Профицит государственного бюджета это досрочное погашение долга перед кредиторами

Обновлено: 03.05.2024

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

«доходы» - «расходы» = «сальдо»:

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета. Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Готовые работы на аналогичную тему

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Возможен также еще один шаг - сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным. В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.). При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
  • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
  • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).

Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы:

- внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

- внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:[12]

- выпуск государственных займов;

- сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита.

1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, согласно которой государство должно всегда стремиться к бездефицитности государственного бюджета, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Этот подход господствовал до «Великой депрессии» 1930-х гг., когда выяснилось, что стремление во что бы то ни стало ликвидировать бюджетный дефицит может приходить в противоречие с целью стабилизации экономики.

Объяснить это можно следующим образом.[13] Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное балансирование государственного бюджета может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета, в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Julia Kagan has written about personal finance for more than 25 years and for Investopedia since 2014. The former editor of Consumer Reports, she is an expert in credit and debt, retirement planning, home ownership, employment issues, and insurance. She is a graduate of Bryn Mawr College (A.B., history) and has an MFA in creative nonfiction from Bennington College.

Michael Boyle is an experienced financial professional with more than 10 years working with financial planning, derivatives, equities, fixed income, project management, and analytics.

Michael Logan is an experienced writer, producer, and editorial leader. As a journalist, he has extensively covered business and tech news in the U.S. and Asia. He has produced multimedia content that has garnered billions of views worldwide.

What Is a Budget Surplus?

A budget surplus occurs when income exceeds expenditures. The term often refers to a government's financial state, as individuals have "savings" rather than a "budget surplus." A surplus is an indication that a government's finances are being effectively managed.

Key Takeaways

  • A budget surplus is when income exceeds expenditures.
  • When a government runs a surplus, they have additional money that can be reinvested or used to pay off debts.
  • A deficit is the opposite of a surplus. When spending exceeds revenues, the government must borrow money in order to fund spending.
  • The last time the U.S. ran a budget surplus was in 2001.
  • In 2021, the U.S. budget had a deficit of more than $2.8 trillion.

Budget Surplus

Understanding Budget Surplus

A budget surplus might be used to make a purchase, pay off debt or save for the future. A city government with a budget surplus may use the money to make improvements, such as revitalizing a decaying park or downtown area.

When expenditures exceed income, the outcome is a budget deficit. When deficits occur, money is borrowed and interest is paid, similar to an individual spending more than they earn and paying interest on a credit card balance. A balanced budget exists when expenditures equal income.

During the final years of Bill Clinton's presidency, the U.S. government eliminated a large budget deficit, resulting in a surplus. A surplus is a positive value and is the sum by which revenues are greater than spending during a set period, usually a fiscal year. For example, in 2000, receipts for the year totaled $2.025 trillion, while expenditures were $1.788 trillion. This resulted in a budget surplus of about $236 billion.

Economic and spending changes generate a surplus. A budget surplus is one indicator of a healthy economy. However, it is not necessary for a government to maintain a surplus. The U.S. has rarely run a budget surplus and has experienced long periods of economic growth while running a budget deficit.

A surplus implies the government has extra funds. These funds can be allocated toward public debt, which reduces interest rates and helps the economy. A budget surplus can be used to reduce taxes, start new programs or fund existing programs such as Social Security or Medicare. A budget surplus can occur when growth in revenue exceeds growth in expenditures or following a reduction in costs, spending, or both. An increase in taxes can also result in a surplus.

Impact of a Budget Surplus

Although having unspent funds can be a sign of prudent spending, running a surplus is not always beneficial, and can sometimes come with its own problems. Most countries could gain a budget surplus by increasing their tax revenues, but the economic consequences of higher taxes could diminish the value of running at a surplus.

Keynesian economics suggests that governments should run a surplus during times of prosperity, and a deficit in times of depression. This allows the government to save money when it is well off, and to spend money on fiscal stimulus when the economy is less well off.

$3 trillion

The size of the U.S. deficit in 2020, the first year of the coronavirus pandemic.

Advantages and Disadvantages of a Budget Surplus

Running a budget surplus means that government bodies will have additional money to spend at the end of an accounting period. This extra cash can be used to pay off government debts or reinvested in other government projects. It can even be returned to the public in the form of a tax cut.

A large surplus also reduces the need for borrowing through bond issues. This will reduce interest rates in that country, allowing people and businesses to borrow money at a lower cost.

However, running a surplus is not always an unmixed blessing. Although it may seem wise for a government to save money, those savings mean that the wider economy will not benefit from the multiplier effect of government spending. In addition, those savings could mean less spending on public services.

A budget surplus can also affect a country's inflation levels and GDP. Government spending is one of the four components of GDP, meaning that a government that struggles to reduce spending will ultimately reduce that country's GDP. Moreover, since lower spending reduces the amount of money circulating in an economy, this can result in deflation.

Ultimately, there is no simple answer to whether a budget surplus is a good or a bad thing. Both surpluses and deficits have their own advantages, and the best action depends on a government's specific economic situation and priorities.

Pros & Cons of Budget Surplus

Allows government to save money.

Paying government debts can increase the government's credit rating and reduce the cost of borrowing.

Can lower interest rates, ultimately encouraging economic activity.

Since government funds come from tax revenues, running a high surplus can mean excessive taxation.

Running a surplus means less economic stimulus from government spending.

Lower spending reduces the amount of money circulating in an economy, potentially causing deflation.

U.S. Budget Surpluses

The U.S. Treasury releases government budget information on a monthly basis. Budget surplus or deficit data appears in the statements, which summarize whether the government is spending or collecting more money than expected. In addition, the data records future collections or changes to the budget.

During the final years of Bill Clinton's presidency, the U.S. government eliminated a large budget deficit, resulting in a surplus. A surplus is a positive value and is the sum by which revenues are greater than spending during a set period, usually a fiscal year. For example, in 2000, receipts for the year totaled $2.025 trillion, while expenditures were $1.788 trillion. This resulted in a budget surplus of about $236 billion.

This surplus ended just after the September 11 attacks in 2001. Every year since then, the federal government ran at a deficit, although the size of the deficit rose and fell according to economic circumstances.

In 2009, the deficit grew to 1.41 trillion in the aftermath of the Great Recession, before slowly declining as the economy recovered. This was the highest deficit of the twenty-first century–at least until the coronavirus pandemic when the deficit again ballooned to more than 3 trillion.

Is a Budget Surplus a Good Thing?

A budget surplus is generally considered a good thing, because it means that the government has money left over that can be reinvested or spent to pay off debts. However, it depends on how wisely the government is spending money: if the government has a surplus because of high taxes or reduced public services, that can result in a net loss for the economy as a whole.

What Is a Budget Surplus vs. a Budget Deficit?

A budget surplus is when a body (such as the U.S. government) spends less money during an accounting period than it takes in through revenue. A deficit is when spending is higher than revenue, requiring the government to borrow money in order to finance its activities.

What Is the Current U.S. Budget Deficit?

In 2021, the federal budget deficit totaled nearly $2.8 trillion. This is equal to about 15% of the U.S. GDP for that year but lower than the deficit for 2020.

Has the U.S. Ever Had a Budget Surplus?

Yes. During the Clinton presidency, the federal government was able to reduce spending and increase revenues, turning a large deficit into a small surplus. The last year where the government ran a budget surplus was in 2001.

Investopedia requires writers to use primary sources to support their work. These include white papers, government data, original reporting, and interviews with industry experts. We also reference original research from other reputable publishers where appropriate. You can learn more about the standards we follow in producing accurate, unbiased content in our editorial policy.

White House, Office of Management and Budget. "Historical Tables," Table 1.1.

Federal Reserve Bank of St. Louis. "Real Gross Domestic Product."

U.S. Department of the Treasury, Bureau of the Fiscal Service. "Monthly Treasury Statement."

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – это превышение доходных поступлений в бюджет над его расходами.

На любом уровне бюджет может исполняться, как с дефицитом, так и с профицитом. Естественно, исполнение бюджета с профицитом положительно характеризует бюджетный процесс и является отражением благоприятной макроэкономической ситуации в стране. Однако, здесь важно, чтобы профицит бюджета не был достигнут за счет неисполнения государством части своих обязательств, т. е. за счет сокращения части финансирования приоритетных направлений. В этом случае профицит бюджета не является положительной характеристикой. Вообще, оптимальным является равенство доходной и расходной частей бюджета т.е. достижение его равновесного состояния.

Концепция сбалансированного бюджета

Бюджетный баланс - ведущий принцип принятия и исполнения бюджета любого уровня. Именно сбалансированность бюджетных показателей, исполнения статей бюджета является главным ориентиром эффективной реализации бюджетного процесса и выполнения ведущих направлений бюджетной политики.

Расходы бюджета должны покрываться за счет его доходных поступлений и источников финансирования дефицита бюджета. В случаях, если источники финансирования не покрывают бюджетный дефицит, то начинается формирование государственного долга, рост которого отрицательно сказывается на общем экономическом развитии государства.

Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Расходы могут превышать доходы, только в одном случае: наличие источников финансирования бюджетного дефицита. Если таких источников не имеется, то принятие бюджета, попросту, нереально и не может быть реализовано. Несбалансированность бюджета делает его фиктивным.

Рост расходной части бюджета над его доходными поступления является следствием следующих причин:

Готовые работы на аналогичную тему

  • кризисные явления в экономике - экономический спад, снижение экономической активности и отрицательная динамика макроэкономических показателей;
  • низкий уровень финансового контроля органами государственной власти;
  • непланируемые, непредсказуемые ситуации – катастрофы, стихийные бедствия, пандемии, войны;
  • ориентация на выполнение милитаризации в мирное время;
  • инвестирование из бюджетов страны в производственную сферу;
  • социальная направленность государственной экономической политики, приводящая к быстрым темпам роста социальных расходов и их превышением над темпами роста показателя ВВП.

Таким образом, бюджетные средства должны быть эффективно использованы. Принятие бюджетов невозможно с дефицитом и нежелательно с профицитом. Профицит отражает неэффективность бюджетного финансирования национального хозяйства. Достижение сбалансированности - основное условие эффективной бюджетной политики.

Идеально, когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это является редким явлением. Наиболее часто встречается бюджетный дефицит. Если он наблюдается на уровнях отдельных субъектов и муниципальных образований, то покрывается за счет межбюджетных трансфертов. Если он возникает на уровне основного бюджета государства – федерального бюджета, то его покрытие реализуется за счет привлечения внешнего финансирования, что обуславливает формирование государственного долга. Профицит является обратным дефициту процессом и встречается на любых уровнях, крайне редко.
Важно отметить, что наличие небольшого дефицита стимулирует экономическое развитие страны и ее отдельных регионов.

Бюджетный профицит и его экономическое значение

Как уже было отмечено, профицит бюджета любого уровня не всегда является положительным процессом.

Бюджетный профицит бывает двух видов:

  1. Первичный профицит – получение положительного сальдо бюджета после покрытия всех расходов.
  2. Вторичный профицит - положительное сальдо после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга.

При появлении профицита в результате экономического роста и подъема государства и его отдельных регионов – положительный процесс. Он отражает рациональное и эффективное расходование бюджетных средств и полноценное финансирование всех необходимых мероприятий.

Когда же профицит формируется по итогам экономии бюджетных средств, сложной социальной ситуации в стране и регионах, недофинансирования различных программ развития, то такой профицит является отрицательной тенденцией бюджетного процесса. Достижение профицита бюджета за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование не может иметь благоприятных последствий, т.к. лишает государство дополнительных доходов в будущем.

Использование профицита является, также, непростым процессом. Он может направляться на формирование резервных фондов или на выполнение актуальных направлений развития страны и регионов, исполнения долговых обязательств.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Покрытие бюджетного дефицита реализуется за счет следующих источников:

  1. Внешние источники. Они состоят из кредитов и займов, взятых у международных организаций и других государств в иностранной валюте за счет выпуска государственных ценных бумаг или получения средств у кредитных организаций.
  2. Внутренние источники. Они включают средства, полученные в национальной валюте посредством выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов от национальных кредитных организаций, и межбюджетные трансферты, т. е. бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы.

Часто, при исполнении бюджета с дефицитом, государство применяет следующие методы его покрытия:

  1. Проведение эмиссии ценных бумаг.
  2. Пересмотр основных направлений налоговой политики в ориентации на рост налоговой нагрузки.
  3. Взятие государственных займов.
  4. Пересмотр государственной инвестиционной политики, ориентированной на рост отдачи от вложений средств.
  5. Снижение объемов финансовой помощи, оказываемой иностранным государствам.
  6. Сокращение объемов расходов на финансирование различных военных программ.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.06.2022

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика» , преподавательский стаж — 4 года

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Дефицит бюджета – это бюджет государства, который имеет отрицательное сальдо. Другими словами, бюджетный дефицит – это экономическое состояние, когда сумма запланированных расходов с государственного бюджета значительно превышает сумму доходов.

С помощью математического выражения можно схематично показать, как выглядит механизм дефицита и профицита бюджета:

Доход – Расход = Сальдо

  • если сальдо равняется нулю, тогда бюджет имеет равное количество доходов и расходов;
  • если сальдо больше нуля, тогда это явление называется профицитом, а значит, что прибыль превышает запланированные расходы;
  • если сальдо меньше нуля, тогда это явление называется дефицитом, а значит что прибыль меньше, чем плановые расходы.

В экономической сфере государства дефицит бюджета – это существенная проблема, если речь идет о развитии страны на национальном уровне. Следует вести тщательный контроль и поддерживать баланс бюджетных доходов и расходов. В связи с этим необходимо выделить основные методы для проведения подобного контроля, а также осуществить определенные шаги с целью покрытия дефицита, которые позволят повлиять на экономическое и финансовое состояние государства.

Существуют такие способы для покрытия дефицита государства как:

  1. Выпустить денежные знаки дополнительно. С помощью этого, можно уравновесить экономику государства и стабилизировать экономические процессы, такие как инфляция;
  2. Выпустить облигации государственного займа, воспользоваться кредитами банков, бюджетными ссудами внутри государства. После этого может увеличить долг внутри государства перед гражданами страны;
  3. Воспользоваться помощью других государств, то есть осуществить внешнее кредитование иностранных государств;

Наряду с этим, следует выделить также ряд мероприятий, которые следует внедрить для стабилизации кризиса в государственном бюджете.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Меры общеорганизационного характера с целью сокращения бюджетного дефицита:

  1. Улучшение рабочего процесса в налоговой сфере с помощью реорганизации налоговой системы;
  2. Создание способов для процесса реструктуризации по возвращению задолженности иностранным государствам;
  3. Проведение жесткого контроля при осуществлении расходов денежных средств с государственного бюджета;
  4. Сокращение пособия по определенным отраслям хозяйства и убыточным структурам;
  5. Регулирование выплат и льгот социального назначения.

Что такое профицит в бюджете?

В случае, когда в государственном бюджете сальдо больше нуля, а именно экономическая ситуация, где сумма запланированных расходов является меньше запланированных доходов, называются профицитом бюджета.
Профицит бюджета является эффективным вариантом для государства, чтобы выйти из кризисного положения

в бюджете и стабилизировать ситуацию. На самом деле, профицит в бюджете это довольно редкое явление, при котором необходимо искать пути сокращения долга государства и разрабатывать специальную программу для устранения дефицита в бюджете на национальном уровне.

Следует отметить, что существует такой вид профицита, как первичный. Это ситуация в государственном бюджете, где доходы бюджета без наличия заемных средств и кредитов, значительно превышают расходы. При наличии первичного профицита происходит резервирование основной части доходов, которая предназначена для сокращения долга государства.

Согласно статье 88 Бюджетного кодекса России предполагается разработка бюджетной программы, в случае если возник профицит в бюджете, а именно:

  • все денежные средства в бюджете направлять на погашение кредитов и ссуд, несмотря на договорные обязательства государства;
  • все выплаты с государственного бюджета увеличить для бюджетов других отраслей;
  • сократить реализацию имущества, которое принадлежит государству.

Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Иногда случаются ситуации, когда при сведении бюджета по неизвестным причинам, расходы и доходы невозможны. Из практики мировой экономики известно, что дефицит может иметь отклонения от запланированного бюджета в пределах 3% от ВВП. Но случаются и кризисные ситуации, где дефицит бюджета имеет значительно высокий процент.

К примеру, как экономическая ситуация в России в период с 1991 по 1999 года. Таким образом, при разработке и утверждении бюджетного дефицита следует конкретно определить всевозможные источники для финансового покрытия. Существую внутренние и внешние источники. Рассмотрим каждый из них.

К ряду внутренних источников можно отнести денежные средства в национальной валюте, которые были даны в заем банками, кредитными учреждениями другие государственные займы в виде ценных бумаг.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными источниками, которые служат для покрытия отрицательного сальдо, являются следующие:

  1. Общая сумма денежных средств, которая сформировалась между фактической стоимостью ценных бумаг государства. Такая сумма является основным средством для погашения государственных займов;
  2. Денежные средства, которые сформировались между госзаймом и погашенными кредитами в национальной валюте;
  3. Формирование денежных средств между погашенными и полученными государством кредитов, которые относятся к государственному бюджету и другим кредитным структурам;
  4. Полученные и погашенные денежные средства в национальной валюте от иностранных государств-кредиторов;
  5. Остаток денежных средств на счету государственного бюджета, который сформировался на протяжении финансового периода;
  6. Другие эффективные способы финансирования, к примеру, доход от реализации ценных бумаг и активного участия в формировании капитала, продажа земли государства, драгоценных камней и металлов и т.д.

Что касается внешних источников финансирования, то к ним относятся государственные займы в иностранной валюте в процессе выпуска акций и облигаций, кредитные обязательства перед иностранными государствами в виде денежных средств в иностранной валюте.

Сюда также относятся:

  • денежные средства, которые сформировались между фактической стоимостью ценных бумаг. Сумма средств представлена в государственном займе и является средством погашения кредитных обязательств в иностранной валюте;
  • денежные средства, которые были получены и погашены государством в виде кредитного обязательства перед иностранными кредитными учреждениями.

Приобретенная задолженность и кредитные обязательства государственного банка не могут быть источниками финансирования бюджетного дефицита, поскольку это будет эмиссией денежных средств.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: