Особенности профилактической работы суда и прокуратуры

Обновлено: 26.04.2024

В процессе решения своих задач правоохранительные органы вносят существенный вклад в предупреждение преступности. Для некоторых из этих органов предупреждение преступлений и иных правонарушений относится к числу основных обязанностей (например для органов внутренних дел согласно ст. 10 Закона о милиции РФ). Надо отметить, что профилактические функции правоохранительных органов реализуются главным образом на специально-криминологическом и индивидуальном уровне.

Среди правоохранительных органов ярко выраженную профилактическую направленность имеют: прокуратура, суд, органы внутренних дел и федеральной безопасности.

quest10Прокуратура осуществляет профилактическую функцию следующим образом. Путем общего надзора за исполнением законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, используя для этого предусмотренные законом формы: опротестовывать незаконные решения; выдавать предписание по устранению нарушений закона; возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство; выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает соответствующих должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и принятию достаточных мер по их устранению.

Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих контроль и социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.

Далее, профилактическая функция реализуется в деятельности следственных подразделений прокуратуры. Согласно закону следователи по конкретным уголовным делам обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносить представления об их устранении в соответствующие организации и должностным лицам.

И, наконец, на органы прокуратуры возложена обязанность по координации деятельности местных правоохранительных органов по борьбе и предупреждению преступности.

quest11Профилактическая функция судебных органов выражается в следующем. Вынося справедливый приговор по уголовным делам или решение по гражданским спорам, суд обеспечивает индивидуальную и специальную превенцию. Это прежде всего достигается посредством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение к наказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативного влияния отдельных его субъектов (постановление о лишении родительских прав).

Профилактический эффект оказывает проведение выездных судебных заседаний по месту концентрации обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или правонарушений (по месту работы или жительства). Он состоит в нейтрализации негативных факторов микросреды, устранении криминальной мотивации, необратимости наступления последствий в виде справедливого наказания.

Наконец, профилактическая функция судов реализуется посредством вынесения, наряду с приговором, частных определений. Опираясь на объективные данные, собранные на предварительном следствии и подтвержденные в судебном заседании, о причинах и условиях, непосредственно приведших к данному преступлению, суд инициирует процесс их устранения или нейтрализации.

Федеральная служба безопасности наделена широкими полномочиями в осуществлении предупредительной деятельности. К ее основным задачам и соответственно функциям, определенным федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности» отнесены нейтрализация враждебной деятельности иностранных служб и отдельных лиц, защита государственных тайн и секретов, информирование руководства страны об угрозе безопасности России. ФСБ располагает аппаратом следствия и на основе норм уголовно-процессуального закона осуществляет выявление и предупреждение причин и условий совершения различных преступлений. Совместно с другими органами служба безопасности должна бороться с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой оружия и наркотиков, пресекать деятельность незаконных вооруженных формирований и преступных групп, а также общественных объединений и лиц, ставящих целью насильственное изменение конституционного строя в стране.

quest12Основную тяжесть работы в профилактике преступлений несут органы внутренних дел. Важная роль в предупреждении общеуголовной преступности принадлежит службе криминальной милиции и прежде всего подразделению уголовного розыска. Оно ведут борьбу с убийствами, разбойными нападениями, телесными повреждениями, изнасилованиями, грабежами и другими преступлениями. В поле зрения уголовного розыска находятся ранее судимые и иные лица, ведущие антиобщественный образ жизни и могущие в силу этого встать на преступный путь. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, эти подразделения выявляют причины и условия совершения преступления, лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступления; принимают меры по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной. При обнаружении признаков подготовки преступления сотрудники уголовного розыска осуществляют документирование этих противоправных действий для последующего реагирования в уголовно-процессуальной форме. Совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления, обеспечивают безопасность лица либо имущества, на которое возможно преступное посягательство, принимают предупредительные меры, исключающие возможность совершения данного преступления.

Сотрудники уголовного розыска осуществляют целенаправленную работу по выявлению и разобщению преступных групп подростков, обнаруживают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством. Взаимодействуя с участковыми инспекторами милиции и подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, сотрудники уголовного розыска информируют их о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним мер профилактики.

В профилактике экономических преступлений важную роль играют подразделения борьбы с экономическими преступлениями (БЭП). Используя специфические методы, в том числе оперативно-экономический анализ, сотрудники подразделения по экономическим преступлениям изучают развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрного комплекса) и затем вырабатывают меры упреждающего характера. По фактам вскрытых хищений, хозяйственных и должностных преступлений аппарат БЭП обеспечивает своевременное информирование органов государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений. Сотрудники БЭП активно взаимодействуют с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, налоговой полицией, органами по валютному и экспортному контролю, по антимонопольной политике. Они осуществляют совместно с ними планирование и проведение целевых комплексных операций, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в области экономики. Служба БЭП, активно взаимодействуя со средствами массовой информации, оказывает общепрофилактическое воздействие, формируя общественное мнение в сфере защиты экономики от преступных посягательств.

Профилактическая деятельность службы милиции общественной безопасности осуществляется следующими подразделениями: подразделениями участковых инспекторов, отделами по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, подразделениями патрульно-постовой службы, лицензионно-разрешительной службы, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, подразделениями вневедомственной охраны.

Особое значение в профилактической работе ОВД имеют участковые инспектора, которые первыми получают информацию о бытовых конфликтах, о конкретных правонарушениях и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни. Осуществляя предупредительные мероприятия, участковые инспектора предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств. Участковые инспектора непосредственно осуществляют административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы, ведут индивидуально-профилактическую работу с другими лицами, состоящими на учете милиции; принимают участие в рейдах, целевых проверках мест массового отдыха и других объектов. В нормативных документах МВД РФ подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов милиции должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних осуществляют комплекс мер по профилактике правонарушений и безнадзорности подростков. Их сотрудники ведут профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора; несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности с законом об амнистии; несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия; несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетних, систематически совершающих правонарушения, влекущие за собой наложение административного взыскания.

Подразделения патрульно-постовой службы милиции предупреждают преступления на постах и маршрутах патрулирования. Осуществляя патрульно-постовую службу, сотрудники подразделения проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением, выявляют условия, способствующие совершению преступлений на улицах и в других общественных местах, информируют о них дежурного ОВД. Патрульно-постовая служба пресекает правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, выявляет места концентрации преступных групп подростков, а также устанавливает лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, занятие проституцией или азартными играми, употребление наркотических средств.

Подразделения лицензионно-разрешительной службы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законодательством выдают организациям, предприятиям и учреждениям разрешения на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов. Они выдают гражданам в установленном порядке разрешения на приобретение, хранение гражданского оружия, осуществляют его перерегистрацию. Осуществляя контроль за частной детективной и охранной деятельностью, сотрудники подразделения выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензий и регистрации в соответствующих органах, принимают меры по пресечению их незаконных действий. Они обеспечивают постоянный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности огнестрельного оружия и специальных средств, порядок их приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством.

В предупреждении автотранспортных преступлений и дорожных происшествий ведущую роль играют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Их сотрудники контролируют техническую исправность автомототранспорта и состояние дорог, устанавливают и поддерживают безопасный режим дорожного движения, обеспечивают допуск к управлению автотранспортными средствами лиц, имеющих соответствующую подготовку и водительские удостоверения, принимают меры административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения. Подразделения ГИБДД проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта; взаимодействуют с аппаратами уголовного розыска по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств; выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению.

Подразделения вневедомственной охраны осуществляют профилактику краж. Его сотрудники осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации, установленной на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих. Взаимодействуя с другими службами органов внутренних дел, сотрудники вневедомственной охраны выявляют и перекрывают каналы хищения, пресекают посягательства на охраняемую собственность.

Профилактикой преступлений занимаются и другие подразделения и службы ОВД.

Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений органов внутренних дел показывает, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для предупреждения преступности.

Профилактика преступности – задача, подлежащая решению на каждом направлении и деятельности прокуратуры. В процессе реализации каждого из направлений работы прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.

Важное значение для предупреждения преступности (преступлений) имеет осуществляемый прокуратурой надзор. В силу ч.2 ст.1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» прокуратура РФ осуществляет: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.[20]

Надзор может осуществляться, например, путем прокурорских проверок, путем направления поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий и так далее.

Например, в процессе надзора за исполнением законов в сфере хозяйственной деятельности прокуратура осуществляет раннюю профилактику преступности путем обнаружения и устранения фактов бесхозяйственности, расточительства, финансовых нарушений, ненадлежащей охраны государственной собственности, нарушений, создающих благоприятные условий для совершения преступлений.

К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Профилактические функции выполняются при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, причины преступлений и способствующие им условия; проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для устранения выявленных причин и условий преступления.

На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.

Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснить механизм их влияния на поведение подсудимого. Важное предупредительное значение имеет обвинительная речь прокурора, в которой он обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, вскрывают его причины и условия.

Прокуратура осуществляет профилактическую деятельность на научной основе. Статистическая отчетность органов прокуратуры включает и данные, связанные с воздействием деятельности прокуратуры на криминогенные факторы. Прокуратура имеет в своей системе Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, который является Всероссийским криминологическим центром. Выделены базовые прокуратуры дел апробации рекомендаций, разрабатываемых этим институтом.

Среди государственных органов и организаций важная роль в предупреждении преступлений отводится суду. При этом суды обладают широкими и благоприятными возможностями, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью – почти всеми её видами, формами и разновидностями. Особо следует подчеркнуть роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения, с которых обычно начинается преступное поведение, осуществляющих тем самым и профилактическую деятельность.

Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением им своей основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Таким образом, вынося справедливый приговор, то есть избирая вид наказания, суд осуществляет борьбу с преступностью, а следовательно, и предупреждение преступлений.

Наказание есть уголовно-правовой инструмент суда в борьбе с преступностью, а следовательно, и предупреждения преступлений. Более того, инструмент этот по своей карательной направленности наиболее жесткий. В арсенале наказания имеется: смертная казнь (ст.59 УК РФ, которую на законодательном уровне в России еще никто не отнял); пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (более тридцати лет) (ст.56 УК РФ), штрафы (ст.46 УК РФ). Более репрессивного инструмента право как российское, так и других государств не знает. Поэтому уголовное наказание является главнейшим инструментом уголовно-правовой борьбы с преступность. И этот инструмент законодатель вложил исключительно в руки суда.

Обвинительный приговор суда является одной из форм реализации негативной уголовной ответственности, оказывая действенное общее и частное превентивное воздействие. Между тем п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ предусматривает возможность вынесения обвинительного приговора и без назначения наказания. Предупредительное воздействие негативной уголовной ответственности без реализации в форме наказания проявляется и в самом факте вынесения обвинительного приговора суда, несмотря на то, что, например, лицо в связи с изменением обстановки освобождается от наказания (ст.80.1 УК РФ), оно и совершенное им деяние подверглись государственному осуждению.

Достаточно часто судами применяется такая мера специального предупреждения преступлений, как условное осуждение (ст.73 УК РФ), превентивный эффект которого достаточно высок. На это указывает то, что на условно осужденного может быть возложено судом исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании или венерического заболевания и другое (ч.5 ст.73 УК РФ).

Содержание уголовно-правового предупреждения преступлений определяют также иные средства, предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст.90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст.97-104 УК РФ). Данные средства относятся к специально-предупредительным мерам, которые направлены на устранение причин и условий совершения преступлений. В свою очередь, только суд наделен правом применения к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50 УПК РФ) и принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).[21]

Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе, что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения.

Непосредственно профилактическую функцию выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, трудовых, хозяйственных (арбитражных) дел частные определения (постановления). Они опираются на те же доказательства, что и приговор, решение, фиксируя причины и условия, непосредственно приведшие к данному преступлению или иному правонарушению, связанному с гражданским спором, конфликтом и так далее; направлены на предупреждение совершения аналогичных преступлений (либо иных правонарушений другими лицами, для которых они могут стать «ступенькой» к преступлению). Частные определения (постановления) выносятся в адрес руководителей тех предприятий, организаций, учреждений, отдельных должностных лиц и граждан, которые обязаны и правомочны выполнить требования суда об устранении выявленных им обстоятельств, способствующих совершению преступления. Они также направляются вышестоящим управленческим звеньям, если судом установлено, что лицо уклоняется от исполнения ранее направленных представлений следственных органов об устранении причин и условий совершенного преступления. Оставление должностными лицами без рассмотрения частного определения (постановления) суда либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несовременный ответ на частное определение влекут ответственность за неуважением к суду.

Наконец, профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщение судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности. Ведение судебной статистики судебным Департаментом при Верховном суде РФ и нижестоящих судах превращает их в держателей криминологической информации, необходимой для прогностических и профилактических целей.

Заключение.

В работе рассмотрена профилактика преступлений. Было дано понятие профилактики преступлений, раскрыты задачи, а также основные цели профилактики преступлений, рассказано о правовой основе предупреждения (профилактики) преступлений. Во второй части работы были описаны меры профилактики. Поскольку преступность – явление социальное, то было отмечено, что для ее предупреждения должны в комплексе использоваться не только специальные (криминологические) меры, но и общесоциальные меры (то есть преобразования в экономике, политике, культуре, образовании и других сферах жизни общества). В заключительной части работы было рассказано о деятельности основных субъектов профилактики преступлений, то есть о профилактической деятельности правоохранительных органов: органов внутренних дел, прокуратуры, суда.

В заключении, хотелось бы предложить некоторые профилактические мероприятия, которые могли бы способствовать уменьшению количества совершаемых преступлений:

1) Ввести общественный контроль за всеми телевизионными каналами (как государственными, так и частными), чтобы не допускать транслирование передач, в которых пропагандируется насилие, убийства, наркомания и прочие противоправные, античеловеческие поступки. Особенно важно не допускать транслирование таких передач в дневное и вечернее время, когда их смотрят дети и подростки.

2) Для детей, подростков, молодежи уже с детских садов ввести курс профилактики правонарушений применительно к возрасту (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). Для этого серьезно обучить воспитателей. В школах, профтехучилищах, техникумах и так далее ввести обязательный курс по профилактике правонарушений. Но не как формальный предмет, а без оценок, разъясняя доступно, что делать можно, а чего нельзя. Работа эта может быть успешной только тогда, если учитель получит глубокие теоретические и методические знания.

3) Особые внимание обратить на подбор честных, компетентных, неподкупных кадров для работы в правоохранительных органах, обеспечив им материальный достаток. С этой целью проводить ежегодную аттестацию сотрудников. Для повышения уровня квалификации сотрудников правоохранительных органов следует хотя бы раз в год проводить курсы повышения квалификации.

4) Судам необходимо более активно включаться в деятельность по предупреждению преступлений (больше выносить частных определений (постановлений); проводить выездные судебные заседания; выступать в трудовых коллективах, в СМИ.

5) Руководителям организаций и предприятий усилились правовое воспитание сотрудников, не оставлять без внимания частные постановления судов; принимать меры по полученным частным постановлениям, (причем не формально, а качественно, чтобы не допускать подобных правонарушений в будущем).

6) Установить общественный контроль над правоохранительными органами. Для этого каждые полгода правоохранительные органы должны выступать перед общественностью с отчетом о своей деятельности. Для этого, например, можно образовать некий общественный орган района, города, субъекта федерации, федерации, состоящий из представителей исполнительной, законодательной (представительной) властей, общественных организаций. Общественные слушания открыты для населения. Каждый гражданин имеет право выступить со своими замечаниями и пожеланиями. Решения этого общественного органа не имеют обязательного (императивного) характера, но принимаются в расчет при последующей деятельности правоохранительных органов. Этот общественный орган наделен полномочием информировать вышестоящие правоохранительные органы о необходимости принятия тех или иных мер.

7) Значительно усилить ответственность и престижность участковых милиционеров. С этой целью: повысить зарплату участковым; резко сократить участки, чтобы участковый милиционер мог дойти до каждой квартиры; усилить связь участкового с населением участка; при каждом участке создать народную дружину в помощь участковому; выделить под участки вместительные помещения и оборудовать их для общественников-помощников; постоянно ставить отчеты участковых на общественном органе района (или города).

Итак, профилактика (предупреждение) преступлений имеет большое значение. Именно она позволяет не допускать массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями. Именно профилактическая деятельность направлена на то, чтобы не допустить гибели большого количества людей, причинения огромного материального ущерба гражданам и государству в целом. Еще Чезаре Беккариа в 18 веке писал о том, что «лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни».

Деятельность прокуратуры Камчатского края по надзору за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечению и предупреждению преступности несовершеннолетних и преступлений в отношении детей осуществляется на постоянной основе.

Вопросы состояния преступности несовершеннолетних и в отношении детей, координации и эффективности деятельности органов и учреждений профилактики, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении, находятся в сфере постоянного внимания.

Обеспечено должное взаимодействие и системный обмен информацией со всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На регулярной основе проводятся проверки исполнения законов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних органов полиции, иными органами профилактики. Здесь проверяется работа по выявлению и учету юных правонарушителей и их родителей, в том числе отрицательно влияющих на детей, организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних. В учреждениях здравоохранения и социальной защиты проверяются качество и полнота, своевременность оказываемых услуг детям, в том числе – находящимся в социально-опасном положении.

В каждом случае дается оценка эффективности и результативности мер, принятых по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

По результатам проверок выявлены факторы, снижающие эффективность профилактической работы, причины и условия, этому способствующие. Некоторые нарушения носят единичный характер, но установлены просчеты системного характера, в целях устранения которых прокуратура принимает соответствующие меры.

В 2019 году в сфере профилактики выявлено 300 нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 32 протеста, внесено 68 представлений, по которым приняты меры, к дисциплинарной ответственности привлечены 75 должностных лиц.

Большинство нарушений (180 или 60 %) выявлено в деятельности подразделений УМВД. Они обусловлены формальным подходом к организации индивидуальной профилактической работы с подростками, отсутствием должного межведомственного взаимодействия в решении вопросов занятости, организации досуга, оказания психологической и социальной помощи, поддержки, реализации программ индивидуальной реабилитации.

В деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав выявлено 108 нарушений, в том числе при реализации государственных полномочий по утверждению межведомственных программ и координации индивидуальной профилактической работы, контролю их выполнения, привлечению социально ориентированных общественных организаций к участию в этой работе. Прокуратурой края о выявленных нарушениях проинформирована краевая комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Камчатского края.

Помимо внесения актов прокурорского реагирования прокурорами реализуются комплексные меры, направленные на устранение нарушений, повышение эффективности прокурорского надзора, уровня межведомственного взаимодействия, усиление координации деятельности.

В 2019 году вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних и преступлений в отношении детей, упущения в этой работе рассматривались в прокуратуре края на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов, а также на двух заседаниях постоянно действующей межведомственной рабочей группы по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних и преступлений, совершенных в отношении детей. В начале года реализовывался комплекс мероприятий, разработанный участниками межведомственной группы в декабре 2018 года. Данные вопросы неоднократно обсуждались на оперативных рабочих межведомственных совещаниях при первом заместителе прокурора края и старшем помощнике прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Создание и активная работа вышеназванной межведомственной рабочей группы, в состав которой входят городские и районные прокуроры, руководители УМВД, СК РФ, УФСИН, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края принесло положительные результаты.

Были изменены подходы и ориентиры уголовно-процессуальной и профилактической деятельности, сделан акцент на адресное применение уголовно-правовых и профилактических мер, имеющих воспитательный потенциал.

Регулярный анализ причин и условий, способствующих совершению подростками преступлений, изучение правоприменительной практики позволили не только выявлять недостатки и упущения, препятствующие скоординированной работе органов дознания, следствия, органов и учреждений системы профилактики, но и совместными усилиями вырабатывать эффективные формы и методы взаимодействия, направленные на решение поставленных задач.

По каждому факту совершения повторного, тяжкого и особо тяжкого преступления несовершеннолетним, прокурорами проводится общенадзорныая проверка полноты и эффективности профилактической работы со стороны органов и учреждений системы профилактики, что позволяет прокурорам вскрывать нарушения в этой работе и оперативно на них реагировать.

В ситуации неоднократного совершения подростками преступлений, налажено взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следственных органов и суда в вопросах применения мер пресечения и уголовно-правовых мер, соизмеримых с особенностями личности подростков и обстоятельствами совершенных ими деяний.

Результаты деятельность рабочей группы положительно оцениваются всеми ее участниками.

Активно проводятся мероприятия правового просвещения, разъяснительная работа с несовершеннолетними, с их родителями, иными законными представителями, которым разъясняются их права и обязанности, установленная законом ответственность.

Эти мероприятия по предложению прокуратуры края включены в «Перечень дополнительных мер по противодействию криминальным проявлениям в отношении несовершеннолетних, в том числе связанных с популяризацией среди них криминальной субкультуры, в Камчатском крае», утвержденный распоряжением Губернатора Камчатского края от 12.09.2017 № 1107-р.

В 2019 году прокурорами во всех районах края проведена работа, направленная на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, молодежи и несовершеннолетних. Эта работа велась совместно с представителями Следственного управления Следственного комитета РФ по Камчатскому краю, УМВД России по Камчатскому краю, органов профилактики.

Подросткам разъяснялись понятие и виды ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений. Освещались вопросы антинаркотической тематики, негативного влияния алкоголя и табакокурения, криминальных проявлений в отношении несовершеннолетних в сети «Интернет», безопасного поведения в кибер-пространстве, предупреждения и преодоления агрессивного, конфликтного поведения подростков, воспитания нравственных, личностных качеств, формирования позитивного отношения к людям, обучения навыкам общения и социального взаимодействия и побуждения подростков к сотрудничеству и взаимопониманию, противодействия вовлечения в деструктивные сообщества.

Вопросам правового просвещения уделялось отдельное внимание в рамках мероприятий, посвященных Всероссийскому единому дню оказания бесплатной юридической помощи детям и 30-летию Конвенции о правах ребенка.

Мероприятия проведены в 69 образовательных, социальных учреждениях, детских оздоровительных лагерях в форме лекций, бесед, викторин, участие в которых приняло более 2100 несовершеннолетних.

Представители прокуратуры края приняли участие во встрече с учащимися 9-11 классов, проведенной в игровом формате «Правовой лабиринт», Мероприятие состоялось на базе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям». Также приняли участие в круглом столе на тему «Демография как вектор развития будущего поколения», проведенном Общественной палатой Камчатского края с участием студентов.

Во исполнение Плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Камчатского края по борьбе с преступностью на 2019 год прокуратурой края и в рамках служебной подготовки проведено 4 семинарских занятий с городскими, районными прокурорами, сотрудниками органов предварительного расследования по вопросам применения уголовно-правовых и профилактических мер по противодействию преступности несовершеннолетних.

Разработаны совместные методические рекомендации «Расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних и поддержание по ним государственного обвинения в суде».

Комплекс принятых мер, повышение эффективности надзорной деятельности положительно сказались на состоянии законности и подростковой преступности, способствовал упорядочению деятельности органов и учреждений профилактики, улучшению взаимодействия правоохранительных органов с органами и учреждениями профилактики, повышению эффективности выявления, раскрытия и расследования преступлений,

По итогам 2019 года на 30,8 % сократилось число преступлений несовершеннолетних (с 214 до 148), на 15,3 % снизилось число лиц, принявших участие в их совершении (со 177 до 150), на 12,2 % — лиц, ранее совершавших преступления (с 41 до 36).

Число преступлений, совершенных в отношении детей, сократилось на 5,6 % (с 247 до 233).

Эти вопросы в прокуратуре Камчатского края находится на постоянном особом контроле, поскольку за каждой единицей статистики стоит жизнь и здоровье детей.

Реализация мер, направленных на повышение эффективности надзорной, координационной деятельности и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики преступности несовершеннолетних и преступлений, совершенных в отношении детей, будет продолжена.

Организация процесса профилактики преступлений должна осуществляться таким образом, чтобы соотношение его эффективности и затрачиваемых средств было оптимальным. Под эффективностью в данном случае понимается уровень достижения целей профилактики, и прежде всего предупреждения совершения новых преступлений. Следует учитывать, что подозреваемые и обвиняемые в подавляющем большинстве имеют стойкую антисоциальную либо асоциальную ориентацию, их поведение в той или иной мере отклоняется от существующих в обществе норм. Поэтому профилактика преступлений этих лиц представляется сложным делом. Речь идет не только о выполнении требований ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК РФ. На практике следователям зачастую приходится сталкиваться с игнорированием предъявляемых законных требований к должностным лицам, руководителям предприятий и учреждений по вопросу устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Одной из основных функций в деятельности следственных подразделений является предупреждение преступлений, правовое воспитание членов общества в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование законопослушного поведения, предупреждение возможности совершения как подозреваемыми и обвиняемыми, так и иными лицами новых преступлений.

Отсюда, органы предварительного следствия осуществляют не только уголовное преследование, но и профилактическое воздействие на преступность посредством индивидуальных мер воздействия, а также иных специальных криминологических мероприятий. Уголовно-процессуальный закон указывает на необходимость принятия профилактических мер, позволяющих оказать существенное воздействие на причины и условия совершения преступлений и на те негативные отношения подозреваемых и обвиняемых, которые непосредственно связаны с преступностью (пренебрежение к труду, человеку, обществу, нормам человеческого общежития и т.д.).

В криминологической литературе такую разновидность профилактики принято называть социальной профилактикой, предметом которой являются не только правонарушения, преступления, но и иные социальные отклонения, включая пьянство, наркотизм, проституцию, политический, религиозный экстремизм, суицид, другие виды девиантного поведения, нарушающие правовые, моральные, иные нормы человеческого общежития. Она является наиболее предпочтительной в отношении подозреваемых и обвиняемых, поскольку отмеченные факторы стали причиной или условием их криминального поведения. Профилактика представляет собой самую раннюю и наиболее сложную стадию предупреждения, объектами которой выступает не криминальная деятельность сама по себе, а ее детерминанты. К их числу следует относить:

- внешние факторы, определяемые средой, в которой может развиваться преступная деятельность, а именно: характер межличностных связей, социально-ролевые особенности лиц, склонных к девиантному, делинквентному поведению, виктимологическая картина. Применительно к рассматриваемой проблеме следует подчеркнуть важное значение обеспечения неукоснительного соблюдения принципа законности, охраны прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых на досудебных стадиях. Неадекватные и несправедливые действия и требования руководства следственного органа и следователей могут вызвать резкую волну протестных настроений подозреваемых и обвиняемых и, как следствие, противоправных действий, преимущественно насильственного характера. Серьезную опасность представляют конфликты среди самих подозреваемых и обвиняемых, являющихся соучастниками по уголовному делу, либо вместе содержащихся под стражей. Подобные ситуации - питательная среда для противоправной деятельности, они делают процесс расследования преступлений контрпродуктивным. Объектами профилактической деятельности органов следствия должны быть:

- причины и условия, которые выступают детерминантами преступности;

- любое правонарушение, акт неповиновения и даже нестандартного поведения, поскольку они представляют собой обстоятельства, непосредственно продуцирующие криминальную активность;

- психологические особенности, ценностные ориентации, мотивация подозреваемых и обвиняемых, склонных к девиантному поведению, их установки, способности, возможности по реализации последних;

- состояние контроля со стороны официальных органов и лиц, в чью компетенцию входит организация и осуществление мер по предупреждению правонарушений, выполнение представлений следователя.

Как свидетельствует практика, профилактическая работа в органах предварительного расследования должна строиться с учетом криминогенной ситуации по месту расследования и тех преступлений, за совершение которых лицо привлечено в качестве подозреваемого и обвиняемого. Наиболее типичными преступлениями, совершаемыми подозреваемыми и обвиняемыми, являются: преступления против жизни, здоровья и половой свободы личности (убийство, причинение различной степени вреда здоровью, изнасилование и др.); преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабежи, вымогательство и т.д.); хулиганство, незаконный оборот оружия и боеприпасов, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Для правильной организации профилактической работы в период предварительного следствия недостаточно лишь установить причины, условия, а также иные детерминанты преступлений и правонарушений, необходимо также адекватно интерпретировать, объяснить, оценить, иными словами, подвергнуть научно достоверной криминологической диагностике соответствующие обстоятельства и события, явления и процессы с тем, чтобы доказать причинно-следственные связи там, где они непосредственно не даны в ощущениях. Например, совершение грабежей и разбоев, получившее в последнее время некоторую тенденцию к росту, следует рассматривать как факт, который должен быть сопоставим с другими социальными явлениями и событиями на макро-, микро- и индивидуальном уровнях. Это означает, что необходимо выявить не только типичные детерминанты, но и индивидуальное преломление последних, оказавшее непосредственное воздействие на систему мотивации подозреваемого и обвиняемого, совершившего данное преступление.

Особенность профилактической работы в период предварительного следствия заключается и в том, что причины, условия, иные детерминанты рассматриваемого типа преступности во многом связаны с сущностью предстоящего наказания в виде лишения свободы. Уже одно то, что наиболее криминально зараженные люди принудительно водворяются в деформированные сообщества, которые только по недоразумению можно назвать коллективами, в потенции содержит условия, способствующие реализации антиобщественной ориентации, которая у многих из осужденных, несмотря на применение наказания, сохраняется. Значительная часть осужденных обречена на длительное безделье, существование впроголодь в невыносимых бытовых условиях, на жизнь в изначально агрессивной среде, на беспросветное будущее.

Существенное ограничение социальной сферы, являющейся основой положительной мотивации для любого человека, чаще всего восполняется в период предварительного следствия особенностями отношений между подозреваемыми и обвиняемыми в местах содержания под стражей той жизнью, к условиям которой они вынуждены адаптироваться, приспособиться. Характер такого рода отношений во многом определяется традициями криминальной субкультуры. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых наполняемостью в тысячу и более человек с криминологической и управленческой точек зрения неэффективны, поскольку затрудняют проведение индивидуально-профилактической работы.

Таким образом, особенностью профилактической работы в период предварительного следствия является то обстоятельство, что в качестве профилактических мер выступает не только принудительно-репрессивное воздействие на подозреваемых и обвиняемых, составляющее сущность меры пресечения, но и дополнительные профилактические мероприятия, связанные с устранением или блокированием причин и условий преступности, вынесением представлений в адрес руководителей предприятий и учреждений.

В период предварительного следствия осуществляется общая и специальная, в том числе индивидуальная, профилактика. Общекриминологическая - реализуется персоналом следственных подразделений, представителями общественных организаций, религиозными учреждениями, отдельными гражданами и должностными лицами. Основное предназначение общекриминологической профилактики - недопущение рецидивной преступности.

Специально-криминологическая профилактика включает в себя мероприятия применительно к разным видам преступлений и криминального поведения, группам подозреваемых и обвиняемых. Их осуществляют службы безопасности следственных изоляторов, оперативные аппараты не только ФСИН России, но и ФСБ, МВД России и других ведомств. Специально-криминологический уровень профилактики должен органично дополнять и конкретизировать общекриминологическую профилактику.

Органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной информации сигнализировать о необходимости учета тенденций этих ситуаций в содержании крупномасштабных мер общепрофилактического уровня.

Индивидуальная профилактика осуществляется в период предварительного следствия, как правило, в отношении лидеров отрицательно настроенных группировок, «воров в законе», «авторитетов» преступного мира (организованной преступности), наиболее активных участников преступных групп и группировок отрицательной направленности и других категорий подозреваемых и обвиняемых, представляющих оперативный интерес.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: