Порядок продажи имущества акционерного общества с государственным участием

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164. В нормативные правовые акты Правительства России внесены комплексные изменения, направленные на совершенствование процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества. В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

Документ

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164

Внесено Минэкономразвития России.

В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

Таким образом, продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме организована на ограниченном количестве площадок.

При этом по результатам анализа продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме установлено, что на уровне субъектов Федерации услугами электронных площадок пользуются не более 13 субъектов Федерации, на уровне муниципальных образований – практически не пользуются.

На федеральном уровне функции продавцов исполняют 23 юридических лица из перечня, утверждённого распоряжением №1874-р (далее – Агенты), на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований – юридические лица на основании заключённых с ними договоров, отобранных на конкурсной основе (далее – Юридические лица).

Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (утверждено постановлением Правительства от 27 августа 2012 года №860, далее – Постановление №860) дополнено возможностью привлекать Агентов и Юридических лиц для продажи имущества субъектов Федерации и муниципальных образований по аналогии с порядком продажи имущества на аукционе.

Такой механизм соответствует поручению Президента России по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» (№Пр-2563 от 28 декабря 2016 года, подпункт «б» пункта 1) об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, проводимых в том числе юридическими лицами, исполняющими от имени Российской Федерации функции продавца, в целях повышения эффективности и прозрачности проведения таких торгов.

В соответствии с внесёнными изменениями при продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, продавцы будут определяться в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления, которые вправе привлекать к исполнению функций продавца юридических лиц на основании заключённых с ними договоров по результатам конкурентных процедур.

Расширены также полномочия юридических лиц, привлекаемых к исполнению функции продавца имущества при продаже на аукционе, посредством публичного предложения и без объявления цены. До настоящего времени перечень таких функций был ограничен и носил административно-технический характер, сопровождающий процесс проведения торгов.

В целях снятия с органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований нагрузки по исполнению функций продажи имущества, подготовки и проведения аукционов предусмотрено привлечение к исполнению всего комплекса этих функций Юридических лиц. Практика передачи таких функций Агентам успешно апробирована в области приватизации федерального имущества.

Предусматривается перечисление задатков участников процедур по приватизации государственного и муниципального имущества на счета Агентов и Юридических лиц. Задаток выполняет обеспечительную функцию и гарантирует интересы обеих сторон, что повышает ответственность и заинтересованность участников торгов.

До настоящего времени в случае продажи приватизируемого федерального имущества задаток участника торгов вносился на счёт территориального органа Казначейства России, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Росимущества или его территориального органа. Таким образом, в процессе получения, перечисления и отражения на счетах денежных средств участвовали Казначейство, Росимущество и Агент (далее – ответственные лица).

С целью увеличения прозрачности процедуры проведения торгов в случае привлечения Агентов или Юридических лиц для исполнения функций продавца приватизируемого имущества предусмотрено зачисление задатков на счета Агентов или Юридических лиц, открытые в кредитных организациях. Это позволит сократить количество ответственных лиц.

В целях минимизации рисков установлена ответственность Агентов и Юридических лиц за несвоевременное перечисление (возврат) денежных средств участникам, претендентам, а также в федеральный бюджет.

Кроме того, в нормативные правовые акты Правительства России внесены изменения, направленные на стимулирование конкуренции непосредственно в ходе процедуры продажи федерального имущества.

До настоящего времени в течение одного часа со времени начала проведения торгов участникам предлагалось заявить о приобретении имущества по начальной цене. Далее время приёма предложений участников о цене имущества составляло 30 минут.

На практике процесс торгов часто носит длительный характер, и время приёма предложений от участников торгов существенно увеличивает сроки подведения итогов продажи, которые могут быть подведены в том числе после окончания рабочего дня и в ночные часы.

В связи с этим внесёнными изменениями сроки поступления предложений по цене имущества от участников торгов при проведении продажи сокращены до 10 минут.

Об утверждении Правил реализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России", не соответствующего целям его деятельности, и о внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2020 г. № 1461

МОСКВА

Об утверждении Правил реализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России", не соответствующего целям его деятельности, и о внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909

В соответствии с частью 28 статьи 20 Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила реализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России", не соответствующего целям его деятельности.

2. Дополнить подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 38, ст. 5121; 2013, № 29, ст. 3974; 2014, № 8, ст. 819; 2015, № 7, ст. 1045; № 41, ст. 5654; № 49, ст. 6979; 2016, № 37, ст. 5501; № 46, ст. 6466; № 47, ст. 6675; 2017, № 44, ст. 6514; 2018, № 31, ст. 5002; № 53, ст. 8666) абзацем следующего содержания:

"о реализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России", не соответствующего целям его деятельности;".

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 16 сентября 2020 г. № 1461

ПРАВИЛАреализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России", не соответствующего целям его деятельности

1. Настоящие Правила устанавливают порядок реализации недвижимого имущества акционерного общества "Почта России" (далее - общество), не соответствующего целям его деятельности (далее - имущество).

2. Состав имущества определяется советом директоров общества исходя из целей и основных направлений деятельности (стратегий) общества, его долгосрочной программы развития и основных видов деятельности.

3. Обществом на постоянной основе проводится анализ наличия имущества, в случае выявления которого совет директоров общества ежегодно, до 1 декабря текущего года, утверждает реестр (дополнения, вносимые в реестр) имущества, подлежащего реализации (далее - реестр).

В реестре указывается информация об имуществе, в том числе наименование и характеристики, а также сроки реализации имущества.

4. Реализация имущества, не включенного в реестр, а также реализация имущества способами, не предусмотренными настоящими Правилами, не допускается.

5. Реализация имущества членам совета директоров общества, единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, их родственникам и их аффилированным лицам, а также подконтрольным обществу лицам и (или) его аффилированным лицам не допускается.

6. Реализация имущества осуществляется на торгах в форме электронного аукциона, а в случае, установленном пунктом 14 настоящих Правил, в форме публичного предложения.

7. Организация торгов осуществляется обществом самостоятельно или с привлечением лиц, включенных в перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1874-р, в целях проведения мероприятий по информационному обеспечению реализации имущества, создания возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о реализации имущества.

8. Реализация имущества на торгах осуществляется в порядке, установленном Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 "Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме", в части, не противоречащей настоящим Правилам.

9. Торги проводятся на электронной площадке оператора электронной площадки из числа операторов электронной площадки, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

10. Общество при реализации имущества вправе установить обеспечение участия в торгах в виде задатка. Решение об установлении обеспечения участия в торгах в виде задатка принимается советом директоров общества.

11. Начальная цена имущества на электронном аукционе определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

12. В случае если по окончании срока подачи заявок для участия в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки либо ни один из претендентов не признан участником, а также в случае если ни один из участников аукциона не сделал предложение о цене имущества, такой электронный аукцион признается несостоявшимся.

14. В случае признания электронного аукциона несостоявшимся в связи с тем, что для участия в электронном аукционе не подано ни одной заявки, общество вправе в течение срока действия заключения (отчета) об оценке имущества, но не позднее 6 месяцев со дня признания электронного аукциона несостоявшимся, реализовать имущество посредством публичного предложения в порядке, предусмотренном разделом V Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, указанного в пункте 8 настоящих Правил. Реализация имущества посредством публичного предложения в иных случаях не допускается.

16. Продолжительность приема заявок для участия в реализации имущества посредством публичного предложения должна быть не менее 25 дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками реализации имущества посредством публичного предложения осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок. Реализация имущества посредством публичного предложения проводится не позднее 3-го рабочего дня со дня признания претендентов участниками реализации имущества посредством публичного предложения.

17. Реализация имущества посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения реализации имущества посредством публичного предложения.

18. При реализации имущества посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на "шаг понижения" до цены отсечения.

19. Право приобретения имущества принадлежит участнику реализации имущества посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников.

20. В случае если несколько участников реализации имущества посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками реализации имущества посредством публичного предложения проводится аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном "шаге понижения".

21. В случае если участники аукциона, предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил, не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества.

22. В случае если по окончании срока подачи заявок для участия в реализации имущества посредством публичного предложения подана только одна заявка или не подано ни одной заявки либо ни один из претендентов не признан участником, а также в случае если ни один из участников не сделал предложение о цене имущества, такая реализация имущества признается несостоявшейся.

24. В случае если торги, проведенные в формах, установленных настоящими Правилами, не состоялись, совет директоров общества принимает решение о проведении повторных торгов.

1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

2. Число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.

Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

3. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.первая очередь – выплаты компенсаций гражданам при возмещении вреда жизни/здоровью; а также выплаты гражданам с ограниченными возможностями; выплаты сотрудникам, состоявшим в трудовых отношениях с ОАО, – заработные платы, авансы, пособия, премии, гонорары и прочее; оплаты платежей по налоговым и внебюджетным обязательствам; выплаты долгов всем остальным кредиторам, заявившим об их наличии в установленные сроки.

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров

16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;

Статья 79. Порядок одобрения крупной сделки

1. Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.

2. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В случае, если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

3. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

4. В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Но поскольку единственным учредителем является ГУП, то реализация имущества ОАО должна производится с торгов

Статья 10. Учредители общества

1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

2. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Так, крупная сделка (связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества) и сделка с заинтересованностью должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

По общему правилу решение об одобрении крупной сделки стоимостью от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества принимается всеми членами совета директоров общества единогласно, а стоимостью более 50% - общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Порядок одобрения сделок с заинтересованностью предусмотрен в ст. ст. 81 - 84 Закона об АО.

Крупная сделка или сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

1. Согласно ст. 1 Закона о приватизации любое возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества должно осуществляться исключительно в порядке приватизации. И лишь к отношениям, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации). Полагаем, что данная норма касается и субсидиарного порядка применения Закона об АО.

2. Данный вывод косвенно подтверждается следующими рассуждениями.

Правовое положение открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, закреплено в ст. 39 Закона о приватизации. Согласно п. 2 этой статьи полномочия общего собрания акционеров ОАО, 100% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Иначе говоря, в "государственных" ОАО управление по сути сведено к двум составляющим: "собственник - единоличный исполнительный орган".

Согласно Закону об АО имущественные полномочия общего собрания (в нашей ситуации - собственника государственного или муниципального имущества) фактически сводятся к двум случаям:

- одобрение сделок с заинтересованностью (пп. 15 п. 1 ст. 48 Закона об АО);

- одобрение крупных сделок (пп. 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Такие действия, как принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и т.п. (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО) или приобретение обществом размещенных акций (пп. 17 п. 1 ст. 48 Закона об АО), должны осуществляться в рамках процедуры приватизации.

К сожалению, Закон о приватизации четкого ответа на вопрос, как должна происходить реализация имущества, принадлежащего такому обществу, не дает.

Правительство РФ, уполномоченный государственный орган РФ, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления своими нормативными актами должны определить порядок управления имуществом такого "государственного" ОАО.

В том числе, по нашему мнению, необходимо утвердить следующие перечни объектов имущества:

- имущества, изъятого или ограниченного в обороте;

- имущества, которым ОАО как хозяйствующий субъект вправе распоряжаться самостоятельно (см., например, ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ).

Думается, что при отсутствии в нормативных актах соответствующего органа власти указанных положений любая сделка по отчуждению имущества "государственного" ОАО может быть оспорена в судебном порядке как совершенная с нарушением закона. Кроме того, в уставе общества должны быть закреплены права органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, а также право единоличного исполнительного органа распоряжаться имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности в установленных пределах.

Таким образом, документами, устанавливающими порядок реализации движимого и недвижимого имущества открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства, являются:

- нормативные акты собственника ОАО (Правительство РФ или соответствующий орган власти РФ (субъекта РФ)), 100% акций которого находятся в собственности государства;

- акты органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, принятые в пределах его компетенции.

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

Так, крупная сделка (связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества) и сделка с заинтересованностью должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

По общему правилу решение об одобрении крупной сделки стоимостью от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества принимается всеми членами совета директоров общества единогласно, а стоимостью более 50% - общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Порядок одобрения сделок с заинтересованностью предусмотрен в ст. ст. 81 - 84 Закона об АО.

Крупная сделка или сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

1. Согласно ст. 1 Закона о приватизации любое возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества должно осуществляться исключительно в порядке приватизации. И лишь к отношениям, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации). Полагаем, что данная норма касается и субсидиарного порядка применения Закона об АО.

2. Данный вывод косвенно подтверждается следующими рассуждениями.

Правовое положение открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, закреплено в ст. 39 Закона о приватизации. Согласно п. 2 этой статьи полномочия общего собрания акционеров ОАО, 100% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Иначе говоря, в "государственных" ОАО управление по сути сведено к двум составляющим: "собственник - единоличный исполнительный орган".

Согласно Закону об АО имущественные полномочия общего собрания (в нашей ситуации - собственника государственного или муниципального имущества) фактически сводятся к двум случаям:

- одобрение сделок с заинтересованностью (пп. 15 п. 1 ст. 48 Закона об АО);

- одобрение крупных сделок (пп. 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Такие действия, как принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и т.п. (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО) или приобретение обществом размещенных акций (пп. 17 п. 1 ст. 48 Закона об АО), должны осуществляться в рамках процедуры приватизации.

К сожалению, Закон о приватизации четкого ответа на вопрос, как должна происходить реализация имущества, принадлежащего такому обществу, не дает.

Правительство РФ, уполномоченный государственный орган РФ, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления своими нормативными актами должны определить порядок управления имуществом такого "государственного" ОАО.

В том числе, по нашему мнению, необходимо утвердить следующие перечни объектов имущества:

- имущества, изъятого или ограниченного в обороте;

- имущества, которым ОАО как хозяйствующий субъект вправе распоряжаться самостоятельно (см., например, ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ).

Думается, что при отсутствии в нормативных актах соответствующего органа власти указанных положений любая сделка по отчуждению имущества "государственного" ОАО может быть оспорена в судебном порядке как совершенная с нарушением закона. Кроме того, в уставе общества должны быть закреплены права органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, а также право единоличного исполнительного органа распоряжаться имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности в установленных пределах.

Таким образом, документами, устанавливающими порядок реализации движимого и недвижимого имущества открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства, являются:

- нормативные акты собственника ОАО (Правительство РФ или соответствующий орган власти РФ (субъекта РФ)), 100% акций которого находятся в собственности государства;

- акты органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, принятые в пределах его компетенции.

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

Так, крупная сделка (связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества) и сделка с заинтересованностью должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

По общему правилу решение об одобрении крупной сделки стоимостью от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества принимается всеми членами совета директоров общества единогласно, а стоимостью более 50% - общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Порядок одобрения сделок с заинтересованностью предусмотрен в ст. ст. 81 - 84 Закона об АО.

Крупная сделка или сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

1. Согласно ст. 1 Закона о приватизации любое возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества должно осуществляться исключительно в порядке приватизации. И лишь к отношениям, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации). Полагаем, что данная норма касается и субсидиарного порядка применения Закона об АО.

2. Данный вывод косвенно подтверждается следующими рассуждениями.

Правовое положение открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, закреплено в ст. 39 Закона о приватизации. Согласно п. 2 этой статьи полномочия общего собрания акционеров ОАО, 100% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Иначе говоря, в "государственных" ОАО управление по сути сведено к двум составляющим: "собственник - единоличный исполнительный орган".

Согласно Закону об АО имущественные полномочия общего собрания (в нашей ситуации - собственника государственного или муниципального имущества) фактически сводятся к двум случаям:

- одобрение сделок с заинтересованностью (пп. 15 п. 1 ст. 48 Закона об АО);

- одобрение крупных сделок (пп. 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Такие действия, как принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и т.п. (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО) или приобретение обществом размещенных акций (пп. 17 п. 1 ст. 48 Закона об АО), должны осуществляться в рамках процедуры приватизации.

К сожалению, Закон о приватизации четкого ответа на вопрос, как должна происходить реализация имущества, принадлежащего такому обществу, не дает.

Правительство РФ, уполномоченный государственный орган РФ, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления своими нормативными актами должны определить порядок управления имуществом такого "государственного" ОАО.

В том числе, по нашему мнению, необходимо утвердить следующие перечни объектов имущества:

- имущества, изъятого или ограниченного в обороте;

- имущества, которым ОАО как хозяйствующий субъект вправе распоряжаться самостоятельно (см., например, ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ).

Думается, что при отсутствии в нормативных актах соответствующего органа власти указанных положений любая сделка по отчуждению имущества "государственного" ОАО может быть оспорена в судебном порядке как совершенная с нарушением закона. Кроме того, в уставе общества должны быть закреплены права органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, а также право единоличного исполнительного органа распоряжаться имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности в установленных пределах.

Таким образом, документами, устанавливающими порядок реализации движимого и недвижимого имущества открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства, являются:

- нормативные акты собственника ОАО (Правительство РФ или соответствующий орган власти РФ (субъекта РФ)), 100% акций которого находятся в собственности государства;

- акты органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, принятые в пределах его компетенции.

Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отдельных случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования некоторые права акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества, муниципального имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления.

Порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Единоличный исполнительный орган акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.


Продажа акций акционерного общества (АО) предполагает переход права собственности (и соответственно, всех прав и обязанностей, связанных с владением акциями) от акционера или самого АО к иному лицу, третьему, до момента продажи лицу, не являющемуся акционером, или действующему акционеру. Акция, как и иное имущество, может выступать объектом сделки купли-продажи с учетом особенностей и ограничений, накладываемых законодательством об акционерных обществах и нормативными актами, регулирующими вопросы выпуска и оборота ценных бумаг в форме акций.

Право продажи акций АО

По общему правилу п. 1 ст. 129 ГК акция как вид объекта гражданских прав свободна в обороте, что означает возможность ее свободной продажи и передачи прав собственности на нее в иных формах, за исключением ограничений, прямо установленных законом. Также право свободного отчуждения прав на такие бумаги следует из ст. 209 ГК, устанавливающей содержание самого права собственности. Так, на основании п. 2 указанной нормы владелец акций может свободно совершать любые действия и сделки.

ВНИМАНИЕ! В ряде случаев, предусмотренных ст. 28 и 29 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, следуку предварительно необходимо согласовать с антимонопольным органом.

Продажа акций при установлении преимущественного права покупки

Однако (и об этом свидетельствует в том числе судебная практика) возникают ситуации, когда безвозмездная сделка (например, дарение) совершается в целях обойти запрет передачи акций в руки третьих лиц при наличии намерения действующих акционеров приобрести их. В то же время такие сделки на основании п. 2 ст. 170 ГК являются притворными, к ним применяются последствия ничтожной сделки.

Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 18.11.2003 № 19 приходит к такому же выводу, указывая в п. 14, что при наличии доказательств притворности безвозмездной сделки по передаче акций действующие акционеры могут потребовать перевода на себя правомочий покупателя по такой сделке.

  • осуществляется купля-продажа акций непубличного АО;
  • такое право закреплено в уставе организации;
  • воспользоваться таким правом могут лишь действующие акционеры или в прямо установленных уставом случаях само общество.

Как отразить операции, связанные с продажей акций в декларации по налогу на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Когда продавать акции, чтобы получить дивиденды см. здесь.

Особенности выкупа акций обществом

Одним из вариантов продажи акций является возмездное их отчуждение АО. При этом существует два возможных варианта выкупа:

  1. Обязанность общества купить акции на основании правомочного требования акционера в установленных законом случаях.
  2. АО осуществляет покупку акций на добровольной основе на основании волеизъявления акционеров общества.
  • принятие решения о реорганизации предприятия;
  • согласие на совершение сделки, стоимость которой более половины балансовой стоимости активов общества (крупная);
  • утверждение изменений в уставе, которыми были ограничены права акционеров;
  • изменение статуса общества с публичного на непубличное;
  • направление заявления о делистинге (прекращении торговли акциями общества на бирже ценных бумаг) по решению общего собрания.

Во всех указанных случаях акционер может потребовать выкупа лишь при условии, что он голосовал против принятия одного из указанных решений или не присутствовал при проведении голосования по данным вопросам.

Процедура продажи акций акционером

Перечень этапов осуществления продажи акций зависит от того, в какой форме функционирует АО и что говорит его устав относительно правил отчуждения прав на акции (можно ли продавать акции без согласия других акционеров, обязан ли продавец предварительно предлагать купить его акции действующим акционерам). При необходимости соблюдения прав других кредиторов на преимущественную покупку акций их продажа должна осуществляться с соблюдением следующих этапов:

  • извещение непубличного общества о намерении осуществить продажу акций, если такая обязанность предусмотрена уставом фирмы;
  • уведомление обществом в течение 2 дней всех акционеров о намерении одного из них продать акции с указанием условий, содержащихся в извещении;
  • уведомление акционером продавца о намерении купить продаваемые им акции в течение не менее 10 дней и не более 2 месяцев;
  • составление и подписание договора купли-продажи с соблюдением требований гражданского законодательства к данной категории договоров купли-продажи;
  • осуществление выплаты стоимости акций, указанной в договоре;
  • внесение изменений в реестр акционеров на основании передаточного распоряжения продавца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сделка купли-продажи акций ЗАО должна быть обязательно заверена нотариусом только в случае, если стороны прямо предусмотрели в договоре условие о ее нотариальном удостоверении. При отсутствии такого соглашения сторон договор купли-продажи акций ЗАО нотариальному заверению не подлежит и составляется в простой письменной форме.

При соблюдении указанной процедуры у акционерного общества появляется новый акционер.

Ограничения при совершении сделок по купле-продаже акций

Законодательно установлены некоторые ограничения, в том числе на количество покупаемых и продаваемых акций. Среди таких ограничений можно выделить следующие:

Итоги

Таким образом, акционер, по общему правилу, может свободно продавать принадлежащие ему акции. Лишь в том случае, если устав АО прямо закрепляет преимущественное право покупки, продавец обязан предварительно уведомлять общество о намерении продать акции с указанием условий их продажи. Продажа акций обществу может осуществляться по требованию акционера (в указанных законом случаях) либо по решению общего собрания акционеров. При продаже акций должна соблюдаться установленная законом процедура (этапы) и имеющиеся в каждом конкретном случае ограничения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: