Какая фреска находится на западной стене храма а вознесения б преображения в страшного суда

Обновлено: 27.04.2024

Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.

Отступления от канона в православных храмах

Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".

Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.

Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.

А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.

Страшный суд в Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.

Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.

На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.

Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.

Любой христианский храм сориентирован по сторонам света. Восточная стена — алтарь. Традиционно, за редким исключением, на западной стене изображают композицию «Страшный Суд». Этому есть логическое объяснение. По канонам средневековья, при выходе из храма человек должен взглянуть на композицию Страшного Суда и задуматься о своих грехах, о том, как их искупить. В Успенском соборе Московского Кремля сцена Страшного суда изображена максимально подробно. Огромная фреска полностью занимает западную стену.

Страшный суд в Успенском соборе

Откровения Иоанна Богослова

Страшный суд описан в третьей части Апокалипсиса. Апокалипсис — это Откровение Иоанна Богослова, одного из евангелистов. Иоанн Богослов был учеником Христа, самым старшим из последователей Господа. Остаток своей жизни он провёл на греческом острове Патмос, где жил в пещере. На Патмосе евангелист скрывался от язычников. Там у него были чудесные видения, которые он записал. Увиденное и записанное евангелистом получило название «Откровения Иоанна Богослова». По сути, «Откровения Иоанна Богослова» это пророчества о втором пришествии в наш мир Спасителя.

Апокалипсис и Страшный Суд

Апокалипсис состоит из трёх частей.

Часть первая: явление божества на небе. Сын Божий изображен в виде Агнца. Он будет открывать закрытую на 7 печатей книгу. После снятия каждой печати поскачут всадники Апокалипсиса.

Часть вторая: на землю обрушиваются страшные беды — болезни, войны, землетрясения, цунами и т.д.

Часть третья: Страшный суд.

Подробно все сцены Апокалипсиса мы описали в статье «Ковёр Апокалипсиса». Восхищались гобеленом со сценами из Откровения Иоанна Богослова во французском городе Анже (Angers).

Страшный Суд. Центральная часть композиции

В самом верхнем регистре слева и справа от окна изображена Троица новозаветная. Этот сюжет помещается в круг, символизирующий вечность. Фигура в белом олицетворяет Бога Отца, фигура в золотом одеянии — Бог Сын, а над ними в виде голубя распростёр крылья Бог Святой Дух.

В композиции Страшный суд Христа изображают сидящем в голубом кругу – символе неба, на радуге, в золотистых одеждах. Под окном изображён голубой круг и в нём на радуге восседает Христос. Под ореолом Христа Судии изображена «Рука Божия», держащая души праведные и весы. Слева Христу предстоит Божья Матерь, справа — Иоанн Предтеча.

Иисус Христос в сцене Страшного Суда

Слева и справа от предстоящих написаны апостолы и святые. Апостолы сидят, по шесть с каждой стороны. Их головы венчают нимбы.

В день Страшного Суда Господь призовет души всех когда-либо живших на Земле людей для того, чтобы судить об их деяниях. Весы помещены в центр сцены. Здесь же видим «Престол уготованный». На него возложены орудия страстей Христовых — крест, копьё, губка с уксусом и багряница — одежда поругания Христа.

Страшный суд. Весы

По числу добрых дел судят о дальнейшей судьбе человека. Если добрые дела перевешивают, человек отправляется в рай. Какого христианина считают праведником? Даже монаха нельзя назвать безгрешным, потому что безгрешным был только один человек – Иисус Христос, Сын Божий. Все люди совершают грехи — вольно или невольно. Главная задача верующего — задуматься о своих грехах, пережить их в душе. Тогда весы добрых дел перевесят, и душа праведника попадает в рай.

Левая часть композиции Страшный суд. Рай

Рай в композиции «Страшный суд» всегда изображают слева от зрителя и по правую руку от Иисуса Христа.

Страшный суд в Успенском соборе. Рай

Левая часть композиции «Страшный суд»

В центре левой части видим разноцветные домики с шатровыми крышами. Они символизируют рай. Внутри шатров помещены праведники с золотыми нимбами над головами.

Успенский собор, интерьер

Внизу находятся врата рая. Они зеленоватого цвета с золотой дверью. Справа от врат стоит человек в желтом плаще. Это апостол Пётр.

Врата рая фреска

Фреска - апостол Петр с ключами у врат рая

В правой руке у него ключи от врат рая. Изображение ключей сохранилось плохо. Ключом апостол Пётр отпирает дверь рая.

Фреска Авраамово лоно

Слева от врат изображён Авраам. Эта композиция называется «Авраамово лоно». Авраам — праотец. Его изображают в красных одеждах с нимбом на голове. В руках у Авраама маленькие человечки.

Это души тех, кто ещё не попал в рай. Апостол Пётр сейчас откроет для них врата рая и они присоединятся к праведникам.

Адам, Ева, змей на фреске «Страшный суд»

Возвращаемся в центр композиции. Слева и справа от весов помещены коленопреклонённые фигуры Адама и Евы.

Адам и Ева на фреске Страшный суд

Под весами значительную часть стены занимает фреска с изображением змея. Тварь олицетворяет грех.


Змей тянется к ноге Адама, искушая лижет его пятку.

Первыми на Суд Божий призываются прародители Адам и Ева, потому что они совершили первородный грех. Кольца на змее означают грехи человеческие. Самым главным и самым тяжелым грехом считается гордыня. Первое кольцо от головы змея обозначает грех гордыни. Адам и Ева повинны в этом грехе.

Грех Адама и Евы заключался в том, что они нарушили Закон Божий. Бог запретил вкушать плоды с Древа Познания добра и зла. Прародители возомнили себя равными Богу и позволили себе то, что позволяет Господь. Нарушив запрет и вкусив плоды, совершив грех гордыни, они были изгнаны из рая. Жили Адам и Ева как простые люди в трудах, горестях, бедах и болезнях.

Похоронили Адама под горой Голгофой. Когда же Иисуса Христа распяли на Голгофе, в момент его гибели случилось землетрясение. Гора Голгофа раскололась и началась сильная гроза. Вода, смешавшись с кровью Христа, по кресту стекла в трещину, попала на кости и череп Адама. Таким образом кровью Христа был смыт первородный грех. На иконах «Распятие Христа» часто помещают череп и перекрещенные кости. Это изображение Адамовой головы под горой Голгофой.

Колец на змее гораздо больше, чем 7 смертных грехов, их 10. К ним относятся зависть, гордыня, гнев, уныние, пьянство, чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, и другие их порождающие.

Страшный суд в Успенском соборе

Внизу центральной части композиции сразу над входом увидим ангелов, низвергающих копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки.

Правая часть фрески Страшный суд. Ад

Если человек в своей жизни не задумывался о своих грехах, то душа грешника попадает в ад. Ад всегда помещают по левую руку от Христа, по правую от зрителя.

Фреска на западной стене собора

В правой части среднего регистра фрески стоит группа людей.

Композиция Страшный суд. Грешники

У них нет нимбов над головами. Судя по одеяниям в них угадываются иноверцы: с воротниками жабо. Есть люди в чалмах на голове.

Композиция Страшный суд. Грешники

По мнению художника XVII века иноверцев минет Благодать Божия, в рай они не попадут.

Фреска «Земля и Вода отдают своих мертвецов»

В нижнем регистре справа помещена композиция «Земля и Вода отдают своих мертвецов». Она представляет собой круг, в круге зелёный квадрат, а в нём женщина с крыльями в развивающихся зелёных одеяниях.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

В день Страшного Суда ангелы будут трубить в трубы с четырёх сторон света. По четырём углам квадрата изображены ангелы с трубами. Они будут призывать на Страшный суд.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Женщина в зелёных одеяниях символизирует Землю. Над ней летят белые птицы. Это души тех, кого похоронили в земле.

Круг, тёмно-синий контур вокруг зелёной земли означает воду. Тех, кто утонул в воде, тоже призовут на Суд Божий.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

В церкви свечи за усопших ставятся на канун. Канун всегда бывает квадратной или прямоугольной формы. Углы символизируют четыре стороны света.

Изображение ада на фреске Страшный Суд

фрески Успенского собора

Внизу под сценой «Земля и Вода отдают своих мертвецов» изображены разноцветные круги.

Таким образом изображают круги мучений, которые ждут человека за разные виды грехов. В некоторых храмах эти круги подписаны. Даже есть изображения тех мучений, которые ждут грешников за конкретные грехи. Например, за прелюбодеяние – поджаривают пятки огнём, за лжесвидетельство подвешивают за язык и т.д.

В центр нижнего регистра правой части фрески помещают изображение зверей в голубом кругу. Это символы падших царств. В некоторых храмах они подписаны. Это Римское, Вавилонское, Македонское и Персидское царства.

фреска - падшие царства

Пророк Даниил и архангел Михаил

Слева от изображения символов падших царств видим двух ангелов в красном кругу. Справа — Архангел Михаил. Слева — не ангел, а пророк Даниил. Его изображают в короне, она похожа на шапочку.

Именно пророчества Даниила навеяли образ падших царств.

Огонь ада

Красное поле внизу правой части западной стены обозначает огонь ада.

фреска огонь ада

В центре ада сидит Сатана с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны.

Фреска Сатана с душой Иуды

Иуда предал Христа в Гефсиманском саду за 30 серебряных монет. Его подкупили стражники Понтия Пилата. Воины не знали в лицо Иисуса Христа. Иуда подошёл к Спасителю и поцеловал его, указав таким образом на Сына Божия.

Неприкаянный фреска Страшный суд

У столба в белой набедренной повязке показан ещё один персонаж.

Неприкаянный фреска Страшный суд

Кто этот человек — неизвестно. Но его судьба уже предрешена, он попадает в ад. Какие его ждут мучения — неизвестно и он стоит в ожидании приговора.

Выражение «стоять, как неприкаянный» происходит из представлений о Страшном суде.

Апокалипсис заканчивается победой добра над злом и установлением царства добра и справедливости.

Два слова о методике показа сцены Страшного суда. Богословская последовательность предписывает сначала обратить внимание на центр композиции, затем — на левую часть, рай, и в заключении описывать ужасы ада. Я бы предпочла нарушить последовательность и завершить историю рассказом о рае. В таком ключе композиция «Страшный суд» приобретает мажорные ноты.

Статья написана по материалам лекции сотрудника музея-заповедника Московский Кремль Ольги Труфановой. Использовалась книга Т.В.Толстая «Успенский собор», М., 2009.

На нашем сайте уже есть публикации, посвящённые Архангельскому собору Московского Кремля. Мы подробно рассмотрели его архитектуру. Затем изучили изображения Великих князей. Эта статья посвящается изображениям христианского догмата «Символ веры» в росписях Архангельского собора.

Когда расписали Архангельский собор

Привожу две выдержки из книги Т.В.Власовой «Архангельский собор».

«В летописях нет сведений об украшении нового храма стенописью, но трудно поверить, что Архангельский собор несколько десятилетий стоял не расписанным. Сохранившиеся фрагменты росписи XVI века относятся уже ко времени правления Ивана IV (1547-15841), сына Василия III».

«В середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнен в 1652-1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича, который указал «Писать церковь Михаила Архангела заново стенным писанием, а старое сбить». Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века».

Символ веры. Фрески в Архангельском соборе

Напомним, что Символ веры состоит из 12 членов, то есть догматов. В каждом из них изложена особая истина христианской веры. Эти 12 членов представляют основные положения веры — незыблемые принципы христианства, то, во что верит христианин.

Привожу выдержку из методички Т.В.Филатовой о росписях Архангельского собора.

Вера в Троицу занимает центральное место в Символе веры – кратком изложении основных догматов христианского вероучения.

Венчанный на царство Иван IV с первых месяцев правления вместе с высшими церковными иерархами активно занялся выработкой идеологической программы самодержавия. Все подчинялось безусловной формуле: власть самодержавна, прочна, если христианская вера в государстве непоколебима. Правительство и церковь принимали самые крутые меры, чтобы в корне пресечь вольнодумство и утвердить «истинный закон христианский». Как отражение этой непримиримой позиции на стенах некрополя появились развернутые изображения – «Символ веры».

На северном склоне главного свода изображен Первый Вселенский собор, созванный в 325 году в Никее по инициативе императора Константина. На этом соборе был утвержден Символ веры и заключен союз императорской власти с государством. Отныне забота об укреплении церкви, защита благочестия стали важнейшей миссией государства. На западной стене собора предстает перед глазами грандиозная картина мироздания: от сотворения мира Богом до Страшного Суда, на котором будут решаться конечные судьбы живых и мертвых.

В Архангельском соборе изображения каждого члена Символа веры находятся на сводах. Сюжеты переходят на западную стену. Традиционно в этом месте изображают Страшный суд. Но в царской усыпальнице события Апокалипсиса смещены вправо — на северную сторону западной стены.

Привожу схему центрального свода храма. Изображения членов Символа веры обозначены цифрами 8 — 10 и 12-14.

Символ веры в росписях

Символ веры в росписях Архангельского собора. Схема

Теперь припомним молитвословие Символа веры и покажем соответствующие изображения.

Символ веры в росписях. 1 — 5 члены

1.Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Первый член изображен на северо-западном своде. То есть в углу, где сходятся западная и северная стены.

Верую во единого Бога Отца

На троне восседает Творец неба и земли, Бог Отец.

Бог Отец

Бог Отец

Далее переходим в центр храма. В центральном своде увидим композицию Отечество. Ей соответствует второй член догмата.

2.И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

Символ веры в росписях. Отечество

Композиция «Отечество». Символ веры в росписях.

«Отечество» крупным планом. Святой дух в виде голубя парит над головой младенца Христа.

Отечество

Продолжаем рассматривать центральный купол. На южном склоне главного свода (по правую руку от Бога-Отца композиции «Отечество») помещено изображение третьего члена Символа веры.

Благовещение и Рождество

Символ веры в росписях. Третий член

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Этот догмат изображают в виде Благовещения и Рождества Христова. Фреска состоит из двух событий земной жизни Богородицы. Слева помещены архангел Гавриил и Пречистая Дева. Архангела Гавриила видно на предыдущем верхнем снимке. На нижней фотографии видим Деву Марию, принимающую Благую весть. Справа — сцена Рождества.

Благовещение и Рождество.

Благовещение и Рождество. Росписи Архангельского собора.

Изображение на северном склоне главного свода (по левую руку от Бога-Отца) не является догматом Символа веры. Но имеет к нему прямое отношение. Это первый Вселенский Никейский собор, созванный императором Константином в 325 году. На нём был принят Никейский символ веры. Никея — ныне турецкий город Изник.

Никейский собор

Никейский собор 325 года.

Далее обращаем внимание на восточный свод. Он находится ближе к западной стене (к двери). Рассматриваем четвёртый член.

4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Фреска двухчастная. На южном склоне свода (слева) увидим Богоявление (Крещение Иисуса Христа). Справа — нужное нам изображение. Понтий Пилат с короной сидит на троне. Перед ним стоит Иисус в синем плаще поверх красного одеяния. Над головой Иисуса Христа написан золотой нимб.

Христос и Понтий Пилат

Христос и Понтий Пилат

На этом же своде на северном склоне (справа если стоять лицом к двери) увидим композицию «Сошествие во Ад». Оно соответствует пятому члену.

5. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Теперь догматы Символа веры переходят на западную стену. Вот схема.

Символ веры в росписях

Схема росписей западной стены. Символ веры в росписях

Обратите внимание на цифру 1 в полукружии. Эту фреску можно рассмотреть с расстояния. Сфотографировать её оказалось крайне сложно. На дистанции её закрывало паникадило храма. Ниже — лучший из ракурсов. На картинке видно, что в полукружии изображено Распятие.

Центральная часть западной стены собора

Центральная часть западной стены Архангельского собора

Ещё один снимок. В кадр попал свод с Понтием Пилатом (слева) и Сошествием во Ад (справа).

Архангельский собор

Фрески Архангельского собора. Символ веры в росписях

Чуть ниже — Вознесение и Новозаветная Троица. Это шестой член Символа веры.

6 — 12 члены Символа веры

6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

Обратите внимание, композиция двухчастная. Слева — Вознесение. Христа в голубом круге несут ангелы. Справа — Троица.

Фрески Архангельского собора. Символ веры в росписях

Фрески Архангельского собора. Символ веры в росписях

Вот Троица крупным планом. В кадр попала часть Вознесения.

Новозаветная Троица

Седьмой член Символа веры найдём на двух изображениях.

7. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

«И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым» — на левой пилястре изображён Христос, идущий судить. Отметила фреску стрелкой.

Страшный суд

Христос — Судия

«Его́же Царствию не будет конца» — это огромная композиция в центре западной стены. Здесь видим Царя Небесного во славе с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей.

Слава Царя Небесного

Слава Царя Небесного

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

Эта композиция изображена в виде Новозаветной Троицы. Отец и Сын восседают друг напротив друга. Святой Дух парит над ними. Фигуры заключены в круг небесного цвета.

Троица Новозаветная

Троица Новозаветная

Ниже найдём девятый догмат.

9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

Снимок не совсем удачный, обрезан. Часть композиции переходит на лопатку, она не попала в кадр.

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

Эта же композиция полностью видна на снимке южной части западной стены.

Во единую святую Церковь Символ веры в росписях

Во единую святую Церковь. Символ веры в росписях Архангельского собора

Опускаем глаза ниже. Десятый член Символа веры:

10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Крещение во оставление грехов

Крещение во оставление грехов

Одиннадцатый и двенадцатый члены изображены справа от Крещения. Фрески переходят на лопатку и в нижнюю часть центра западной стены.

11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

Двенадцатый член показан в виде лона Авраамова.

Символ веры в росписях

Символ веры в росписях Архангельского собора

Изображение Адама и Евы в Архангельском соборе

К основной теме статьи добавим снимки с фресками, где написаны Адам и Ева. Эти сцены лучше всего воспринимаются не христианами, туристами из Азии. Прародители помещены в верхней части западной стены в полукружиях. В южной части (над членами Символа веры) — Адам и Ева в раю.

Адам и Ева в раю

В северном полукружии западной стены (над композицией «Страшный суд») — изгнание прародителей из рая.

Изгнание Адама и Евы из рая

Изгнание Адама и Евы из рая

Страшный суд на западной стене собора

Композиция «Страшный суд» находится в северной части западной стены. Здесь она гораздо меньше подобной сцены в Успенском соборе.

Страшный суд в Архангельском соборе

Страшный суд в Архангельском соборе

В верхней части композиции увидим Христа в голубом круге с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Крестителем. Слева и справа — апостолы, по шесть с каждой стороны.

Христос, Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель

Христос, Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель в композиции Страшный суд.

В регистре ниже — “Престол уготованный”. На него возложены орудия страстей Христовых – крест, копьё, губка с уксусом и багряница – одежда поругания Христа. Справа — грешники. Под престолом — “Рука Божия”, держащая души праведников и весы.

страшный суд в Архангельском соборе

Композиция «Страшный суд» в Архангельском соборе. Фрагмент

В регистре ниже — Геена огненная, ад. Здесь справа увидим Сатану с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны. Слева — «неприкаянный», стоит у столба.

Страшный суд. Ад

Страшный суд. Изображение ада.

Композицию лоно Авраамово также включают в рассказ о Страшном суде. Праотец Авраам держит души праведников, которые попадают в рай. В Архангельском соборе Лоно Авраамово включено в изображение Символа веры. Дублирую снимок. Нужное нам изображение отмечено цифрой 12.

Символ веры в росписях

Символ веры в росписях Архангельского собора

Таким образом мы полностью рассмотрели росписи западной стены и части свода Архангельского собора. Интересующихся отсылаю к двум другим статьям о соборе.
Архитектурный анализ Архангельского собора.
Изображения государей в соборах Московского Кремля.

В статье использовались материалы и схемы расположения сюжетов росписей Архангельского собора из книги:
Т.В.Власова «Архангельский собор». Москва, 2005.

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье «Благовещенский собор. Северная и западная галереи».

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот «яшмовый» пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.

Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением — из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.

Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана — ростовые фигуры библейских праотцов — Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены — Рождество Христово XIX века., северной — Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора — изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке — семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.

Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.

Фреска на северной стене — «Жена, облачённая в солнце». Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а «жена, облачённая в солнце» — христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых — византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа — император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе — святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Роспись Благовещенского собора

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.

Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье «Богородичные образы». Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Роспись Благовещенского собора

Роспись Благовещенского собора

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Роспись Благовещенского собора

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Роспись Благовещенского собора

Храмовая икона «Благовещение» XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется «Воплощение».

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Роспись Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона «Четырёхчастная» расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало — в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем — в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма — проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье «Благовещенский собор. Южная галерея».

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.

  • 1400 x 2038 пикс. [1309 кб]
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)

Школа или худ. центр: Новгород

Третья четверть XV в.

  • Антонова, Мнева 1963: Середина XV в.
  • Алпатов 1974: Середина XV в.
  • Живопись древнего Новгорода 1974: Середина XV в.
  • Новгородская икона 1983: XV в. (?)
  • Лазарев 2000/1: Третья четверть XV в.
  • = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

1 В композиции Страшного суда иллюстрируются темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы, а также народных духовных стихов. В Страшном суде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.

Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее Страшный суд входил в систему стенных росписей, как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловском монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е гг. XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). До нас дошли также фрагменты Страшного суда, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе г. Владимира.

Наиболее раннее известное нам изображение в иконописи относится к XV в. (икона первой половины XV в. в Успенском соборе Московского Кремля).

В центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Среди последних, судя по сохранившимся в некоторых композициях надписям, изображаются: немцы, русь, ляхи, эллины, ефиопы и др. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами «правды» (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).

Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного суда образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые дьяволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река (Страшный суд — икона первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля).

Рай бывает представлен несколькими сюжетами. Сюда относятся: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке.

Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под «Горним Иерусалимом» часто встречается изображение летящих в paй схимников.

Внизу, между сценами ада и рая, изображается прикованный к столбу обнаженный человек — «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».

В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали ( В. Сахаров , Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи, Тула, 1897; В. Варенцов , Сборник русских духовных стихов, Спб., 1860, стр. 19; Ф. И. Буслаев , Сочинения, т. II, «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», Спб., 1910, стр. 133 (Изображение страшного суда по русским подлинникам); Н. В. Покровский , Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. — В кн.: «Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884)», т. 3, Одесса, 1887, стр. 285–381; F. Cabrol , Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie, Paris, 1907, t. VIII, стр. 279–287; Н. В. Покровский , Сийский иконописный подлинник, вып. I, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 37–45).

Середина XV века. Новгородская школа.

Композиция в основном построена на дугообразных линиях и кругах. Вверху, в центре, на фоне концентрических кругов — поясной Саваоф, окруженный серафимами и символами евангелистов. Вокруг, в восьми меньших кругах, изображены силы небесные (в семи кругах по два ангела, в восьмом престол), обрамленные большим облачным кругом.

В большом круге слева — Иоанн Богослов, который, по легенде, как древний праотец Енох, был взят живым на небо и получил от бога «откровение» о предстоящих перед концом мира событиях.

Вверху этого круга находится большой квадратный сосуд на трех ножках, с красной жидкостью, по всей вероятности, это апокрифическая Соломонова чаша, понимавшаяся как прообраз «евхаристической» чаши с кровью .

2 И. Я. Порфирьев , Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки, Спб., 1877, стр. 240.

По кругу, по сторонам этого изображения, расположены двенадцать кружков с изображением человеческих голов в коронах. Можно думать, что это олицетворение небесных светил — «Астрологии», соответствующих по количеству двенадцати месяцам .

3 Звездочетец . Мудрость знамению небесному по чему разсудити планеты небесныя, что на кой год будет; избрана многими сия премудрость. — В кн.: Н. Тихонравов , Памятники отреченной русской литературы, т. II, М., 1863, стр. 422–424.

Чередование этих кружков по краскам светло-розовой и темно-зеленой, вероятнее всего, означает смену дня и ночи.

Справа от описанной композиции с Саваофом, под свиваемым ангелами свитком неба, изображен светлый круг с «ангелами света», гонящими трезубцами черный круг тьмы. Между этими кругами Христос на троне в славе.

4 Ф. И. Булгаков , Сказание о страстях господних. — В кн.: Памятники древней письменности, Спб., 1878–1879, стр. 155.

Вохрение светлое, с подрумянкой, по коричневому санкирю, с высветлением. Фигуры укороченных пропорций, большеголовые. Колорит яркий, звучный. В нем преобладают цвета: киноварь, голубец, зелень, охра, белила и отдельные пятна коричневых и сиреневых тонов. Фон и поля с остатками золота. При раскрытии иконы в начале XX в. сделаны тонировки с небольшим дополнением рисунка.

Доска сосновая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 162×115.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 г. [12874]


¦ 48. Страшный суд

Третья четверть XV века. 162×115. Третьяковская галерея, Москва [12874].

Из собрания А. В. Морозова. Сохранность хорошая. Золото на фоне и на полях почти полностью утрачено. При раскрытии иконы в начале XX века были сделаны тонировки с небольшими дополнениями рисунка. Сцена Страшного суда помимо традиционных элементов включает в себя много дополнительных эпизодов. В верхнем регистре представлена в центре полуфигура Саваофа в окружении серафимов и символов евангелистов. По наружному кругу размещены двенадцать кружков с головами в коронах, олицетворяющих небесные светила, которые соответствуют двенадцати месяцам года (чередование в кружках светло-розовой и темно-зеленой красок означает смену дня и ночи). В этот же круг вписаны фигура праотца Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях, а также сосуд с кровью — вероятно, апокрифическая Соломонова чаша, понимаемая как прообраз Евхаристии. Справа, под свиваемым ангелами свитком неба, три круга — один с восседающим на троне Христом, другой с «ангелами света», третий черный. Здесь ангелы прогоняют трезубцем тьму. Под ними три ангела, подлетающих к Голгофе. В верхнем левом углу изображен Горний Иерусалим с праведниками. Второй регистр — вполне традиционен (деисус, Адам и Ева, апостолы и ангелы). Столь же традиционен и третий регистр (престол уготованный, ангелы, праведники и грешники), но здесь имеются две не совсем обычные детали: из-за грешников виднеется черная полоса, означающая наступление на земле тьмы, ниспосланной с небес в виде черного круга (первый регистр), а под предстолом размещена длань с сосудом на подставке (это, вероятно, тот сосуд, в который Иосиф Аримафейский собирал, по апокрифическому Евангелию Никодима, кровь Христову). Из пасти ада к ногам Адама поднимается змий; на нем кольца с маленькими фигурками чертенят. Кольца символизируют мытарства, через которые должны пройти грешники. Справа, под грешниками, темный круг, окруженный ангелами, возвещающими о наступлении судного дня. В этом круге — традиционные Земля и Море, отдающие мертвецов. Ниже — разверстая пасть ада с сатаной, держащим душу Иуды. Ангел толкает трезубцем в ад трех грешников (характерен для вольнодумного Новгорода их подбор — архиепископ, царь и монах). Ниже размещены семь клейм со сценами адских мучений, соответственно семи смертным грехам. Рай слева представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Крылатые схимники подлетают к вратам рая. Над группой праведников — небольшой круг с четырьмя зверями, символизирующими «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское (видение пророка Даниила). Наконец, внизу, между сценами ада и рая, помещена прикованная к столбу фигура обнаженного человека. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного». По сравнению с византийскими изображениями Страшного суда новгородская икона изобилует побочными эпизодами и отличается более свободным распределением на плоскости отдельных сюжетов.
¦

Детали


A Богоматерь в раю. Райские врата и праведники. «Погибельные царства»


B Престол уготованный с ангелами и Иоанн Богослов


C Четыре «погибельные царства»


D Сатана с душой Иуды в аду

Литература

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: