Порядок пропуска граждан в здание помещение арбитражного суда устанавливается

Обновлено: 01.05.2024

от 5 июня 1996 года №7

Об утверждении Регламента арбитражных судов

(В редакции Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.1998 г. №11, 30.12.2002 г №12., 08.04.2004 г. №6, 08.12.2005 г. №37, 22.06.2006 г. №16, 20.11.2008 г. №58, 30.04.2009 г. №33, 23.07.2009 г. №62, 17.12.2009 г. №92, 04.03.2010 г. №12, 22.06.2012 г. №33)

Заслушав и обсудив представленный Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлевым В.Ф. Регламент арбитражных судов, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Утвердить Регламент арбитражных судов.

Высшего Арбитражного Суда

судья Высшего Арбитражного Суда

Утвержден Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 года №7

Регламент арбитражных судов Российской Федерации

Раздел I. Организация работы арбитражных судов

Глава 1. Общие положения

1. Регламент арбитражных судов Российской Федерации (далееРегламент) разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности арбитражных судов.

Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, органами судейского сообщества.

Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. №33)
(см. предыдущую редакцию)

2. Арбитражные суды руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Регламентом.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Описание и порядок использования эмблемы устанавливаются Положением о геральдическом знаке - эмблеме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Описанием геральдического знака - эмблемы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаемыми приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Эмблема Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может служить основой для создания иных символов арбитражных судов Российской Федерации. Все вопросы, связанные с разработкой официальных символов арбитражных судов Российской Федерации, разрешаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

3. Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пределах численности судей и работников аппарата, установленной федеральным законом.

Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Один экземпляр утвержденного штатного расписания направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основе названной Инструкции может разрабатываться инструкция по делопроизводству в арбитражном суде с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности, которая утверждается приказом председателя соответствующего суда.

Особенности делопроизводства в Суде по интеллектуальным правам устанавливаются Инструкцией по делопроизводству Суда по интеллектуальным правам.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. №33)
(см. предыдущую редакцию)

5. В арбитражных судах ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Примерных правил учета законодательства и судебной практики в арбитражных судах Российской Федерации и Классификатора отраслей законодательства для учета нормативных актов и судебно-арбитражной практики.

6. В арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При наличии программного обеспечения ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме.

Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации несет председатель арбитражного суда.

7. В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

8. Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

1. Регламент арбитражных судов Российской Федерации (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности арбитражных судов.

Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, органами судейского сообщества.

(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.

2. Арбитражные суды руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Регламентом.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

Описание и порядок использования эмблемы устанавливаются Положением о геральдическом знаке - эмблеме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Описанием геральдического знака - эмблемы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаемыми приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

Эмблема Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может служить основой для создания иных символов арбитражных судов Российской Федерации. Все вопросы, связанные с разработкой официальных символов арбитражных судов Российской Федерации, разрешаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

3. Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пределах численности судей и работников аппарата, установленной федеральным законом.

Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Один экземпляр утвержденного штатного расписания направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основе названной Инструкции может разрабатываться инструкция по делопроизводству в арбитражном суде с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности, которая утверждается Приказом председателя соответствующего суда.

Особенности делопроизводства в Суде по интеллектуальным правам устанавливаются Инструкцией по делопроизводству Суда по интеллектуальным правам.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 33)

5. В арбитражных судах ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Примерных правил учета законодательства и судебной практики в арбитражных судах Российской Федерации и Классификатора отраслей законодательства для учета нормативных актов и судебно-арбитражной практики.

6. В арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При наличии программного обеспечения ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме.

Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации несет председатель арбитражного суда.

7. В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

8. Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила пребывания в здании суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Правила пребывания в здании суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации" КоАП РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, отказывая в удовлетворении требований физического лица об отмене постановления о привлечении к ответственности по статье 19.3 КоАП РФ, разъяснил, что нарушение лицом установленных правил пребывания посетителей в здании краевого суда в виде его нежелания покидать зал судебного заседания после окончания рассмотрения дела позволяло сотруднику полиции пресечь противоправные действия, потребовав от физического лица освободить зал судебного заседания в соответствии с положениями части 1 статьи 12 Закона о полиции. Между тем лицо отказывалось покидать зал судебного заседания. Указанные действия лица свидетельствуют о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2020 N 88А-16955/2020 по делу N 9а-19/2019
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения. Утверждение Н. о нерассмотрении судом апелляционной инстанции его частной жалобы в связи с выводом суда о том, что административное исковое заявление о признании не подлежащими применению правил пребывания посетителей в здании Ленинского районного суда города Ижевска не подсудно Верховному суду Удмуртской Республики, не свидетельствует о наличии существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену судебного акта. При наличии описки в тексте определения она может быть исправлена.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила пребывания в здании суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Процессуальная ответственность и безответственность, процессуальная и национальная безопасность: проблемы соотношения и системных связей
(Липинский Д.А., Мусаткина А.А., Чуклова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 4) Одной из форм процессуальной безответственности является декларирование процессуальной ответственности, что представлено в форме следующих формулировок: "за нарушение несет ответственность, предусмотренную законодательством". Например, Правила пребывания посетителей в Московском городском суде в п. 5.2 закрепляют, что воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в зданиях или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и иных противоправных действий влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации . Указанная норма носит бланкетный характер, в связи с чем возникает неясность относительно того, на основании какого акта и какую ответственность несет субъект. Другим примером является Инструкция об организации пропускного и внутриобъектового режима в Арбитражном суде Самарской области , п. 39 которой устанавливает, что в случае нарушений посетителями суда пропускного режима и правил поведения судьи, судебные приставы и работники аппарата могут делать нарушителям замечания, а также принимать меры, предусмотренные Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов, который утратил силу еще в 2015 г.

Нормативные акты: Правила пребывания в здании суда

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ
(ред. от 12.03.2014)
"О Государственном флаге Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022) При обращении предпринимателя за получением разрешения на строительство уже в процессе возведения спорной постройки администрацией было отказано в его выдаче. Исследовав указанные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, суд апелляционной инстанции правомерно признал возведенную ответчиком постройку самовольной ввиду отсутствия разрешения на ее строительство. Кроме того, суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела принял во внимание результаты проведенной по делу судебной экспертизы о том, что спорное строение не соответствует требованиям градостроительных, строительных, экологических, противопожарных правил, нормативов, установленных в Российской Федерации; эксплуатация данного здания небезопасна и представляет угрозу для здоровья и жизни граждан. Экспертом было указано, что здание находится в ограниченно работоспособном состоянии, выявлен целый ряд неверных допущений подрядчика при строительстве, несущих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, пребывающих в здании, физический износ конструкций здания даже при существующих не достигших эксплуатационного значения нагрузках - более 40% по средним значениям. Дальнейшая эксплуатация здания небезопасна.

1. Настоящий регламент разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" (в ред. постановлений Пленума ВАС РФ от 20.07.98 г. N 11, 30.12.02 г. N 12, 08.04.04 г. N 6, 08.12.05 г. N 37).

Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности Арбитражного суда г. Москвы, вопросы взаимодействия между Арбитражным судом города Москвы, арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Федеральными арбитражными судами округов, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества.

2. Арбитражный суд города Москвы руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными нормативными актами и настоящим Регламентом. Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются Арбитражным судом города Москвы в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

По вопросам, связанным с организацией работы, Арбитражный суд города Москвы руководствуется также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателя Арбитражного суда города Москвы, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Для организации деятельности структурных подразделений в Арбитражном суде города Москвы разрабатываются положения, должностные регламенты федеральных государственных служащих и должностные инструкции других работников аппарата с учетом структуры арбитражного суда.

3. Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем арбитражного суда города Москвы в пределах численности судей и работников аппарата суда, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Один экземпляр утвержденного штатного расписания направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. В Арбитражном суде города Москвы ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании примерных правил учета законодательства и судебной арбитражной практики в Арбитражном суде города Москвы, а также Правил пользования справочно-информационным фондом отдела кодификации Арбитражного суда города Москвы, утвержденных председателем арбитражного суда.

6. В Арбитражном суде города Москвы ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При наличии программного обеспечения, ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме. Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации несет председатель Арбитражного суда города Москвы.

7. В Арбитражном суде города Москвы председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя Арбитражного суда города Москвы. Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

8. Порядок пропуска граждан в здание (помещение) Арбитражного суда города Москвы устанавливается приказом председателя суда. Пропускной режим осуществляется с соблюдением принципа гласности разбирательства дел, безопасности судей и работников аппарата арбитражного суда, а также с поддержанием порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда. Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждается председателем Арбитражного суда города Москвы. Информация о порядке пропуска в здание (помещение) должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Яцык Ю.А., заместитель начальника отдела организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП России.

Маслов В.А., главный специалист отдела организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

С одной стороны, ФССП России и ее территориальные органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" принимают исчерпывающие меры по усилению охраны зданий, в том числе посредством контроля (пропускного режима) за гражданами, прибывающими в суд. Без принятия ФССП России данных мер снижается уровень безопасности при отправлении правосудия, создаются предпосылки для совершения террористических актов, вооруженных нападений на суды, ставится под угрозу жизнь посетителей суда, участников судебного процесса.

С другой стороны, осуществление судебными приставами функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России, пропускного режима в судах входит в противоречие с нормой ст. 123 Конституции Российской Федерации, предусматривающей открытость, гласность судебных заседаний, а также равный доступ граждан, желающих участвовать в них.

В результате исполнения обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов со стороны граждан в адрес ФССП России и ее территориальных органов только в 2005 г. поступило десять официальных обращений граждан, в которых они выражают мнение, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов превышают свои полномочия, так как осуществляют контроль за прибывающими, уточняют цель их прибытия в суд, наличие доверенности на право участия в судебном процессе и др.

Безусловно, принцип публичности (гласности, открытости) состоит в том, что суд рассматривает гражданские и абсолютное большинство уголовных дел в открытых заседаниях. Открытое разбирательство дел - основной способ обеспечения гласности судопроизводства, дело рассматривается в присутствии публики, все желающие имеют свободный доступ в зал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса.

Однако здание суда кроме места, где вершится правосудие, одновременно является объектом государственной важности, нуждается в совершенных способах и мерах защиты. Подтверждением сказанному являются данные официальной статистики, согласно которой в среднем за месяц в судах судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов пресекается более тысячи административных правонарушений. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности судов, за период 2004 - 2005 гг. совершено покушение на судью Братского городского суда Иркутской области, подрыв взрывчатого вещества, заложенного в зале судебного заседания Октябрьского районного суда г. Ставрополя, подрыв гранаты во время судебного заседания в Приморском районном суде г. Санкт-Петербурга, в результате подрыва получили ранения участники судебного процесса, один человек погиб.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, к числу которых относится и ФССП России, реализуя пп. "а" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", предусматривают выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме (применение или угроза применения взрывных веществ, включая ядерные, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ, захват заложников и другие формы). Одной из адекватных мер по предотвращению преступных посягательств на судей, участников судебного процесса, посетителей судов является установление в судах пропускного (специального) режима, который осуществляют судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов как самостоятельно, так и с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

Еще раз отметим, что жалобы со стороны посетителей суда, казалось бы, правомерны. На первый взгляд судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществляя пропускной (специальный) режим, ущемляют права граждан, так как пункт 1 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что "Разбирательство дел во всех судах открытое". Это же положение содержится в п. 1 ст. 11 АПК РФ: "Разбирательство дел в арбитражных судах открытое", аналогичные нормы содержатся в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации. Кроме того, право свободного доступа на судебное разбирательство установлено ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральный закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (п. 1 ст. 6.2) наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда общей юрисдикции, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяет следующие функции председателя суда.

  1. Организует работу суда.
  2. Устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение.
  3. Осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме того, в пп. 2.1 п. 2 Постановления Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов", раскрывая положения федерального закона, определяет следующее: "Председатель суда:

  • организует работу суда и принимает решения в пределах полномочий, установленных действующим законодательством;
  • принимает меры к обеспечению безопасности судей и других работников в здании суда".

Если обратиться, например, к п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20 июля 1998 г. N 11, от 30 декабря 2002 г. N 12, от 8 апреля 2004 г. N 6), который определяет, что по вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий. Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

Кроме того, в пп. 5.1 п. 5 Постановления Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов" прямо указывается: "Посетители допускаются в суд в рабочее время при представлении документов, удостоверяющих личность", другими словами, посетитель обязан зарегистрироваться у судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Перечень документов, удостоверяющих личность, содержится в нормативных актах Правительства России.

Круг функций определен и для председателя арбитражного суда Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" так:

  • п. 9 "Председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществляет руководство судом и организует его деятельность";
  • п. 15 "Председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами";
  • п. 16 "Председатель арбитражного суда осуществляет иные полномочия по организации работы суда";
  • п. 114 "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации взаимодействует с Министерством юстиции Российской Федерации в решении вопросов, связанных с обеспечением установленного порядка деятельности арбитражных судов, и других вопросов, отнесенных к компетенции службы судебных приставов.

В необходимых случаях ими принимаются согласованные организационно-распорядительные акты, в соответствии с которыми председатели арбитражных судов взаимодействуют с органами служебных приставов на территории субъектов Российской Федерации".

Кроме того, п. 8 Постановления прямо указывает категорию должностных лиц и нормативный акт, устанавливающий требования к пропускному режиму в здание (помещение) суда: "Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда. Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда. Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте".

Таким образом, основываясь на вышеизложенных материалах, необходимо указать на следующее: для исключения фактов жалоб на действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществляющих специальный режим допуска граждан в суды, приказом председателя суда должен быть установлен порядок пропуска граждан в здание (помещение) суда, который выражается нормативно-правовым документом (инструкцией, правилами) и согласовывается руководителем территориального органа ФССП России (руководителем структурного подразделения территориального органа ФССП России). Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности суда. Инструкция о порядке пропуска граждан в здание (помещение) суда или правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях суда должны размещаться в доступном для посетителей месте.

Учитывая, что суды являются органом государственной власти, на что прямо указывает ст. 10 Конституции Российской Федерации: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", то как следствие - инструкция (правила) об организации пропускного режима в здание (помещение) суда, утвержденная приказом председателя суда и согласованная руководителем территориального органа ФССП России (руководителем структурного подразделения территориального органа ФССП России), является нормативным правовым актом, непосредственно затрагивающим права определенного круга граждан - посетителей суда, так как ограничивает право на проход в здание, где осуществляется правосудие.

Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" дает определение нормативного правового акта: "Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом".

Следовательно, инструкция (правила) об организации пропускного режима в здание (помещение) суда отвечает всем требованиям, перечисленным в определении Верховного Суда Российской Федерации, является нормативным правовым актом, не противоречит законодательству Российской Федерации в части запрета свободного доступа граждан на судебные заседания в здание (помещение) суда, обязательна для исполнения гражданами, прибывающими в здание (помещение) суда. Однако обязательным условием применения инструкции (правил) в судах является ее размещение в доступном для посетителей месте, так как ст. 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: