Государство и право во франции между мировыми войнами падение третьей республики

Обновлено: 23.04.2024

Развитие политической системы Франции в первой половине XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, Конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну, поражение французских войск и подписание акта о капитуляции 22 июня 1940 г. привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское «правительство Виши» (по названию курортного города, где располагалась резиденция маршала Петэна). Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях. Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества.

С первых же дней оккупации Франции германскими войсками внутри страны и за ее пределами возникает движение сопротивления. В Лондоне в противовес правительству маршала Петэна был образован Национальный комитет, который возглавил движение «Свободная Франция» (с 1942 г. – «Сражающаяся Франция»). Возглавил комитет генерал Шарль де Голль, который опирался на 70-тысячный корпус французских солдат и офицеров, которые были вывезены англичанами во время отступления летом 1940 г.

В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной. В конце 1944 г. практически вся территория Франции была освобождена.

Власть перешла к так называемому к Временному правительству Франции во главе с де Голлем. Было национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформирована система социального обеспечения, восстановлены демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.

Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение. Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления образовались в середине 1940-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за избрание Учредительного собрания и принятие новой конституции с последующим ее всенародным утверждением.

Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех коммунистам, имевшим популярность в связи с победой в войне СССР. Итак, большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение. За них проголосовало соответственно 5,5, 4,5 и 4,5 млн. избирателей. Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме в апреле 1946 г.

Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме в октябре 1946 г. второй проект конституции стал основным законом Франции. Установился режим Четвертой республики.

В преамбуле Конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управление предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.

Франция, согласно Конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Законодательная власть вручалась Парламенту, состоявшему из двух палат: Национальной ассамблеи (собрания) и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Нижняя палата парламента – Национальная ассамблея - провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальная ассамблея имела исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность.

Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями. Его рекомендации не были обязательны для Национальной ассамблеи. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальной ассамблеей. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался на совместном заседании обеих палат Парламента сроком на 7 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Президентская власть была слабой. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов. Президент не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур Национальной ассамблеей.

Правительство несло коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходило в отставку.

В случае, если в течение 8 месяцев пройдут две отставки правительства по инициативе парламента, правительство могло просить президента о роспуске Ассамблеи и назначении новых выборов. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Однако принятие новой Конституции 1946 г. не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны.

Весной 1958 г. в Алжире начался антиправительственный мятеж, который начали офицеры, недовольные «мягкотелой» политикой правительства по отношению к колониям. Основной идеей мятежников стала передача власти де Голлю, который к еще в январе 1946 г. ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента.

В 1958 г. де Голль заявил, что готов взять на себя ответственность за судьбу страну, только если будет отменена Конституция 1946 г., а правительство, во главе которого встанет де Голль получит чрезвычайные полномочия. Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделила чрезвычайными полномочиями.

По инициативе де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку на всенародном референдуме высказалось 79% населения страны, и в октябре 1958 г. новая Конституция вступила в силу. В конце ноября 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание, а в декабре того же года генерал Шарль де Голль был избран президентом Франции, установив режим «личной власти». Установился политический режим Пятой республики, который действует во Франции вплоть до сегодняшнего дня.

Партийная и избирательная системы. Государственное развитие Франции в XX в., в отличие от Великобритании, происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической трансформации провозглашаемых конституционных принципов.

В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы системой пропорционального представительства. Однако новая система была значительно искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде "премий" за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена.

По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент 1 депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре для избрания необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов, лишь бы их было больше, чем у каждого из соперников.

Новая система выборов обеспечивала преимущество многочисленным правым партиям. Центр тяжести избирательной кампании переносился на второй тур, где эти партии могли выступать единым блоком и выставлять общих кандидатов. Искажение воли избирателей действием мажоритарной системы дополнялось "перекройкой" избирательных округов, созданием неравных по численности населения округов в промышленных и сельских районах.

Изменения в государственном аппарате. После первой мировой войны основы государственного строя Франции, как и прежде, формально определялись конституционными законами 1875 г. Однако постепенное ослабление фактической роли главы государства — президента, низведение его полномочий до "церемониальных", не сопровождалось сколь-нибудь серьезным восстановлением равновесия исполнительной и законодательной власти за счет законодательного закрепления полномочий правительства. Как известно, пост председателя совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только в 1934–1935 гг.

Конечно, на практике общемировая тенденция относительного возрастания роли исполнительной власти не обошла стороной и Францию. Так, в межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину "регламентарной власти". Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив.

Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле правительство неоднократно принимало акты, имевшие силу закона, и отменяло прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме "декретов-законов" (например, в 1918, 1921, 1934, 1938–1939 гг.).

Вместе с тем Третья республика до второй мировой войны не случайно именуется "режимом Собраний" или "абсолютным парламентаризмом". Контроль парламента, с его обилием фракционных группировок (около 20 в 30-е гг.) над правительством приобрел гипертрофированные формы, приводившие к политической нестабильности, частым правительственным кризисам и отставкам кабинетов. Средняя продолжительность пребывания кабинета у власти не превышала 6 месяцев. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой — сенатом. Явное нарушение равновесия властей и "системы сдержек" в пользу парламента, при неспособности парламента эффективно выполнять правительственные функции управления, серьезно подорвали способность политической системы Франции противостоять экономическому и политическому кризису 30-х гг., усилению авторитарных тенденций и германской агрессии.

Народный фронт. В начале 30-х гг., по мере углубления экономического кризиса и обострения социальных противоречий, во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка ("Огненные кресты", "Аксьон франсэз" и др.). В феврале 1934 г. был предпринят фашистский путч, который провалился благодаря солидарности демократических сил страны, организовавших массовые антифашистские выступления. Воспользовавшись обстановкой, правительства правых сил, сменявшие друг друга у власти, издали ряд чрезвычайных декретов, ущемлявших демократические свободы.

Усиление реакционных тенденций в политической жизни страны привело к объединению антифашистских сил, получившему название Народного фронта. В него вошли партии коммунистов, социалистов и радикалов, подписавшие соглашение о единстве действий, а также более сорока различных демократических организаций. В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. В политической области основными требованиями фронта был роспуск и разоружение фашистских организаций, отмена репрессивного законодательства, создание системы коллективной безопасности в Европе. В экономической сфере планировались меры по повышению жизненного уровня населения, по борьбе с безработицей, реорганизация Французского банка и введение контроля над крупнейшими банками, национализация военной промышленности.

На выборах в 1936 г. Народный фронт одержал победу. Было сформировано правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была выполнена часть программы левых сил: повышена заработная плата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа Французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность. К фашистским организациям был применен закон о роспуске военизированных группировок.

Народный фронт сыграл большую роль в предотвращении попыток французских правых установить режим авторитарного типа. Однако внутренние разногласия в антифашистском блоке привели к расколу этого союза. В результате последовательной смены правительств в 1938 г. у власти утвердилось правое крыло радикалов, которое пошло на ликвидацию основных мероприятий левого блока и окончательный разрыв с Народным фронтом.

Падение Третьей республики. Движение Сопротивления. Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название "правительство Виши" — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. "Режим Виши" являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции ("Сражающаяся Франция"). В 1943–1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944–1946 гг.

Партийная и избирательная системы. Государственное развитие Франции в XX в., в отличие от Великобритании, происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической трансформации провозглашаемых конституционных принципов.

В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы системой пропорционального представительства. Однако новая система была значительно искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде "премий" за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена.

По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент 1 депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре для избрания необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов, лишь бы их было больше, чем у каждого из соперников.

Новая система выборов обеспечивала преимущество многочисленным правым партиям. Центр тяжести избирательной кампании переносился на второй тур, где эти партии могли выступать единым блоком и выставлять общих кандидатов. Искажение воли избирателей действием мажоритарной системы дополнялось "перекройкой" избирательных округов, созданием неравных по численности населения округов в промышленных и сельских районах.

Изменения в государственном аппарате. После первой мировой войны основы государственного строя Франции, как и прежде, формально определялись конституционными законами 1875 г. Однако постепенное ослабление фактической роли главы государства — президента, низведение его полномочий до "церемониальных", не сопровождалось сколь-нибудь серьезным восстановлением равновесия исполнительной и законодательной власти за счет законодательного закрепления полномочий правительства. Как известно, пост председателя совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только в 1934–1935 гг.

Конечно, на практике общемировая тенденция относительного возрастания роли исполнительной власти не обошла стороной и Францию. Так, в межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину "регламентарной власти". Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив.

Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле правительство неоднократно принимало акты, имевшие силу закона, и отменяло прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме "декретов-законов" (например, в 1918, 1921, 1934, 1938–1939 гг.).

Вместе с тем Третья республика до второй мировой войны не случайно именуется "режимом Собраний" или "абсолютным парламентаризмом". Контроль парламента, с его обилием фракционных группировок (около 20 в 30-е гг.) над правительством приобрел гипертрофированные формы, приводившие к политической нестабильности, частым правительственным кризисам и отставкам кабинетов. Средняя продолжительность пребывания кабинета у власти не превышала 6 месяцев. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой — сенатом. Явное нарушение равновесия властей и "системы сдержек" в пользу парламента, при неспособности парламента эффективно выполнять правительственные функции управления, серьезно подорвали способность политической системы Франции противостоять экономическому и политическому кризису 30-х гг., усилению авторитарных тенденций и германской агрессии.

Народный фронт. В начале 30-х гг., по мере углубления экономического кризиса и обострения социальных противоречий, во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка ("Огненные кресты", "Аксьон франсэз" и др.). В феврале 1934 г. был предпринят фашистский путч, который провалился благодаря солидарности демократических сил страны, организовавших массовые антифашистские выступления. Воспользовавшись обстановкой, правительства правых сил, сменявшие друг друга у власти, издали ряд чрезвычайных декретов, ущемлявших демократические свободы.

Усиление реакционных тенденций в политической жизни страны привело к объединению антифашистских сил, получившему название Народного фронта. В него вошли партии коммунистов, социалистов и радикалов, подписавшие соглашение о единстве действий, а также более сорока различных демократических организаций. В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. В политической области основными требованиями фронта был роспуск и разоружение фашистских организаций, отмена репрессивного законодательства, создание системы коллективной безопасности в Европе. В экономической сфере планировались меры по повышению жизненного уровня населения, по борьбе с безработицей, реорганизация Французского банка и введение контроля над крупнейшими банками, национализация военной промышленности.

На выборах в 1936 г. Народный фронт одержал победу. Было сформировано правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была выполнена часть программы левых сил: повышена заработная плата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа Французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность. К фашистским организациям был применен закон о роспуске военизированных группировок.

Народный фронт сыграл большую роль в предотвращении попыток французских правых установить режим авторитарного типа. Однако внутренние разногласия в антифашистском блоке привели к расколу этого союза. В результате последовательной смены правительств в 1938 г. у власти утвердилось правое крыло радикалов, которое пошло на ликвидацию основных мероприятий левого блока и окончательный разрыв с Народным фронтом.

Падение Третьей республики. Движение Сопротивления. Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название "правительство Виши" — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. "Режим Виши" являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции ("Сражающаяся Франция"). В 1943–1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944–1946 гг.

Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартий­ная система. Партийные блоки. Профсоюзы.

Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1919 и 1927 гг. Падение роли парламента и усиление правительства. Бюрократи­ческий аппарат. Карательные органы.

Изменения в государственном строе и политическом режиме. Борьба демократических сил против фашизма. Формирование Народного фронта и его деятельность.

Крах Третьей республики во второй мировой войне. «Режим Виши». Движение Сопротивления. Образование временного правительства. Роль ФКП в демократизации государственного строя Франции.

Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 гг. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г. Восстанов­ление мажоритарной избирательной системы. Политический режим во Фран­ции в период 1946 - 1958 гг. Военный мятеж в Алжире в 1958 г. Установление Пятой республики. Конституция 1958 г. и ее основные чер­ты. Конституционная реформа 1962 г.

Лекция 15. «Государство Франции в новейшее время»

1. Развитие государственного строя в период между двумя мировы­-
ми войнами.

2. Крах Третьей республики во Франции.

3. Четвертая республика.

4. Установление Пятой республики.

/. Развитие государственного строя в период между двумя миро­выми войнами

Основы государственного строя Франции после первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента. При наличии множества партийных фракций в парламенте (около двадцати партий в 30-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства.

В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется струк-

тура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов.

В ЗО-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: «Ог­ненные кресты», «Аксьон франсез» и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угро­за фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием «Народный фронт», куда вошли партии коммунистов, со­циалистов, радикалов - всего более 40 демократических организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на парламентских выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неде­ля, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования фашистских организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу в 1938 г.

2. Крах Третьей республики во Франции

Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации герман­скими войсками большей части ее территории и краху политической сис­темы Третьей республики. В неоккупированной зоне на юге страны уста­новилась власть профашистского правительства маршала Петэна, назван­ное по месту его резиденции «правительством Виши».

В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло дви­жение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля(1890 - 1970 гг.) был образован комитет «Свободная Франция» для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как «глава всех свободных французов». Летом 1943 г. был создан единый «Французский комитет национального освобождения», позже реорганизованный во Вре­менное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобож­дение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом политической жизни страны после ее освобож­дения являлось оформление нового государства. В августе 1945 г. одновре­менно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное соста­вить новую конституцию, состоялся референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая консти­туция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом.

На выборах в Учредительное собрание коммунисты получила 152 мандата ( 5 млн. голосов); социалисты - 139 мандатов (почти 4,5 млн. голо­сов); правоконсервативная католическая партия МРП (Народно-республиканское движение) - 145 мандатов (более 4,5 млн. голосов). В хо­де референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой кон­ституции, 66,3% - за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было заверше­но составление проекта конституции. Предполагалось создание однопа­латного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдель­ных отраслей промышленности.

В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на рефе­рендуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.

3. Четвертая республика

В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и сво­боды человека и гражданина, провозглашенные «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права мужчин и женщин; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обя­занность работать и право на получение работы; право на организацию проф­союзов и проведение стачек в рамках закона; право на заключение коллек­тивных договоров. Объявлялось, что «. всякое предприятие, эксплуатация которого имеет национальное общественное значение или характер фактиче­ской монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской респуб­лики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими пря­мыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департамен­тами косвенными выборами.

Главой государства конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародо­вал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось оконча­тельным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декре­ты, но каждый из актов президента должен был скрепляться подписями пред­седателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.

Органом непосредственной исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем. Премьер-министр назначался прези-

дентом после консультаций с лидерами политических фракций в парла­менте. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсо­лютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Ми­нистры несли коллективную ответственность перед Национальным собра­нием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.

Отказать правительству в доверии могло только абсолютное большин­ство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллектив­ной отставке кабинета. В свою очередь Совет министров мог принять реше­ние о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим ре­шением объявлялся декретом президента. После роспуска в течение 1 месяца должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Таким образом, по конституции 1946 г.:

1) не предусматривалась сильная и независимая от парламента пре­
зидентская власть;

2) исполнительная власть (правительство) зависела от Национально­
го собрания.

В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.

4. Установление Пятой республики.

Политическая система Четвертой республики в условиях острых по­литических противоречий оказалась не в состоянии найти решение эконо­мических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Множе­ство партийных фракций в парламенте было одной из причин частых по­литических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства.

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились со­бытия в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые выступ­ления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в

самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились пере­дачи всей полноты государственной власти генералу де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предос­тавлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общена­циональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. В его компетенцию входит право роспуска Нацио­нального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, мо­жет потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.

Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров. Пре­зидент назначает на высшие гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил, представляет страну в международных отноше­ниях. В качестве председателя Высшего совета магистратуры президент организует деятельность судебной системы.

Согласно ст. 16 в чрезвычайных обстоятельствах президент может взять в свои руки фактически всю полноту государственной власти. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собира­ется по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для раз­бора дела президента по обвинению его в государственной измене.

Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них поли­тическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собра­ния и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым го­лосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Предусматрива­ется парламентская неприкосновенность депутатов.

Особое внимание конституция уделила отношениям между парла­ментом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго

очерченных ст.34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации госу­дарственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законода­тельства, решаются в административном порядке, прежде всего путем из­дания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парла­ментом своих законодательных правомочий правительству.

Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, ес­ли парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавлива­ется ответственность правительства перед парламентом (ст.49).

Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновле­нию. Они назначаются поровну председателями обеих палат и президен­том, причем председатель Конституционного совета назначается прези­дентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президен­та, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значе­ние которого после 1958 г. несколько возросло.

Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президент­ской республики, при очевидном доминировании элементов последней.

Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.

В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал изби­раться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и неза­висимость президента от других ветвей власти.

В 80-90-ые гг. XX в. во Франции происходит расширение прав мест­ного самоуправления. Обычной политической практикой стала система разделенного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.

Весной 2000 г. президент Ж. Ширак внес законопроект о сокраще­нии срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.

Самостоятельная работа

Изменения в избирательной и партийной системе Третьей республики после первой мировой войны. Борьба против фашизма. Политика Народного фронта.

Причины падения Третьей республики.

Сравнительная характеристика государственного строя Третьей и Четвертой республик.

Вопросы для самопроверки

Чем была вызвана частая смена правительств в Третьей и Четвертой республиках?

Почему Народный фронт оказался недолговечным?

Каковы особенности французского фашизма?

Почему во Франции фашисты не смогли прийти к власти самостоя­тельно, а в Германии смогли?

Можно ли говорить о наличии суверенного национального государ­ства во Франции в период второй мировой войны?

Падение Третьей республики. Движение Сопротивления.Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название “правительство Виши” — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции (“Сражающаяся Франция”). В 1943—1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождений в 1944—1946 гг.

Режим Виши́ (фр. le régime de Vichy); официальное название Францу́зское госуда́рство (фр. l'État français) — коллаборационистский режим в Южной Франции времён оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 (де-факто до 25 августа 1944). Официально придерживался политикинейтралитета.

Название — от курортного города Виши, где в июле 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскуювласть маршалу Анри Филиппу Петену; это ознаменовало конец Третьей республики. Правительство Петена и в дальнейшем пребывало в Виши, в то время как северная часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками. В ноябре 1942 Германия оккупировала всю Францию, с этого момента власть правительства стала чисто номинальной. После освобождения Парижа в конце августа 1944, правительство было эвакуировано и существовало в изгнании вплоть до конца апреля 1945.

Гитлеровская оккупация и режим Виши.
Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: