Как подать в суд на янтарьэнерго

Обновлено: 19.04.2024

Уважаемый, Антон Андреевич! Вынужден обратиться к вам, в связи с тем, что местные органы власти и организации, которые в соответствии с законом обязаны защищать меня как гражданина и потребителя не могут оказать должного содействия и принять меры реагирования в отношении АО «Янтарьэнерго». Я, Идрисов Тамирлан Шамильевич 22. 11.

2016 г. Заключил договор № 7120/11/16 об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям с АО «Янтарьэнерго» (юр. Адрес: г. Калининград, ул.

Театральная д. 34) в соответствии с которым АО «Янтарьэнерго» (сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (Идрисова Т. Ш.) (п.

1 часть I Договора). Я свои обязанности по оплате полностью выполнил, что подтверждается чек операции Сбербанк онлайн. Срок выполнения мероприятий по технологическом присоединению составляет один год с момента подписания договора (п. 5 часть I Договора), то есть до 22.

11. 2017 г., однако по настоящий момент никаких работ по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств не произведено. Сетевой организацией АО «Янтарьэнерго» постоянно переносятся выполнения работ, так в последнем письме от 30.

10. 2017 г. (№ЯЭ/19/6534) сетевая организация уведомляет, что срок выполнения работ переносятся до конца I квартала 2018г. В связи с тем, что отсутствуют коммерческие предложения на конкурс от компаний на разработку проектной документации и проведение строительно-монтажных работ (хотя ссылка на передачу таких прав по конкурсу третьим лицам договорам не предусмотрена).

Таким образом АО «Янтарьэнерго» даже не приступила к исполнению своих обязанностей по договору. Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с Преамбулой и ст. Ст.

4, 7–10, 12, 15, 27, 28, 29 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на оказание услуги в установленные договором сроки, а также на качество предоставляемых услуг, достоверную информацию об услугах (работах), на безопасность работы (услуги) и на компенсацию морального вреда. В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12. 1, 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров – в сельской местности.

Считаю, что неисполнение договора и несвоевременное оказание услуг нарушило мои права как потребителя. В связи с вышеизложенным и из-за существенного нарушения условий договора я постоянно испытываю нервные переживания, что серьезным образом отразилось на моем здоровье. Договор с АО «Янтарьэнерго» заключался в связи с необходимостью присоединения для электроснабжения индивидуального жилого дома, который мы построили для личного проживания и ведения хозяйства, в связи с тем, что дом к электричеству не присоединен, мы всей семьей не можем переехать в дом и вынуждены снимать жилье, тратить дополнительные средства. Страдают и пожилые родители: отец, Идрисов Шамиль Магомедович, инвалид 1группы по зрению и мама, Идрисова Лидия Ивановна, страдающая болезнью Альцгеймера.

Они вместе с нами должны проживать в этом доме. Никакие административные меры к АО «Янтарьэнерго» не применяются, руководство организации ведет себя по-хамски и не соблюдает ни норм этики, ни законов, условия договора не выполняются, я должен ютиться и платить жилье за съемную квартиру, в то время, когда мой собственный дом готов к заселению, однако я не могу реализовать свое конституционное право на жилье в связи с тем, что дом не подключен к электричеству. АО «Янтарьэнерго» – монополист на территории Калининградской области в области электросетей и принадлежит в ПАО «Россети», вместо того, чтобы оказывать должный уровень оказания услуг, прикрываясь званием компании, контролируемым государством, осуществляет произвол и демонстрирует вседозволенность. Полная оплата услуг по договору, заключенному со мной получена, я выполнил все условия согласно договору, в то время как АО «Янтарьэнерго» более чем за год не выполнила ничего!

Считаю, что действия руководителя организации Маковского И. В. Ничем не отличаются от действий мошенников и аферистов, которые заключают договоры с добропорядочными гражданами, забирают деньги и ничего не делают. Демонстрируя свою эксклюзивность, сроки выполнения работ постоянно переносятся, так как компания знает, что нам попросту не к кому больше обратиться за оказанием подобной услуги, ведь все в конечном итоге сведется опять к АО «Янтарьэнерго».

Владимир Владимирович, местные органы власти бездействует и занимаются покровительством АО «Янтарьяэнерго» и не принимают должных мер реагирования, На основании вышеизложенного прошу:
Принять административные меры в отношении АО «Янтарьяэнерго» и обязать АО «Янтарьяэнерго» в кратчайшие сроки осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств в соответствии с договором № 7120/11/16 об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям. Идрисов Тамирлан Шамильевич 20. 02. 2018

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Управление) с начала 2017 года поступило более 30 обращений граждан с жалобами о нарушении сроков выполнения работ по технологическому присоединению к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго».

Из анализа обращений следует, что граждане, произведя 100% оплату услуги технологического присоединения к электрическим сетям, ее не получают. АО «Янтарьэнерго» не исполняют договорные обязательства, мотивируя отказы обстоятельствами, не зависящими от потребителей, в том числе, отсутствием финансовых возможностей электросетевой компании.

В связи с вступлением в силу 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодательством не предусмотрен контроль за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, в части нарушения антимонопольного законодательства в отношении физических лиц.

Управление не осуществляет контроль и надзор за выполнением требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» и иными нормативно-правовыми актами в установленной сфере деятельности. Меры административного влияния на АО «Янтарьэнерго», в этой связи, у Управления отсутствуют. Применительно к рассматриваемой области правоотношений правовая оценка может быть дана Управлением исключительно в рамках гражданского процесса, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Последствия оказания исполнителем услуги в нарушении срока, предусмотренного договором, а также сроки устранения удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст.ст. 27,28, 30 и 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный договором о выполнении работ.

Согласно п. 1. ст. 28 Закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работ (оказания услуги) – сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

-назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

-потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

-отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги).

Также потребители в данном случае вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Согласно п. 5. ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работ (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Применительно к сфере защиты прав потребителей, как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (п. 1 ст. 11 ГК РФ) и лишь в случаях, установленных законом, – в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Аналогичные положения закреплены п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В данном случае, правовая оценка спорным правоотношениям между гражданами и исполнителем услуги может быть дана Управлением исключительно в рамках соответствующего гражданского процесса.

Процессуальные возможности участия Управления в судебной защите прав потребителей установлены взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей, в соответствии с которыми Управление до принятия решения судом первой инстанции может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, в нем участвующих, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Согласно разделу «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 собственник энергопринимающих устройств несет ответственность по оснащению объектов электросетевого хозяйства приборами учета электрической энергии, а также по возобновлению учета электроэнергии в случае выхода его из строя путем установки нового прибора учета.

Компания АО «Янтарьэнерго» оказывает услуги по установке, замене приборов учета электрической энергии физическим лицам, юридическим и приравненным к ним лицам по договору оказания услуг.

Согласно п.154 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. контрольная пломба и/или знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае, если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и/или знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и/или знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

По вопросам, связанным с пломбировкой приборов учета, Вам необходимо обращаться в подразделение АО «Янтарьэнерго» по месту нахождения прибора учета – филиал «Городские электрические сети» или РЭС филиалов «Восточные электрические сети» и «Западные электрические сети». Установка знаков визуального контроля производится бесплатно.

Цель поверки — определить и подтвердить соответствие ПУ установленным техническим требованиям, то есть определить, правильно ли работает Ваш прибор учёта, и в случае необходимости внести соответствующие поправки для его правильной работы.

Срок государственной поверки зависит от типа прибора учёта и указывается в паспорте на прибор учёта. Для механических индукционных приборов с дисками этот срок составляет не более восьми лет. Срок поверки современного электронного счётчика в зависимости от модели может составлять от 10 до 16 лет.

Поверкой приборов учета электрической энергии занимается центр стандартизации и метрологии или любое другое метрологическое учреждение, имеющее аккредитацию на этот вид деятельности.

Согласно п.145 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и/или знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Соответственно и затраты за замену счётчика ложатся в таком случае на потребителя.

Цена приборов учёта электроэнергии варьируется в зависимости от производителя, требуемых характеристик, в частности фазности, места и способа установки, и может находиться в достаточно широком пределе, в среднем от 500 до 5000 руб. за один прибор учёта. Более точную информацию можно найти на сайтах производителей приборов учёта электроэнергии.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.

— гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, — кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в сетевую организацию,

— сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), — в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Процедура технологического присоединения включает в себя:

  • подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя (С формами заявок на ТП Вы можете ознакомиться здесь)
  • заключение договора (С формами договоров на ТП Вы можете ознакомиться здесь)
  • выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
  • получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов максимальной мощностью до 670 кВт);
  • осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
  • фактический прием (подачу) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
  • составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони для определенной категории заявителей (С формами актов ТП и актов РБПиЭО Вы можете ознакомиться здесь)

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом.

Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в установленные сроки, исчисляемые с даты подачи заявки в сетевую организацию.

Могу ли я подать заявки в разные сетевые организации, чтобы определить, кто предложит лучшие условия присоединения?

Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно двух и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование двух и более источников электроснабжения.

Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

Заявка может быть направлена заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения
(почтовый адрес АО «Янтарьэнерго»: 236036, г. Калининград, Абонементный ящик № 5065).

Под передвижными объектами понимаются энергопринимающие устройства, предназначенные для эксплуатации с периодическим перемещением и установкой на территориях различных административно-территориальных единиц.

Да, Вы можете при желании воспользоваться беспроцентной рассрочкой платежа за технологическое присоединение, если максимальная мощность энергопринимающих устройств по Вашей заявке составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств). Вам необходимо указать об этом в направляемой заявке.

Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей — документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности.

Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон — документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.

Граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Сетевые организации — это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

«Точка присоединения к электрической сети» — место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Имеет ли право собственник электрической сети отказать нам в присоединении, если он не является сетевой организацией?

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Категория надежности электроснабжения определяется Вами самостоятельно. Отнесение объекта к той или иной категории электроснабжения определяется на основании проекта.

Что мне делать, если проект договора о технологическом присоединении, который я получил, подготовлен с нарушениями действующего законодательства?

В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в АО «Янтарьэнерго».

Как разграничивается ответственность за выполнение ТУ и дальнейшую эксплуатацию сетей между заявителем и АО «Янтарьэнерго»?

Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет АО «Янтарьэнерго», если иное не установлено соглашением между АО «Янтарьэнерго» и заявителем, заключенным на основании Вашего обращения в АО «Янтарьэнерго».

Под границей участка понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

При невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.

При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

Сетевая организация осуществляет хранение дубликатов технических условий, актов об осуществлении технологического присоединения, актов о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и актов о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, выданных заявителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к ее электрическим сетям, в течение 30 лет с даты фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Как написать жалобу на янтарьэнерго о непредупреждении о плановых работах в частном секторе.

Ответы на вопрос:

А что вам это даст? Если произошла аварийная ситуация, то когда вас должны были об этом предупреждать?

Похожие вопросы

Куда написать жалобу, когда соседи (частный сектор) спускают канализационные стоки в пруд. Как их привлечь к ответственности.

В деревне есть многоквартирные дома и частные сектора. С жителей МКД за вывоз ТБО собираем деньги, а частный сектор мусор кидают в контейнера МКД. Администрация не содействует в сборе денег. Как быть?

Имею частный дом в частном секторе в черте города. Частный сектор не газифицирован, и нет никакой инфраструктуры. Магазины, школы, почта, поликлиники (детская и взрослая), детский сад, находятся не ближе 5-7 км от частного сектора.

Можно ли такое поселение считать сельским.

На решение м/с первой инстанции подана апелляционная жалоба (в которой были и требования относящиеся еще и к частным жалобам). М/с дает время 5 дней для предоставления доказательств участникам дела по апел-й жалобе, после чего отсылает Ж. в районный суд, который определением предлагает разделить требования апелляционной жалобы на частные жалобы и апелляционную в срок 15 дн. В течении указанного срока внесены соответствующие разделения жалоб на дату подачи первой апелляционной жалобы. М/с снова назначает 5 дней (с даты регистрации подачи разделения частных и апелляционной жалоб) для участников дела на предоставления доказательств, хотя изменений в требованиях и доводах не менялось.

- Правомерны ли действия мирового судьи первой инстанции на предоставление дополнительного срока на предоставление доказательств, если требования и доводы при разделении частных жалоб не менялись?

Как написать заявление на установку фонаря в частный сектор.

Напротив моего дома в частном секторе находится производство. Производят теплицы, ковка, сварочные работы. Весь частный сектор недоволен. Что можно предпринять что бы закрыть это производство?

Я живу в селе где имеются как многоквартирные дома так и частный сектор. Мне нужно написать коллективную жалобу в водоканал о слабом давление воды, в жилых домах (Душем пользоваться нельзя т.к. газовая колонка отключается, а бывает колонка включается только ночью после 12:00). А в частном секторе вообще её нет в летний сезон.

Как правильно и по закону сообщить должнику о том, что ему отказано в коммунальной услуге? Вот такой необычный спор вынужден был разрешать Верховный суд РФ.

Сергей Михеев/РГ

Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ. Проблема долгов по ЖКХ - одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов - это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.

Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.

Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.

Без письменного предупреждения, отключить коммунальную услугу неплательщику не так просто, как кажется на первый взгляд

В нашем случае такое письмо "счастья" адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное - по мнению Верховного суда РФ, это "не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги".

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем - неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.

Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили "без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток".

Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.

Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном "ограничении режима потребления электрической энергии". Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.

Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.

"Ограничение режима потребления электрической энергии" - проще говоря, отключение света - произошло12 сентября .

Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики "не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения" о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.

А отсюда вывод - значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.

Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет - незаконное.

Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона "О защите прав потребителей". А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Еще один важный момент - пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления. Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: