Особенности судами органами правоприменительных актов составляемых прокуратуры и следствия

Обновлено: 25.04.2024

Правоприменительные акты органов внутренних дел, как и все акты при­менения права, индивидуальны, имеют властный характер, обязательны для ис­полнения, строго подзаконны, вызывают определенные юридические последст­вия. Вместе с тем они обладают и некоторыми особенностями, обусловленны­ми спецификой конкретных задач и своеобразием деятельности органов внут­ренних дел.

Классификация видов правоприменитель­ных актов органов внутренних дел.

I. По субъектам совершения актов применения права. Этот критерий клас­сификации в известной мере произволен от систематизации видов органов го­сударственного управления и отражает содержание и характер компетенции тех или иных звеньев исполнительно-распорядительного аппарата, в частности, та­кого звена государственного управления, как система Министерства внутрен­них дел РФ. Кроме того, он выражает иерархичность структурных подразделе­ний, входящих в систему этих органов, и, следовательно, юридическую силу индивидуальных правовых актов, совершаемых данными органами.

На основании указанного классификационного признака правопримени­тельные акты органов внутренних дел подразделяются:

1) на акты Министерст­ва внутренних дел РФ;

2) акты министерства внутренних дел республик; акты ГУВД краев, областей, городов федерального значения и автономных округов;

3) акты городских и районных органов внутренних дел.

Характеризуя юридическую природу правоприменительных актов МВД РФ, необходимо отметить, что они в большинстве случаев адресуются работни­кам центрального аппарата Министерства, а также министерствам внутренних дел республик; ГУВД краев, областей, городов федерального значения, авто­номных округов и касаются решения организационных и кадровых вопросов. В некоторых случаях акты применения правовых норм могут быть обращены и к отдельным гражданам. Например, приказ Министра внутренних дел РФ о по­ощрении гражданина за активное участие в охране общественного порядка.

Акты применения права министерств внутренних дел республик, ГУВД краев, областей, городов федерального значения и автономных округов изда­ются по значительно более широкому кругу вопросов. Это прежде всего прика­зы и указания министров внутренних дел и начальников управлений, посредст­вом которых решается целый ряд внутриорганизационных вопросов: работа с кадрами, распоряжение материальными и денежными средствами, улучшение работы отдельных служб и подразделений и др. Вместе с тем ряд должностных лиц этих органов в процессе своей деятельности разрабатывает множество пра­воприменительных актов, обращенных к субъектам, не находящимся в их ве­домственном подчинении: акты применения норм права паспортно-визовой и разрешительной систем, так называемые акты-разрешения.

Деятельность городских и районных отделов внутренних дел более тесно и непосредственно связана с практическим осуществлением функции охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Поэтому основная масса правоприменительных актов, издаваемых этими субъектами, обращена к граж­данам, а также должностным лицам учреждений, предприятий, объединений и организаций других министерств и ведомств. В данном случае речь идет о раз­нообразных видах правоприменительных актов: это административные прото­колы, административные юрисдикционные акты (постановления), контрольно-надзорные акты, акты предупредительно-профилактического характера и др.

Кроме того, в процессе внутриорганизационной деятельности руководите­ли этих органов издают приказы и дают указания, обращенные к должностным лицам и сотрудникам, находящимся в их служебном подчинении.

II. По предметно-отраслевому признаку, то есть в соответствии с тем, к ка­кой отрасли права относятся применяемые юридические нормы, правоприме­нительные акты органов внутренних дел подразделяются:

1) на акты примене­ния норм административного права;

2) акты применения норм уголовно-процессуального и административно-процессуального права;

3) акты примене­ния норм трудового права.

Наиболее широкое распространение в деятельности органов внутренних дел получили акты применения норм административного права. Объясняется это тем, что именно административно-правовыми нормами закреплен общест­венный порядок в узком смысле слова, охрана которого непосредственно возла­гается на органы внутренних дел, а также установлены обязанности граждан по соблюдению правопорядка и административная ответственность за его нару­шение. Этими же нормами конкретизируются обязанности и права, предостав­ленные милиции, по применению различных правовых институтов охраны об­щественного порядка, а также полномочия, обеспечивающие реализацию важ­нейших направлений деятельности органов милиции.

В процессе осуществления дознания и предварительного следствия, а так­же административного производства органы внутренних дел и их должностные лица применяют нормы уголовно-процессуального и административно-процессуального права. Актами применения права здесь являются, например, протокол следственного действия, протокол, фиксирующий нарушение правил торговли, и т. д.

При приеме на работу, организации труда, принятии мер по укреплению дисциплины, увольнении рабочих и служащих (вольнонаемный состав) дея­тельность органов внутренних дел связана с изданием актов применения норм трудового права (приказ о зачислении на работу, поощрении, взыскании и др.).

III. По форме правоприменительной деятельности можно выделить опера­тивно-исполнительные, оперативно-распорядительные и правоохранительные акты применения права.

1) Оперативно-исполнительная форма - это властная оперативно-исполни­тельная деятельность органов внутренних дел и их должностных лиц, осущест­вляемая на основе применяемой правовой нормы и с непосредственной целью ее реализации. В данном случае применяется диспозиция нормы права, которая имеет не запрещающее, а дозволяющее содержание и выражается посредством издания оперативно-исполнительных актов. Такими свойствами обладают ин­дивидуальные правовые акты, регламентирующие, например, выдачу пропуска в пограничную зону, лицензии на охранную деятельность и т. д.

2) В правоприменительной деятельности органов внутренних дел важное ме­сто занимают оперативно-распорядительные акты, которые совершаются по отношению конкретных лиц при отсутствии с их стороны правонарушений, вследствие чего служат преимущественно профилактическим целям, не явля­ются средством наказания, что особенно характерно для правоохранительных актов применения права. Так, инспектор дорожного надзора, останавливая транспортные средства, может обратить внимание водителей на особо опасные участки дороги, требующие повышенного внимания и осторожности, проверить наличие документов на право управления транспортным средством, путевого листа, накладных на перевозимый груз и др. Эти меры не являются наказанием, а служат важным профилактическим средством, применяемым в интересах обеспечения безопасности движения и выявления совершаемых преступлений (хищения, угона автотранспорта и др.).

3) Издание правоохранительных актов в деятельности органов внутренних дел связано преимущественно с реализацией правовых санкций за совершенные правонарушения, а также с принятием специальных мер по их предупрежде­нию. Это, к примеру, постановление следователя об избрании меры пресечения, постановление о наложении административного штрафа и т. п.

IV. По функциональному признаку. Как известно, в механизме правового регу­лирования деятельность по применению права носит не пассивный, а активно-властный характер. Ее цель - организовать осуществление предписаний норм права в реальной действительности, в поведении субъектов права. Сообразно этому акты применения права, осуществляемые органами внутренних дел, можно разделить на два вида: акты-регламентаторы и правообеспечитвльные акты.

1) К актам-регламентаторам следует отнести акты применения норм пра­ва, которые определяют субъектов конкретного отношения - адресатов при­меняемой нормы; указывают объем их субъективных прав и юридических обя­занностей; предусматривают момент возникновения конкретного правоотно­шения, условия его развития и прекращения. Их назначение — упорядочить определенные общественные отношения (например, индивидуально-правовые акты, разрешающие подследственным свидание с родственниками, получение передач, и т. д.).

2) Существенная особенность правоприменительной деятельности органов внутренних дел состоит в том, что большое место в ней занимают и правообес-печительные акты, совершаемые в процессе охраны общественного порядка. Они направлены на обеспечение выполнения обязанности соблюдать общест­венный порядок, возлагаемой нормами права на граждан и должностных лиц других ведомств. Правообеспечительные акты могут быть совершены в виде требований об устранении нарушений общественного порядка, предъявляемых к нарушителям в процессе осуществления административного надзора. Они мо­гут выражаться в виде мер принуждения в целях наказания виновного, пресече­ния правонарушения и т. д.

По своему юридическому значению правообеспечительные акты могут быть подразделены на две группы: основные и вспомогательные. В отличие от основных актов (в частности, юрисдикционных), содержащих завершенное ре­шение относительно применяемой правовой нормы, вспомогательными счита­ются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов или же направленные на их осуществление (таково, например, большинство актов надзора и контроля, процедурно-процессуальных и испол­нительных актов).

V. По характеру индивидуально юридического решения. По данному основа­нию правоприменительные акты органов внутренних дел подразделяются на обязывающие, запрещающие, управомочивающие, поощрительные, удостове­ряющие и т. п.

1) Обязывающие акты применения права предписывают субъектам, которым они адресованы, совершение определенных действий (уплатить администра­тивный штраф, выполнить предписанные мероприятия, обеспечивающие безо­пасность эксплуатации объекта и др.).

2) Запрещающие правоприменительные акты близки по своей сути к обязы­вающим, так как запрет есть не что иное, как обязанность не совершать опреде­ленные действия. Но именно по этому пассивному характеру предписываемого поведения можно отграничить запрещающие акты от обязывающих. Подобным свойством обладает целая группа дорожных знаков, запрещающих, например, проезд через перекресток без предварительной остановки перед ним, велоси­педное движение на отдельных участках, подачу звукового сигнала и т. д.

3) Управомочивающие акты применения права имеют главным содержанием наделение их адресатов правом совершать определенные действия. Например, постановлением квалификационной комиссии Государственной инспекции безопасности дорожного движения предоставляется право на управление автомототранспортом; разрешением компетентного должностного лица органа внутренних дел - право на приобретение огнестрельного оружия и т. п.

4) Поощрительные индивидуальные правовые акты тесно примыкают к управомочиваюшим. На основании этих актов у адресатов также возникают права, до того не существовавшие. Это индивидуальные правовые акты о распределе­нии материальных и финансовых ресурсов, награждении, премировании и др.

5) Особую группу правоприменительных актов этого класса составляют удостоверительные акты органов внутренних дел, фиксирующие факты и обстоя­тельства, имеющие юридическое значение. К ним относятся, например, акты регистрации в органах милиции автотранспорта, оружия и других предметов. В основе таких актов содержатся различные по характеру индивидуальные юридические веления: в одних случаях - обязывающие, в других - управо­мочивающие.

Удостоверение факта, имеющего юридическое значение, являясь актом применения нормы права, создает возможность определенного поведения соот­ветствующего лица. В нашем примере, в частности, это выражается в удостове­рении юридического признания факта законности в приобретении гражданином регистрируемого транспорта и предоставлении ему правовой возможности ис­пользовать данный транспорт на основе права личной собственности для удо­стоверения своих законных интересов.

VII. По форме внешнего выражения. Форма акта имеет важное значение для любого правового акта, поскольку она выражает конкретное содержание и представляет определенную ценность, ибо не может быть содержания вне формы, без которой ее нельзя видеть, осязать и т. д.

Форма выражения государственной воли, содержащейся в правопримени­тельном акте, может быть самой разнообразной. По форме правоприменитель­ные акты органов внутренних дел можно подразделить на акты-документы и акты-действия.

1) Правоприменительный акт-документ - это надлежаще оформленное ре­шение компетентного органа или должностного лица по конкретной юридической ситуации. Такие акты применения права издаются в письменной форме, так как во многих случаях требуется строгая определенность в фиксации выра­женной в них воли правоприменителя, например, при подборе и расстановке кадров, фиксации фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер административного взыскания и т. д. письменная форма позволяет точно установить содержание акта и проверить законность и обоснованность его из­дания.

Правоприменительные акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменяюших субъектов и значением рассмат­риваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия. По структуре их можно разделить на акты-документы: а) включаю­щие все четыре его части - вводную, описательную (констатирующую), моти­вировочную и резолютивную (например, постановление следователя о предъ­явлении обвинения); б) состоящие из трех частей - вводной, описательной и резолютивной, что характерно для следственных и административных протоко­лов; в) состоящие из двух частей - вводной и резолютивной (акты-разрешения на перевозку оружия, на въезд в пограничную зону и др.); г) не имеющие ука­занных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвер­дить», «оплатить», «исполнить» и т. п., наложенные должностными лицами на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы делятся на по­становления, приказы, указания, протоколы, решения, разрешения, предупреж­дения, предписания, представления.

2) Наряду с актами-документами органами внутренних дел и их должност­ными лицами в процессе оперативного решения вопросов управления совер­шаются правоприменительные акты-действия. Их можно разделить на словес­ные и конклюдентные.

Словесные акты применения права-действия - это, к примеру, устные распоряжения дежурного по органу внутренних дел, отдаваемые несущим службу патрульным и постовым нарядам по селекторной, радио- или телефон­ной связи; предъявление сотрудниками милиции требований к гражданам о прекращении нарушений порядка и т. д. Как и письменные, устные правопри­менительные акты-действия влекут юридические последствия. Отказ от выпол­нения или ненадлежащее выполнение устного акта может повлечь дисципли­нарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются по­средством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных дейст­вий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права, напри­мер, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов.

Рассмотренные особенности правоприменительных актов, основанных на изучении практики органов внутренних дел, в большей части характерны и для деятельности других правоохранительных органов Российского государства.

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

- Представляет собой разновидность правовых актов;

- Фиксирует принятое решение по делу;

- Имеет официальное значение;

- Имеет государственно-властный характер;

- Принимается в установленном законом порядке;

- Имеет соответствующую, установленную законом форму;

- Выносится уполномоченным на то субъектом;

- Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному (индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;

- Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);

- Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным правилом поведения (правилом поведения индивидуального характера);

- Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).

Виды правоприменительных актов:

- По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) - конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.;

- По субъектам принятия - акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;

- По юридическому значению - основные (содержат решение по юридическому делу - например, приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);

- По форме внешнего проявления - акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные( путем молчания));

- По характеру действия во времени - акты однократного действия (например, наложение штрафа), длящиеся акты (например, назначение пенсии).

- По характеру предписаний - обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;

- По функции в правовом регулировании - охранительные, регулятивные;

- По форме - указы, приговоры и т.д;

- По функциям права - регулятивные и охранительные;

- По юридической природе - основные и вспомогательные;

- По предмету правового регулирования - акты уголовно-правовые, административные и т.д;

Экспертиза НПА- исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует спец.познаний в области науки, техники, искусства и др. Экспертная деятельность – оценочная деятельность.

Цельюр. экспертизы - анализ законопроекта с т.зр. соблюдения различных правил ЮТ, в основном касающихся: содержания законопроекта;его структуры;логики построения;языка изложения норм права.

Объект экспертизы НПА:1.проект.,2. принятого док-та

Субъекты:-правовое управление Аппарата Гос.Думы -министерство юстиций РФ -юридич.службы(департаменты)гос.органов -прокуратура- иные орг-ии и учреждения-специалисты в различных областях знаний

Виды экспертиз НПА:

· По субъектам:гос.орг-ии(органы гос-ва.,гос.учреждения), негос. орг.

· По функциональному признаку:внешняя,внутренняя

· По видам правовых актов:нормативных актов(закон), индивидуальных актов

· По степени обязательности:обязательная,независимая(добровольная)

Посодержанию:правовая(юридическая),антикоррупционная,лингвистическая,экономическая,соц.

Виды:

1. Юридическая(экспертиза, проводимая с точки зрения законности правового акта);

2. Политологическая(предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий);

3. Логическая(которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила ЮТ);

4. Лингвистическая(проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).

5. Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции)

6. внутренняя экспертиза, кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Антикоррупционная экспертиза нпа. Коррупциогенные факторы.

Антикоррупционная (проверка нормативных актов и проектов на предмет коррупции)

Коррупциогенными факторамиявляются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Проводится:прокуратурой РФ, *федеральным органом исполнительной власти в области юстиции,*органами, организациями, их должностными лицами

42) Задачи, предмет и субъекты правовой экспертизы

Юридическая экспертиза– исследовательская деятельность ,проводимая для оценки НПА и выработки мер по соответствию НПА актам высшей или той юридической силы и правилам ЮТ

Объект экспертизы НПА:1.проект.,2. принятого док-та

Субъекты:-правовое управление Аппарата Гос.Думы -министерство юстиций РФ -юридич.службы(департаменты)гос.органов -прокуратура- иные орг-ии и учреждения-специалисты в различных областях знаний

Задачи: оценка НПА для дальнейшего использования, устранение ошибок, для совершенствования закон-ва

43) Правовая и лингвистическая экспертизы нпа. Нормотворческие ошибки.

Нормотворческие ошибки-неточность, неправильность либо ложность правовой нормы, допускаемая в процессе подготовки НПА , которые влекут неблагоприятные соц. и правовые последствия

Технические особенности составления юридических документов гражданами

Особенности правоприменительных актов, составляемых судами, органами

Прокуратуры и следствия

1. Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.

К основным признакам правоприменительных актов относятся:

· акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства;

· акт применения – это индивидуальный правовой акт;

· правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права;

· акты применения норм права издаются в установленном законом форме и имеют точное наименование.

2. Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.




3. Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

4. Правоприменительные акты должны отвечать требованиям законности, целесообразности, обоснованности и справедливости.

правоприменительный акт законность справедливость

Техника ведения договорной работы

Понятие договорной работы

По этому вопросу среди ученых нет единого мнения.
Процесс использования корпорациями хозяйственных договоров протекает в последовательности, типичной для управленческой деятельности, и охватывает два цикла:
1) заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);
2) исполнение договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль хода и результатов выполнения договорных обязательств).
Эти два цикла договорной деятельности являются самостоятельными и разъединенными во времени. Поэтому одни ученые термин «договорная работа» применяют для обозначения только системы действий по заключению договоров. Мероприятия по обеспечению исполнения договоров они выводят за рамки договорной работы и относят их к иным по названию видам правовой работы предприятия.
И все же нельзя не заметить, что эти две стадии едины по своей направленности, характеру и содержанию решаемых вопросов. На основании этого другие ученые считают, что договорную работу надо понимать комплексно: ее составляет как заключение договоров, так и их исполнение. Я бы добавила сюда еще контроль за исполнением договоров. Такой подход не позволяет разъединить взаимообусловленные действия, направленные на использование предприятиями договорной формы ведения дел. Кроме того, узкое понимание договорной работы не воспринято и практикой.
Договорная работа — это правовая деятельность корпораций, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров.

Субъекты договорной работы

Ими являются различные организации, хозяйственные связи которых подлежат договорному оформлению.
Субъектов договорной работы характеризует способность от своего имени совершать действия, имеющие юридическое значение для формирования и исполнения договорных обязательств. С этой точки зрения по хозяйственным договорам субъекты договорной работы и стороны совпадают. И те, и другие представляют собой предприятия, наделенные правами юридического лица. Юридическую базу участия корпораций в договорной работе составляют их право на совершение сделок, а также право на самостоятельное определение своих хозяйственных связей. Особое место среди субъектов хозяйственной договорной работы занимают именно коммерческие корпорации (производственные, торговые и т. п.). Их продукция или деятельность, с которой они намереваются получить прибыль, предназначаются для удовлетворения потребностей других лиц (организаций, граждан). В меньшей мере договорная работа связана с некоммерческими организациями, выполняющими социально-культурные, социально-бытовые, управленческие функции. Эти организации проводят работу по договорам в основном в целях удовлетворения потребностей в приобретении материальных ценностей, обеспечивающих их деятельность.
В составе организаций создаются структурные подразделения. Ведение договорной работы поручается одному из них. Какому подразделению конкретно поручается эта работа?
Здесь встречаются различные варианты.
В одних организациях всю договорную работу ведет юридический отдел.
Бывает так, что за договорную работу отвечают так называемые заинтересованные подразделения, т. е. те, которые устанавливают и осуществляют контакты с потенциальными контрагентами. В этом случае юристы только визируют договоры, подтверждая правильность их составления.
Там, где заключается большое количество договоров, встречается и третий вариант: создается специальный договорный (до- говорно-правовой) отдел. В его составе, как правило, работают юристы, специализирующиеся порой на каком-то одном виде договора.
Договорная работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку она осуществляется на основе норм права (законодательных и корпоративных). Поэтому привлечение к ведению договорной работы юристов, в принципе, должно быть обязательным.

Виды договорной работы

В зависимости от задач, которые стоят перед организацией как участником разнообразных хозяйственных связей, следует различать договорную работу:
1) по реализации результатов собственного производства (договорная работа по заказам потребителя);
2) обеспечению собственных потребностей в работах, продукции, услугах «со стороны».
Если предприятие выполняет один вид деятельности и реализует его результаты другим, то его можно назвать однопрофильным. По профилю предприятия могут быть подразделены на следующие группы:
— промышленные;
— сельскохозяйственные;
— строительные;
— транспортные;
— торговые;
— другие.
Теоретически в настоящее время предприятие может заниматься любым видом деятельности. На практике, выполняя различные виды работ, оно делает какую-либо из них основной, определяющей его профиль.
Но есть множество предприятий, определить профиль которых затруднительно. Это вполне соответствует законодательству, предоставляющему корпорациям общую правоспособность.
Договорная работа, связанная с обеспечением предприятием своих потребностей, имеет сугубо конкретное содержание (обеспечение сырьем, материалами, оборудованием, энергией, транспортными услугами и т. п.).
Указанные выше виды договорной работы учитываются при решении вопросов ее организации на предприятии. Договорное оформление и выполнение заказов потребителей, как правило, возлагаются на плановый отдел, отдел снабжения либо на специально образуемый договорный отдел. Договорная работа по обеспечению предприятия материальными ресурсами сосредоточена в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.д.
Виды договорной работы диктуют и содержание соответствующих корпоративных актов. Одни из них могут регулировать взаимоотношения работников корпорации с поставщиками и подрядчиками, а другие — вопросы реализации собственной продукции (услуг, работ). Названные критерии широко используются при определении в корпоративных актах направлений работы юристов, их специализации на предприятии, распределении обязанностей между работниками договорного и (или) юридического отдела. Все это также находит отражение в их должностных инструкциях.

Статья 18. Система правовых актов прокуратуры
1. Систему правовых актов прокуратуры составляют:
1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона;
2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.
1-1. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.
2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. * В статью 18 внесены изменения - Законом РК от 9 августа 2002г. N 346

Статья 19. Протест
1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.
2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица.
3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязано известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством.
4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.
5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действия.

Статья 20. Постановление
1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении.
2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, досмотра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также и в иных случаях, предусмотренных законом. 3. Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный прокурором. О результатах исполнения постановления прокурору сообщается незамедлительно.
Неисполнение постановления прокурора в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан

Статья 22. Указание
1. Прокурор дает указания:
1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел;
2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
3) в других случаях, установленных законодательством.
2. Указание Генерального Прокурора Республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Статья 23. Заявление
1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц.
2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. Прокурор вправе своим постановлением приостановить действие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.
3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом.
4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами.

Статья 24. Предписание
1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устранено. Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.
2. В предписании должны содержаться указания на нормы Конституции, законов и актов Президента Республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения.
3. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается прокурору. Неисполнение предписания прокурора влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
4. Предписание может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование предписания не приостанавливает его исполнения.
5. Вышестоящий прокурор или суд может приостановить исполнение предписания до принятия решения по жалобе.


Статья 25. Представление
1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
1) об устранении нарушений законности;
2) об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений;
3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законом.
2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им.
Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру.

Статья 26. Разъяснение закона
1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях предусмотренную ответственность за нарушение закона.
2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт.

Денисов Вячеслав

Довелось разговаривать с заводчиком восточно-европейских овчарок, и на мой вопрос, что делать, если на тебя мчится такая, он ответил: «Пиши завещание». Догадавшись, что я ищу неочевидные решения, добавил: «Сделай что-нибудь, что удивит собаку. Ее удивление всегда сильнее злобы». Я потребовал дополнительных разъяснений, и он сказал, что если у меня, к примеру, в руках портфель, можно поставить его себе на голову: «Собака остановится и начнет думать. Ты выпал из ее вселенной».

Процесс создания уголовного дела очень похож на процесс издания книги. Процессуально независимый автор пишет текст и отдает рецензенту, который оценивает его по специальной шкале: «достоверность» – «язык» – «целевая аудитория» – «оригинальность сюжета» – «аналоги на рынке». Выдержав первую стадию и претерпев несущественные изменения, текст перемещается на стол редактора. Прочитав его, тот просит автора кое-что переделать. Чаще всего – «завязку». Именно она является ахиллесовой пятой любого произведения, объем которого измеряется томами. И чаще всего именно она портит общее впечатление от прочтения одного тома или нескольких, если автор «разошелся». Причина, как правило, одна – написанием как книг, так и обвинительных заключений не всегда занимаются люди, для достижения этих целей созданные. А представлением книг на книжных ярмарках зачастую занимаются люди, их не читавшие.

Однажды писателя Андре Жида попросили дать рецензию на новый роман Марселя Пруста. Тот открыл врученную книгу на первой странице, прочитал: «Давно наступила ночь…», закрыл его и бросил на стол со словами: «Роман не может начинаться с наречия».

Есть обвиняемый Иванов (в районе гаражей) и есть какой-то амфетамин. Сюжетом они никак не связаны. Точно так же, к примеру, есть лев (в районе Африки) и есть огурец. Льва можно заставить съесть огурец только одним способом: «В неустановленное время, в неустановленном месте лев, понимая, что совершает противоестественное его физиологии деяние и желая его наступления, отнял у неустановленного животного огурец и съел». В Союзе писателей за это предложение автор был бы подвергнут жесткой критике. В уголовном «правоприменительном творчестве» отношение к авторам более лояльное.

Иванов с амфетамином находятся в тех же неопределенных отношениях, что и лев с огурцом. Суд в этом случае должен испытывать ощущения, которые лучше всех описал Борис Пастернак в книге «Начало прозы 1936 года»: «Его считали убитым, и жена его то вдруг уверялась в своем неустановленном вдовстве, то в нем сомневалась». То есть в соответствии с презумпцией невиновности Иванову «грозит» оправдательный приговор.

Но не тут-то было, ибо следственные органы будут убеждать суд, что следователь, заостряя противоположность понимания интуитивного постижения реальности объяснению как дискурсивно-логической процедуре, дает повод считать себя сторонником субъективизма, таким образом, безусловно, раскрывая субъективную сторону преступления Иванова.

Но давайте не будем придираться к процессуальным оппонентам. В большинстве случаев написать иным образом упомянутое обвинительное заключение Иванова не представляется возможным. Нет в русском языке синонимов-глаголов для прилагательных, описывающих какое-либо событие без четкого указания на конкретный предмет и совершаемое с его помощью определенное действие или превращающих отсутствие в присутствие. В противном случае автору не удается «двигать» событие, а читателю – его воспринимать. Разрушается архитектоника текста. Отсутствуют условия для ассоциативного мышления. Не располагает русский язык такими инструментами влияния на человеческий мозг. Это значит, что фразы в обвинительных заключениях и приговорах судов, похожие на: «Иванов в неустановленное время в неустановленном месте передал неустановленному лицу наркотическое средство», – не могут характеризовать объективную сторону преступления. Напротив, подобные формулировки создают предпосылки даже не для оправдания Иванова, а для признания его поведения виктимным с последующим наделением статусом потерпевшего – ведь пойти туда, не знамо куда, и принести то, не знамо что, признанный экспертизой вменяемым человек может только под угрозой жизни и здоровью. Что, впрочем, не препятствует суду назначить условному Иванову реальное наказание в виде лишения свободы до 20 лет в колонии строгого режима.

Мы, адвокаты, часто цитируем своих предшественников, отдавая им дань уважения и стремясь сохранить зарожденные ими традиции. Их идеи и взгляды на правосудие являются основой нашей профессии. Не удержусь и я от этого соблазна: «Не обвиняя во что бы то ни стало, не стремясь непременно добиться от вас тяжелого приговора, обвинитель шаг за шагом идет по пути, пройденному преступлением, поверяет вам свои наблюдения и выводы и, придя к убеждению в виновности подсудимого, обязывается высказать вам это убеждение. Если защита найдет светлые стороны в деле и обнаружит обстоятельства, которые иным, более отрадным лучом озарят действие подсудимого и заставят вас не поверить его виновности или сильно усомниться в ней, то вы должны его оправдать, а у представителя обвинительной власти останется сознание, что он сделал все, что следовало для выполнения трудной и подчас очень тяжелой обязанности» 1 .

Вот только процитировал я сейчас не присяжного поверенного, а прокурора. Того, кто закладывал традиции профессиональной деятельности наших оппонентов – Анатолия Федоровича Кони. Сомневаюсь, что самый известный прокурор России с такими взглядами на правосудие нашел бы в себе силы поддерживать обвинение Иванова с указанными формулировками в судебном процессе.

Но что противопоставить повальной практике обвинения с «неустановленными» составами преступлений? История создания уголовных дел проста и незатейлива. Изменения носят косметический, а то и вовсе дискуссионный характер. Единственный способ, на мой взгляд, – это удивлять оппонентов, «выпадать из их вселенной».

Вот случай, который помог одному моему коллеге переквалифицировать обвинение подзащитному с ч. 2 ст. 111 на ч. 1 ст. 114 УК РФ. Во время очной ставки он заметил на пальце потерпевшего старую татуировку – перстень с кинжалом, обвитым змеей. В некоторых случаях она означает судимость за убийство. Он заявил следователю ходатайство о дополнительном допросе его подзащитного, в ходе которого последний сообщил, что знал о том, что потерпевший убийца, и потому, когда тот стал его бить, не захотел стать его будущей жертвой. Удивленный следователь – убежденный, что обвиняемый и потерпевший не были знакомы, поскольку всю жизнь прожили в разных часовых поясах, – запросил данные о потерпевшем, который к тому времени уже юридически считался не судимым, и получил копию приговора, из которого следовало, что 30 лет назад тот был признан виновным по ст. 102 УК РСФСР. Удивлен был даже сам потерпевший. Обвинение было переквалифицировано.

Другой случай описан в повести Фазиля Искандера «Стоянка человека». В камеру предварительного заключения был помещен молодой человек, которому грозил срок за хулиганство: он повздорил с торговкой на базаре и сгоряча обронил неосторожное слово. Подвернулась милиция, парня забрали. Он был в отчаянии, так как собирался жениться. По стечению обстоятельств в камере, где оказался парень, находился адвокат за какой-то усмотренный советской властью проступок. И адвокат взялся ему помочь. Во время допроса на суде молодой человек встал и сказал: «У тетушки плохой слух, видимо. Я ей сказал – прости, тетка, а ей послышалось – проститутка». Парень был оправдан.

Уверен, коллеги могут этот список дополнить, и он будет длиннее всех приговоров, вместе взятых.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: