Государство и право во франции между мировыми войнами

Обновлено: 27.03.2024

После окончания первой мировой войны Франция стала ведущей державой. Она вернула Эльзас и Лотарингию. Заметно возросли и заморские территории.

Однако в экономическом и финансовом отношении после первой мировой войны Франция стала более слабой. Она превратилась в страну-должника.

В 1919 году был изменен избирательный закон. Он предусматривал сочетание мажоритарной и пропорциональной систем. Голосование производилось по партийным спискам, а набравший абсолютное большинство голосов избирателей кандидат сразу становился парламентарием.

В ноябре 1919 года французы выбрали новый состав национального собрания.

Эффективной оказалась политика правительства, направленная на стабилизацию франка и вообще финансовой системы и экономики страны. Законодательно были сокращены государственные расходы, введены новые налоги, расширены льготы для предпринимателей.

Было и новое социальное законодательство. В 1926 году появился закон, который вводил государственные пособия по безработице. А закон 1928 года установил для работающих пособия по болезни и инвалидности, пенсии по старости.

В 1927 году была восстановлена в полном объеме мажоритарная система выборов. Франция и ее заморские владения были разделены на 612 избирательных округов.

В июле 1934 года коммунистическая и социалистическая партии подписали пакт о совместных действиях в защите демократии. К началу 1936 года сформировался народный фронт, объединивший социалистов, радикалов, коммунистов, профсоюзы. Его программа предусматривала разоружение и роспуск французских национал-социалистов, национализацию военной промышленности, сокращение рабочей недели без уменьшения заработной платы, создание национального фонда помощи безработным, введение твердых цен на продукты, внедрение подоходно-прогрессивного налога, сохранение демократических свобод.

Летом 1936 года национальное собрание приняло более 100 законов, направленных на реализацию программы народного фронта.

Между двумя мировыми войнами государственный строй Франции мало изменился. Имело место сокращение полномочий парламента и расширение полномочий правительства, возрастание значения сената.

Все более широкую практику получала законотворческая деятельность, не предусмотренная конституционными нормами. Национальное собрание почти ежегодно с середины 30-х годов наделяло правительство чрезвычайными полномочиями. Обычным явлением стало издание декретов без парламента. С формальной точки зрения правительственные «декреты-законы» носили подзаконных характер, но фактически они имел силу парламентского закона.

Правительственная власть не отличалась стабильностью. Средняя продолжительность нахождения правительства у власти составляла 6 месяцев.

В период между двумя мировыми войнами государственный строй и правовая система Франции мало изменились, а политическое ее развитие отличалось нестабильностью, острым противоборством различных сил

Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами .Основы государственного строя Франции после Первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента, установление полного контроля парламента над исполнительной властью. В условиях высокой политической поляризации общества, многофракционности в парламенте происходили частые политические кризисы и отставки правительства. В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется структура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов как на основе делегирования полномочий парламентом, так и на основе собственных прерогатив.

В 30-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: “Огненные кресты”, “Аксьон франсэз” и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угроза фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием “Народный фронт”, куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов – всего более 40 организаций. В 1936 г. Народный фронт –получил большинство голосов на выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неделя, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования правых организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу.

Крах Третьей республики во Франции.Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху политической системы Третьей республики. В неоккупированной зоне установилась власть профашистского правительства маршала Петэна, названное по месту его резиденции “правительством Виши”. В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло движение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля(1890 – 1970 гг.) был образован комитет “Свободная Франция” для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как “глава всех свободных французов”.

Летом 1943 г. был создан единый “Французский комитет национального освобождения”, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. После разгрома фашистского рейха силами антигитлеровской коалиции Временным правительством Франции (август 1945 г.) были утверждены положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было завершено составление проекта конституции. Предполагалось создание однопалатного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности.В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на референдуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Третья республика между двумя мировыми войнами. Политический режим. Многопартийная система. Изменения в избирательном праве: законы 1919 и 1927 годов. Падение роли парламента и усиление правительства. Народный фронт. Франция во второй мировой войне. Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 годов. Основные черты конституции 1946 г. Алжирский кризис и его последствия. Основные черты французской конституции 1958 г. Национализация промышленности и ее ревизия. Система индикативного планирования и прогнозирования. Эволюция правовой системы Франции в Новейшее время.

(очная форма обучения)

1. Дебаты по теме: «Конституция IV и V республик во Франции (1946 и 1958 гг.)»

1) Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики.

2) Падение IV республики и принятие новой Конституции 1958г.

3) Характерные черты и особенности Конституции V республики (в сравнении с предшествующей Конституцией).

2. Разбор конкретных историко-правовых ситуаций, решение правовых задач на основе норм французского права.

Задания для самостоятельной работы

1.Письменно дать определения следующих понятий и терминов:

«временный режим»; «новые консерваторы»; «авторитаризм»; «социальное государство»; «Четвертая республика»; «Пятая республика»; «высший арбитр»; «мандат народа»; «косвенные выборы»; «Сенат»; «мандат народа»; «резолюция порицания»; «хранительница личной свободы»; «естественные административно-территориальные единицы»; «коммуна»; «биполяризация»; «раздельное правление»; «голизм».

2.Подготовить доклад: «Развитие политической системы во Франции в 60-90-е годы ХХ в.»

3. Письменно ответить на контрольные вопросы и составить блок-схему конспекта рассматриваемой темы.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Целью занятия является отработка навыков сравнительно-правового анализа современных буржуазных конституций, изучение двух последних основных законов в истории Франции, в том числе ныне действующей Конституции 1958г.

Студенты должны тщательно изучить конституции 1946 и 1958 гг. по отдельности, а также знание основных тенденций развития французского государства после II мировой войны. Необходимо усвоить следующие термины и понятия: «временный режим»; «новые консерваторы»; «авторитаризм»; «социальное государство»; «Четвертая республика»; «Пятая республика»; «высший арбитр»; «мандат народа»; «косвенные выборы»; «Сенат»; «мандат народа»; «резолюция порицания»; «хранительница личной свободы»; «естественные административно-территориальные единицы»; «коммуна»; «биполяризация»; «раздельное правление»; «голизм» и др. Для рассмотрения данных понятий и терминов рекомендуется воспользоваться учебниками по данному курсу и курсу теории государства и права, хрестоматиями и справочно-информационными источниками.

Отвечая на первый вопрос, следует иметь ввиду то, что историческое значение Конституции 1946 г. состоит в том, что она закрепила основные принципы буржуазно-демократического общества и государства. Необходимо выявить эти принципы, которые проявились, в частности, в законодательном закреплении демократического парламентского режима и широкого круга демократических прав и свобод.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть постепенный отход от основных положений Конституции 1946 г., обусловленный, в свою очередь, социально-политическими факторами, кризис и падение парламентского режима IV республики.

Роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя V республики следует рассмотреть в докладе. Необходимо раскрыть основные тенденции в развитии политической системы Пятой республики, суть основных конституционных реформ в 60-90-е годы ХХ века, бицефальной (двухголовой) правительственной системы, принципа сосуществования властей и др.

Разбор конкретных правовых ситуаций производится на основе вариантов, выработанных студентами в ходе самостоятельной работы с опорой на конкретные источники права современной Франции.

Контрольные вопросы по теме:

1. Особенности общественного и государственного строя третьей и четвертой республик: сравнительный анализ.

2. Раскройте сущность изменений в избирательном праве и избирательной системе Франции в 1919 и 1927 гг.

3. Особенности политико-правового режима Франции в годы Второй мировой войны.

4. Дайте сравнительный анализ Конституций Франции 1946 и 1958 гг.

5. Раскройте основные направления эволюции правовой системы современной Франции.

Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартий­ная система. Партийные блоки. Профсоюзы.

Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1919 и 1927 гг. Падение роли парламента и усиление правительства. Бюрократи­ческий аппарат. Карательные органы.

Изменения в государственном строе и политическом режиме. Борьба демократических сил против фашизма. Формирование Народного фронта и его деятельность.

Крах Третьей республики во второй мировой войне. «Режим Виши». Движение Сопротивления. Образование временного правительства. Роль ФКП в демократизации государственного строя Франции.

Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 гг. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г. Восстанов­ление мажоритарной избирательной системы. Политический режим во Фран­ции в период 1946 - 1958 гг. Военный мятеж в Алжире в 1958 г. Установление Пятой республики. Конституция 1958 г. и ее основные чер­ты. Конституционная реформа 1962 г.

Лекция 15. «Государство Франции в новейшее время»

1. Развитие государственного строя в период между двумя мировы­-
ми войнами.

2. Крах Третьей республики во Франции.

3. Четвертая республика.

4. Установление Пятой республики.

/. Развитие государственного строя в период между двумя миро­выми войнами

Основы государственного строя Франции после первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента. При наличии множества партийных фракций в парламенте (около двадцати партий в 30-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства.

В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется струк-

тура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов.

В ЗО-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: «Ог­ненные кресты», «Аксьон франсез» и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угро­за фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием «Народный фронт», куда вошли партии коммунистов, со­циалистов, радикалов - всего более 40 демократических организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на парламентских выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неде­ля, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования фашистских организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу в 1938 г.

2. Крах Третьей республики во Франции

Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации герман­скими войсками большей части ее территории и краху политической сис­темы Третьей республики. В неоккупированной зоне на юге страны уста­новилась власть профашистского правительства маршала Петэна, назван­ное по месту его резиденции «правительством Виши».

В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло дви­жение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля(1890 - 1970 гг.) был образован комитет «Свободная Франция» для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как «глава всех свободных французов». Летом 1943 г. был создан единый «Французский комитет национального освобождения», позже реорганизованный во Вре­менное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобож­дение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом политической жизни страны после ее освобож­дения являлось оформление нового государства. В августе 1945 г. одновре­менно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное соста­вить новую конституцию, состоялся референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая консти­туция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом.

На выборах в Учредительное собрание коммунисты получила 152 мандата ( 5 млн. голосов); социалисты - 139 мандатов (почти 4,5 млн. голо­сов); правоконсервативная католическая партия МРП (Народно-республиканское движение) - 145 мандатов (более 4,5 млн. голосов). В хо­де референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой кон­ституции, 66,3% - за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было заверше­но составление проекта конституции. Предполагалось создание однопа­латного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдель­ных отраслей промышленности.

В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на рефе­рендуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.

3. Четвертая республика

В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и сво­боды человека и гражданина, провозглашенные «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права мужчин и женщин; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обя­занность работать и право на получение работы; право на организацию проф­союзов и проведение стачек в рамках закона; право на заключение коллек­тивных договоров. Объявлялось, что «. всякое предприятие, эксплуатация которого имеет национальное общественное значение или характер фактиче­ской монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской респуб­лики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими пря­мыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департамен­тами косвенными выборами.

Главой государства конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародо­вал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось оконча­тельным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декре­ты, но каждый из актов президента должен был скрепляться подписями пред­седателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.

Органом непосредственной исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем. Премьер-министр назначался прези-

дентом после консультаций с лидерами политических фракций в парла­менте. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсо­лютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Ми­нистры несли коллективную ответственность перед Национальным собра­нием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.

Отказать правительству в доверии могло только абсолютное большин­ство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллектив­ной отставке кабинета. В свою очередь Совет министров мог принять реше­ние о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим ре­шением объявлялся декретом президента. После роспуска в течение 1 месяца должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Таким образом, по конституции 1946 г.:

1) не предусматривалась сильная и независимая от парламента пре­
зидентская власть;

2) исполнительная власть (правительство) зависела от Национально­
го собрания.

В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.

4. Установление Пятой республики.

Политическая система Четвертой республики в условиях острых по­литических противоречий оказалась не в состоянии найти решение эконо­мических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Множе­ство партийных фракций в парламенте было одной из причин частых по­литических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства.

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились со­бытия в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые выступ­ления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в

самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились пере­дачи всей полноты государственной власти генералу де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предос­тавлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общена­циональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. В его компетенцию входит право роспуска Нацио­нального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, мо­жет потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.

Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров. Пре­зидент назначает на высшие гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил, представляет страну в международных отноше­ниях. В качестве председателя Высшего совета магистратуры президент организует деятельность судебной системы.

Согласно ст. 16 в чрезвычайных обстоятельствах президент может взять в свои руки фактически всю полноту государственной власти. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собира­ется по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для раз­бора дела президента по обвинению его в государственной измене.

Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них поли­тическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собра­ния и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым го­лосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Предусматрива­ется парламентская неприкосновенность депутатов.

Особое внимание конституция уделила отношениям между парла­ментом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго

очерченных ст.34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации госу­дарственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законода­тельства, решаются в административном порядке, прежде всего путем из­дания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парла­ментом своих законодательных правомочий правительству.

Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, ес­ли парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавлива­ется ответственность правительства перед парламентом (ст.49).

Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновле­нию. Они назначаются поровну председателями обеих палат и президен­том, причем председатель Конституционного совета назначается прези­дентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президен­та, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значе­ние которого после 1958 г. несколько возросло.

Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президент­ской республики, при очевидном доминировании элементов последней.

Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.

В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал изби­раться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и неза­висимость президента от других ветвей власти.

В 80-90-ые гг. XX в. во Франции происходит расширение прав мест­ного самоуправления. Обычной политической практикой стала система разделенного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.

Весной 2000 г. президент Ж. Ширак внес законопроект о сокраще­нии срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.

Самостоятельная работа

Изменения в избирательной и партийной системе Третьей республики после первой мировой войны. Борьба против фашизма. Политика Народного фронта.

Причины падения Третьей республики.

Сравнительная характеристика государственного строя Третьей и Четвертой республик.

Вопросы для самопроверки

Чем была вызвана частая смена правительств в Третьей и Четвертой республиках?

Почему Народный фронт оказался недолговечным?

Каковы особенности французского фашизма?

Почему во Франции фашисты не смогли прийти к власти самостоя­тельно, а в Германии смогли?

Можно ли говорить о наличии суверенного национального государ­ства во Франции в период второй мировой войны?

Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и определили государственное устройство во Франции периодаТретьей республики.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпри­нимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское "правительство Виши" во главе с маршалом Петэном. Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях.

Разгром фашистской Германии силами антигитлеровской коалиции и освобождение Франции от оккупации поставили в центре ее внутриполитической жизни вопрос о будущем государственном устройстве.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за принятие новой конституции с последующим ее утверждением на референдуме. Первый проект конституции был отклонен в апреле 1946 г.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил переработанный проект конституции.

В преамбулеКонституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Нижняя палата- Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и депортаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на Улет, с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представи­тельством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку.

Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной властигенералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79 % населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемойПятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установлении налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: