Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

Обновлено: 25.04.2024

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к ст. 125 ГК РФ

1, 2. Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При выступлении от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью, их правовая природа в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

Государство выступает в гражданских правоотношениях в большинстве случаев через свои органы (как законодательные, так и исполнительные): Федеральное Собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства), которые действуют в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичные правила действуют и в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Помимо государственных органов в гражданских правоотношениях от имени государства могут выступать физические и юридические лица на основании делегированных им полномочий (п. 3 ст. 125 ГК).

Указанная норма в общем виде закрепляет возможность участия в гражданском обороте представителя государства, каковым может выступить как гражданин, так и юридическое лицо (в том числе в случае необходимости и государственный орган при наличии у него статуса юридического лица). Правовым основанием этому служат нормативные акты Российской Федерации и принимаемые во исполнение их уполномоченными на то органами государства решения по осуществлению представительских функций. Так, согласно п. 4 Указа Президента РФ от 10.06.1994 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (в ред. от 05.10.2002) представителями государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, могут быть как государственные служащие, так и иные граждане Российской Федерации.

Речь идет о частном случае приобретения государственными и муниципальными образованиями гражданских прав и обязанностей через действия органов власти, юридических лиц и граждан по их специальному поручению. Оформлено делегирование полномочий может быть, например, выдачей доверенности органом власти государственному или муниципальному служащему на совершение действий от имени государственного или муниципального образования.

Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

1. Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, юридические лица, осуществляющие по решению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обращаются в суды с исками и выступают в судах соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти также вправе обращаться в суд с исками в защиту государственных интересов.

3. Защита прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как собственников имущества финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случаях представления государственных интересов или интересов муниципального образования, а также в случаях защиты государственных интересов.

4. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными.

5. Денежные средства, полученные от взыскания штрафных санкций за неисполнение обязательств по сделкам приватизации государственного или муниципального имущества, подлежат перечислению в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Защита муниципальной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 10 "Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" "Довод кассационной жалобы предпринимателя о необходимости проведения торгов (в форме открытого аукциона) в отношении спорного земельного участка в связи с тем, что после публикации уполномоченным органом информации о возможности его предоставления, от иных лиц, в том числе, от предпринимателя, поступили конкурирующие заявки, ошибочен. Предусмотренная абзацем вторым пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ обязанность органа местного самоуправления по опубликованию информации о возможности предоставления земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности, направлена на защиту прав лиц, фактически использующих такой земельный участок, для его приобретения в льготном порядке. Положения пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ направлены на преимущественное предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения лицу, добросовестно использовавшему его до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой участок, на льготных условиях, и не предполагают проведения в отношении него публичных процедур (организации торгов)."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 132 Конституции РФ Иное толкование означало бы приоритет в защите права федеральной государственной собственности в ущерб права собственности муниципального образования на соответствующее имущество, что по смыслу статей 8 и 132 Конституции Российской Федерации и статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации является недопустимым."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Защита муниципальной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения 12. Соотношение положений п. 2 ст. 615 ГК РФ (о праве арендатора передавать права на арендованное имущество другим лицам) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при передаче арендатором прав на государственное или муниципальное имущество

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Рекомендации по заключению договора Требования указанных стандартов применяются в добровольном порядке (ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"). При этом в силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до принятия соответствующих технических регламентов они подлежат обязательному исполнению в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные акты: Защита муниципальной собственности

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13
"Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданским кодексом не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества другими органами. Поскольку полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города, иск заявлен комитетом по управлению имуществом города в защиту права муниципальной собственности, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.


Рассматриваются способы управления публичной собственностью и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц в сфере управления публичной собственностью.

И.Ю. Синдеева,

И.О. Воробьева,

Е.В. Черникова,

Рассматриваются способы управления публичной собственностью и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц в сфере управления публичной собственностью. Авторы предлагают меры по предотвращению нарушений права государственной и муниципальной собственности.

Ключевые слова: государственная и муниципальная собственность, приватизация, учет государственного и муниципального имущества, защита права.

В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) в нашей стране признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В советском гражданском праве приоритет отдавался государственной форме собственности. При этом излагалась мысль о том, что по мере продвижения к коммунизму личные потребности граждан в большей степени будут удовлетворяться за счет общественных фондов. В статье 10 Конституции СССР 1977 года было указано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. При этом личная собственность граждан занимала вовсе не равнозначное положение с государственной собственностью.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее – ГК РФ) не предусматривает никаких особых способов защиты права государственной и муниципальной собственности и не дает государству, муниципальному образованию никаких преимуществ. Напротив, в п. 4 ст. 212 ГК РФ указано, что права всех собственников защищаются равным образом. И это правильно. Никаких особенных прав одной категории собственников и не должно предоставляться. Речь о другом: всегда ли для защиты права публичной собственности используются все предоставленные законом возможности?

Объектами государственной и муниципальной собственности выступают недвижимые и движимые вещи, т. е. особо ценные, уникальные объекты. Значит, все мы заинтересованы в эффективном управлении, распоряжении государственной и муниципальной собственностью, в ее защите и сохранении. Мы нуждаемся в лесах и реках, посещаем библиотеки и музеи и хотим, чтобы это богатство оставалось доступным.

Правовые особенности, специальный правовой статус имеют не только объекты публичной собственности, но и ее субъекты – публично-правовые образования. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, осуществляющие полномочия публичного собственника, вступают между собой в административно-имущественные отношения в связи с управлением, распоряжением и защитой государственного и муниципального имущества, например, в случае передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, издают административные акты, заключают административные договоры. И даже находясь во властно-подчиненных отношениях по вертикали и административных отношениях по горизонтали, эти лица не всегда достигают согласия в вопросах собственности и обращаются в суд.

Следовательно, только частноправовыми нормами отношения публичной собственности урегулировать нельзя.

Российская Федерация управляет федеральной собственностью через систему федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществляет функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений, а также в порядке и в пределах, установленных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, контроль за управлением, распоряжением, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Это лишь часть полномочий Росимущества.

Таким образом, создана система специальных органов для управления, распоряжения государственной и муниципальной собственностью и для защиты права этой собственности.

Созданы также специальные органы, не только осуществляющие полномочия собственника в отношении федерального имущества, но и выполняющие контрольные, проверочные функции. Среди них – Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура), Феде-ральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Значительные ограничения в праве распоряжения публичной собственностью наложены на государственные и муниципальных унитарные предприятия, учреждения, в ведении которых находится государственное и муниципальное имущество. Они обязаны согласовывать сделки с имуществом, закрепленным за предприятием, собственник вправе изъять у предприятия, учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Договор аренды государственного и муниципального имущества заключается на торгах в соответствии с гражданским законодательством. Порядок аренды государственного и муниципального имущества конкретизирован нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, подробно регламентирующими процедуру передачи в аренду имущества, определяющими ставки арендной платы, утверждающими текст типового договора аренды.

Аренда различных объектов имеет свои особенности и ограничения, прежде всего это касается аренды памятников истории и культуры, земельных участков. Требуется соблюдение охранительных и ограничительных правовых норм при переводе земель из одной категории в другую. Способом охраны и защиты публичной собственности является обязанность арендатора, пользователя заключать охранный договор, подписывать охранное обязательство при передаче в аренду объекта культурного наследия.

В советское время подобные охранительные меры также принимались. Например, памятники архитектуры передавались на баланс организации приказом по Управлению культуры облисполкома согласно перечня с приложением акта определения балансовой стоимости памятников.

На арендаторов нередко возлагается обязанность реставрации объектов культурного наследия. Органом охраны памятников регулярно проводятся проверки исполнения арендаторами обязанностей, предусмотренных охранным обязательством. Выполнение таких мероприятий важно не только для защиты публичной собственности, но и для сохранения объектов мирового культурного наследия, находящихся в нашей стране.

В защиту прав государства и муниципальных образований как собственников имущества вправе обратиться Правительство РФ, уполномоченный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Эти лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случае представления интересов государства и муниципальных образований, в случае защиты государственных интересов. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на их совершение, ничтожны. В конце 1990-х годов в судах часто рассматривались иски о признании сделки приватизации недействительной. Сейчас таких исков стало значительно меньше: закон начал работать. В настоящее время в случае оспаривания сделок приватизации государственного и муниципального имущества суды часто отказывают в иске (см.: [2])

При этом суды по-прежнему рассматривают большое количество дел, связанных с защитой права публичной собственности и других вещных прав, из земельных отношений, из договоров аренды государственного и муниципального имущества, о взыскании имущественных санкций, другие негаторные и виндикационные иски из отношений публичной собственности. Чаще всего предъявляются иски о расторжении договора аренды, взыскании долга по арендной плате, взыскания неустойки, о признании договора аренды расторгнутым, возложении обязанности вернуть арендованное имущество, освободить занимаемые помещения (см.: [3]).

Надзор за соблюдением законодательства в процессе управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Прокуроры проводят проверки соблюдения законодательства органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, оспаривают противоречащий закону правовой акт, вносят представления об устранении нарушений закона, участвуют в рассмотрении дел судами.

Защита собственности публично-правовых образований – задача комплексная, данные отношения регулируются не только гражданским правовым законодательством, но и нормами административного, уголовного права. Важно предупредить противоправные действия в отношении объектов государственной и муниципальной собственности.

1. Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. № 4.

2. Постановления Девятого арбитражного суда от 12.08.2011 № 09АП-18267/2011 по делу № А4-4074/11-3-44; от 01.08.2011 № 09АП-16884/2011-ГК по делу № А40-4465/11-139-6; решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2011 по делу № А40-152500/09-77-875.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Комментарий к ст. 215 ГК РФ

1. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130). Имущество, находящееся в муниципальной собственности - средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, составляет экономическую основу местного самоуправления. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Исходя из положений данной статьи, муниципальным образованиям может принадлежать имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

2. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, другие муниципальные образования. От имени соответствующего муниципального образования его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять в соответствии со ст. 125 ГК РФ органы местного самоуправления.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется, так же как и государственное имущество, на две группы: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну. Однако, при всем сходстве правового режима муниципального и государственного имущества, он различен, что объясняется отличием государственных задач от задач местного самоуправления.

Судебная практика по статье 215 ГК РФ:

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2017 указанные судебные акты отменены, заявленные требования удовлетворены. Суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты первой и апелляционной инстанций, применив соответствующие положения статей 209, 215 , 216, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс), статью 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статьи 8, 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пришел к выводу.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 131, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.33, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статьями 11, 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции до 01.01.2017), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Комитета.

Выводы судов соответствуют статьям 210, 215 , 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и сложившейся судебной практике.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: