Принцип советского государства означает наличие правового государства

Обновлено: 28.04.2024

По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.

На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.

Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа "номенклатуры"[387]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению отделов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения "своих людей" на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г.[388].

Но это была только одна из особенностей Советского государства. Другой явилась практика оформления Советами партийных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному методу управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального секретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, абсолютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место заняло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[389].

Существуют и другие особенности советской формы правления:

1. Советское государство оказалось удобной формой государственности для социалистической организации власти, т.е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.

2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактическая трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.

4. Законодательная власть функционировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верховного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, технологических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этносов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт - о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.

72. Создание судебных органов Советской республики

72. Создание судебных органов Советской республики Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим Декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики Основу уголовно-правовой политики составляют принципы, на которых строится борьба с преступностью. К. Маркс, отмечая значение принципов в жизни общества, писал, что стоит только взять «в качестве исходного пункта дурные

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

2. Формы правления

2. Формы правления Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в

§ 2. Особенности советской правовой системы

§ 2. Особенности советской правовой системы В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда,

55. Формы правления в арабских странах

55. Формы правления в арабских странах В арабских странах сохранилась монархическая форма правления (Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, султанат Оман и шейхства Аравийского полуострова).Монархия в абсолютной форме сохранилась только в Саудовской Аравии и в султанате

82. Формы правления в арабских странах. Монархия

82. Формы правления в арабских странах. Монархия Монархическая форма правления сохранилась в настоящее время в Марокко, Иордании, Саудовской Аравии, султанате Оман и шейхствах Аравийского полуострова.Абсолютные монархии в арабских государствах сохранились в настоящее

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Позволю себе одно личное замечание. Свою первую поездку на Запад в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС я совершил в октябре 1985 года во Францию. Примерно за год до этого, в декабре 1984 года посетил Великобританию во главе

Вехи советской криминалистики

Вехи советской криминалистики В первые же месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции народная милиция, ВЧК и суды столкнулись с непомерными трудностями. Регистрационные картотеки преступников-профессионалов были почти повсеместно полностью

Советский Союз был де-факто предшественником современной Российской Федерации. Он существовал с 1922 по 1991 год. В этот период государство занимало значительную территорию Восточной Европы, части Восточной, Центральной и Северной Азии. Страна пережила множество потрясений, увеличив при этом национальное богатство более чем в 50 раз. Количество студентов университетов за это время увеличилось в 40 раз. В начале перестройки национальный доход СССР составлял 66% от аналогичного показателя США. Однако в период с 1985 по 1991 год в стране была объявлена перестройка. Произошедшие политические и экономические изменения привели к дестабилизации общества и подорвали экономику. Это был один из ключевых факторов, способствовавших развалу страны.

На момент распада государство занимало 1/5 суши, его население составляло более 294 млн. человек, занимало 2 место в мире по уроню промышленного производства. Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России во главе с Владимиром Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, установила диктатуру пролетариата и создала государство нового типа - как главный инструмент для защиты революционных достижений и построения социализма и коммунизма.

Советская власть, победив в гражданской войне и отбив империалистическую интервенцию, осуществила глубокую социально-экономическую перестройку. Целью советской власти стала ликвидация эксплуатации человека человеком, классовые антагонизмы и национальную ненависть, однако далеко не все удалось претворить в жизнь. Объединение советских республик СССР увеличило силу и возможность народов страны в строительстве социализма. Была установлена общественная собственность, широко использовались средства производства и пропагандировалась истинная демократия.

Сила социализма значительно выросла после действий вооруженных сил СССР, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила престиж и международные позиции СССР и открыла новые благоприятные возможности для роста сил национального освобождения, укрепления демократии и мира во всем мире.

Рисунок 1. Советское государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Государственность СССР

Государственность – это государственный строй, государственная организация и система государственного устройства.

Выделяют две основные формы правления – монархия и республика. Каждый из них в свою очередь подразделяется на типы. Советский Союз по форме правления характеризовался республиканской формой правления.

В истории Советского Союза можно наметить несколько вех его развития, которые связаны с личностями высших должностных лиц государства. Так, в период правления Сталина политический режим характеризовался тиранией, репрессиями и тоталитаризмом. Период правления Хрущева был отмечен следующими особенностями политического режима:

  • по принадлежности власти он характеризовался наличием олигархии;
  • по методам осуществления власти был умеренно-репрессивным;
  • по механизмам осуществления был авторитарным.

Конституция СССР определяла Москву как столицу СССР, а также утверждала новую государственную символику. Так, гербом государства стало изображение серпа и молота на фоне земного шара, а также надписи на государственных языках республик СССР (русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюркском): «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг государства представлял собой красное полотнище с соотношением 1:2, в верхнем углу которого располагались серп и молот, а нам ними – пятиконечная звезда.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в современной историографии советского периода истории России является проблема определения формы правления в СССР. Сложность его состоит в том, что советская политическая элита создала систему правления, не имеющую аналогов в мире. Политическая терминология того времени неоднозначна: статус Генерального секретаря КПСС по внутреннему содержанию явно не соответствовал его значению в соотношении силовых структур и чиновников Советского Союза.

В СССР форма правления и государственного строя определялась потребностями восстановления народного хозяйства. С этой целью Ленин инициировал новую экономическую политику (НЭП), обеспечивавшую частное сотрудничество и многоступенчатость экономики. Однако прогрессирующая болезнь не дала ему закончить начатое дело. В дальнейшем политическая система неоднократно менялась.

Особенности государственности СССР

Советская система длительное время претерпевала ряд существенных изменений. В первые годы СССР характеризовался следующими особенностями:

  • Выборность органов власти, возможность отзыва избирателей депутатами.
  • Формирование территориально-производственного, административно-территориального принципа деления государства на субъекты.
  • Соединение функций законодательной, исполнительной и в ряде случаев судебной власти в одном органе.
  • Классовый подход к обществу.
  • Многоуровневое устройство советской системы власти.
  • Коллегиальность в деятельности советских органов и т.п.

Конституционно был закреплен единства власти, вся власть была сконцентрировала в Советах, которые и совмещали функции нескольких органов власти. Депутаты и принимали законы, и обеспечивали контроль за их исполнением. Однако стержнем советского государства стала большевистская партия, которая сконцентрировала в своих руках всю полноту власти, срослась с государственной машиной. Фактически советское государство было превращено в партийное.

Еще одна особенность советского государства – общий контроль государства над всеми аспектами человеческой жизни. Власть государства распространялась на все: экономику, культуру, идеологию. Государственная воля создавалась бюрократическим аппаратом, являвшимся самостоятельным политическим классом, фактически владеющим общественной собственностью. Идея Ленина о «создании государства без бюрократии» была реализована на практике в интересах бюрократии.

После того как закончилась Октябрьская революция и гражданская война были приняты советские конституции, многие ученые считали, что новый режим может свободно перерасти в правовое государство. Но позже стало понятно, что вся ситуация идет к созданию тоталитарного политического режима, а идеи правового государства в нашей стране стали полностью отрицаться, и даже призывы к построению в России правового государства наказывались, а сам политический режим стал жестко тоталитарным.

Предшественником тоталитаризма, было полицейское государство. Известный американский ученый Ричард Пайпс отличает полицейское государство и тоталитаризм следующим образом. Он утверждает, что полицейское государство ведет оборонительную стратегию в отношении населения, оно защищается от населения. А при тоталитаризме государство наступает на собственный народ. Так же на основе вышесказанного, многие ученые делают вывод о том, что правовые государства делятся на 2 типа. Первый тип, это государства, которые перестали быть полицейскими, а вторые - тоталитарными. К первому типу относится основная часть государств западной Европы, а ко второму типу основная часть государств восточной Европы и страны постсоветского пространства. Общепризнанно, что Советский Союз был тоталитарным государством. Отсюда можно сделать вывод о том, что правовое государство и тоталитаризм являются противопоставляющими понятиями. Именно поэтому, как я уже сказал выше, в Советском Союзе полностью отрицали понятие правового государства и наказывали за призывы к построению правового государства.

Это продолжалось на протяжении огромного периода времени, а если быть точнее, то до периода 80-90х годов. Что же случилось в этот период? В этот период начались перестроечные процессы в Советском Союзе. На одной из конференций КПСС была провозглашена идея по построению социалистического правового государства, тем самым Советский Союз отошел от полного отрицания идеи правового государства. В СССР стали признаваться новые идеи и концепции в области построения государства. Стали появляться новые учебники, в учебных заведениях уменьшили идеологическое давление на обучающихся. Проще говоря, СССР не только провозгласил, но и стал на практике осуществлять перестроечные процессы в государственной власти и в мышлении людей. Все это маленькими шагами привело к распаду СССР и созданию нового государства с новым политическим режимом - Российской Федерации. Естественно, в связи с созданием нового государства появилась и необходимость создания новой Конституции, ведь одной из причин распада СССР заключалась в том, что люди требовали новый политический режим - демократический. Именно эти события и дали новый толчок к созданию работ, посвященным правовому государству.

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном голосовании (референдуме) 12 декабря 1993 года.

Новая Конституция России была абсолютно отлична от других конституций, конституций СССР, РСФСР, Российской империи. Она полностью изменила само государство.

Именно с принятием Конституции Российской Федерации значительно расширились права и свободы граждан России, были сняты ограничения в области свободы слова.

В Конституции Российской Федерации были провозглашены фундаментальные принципы правового государства, которые были указаны в главе первой данной курсовой работы. Такие принципы как: принцип верховенства закона, принцип разделения властей их самостоятельности, принцип правовой защищенности, принцип равенства перед законом, принцип правосудия и другие. Так же в конституции официально закреплено положение, в котором говорится о том, что Российская Федерация является социальным, правовым государством.

Так же стоит отметить и особенности принятия самой Конституции

Во-первых, была принята Конституция совершенно нового государства

Во-вторых, Конституция была принята максимально легитимно и демократично, потому что она была принята не всенародном голосовании (референдуме).

В-третьих, Конституция впервые за всю историю России провозглашает ее социальным, демократическим и правовым государством.

А теперь более подробно проведем параллели между базовыми принципами правового государства и Конституцией Российской Федерации.

Для начала в качестве аргумента стоит привести статью 1 часть 2 Конституции Российской Федерации:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это положение уже говорит о том, что Россия является правовым государством. Но, я думаю, стоит посмотреть и на другие принципы и признаки.

) Принцип верховенства закона.

Статья 4 часть 2 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»

Статья 6 часть 2 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»

) Принцип разделения властей.

Статья 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

Так же под эту статью подходит и принцип самостоятельности судебной власти.

) Гарантированность прав и свобод гражданина.

Статья 46 часть 1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»

) Признание прав и свобод высшей ценностью.

Статья 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»

) Принцип республиканизма (по И. Канту)

Статья 3 часть 3 Конституции РФ: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»

) Принцип федерализма (по И. Канту)

Статья 5 часть 1: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации»

) Принцип справедливости (по И. Канту)

Статья 118 часть 1 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»

Исходя из того, что я привел выше, а точнее провел параллели между принципами правового государства и статьями Конституции Российской Федерации, можно утверждать о том, что, формально, Россия является правовым государством. Но не стоит смотреть на то, что закреплено в Конституции, необходимо смотреть на то, что происходить на практике в самой стране. Ведь в Конституциях Советского Союза многие положения были лишь формально, на практике же, все было иначе. К примеру, в Конституции Советского Союза 1936 года была закреплена «диктатура пролетариата», а в Конституции Советского Союза 1978 года государство было закреплено как «общенародное государство». Ничего из прописанного в Конституциях реализовано не было.

К чему я привожу подобные мысли? Говоря о том, что не стоит смотреть на то, что прописано в Конституции, я хочу обратить внимание на то, что Россия на данном этапе развития не является правовым государством, хоть и обладает всеми Конституционными принципами и многими из признаков правового государства. Многие ученые в данный момент называют Россию не правовым, а государством, которое лишь стремится к правовому. Для того чтобы нашей стране стать правовым государством, необходимо огромное количество сил и времени, талантливые управленцы и еще множество других ресурсов.

А теперь попробуем более подробно разобрать проблемы, которые мешают стать России правовым государством.

Во-первых, в России права и свободы не являются высшей ценностью, это произошло из-за наследия прошлого, из-за того, что Россия - это наследница тоталитарного государства, и многие люди все еще не осознают факт того, что их права и свободы являются высшей ценностью. Именно поэтому многие люди до сих пор бояться обратиться в суды, для того чтобы отстоять свои права. Ведь вся история России была абсолютно не сопоставима с демократией и свободой. Изначально было крепостничество, далее, после Октябрьской революции, полный тоталитаризм, всё это вело к тому, что широкие массы населения оставались и жили в бесправии. В итоге идея прав и свобод человека оказалась не жизнеспособна, у многих людей появилось мышление подчиненных, которые даже не задумывались о том, что у них есть права, и их можно защищать. Именно поэтому, когда Россия объявила себя демократическим государством, ей не хватило демократических ориентиров, для того чтобы стать реально демократическим. Сейчас стоит задача не просто конституционно закрепить права и свободы человека, но и различными организационными мерами научить общество ценить и уважать эти самые права и свободы личности.

Во-вторых, крайне сложная экономическая ситуация. После неправильной стратегии развития экономики в 90-х годах основная масса людей оказалась за чертой бедности, а малая группа людей обогатилась. В итоге получилось очень сильное деление людей по имущественному положению. Так же из-за этого огромные богатства появились у представителей государственной власти. Все это привело к тому, что, у власти стояли преступники. Это безусловно привело к нарушению законов, из-за того, что каждый из этих преступников пытался получить как можно больше денег благодаря своей должности, пытался вывести свои капиталы за границу и так далее. Обычные граждане не могли ничего сделать с таким государством, и к тому же не могли влиться и развить свои предприятия, были отчуждены от политической и экономической жизни, что неизбежно вело к недоверию государству.

В-третьих, низкая правовая культура людей, которые стоят у власти. И отсутствие наказания в случае нарушения норм права. Это приводит к тому, что должностные лица пренебрегают правом. В итоге получается, что люди которые должны обеспечивать и защищать права и свободы, сами нарушают эти права самые права и свободы. И само отношение людей к Конституции говорит о том, что она является лишь украшением. Ведь в жизни никто не ссылается на нее и не использует.

Все эти причины приводят к тому, что в России появился правовой нигилизм. Нигилизм в переводе с латинского значит «отрицание». Т.е. понятие правовой нигилизм, означает отрицание права. В России эта проблема стоит очень остро. Сущность правового нигилизма заключается в том, что отрицается и не уважается право, законы, различные правила и порядки. Для России все эти признаки присущи. Российский ученый А.Н. Зрячкин в своей работе «Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления» говорит о том, что правовой нигилизм есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии - отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». И в целом с этим высказыванием я согласен, потому что, как указывалось выше, правовой нигилизм в России развился из-за исторической преемственности и исторических традиций.

Даже учитывая тот факт, что тема правового нигилизма поднимается во многих газетах, учебниках, работах ученых, существует множество предложений, путей и концепций его преодоления, правовой нигилизм все же существует. И существует он не просто среди обычных людей, он существует и на уровне государственной власти. Правовой нигилизм, как и многие явления, существует в различных формах. Ниже я хочу привести некоторые из этих форм.

. Самая основная форма, это обычное нарушение законов и нормативно-правовых актов. Именно эта форма и является основной массой наказуемых деяний в уголовном, гражданском и административном порядках.

Существует непреднамеренное нарушение правовых предписаний. Но бывает и умышленный криминал, это очень опасная форма правового нигилизма, она крайне опасна для всего общества. Еще сильнее усугубляет ситуацию и тот факт, что лица, нарушающие права и государственная власть является одними и теми же. Как уже указывалось выше, это и является одной из проблем формирования правового государства в России.

. Второй формой является то, что в России издаются огромное количество противоречивых и взаимоисключающих нормативно-правовых актов. Они как бы накладываются друг на друга, и при этом существует огромное количество общественных отношений, которые не регулируются законами. Появляются правовые пустоты, благодаря которым многие преступники, нарушают права других людей абсолютно безнаказанно, что неизбежно ведет к тому, что у людей развивается недоверие к праву.

. Нарушение и несоблюдение конституционных прав и свобод граждан. Такие основные права, как право на жизнь, на достоинство, на имущество, на честь, на безопасность. Это является слабой правовой защищенностью, в итоге люди просто не верят в закон и появляется нестабильность в их жизни. Люди боятся совершать какие-либо действия, так как знают, что им будет тяжело бороться за свои права в судебном порядке. Люди не видят в праве и в государстве гаранта прав и свобод.

Если же человек все-таки решил обратиться в государственные органы за защитой своих прав, то там он часто встречается с бюрократией, коррупцией, безосновательными отказами, большими государственными пошлинами и другими проблемами, которые и ведут к разочарованию в государстве и соответственно к отрицанию самого права.

Как уже было сказано выше, развитие правового государства в нашей стране прошло сложнейший путь от отрицания самого понятия правового государства, до частичного, а вскоре и полного признания этого понятия.

Именно в современной России впервые было провозглашено построение правового государства. К сожалению, на данный момент Россия не является правовым, хоть и провозгласила себя таковым в Конституции, на пути к построению правового государства существует огромное количество проблем, которые наше государство медленными шагами пытается преодолеть, и хочется надеяться на то, что это получится. А далее хотелось бы рассказать о понятии и развитии прав человека в масштабах мировой истории, и об основных этапах развития прав человека.

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. [Пример] Например, в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС По данной теме мы уже выполнили контрольную работу ВКП подробнее , были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Наследственное право мусульманских стран подробнее странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. [/Пример] В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Готовые работы на аналогичную тему

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.


Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Подобные взгляды в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие соображения: "подчиненность всех органов государственной власти велению закона, т. е. праву, носит название "правового режима", а само государство, проводящее правовой режим, называется "правовым государством"; "советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима"[349].

При этом Малицкий, отождествлявший право и закон, весьма вольно (даже для легиста) трактовал само понятие "правовое государство", поскольку "правовым" у него оказывалось любое "государство" (точнее говоря — любая политическая власть, в том числе — партийнополитическая, диктаторская и т. д.), где есть "законы", хотя бы в виде приказных норм различных органов диктатуры пролетариата.

То классовое понимание права и государства, которого придерживался (вместе с другими представителями марксистско-ленинского учения о государстве и праве) Малицкий, фактически отрицало принципы правового государства, а тем более — их совместимость с системой институтов и норм диктатуры пролетариата. Отсюда — внутренняя противоречивость и в целом несостоятельность (теоретическая и практическая) его интерпретации диктатуры пролетариата как государства правового.

Общее определение права Малицкого находилось под заметным влиянием позиции Стучки, но с большим выделением нормативного аспекта. "Право, — писал он, — есть порядок общественных отношений, устанавливаемый господствующим классом в своих классовых интересах и охраняемый организованною силой этого класса. Право как порядок, или иначе правопорядок, выражается в определенных правилах поведения, защищаемых организованною силою господствующего класса: в правовых нормах. Совокупность правовых норм называется положительным правом, т. е. правом, которое установлено господствующим классом, предписано этим классом"[350].

Такое легистское правопонимание дополняется у Малицкого положением о том, что именно государство (т. е., согласно марксистско-ленинской позиции Малицкого, организованная сила господствующего класса и машина для подавления подчиненного класса) является творцом права. Поясняя своеобразие отношений между советским "правовым государством" и индивидами, он отмечал: "Следовательно, создателем права является государство, оно же является и источником прав отдельных личностей. Таким образом, не личность жертвует часть своих прав государству, но само государство наделяет граждан правами, т. е. государство определяет личности сферу ее свободы в деле проявления ею своей инициативы, но и эту инициативу личность может проявлять и свою, предоставленную ей государством, свободу осуществлять не исключительно в своих личных интересах, но в интересах общих, всего коллектива, или, как неоднократно говорит нам закон: "в целях развития производительных сил"[351].

Такие октроированные (дарованные "государством" диктатуры пролетариата) "права личности" в условиях советского строя даже в трактовке Малицкого предстают как чистая фикция. Он откровенно подчеркивает, что советский гражданин "получает свои права. не ради своих милых глаз, не на основании своего рождения и не для достижения своих личных целей, но от государства, из рук господствующего класса, в интересах общественных, в целях осуществления своих обязанностей, лежащих на нем как на члене общества, как на участнике в процессе производства и распределения"[352].

В соответствии с логикой изображенного Малицким советского "правового государства" получается, что гражданину даны (дарованы) права лишь для того, чтобы он выполнял предписанные ему обязанности по отношению к государству, коллективу и т. д. "Поэтому, — поясняет он, — в Советской Республике права как гражданские, так и публичные должны рассматриваться как средства для осуществления гражданином его официальных функций, его общественных обязанностей. Это значит, что право, принадлежащее личности, есть не столько свобода личности, сколько ее общественная обязанность. Право как обязанность — вот коренное отличие взгляда социализма на субъективные права личности от воззрения на них буржуазной доктрины Запада. А раз гражданин получает свои права, т. е. границы своей свободы, из рук государства, то буржуазный принцип: "Все, что не запрещено законом, считается дозволенным" в советском строе должен уступить место обратному положению: "Дозволено лишь то, что по законам разрешено", так как носителем и источником прав является не личность, но государство"[353].

Своим толкованием т. и. "прав личности" при диктатуре пролетариата Малицкий весьма убедительно опровергает свой основной замысел — доказать ее правовой характер. В правовом государстве (в его отличии от абсолютистского, полицейского государства) личность, по признанию и самого Малицкого, не объект, а субъект права. Но даже из его трактовки видно, что в условиях социализации средств производства и диктатуры пролетариата такого свободного и независимого индивида — субъекта права нет и не может быть.

Советский государственный строй, по словам Малицкого, "имеет следующие правовые предпосылки: а) диктатура пролетариата, б) отмена частной собственности, в) федерация трудящихся классов всех наций"[354].

Но эти "предпосылки" как раз исключали право с его принципом формального равенства и свободы индивидов, хотя, конечно, и при таких правоисключающих предпосылках политикопартийная власть диктатуры пролетариата издавала разного рода акты — декреты, постановления, циркуляры и т. д., словом, "законы". Но издавать такие неправовые "законы" и быть правовым режимом, правовым государством — вещи совершенно разные. Поэтому Малицкому приходится попросту выдумывать какую-то особую версию "правового" характера диктатуры пролетариата. "Не надо, — поучает он в этой связи, — смешивать понятие "правовое государство" как государство, проводящее "правовой режим", т. е. подчиненность всех органов государственной власти закону, — с понятием "правового государства" как теории государства, ограниченного "правами личности" и потому во имя "прав личности" руководствующегося в своей, главным образом — законодательной деятельности . принципами отвлеченного права, как чего-то стоящего над государством, но по существу являющегося защитой интересов капиталиста-одиночки: индивидуализм буржуазного права"[355].

Применительно к советскому "правовому государству" Малицкий отвергал и принцип разделения властей. "В противовес этому, — отмечал он, — Советский строй основан на таких формах деятельности государственных органов, при которых достигалось бы соединение законодательной и исполнительной государственной работы, т. е. слияние управления с законодательством"[356]. Он, однако, не пояснял, каким образом может быть осуществлено подчинение государственных органов закону в условиях законодательства самих исполнительных органов. Обходит молчанием Малицкий и вопрос о монополии политической власти в руках правящей коммунистической партии, что также наглядно демонстрировало несостоятельность его трактовки "государства" диктатуры пролетариата в качестве правового государства.

Подход Малицкого, представлявший собой причудливую смесь советско-апологетического рвения и буржуазной экзотики, был подвергнут критике его более осмотрительными коллегами.

В качестве примера применения "буржуазно-юридического метода"[357] работу Малицкого критиковал и I. M. Каганович, один из партийных бонз, курировавший тогда, среди прочего, и дела на антиправовом фронте социализма. "Ведь мы, — поучал он, — отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства. Как марксисты, мы считаем, что буржуазное государство, прикрываемое формой права, закона, демократии, формального равенства, по сути дела есть не что иное, как буржуазная диктатура. Понятие "правовое государство" изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие "правового государства" к советскому государству, то это значит, что он идет на поводу у буржуазных юристов, — это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве"[358].

Свое понимание (в принципе, как говорили в те годы, "политически грамотное") марксистско-ленинского учения в этом вопросе Каганович подкрепил рядом цитат из работ Ленина, в том числе: "Диктатура означает. неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть"; "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, — власть, не связанная никакими законами"[359].

В духе такого толкования советского государства как диктатуры пролетариата, не ограниченной никакими (в том числе, конечно, и своими, советскими) законами, Каганович, далее, весьма откровенно констатировал подлинное место и значение "законов" в условиях пролетарской диктатуры: "Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент"[360].

Подобный "закон" — орудие диктатуры пролетариата и средство революционной законности, а вовсе не фактор "правопорядка", как это пытался изобразить Малицкий.

Там, где "закон" лишен объективных правовых свойств и качеств и представляет собой лишь инструмент конъюнктурно-поли-тической "целесообразности", там и соответствующая "законность" по существу и фактически подменяется той же самой "целесообразностью". Такая "законность" на самом деле не означает реального действия "законов целесообразности", поскольку неправовые законы уже в силу своих пороков вообще не в состоянии действовать стабильно, последовательно, неуклонно. Подобная "законность" лишь означает, что соответствующие "законы" действуют там, тогда и так, где, когда и как это целесообразно, и бездействуют, нарушаются, игнорируются во всех остальных случаях. Выборочное и произвольное действие "законов целесообразности" и соответствующей "целесообразной законности" — их как бы генетическое, заранее запрограммированное, неотъемлемое свойство, а не некий случайный или внешний недостаток. Беззакония на почве таких "законов" — лишь неизбежное следствие и продолжение их неправовой природы и антиправового характера.

Так что наличие советских законов еще не делает пролетарско-коммунистическую диктатуру правовым государством.

6. Диктатура пролетариата

6. Диктатура пролетариата В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые, правда пока в самом общем, еще не вполне определенном виде, высказали идею диктатуры пролетариата – важнейшую идею политического учения марксизма. Вот эта исторически первая формулировка: «каждый

Диктатура пролетариата и роль партии

Диктатура пролетариата и роль партии К. Маркс и Ф. Энгельс, как известно, не употребляют в «Коммунистическом манифесте» термин «диктатура пролетариата». Впервые он был применен Марксом в 1850 г. в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Однако основное содержание

СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ Советский Союз был первым в истории человечества сверхобществом огромного масштаба. В его социальной организации сложилась не просто государственность, а сверхгосударственность, не просто экономика, а сверхэкономика, не просто идеология, а

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА I. Конституция современного буржуазного правового государства всегда является смешанной конституцией.1. Если посвященную правовому государству часть [конституции] с ее обоими главными принципами — основные

БУНТ ИЛИ ДИКТАТУРА?

БУНТ ИЛИ ДИКТАТУРА? Под коллективной собственностью мы здесь будем понимать, как это и диктуется логикой глобализации, не только собственно экономические факторы народного богатства, но и социокультурные предпосылки национальной целостности — выпестованные в веках и

Плебисцитарная диктатура

Плебисцитарная диктатура В своих научных работах Вебер подчеркнуто безразличен к тем ценностям, которые несет в мир тот или иной харизматический лидер. Но легальное господство, по его мнению, в любом случае имеет меньшую легитимную силу, нежели традиционное или

СОВЕТСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

СОВЕТСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ В период между избранием Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году и расстрелом Белого дома по приказу Ельцина в октябре 1993 года произошла совокупность событий, в результате которых был разгромлен коммунистический социальный

1. Правовое государство: история идей и современность

1. Правовое государство: история идей и современность Правовое государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления

Советская тарелка

Советская тарелка Галина Ильинична Литвинова, была одним из немногих советских экономистов, которые пытались донести до людей правду о вопиющем неравенстве в советской экономике по развитию русских регионов и национальных республик СССР.Я приведу лишь часть

Плебисцитарная диктатура.

Плебисцитарная диктатура. В своих научных работах Вебер подчеркнуто безразличен к тем ценностям, которые несет в мир тот или иной харизматический лидер. Но легальное господство, по его мнению, в любом случае имеет меньшую легитимную силу, нежели традиционное или

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура 22.1. Неупорядоченная свобода как опора неустойчивой политической монополииПровозгласив Россию «правовым государством»12, которое гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина» и в котором «все

Диктатура пролетариата

Диктатура пролетариата Что даёт сатанистам марксистская теория классовой борьбы? Она скрывает толпо-элитарную модель, скрывает систему управления обществом. Скрывает уровни этого управления.Скрывает тот факт, что функции управления всё равно должны кем-то выполняться.

Диктатура (Dictature)

Диктатура (Dictature) В широком и расплывчатом смысле, распространившемся в новейшее время, – всякая власть, основанная на силе. В узком и историческом смысле – авторитарная или военная власть, ограничивающая не только личные и групповые свободы людей, но и нормальное

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: