Правовые и неправовые методы государственного управления

Обновлено: 19.04.2024

Характеристика форм государственной власти, их организационно-правовые основы. Осуществеление управленческой деятельности государством его полномочными органами - установление норм права; организационная работа и материально-технические операции.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.01.2010
Размер файла 10,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРАВОВЫЕ И НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие форм государственного управления

Правовые формы государственного управления

Неправовые формы государственного управления

1. Понятие форм государственного управления

Формы государственного управления можно охарактеризовать как виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения. Иногда их определяют как организационно-правовое выражение конкретных однородных действий аппарата государственного управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных перед ним задач.

Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, деятельность специально созданных органов, государственно-служебных должностей, которые составляют систему органов государственного управления.

Особым качеством государственного управления является то, что органы, которые его осуществляют, создаются по предусмотренному Конституцией Украины порядку исключительно для реализации исполнительной (административной) власти.

Деятельность, осуществляемая государственными органами имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного юридического оформления. Речь идет прежде всего, о правовых, юридических формах, в которые облекаются те или иные действия органов государственного управления. Такие формы неразрывно связаны с компетенцией органов управления и являются в известном смысле составной частью этой компетенции.

Формы выражения содержания управленческой деятельности - это установление норм права; организационная работа; проведение материально-технических операций.

Первые две формы находят выражение в актах государственного управления, которые олицетворяют правовую форму исполнительной и распорядительной деятельности органов управления.

Неправовые формы управленческой деятельности, наоборот, сводятся к осуществлению тех или иных управленческих действий, которые непосредственно не связаны с изданием актов управления.

2. Правовые формы государственного управления

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:

принятие нормативных актов;

издание индивидуальных (административных) актов;

представление предусмотренных законодательством обязательных отчетов;

совершение других юридически значимых действий.

Любая из этих форм может быть применена тем или иным органом управления только в том случае, если ему предоставлено право пользоваться ею. В этом смысле можно говорить, что правовые формы управления служат элементом, составной частью компетенции органа управления. Например, одни органы вправе принимать общеобязательные нормативные акты, а другие - нет.

Основными и наиболее значимыми правовыми формами управленческой деятельности являются принятие нормативных актов и издание индивидуальных актов. Те и другие вместе именуются обычно актами государственного управления.

Важное место в работе органов управления занимает заключение договоров. Наиболее распространенными формами используемых при этом договоров являются гражданско-правовые и административно-правовые.

Органы государственного управления заключают гражданско-правовые сделки - это реальный факт, и его, естественно, признают все административисты. Но некоторые из них отмечают, что при заключении таких сделок органы управления выступают как субъекты гражданского, а не административного права. Это, разумеется, справедливое замечание. Само заключение и оформление конкретной сделки регулируется нормами гражданского права и не является управленческой деятельностью, особенно там, где речь идет, скажем, о хозяйственном обслуживании аппарата органа управления (наем помещения, приобретения транспортных средств и т. п.). Однако органы управления заключают ряд сделок, которые служат средством реализации их управленческих задач и функций. Таковы, в частности, закупки инвентаря и оборудования для учреждений своей системы, гражданско-правовые договоры с научными учреждениями о проведении тех или иных исследований и т. п. Совершенно очевидно, что организация заключения подобного рода договоров в целом является важной формой управленческой деятельности.

Наглядным примером административных договоров могут служить договоры об охране имущества, заключаемые органами милиции с гражданами и организациями.

Юридически значимые действия выражаются в правовом оформлении нотариусами различных сделок, удостоверении различных сделок, удостоверении документов и фактов, производстве органами ЗАГСа регистрации актов гражданского состояния.

Правовые и неправовые формы управленческой деятельности связаны с реализацией государственно-властных полномочий. Но в первом случае наблюдается более полная юридическая регламентация (нередко она приобретает значение юридического факта), скрупулезный подбор методов реализации предписаний актов управления, предусматривается юридическая ответственность за нарушения (невыполнение) таковых. Формы второй группы тоже связаны с компетенцией органа, госудаственно-властными полномочиями его представителей, но эти полномочия проявляют себя не как прямое юридическое веление, а опосредственно через неюридические способы, и лишь их предварительные условия и результаты могут быть юридически зафиксированы.

К правовым формам принадлежат такие проявления реализации исполнительной власти, как их участие как истцов или ответчиков в судах, деятельность администрации по обеспечению общественного порядка, многочисленных и общеобязательных правил, которые устанавливаются центральными и местными органами исполнительной власти, применение ею различных экономических санкций, меры административного принуждения к нарушителям юридических запрещений отраслевого, ведомственного характера.

3. Неправовые формы государственного управления

Наряду с правовыми, органы государственного управления пользуются в своей деятельности различного рода неправовыми формами. Это не означает, что они никак не регулируются правом. Государственное управление в целом является подзаконной деятельностью. Оно осуществляется в рамках действующего законодательства. Любой орган управления вправе совершать лишь те действия, которые входят в его компетенцию. Но неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий.

Неправовые формы управленческой деятельности в соответствии с принятой классификацией можно свести к двум:

осуществление организационных действий;

выполнение материально-технических операций.

В своей организаторской работе органы управления опираются на правовые формы (издание актов управления, заключение договоров и т. п.), но многие организационные меры не требуют такого оформления. Это относится прежде всего к повседневной оперативно-организационной, контрольной работе, которая включает в себя изучение положения дел в управляемой области, проведение разного рода совещаний, планирования, разработку программ и других мероприятий, проведение проверок и т. п. Организационные действия обеспечивают улучшение стиля и методов управления, их преемственность, развитие инициативы, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности.

Выполнение материально-технических операций можно свести в основном к работе с информацией и проведению исследований и разработок. Значение и объем такого рода работы постоянно возрастают по мере технического прогресса и усложнения задач государственного управления. Она все больше теряет вспомогательный характер.

Работа с информацией, включающая в себя учет, статистику, делопроизводство, подготовку отчетных данных и т. д., приобрела сейчас такой объем, особенно в высших государственных, областных и городских органах управления, что уже не может вестись без использования вычислительной техники.

Органам государственного управления всегда приходилось вести работу по изучению, исследованию возникающих проблем и разработке мер по их решению. В конечном счете она завершается принятием одного или серии актов государственного управления. Хотя с точки зрения правовой, именно они, эти акты становятся наиболее существенными формами управления, воздействия на те или иные стороны управленческой сферы, но основное место в деятельности органов управления часто занимает не принятие, даже не составление их как таковых, а разработка и решение разного рода охватываемых ими экономических, технических, социальных и иных вопросов.

Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т.Василенкова. - М.: Юрид. лит., 1990. - 576 с.

Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т.Василенкова. - М.: Юрид. лит., 1981. - 464 с.

Советское административное право: Учебник / О.М.Якуба. - К.: Вища школа, 1974. - 232 с.

Советское административное право: Учебник / Под ред. Р.С.Павловского. - К.: Вища школа, 1986. - 416 с.

Советское административное право:Учебник / Под ред. В.И.Поповой, М.С.Студеникиной. - М.: Юрид. лит., 1988. - 320 с.

Леонід Коваль. Адміністративне право України. - К.: «Основи», 1994. - 160 с.

Подобные документы

Понятие и классификация форм государственного управления. Правовые и не правовые формы государственного управления. Виды и действие правовых актов управления. Правоохранительные индивидуальные правовые акты управления издаваемые органами внутренних дел.

реферат [43,8 K], добавлен 12.10.2008

Сущность и назначение управления федеральными органами государственной охраны. Общая характеристика систем управления федеральными органами государственной охраны. Правовые основы обеспечения исполнителей служебной деятельности материальными средствами.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 26.11.2008

Задачи и функции государственного регулирования, их реализация в действиях органов и должностных лиц. Правовые формы управленческой деятельности. Административно-правовые методы управления: убеждение и принуждение. Административно-пресекательные меры.

реферат [26,9 K], добавлен 23.11.2010

Правовые акты государственного управления: понятие, виды, задачи. Классификация административно-правовых форм реализации исполнительной власти. Нормотворческий процесс органов исполнительной власти Российской Федерации, его стадии и их характеристика.

курсовая работа [56,4 K], добавлен 07.04.2014

Понятие и принципы организации государственного управления, права и обязанности уполномоченных органов. Формы действий органов исполнительной власти, их разновидности и отличительные особенности. Виды и применение методов государственного управления.

реферат [11,3 K], добавлен 25.09.2010

Правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Полномочия федеральных, региональных или местных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики. Конституционные права и обязанности молодежи.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 06.09.2016

Правовые и организационные основы деятельности органов исполнительной власти по управлению транспортом в Российской Федерации. Характеристика организации государственного управления, контрольно-надзорная и правовая деятельность в сфере транспорта.

Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т.е. обладающее свойствами юридического факта.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно – правовых форм управления.

Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно – властный, исполнительно – распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Выбор в конкретной ситуации тех или иных управленческих форм зависит от многих обстоятельств. На содержание принимаемого управленческого решения могут оказывать влияние следующие факторы:

- характер компетенции органа государственного управления (или должностного лица);

- уровень правовой регламентации между субъектами управления (закон, указ, постановление, ведомственный или межведомственный приказ);

- характер управленческих связей (прямое или оперативное управление);

- особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности);

- виды взаимодействия (внутренне или внешнее);

- конкретные цели совершаемых управленческих действий;

- характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов;

- характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.

Правовая форма государственного управления характеризуется набором признаков, среди которых:

- установление в нормативном – правовом акте, что подразумевает наличие нормативно – правового регулирования содержания, процедуры осуществления, основных юридических последствий применения данной формы;

- государственно – властная природа, т. е. осуществление посредством применения такой формы государственного управления властных полномочий в отношении объектов государственного управления;

- подзаконность полномочий органов управления и их должностных лиц, что означает соответствие формы государственного управления нормативно установленной компетенции применяющего ее органа;

- исполнительно – распорядительное действие в качестве содержания формы, т. е. форма должна оформлять собой действие, совершаемое в интересах осуществления государственного управления, т.е. исполнительное и (или) распорядительное действие.

Правовые формы управленческой деятельности классифицируются следующим образом.

По содержанию: правотворческая; правоприменительная.

В свою очередь по содержанию и свойствам правовых норм, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально – культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.

По целенаправленности выделяются: внутренние (решение оргштатных вопросов, делопроизводство, управление внутри организационной структуры); внешние (выполнение возложенных на орган задач и функций).

По способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные (в виде жестов).

По объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам.

По характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства).

По субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно – правовые договоры).

По инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан).

По условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения.

По юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

Неправовая форма государственного управления – это деятельность, совершаемая любым из властных субъектов административного права, хотя и в рамках действующего законодательства, однако без какого – либо юридического оформления, чаще всего в рамках повседневной деятельности, носящая внутриорганизационный, вспомогательный характер по отношению к внешней исполнительно – распорядительной деятельности органа государственного управления.

К неправовым формам государственного управления относятся:

- организационные действия, связанные с внутренней организацией процесса управления. К ним относится информирование подведомственных структур об изменениях в действующем законодательстве (организация внутриведомственных проверок, разработка методических рекомендаций и т.п.). Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно – правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности. Это, например, разработка методических рекомендаций, оказание практической помощи, прием граждан, использование технических средств.

В свою очередь их можно подразделить на общественно – организационные (конференции, круглые столы, презентации и т.д.) и административно – организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания комиссий и т.п.).

- материально – технические действия. К ним относятся действия вспомогательного технического персонала властного субъекта административного права (транспортное обслуживание, охрана, экспедиция, использование средств связи).

Их роль исключительно вспомогательная, а форма выражения – неправовая. Реализацию исполнительной власти в прямом смысле они, конечно, не выражают; осуществляют их не управленческие работники, а нередко обслуживающий персонал.

К материально – техническим действиям, например, относятся: обработка получаемой информации, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально – технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально – технических действий постоянно увеличиваются.

Ключевая форма государственного управления – это акт государственного управления.

Акт государственного управления – это правовой документ, содержащий в себе словесно выраженное решение субъекта государственного управления.

Управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения, относящегося к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации.

Акт государственного управления – это объективированное на бумаге властное решение управленческий проблемы, форма, в которой управленческая воля находит своего адресата.

Основными признаками таких актов указываются следующие: принимаются при осуществлении государственной административной власти, являясь при этом правовой формой исполнительно – распорядительной деятельности, подзаконны, имеют официальный характер, реализуют властные полномочия при наличии одностороннего властного волеизъявления, имеют правовой характер, если применяются в установленном порядке и оформляются надлежащим образом, влекут юридические последствия (устанавливают, изменяют, отменяют нормы права, влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно – правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно – правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

По юридическим свойствам выделяются акты общего значения и акты смешанного характера.

В зависимости от органа, принявшего правовой акт управления, можно выделить:

- указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ);

- постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);

- постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, издающиеся федеральными органами исполнительной власти. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" детально регулирует процедуру принятия таких актов;

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Государственное управление является одной из важных составляющих предмета административного права. В целом функции государства реализуются через непосредственную деятельность органов государственного управления.

Однако если понятие «функции» характеризует основные направления управленческой деятельности, то термин «формы» указывает на внешнюю сторону таких действий органов государственного управления.

Административно-правовые формы (формы государственного управления) – это внешние проявления конкретных управленческих действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Правовые формы государственного управления

На сегодняшний день в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления. Наиболее распространена классификация, построенная в зависимости от наступления юридических последствий, согласно которой выделяют правовые и организационные («неправовые») формы государственного управления.

Правовые формы государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий и решений органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые влекут непосредственно за собой юридические последствия.

Такими последствиями является возникновение, изменение или прекращение правоотношений между участниками управленческих
правоотношений.

К правовыми формам государственного управления относятся:

  1. административное правотворчество – издание органами исполнительной власти или их должностными лицами нормативных актов управления (нормативных правовых актов), направленных на конкретизацию норм законов, которые регулируют те или иные вопросы государственного управления;
  2. административное правоприменение – издание индивидуальных, правоприменительных актов управления, которые касаются индивидуально определенных лиц, не содержат норм права и предполагают однократное исполнение;
  3. заключение административных договоров – соглашений между двумя и более субъектами управленческих правоотношений, которые базируются на основе норм административного права и направлены на выполнение задач государственного управления;
  4. осуществление иных юридически значимых действий – подзаконных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к наступлению определенных юридических последствий.

Кроме разделения на указанные четыре группы, следует отметить, что в качестве критериев классификации правовых форм государственного управления также используются:

  • ожидаемые результаты – по этому критерию различают формы позитивного регулирования (регулирование общественных отношений с целью их упорядочения, обеспечение реализации прав граждан путем предоставления административных услуг) и формы реагирования на негативные явления в сфере государственного
    управления (применение мер пресечения правонарушений, привлечение правонарушителей к дисциплинарной и административной ответственности);
  • юридическое содержание позволяет различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.

Неправовые формы государственного управления

Организационные («неправовые») формы государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые непосредственно не вызывают наступления юридических последствий.

Хотя организационные формы государственного управления и не связаны с изданием нормативных или индивидуальных актов, но они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении повседневной деятельности органов государственного управления.

Именно организационные формы обеспечивают четкость и слаженность работы внутриуправленческих структур, которые, в свою очередь, или играют вспомогательную роль относительно правовых форм государственного управления, или имеют самостоятельное значение.

Среди неправовых форм государственного управления выделяют:

  • проведение организационных мероприятий (подготовка и проведение совещаний, собраний, конференций, инспекция и контроль выполнения работ, предоставление практической и методической помощи в исполнении тех или иных заданий и т. д.);
  • осуществление материально-технических операций (вспомогательные действия, направленные на создание условий для функционирования органов государственного управления и должностных лиц: делопроизводство, подготовка аналитических и статистических данных, составление отчетов, справок, оформления документов и т. п.).

Административно-правовые формы и методы

Методы государственного управления

Вместе с формами государственного управления существенную роль в процессе практической реализации исполнительной власти играют методы государственного управления.

Методы государственного управления – это способы и средства влияния органов государственного управления или должностных лиц на управляемые объекты.

В целом метод государственного управления дает возможность определить, как именно тот или другой субъект государственно-властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.

Признаки методов государственного управления:

  • выражают целенаправленное влияние органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект;
  • осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта;
  • находят свое отражение в соответствующей форме государственного управления (правовой или организационной);
  • могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности;
  • выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и т. п.).

Методы государственного управления являются достаточно разнообразными, поскольку разнообразными являются субъекты и объекты государственного управления, а также общественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Классификация методов государственного управления

Классификация методов государственного управления в науке административного права чаще всего производится по двум критериям: с учетом меры использования властных полномочий и по характеру воздействия субъекта на объект управления.

В зависимости от меры использования властных полномочий выделяют следующие методы государственного управления:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • принуждение.

Убеждение, как метод государственного управления

Убеждение – метод государственного управления, который заключается в применении средств воздействия на сознание и поведение людей и проявляется в форме использования различного рода разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью обеспечения соблюдения требований действующего законодательства.

Основными средствами убеждения являются:

  • разъяснение заданий и функций государственного управления;
  • воспитание;
  • обучение;
  • агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан;
  • пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом;
  • обмен передовым опытом.

Идеология государственной политики должна строиться с учетом ведущей роли убеждения среди других методов государственного управления. Достижение социально позитивных результатов должно осуществляться, в первую очередь, с использованием указанного метода государственного управления.

Соблюдение установленных правил поведения должно стать осознанным действием для субъектов управленческих отношений.

Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления заключается в формировании общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.

Поощрение, как метод государственного управления

Поощрение – метод государственного управления, который заключается в применении способов позитивного мотивирования и проявляется в использовании поощрений морального и материального характера с целью адекватного оценивания и стимулирования правомерного поведения.

Поощрение может применяться как к физическим, так и юридическим лицам (через
влияние на сознание и интерес их руководителей).

Основными способами поощрения являются:

  • благодарность;
  • премия;
  • грамота;
  • награда;
  • льгота;
  • квота;
  • специальный экономический режим и т. п.

Принуждение, как метод государственного управления

Принуждение – это метод государственного управления, который заключается в применении от имени государства способов воздействия на сознание и волю с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также реагирования на совершенные правонарушения. Более подробно формы административного принуждения будут рассмотрены далее.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления необходимо различать методы:

  • прямого влияния (административные) – методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном воздействии на объекты управления, при условии обязательности выполнения вынесенных решений (например, установление обязательности совершения или запрета определенных действий; осуществление контроля и надзора; предоставление разрешения; осуществление регистрации и т. д.), на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризированных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным, результаты применения именно таких методов управления являются более ожидаемыми и быстрыми;
  • непрямого влияния (экономические) – методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредствованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности (например, льготное кредитование; уменьшение налоговых и таможенных платежей; инвестирование определенных направлений деятельности; стимулирование государственных служащих).

Административное принуждение – вид государственного принуждения, который применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) к физическим и юридическим лицам с целью предупреждения, прекращения правонарушений и привлечение виновных к ответственности.

  • связаны с ограничением определенных прав или возложением дополнительных обязанностей на объект принуждения;
  • применяются широким кругом органов публичной администрации (органы внутренних дел, органы государственной безопасности, налоговые и таможенные органы, органы местного самоуправления и т.д.);
  • применяются на основании норм административного законодательства;
  • могут быть рассчитаны на применение как к физическим, так и юридическим лицам;
  • применяются независимо от воли и желания объекта административного принуждения;
  • применяются в связи с правонарушением, которое совершено либо может быть совершено;
  • применяются органами, которые не связаны организационным подчинением с объектом принуждения (имеют внешний характер).

В зависимости от цели применения административного принуждения и от стадии противодействия правонарушениям чаще всего выделяют три основных вида мер административного принуждения.

  1. Меры административного предупреждения (применяются с целью предупреждения потенциально возможных правонарушений, например, проверка документов, пропускной режим на государственной границе, карантинные мероприятия, ограничение пребывания в общественных местах при введении режима комендантского часа, ограничение и запрет движения транспорта и пешеходов на определенной территории);
  2. Меры административного пресечения (направлены на принудительное прекращение начавшегося правонарушения, например, доставление и административное задержание правонарушителя, временный запрет деятельности юридического лица, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством, изъятие вещей и документов);
  3. Меры административной ответственности (применяются как реакция на совершенное правонарушение, например, административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, конфискации, обязательных работ, административного ареста, дисквалификации, административного приостановления деятельности и т. д.).

Административно-правовые формы и методы

Заключение

Рассмотренные административно-правовые формы и реализуемые в них методы управленческой деятельности на данный момент закреплены в разрозненных нормативно-правовых актах.

Поэтому одним из актуальных направлений развития административного законодательства является систематизация соответствующих нормативных положений.

Результатом такой работы может стать принятие кодифицированного акта (например, административно-процедурного кодекса) либо пакета законов, регулирующих вопросы административных процедур, в том числе процедур издания нормативно-правовых актов в порядке административного правотворчества, приема и рассмотрения обращений граждан, оказания управленческих услуг, а также устанавливающих порядок заключения административных договоров.

Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.

Методы государственного управления (МГУ) - это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Характерные черты МГУ:

1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.

Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.

Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.

В сфере государственного управления действуют два универсальных метода - убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.

К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).

Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).

Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

По содержанию выделяются следующие методы:

- установление правил поведения общеобязательного характера;

- предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;

- государственная регистрация (лицензирование);

- осуществление надзора и контроля;

- разрешение споров между участниками управленческих отношений;

- применение мер поощрения и административного принуждения;

- приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.

По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.

По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.

I. Формы государственного управления

Государственное управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.
Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.

1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.

2.практически реализуют задачи и функции управления.

3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.

4.вызывают наступление каких-либо последствий.

Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:

  • Формы государственно-управленческой деятельности.
  • Формы реализации исполнительной власти.

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.


Выбор формы зависит от:

  • Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)
  • Особенности Объекта
  • Характера вызываемых последствий
  • ПРАВОВЫЕ
    • четко выраженные юридические последствия.
    • издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.

    В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

    • Издание нормативных актов органами исполнительной власти.

    Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.
    А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).
    Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).

    Это разновидность юридических факторов (Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия.

    • НЕПРАВОВЫЕ
    • не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.
    • не порождают, а прекращают административные отношения.
    • Осуществление организационных операций.

    А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций.
    Б) Подбор кадров.
    В) Проведение совещаний.

    А) Работа с информацией.
    Б) Ведение делопроизводства.
    В) Проведение исследований.
    Г) Подготовка к изданию НПА.

    Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами.
    Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий.
    Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.

    II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Методы государственного управления – это способ осуществления его функций.
    Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

    Методы государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

    Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

    Характерные черты методов:

    • 1.Выражают связь субъекта или объекта.
    • 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
    • 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
    • 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)
    • Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

    Меры:

    По характеру воздействия:

    1.Прямое воздействие – административные методы управления.

    • Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
    • Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
    • Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.

    2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
    Социально психологические методы управляющего воздействия:
    Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.