Какое чувство овладело судебным следователем когда злоумышленник

Обновлено: 26.04.2024

В) в умении просто и кратко показывать реалии обыденной жизни.

А) на вокзале, б) на базарной площади, в) на прилегающей к вокзалу улице

  1. По какой причине меняется отношение к происшествию у надзирателя Очумелова?

А) в зависимости от собственного социального положения

Б) в зависимости от того, кому принадлежит собака

В) просто так, от нечего делать

  1. Кем был Пичугин, упомянутый в рассказе «Хамелеон»?

А) купцом, б) генералом, в) «золотых дел мастером».

А) гневное обличение пороков общества

Б) отстранённость от жизненных ситуаций

В) наличие подтекста, внутреннего смысла

  1. Какое изобразительно-выразительное средство языка заложено в названии рассказа «Злоумышленник»?

А) гипербола, б) антитеза, в) ирония

  1. Какое чувство овладело судебным следователем, когда злоумышленник стал говорить о том, что из гаек климовские мужики делают грузила?

А)радость, б) уныние, в) непонимание.

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

  1. На каком факультете Московского университета учился А.П. Чехов?
  2. Кем был Прохор, герой рассказа «Хамелеон»?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Какой рассказ А.П. Чехова произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

Проверочная работа по рассказам А.П. Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник»

Часть 1. Выберите только один вариант ответа.

  1. К какому роду литературы относятся рассказы А.П. Чехова?

А) к эпосу, б) к лирике, в) к драме

  1. В каком журнале был впервые напечатан рассказ «Хамелеон»?

А) «Досуг», б) «Осколки», в) «Стрекоза»

  1. Во что был одет полицейский надзиратель Очумелов?

А) в куртку, б) в шинель, в) в шубу.

  1. Чем было наполнено решето «рыжего городового», шедшего рядом с Очумеловым?

А) крыжовником, б) смородиной, в) малиной

А) Елдырин, б) Жигалов, в) Хрюкин

А) в виде сценки, б) в виде баллады, в) в виде басни

А) Егор Григорьев, б) Денис Григорьев, в) Кузьма Григорьев

  1. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в сочетаниях из рассказа «Злоумышленник»: «тощий мужичонко», «из-за густых, нависших бровей», «большую, паучью суровость»?

А)эпитет, б) метонимия, в) сравнение.

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

  1. Под каким псевдонимом А.П. Чехов напечатал свои рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»?
  2. Что означает слово «хамелеон»?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Какой рассказ А.П. Чехова произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

Хотя главный герой этого рассказа — бедный тощий мужичина, грязный и нечесаный, босой Денис Григорьев — никого не обманывает. Он правдиво отвечает на вопросы следователя в суде.

Выясняется, что вина его состоит в том, что он на железной дороге открутил гайку, которая прикрепляет рельсы к шпалам. Сделал он это для того, чтобы изготовить из гайки грузило для ловли рыбы. Иначе в их местности рыбу не поймаешь, это знает даже «самый последний мальчишка» . Сделал Денис Григорьев это по нескольким причинам, одна из них — бедность: «Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится» .

Денис Григорьев не собирался устраивать крушение поезда: «. Мыслей таких в голове не было.. . Уж сколько отвинчиваем.. . оставляем.. . Не без ума делаем.. . понимаем. » . Гайки, оказывается, отвинчивают все климовские мужики, а Митрофан Петров делает неводы «и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять. » . Вот и вторая причина, по которой выкручивают гайки на железной дороге: для господских неводов, ведь господа тоже ловят рыбу.

То есть господа знают, откуда берутся гайки для их неводов и закрывают глаза на то, что «повреждение железной дороги.. . может подвергнуть опасности.. . транспорт.. . последствием сего должно быть несчастье» . Это знают и мужики, и господа. Мужики виноваты из-за господской прихоти. Судья понимает, что невозможно взять под стражу и отослать в тюрьму всех господ в округе (ведь это для них мужики отвинчивают гайки) , и не может поэтому вынести приговор; он что-то пишет, не слушая Дениса. Денис же оправдывается и говорит, что не обманывает и готов подтвердить это под присягой.

Следователь так и не принял никакого решения — в рассказе нет об этом упоминания. А Денис, сопротивляясь двум дюжим солдатам, бормочет: «Надо судить умеючи, не зря.. . Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести. » . Он так и не понимает, в чем его обвиняют.

Злоумышленниками в этом рассказе являются вовсе не Денис Григорьев и его братья или кто-то из климовских мужиков, а те господа, из-за которых мужики нарушают закон. Если бы они действительно поступили не по совести, они готовы были бы за это отвечать, но не зря же! То есть название чеховского рассказа «Злоумышленник» иронично. Настоящие злоумышленники — не простые крестьяне, а их господа.

Следователь так и не принял никакого решения — в рассказе нет об этом упоминания. А Денис, сопротивляясь двум дюжим солдатам, бормочет: «Надо судить умеючи, не зря.. .Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести. » . Он так и не понимает, в чем его обвиняют. Злоумышленниками в этом рассказе являются вовсе не Денис Григорьев и его братья или кто-то из климовских мужиков, а те господа, из-за которых мужики нарушают закон. Если бы они действительно поступили не по совести, они готовы были бы за это отвечать, но не зря же! То есть название чеховского рассказа «Злоумышленник» иронично. Настоящие злоумышленники — не простые крестьяне, а их господа.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема урока: Анализ рассказа А.П.Чехова

Цели урока : Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», учить читать вдумчиво, выразительно, читать по ролям; активизировать самостоятельную работу учащихся;

- развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся;

- воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству;

- уметь давать портретную характеристику литературному герою.

Оборудование : Портрет А.П.Чехова, рассказ «Злоумышленник», выставка книг, посвященная творчеству А.П.Чехова, выставка детских рисунков «В гостях у Антоши Чехонте», на доске – новые слова, вопросы, учебник «Литература 7 класс», Толковые словари, наглядные пособия: «Псевдонимы А.П.Чехова», «Характеристика литературного героя».

1.Настрой учащихся на урок.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А.П.Чехова.

Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник».

Проверка домашнего задания.

- Расскажите о выдающемся русском писателе А.П.Чехове.

-А.П.Чехов- русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье… В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра. Но главным в семье был отец…

- Беседа по вопросам:

- Каким человеком был отец А.П.Чехова? (Суровым, религиозным)

- Где учился А.П.Чехов? (В гимназии, одновременно помогал отцу в торговле).

- Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Чем юноша зарабатывал на жизнь? (Уроками для богатых детей).

- Чем ещё занимался Антон в этот период жизни? (Сочиняет свои первые рассказы, создаёт рукописный журнал).

- В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, куда поступает А.П.Чехов? (На Медицинский факультет Московского университета).

- Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, между тем « Пока я учился,- вспоминал Чехов, я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А. Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».

- Ребята, вспомните, что такое псевдоним? ( Это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

- У А.П.Чехова в начале творческого пути было много псевдонимов. Вспомните, как ещё он подписывал свои рассказы (А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата).

- А теперь посмотрите, как ещё подписывал свои ранние рассказы А.П.Чехов. ( Внимание ребят обращается на наглядное пособие «Псевдонимы А.П.Чехова).

- Ребята, какими же должны быть рассказы, подписанные такими псевдонимами? (Смешными, весёлыми, поучительными).

- Какие рассказы Антоши Чехонте вы прочитали ранее? ( «Лошадиная фамилия », «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», « Хамелеон», «Тоска», « Размазня», «Каштанка» и др.)

- К каким рассказам А.П.Чехова вы подготовили рисунки? ( Доска. Выставка рисунков « В гостях у Антоши Чехонте».

- Действительно, первые рассказы Антоши Чехонте смешные, забавные, остроумные. А самым точным будет только одно слово. Это рассказы какие? (Юмористические).

- Что же такое юмор? ( Вид комического; доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характера героя в смешном виде ).

- Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.

3.Объяснение нового материала.

- Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Наша задача понять – почему?

- Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

(Записать в рабочие тетради тему сегодняшнего урок)

- Ребята, дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.

- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

- знамо – конечно, естественно;

- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

- учинить – сделать, совершить;

- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

- умысел – заранее обдуманное намерение;

- «чаво» – простонародное – что;

- верста – 1,06км. старая русская мера длины.

- Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:

- седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)

- Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)

- Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)

- Над чем вы смеялись в рассказе?

- Что смешно, а что грустно в рассказе?

- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.

- Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.

- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

- Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)

- Виноват ли Денис в своём проступке?

- Дайте характеристику Дениса по плану. (Доска.)

Характеристика литературного героя.

а) Место, занимаемое героем в произведении.

б) Положение героя в обществе.

в) Портретная характеристика.

г) Речевая характеристика.

- При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности , сколько о неопрятности героя.

- Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( …мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)

- А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

- Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).

- Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).

- Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).

- Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).

- Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?

- Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).

- Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« …свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).

- Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? ( Отвинчивание гаек ведёт к аварии).

- Следователь говорит Денису: « Ты людей убил бы!»

- Найдите отрывок , где Денис ответил ему на эту фразу.(«Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие. век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких не было…»)

- Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).

- Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?

-Сейчас ,когда в стране происходят массовые теракты, массовое хищение металла, этот юмористический рассказ обретает печальную окраску. Тысячи таких Денисов думают только о сиюминутной выгоде и не задумываются о последствиях. Отвинтил, отпилил, разобрал, а дальше хоть потоп!

Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости!

- Другой герой рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.

- Даёт ли автор портрет следователя? ( Нет).

- Называет ли его имя? (Нет).

-Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).

- Как речь характеризует Дениса?

- А как следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).

- Чем же отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно).

- Подтвердите свои слова текстом.

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

- Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.

(За автора читает Желтова Кристина; следователь – Бойнов Сергей; Денис Григорьев – Яремко Ярослав).

-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

- Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).

Почему рассказ так называется?

Учебник. Работа со статьёй (стр.309).

- Прочитаем отрывок « А.П.Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».

- Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа Злоумышленник» и его герою Денису Григорьеву?

- На чьей стороне автор (Текст).

- Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла!)

- Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?

- Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?

- Что бы вы сделали на месте судьи?

- Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?

- По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки ? (Нет, не осознавал последствий!)

- А вы всегда осознаёте последствия своих поступков?

- Таким образом, « ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!» (записать в тетрадь).

Учитель. Выставление оценок за урок.

- А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы ? Из какого они рассказа ?)

Стр.311,№6.Письменно объясните запись «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».

Определите, кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»

2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»

5. «Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

- Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля…Больше не брала…»

6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест на знание текстов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник".

Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказам А.П. Чехова "Хамелеон", "Злоумышленник"»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник»

1. В каком городе родился А.П. Чехов?
а) в Таганрог б) на Сахалине в) в Москве
2. К какому роду литературы относятся рассказы А.П. Чехова?
а) к эпосу б) к лирике в) к драме
3. В чём заключается новаторство А.П. Чехова?
а) в создании больших по объему юмористических рассказов
б) в обращении к глобальным проблемам и способам их решения
в) в умении просто и кратко показывать реалии обыденной жизни
4. Где происходит действие рассказа «Хамелеон»?
а) на вокзале б) на базарной площади в) на прилегающей к вокзалу улице
5. Во что был одет полицейский надзиратель Очумелов?
а) в куртку б) в шинель в) в шубу
6. По какой причине меняется отношение к происшествию у надзирателя Очумелова?
а) в зависимости от собственного социального положения
б) в зависимости от того, кому принадлежит собака
в) просто так, от нечего делать
7. Чем было наполнено решето «рыжего городового», шедшего рядом с Очумеловым?
а) крыжовником б) смородиной в) малиной
8. Кем был Пичугин, упомянутый в рассказе «Хамелеон»?
а) купцом б) генералом в) «золотых дел мастером»
9. Какова фамилия «золотых дел мастера»?
а) Елдырин б) Жигалов в) Хрюкин
10. В чём особенность юмора рассказа «Хамелеон»?
а) гневное обличение пороков общества
б) отстраненность от жизненных ситуаций
в) наличие подтекста, внутреннего смысла
11. Как построен рассказ «Злоумышленник»?
а) в виде комической сценки б) в виде баллады в) в виде басни
12. Какое изобразительно-выразительное средство языка заложено в названии рассказа «Злоумышленник»?
а) гипербола б) антитеза в) ирония
13. Как звали злоумышленника?
а) Егор Григорьев б) Денис Григорьев в) Кузьма Григорьев
14. Какое чувство овладело судебным следователем, когда злоумышленник стал говорить о том, что из гаек климовские мужики делают грузила?
а) радость б) уныние в) непонимание

В1. Под каким псевдонимом А.П. Чехов напечатал свои рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»?
В2. Кем был Прохор, герой рассказа «Хамелеон»?
В3. В какую рубаху был одет «маленький, чрезвычайно тощий мужичонка» (герой рассказа «Злоумышленник»)?
В4. Как, по словам злоумышленника надо судить?

С1.В чём смысл названия рассказа «Хамелеон»?
С2. Использование каких изобразительно-выразительных средств языка помогает создать комический эффект, комическую ситуацию в рассказах А.П. Чехова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест на знание текстов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник".

Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказам А.П. Чехова "Хамелеон", "Злоумышленник"»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник»

1. В каком городе родился А.П. Чехов?
а) в Таганрог б) на Сахалине в) в Москве
2. К какому роду литературы относятся рассказы А.П. Чехова?
а) к эпосу б) к лирике в) к драме
3. В чём заключается новаторство А.П. Чехова?
а) в создании больших по объему юмористических рассказов
б) в обращении к глобальным проблемам и способам их решения
в) в умении просто и кратко показывать реалии обыденной жизни
4. Где происходит действие рассказа «Хамелеон»?
а) на вокзале б) на базарной площади в) на прилегающей к вокзалу улице
5. Во что был одет полицейский надзиратель Очумелов?
а) в куртку б) в шинель в) в шубу
6. По какой причине меняется отношение к происшествию у надзирателя Очумелова?
а) в зависимости от собственного социального положения
б) в зависимости от того, кому принадлежит собака
в) просто так, от нечего делать
7. Чем было наполнено решето «рыжего городового», шедшего рядом с Очумеловым?
а) крыжовником б) смородиной в) малиной
8. Кем был Пичугин, упомянутый в рассказе «Хамелеон»?
а) купцом б) генералом в) «золотых дел мастером»
9. Какова фамилия «золотых дел мастера»?
а) Елдырин б) Жигалов в) Хрюкин
10. В чём особенность юмора рассказа «Хамелеон»?
а) гневное обличение пороков общества
б) отстраненность от жизненных ситуаций
в) наличие подтекста, внутреннего смысла
11. Как построен рассказ «Злоумышленник»?
а) в виде комической сценки б) в виде баллады в) в виде басни
12. Какое изобразительно-выразительное средство языка заложено в названии рассказа «Злоумышленник»?
а) гипербола б) антитеза в) ирония
13. Как звали злоумышленника?
а) Егор Григорьев б) Денис Григорьев в) Кузьма Григорьев
14. Какое чувство овладело судебным следователем, когда злоумышленник стал говорить о том, что из гаек климовские мужики делают грузила?
а) радость б) уныние в) непонимание

В1. Под каким псевдонимом А.П. Чехов напечатал свои рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»?
В2. Кем был Прохор, герой рассказа «Хамелеон»?
В3. В какую рубаху был одет «маленький, чрезвычайно тощий мужичонка» (герой рассказа «Злоумышленник»)?
В4. Как, по словам злоумышленника надо судить?

С1.В чём смысл названия рассказа «Хамелеон»?
С2. Использование каких изобразительно-выразительных средств языка помогает создать комический эффект, комическую ситуацию в рассказах А.П. Чехова?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: