Учет тко по количеству и объему контейнеров судебная практика

Обновлено: 25.04.2024

ФАС России направила в свои территориальные органы подробное письмо о том, когда действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителей считаются нарушением № 135-ФЗ. Ведомство разобрало вопросы заключения договоров, коммерческого учёта ТКО и отказа регоператора от выполнения своих обязательств. Читайте обзор письма.

ФАС России определила основные нарушения в пяти сферах работы регоператора по обращению с ТКО

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно рассказала о доминирующем на рынке положении региональных операторов по обращению с ТКО и их работе по вывозу отходов. Письмо – это разъяснения для территориальных органов ведомства, методическая помощь по вопросу выполнения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

  1. Доминирующее положение регионального оператора.
  2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
  3. Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
  4. О порядке коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО.
  5. Порядок сбора и вывоза ТКО.

Делаем краткий обзор каждого блока в помощь УО и жителям домов при построении отношений с регоператорами по обращению с ТКО.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Согласно постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).

Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.

Изменение существенных условий типового договора с потребителем

Согласно ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.

Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.

Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).

Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления

ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.

Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.

Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

    ;
  • постановление АС Северо-Западного округа от 24.12.2020 по делу № А21-8180/2019;
  • постановление АС Поволжского округа от 17.12.2019 по делу № А65-7546/2019;
  • постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу № А63-10417/2019.

Нарушение порядка заключения договора в сфере обращения с ТКО и урегулирования разногласий

Порядок заключения договора между регоператором по обращению с ТКО и потребителем зафиксирован в Правилах № 1156. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Навязывание потребителю невыгодных условий коммерческого учёта ТКО

Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.

Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД

Отказ от выполнения обязанностей по вывозу ТКО при наличии действующего договора

В НПА нет случаев, при наступлении которых регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, компания обязана оказывать соответствующую услугу потребителям. Регоператор не может отказаться от вывоза отходов, если у потребителя накопилась задолженность или суд рассматривает спор между ним и компанией.

Действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного п. 4 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Например, решение ФАС от 16.09.2020 по рассмотрению жалобы на решение и предписание Челябинского УФАС России от 30.04.2020 по делу № 074/01/10-1537/2019.

На заметку

  • регоператор занимает доминирующее положение на рынке и не вправе злоупотреблять этим положением при заключении договора на свои услуги;
  • коммерческий учёт ТКО в отношении жителей многоквартирных домов должен вестись исходя из нормативов или по «факту», что должно быть прописано в договоре;
  • при наличии раздельного сбора отходов расчёт платы за мусор всегда должен исходить из количества и объёма установленных на площадке контейнеров;
  • регоператор не вправе прекратить вывозить мусор, если у жителей дома или УО есть перед ним задолженность или компания в суде оспаривает нормативы коммунальной услуги, условия договора.

Мы уже приводили примеры судебных споров между потребителями и регоператорами в отношении способа расчётов за услуги по обращению с ТКО. В одном ТСЖ смогло доказать, что вправе платить только за фактический объём вывезенного мусора, а в другом УО добилась перерасчёта платы за эту услугу в отношении нескольких МКД, поскольку регоператор неправомерно вёл расчёты не по нормативу, а по факту.

Если вы считаете, что региональный оператор в отношении МКД под вашим управлением нарушает нормы законодательства в сфере обращения с ТКО, используйте письмо ФАС России и судебную практику, чтобы это доказать.

06 октября 2021 г. Вторым арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление по спору об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанное постановление содержит ряд важных выводов, которые будут полезны и для других потребителей, оказавшихся в схожей ситуации.

Так, предприниматель получила от регионального оператора проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому расчеты должны производиться исходя из норматива. Не согласившись с указанной редакцией договора и не достигнув с региональным оператором соглашения по спорным условиям договора, предприниматель обратилась в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции. В частности, Второй арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 06.10.2021 г. по делу №А29-1155/2021 указал следующее.

1. В силу пунктов 5 и 8 Правил коммерческого учета, учет ТКО на площадке истца с учетом избранного им способа расчета должен вестись исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, т.к. истец осуществляет раздельный сбор ТКО.

2. По смыслу приведенных Правил учета ТКО (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54) при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).

В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали основания для определения спорных условий договора об учете ТКО исходя из нормативов накопления ТКО вопреки иному выбранному потребителем способу коммерческого учета.

3. ТКО, подлежащие вторичной переработке и сдаваемые Потребителем сторонней организации на утилизацию, не подлежат включению в объем ТКО, передаваемых региональному оператору.

Также из указанного судебного акта следует, что периодичность вывоза ТКО не влияет на определение объема ТКО. Договором устанавливается конкретный объем ТКО, а периодичность лишь определяет график, по которому этот согласованный объем ТКО будет вывозиться. Судебным актом согласовано условие об объеме ТКО из расчета 1 контейнер объемом 0,04 куб.м в неделю с периодичностью вывоза не реже одного раза в неделю. И даже, если региональный оператор будет приезжать ежедневно, это ни в коей мере не может служить основанием для перерасчета объема ТКО, так как увеличение периодичности не свидетельствует об увеличении объема ТКО. Просто в этом случае загружаться будет не полный контейнер.

06 октября 2021 г. Вторым арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление по спору об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанное постановление содержит ряд важных выводов, которые будут полезны и для других потребителей, оказавшихся в схожей ситуации.

Так, предприниматель получила от регионального оператора проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому расчеты должны производиться исходя из норматива. Не согласившись с указанной редакцией договора и не достигнув с региональным оператором соглашения по спорным условиям договора, предприниматель обратилась в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции. В частности, Второй арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 06.10.2021 г. по делу №А29-1155/2021 указал следующее.

1. В силу пунктов 5 и 8 Правил коммерческого учета, учет ТКО на площадке истца с учетом избранного им способа расчета должен вестись исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, т.к. истец осуществляет раздельный сбор ТКО.

2. По смыслу приведенных Правил учета ТКО (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54) при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).

В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали основания для определения спорных условий договора об учете ТКО исходя из нормативов накопления ТКО вопреки иному выбранному потребителем способу коммерческого учета.

3. ТКО, подлежащие вторичной переработке и сдаваемые Потребителем сторонней организации на утилизацию, не подлежат включению в объем ТКО, передаваемых региональному оператору.

Также из указанного судебного акта следует, что периодичность вывоза ТКО не влияет на определение объема ТКО. Договором устанавливается конкретный объем ТКО, а периодичность лишь определяет график, по которому этот согласованный объем ТКО будет вывозиться. Судебным актом согласовано условие об объеме ТКО из расчета 1 контейнер объемом 0,04 куб.м в неделю с периодичностью вывоза не реже одного раза в неделю. И даже, если региональный оператор будет приезжать ежедневно, это ни в коей мере не может служить основанием для перерасчета объема ТКО, так как увеличение периодичности не свидетельствует об увеличении объема ТКО. Просто в этом случае загружаться будет не полный контейнер.

/upl/Screenshot_1_163.jpg

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу о начислении платы за вывоз ТКО и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Читайте обзор дела А76-23691/2019.

В конце 2017 года некое ООО «Спецсервис» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области

В 2019 году частная медицинская клиника направила регоператору заявку на заключение договора на вывоз ТКО, указав в заявлении количество посещений пациентов в месяц – 405 человек.

В ответ регоператор подготовил проект договора, в котором был предусмотрен размер ежемесячной платы за вывоз ТКО (почти 4,5 тысячи руб./мес.).

Клиника проект договора не подписала, услуги по вывозу ТКО, оказанные в период времени с января по май 2019 года не оплатила.

Регоператор вышел в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Ответчик (клиника) представил письменный отзыв, в котором с заявленным иском не согласился, указал, что истцом используется неверная методика расчета стоимости оказанных ответчику услуг: истец рассчитывает количество ТКО, образовавшееся за месяц, путем расчета среднемесячного норматива (делением среднегодового норматива на 12) и умножает его на количество посещений в месяц. В дальнейшем эта величина умножается на общее количество посещений за месяц, и получается объем накопленных за месяц ТКО.

По мнению ответчика, ежемесячное накопление ТКО составляет в 24 раза меньше того, что насчитал истец.

Суд первой инстанции указал следующее:

Суд высчитал, что ежемесячная плата за вывоз ТКО не может превышать 146 руб. 79 коп., а оказанные истцом услуги по выводу ТКО с января по май 2019 года составляют 733 руб. 95 коп. (146 руб. 79 коп. х 5 месяцев).

Далее огорошенный истец безуспешно пытался добиться своего в апелляции и кассации. Ничего интересного судебные акты на этих этапах не содержат.

Но во второй кассации региональному оператору повезло - судья Грачева И.Л. передала жалобу на рассмотрение коллегии. Если вы дочитали до этой строчки, значит серьёзно интересуетесь вопросом начисления плат за вывоз ТКО.

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Это интересно!

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими РО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Пунктом 8.15 Правил обращения с ТКО установлено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров .

Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами № 505. В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт «а» пункта 5 Правил № 505).

Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.

В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27.09.2021 № АКПИ21-550, отказывая в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесур» о признании недействующей формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354, указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта, определяющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома, являются ясными и определенными; расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.

В пункте 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156), условия которого обязательны для сторон, содержится аналогичное правило о том, что под расчетным периодом по договору понимается один месяц.

Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества (пункт 14 Правил № 269).

При определении норматива накопления ТКО могут применяться различные переменные расчетные единицы – единица площади помещения, количество проживающих граждан либо одно посещение пациентом. Для формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354 расчетная для поликлиник единица норматива накопления ТКО (переменная) – одно посещение пациентом поликлиники.

Применяя формулу, важно соотносить временные параметры, в пределах которых берутся во внимание норматив и расчётные единицы, а также то, как определяется переменная: по фактическому количеству или расчётному (прогнозируемому).

Принятый судами расчет ответчика выполнен без учета установленной законом формулы, состоит из длинной цепочки математических преобразований, в то время как в договорах с потребителем расчеты должны быть простыми и понятными, как в формуле 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354.

Довод ответчика о том, что размер платы за предоставляемую регоператором коммунальную услугу по вывозу ТКО, рассчитанный по указанной формуле исходя из нормативов ТКО, не учитывает реальный объем вырабатываемых ответчиком ТКО и выше фактических затрат оператора, не может быть принят во внимание, поскольку приведенные тарифы и формула расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома обязательны для применения региональным оператором и потребителями его услуг.

Расчет платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, возможен в случае раздельного накопления и сбора ТКО.

ВС РФ указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит проверить представленный ответчиком расчет с учетом приведенного толкования нормативных правовых актов.

Что-то подсказывает, что на втором круге с ответчика взыщут гораздо больше, нежели 700 рублей.

Мораль на 2022 год: преддоговорные разногласия несите в орган на три буквы (средняя - У). С-У-Д.

Региональный оператор Иркутской области прислал нашей организации (вид деятельности — добыча полезных ископаемых) договор и счета, сформированные на основании объемов твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) из нашего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). Однако по факту столько отходов мы не образовываем, и огромная сумма в договоре и счетах не обоснована. Более того, ТКО ни разу не вывозились.

Ранее мы направляли в адрес регионального оператора заявку на заключение договора, в которой в качестве способа коммерческого учета ТКО указали расчет исходя из количества и объема контейнеров, но заявка была проигнорирована.

В ответ на наш комментарий по поводу желания изменить способ учета ТКО региональный оператор направил следующие условия:

2) обеспечить контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 780-пп («бумага» — синего цвета, «пластик» — оранжевого, «стекло» — зеленого, «неутилизируемые отходы» — серого);

3) для определения количества устанавливаемых контейнеров следует исходить из численности населения, пользующегося контейнерами, нормы накопления и срока хранения отходов (не должен превышать 24 ч). Расчетный объем и количество контейнеров должны соответствовать суточной норме накопления ТКО (годовой норматив накопления отходов согласно Приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138, разделенный на 365);

4) если в результате деятельности предприятия не образуются крупногабаритные отходы, данный факт должен быть подтвержден документально, предоставлением согласованного Росприроднадзором ПНООЛР и паспортов отходов I–IV классов опасности;

5) ТКО должны вывозиться не реже 1 раза в сутки (ежедневно).

При выполнении всех этих пунктов региональный оператор готов заключить с нами договор и вести учет отходов по количеству и объему контейнеров.

Однако из всех пунктов выполнимы только 1 и 4. Вторичной переработки отходов в районе нет, а отходы всегда вывозились по заявке.

Правомерна ли позиция регионального оператора?

Скачайте подробный ответ по ссылке:


На вопрос отвечает Н.В. Бирюкова, ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Можно ли разрешить разногласия с региональным оператором?

Региональный оператор Иркутской области прислал нашей организации (вид деятельности — добыча полезных ископаемых) договор и счета, сформированные на основании объемов твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) из нашего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). Однако по факту столько отходов мы не образовываем, и огромная сумма в договоре и счетах не обоснована. Более того, ТКО ни разу не вывозились.

Ранее мы направляли в адрес регионального оператора заявку на заключение договора, в которой в качестве способа коммерческого учета ТКО указали расчет исходя из количества и объема контейнеров, но заявка была проигнорирована.

В ответ на наш комментарий по поводу желания изменить способ учета ТКО региональный оператор направил следующие условия:

2) обеспечить контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 780-пп («бумага» — синего цвета, «пластик» — оранжевого, «стекло» — зеленого, «неутилизируемые отходы» — серого);

3) для определения количества устанавливаемых контейнеров следует исходить из численности населения, пользующегося контейнерами, нормы накопления и срока хранения отходов (не должен превышать 24 ч). Расчетный объем и количество контейнеров должны соответствовать суточной норме накопления ТКО (годовой норматив накопления отходов согласно Приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138, разделенный на 365);

4) если в результате деятельности предприятия не образуются крупногабаритные отходы, данный факт должен быть подтвержден документально, предоставлением согласованного Росприроднадзором ПНООЛР и паспортов отходов I–IV классов опасности;

5) ТКО должны вывозиться не реже 1 раза в сутки (ежедневно).

При выполнении всех этих пунктов региональный оператор готов заключить с нами договор и вести учет отходов по количеству и объему контейнеров.

Однако из всех пунктов выполнимы только 1 и 4. Вторичной переработки отходов в районе нет, а отходы всегда вывозились по заявке.

Правомерна ли позиция регионального оператора?

Скачайте подробный ответ по ссылке:


На вопрос отвечает Н.В. Бирюкова, ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: