Порядок заседания конституционного суда рф при рассмотрении дела по существу

Обновлено: 25.04.2024

Конституционный Суд принимает дела к своему рассмотрению только по обращениям субъектов, имеющих на это право. Суд не вправе самостоятельно начать процедуру судебного разбирательства. Поводом к рассмотрению дела в Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Жалобой именуется обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает общие требования к обращению, и определяет условия допустимости жалобы.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух случаях Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 271. :

во-первых, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, т.е. именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции РФ;

во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд могут быть обжалованы исключительно те нормативные акты, которые являются законами - федеральными или субъектов РФ.

Так, например, Конституционный Суд РФ в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова в своем Постановлении от 27 декабря 1999 года № 19-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот пункт предусматривал возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ не стал проверять соответствие отдельных пунктов Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, примененных к гражданину Ю.А. Антропову с точки зрения соответствия их Конституции России. В Постановлении подчеркивается, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан осуществляет проверку конституционности только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.

К жалобе, помимо перечисленных документов, должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Должностные лица или орган, применившие к заявителю (по его мнению, неправомерно) тот или иной закон, обязаны выдать по требованию заявителя копии такого документа.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в тех случаях, когда:

разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

обращение в соответствии с требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;

по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Не позднее месяца с момента принятия обращения дело по этому обращению назначается к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат суда. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

В заседании в качестве участников процесса принимают участие стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.

Порядок ведения заседания Конституционного Суда детально регулируется Законом «О Конституционном Суде», в частности главой 7 и Регламентом Конституционного Суда. Можно выделить следующие стадии судебного заседания в Конституционном Суде:

3) заслушивание объяснений сторон (статья 62 Закона);

4) заслушивание заключений эксперта (статья 63 Закона);

5) заслушивание показаний свидетелей (статья 64 Закона);

6) исследование документов (статья 64 Закона);

7) заключительное выступление сторон (статья 65 Закона).

По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом, восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращается угроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.

Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Российской Федерации возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом безотлагательно.

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

В заседание Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом Российской Федерации. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон.

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Документы, исследованные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат, по решению Конституционного Суда Российской Федерации, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Российской Федерации может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Российской Федерации.

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Конституционный Суд Российской Федерации прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, не относится к числу конституционных.

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

Заседания Конституционного Суда РФ по общему правилу проходят открыто. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом киносъемка, фотосъемка, видеозапись, прямая радиотрансляция и телевизионная трансляция допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ с согласия Суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

Поддержание порядка в заседании возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Суда может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Закрытое заседание назначается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемой законом тайны, безопасности граждан, защиты нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата Суда определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Судья Конституционного Суда РФ отстраняется от участия в рассмотрении дела, если он ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения, а также при наличии родственных или супружеских связей с представителями сторон, которые могут поставить под сомнение объективность судьи в разрешении дела. При наличии данных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отстранение судьи от участия в деле производится мотивированным решением Суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

В заседании Конституционного Суда РФ ведется протокол и может вестись стенограмма. Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда РФ или по его уполномочию – одним из заместителей. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой, приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Суда. Замечания на протокол и стенограмму рассматриваются совместно председательствующим и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания и решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются к протоколу или стенограмме.

Если Конституционный Суд РФ принял обращение к рассмотрению, оно должно быть рассмотрено Судом в установленной законом процедуре. Сначала дело назначается к слушанию специальным решением Конституционного Суда РФ, а затем оно рассматривается в заседании Суда. С момента назначения дела к слушанию до начала рассмотрения в заседании оно должно быть подготовлено к слушанию, что предполагает: назначение судей-докладчиков, истребование документов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, пользование консультациями специалистов, направление запросов, рассылку материалов, оповещение о заседании. Осуществление названных действий на более ранних стадиях конституционного судопроизводства лишалось бы смысла вследствие неопределенности в вопросах о том, будет ли вообще Конституционный Суд РФ рассматривать соответствующее дело и когда именно Суд будет его рассматривать. Если же решение о назначении дела к слушанию принято, необходима тщательная и всесторонняя подготовка к его рассмотрению.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда РФ и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд РФ признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается. Председательствующий разъясняет участникам процесса их права и обязанности, а свидетелям, экспертам и переводчикам – также их ответственность.

Председательствующий руководит заседанием, принимает необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они не имеют отношения к разбирательству; лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Далее в соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Объяснения сторон выслушиваются Судом в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями и другой стороной, а с разрешения Суда – также экспертами.

Далее Конституционный Суд исследует доказательства по рассматриваемому делу, что включает в себя заслушивание заключений экспертов, показаний свидетелей, оглашение документов. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон, после чего председательствующий объявляет об окончании слушания дела и судьи приступают к закрытому совещанию.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, которые не исследовались Конституционным Судом РФ. Если после заключительных выступлений Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, выносится решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд РФ найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении. При подобных обстоятельствах Суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу без вынесения решения по существу рассматриваемого дела. Это возможно в случаях, если в ходе заседания обнаружились основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или было установлено, что разрешаемый вопрос не получил своего выражения в Конституции РФ, не относится к числу конституционных.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело, однако допускается присутствие сотрудников аппарата Суда для протоколирования и иного организационного обеспечения хода закрытого совещания. На совещании судьи вправе свободно излагать свои позиции и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не ограничиваются. Содержание дискуссии и результаты голосования разглашению не подлежат.

1. Назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

2. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Конституционного Суда.

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 г. пункт 3 изложен в новой редакции

3. В случае если в Конституционный Суд в установленный в пункте 2 параграфа 29 настоящего Регламента срок поступило ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания, судья-докладчик на ближайшем заседании Конституционного Суда, проводимом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 параграфа 28 настоящего Регламента, докладывает о наличии такого ходатайства. Если Конституционный Суд принимает решение о проведении слушания по делу, то при наличии возможности одновременно назначает дело к слушанию.

§ 39. Определение даты и времени начала слушания дела

Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда.

§ 40. Информирование о делах, назначенных к слушанию

Секретариат Конституционного Суда направляет в средства массовой информации, а также размещает на официальном интернет-портале Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.

§ 41. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания

1. Судья-докладчик в качестве материалов к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания готовит и представляет на первое закрытое совещание (по подготовке итогового решения) в зависимости от характера и сложности дела:

материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4-10 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

либо перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе закрытого совещания судей (по принятию итогового решения). При этом судьей-докладчиком должны быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы, в том числе формулировка резолютивной части решения (варианты этой формулировки).

2. Если судья-докладчик в процессе подготовки дела к слушанию придет к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", он составляет проект определения о прекращении производства. Указанный проект должен быть мотивированным.

§ 42. Уведомление о слушании дела

1. Уведомления о слушании дела и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном статьей 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. пункт 2 изложен в новой редакции

2. Уведомления о слушании дела могут направляться также иным органам и лицам наряду с указанными в статье 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К данным уведомлениям могут быть приложены копии обращений, а при необходимости и иные документы.

Представители этих органов, лица, по жалобам которых вынесено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, или их представители либо представлявшие их в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека лица (при рассмотрении дела в порядке главы XIII.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), иные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.

§ 43. Участие экспертов, свидетелей, переводчиков в слушании дела

1. При необходимости по решению Конституционного Суда в слушании дела могут принимать участие эксперты, свидетели, переводчики.

2. Извещение Конституционного Суда о вызове эксперта, свидетеля, переводчика должно содержать:

1) описание (характеристику) дела, по которому производится вызов;

2) объяснение, для чего необходимы заключение эксперта, показания свидетеля или деятельность переводчика;

3) указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием вызываемого лица в конституционном судопроизводстве.

§ 44. Присяга эксперта

1. Перед выступлением эксперта председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге.

2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь исполнить свои обязанности эксперта честно и добросовестно, дать заключение, основываясь на своих профессиональных знаниях, руководствуясь требованиями статьи 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и своим собственным убеждением".

3. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

§ 45. Присяга свидетеля

1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель приводится к присяге.

2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации только правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела".

3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

1. На основании статьи 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" участникам процесса, не владеющим русским языком, Конституционный Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в слушании дела.

2. Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

3. До начала участия переводчика в слушании дела ему разъясняются его права и обязанности.

4. Об участии в слушании дела переводчика делается отметка в протоколе судебного заседания.

§ 47. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела с проведением слушания

1. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий в заседании Конституционного Суда ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.

2. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием.

3. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

§ 48. Порядок допуска в зал судебных заседаний представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих присутствовать на слушании дела в открытых заседаниях Конституционного Суда

1. Лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании Конституционного Суда, допускаются в зал судебных заседаний до начала слушания дела или во время перерыва при наличии свободных мест по предъявлении паспорта или иного надлежащим образом удостоверяющего личность документа, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Регламентом.

2. Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты - по списку, подготовленному Секретариатом Конституционного Суда.

§ 49. Функции по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний

1. Руководителем подразделения Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающего судебные заседания, определяется сотрудник данного подразделения, который оказывает содействие председательствующему в заседании Конституционного Суда в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний.

2. Указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний.

3. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе их из зала указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник предлагает всем присутствующим встать.

4. Секретариат Конституционного Суда осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в части поддержания установленного порядка и безопасности в зале судебных заседаний Конституционного Суда.

§ 50. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела

1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.

2. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать: указание места, даты заседания, времени его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в заседании Конституционного Суда; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.

3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Конституционного Суда ведется стенограмма, осуществляются аудио- и видеозапись.

§ 51. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда

1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.

3. Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: "Уважаемый Суд", "Уважаемый Председатель Конституционного Суда", "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".

4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточным для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.

5. В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.

6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

7. Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Российской Федерации может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Российской Федерации о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Российской Федерации возлагается на уполномоченных сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, требования которых обязательны для всех присутствующих. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.

Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 55. Закрытое заседание

Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

При проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 08.06.2015 № 5-ФКЗ)

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела

Судья Конституционного Суда Российской Федерации отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:

1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;

2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон;

3) имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи. (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.

Отстранение судьи Конституционного Суда Российской Федерации от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

Статья 57. Распорядок заседания

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.

Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.

Статья 58. Председательствующий в заседании

Председательствующий в заседании Конституционного Суда Российской Федерации руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Российской Федерации в том же заседании.

Статья 59. Протоколирование

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.

Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции федеральных конституционных законов от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой проведенного Конституционным Судом Российской Федерации слушания и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Замечания на протокол или стенограмму, указанные в части четвертой настоящей статьи, рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму, решение об удостоверении правильности таких замечаний или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 60. Порядок исследования вопросов

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно.

Статья 61. Отложение заседания

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации найдет вопрос нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание, либо извещает об этой дате дополнительно. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 62. Объяснения сторон

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде Российской Федерации для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

Статья 63. Заключение эксперта

В заседание Конституционного Суда Российской Федерации на основании решения Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, но непосредственно не относящимся к сфере российского права. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются Конституционным Судом Российской Федерации по предложению судьи-докладчика. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Эксперт выступает с заключением и предоставляет письменный текст заключения. Выступление эксперта и письменный текст заключения не могут различаться по смыслу. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон.

Статья 64. Показания свидетелей

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.

Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Статья 65. Исследование документов

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Документы, исследованные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат, по решению Конституционного Суда Российской Федерации, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

Статья 66. Заключительные выступления сторон

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Российской Федерации может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд Российской Федерации признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Статья 68. Прекращение производства по делу

Конституционный Суд Российской Федерации прекращает производство по делу в случаях, если после принятия обращения к рассмотрению будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или возникнут обстоятельства, которые, если бы они имелись на стадии предварительного изучения обращения, послужили бы основаниями к отказу в принятии обращения к рассмотрению.

Смерть гражданина, ликвидация юридического лица, упразднение муниципального образования, если гражданин или юридическое лицо является заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба, либо если муниципальное образование является заявителем, а также пересмотр конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, не является основанием для прекращения производства по делу.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 69. Окончание слушания дела

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд Российской Федерации может вернуться к слушанию дела в случаях, указанных в части первой статьи 67 настоящего Федерального конституционного закона.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании.

В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судья Конституционного Суда Российской Федерации вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

ГЛАВА VIII. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 71. Виды решений

Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 31, 32, 33, 4, 51 и 52 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации выносятся именем Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Статья 72. Принятие решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта (проекта нормативного акта), договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации, вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, по делу о возможности исполнения решения межгосударственного органа либо решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности соответствующего объекта конституционного контроля. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 9-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: