Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности

Обновлено: 30.04.2024

С появлением в теории правового государства принципа неотъем-
лемых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого
принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновеши-
вать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и сво-
бод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав
на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответствен-
ность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполне-
ния своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-
дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институ-
тов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение
имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое
государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными
противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права.
Правовое государство может существовать и успешно развиваться в об-
ществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройст-
ва, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с ува-
жением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к
другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг обще-
признанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоцени-
мое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как
бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы
не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства — за-
щищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъем-
лемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, наси-
лия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль
принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при кото-
ром человек выступает не как объект команд, а как равноправный парт-
нер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных
структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева

Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.


Задания Д22 C3 № 511

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы следующие условия:

— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

— человек освобожден от жесткой опеки государства.

2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.


Задания Д22 C3 № 511

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы следующие условия:

— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

— человек освобожден от жесткой опеки государства.

2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Выделить характерные черты, выявить необходимые условия для их существования.

· Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.

· Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.

· Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

· Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Приемы работы: работа документами, составление кластера.

I. Орг. Момент

II. Проверка домашнего задания (На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается решить тест из 10 вопросов по вариантам).

III. Изучение нового материала

Многие мыслители прошлого (Дж. Локк, Ш.Монтескье, И.Кант и др.) и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Каковы признаки правового государства? Подумаем и мы.

Сегодня мы будем работать в мини-группах над правовыми текстами и трактами ученых и философов, посвящённых правовому государству.

На основе предложенных вам текстов документов, выделите основные признаки правового государства и оформите работу в виде кластера. (Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор, который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из группы.)

Работа по группам с документами.

Задание для 1-й группы

Ш. Монтескье, французский философ-просветитель:

«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью законодательной, то власть над жизнью и свободой граждан будет произвольной, ибо судья явится законодателем. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя…»

(предполагаемый ответ – разделение властей.)

немецкий философ-просветитель И. Кант:

«Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву. Но когда кто-то принимает решение в отношении другого лица, то всегда существует возможность, что он тем самым поступит с ним не по праву; однако такой возможности никогда не бывает в решениях относительно самого себя. Следовательно, только согласованная и объединенная воля всех в том смысле, что каждый в отношении всех и все в отношении каждого принимают одни и те же решения, стало быть, только всеобщим образом объединения воля народа может быть законодательствующей».

(предполагаемый ответ – верховенство закона, взаимоответственность государства и гражданина, демократия.)

Задание для 2-й группы

Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье, труд «О духе законов» (1748):

«Для того чтобы предупредить… злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы.

С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной, и исполнитель ной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

(предполагаемый ответ – разделение властей.)

Член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук Е.А. Лукашева:

«Права человека — высшая ценность и как таковая является критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, «правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и к его правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей».

(предполагаемый ответ – гарантия прав и свобод человека.)

Задание для 3-й группы

Кандидат юридических наук Н.С. Колесова:

«Личные (гражданские) права… призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных внутренних ориентиров развития каждой личности.

…На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоречивых и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека».

(предполагаемый ответ – гарантия прав и свобод человека, обеспечение прав и свобод.)

Ю. Феофанов, журналист:

Закон и суд должны образовывать механизм, который уравновешивает противостояние власти и гражданина. Но это тоже жесткие, по необходимости формализованные конструкции. Закон не в состоянии предусмотреть в своих нормах всех безбрежных и неповторимых человеческих коллизий, и конфликтов. Суд, действующий в рамках закона, тоже достаточно прочно связан «буквами» права. Поэтому в демократических обществах всегда искали какую-то «третью силу», стоящую между гражданином и властью, в том числе судебной, в известной мере корректирующую суровый и непреклонный закон. В античном республиканском Риме возникли народные трибуны. В Англии создали «суд справедливости».

Сейчас во многих странах существуют так называемые «омбудсмены»; они осуществляют, с одной стороны, парламентский контроль над госаппаратом, а с другой — являются «народными защитниками». Можно сказать, так: если закон провозглашает права человека, то омбудсмен помогает их реализовать. Функции и статусы их различны в разных странах, но суть одна — гражданину есть куда обратиться за защитой своих прав.

(предполагаемый ответ – обеспечение прав и свобод.)

Задание для 4-й группы

K.Яcnepc (философ):

Человек имеет два притязания: во- первых, на защиту от насилия; во-вторых, на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предоставляет ему правовое государство, значимость его взглядам и воле -демократия.

(предполагаемый ответ – верховенство права, обеспечение прав)

Б. Кистяковский, правовед:

Мы считаем следующие истины бесспорными и очевидными сами по себе: что все люди созданы равными; что они получили от создателя некоторые неотчуждаемые права; что среди этих прав следует поставить на первое место жизнь, свободу и искание счастья; что для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что всякий раз, когда какая-нибудь форма правления оказывается гибельной для тех целей, ради которых она была создана, народ имеет право изменить или упразднить ее и создать новое управление, обосновав его на таких началах и придав власти такую форму, которые он найдет наиболее обеспечивающими безопасность и счастье (Декларация независимости Соединенных Штатов, принятая в Филадельфии 4 июля 1776 г.).

(предполагаемый ответ – гарантия прав человека.)

Платон: «Закон владыка над правителями, а они — его рабы»

На основе работы с документами группа учащихся совместно готовят кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Дополнительные вопросы группам во время выступления:

1. В чем заключается сущность разделения властей?

2. Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

3. Почему закон должен быть «владыкой» над всеми гражданами без исключения?

4. Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

5. Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

6. В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Кластер должен содержать следующую информацию:

Признаки и черты правового государства:

· верховенство закона.

· полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

· принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

· принцип разделения властей.

· создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

· реальное обеспечение прав и свобод граждан.

· высокий уровень политического и правового сознания людей (высокий уровень правовой культуры).

· создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

· наличие в стране гражданского общества.

Россия- правовое государство? Что необходимо сделать , чтобы она стала таковым?

Ответьте на этот вопрос дома в виде эссе.

IV .Рефлексия. Закрепление материала. Учащиеся (группой) должны заполнить текст на карточке. Происходит закрепление материала.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом………..(1). Правовое государство есть форма ограничения …… (2) правами и свободами человека. Поэтому….(3) прав человека по отношению к государству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного…. (4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный….(5). Поэтому для формирования правового государства большое….(.6) имеет принцип связанности законодателя правами человека».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

Б) правительство

В) приоритет

Г) компромисс

V .Подведение итогов.

На основе кластера и словарной статьи в учебнике сделайте вывод о том, что такое правовое государство.

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

Найдите в определении 2 ключевых слова (государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов – власть или право вы поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ (карточки со словами закрепляются на доске).

Может ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку? Какой еще эпиграф вы можете подобрать? Объясните.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.


  • Принцип неотъемлемых естественных прав человека

  • Принцип связанности законодателя правами человека

  • Принцип разделения властей

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности

  • согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

  • уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

  • солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

  • человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

  • человек освобожден от жесткой опеки государства.

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства:


  • отсутствуют общепризнанные ценности;

  • отсутствует гражданская солидарность;

  • существует неуважение к праву;

  • отсутствует доверие к государству;

  • отсутствует доверие граждан друг к другу;

З) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства — защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.


  1. разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;

  2. система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

  3. разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписанное право»), несмотря на их, бесспорно, высокою ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному… Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять – «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерий? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С3. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С1. Два подхода:

1) право- это законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа;

2) право- это общие принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

1) автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа).

2) любые три аргумента содержащиеся в тексте:


  • размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

  • затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

  • затрудняется решение задачи обеспечения стабильности и организованности в обществе;

  • открывается простор для произвола;

  • порождает правовой нигилизм;

  • размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль; и т.д

1) Должен быть термин – «форма выражения права»

2) сказано что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

1) регулятивная функция права

2) указаны три другие функции: экономическая ; политическая; социальная; охранительная функция.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписанное право»), несмотря на их, бесспорно, высокою ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному… Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять – «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерий? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С3. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: