтующих сторон.

В область познавательной деятельности участников судопроизводства входит изучение свойств личности обвиняемых и потерпевших, от чего в значительной мере зависит адекватность оценки судом сути происшествия и справедливости вынесенного решения.

При оценке личности обвиняемых важно определить мотивацию их поступков, отношение к содеянному, готовность к ресоциализации. Важнейшую роль в определении свойств личности обвиняемого играет его характеристика с места жительства, места работы. Однако очень часто такие характеристики малоинформативны, так как выполняются очень неквалифицированно. Поэтому основную роль в раскрытии свойств личности обвиняемого выполняет судебно-психологическая экспертиза.

Оценка сущности происшествия во многом зависит от характера взаимодействия обвиняемого и потерпевшего, которые могут взаимно стимулировать свои поступки. Особенности поведения потерпевшего: неосмотрительность, легкомыслие, страсть к риску, провокационность – все это влияет на оценку степени ответственности обвиняемого. К юридически значимым особенностям поведения потерпевшего, которые должен выявить суд, относятся следующие:

– характерологические черты личности потерпевшего;

– степень тяжести полученных им телесных повреждений;

– нервно-психические травмы, нанесенные потерпевшему;

– беспомощное положение, болезненное состояние потерпевшего;

– социальный статус личности потерпевшего (материальное, семейное, служебное положение);

– правомерность – неправомерность поведения потерпевшего (наличие провоцирующих действий);

– взаимоотношения потерпевшего и обвиняемого (отношения родства, материальная, служебная и иная зависимость).

Провоцирующее (виктимологическое) поведение потерпевшего учитывается при определении степени вины подсудимого. Например, квалификация убийства из хулиганских побуждений будет отвергнута судом, если убийство произошло в ссоре, драке на почве личных неприязненных отношений. Преступление часто провоцируется агрессивным поведением лиц в нетрезвом состоянии (более 30% потерпевших накануне преступления употребляли спиртные напитки вместе с обвиняемыми). Безнравственным поведением отличались свыше 40% потерпевших по изнасилованиям.

Юридическая ответственность зачастую связана с моральной ответственностью. Поэтому провоцирующее поведение потерпевших суд считает основанием при смягчении наказания.

На процесс познания и установления истины по делу в суде положительное влияние должно оказывать соблюдение правил процедуры исследования доказательств: допрос свидетелей порознь и в отсутствие еще не допрошенных свидетелей; осмотр и исследование вещественных доказательств и документов с предъявлением их всем участникам процесса; проведение повторной экспертизы по мотивированному постановлению суда. Существенную помощь суду в объективном исследовании всех обстоятельств дела оказывают судебные прения, которые активизируют познавательную деятельность членов суда. В ходе прений стороны с различных позиций оценивают, насколько глубоко и всесторонне исследованы все доказательства, указывают на факты и обстоятельства, которые должны быть установлены.

На функционирование познавательных процессов участников суда большое влияние оказывает общая обстановка в судебном заседании, в ней должны сочетаться строгость и уважение к закону, к правам личности, с деловым, спокойным и беспристрастным анализом доказательств. Такая обстановка стимулирует нормальное функционирование психических процессов участников судебного заседания: спокойное настроение, уверенное воспроизведение, правильность умозаключений, устойчивость внимания, связность речевых высказываний.

Особенности познавательных процессов юриста: уровень интеллектуального развития, логичность мышления, оперативность и объем памяти, наблюдательность, способность к прогнозированию выступают как профессионально важные свойства личности специалиста в области юридической деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: