Отличие от аудита от судебной экспертизы

Обновлено: 04.05.2024

Экспертиза дает ответ на поставленные судом вопросы, в то время как целью аудита является выражение мнения. Результат экспертизы во многом зависит от того, как сформулированы вопросы для эксперта.

Таким образом, аудит отличается от ревизии по це­лому ряду оснований: • по целям, на которые они направлены: - аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяй­ственной деятельности организации; - ревизия не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных; • по правовому регулированию: - отношения в области аудита регулируются граж­данским правом (на основе хозяйственных дого­воров); - отношения ревизии регулируются администра­тивным правом (на основе законов, приказов); • по объектам контроля: - объект аудита - то, что ухудшает платежеспо­собность организации, ее финансовое состояние; - объект ревизии - то, что нарушает законода­тельство РФ и учетную политику организации (го­сударства); • по типу управления: - в аудите присутствуют горизонтальные (добро­вольные) связи; - при проведении ревизии - вертикальные (ос­нованные на административном приказе и принуж­дении); • по решаемым практическим задачам: - проведение аудита способствует привлечению новых пассивов, а также укреплению платежеспо­собности; - ревизия направлена на сохранение активов орга­низации, а также пресечение различных злоупот­реблений (правонарушений); • по достигнутым результатам: - при аудите составляется аудиторское заклю­чение, а также различные рекомендации для про­веряемой организации; - при ревизии - акт ревизии, делаются орга­низационные выводы, взыскания, обязательные указания. Аудит является методом осуществления независимого вневедомственного контроля, но он не подменяет собой Государственный финансовый контроль. Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к Проверке может и должен рационально использоваться в аудите.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что СБЭ проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела. Общие положения о судебной экспертизе, закреплен­ные в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую. Судебная экспертиза - процессуальное действие, составляющее из проведения исследований и подготовки за­ключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед эк­спертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказы­ванию по конкретному делу. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется, во-первых, в том, что для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, на­логообложение, финансы, аудит и др.), и, во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбира­тельства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах. Правовой основой для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы являются Конституция Российской Фе­дерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Фе­дерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушени­ях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Нало­говый кодекс Российской Федерации и другие федераль­ные законы, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случае необходимости. По каждому конкретному делу лицо, про­изводящее дознание, следователь и суд должны разре­шать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. В некоторых случаях, оговоренных законом, экспертиза должна назначаться обязательно (например, при несоот­ветствии результатов ревизии материалам следствия, если разногласия не могут быть устранены в ходе проведе­ния повторной ревизии или если обвиняемый оспарива­ет результаты ревизии, заявляя, что ревизор не принял к зачету документы, предъявляемые ему обвиняемым). Аудит же выступает как услуга, которую оплачивает клиент, и которая выполняется с использованием норм гражданского права, хозяйственных договоров и направ­лена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента.

Экспертиза – исследование и решение опытными специалистами вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, экономики, искусства или других отраслей знаний с целью профессиональной оценки степени соответствия исследуемого объекта тем или инм заданным характеристикам.

Судебную экспертизу можно определить как одну из разновидностей экспертизы, обладающую особыми признаками, описанными в процессуальных законах:

1. Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ).

2. Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ).

3. Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

2. Соблюдение прав и свобод человека

3. Независимость эксперта

4. Объективность исследования

5. Использование современных достижений науки и техники

Функции и задачи экономической экспертизы

1) идентификационные направлены на отождествление объекта по его отображениям (например, по следам). Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление предприятия-изготовителя); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним лицом;

2) диагностические состоят в выявлении механизма события, времени,

3) классификационные направлены на установление характеристик объекта с целью отнесения его к общепринятому классу (судебно- баллистическая экспертиза, судебная металловедческая экспертиза);

4) задачи, связанные с экспертной профилактикой – выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений (правонарушений) и разработке мер по их устранению (например, выработка на основании анализа экспертной практики рекомендаций по защите от подделки ценных бумаг или денежных билетов).

Виды экономических экспертиз

1) Бухгалтерская – исследование содержания записей бухгалтерского учета.

2) Налоговая – исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.

3) Финансово-аналитическая – исследование финансового состояния.

4) Финансово-кредитная – исследование соблюдения принципов кредитования.

Субъекты экономической экспертизы.

Субъектами судебно-экспертной деятельности являются:

- лица и органы, назначающие экспертизу

- судебные эксперты (Государственным судебным экспертом-экономистом в федеральных органах налоговой полиции может быть лицо, имеющее высшее экономическое образование и получившее последующую юридическую и другую специальную подготовку в области экономической экспертной специальности)

- судебно-экспертные учреждения (Государственным судебно-экспертным учреждением является учреждение либо его структурное подразделение, созданное в соответствии с законодательством РФ для организации производства судебных экспертиз)

Отличие экономической экспертизы от ревизии и аудита

Аудиторская проверка и Судебно-экономическая экспертизаотличаются по следующим признакам:

Юридическая природа. Основание проведения аудита - соблюдение норм и требований федеральных законов «Об аудиторской деятельности» и «О лицензиро-вании отдельных видов деятельности». Основание назначения СБЭ — наличие обстоятельств дела, для правильной оценки которых следователю, суду необходимо заключение эксперта-бухгалтера; является следственным действием. Правовые основы определены Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Управленческий аспект. Степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы об имущественном и финансовом положении аудируемого объекта. Судебно-бухгалтерская экспертизаявляется способом собирания доказательств.

Цели и задачи. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Цельсудебно-бухгалтерской экспертизы - проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков материально-производственных запасов, периода и места их образования, размера причиненного материального ущерба; проверка документальной обоснованности расходов и выявление фактов отклонения от требований налоговой, сметной (бюджетной) и кассовой дисциплины; проверка и определение ФХД, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета; определение и анализ недостатков в системе бухучета (учетной политики, отклонений от нее, несоответствий данных учета и отчетности, системы внутреннего контроля) и т.д.

Объем работ. Объем определяется программой аудиторской проверки, согласованной с собственником. Объемсудебно-бухгалтерской экспертизы ограничен вопросами, поставленными эксперту-бухгалтеру следователем или судом.

Субъекты проведения. Аудиторские фирмы или самостоятельно практикующие аудиторы при наличии лицензии на осуществление соответствующего вида аудита. Являются независимой стороной. Эксперт-бухгалтер не является должностным лицом, он - самостоятельное процессуальное лицо. Проведение СБЭ может быть поручено аудиторской фирме.

Объекты исследования. Аудитор действует в соответствии с федеральным стандартом «Аудиторские доказательства». Эксперт-бухгалтер может исследовать только материалы дела и не вправе самостоятельно обращаться к документам, находящимся в других организациях.

Методы исследования. Аудитор применяет как общенаучные, так и конкретные методы исследования документов. Эксперт-бухгалтер вправе применить общенаучные и конкретные (документальные) методы исследования документов, но не может применять методы фактической проверки.

Оформление результатов. Аудиторская проверка оформляется аудиторским заключением. Судебно-бухгалтерская экспертиза оформляется заключением эксперта-бухгалтера.

Отличие судебно-экономической экспертизы от ревизии.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается следователем или судом, как правило, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия,

Если ревизия комплексно исследует финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью ее дальнейшего усовершенствования, то экспертиза исследует отдельные недостатки выявленные ревизией с целью документального обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы к конкретным материально-ответственным лицам.

Проводят экспертизу, в отличии от ревизии, не по заранее составленному плану, а по мере возникновения необходимости в ней и только после вынесения специального постановления органа, который назначил экспертизу.

Следующее отличие заключается в том, что эксперт ограничивает свою деятельность теми вопросами, которые возникают у следователя на основеуже собранных материалов, а ревизор может выискивать новые материалы о фактах, ранее неизвестных следователю.

Ревизор имеет право производить действия, которые не осуществляет эксперт - проводить инвентаризацию; непосредственно получать материалы не только в ревизуемой организации, но и в других связанных общностью операций организациях; брать объяснения от работников ревизуемой организации; опечатывать и изымать документы и т. д.

Производство экспертизы регламентировано уголовно процессуальным законом. Деятельность же ревизора не могут заменить заключения эксперта и служить основанием к изменению или отмене приговора с прекращением дела.

За упущения, допущенные при проведении, бухгалтер-ревизор несет ответственность как должностное лицо, бухгалтер-эксперт за дачу ложного заключения несет уголовную ответственность.

Эксперт ни от кого не зависит при даче заключения, никто не вправе навязать ему своих суждений. Выводы же ревизора, за которые он несет ответственность, как должностное лицо, утверждает вышестоящий начальник.

Помимо аудита на предприятии могут осуществляться такие формы контроля, как ревизии, судебно-бухгалтерская экспертиза и финансовый контроль.

Аудит, ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза и финансовый контроль исследуют один и тот же предмет - финансово-хозяйственную деятельность, пользуются при этом едиными методическими приемами и процедурами финансово-хозяйственного контроля. Они обнаруживают негативные явления в хозяйствовании с целью ликвидации их и недопущения в последующие периоды, т.е. активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушения законодательства и нормативных актов, являющихся нормами хозяйственного права, способствуют возмещению причиненного ущерба конкретными лицами. Кроме того, они используют одинаковые источники информации - законодательство и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичную учетную документацию, регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем между аудитом, ревизией финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизой имеются существенные различия.

Аудит является независимой формой финансово-хозяйственного контроля, которую руководитель предприятия выбирает добровольно и формулирует вопросы, поставленные на исследование с целью получения научно обоснованных выводов для дальнейшего совершенствования своей финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга, бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля. Кроме того, вкладчики капитала в предпринимательскую деятельность (кредиторы, акционеры, обладатели ценных бумаг и др.) заинтересованы в том, чтобы причитающаяся им доля прибыли (дивиденды) распределялась правильно, т.е. была подтверждена аудитором. Одновременно предприниматель, имея доверие к аудитору, уверен, что налоги исчислены правильно, своевременно и в полной сумме уплачены бюджету, поэтому в случае конфликтных ситуаций с государственными налоговыми службами он имеет надежную защиту от субъективизма последних.

Заключение аудитора является обоснованным доказательством при разрешении имущественных споров в арбитражном и народном суде между собственником и его контрагентами. Обоснование потребностей в кредитах для предпринимательской деятельности может дать только независимый внешний аудит, заключение которого представляют учреждениям банков. Квалифицированные заключения аудиторов по вопросам хозяйственной деятельности имеют для собственника значение для предупреждения убытков еще до выполнения хозяйственных процессов, т.е. на стадии проектирования их, инженерной подготовки производства. Перманентный внутренний аудит на предприятии содействует совершенствованию технологического процесса, внедрению ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса в производство.

Стратегический аудит позволяет субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать развитие маркетинга, расширять коммерческую деятельность на внутреннем и международном рынках, помогает избежать банкротства в условиях рыночных отношений.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности изучает объект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, т.е. после выполнения хозяйственных процессов (квартал, год). Хотя она имеет много общего с регламентированным и ретроспективным (послеоперационным) аудитом, но ее функции суживаются интересами собственника, от имени которого проводятся ревизии. Общим для аудита и ревизии является то, что они обосновывают свои выводы на документально достоверных доказательствах. Это касается также и судебно-бухгалтерской экспертизы. Выявленные недостатки и нарушения законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, аудиту, ревизии, как и экспертизе, свойственны конкретность и адресность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системы доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально ответственных лиц и др.).

Важной особенностью является то, что ревизии финансово-хозяйственной деятельности проводятся согласно законодательству о предприятиях. При этом собственник (государство, консолидированный собственник) ставит своей целью перед ревизией определить, насколько назначенный им руководитель предприятия выполняет его волю в предпринимательской деятельности. Перед аудитом такие вопросы не ставятся, хотя при выявлении злоупотреблений аудитор обязан сообщить об этом собственнику. Ревизия зачастую проводится по требованию правоохранительных органов, в практике аудита это скорее исключение.

Ревизия содействует повышению эффективности хозяйствования ревизуемого предприятия, но не выполняет при этом прогнозных функций, как это делает аудит. Результаты ревизии сообщают трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации недостатков в хозяйственной деятельности. Аудит эти функции не выполняет, хотя в случаях нарушения руководителем предприятия интересов акционеров, компаньонов заключение аудитора до их сведения доводится.

Если в проведении аудита заинтересован руководитель предприятия, являющийся заказчиком, то ревизия финансово-хозяйственной деятельности назначается приказом собственника (вышестоящей организации) без согласования с руководителем предприятия. Поэтому руководитель предприятия ревизию воспринимает без особой заинтересованности, а в ряде случаев отрицательно.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности может проводиться по решению правоохранительных органов в момент судебно-бухгалтерской экспертизы, если ранее собранных доказательств недостаточно для подтверждения суммы ущерба, недостач у материально ответственных лиц. Законодательными актами такая функция для аудита не предусмотрена, ее выполняют ревизии, внутренний аудит, контрольное подразделение предприятия. Не свойственны ревизии такие функции, как предупредительные, перманентные и стратегические в предоставлении услуг заказчикам по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет процессуально-правовое и экономическое содержание.

Процессуально-правовое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы определяется системой права, предусмотрено законодательными актами, регулирующими порядок назначения и проведения экспертизы, условия оценки следствием и судом результатов ее, права и обязанности государственных органов, проводящих судопроизводство, а также права и обязанности эксперта-бухгалтера. Процессуальные условия проведения экспертизы, предусмотренные нормами права для экспертиз разных видов, одинаковы. Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет общую правовую базу с другими видами судебных экспертиз.

Экономическое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы основано на системе экономических знаний в отрасли бухгалтерского учета, финансов, аудита и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, экономического анализа, статистики, научных методов исследования экономики и других разделов экономической науки. Эти знания необходимы для эксперта-бухгалтера, аудитора и ревизора для исследования экономических явлений, вызвавших определенные конфликтные ситуации и приведшие к материальному ущербу. Ответственность за причиненный ущерб предприятиям и физическим лицам определена законодательством, а выявление его возложено на ревизию и аудит. В спорных случаях размер ущерба подтверждается судебно-бухгалтерской экспертизой, в чем проявляется единство их функций. Они же устанавливают причинные связи, обусловившие материальный ущерб. Конечно, правоохранительные органы с учетом других доказательств могут вносить соответствующие коррективы в сумму ущерба, определенную ревизией, аудитом и подтвержденную судебно-бухгалтерской экспертизой.

Судебно-бухгалтерскую экспертизу назначает следователь или суд (арбитраж), как правило, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности, которая выявляет конфликтные ситуации, ставшие предметом судебного разбирательства. Поэтому судебно-бухгалтерская экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности. На аудит это положение не распространяется законодательством.

Существенные различия между аудитом, судебно-бухгалтерской экспертизой и ревизией финансово-хозяйственной деятельности обусловлены юридической природой, их целями и задачами, решаемыми ими. Если ревизия исследует комплексно финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью дальнейшего совершенствования ее, то судебно-бухгалтерская экспертиза изучает отдельные недостатки, выявленные ревизией, для документального обоснования исковых требований, предъявленных в следственные или судебные органы к конкретным материально ответственным и другим должностным лицам. Аудит исследует только те вопросы, которые поставлены на его решение по договору с заказчиком, или предусмотренные законодательством (подтверждение правильности данных, содержащихся в балансе и финансовой отчетности).

Аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза проводятся в отличие от ревизии не в регламентированные сроки, а по мере возникновения в них потребности. Проведение ревизии конкретно определено законодательством и нормативными актами о предприятии и предпринимательстве.

Способы получения фактографической информации для аудитора и эксперта-бухгалтера четко определены законом. В отличие от ревизора эксперт-бухгалтер не имеет права собирать документы и иную информацию, являющуюся доказательством по возбужденному правоохранительными органами делу; получать справки от каких-либо лиц; выполнять контрольно-ревизионные действия — проводить инвентаризации ценностей или принимать в них участие, сверять взаиморасчеты, проверять расчетные операции без согласия заказчика; привлекать к проведению экспертизы других лиц без решения правоохранительных органов, решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, имеющих отношение к расследуемому делу, а также другие вопросы, содержащие правовую интерпретацию. Необходимо заметить, что аудитор по заданию заказчика может выполнять определенные контрольно-ревизионные действия.

Следовательно, существенное отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы, состоит в том, что параметры его исследования ограничены кругом вопросов, поставленных на его решение заказчиком или законодательством, а также целевым использованием заключений аудиторов в предпринимательской деятельности.

Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

1)общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

2)обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3)законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пас- сивы, принадлежащие компании);

4)оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);

5) классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6) разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в ко- тором были проведены);

7)аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);

8)раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Смысл целей аудита заключается в создании структуры, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит .

Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств.

1) степень общеприемлемости;

2)правильное включение сумм;

4) право собственности (по включенным суммам);

6) правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

7)разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

8)арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и Главной книге);

9)раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудита состоит:

1 )в оценке уровня бухучета, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (особенно первичной документации), правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

2)в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех на- рушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

3) в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на будущие события, которые способны по- влиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов по- явилась еще одна очень важная функция - это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Направления аудиторских проверок

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696).

Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта. Рыночная экономика отличается большим разнообразием предприятий организационно-правовых форм хозяйствования, поэтому регламентировать все виды проверок невозможно. В таких случаях аудиторская организация руководствуется действующим законодательством в области аудиторской деятельности и сама разрабатывает планы проверок.

Аудиторская проверка включает в себя следующие основные направления:

1) изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента;

2) оценка эффективности системы внутреннего контроля;

3) проверка соблюдения нормативных актов при про- ведении аудита.

1. Аудитор или аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязаны достичь понимания системы бухгалтерского учета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности экономического субъекта.

2. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Система внутреннего контроля может оцениваться как «высокая», «средняя», «низкая». Все этапы оценки системы внутреннего контроля фиксируются в рабочих документах аудитора.

3. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита предусматривает проверку соответствия совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству для того, чтобы получить твердую уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

4. Проведение налогового аудита проводится с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы. Осуществляются специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.

При проверке системы компьютерной обработки данных аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) «Аудит в условиях компьютер- ной обработки данных».

Поскольку аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 ФЗ-307).

Поэтому пользователи материалов аудиторских заключений – это пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно п.4 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)": «пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации».

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности – лица, использующие данные бухгалтерской отчетности и информационные базы для анализа и принятия решений, связанных с деятельностью аудируемого лица.

По уровню доступа к коммерческой тайне предприятия (согласно Федеральному закону №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» – это содержание первичных документов и учетных регистров) пользователей классифицируют на две группы:

1. внутренние пользователи – лица, имеющие доступ к коммерческой тайне, осуществляющие непосредственный процесс руководства аудируемым лицом:

- система управления предприятием;

- наиболее крупные акционеры, члены совета директоров;

2. внешние пользователи – лица, не имеющие доступа к коммерческой тайне, не связаннее с деятельностью аудируемого лица:

- федеральная налоговая служба (ФНС);

- органы государственной статистики;

- деловые партнеры и прочие контрагенты.

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" в ст. 89 определяет: «Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения».

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в ст. 16 «Публичность бухгалтерской отчетности» детализирует понятие публичности бухгалтерской отчетности, которая «заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям».

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Помимо аудита на предприятии могут осуществляться такие формы контроля, как ревизии, судебно-бухгалтерская экспертиза и финансовый контроль.

Аудит, ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза и финансовый контроль исследуют один и тот же предмет - финансово-хозяйственную деятельность, пользуются при этом едиными методическими приемами и процедурами финансово-хозяйственного контроля. Они обнаруживают негативные явления в хозяйствовании с целью ликвидации их и недопущения в последующие периоды, т.е. активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушения законодательства и нормативных актов, являющихся нормами хозяйственного права, способствуют возмещению причиненного ущерба конкретными лицами. Кроме того, они используют одинаковые источники информации - законодательство и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичную учетную документацию, регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем между аудитом, ревизией финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизой имеются существенные различия.

Аудит является независимой формой финансово-хозяйственного контроля, которую руководитель предприятия выбирает добровольно и формулирует вопросы, поставленные на исследование с целью получения научно обоснованных выводов для дальнейшего совершенствования своей финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга, бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля. Кроме того, вкладчики капитала в предпринимательскую деятельность (кредиторы, акционеры, обладатели ценных бумаг и др.) заинтересованы в том, чтобы причитающаяся им доля прибыли (дивиденды) распределялась правильно, т.е. была подтверждена аудитором. Одновременно предприниматель, имея доверие к аудитору, уверен, что налоги исчислены правильно, своевременно и в полной сумме уплачены бюджету, поэтому в случае конфликтных ситуаций с государственными налоговыми службами он имеет надежную защиту от субъективизма последних.

Заключение аудитора является обоснованным доказательством при разрешении имущественных споров в арбитражном и народном суде между собственником и его контрагентами. Обоснование потребностей в кредитах для предпринимательской деятельности может дать только независимый внешний аудит, заключение которого представляют учреждениям банков. Квалифицированные заключения аудиторов по вопросам хозяйственной деятельности имеют для собственника значение для предупреждения убытков еще до выполнения хозяйственных процессов, т.е. на стадии проектирования их, инженерной подготовки производства. Перманентный внутренний аудит на предприятии содействует совершенствованию технологического процесса, внедрению ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса в производство.

Стратегический аудит позволяет субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать развитие маркетинга, расширять коммерческую деятельность на внутреннем и международном рынках, помогает избежать банкротства в условиях рыночных отношений.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности изучает объект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, т.е. после выполнения хозяйственных процессов (квартал, год). Хотя она имеет много общего с регламентированным и ретроспективным (послеоперационным) аудитом, но ее функции суживаются интересами собственника, от имени которого проводятся ревизии. Общим для аудита и ревизии является то, что они обосновывают свои выводы на документально достоверных доказательствах. Это касается также и судебно-бухгалтерской экспертизы. Выявленные недостатки и нарушения законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, аудиту, ревизии, как и экспертизе, свойственны конкретность и адресность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системы доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально ответственных лиц и др.).

Важной особенностью является то, что ревизии финансово-хозяйственной деятельности проводятся согласно законодательству о предприятиях. При этом собственник (государство, консолидированный собственник) ставит своей целью перед ревизией определить, насколько назначенный им руководитель предприятия выполняет его волю в предпринимательской деятельности. Перед аудитом такие вопросы не ставятся, хотя при выявлении злоупотреблений аудитор обязан сообщить об этом собственнику. Ревизия зачастую проводится по требованию правоохранительных органов, в практике аудита это скорее исключение.

Ревизия содействует повышению эффективности хозяйствования ревизуемого предприятия, но не выполняет при этом прогнозных функций, как это делает аудит. Результаты ревизии сообщают трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации недостатков в хозяйственной деятельности. Аудит эти функции не выполняет, хотя в случаях нарушения руководителем предприятия интересов акционеров, компаньонов заключение аудитора до их сведения доводится.

Если в проведении аудита заинтересован руководитель предприятия, являющийся заказчиком, то ревизия финансово-хозяйственной деятельности назначается приказом собственника (вышестоящей организации) без согласования с руководителем предприятия. Поэтому руководитель предприятия ревизию воспринимает без особой заинтересованности, а в ряде случаев отрицательно.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности может проводиться по решению правоохранительных органов в момент судебно-бухгалтерской экспертизы, если ранее собранных доказательств недостаточно для подтверждения суммы ущерба, недостач у материально ответственных лиц. Законодательными актами такая функция для аудита не предусмотрена, ее выполняют ревизии, внутренний аудит, контрольное подразделение предприятия. Не свойственны ревизии такие функции, как предупредительные, перманентные и стратегические в предоставлении услуг заказчикам по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет процессуально-правовое и экономическое содержание.

Процессуально-правовое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы определяется системой права, предусмотрено законодательными актами, регулирующими порядок назначения и проведения экспертизы, условия оценки следствием и судом результатов ее, права и обязанности государственных органов, проводящих судопроизводство, а также права и обязанности эксперта-бухгалтера. Процессуальные условия проведения экспертизы, предусмотренные нормами права для экспертиз разных видов, одинаковы. Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет общую правовую базу с другими видами судебных экспертиз.

Экономическое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы основано на системе экономических знаний в отрасли бухгалтерского учета, финансов, аудита и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, экономического анализа, статистики, научных методов исследования экономики и других разделов экономической науки. Эти знания необходимы для эксперта-бухгалтера, аудитора и ревизора для исследования экономических явлений, вызвавших определенные конфликтные ситуации и приведшие к материальному ущербу. Ответственность за причиненный ущерб предприятиям и физическим лицам определена законодательством, а выявление его возложено на ревизию и аудит. В спорных случаях размер ущерба подтверждается судебно-бухгалтерской экспертизой, в чем проявляется единство их функций. Они же устанавливают причинные связи, обусловившие материальный ущерб. Конечно, правоохранительные органы с учетом других доказательств могут вносить соответствующие коррективы в сумму ущерба, определенную ревизией, аудитом и подтвержденную судебно-бухгалтерской экспертизой.

Судебно-бухгалтерскую экспертизу назначает следователь или суд (арбитраж), как правило, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности, которая выявляет конфликтные ситуации, ставшие предметом судебного разбирательства. Поэтому судебно-бухгалтерская экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности. На аудит это положение не распространяется законодательством.

Существенные различия между аудитом, судебно-бухгалтерской экспертизой и ревизией финансово-хозяйственной деятельности обусловлены юридической природой, их целями и задачами, решаемыми ими. Если ревизия исследует комплексно финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью дальнейшего совершенствования ее, то судебно-бухгалтерская экспертиза изучает отдельные недостатки, выявленные ревизией, для документального обоснования исковых требований, предъявленных в следственные или судебные органы к конкретным материально ответственным и другим должностным лицам. Аудит исследует только те вопросы, которые поставлены на его решение по договору с заказчиком, или предусмотренные законодательством (подтверждение правильности данных, содержащихся в балансе и финансовой отчетности).

Аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза проводятся в отличие от ревизии не в регламентированные сроки, а по мере возникновения в них потребности. Проведение ревизии конкретно определено законодательством и нормативными актами о предприятии и предпринимательстве.

Способы получения фактографической информации для аудитора и эксперта-бухгалтера четко определены законом. В отличие от ревизора эксперт-бухгалтер не имеет права собирать документы и иную информацию, являющуюся доказательством по возбужденному правоохранительными органами делу; получать справки от каких-либо лиц; выполнять контрольно-ревизионные действия — проводить инвентаризации ценностей или принимать в них участие, сверять взаиморасчеты, проверять расчетные операции без согласия заказчика; привлекать к проведению экспертизы других лиц без решения правоохранительных органов, решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, имеющих отношение к расследуемому делу, а также другие вопросы, содержащие правовую интерпретацию. Необходимо заметить, что аудитор по заданию заказчика может выполнять определенные контрольно-ревизионные действия.

Следовательно, существенное отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы, состоит в том, что параметры его исследования ограничены кругом вопросов, поставленных на его решение заказчиком или законодательством, а также целевым использованием заключений аудиторов в предпринимательской деятельности.

Определенная запутанность вызвана тем, что аудиторы и государственные эксперты проверяют финансовое состояние предприятия. Оба вида исследования очень похожи, работают на одних и тех же принципах. Только у каждого из них есть своя особенность. Главное отличие состоит в мотивации проводимых процедур. Стандартная независимая проверка призвана выявить недочеты в работе предприятия.

Судебный аудит – это комплексная проверка, которая ищет конкретные недочеты. Цель ее – подтвердить или опровергнуть существующее уголовное или административное дело.

Судебный аудит – что это такое?

Заведение уголовного или процессуального дела против предприятия требует его всесторонней проверки. В такой ситуации назначают судебный аудит. Определение нарушений или неточностей – это одна из главных задач проводимой работы. Кроме этого определяются другие направления в деятельности компании-фигуранта:

  • уклонение от налогов;
  • незаконная деятельность;
  • подложные договоры и документы;
  • отмывание финансов.

Судебно-бухгалтерская экспертиза охватывает всю деятельность компании. Привлечение квалифицированного независимого специалиста помогает государственным органам. Так получается объективная оценка состояния предприятия. В процессе суд может пользоваться услугами независимых экспертов. Это увеличивает доверие к полученной информации.

Отличие судебного аудита от обычного исследования

Оформление заказа на экспертную оценку предприятия определяет одну заинтересованную сторону – директора. Он выступает в качестве добровольного заказчика. Основным мотивом служит желание оптимизировать работу компании, или найти любые недочеты. При желании клиента, специалист Холд-Инвест-Аудит может использовать те же методы работы, что и в судебном аудите, чтобы обезопасить клиента.

Главные отличия этих двух видов проверки:

  • добровольное желание заказчика получить объективную картину работы предприятия – движение финансов, налоги, документооборот;
  • определение объема работы – сроки, объем проверки, частота;
  • получение рекомендаций в развернутом или сжатом виде – способствует устранению ошибок, улучшению функциональности компании;
  • оплачивается самим заказчиком;
  • действует горизонталь подчинения, тогда как судебный аудит предполагает строгую вертикаль власти;
  • направленность на всю работу компании или только на некоторые структурные подразделения – бухгалтерия, налоги, документы.

Холд-Инвест-Аудит – независимый эксперт

Наличие большого опыта работы, как с компаниями, так и надзорными органами, позволяет специалистам Холд-Инвест-Аудит оказать всестороннюю помощь во время проверок и экспертиз. Главная задача состоит в том, чтобы наказать нарушителя, выявить теневые финансовые потоки, доказать виновность. А объективный отчет поможет судебным органам.

Специалисты аудиторской компании с высоким рейтингом и уровнем доверия – Холд-Инвест-Аудит, часто привлекаются для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы или ревизии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: