Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения

Обновлено: 25.04.2024

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и применения ее информации.

2. Начальникам Управления летной эксплуатации Росавиации (М.Ю. Костылев), Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации (С.С. Мастеров), Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации (В.В. Кудинов) и начальникам (руководителям) территориальных органов Росавиации организовать исполнение Положения о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и применения ее информации на постоянной основе.

3. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (И.Н. Моисеенко) организовать применение оперативными органами ЕС ОрВД информации федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" в процессе обработки представленных планов полетов воздушных судов и уведомлений об использовании воздушного пространства класса G.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.

Приложение
к приказу Федерального
агентства воздушного транспорта
от __________ N ____
"Об утверждении Положения о порядке
функционирования федеральной
государственной информационной системы
"Реестр эксплуатантов и воздушных
судов" и применения ее информации"

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "РЕЕСТР ЭКСПЛУАТАНТОВ И ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ" И ПРИМЕНЕНИЯ ЕЕ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения

Федеральная государственная информационная система "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (далее - ФГИС РЭВС) внедрена в эксплуатацию приказом Росавиации от 15.09.2011 N 551 "О федеральных государственных информационных системах "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".

ФГИС РЭВС развернута в структурных подразделениях центрального аппарата Росавиации, межрегиональных территориальных органах Росавиации (далее - МТУ Росавиации) и является основным инструментом информационной поддержки исполнения Росавиацией административных процедур по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации) эксплуатантов гражданской авиации, государственной регистрации гражданских воздушных судов, регистрации сведений о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации.

Администратором ФГИС РЭВС является Управление летной эксплуатации Росавиации (далее - УЛЭ Росавиации).

2. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

В ФГИС РЭВС учитываются сведения о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, приведенные в Таблице N 1.

Ввод сведений в ФГИС РЭВС о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

при государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

после подписи начальником УИБП Росавиации Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

после подписи начальником УИБП Росавиации Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

при выдаче дубликата и замене свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

после подписи начальником УИБП Росавиации дубликата Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

при исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации

Сведения о государственной регистрации воздушных судов
в Государственном реестре гражданских воздушных судов
Российской Федерации, учитываемые в ФГИС РЭВС

наименование изготовителя (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) изготовителя воздушного судна самостоятельной постройки)

полное наименование организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)

Сведения о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

3. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации о сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации

В ФГИС РЭВС по выданным сертификатам летной годности воздушных судов российской регистрации учитывается информация, приведенная в Таблице N 2 и в Таблице N 3.

Ввод информации в ФГИС РЭВС о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации осуществляется в следующем порядке:

до выдачи заявителю сертификата летной годности, но не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения

до передачи заявителю уведомления о принятом решении о приостановлении действия или аннулировании сертификата летной годности

до передачи заявителю уведомления о принятом решении о возобновлении действия приостановленного сертификата летной годности

Сведения о сертификатах летной годности воздушных судов
российской регистрации, выданных на основании сертификатов
типа, учитываемые в ФГИС РЭВС

Сведения о сертификатах летной годности воздушных судов
российской регистрации, выданных на основании акта оценки
технического состояния (единичные экземпляры воздушных
судов), учитываемые в ФГИС РЭВС

Информация карты данных единичного экземпляра воздушного судна, за исключением аэростатического воздушного судна

Ввод в ФГИС РЭВС информации о государственной регистрации воздушных судов в Российской Федерации осуществляется специалистами Управления летной эксплуатации Росавиации, профильных подразделений МТУ Росавиации при выполнении административных процедур подтверждения соответствия эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, регистрации эксплуатантов авиации общего назначения (см. раздел 5 настоящего Положения).

5. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы и эксплуатантам авиации общего назначения

В ФГИС РЭВС по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы и эксплуатантам авиации общего назначения учитывается информация, приведенная в Таблице N 4.

Ввод в ФГИС РЭВС информации по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы, и эксплуатантам авиации общего назначения осуществляется в следующем порядке:

при выдаче (переоформлении) сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эксплуатационных спецификаций

до выдачи заявителю сертификата (свидетельства) эксплуатанта и/или эксплуатационных спецификаций, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

при внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, не требующих переоформления сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эксплуатационных спецификаций

до передачи заявителю уведомления о принятом решении по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации), но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Ввод сведений об изменениях условий эксплуатации, представляемых эксплуатантом в уведомительном порядке (не требующих принятия решения уполномоченным органом), осуществляется не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации соответствующей заявки (заявления).

при принятии решения о приостановлении действия сертификата (свидетельства) эксплуатанта, введении ограничений в действие сертификата эксплуатанта, аннулировании сертификата эксплуатанта

до передачи заявителю уведомления о принятом решении, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

при принятии решения о возобновлении действия приостановленного сертификата (свидетельства) эксплуатанта или о снятии ограничений в действие сертификата (свидетельство) эксплуатанта

до передачи заявителю сертификата (свидетельства) эксплуатанта и/или эксплуатационных спецификаций или передаче заявителю уведомления о принятом решении, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

Сведения об эксплуатантах, выполняющих коммерческие
воздушные перевозки, эксплуатантах, выполняющих авиационные
работы, и эксплуатантах авиации общего назначения,
учитываемые в ФГИС РЭВС

адрес местонахождения на русском и английском языке (при вводе данных об адресе в обязательном порядке указывается субъект РФ);

наименование и адрес обособленных подразделений эксплуатанта в аэропортах базирования (временного базирования);

адрес местонахождения на русском и английском языке (при вводе данных об адресе в обязательном порядке указывается субъект РФ);

Ручной ввод. Сведения о документе, удостоверяющем личность, при отсутствии в системе загружаются из электронной заявки эксплуатанта

Состояние сертификата (свидетельства) эксплуатанта (норма, аннулирован, ограничения, недействителен, не выдан, приостановлен)

Особые отметки (магистральный перевозчик, региональный перевозчик, местный перевозчик, вертолетный перевозчик, бизнес-перевозчик, грузовой перевозчик, специальный перевозчик, облетчик РТС и тд.)

регистрационный и опознавательный знак, государство регистрации, дата и номер документа о государственной регистрации, модель ВС,

Для ВС российской регистрации ведение данных о государственной регистрации ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется специалистами УИБП Росавиации.

максимальная взлетная масса; максимальная посадочная масса; максимальная грузоподъемность; максимальная; пассажировместимость

Для ВС российской регистрации ведение данных о государственной регистрации ВС в Российской Федерации осуществляется специалистами УИБП Росавиации.

номер и дата Соглашения между авиационной администрацией государства регистрации воздушного судна и Минтрансом России о процедурах государственного контроля поддержания летной годности (в соответствии со статьей 83 бис Чикагской Конвенции);

Только для ВС иностранной регистрации - ручной ввод или загрузка данных из электронной заявки эксплуатанта

(номер, дата выдачи, срок действия, кем выдано; номер главы Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации)

(номер, дата выдачи, срок действия разрешения на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах)

Специальные разрешения (допуски к полетам), утверждение которых осуществляется специалистами ЦА Росавиации

допуск к выполнению посадки воздушного судна в условиях низкой видимости CAT IIIA, CAT IIIB, CAT IIIC;

Специальные разрешения (допуски к полетам), утверждение которых осуществляется специалистами ЦА Росавиации и МТУ Росавиации

допуск к использованию системы предупреждения столкновений воздушного судна, усовершенствованной системой предупреждения приближения к земле (EGPWS)

застрахованные виды ответственности (перед третьими лицами, перед пассажирами, перед грузоотправителями) с указанием страховой суммы;

Примечание А: Загрузка из электронной заявки эксплуатанта данных по авиационным специалистам выполняется в случае, если в ФГИС РАП и электронной заявке совпадают следующие данные по специалисту:

Примечание Б: При загрузке из электронной заявки данных о квалификационных проверках, медицинском освидетельствовании, допусках к выполнению функций проверки знаний и навыков у пилотов в системе сохраняется дата загрузки заявки, наименование и номер сертификата эксплуатанта, оформившего заявку.

Сведения о включении (исключении) члена экипажа воздушного судна в сертификат (свидетельство) эксплуатанта

Свидетельство специалиста (государство выдавшее свидетельство, серия (при наличии) и номер, вид свидетельства, дата выдачи и срок действия, наименование организации, выдавшей свидетельство)

Свидетельство о признании свидетельства иностранного государства (для лиц, имеющих свидетельство, выданное иностранным государством)

Примечание: Загрузка данных из электронной заявки эксплуатанта выполняется в случае, если в ФГИС РАП и электронной заявке совпадают следующие данные по специалисту:

Свидетельство специалиста (государство выдавшее свидетельство, серия (при наличии) и номер, вид свидетельства, дата выдачи и срок действия, наименование организации, выдавшей свидетельство)

6. Порядок применения информации ФГИС РЭВС

6.1. Информация ФГИС РЭВС о государственной регистрации воздушного судна и сертификате летной годности используется оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - оперативные органы ЕС ОрВД) при обработке представленных планов полетов воздушных судов гражданской авиации и уведомлений об использовании воздушного пространства класса G в целях недопущения случаев выполнения полетов гражданских воздушных судов с массой более 115 кг, не имеющих государственной регистрации и действующего сертификата летной годности воздушного судна гражданской авиации.

6.2. Проверка наличия государственной регистрации и сертификата летной годности воздушного судна гражданской авиации осуществляется оперативными органами ЕС ОрВД с использованием программно-технических средств путем сверки данных планов полета и данных, имеющихся на момент сверки в ФГИС РЭВС.

6.3. В случае выявления несоответствия данных о государственной регистрации воздушного суда гражданской авиации в плане полета и ФГИС РЭВС и (или) об отсутствии в ФГИС РЭВС информации о наличии у данного воздушного судна действующего сертификата летной годности оперативный орган ЕС ОрВД не принимает к дальнейшей реализации план полета и информирует об этом пользователя воздушного пространства, УИБП Росавиации, УЛЭ Росавиации, УПЛГ ВС Росавиации, а также соответствующее МТУ Росавиации за исключением случаев, установленных пунктом 6.3.1 настоящего приказа.

6.3.1. Оперативный орган ЕС ОрВД допускает к дальнейшей реализации план полета, независимо от отсутствия в ФГИС РЭВС информации о наличии у данного воздушного судна действующего сертификата летной годности при поступлении в оперативный орган ЕС ОрВД заявки, согласованной Федеральным агентством воздушного транспорта или его территориальным органом, по результатам ее рассмотрения в установленном порядке вместе с приложенными к ней документами, подтверждающими реализацию программы технического обслуживания или программы проведения работ по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям:

6.4. Выполнение процедур, изложенных в пунктах 6.3, 6.3.1 настоящего Положения, осуществляется оперативными органами ЕС ОрВД в порядке, установленном специальной Технологией, разработанной Главным центром ЕС ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и утвержденной Росавиацией.

Задайте вопрос юристу:

Приказ Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения"

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.В.Нерадько.

Регистрационный N 4441

Федеральные авиационные правила
"Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения"
(утв. приказом Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118)

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

См. Технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) и Технические требования к единичным экземплярам аэростатических воздушных судов авиации общего назначения, утвержденные распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. N НА-119-р

I. Общие положения

1. Единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров (далее - ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

2. Для целей Положения используются следующие термины и определения:

орган по сертификации ЕЭВС (далее - орган по сертификации) - организация, аккредитованная в ССГА на право проведения сертификации ЕЭВС в соответствии с Положением;

центр по сертификации ЕЭВС (далее - центр по сертификации) - летно-технический центр, аккредитованный в ССГА на право проведения оценки соответствия ЕЭВС требованиям, установленным настоящим Положением;

заявитель - индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой в орган по сертификации для сертификации ЕЭВС;

установленные требования к ЕЭВС - требования к летной годности ЕЭВС, определенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе общих технических требований к ЕЭВС;

сертификат летной годности ЕЭВС - документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС;

эксплуатационная документация ЕЭВС - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию ЕЭВС, включая его техническое обслуживание и ремонт, а также содержащая условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения;

инспекционный контроль летной годности ЕЭВС - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что ЕЭВС продолжает соответствовать установленным требованиям к ЕЭВС;

уполномоченные органы Минтранса России - окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России, межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России, территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России.

3. Настоящие Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (далее - Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС.

4. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА), установленной в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001 г. N 88 "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации"*. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

5. Положение не отменяет действие документов, допускающих ЕЭВС к полетам в гражданской авиации и выданных до даты введения в действие настоящего Положения. После окончания действия ранее выданного документа держатель документа проходит процедуры, установленные настоящим Положением.

6. Содержащиеся в настоящем Положении процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором, с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м. и количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности.

7. Общие технические требования к ЕЭВС приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению.

8. Для воздушных судов, характеристики которых выходят за указанные в пункте 6 ограничения, требования и процедуры допуска к эксплуатации, в том числе возможность применения настоящего Положения, определяются решением специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации.

9. Органы и центры по сертификации ЕЭВС аккредитуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, процедурами и требованиями, установленными в ССГА.

II. Правила проведения сертификации ЕЭВС

10. Заявитель подает заявку на сертификацию ЕЭВС (приложение N 3 к настоящему Положению) в орган по сертификации.

Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Орган по сертификации в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ЕЭВС (в случае, если не в полном объеме представлена сопроводительная документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС).

12. При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

13. Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

14. Программа проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (далее - Программа) разрабатывается центром по сертификации на основе требований к летной годности ЕЭВС и утверждается органом по сертификации. Программа должна включать:

проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);

проведение наземных и летных испытаний.

Результатом реализации Программы является определение соответствия представленного Заявителем ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

15. По результатам работ центр по сертификации оформляет заключение по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (Аттестат о годности к эксплуатации) (приложение N 5 к настоящему Положению), которое действует до утилизации ЕЭВС, кроме случаев, указанных в пункте 19. Указанные документы передаются заявителю и в орган по сертификации.

Орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС (приложение N 6 к настоящему Положению). При выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС орган по сертификации согласовывает комплект эксплуатационной документации ЕЭВС.

16. В случае признания ЕЭВС несоответствующим установленным требованиям к ЕЭВС орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

17. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации"** сертификация ЕЭВС осуществляется на возмездной основе.

18. Сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС в соответствии с настоящим Положением.

19. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС), осуществивший изменения конструкции ЕЭВС, его компонентов или эксплуатационной документации, извещает орган по сертификации об этих изменениях и предъявляет ЕЭВС для оценки соответствия согласно Положению.

Орган по сертификации приостанавливает действие сертификата летной годности ЕЭВС в случае выявления несоответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС и извещает об этом уполномоченные органы Минтранса России.

20. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС) предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности ЕЭВС, своевременно выполняет процедуры регистрации ЕЭВС и обеспечивает поддержание летной годности ЕЭВС путем:

а) технического обслуживания ЕЭВС в соответствии с согласованным органом по сертификации комплектом эксплуатационной документации, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации ЕЭВС;

б) незамедлительного информирования органа по сертификации, выдавшего сертификат летной годности ЕЭВС, об инцидентах и авиационных происшествиях;

в) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

21. Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат летной годности ЕЭВС, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю центр по сертификации.

22. Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, выдавшим сертификат летной годности ЕЭВС.

Плановый инспекционный контроль летной годности ЕЭВС проводится не чаще двух раз в год.

При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации, а также летной годности ЕЭВС действие сертификата летной годности ЕЭВС приостанавливается и проводится внеочередной инспекционный контроль летней годности ЕЭВС.

23. По результатам инспекционного контроля летной годности составляется Акт инспекционного контроля летной годности ЕЭВС согласно приложению N 7 к настоящему Положению.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. N 12, ст.1383.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правила содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию единичных экземпляров воздушного судна авиации общего назначения (ЕЭВС), и общие технические требования к ЕЭВС.

Единичный экземпляр, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Ранее выданные документы, допускающие ЕЭВС к полетам в гражданской авиации, продолжают действовать и после ввода в действие правил.

Приказ Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения"

Регистрационный N 4441

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 июля 2003 г. N 28, в "Российской газете" от 30 июля 2003 г. N 151

Постановлением Правительства России от 26 октября 2020 г. N 1742 настоящий документ отменён с 1 января 2021 г.

Приказом Минтранса России от 30 июля 2020 г. N 273 настоящий документ признан утратившим силу с 28 января 2021 г.

См. Федеральные авиационные правила "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды", утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. N 273

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 - 3 экземпляров (далее - ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

2. Для целей Положения используются следующие термины и определения:

орган по сертификации ЕЭВС (далее - орган по сертификации) - организация, аккредитованная в ССГА на право проведения сертификации ЕЭВС в соответствии с Положением;

центр по сертификации ЕЭВС (далее - центр по сертификации) - летно-технический центр, аккредитованный в ССГА на право проведения оценки соответствия ЕЭВС требованиям, установленным настоящим Положением;

заявитель - индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой в орган по сертификации для сертификации ЕЭВС;

установленные требования к ЕЭВС - требования к летной годности ЕЭВС, определенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе общих технических требований к ЕЭВС;

сертификат летной годности ЕЭВС - документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС;

эксплуатационная документация ЕЭВС - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию ЕЭВС, включая его техническое обслуживание и ремонт, а также содержащая условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения;

инспекционный контроль летной годности ЕЭВС - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что ЕЭВС продолжает соответствовать установленным требованиям к ЕЭВС;

уполномоченные органы Минтранса России - окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России, межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России, территориальное управление воздушного транспорта Минтранса России.

3. Настоящие Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (далее - Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС, и общие технические требования к ЕЭВС.

4. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА), установленной в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001 года N 88 "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" . Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

5. Положение не отменяет действие документов, допускающих ЕЭВС к полетам в гражданской авиации и выданных до даты введения в действие настоящего Положения. После окончания действия ранее выданного документа держатель документа проходит процедуры, установленные настоящим Положением.

6. Содержащиеся в настоящем Положении процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором, с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности.

7. Общие технические требования к ЕЭВС приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению.

8. Для воздушных судов, характеристики которых выходят за указанные в пункте 6 ограничения, требования и процедуры допуска к эксплуатации, в том числе возможность применения настоящего Положения, определяются решением специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации.

9. Органы и центры по сертификации ЕЭВС аккредитуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, процедурами и требованиями, установленными в ССГА.

1. К эксплуатации при наличии сертификата летной годности допускаются:

1) пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.

2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.

3. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров не допускается.

6. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Порядок подтверждения соответствия конструкции гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, форма сертификата летной годности и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.

8. Процедуры оценки экземпляров гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и выдачи акта оценки гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Комментарии к ст. 36 ВЗК РФ

В соответствии с комментируемой статьей допуск к эксплуатации гражданских судов и государственных воздушных судов осуществляется при наличии сертификатов летной годности, выданных на основании сертификата типа и подтверждающих соответствие этих воздушных судов требованиям к летной годности гражданских судов и природоохранным требованиям.

Приказом Минтранса России от 17 апреля 2003 года N 118 утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" .

Российская газета. 30.07.2003. N 151.

Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) авиации общего назначения" (далее - Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

Содержащиеся в вышеуказанных Правилах процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности. Первым шагом является подача заявителем заявления на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации. Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган по сертификации в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ЕЭВС (в случае если не в полном объеме представлена сопроводительная документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС). При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям. Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения данных работ. Программа проведения данных работ разрабатывается центром по сертификации на основе требований к летной годности ЕЭВС и утверждается органом по сертификации.

Программа должна включать:

- проверку конструкторской и эксплуатационной документации;

- проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);

- проведение наземных и летных испытаний.

Результатом реализации программы является определение соответствия представленного заявителем ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

По результатам работ центр по сертификации оформляет заключение по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (аттестат о годности к эксплуатации), которое действует до утилизации ЕЭВС. Указанные документы передаются заявителю и в орган по сертификации. После этого орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС, согласовывает комплект эксплуатационной документации ЕЭВС. В случае признания ЕЭВС несоответствующим установленным требованиям к ЕЭВС орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС), осуществивший изменения конструкции ЕЭВС, его компонентов или эксплуатационной документации, должен известить орган по сертификации об этих изменениях и представить ЕЭВС для оценки соответствия. Орган по сертификации приостанавливает действие сертификата летной годности ЕЭВС в случае выявления несоответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС и извещает об этом уполномоченные органы Минтранса России. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС) предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности ЕЭВС, своевременно выполняет процедуры регистрации ЕЭВС и обеспечивает поддержание летной годности ЕЭВС путем:

а) технического обслуживания ЕЭВС в соответствии с согласованным органом по сертификации комплектом эксплуатационной документации, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации ЕЭВС;

б) незамедлительного информирования органа по сертификации, выдавшего сертификат летной годности ЕЭВС, об инцидентах и авиационных происшествиях;

в) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат летной годности ЕЭВС, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю центр по сертификации. Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, выдавшим сертификат летной годности ЕЭВС. Плановый инспекционный контроль летной годности ЕЭВС проводится не чаще двух раз в год. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации, а также летной годности ЕЭВС действие сертификата летной годности ЕЭВС приостанавливается и проводится внеочередной инспекционный контроль летней годности ЕЭВС. По результатам инспекционного контроля летной годности составляется акт инспекционного контроля летной годности ЕЭВС.

Экземпляр ВС соответствует требованиям летной годности, если он соответствует типовой конструкции, то есть если для данного экземпляра ВС и его документации выполняются следующие требования:

- судовые документы соответствуют требованиям Воздушного кодекса РФ и технических документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

- эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые должны быть внесены в нее своевременно и в полном объеме;

- пономерная документация соответствует требованиям к технической документации и содержит все необходимые записи;

- экземпляр ВС и каждый компонент ВС имеет остаток ресурса и срока службы, достаточные для выполнения полета; полностью укомплектован согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.);

- на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19 февраля 1999 г. N 41 , и устранены все неисправности;

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30.08.1999. N 34 - 35.

- на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- в каждом компоненте экземпляра ВС выполнены все замены агрегатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сроком службы согласно их эксплуатационной документации и техническим документам специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- для экземпляра ВС и всех его компонентов любые запасные комплектующие изделия и части, а также оборудование соответствуют их типовой конструкции и устанавливаются в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией или техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

- экземпляр ВС в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации укомплектован средствами радиосвязи, навигационным оборудованием и соответствующей документацией, обеспечивающими полеты в заявленных условиях навигации;

- раскраска экземпляра ВС соответствует утвержденному специально уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации типу и эксплуатационной документации.

Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):

предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки технического состояния и летной годности экземпляра ВС (или его компонента), введенные в действие установленным порядком;

контрольный полет и контрольное руление;

экспертиза документов, то есть анализ документов, представленных заявителем;

экспертная оценка, оформленная письменно соответствующим актом;

оценка аутентичности комплектующих изделий.

Задайте вопрос юристу:

edinichka

К единичным экземплярам ВС АОН относятся:

  • самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;
  • планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;
  • планеры с мотором, с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;
  • вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к единичным экземплярам ВС АОН также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности.

Для ВС, характеристики которых выходят за указанные ограничения, требования и процедуры допуска к эксплуатации, в том числе возможность применения установленных процедур, определяются решением специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации (Росавиации).

Сертификация единичных экземпляров ВС АОН включает в себя:

  1. Участие в процедурах оказания Росавиацией государственной услуги по оценке соответствия единичного экземпляра ВС АОН требованиям федеральных авиационных правил и других нормативных документов.
  2. По поручению Росавиации проведение работ по оценке соответствия летной годности единичного экземпляра ВС АОН установленным требованиям. Работы проводятся по разработанной Центром и согласованной Росавиацией программе.
  • проверку конструкторской и эксплуатационной документации;
  • проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля)
  • проведение наземных и летных испытаний.

3. Оформление Комплексного заключения (Аттестата о годности к эксплуатации) по оценке соответствия летной годности единичного экземпляра ВС АОН установленным требованиям.

С нормативными документами по вопросу проведения сертификации единичных экземпляров ВС АОН, а также с перечнем документов, предоставляемых в центр , вы можете ознакомиться в разделе сайта - "Нормативные документы"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: