Конституция республики беларусь как правовая основа идеологии белорусского государства

Обновлено: 23.04.2024

Конституция–основной закон государства, закрепляющий организацию политической власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом, гражданами. Кон-я–совокупность актов, обладающих высшей юридической силой.Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Основные свойства конституции Республики Беларусь:

1. Юридические свойства – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с обществом и гражданином.

2. Политические свойства - воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

3. Идеологические свойства – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируются политические и социальные компромиссы политической борьбы между различными силами общества. Она содержит ориентиры развития государства и общества, нормы и цели определяющие направление движения всех участников политического процесса. Конституции является идеологическим документом. В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Любая Конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества. Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В Конституции подчеркивается, что идеология политических партий, религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан. В Конституции формируются фундаментальные ценности, являющиеся достижениями человеческой мысли – правовое демократическое социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, особую заботу о ветеранах войны и труда и прочее.

26. Определение идеологии ее основные свойства.

Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без идеологии. Идеология (idea – идея) ввел и развил француз Д.Траси. В его понимании идеология – есть теория идей, их происхождение, взаимодействие и переход от одной к другой.Идеология за историю своего развития вызывала неоднозначное к себе отношение. Резкой критике подвергли Маркс и Энгельс современную идеологию за ее уход от реальной жизни и за ее бессилие в политической жизни. Ленин придал идеологии позитивный смысл, марксизм он назвал идеологией трудящихся масс и требовал применить ее на практике. Идеология использует данные и выводы науки. Однако может использовать их по своему усмотрению, преследуя свои собственные цели. Значительный вклад в развитие идеологии внес Манхейм. Он пытается создать концепцию отражения действительности, воспринимает марксово положение о зависимости сознания и бытия. Вместе с тем он считал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их интересами, т.е. следует вывод – любая идеология представляет собой взгляды класса заинтересованного в сохранении своего статуса, т.е. она защищает существующий порядок. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят взгляды обездоленных слоев. Идеология - как форма выражения интересов противостоящих социальных групп. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а так же содержатся цели и программы социальной деятельности, направленные на изменение или закрепление данных общественных интересов. Представление об идеологии возникло еще в древние времена. В дальнейшем оно сложилось в форму систематизированных, логически связанных идей и представлений, образцы - либерализм, консерватизм. С момента появления идеологии существуют различные представления о ее роли, однако несомненно, что идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом. С ее помощью вырабатываются цели, направляется социальная энергия людей.Функции идеологии: мобилизирующая, целеполагающая, интегрирующая. Следовательно, идеология является таким социальным инструментом, без которого не может функционировать нормальное государство.

Как форма сознания идеология сложна. Она, по сути, не обладает собственной системой понятий. Она использует понятия всех наук.

Любая идеология представляет собой совокупность философских, экономических, правовых и др. идей, носителями которых являются социальные группы, общности, отдельные индивиды. Внешними формами выражения идеологии выступают социально-политические доктрины, учения и концепции. Особенности идеологии как формы сознания – тесная связь ее содержания с интересами определенных групп и общностей, поэтому выделяют виды: 1)рабовладельческая; 2)буржуазная; 3)пролетарская. И с другой стороны: 1)государственная; 2)партийная; 3)политическая

Каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества, на самом деле, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе социальных идей и ценностей.

Общая характеристика содержания, определение назначения и описание основных функций Конституции Республики Беларусь. Оценка политико-правового значения суверенитета. Исследование особенностей основных черт конституционного строя Республики Беларусь.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.09.2012
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования республики Беларусь

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства»

1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

3. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь

1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

Неотъемлемой частью правовой основы идеологии белорусского государства является принцип верховенства права, обеспечивающий выполнение властями и гражданами законов и норм национального законодательства и международного права.

Слово “конституция” происходит от латинского constitutio - установление, строение.

Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Понятие «конституция» может употребляться в двух основных значениях.

Юридическая конституция - это документ, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке и имеющий особый объект (т.е. регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества).

Фактическую конституция - реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в стране.

Предмет конституционного регулирования любой современной страны включает: функция суверенитет конституционный строй

- провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

- изложение принципов организации государственной власти.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств: юридических, политических и идеологических.

Юридические свойства Конституции:

- Верховенство по отношению к другим нормативным актам.

Конституция является первичным источником национального права. В ней часто оговаривается необходимость принятия законов, развивающих отдельные положения Конституции. В Конституции РБ имеется около ста ссылок на законы.

Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет. В нее внесено всего 27 поправок. Стабильности конституции содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее изменения. В свою очередь, во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Политические свойства Конституции заключаются в том, что она фиксирует:

- предмет согласия различных социальных сил;

- результаты политической борьбы;

- состояние общественных отношений;

- программу с ориентирами развития государства и общества, которые являются основой для реальных действий государственных институтов.

Идеологические свойства Конституции заключаются в том, что она выражает:

- определенный тип мировоззрения;

- социально-политическую доктрину, которая господствует в обществе или принята его руководящими силами.

Практически все современные демократические конституции содержат определенные идеалы, принципы и цели, служащие ориентирами для повседневных действий органов государственной власти.

Конституция Республики Беларусь, как и конституции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в ней формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и др.

2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Суверенитет - это независимое полновластие субъекта права при принятии решения в границах предоставленной ему компетенции.

Основой народного суверенитета является условие, когда народ обладает социально-экономическими и политическими средствами обеспечения реального и всестороннего участия всех граждан в управлении делами общества и государства.

Ст. 3 Конституции Республики Беларусь гласит:

«Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, установленных Конституцией».

Народ страны в лице избирателей осуществляет свою волю:

- на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании (в ходе формирования представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избирания главы государства);

- путем проведения референдумов;

- реализуя возможность граждан участвовать в управлении делами общества и государства через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения;

- другими определенными законом способами, например, через участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Согласно Конституции, народ не только конституирует (учреждает, узаконивает) государственную власть (органы государства), но и осуществляет контроль за ее деятельностью.

Право выступать от имени народа принадлежит исключительно высшим органам государственной власти, созданным в соответствии с законом.

«Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (ч. 2 ст. 3 Конституции).

Государственная власть, игнорирующая волю народа или устанавливаемая путем насилия и иных незаконных действий, является незаконной.

Государство - это институт, осуществляющий свою деятельность на основе конституции государства, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного суверенитета. Он означает независимость и самостоятельность высших органов государственной власти и управления в осуществлении полномочий, представленных им народом, во внутренней и внешней политике, без иностранного вмешательства.

Государственный суверенитет осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами власти и проявляется в единстве, верховенстве и независимости государственной власти.

- Единство власти имеет три разных аспекта:

- социальное единство власти, которое проистекает из единства природы господствующих в обществе социальных групп;

- политическое единство, означающее единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления обществом;

- организационно-правовое единство, позволяющее признать в соответствии с конституцией высшим определенный вид органов государственной власти.

- Верховенство как свойство государственной власти выражает ее политико-правовую сущность и проявляется в соответствующих формах деятельности государства внутри его границ. Верховенство состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан. Оно предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны.

- Независимость государственной власти означает ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок на своей территории.

Независимость государства также означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела. Независимость во вне и верховенство внутри страны - две взаимообусловленные черты государственного суверенитета.

3. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь

Строй - это система построения чего-либо.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом не имеет значения, является ли конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами.

С позиций содержательного аспекта под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

2) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

5) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества, выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте) - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.

Республика Беларусь - суверенное гoсударствo, утвердившееся на oснoве осуществления белoрусскoй нацией ее неoтъемлемoгo права на самooпределение, верховенства народа в определении своей судьбы, а также гoсударственнoсти белoрусскoгo языка.

Как и любое иное суверенное гoсударствo, Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн.

Конституционный строй Республики Беларусь определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь - Минск «Беларусь», 2009.

2. «Основы идеологии Белорусского государства» под общей редакцией профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова - Минск, 2004.

Подобные документы

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь. Обеспечение прав личности, социальные, политические и духовные гарантии. Политико-правовое значение суверенитета, роль гражданства и основные черты конституционного строя государства.

контрольная работа [21,7 K], добавлен 29.07.2010

Характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации — высшая ценность и цель общества и государства. Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями.

контрольная работа [31,6 K], добавлен 17.05.2015

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь, ее понятие, сущность и юридические свойства. Понятие конституционного строя и развитие в Республике Беларусь. Процесс формирования правового государства. Избирательные права граждан.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 13.01.2014

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя. Его закрепление в конституции Республики Беларусь. Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь. Союз Беларуси и России. Конституционные основы внешней политики Беларуси.

контрольная работа [32,4 K], добавлен 05.11.2008

Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь, его политико-правовой статус. Идеологические приоритеты: достижение общественного согласия по основным интересам граждан. Идеалы белорусского общества.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 14.11.2009

Понятие идеологии. Зарождение, развитие. Система идей, взглядов. Идеология как фактор общественного и государственного строительства. Совокупность основных элементов государственной идеологии республики Беларусь, ценности и приоритеты белорусского народа.

контрольная работа [33,6 K], добавлен 25.11.2008

Сущность и содержание понятия Конституции как исторического источника. Характеристика процесса конституционного развития в Республике Беларусь. Взаимосвязь процессов в государстве с моментом принятия новой Конституции и их историческое значение.

Конституция–основной закон государства, закрепляющий организацию политической власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом, гражданами.

Кон-я–совокупность актов, обладающих высшей юридической силой.

Все современные конституции закрепляют минимум два важных аспекта:

-провозглашение, гарантирование прав и свобод человека.

-организация государственной власти, формы правления и др.

Современное, общепринятое понимание сущности К состоит в том, что К – это ограничитель власти государства.

Демократическая сущность К будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учтены интересы всех общностей и отдельных индивидов.

Конституция – юридически закрепляет общественное согласие, которое основано на личной политической свободе.

Любая Конституция обладает совокупностью различных свойств, кроме политических и идеологических. Рассмотрим сначала ее юридические свойства. Право и политика взаимосвязаны, и оказывают влияние друг на друга. Конституция является главным основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства. В ней определяется компетенция государственных органов. Конституция – основной источник национального права. По этой причине ее часто называют ядром правовой системы. Благодаря закрепленному в Конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых или нормативных актов. Сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее правовое свойство. Приоритет Конституции по отношению к иным актам так же подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

В РБ было так, что другой документ был важнее Конституции

Стабильность и устойчивость Конституции – еще одно важнейшее юридическое свойство. Оно зависит от стабильности общественных отношений. Образец стабильности – Конституция США (1778 г.). За время ее действия в нее внесено всего 27 поправок. В РБ сейчас действует 5-ая Конституция. Стабильности Конституции в юридическом плане содействует усложненный порядок ее принятия.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируются политические и социальные компромиссы политической борьбы между различными силами общества. В этом смысле Конституция является документом, закрепляющим идеи этой борьбы. Конституцию как политический документ можно рассматривать и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества, нормы и цели определяющие направление движения всех участников политического процесса. Конституции является идеологическим документом. В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержимое Конституции, все ее части. В этом смысле, любая Конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества. Современные Конституции, в том числе и наша, свободны от явных идеологических нагрузок. Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В Конституции подчеркивается, что идеология политических партий, религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан.

Конституция нашей страны, как и стран «зрелой демократии» содержит политические и правовые концепции и принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношений государства, общества и человека. В Конституции формируются фундаментальные ценности, являющиеся достижениями человеческой мысли – правовое демократическое социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, особую заботу о ветеранах войны и труда и прочее.

Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - основа государственной идеологии, главный закон государства, который закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношение с обществом и индивидуумами.

Основные свойства конституции Республики Беларусь:

1. Юридические свойства – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с обществом и гражданином.

2. Политические свойства - воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

3. Идеологические свойства – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Конституционные основы общественно-политического строя Беларуси

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года. 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года была изменена редакция отдельных статей Конституции по вопросам, на которые было указано выше. В своих основных положениях этот документ остался неизменным. Конституция содержит разделы, в которых излагаются основы конституционного строя, функционирования различных ветвей власти, контрольных органов, финансово-кредитной системы, а также порядок изменения Конституции. Основной закон Республики Беларусь содержит ценности и принципы, образующие основу общественно-политической жизни в белорусском государстве. Основными ценностями конституционного строя Республики Беларусь являются:

· национально-государственные ценности независимости, единства территории, государственных символов, ценность национально-культурного наследия, природного богатства Беларуси, ценность самого конституционного строя и др.;

· гуманистические ценности человека и личности в отношении общества и государства, прав и свобод человека, ценность семьи и др.

Основными принципами конституционного строя Республики Беларусь являются:

o во внешнеполитической сфере – суверенитет, нерушимость границ, приоритет принципов международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, мирное урегулирование конфликтов, защита и покровительство граждан Беларуси и др.

o во внутренней, социально-политической сфере – демократия, взаимная ответственность государства и гражданина, верховенство права, разделение властей, многообразие форм собственности и др.

Право и права человека. Основные направления развития правовой системы Беларуси

В праве как цивилизационном феномене следует различать (в иерархическом порядке):

1) естественное право – моральное право человека, происходящее из его природы и требующее признание его достоинства;

2) позитивное право – формы социально-политического бытия права – объективное право (юридический институт запретов, позитивных обязываний и дозволений) и субъективное право (т.е. юридические права отдельного человека).

Естественное право образуют неотчуждаемые необходимые черты и возможности каждого человека в силу того, что он родился таковым и является личностью. Естественное право нужно понимать как присущие человеку возможности созидания своего личностного достоинства в условиях общественной жизни, что наделяет его соответствующей мерой свободы и обязанностями. Естественное право человека – это его моральное право, и оно является основанием для юридического демократического права. Если юридическое право с необходимостью зафиксировано в нормативных актах, то в отношении естественного права такой безусловной необходимости нет, поскольку оно – прежде всего, неписаный и непреложный закон, непосредственно следующий из природы человеческого существа, т.е. моральный закон. Традиционно к основным правам человека принадлежат право на жизнь, свободу, стремление к счастью, безопасность личности, защиту собственности и др.

Естественное право может быть обосновано по-разному. Хотя в вопросах обоснования права не может быть единства, возможно согласие по поводу практических принципов жизни людей, что подтверждает деятельность ООН и соответствующий документ – Всеобщая декларация прав человека – принятый в 1948 году. В узкополитическом смысле, поэтому, решающим является консенсус относительно естественных прав человека.

Правовая система Беларуси относится к семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Беларуси, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли и институты.

Таким образом, в своем социально-политическом воплощении право выступает как система законов, которая имеет следующий иерархический порядок:

· международные договоры РБ;

· законы, декреты и указы;

· акты министерств и государственных комитетов;

· решения местных органов власти.

Основными направлениями развития правовой системы Беларуси являются:

1) Признание центрального положения права как регулятора в обществе с точки зрения его общезначимости; речь ни в коем случае не идет о том, чтобы юридически регламентировать все социальные отношения (например, межличностные), а о том, чтобы соблюдать принцип верховенства права, когда перед законом все равны.

2) Дальнейшая выработка и концентрация в правовой системе оптимальных юридических средств и механизмов. Законы трудно не только хорошо сформулировать, но и правильно применить. Право должно чутко реагировать на изменения в общественной жизни. Так, например, если в обществе появились негосударственные средства массовой информации, то должен существовать закон, регламентирующий их статус, деятельность и т.п. В праве должны быть закреплены наиболее приемлемые для регуляции отношений механизмы и процедуры. Кроме того, в интерпретации и применении законов большую роль играют сложившиеся традиции и обычаи. Когда юридически ответственные лица принимают решения, они должны руководствоваться только законом, но для этого сам закон должен быть совершенным.

3) Признание приоритета прав человека, означающее, что основой права является естественное, т.е. моральное право.

4) Правовая конвергенция (схождение различных правовых систем), которая необходима в условиях возрастания значимости международного права. Для оптимизации взаимодействия с субъектами международного сообщества правовая система Беларуси должна развиваться в одном направлении с другими правовыми системами.

ФИО Дата Итого

ФИО Дата Итого

[1] См.: Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах, т.2. – М.1974. – С.465,524.

[2] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. – С.25.

[3] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. – М., 1979. – Т.3. – С.547–548.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко Конституция – это итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе .

Она – основной, первичный источник национального права. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Как отмечается часто в литературе, в этом смысле Конституция является “документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим достигнутую степень развития общественных отношений, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс” .

Современные конституции, к которым относится и действующая Конституция Республики Беларусь, свободна от явных идеологических “нагрузок”. Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в ст. 4 Конституции, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не могут устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Пятая Конституция Беларуси лишена таких радикальных идеологических определений и установок, как “социалистическое государство”, классового характера правового регулирования. Более того, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (см. ст. 33 Конституции).

Вместе с тем Конституция Республики Беларусь, как и конституции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: