Особенности профессионального общения участников уголовного судопроизводства

Обновлено: 28.04.2024

Ссылка для цитирования

Криминальная ситуация в современном российском обществе продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Чтобы избежать уголовной ответственности, преступники используют разные способы и методы воздействия, в том числе запугивание потерпевших, свидетелей, давление на них другими способами, совершают попытки подкупа не только потерпевших, свидетелей, но и должностных лиц правоохранительных органов и судебной системы [2; 3; 6; 8]. С другой стороны, на сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточно реализуемый потенциал ПВ участников уголовного процесса со стороны правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие и расследование преступлений [9; 10].

К профессиональному взаимодействию такого рода необходимо быть готовым, однако и сегодня в системе органов внутренних дел существует проблема, связанная с дефицитом квалифицированных кадров, профессиональным становлением молодых специалистов, которые в силу своей неопытности часто допускают ошибки, связанные с нарушением прав и законных интересов всех участников уголовного процесса, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

Целью проведенного теоретико-экспериментального исследования стало выявление, описание и анализ психологических особенностей профессионального взаимодействия участников уголовного процесса: дознавателей или следователей (в зависимости от вида преступления), специалистов-криминалистов, потерпевших, обвиняемых в различных видах уголовных преступлений (убийство, кража, хулиганство, дорожно-транспортное происшествие).

Теоретическую основу исследования составили культурно-историческая теория Л.С. Выготского (принцип культурного опосредствования, реализованный в концепции межгрупповой адаптации в организациях А.В. Булгакова [1]); концептуальные подходы к изучению социальной мотивации Г. Андреевой, К. Бюлер, Г. Мерфи, Ж. Нюттена, А. Свенцицкого, Х. Хекхаузена, Ш. Чхартишвили, Т. Шибутани, П. Якобсона; положения концепций А.А. Бодалева, А.И. Донцова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, Б.Ф. Парыгина в области взаимодействия и общения.

Для определения влияния профессиональных компетенций участников уголовного процесса на результат профессионального взаимодействия применялся следующий диагностический комплекс [8; 9; 7]: экспертные оценки профессиональных компетенций, моделирование работы дознаватель/специалист-криминалист, психосемантический анализ взаимосвязи профессиональных компетенций и профессионального взаимодействия, оценка психосемантической структуры профессиональных компетенций с помощью техники репертуарных решеток (ТРР) Дж. Келли [4].

Характеристики среды профессионального взаимодействия участников уголовного процесса в ходе раскрытия преступлений определялись авторской методикой экспертной оценки среды ПВ в ходе проведения дознания по конкретному виду совершенных преступлений на основании характеристики среды по О.Н. Маноловой [5]; экспертные оценки проводились по 10-бальной шкале [8].

Эмпирическая база исследования была сформирована на материале психологического обследования участников 90 ситуаций осмотра места преступления или происшествия и дальнейших действий по раскрытию четырех видов преступлений: убийство, воровство, хулиганские действия, дорожно-транспортное происшествие. Исследовательская выборка составила 315 человек, из них сотрудники ОВД — 180 человек (дознаватели — 90 человек, криминалисты — 90 человек), потерпевшие — 70 человек, подозреваемые — 65 человек [9].

Были спланированы и реализованы две серии констатирующего эксперимента. Первая серия эксперимента была нацелена на изучение взаимосвязи профессиональных компетенций участников уголовного процесса и их профессионального взаимодействия, вторая серия — на определение вкладов психологических механизмов профессионального взаимодействия дознавателей с равно- и разно профессионально-статусными группами.

Первая серия эксперимента проводилась как корреляционное исследование. Экспериментальную выборку составили 180 человек, из них 90 дознавателей и 90 специалистов-криминалистов. В качестве независимой переменной эксперимента было сочетание уровней развития профессиональных компетенций взаимодействующих групп. Измерение стандартных, ключевых, ведущих компетенций проводилось с помощью экспертных оценок, опросов; обработка осуществлялась параметрическими и непараметрическими математико-статистическими методами. В качестве экспертов привлекались руководители участников эксперимента, другие члены следственно-оперативных групп. Далее результаты были стандартизированы, что позволило проводить сравнение групп с разными профессиональными компетенциями. Зависимой переменной в эксперименте были показатели профессионального взаимодействия: результативность совместной деятельности, адаптационный потенциал групп, мотивационный потенциал групп, профессиональная приверженность, соответствие субкультуры групп организационной культуре ОВД.

Вторая серия констатирующего эксперимента представляла собой соотнесение результатов корреляционных исследований по выявлению вкладов психологических механизмов профессионального взаимодействия дознавателей с равно- и разно профессионально-статусными группами.

Для уточнения параметров объекта исследования проведен экспертный опрос 62 офицеров полиции, имеющих опыт работы в следственно-оперативных группах. Опрос позволил обосновать выбор детерминируюшей фазы профессионального взаимодействия участников уголовного процесса с различной компетенцией, определить его ключевые фигуры. В результате эксперты выделили дознавателя (следователя) и специалиста-криминалиста, а детерминирующей фазой уголовного процесса был определен осмотр места преступления (происшествия). По мнению экспертов, общий результат уголовного процесса зависит: на 82% — от результата совместной деятельности представителей этих профессиональных групп; на 74% — от профессиональной приверженности членов этих групп; на 67% — от соответствия профессионально-должностных и социально-статусных требований этих групп потребностям и ожиданиям, мотивам, склонностям, интересам других профессиональных групп — участников уголовного процесса. Таким образом, была проведена верификация взглядов и предыдущих результатов исследований в области права и юридической психологии.

Оказалось, что в трехмерном пространстве профессионального взаимодействия «дознаватель (следователь), специалист-криминалист» и «дознаватель (следователь)/специалист-криминалист» сложились три кластера профессиональных компетенций различного уровня развития. Низкий уровень имеют выносливость и физическая сила, уважение к подчиненным и умение вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных. Причем две последние компетенции являются ведущими компетенциями организации, что дает вполне определенный материал для организационной и психолого-педагогической работы руководства ОВД — участников эксперимента. Средний уровень развития имеют в ситуации ПВ все стандартные компетенции и такие ключевые компетенции, как быстрая реакция, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия. Наиболее развитыми являются ведущая компетенция организации — высокая требовательность и ключевая компетенция личности — сильная воля.

Факторный анализ полученных данных позволил определить вес каждого из факторов влияния профессиональных компетенций дознавателей и специалистов-криминалистов на их ПВ.

Фактор 1. Различие в профессиональных ЗУН дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов — вес 0,191 (37%).

Фактор 2. Соответствие мотивационного профиля дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов доминирующей организационной культуре ОВД — вес 0,223 (43%).

Фактор 3. Уровень соответствия профессиональных компетенций дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов компетенциям ОВД — вес 0,104 (20%).

Установив причинно-следственные связи, можно создать модель ПВ, применимую для различных уголовных процессов с достаточной степенью соответствия действительности, что позволит наиболее объективно проанализировать обстановку и принять оптимальное решение. Процесс ПВ детерминирован разрешением противоречий, возникающих в системе взаимодействия объективно-ситуативных, индивидуально-личностных и межгрупповых факторов, составляющих изучаемую ситуацию. В качестве основных таких противоречий выступают: уровень стандартных компетенций — противоречие между реальным уровнем знаний, навыков, умений и нормативными требованиями специалистов, входящих в следственно-оперативную группу, включая ПВ «дознаватель (следователь)/специалист-криминалист»; уровень ключевых компетенций — противоречие между психологическими качествами, ресурсным потенциалом членов групп-участников эксперимента и организационной культурой конкретного ОВД; уровень ведущих компетенций — противоречие между стремлением членов следственно-оперативных групп к оптимальным действиям в реальных условиях уголовного процесса и необходимостью отрабатывать разнообразные методы, обеспечивающие положительную оценку выполнения профессиональных задач, даваемую руководителями ОВД.

По полученным данным построена трехфакторная модель используемых дознавателями (следователями) психологических механизмов ПВ во взаимодействии с группой потерпевших. Единый комплекс может быть описан следующим образом.

1. Психологический механизм ПВ «Межгрупповой неадаптивности» определяется суммированием адаптационных факторов. Общий вес данной группы факторов составляет 14%. У членов взаимоадаптирующихся групп нет желания доминировать, они ведомы в профессиональной деятельности, в отношениях. В группах нет четко выделенных лидеров, как среди дознавателей (следователей), так и среди потерпевших, способных взять на себя ответственность за принятие и выработку путей окончательного решения уголовного дела. Выражен отрицательный показатель по критерию интернальности, в группе дознавателей преобладает показатель экстернального контроля, говорящий о склонности списывать происходящие процессы и их причины на внешние обстоятельства.

2. Психологический механизм ПВ «Организационной идентификации» определяется суммой организационно-субкультурных факторов. Общий вес данной группы факторов составляет 20%. Дознавателей (следователей) не удовлетворяет культура, в которой они находятся. Они отрицают культуру порядка, в которой развиваются, где формальные правила, плавность и размеренность профессиональной деятельности являются основной характеристикой. Четкие правила и рутинность мешают им достичь высокого уровня адаптивности. Отсутствует желание поддерживать плавный ход дознания. В целом, фактор характеризуется отсутствием культуры творчества при наличии культуры порядка. И поскольку нет ярко выраженных динамичных, творческих и новаторских продвижений, то культура творчества не проявляется, отсутствует потребность быть креативным и анализирующим дознавателем.

3. Психологический механизм ПВ «Совместной деятельности» определяется через сумму выявленных мотивационных факторов. Общий вес данной группы составляет 38%. Для профессиональной группы дознавателей актуальны потребности в высокой заработной плате, в хороших условиях работы, в ее четком структурировании. Есть стремление быть полезным ОВД, соответствовать поставленным целям. Выражена потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации. Такое сочетание мотивов является своеобразным индикатором стресса или беспокойства, которые могут возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в профессиональной жизни. Поэтому для снижения уровня беспокойства дознаватели (следователи) стремятся структурировать свою деятельность. В профессиональной группе нет четких лидеров, способных взять на себя ответственность за постановку задач, поэтому отсутствует потребность ставить для себя сложные цели и достигать их. Вся ответственность возлагается на формального руководителя (начальника отдела дознания).

Аналогично по результатам факторного анализа создана трехфакторная модель психологических механизмов профессионального взаимодействия группы потерпевших при краже. Она представляет собой совокупность факторов.

1. Психологический механизм ПВ «Межгрупповой неадаптивности». Общий вес составляет 20%. Потерпевшие характеризуется высоким уровнем эмоционального дискомфорта. Нередки неуверенность, подавленность, вялость; возможно это следствие большого количества трудных ситуаций, с которыми они столкнулись в ходе дознания.

2. Психологический механизм ПВ «Организационной идентификации». Общий вес — 37%. Члены группы не довольны организационной культурой, в которой они находятся. По сути, они неявно (открыто) отрицают культуру порядка и дела, хотят развиваться в культуре отношений или творчества. Им не хватает пространства для развития своих творческих способностей. Успех для них означает предоставление уникальных и новых отношений и контактов.

3. Психологический механизм ПВ «Совместной деятельности». Общий вес — 43%. Для данной группы важна потребность в четком структурировании работы, в социальных контактах и формировании долгосрочных отношений. Именно на этом факте необходимо строить систему мотивации для потерпевших. Для потерпевших не важна оценка дознавателем их деятельности, они не хотят завоевывать признание со стороны других, что частично свидетельствует об отсутствии симпатии к сотрудникам ОВД, носит отпечаток воздействия их отрицательного имиджа. Для потерпевших не обязательно чувствовать собственную значимость или испытывать внимание со стороны дознавателей.

Следует подчеркнуть, что на проявления ПМ групп с различным статусом в ситуациях рассмотрения различных видов преступлений влияет схожесть структур ПМ дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Структуры психологических механизмов профессионального взаимодействия дознавателей (следователей) с потерпевшими при расследовании преступлений (в %, n=90 человек.)

Рис. 2. Структуры психологических механизмов профессионального взаимодействия дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов в ходе различных видах уголовных процессов (в средних по виду преступления, в %, n=180 человек)

Далее был проведен корреляционный и кластерный анализ ПМ и дескрипторов сред. Было выявлено, что высокоорганизованная среда соответствует специфическим ПМ, ее уровень взаимосвязан со структурой ПМ, а повышение уровня организованности способствует проявлению вполне определенной насыщенной структуры ПМ. Высокоорганизованной среде соответствует доминирование ПМ «Организационной идентификации», организованной среде — ПМ «Совместной деятельности». Все сотрудники ОВД оценивают высоко устойчивость, а наиболее низко — эмоциональность. Оценки параметров среды сотрудниками ОВД в целом сопоставимы с соответствующими оценками других участников уголовного процесса. Полученные результаты свидетельствуют о значительной включенности дознавателей (следователей) во все аспекты жизнедеятельности ОВД, об их большей активности в уголовном процессе. В подавляющем большинстве случаев значения показателей средовых параметров по оценке дознавателей превышают аналогичные показатели по оценке потерпевших.

Таким образом, оценка среды ПВ дознавателями (следователями) имеет существенные отличия, обусловленные профессионально-психологическими особенностями, что позволяет сформулировать положение о соответствии среды ПВ уголовного процесса, которая комплементарна для дознавателей (следователей), поэтому является для адаптивной, принимаемой и устойчивой.

Итак, проведенное исследование позволило экспериментальным путем выявить структуру профессиональных компетенций дознавателей (следователей) и специалистов-криминалистов, а также противоречия стадии дознания для каждой профессиональной группы в процессе профессионального взаимодействия [4].

Булгаков А.В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 10(153). С. 37—59.

Кокурин А.В., Петров В.Е. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 7(35). С. 111—123.

Кондратьев М.Ю. Социально-психологический вариант техники репертуарных решеток // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 103—110.

Орлова Е.А., Орлова Ю.Л. К вопросу о диагностике профессионально важных качеств личности юриста // Материалы XII Междунар. науч.-практ.конференции «Проблемы экономики и информатизации образования». Тула, 2015. С. 132—136.

Петров В.Е., Кокурин А.В. Особенности применения пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел // Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 40—47.

Шашкова И.А. Изучение психологических механизмов межгрупповой адаптации участников уголовного процесса на основании принципа культурного опосредования // Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи». М.: МГППУ, 2018. С. 67—70.

Шашкова И.А. Развитие профессиональной Я-концепции следователя (дознавателя) в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов // Психология обучения. 2018. № 2. С. 64—71.

Характерной чертой познавательной деятельности суда является то, что процесс познания истины протекает в условиях активного, открытого общения участников судебного разбира-тельства. Общение в зале суда необходимо отнести к процессуаль-ной форме профессионального общения, т.е. строго оговоренной процессуальным законодательством коммуникативной проце-дуре. Такая регламентация призвана обеспечить благоприятные условия для исследовательской деятельности суда.

Отрицательное психологическое воздействие на позна-вательные процессы, особенно в начале судебного заседания, может оказывать пространственная организация помещения, в котором приходится находиться участникам судебного про-цесса. Поэтому, готовя судебное заседание, особенно в непри-способленных для этого помещениях, следует заранее проду-мать расположение будущих участников процессуального общения, чтобы их визуальные контакты отрицательно не влияли на процесс получения показаний от допрашиваемых лиц. В специально оборудованных залах суда такая обстанов-ка постоянно поддерживается особым расположением соот-ветствующей мебели, мест для будущих участников процесса, аудитории. И даже когда свидетель проходит в зал суда, объ-ективно должны быть созданы условия, исключающие прямое визуальное воздействие на него заинтересованных лиц.

Психологические особенности судопроизводства

Здесь мы подошли к важнейшему компоненту процессу­ального общения в зале суда - судебному допросу. По сравне­нию с допросом в ходе предварительного следствия допрос в суде имеет подчеркнуто ритуализированную форму с предос­тавлением права председательствующему отклонять любые вопросы, которые, по его мнению, не имеют отношения к де­лу. При рассмотрении уголовных дел основная масса свидете­лей, потерпевших, а также подсудимые допрашиваются, как правило, после того, как они уже ранее давали показания в ходе предварительного следствия. Поэтому нередко они вос­производят не только информацию, воспринятую и запом­нившуюся им в связи с какими-то событиями по делу, но и то, что они ранее показывали следователю. Данное явление объ­ясняется вполне объективными закономерностями памяти, в частности так называемым ретроактивным торможением, бла­годаря которому происходит забывание ранее воспринятого материала под влиянием последующего его воспроизведения. Тем более, когда свидетеля допрашивают несколько раз, проис­ходит своего рода непроизвольное заучивание того, о чем он рассказывал следователю. Председательствующему, ведущему допрос в суде свидетелей, необходимо иметь в виду данную за­кономерность, особенно в тех случаях, когда видно, насколько свидетель «привязан» к своим прежним показаниям, данным во время предварительного следствия, как часто он использует фразеологию, несвойственную его образовательному, культур­ному, интеллектуальному уровню развития.

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что в допросе того или иного свидетеля, потерпевшего в суде принимают участие различные участники процесса. И хотя каждый из них декларирует единственной целью установление истины, тем не менее, в тактико-психологическом плане участники допроса нередко действуют на основе собственных интересов. Последнее особенно наглядно проявляется в эмоциональной окрашенности вопросов, в различного рода репликах, заяв­ляемых ходатайствах. Своеобразная атмосфера повышенного, обостренного внимания к личности допрашиваемого, к тому, что и как он говорит, осознание опосредованного влияния его

показаний на окончательные выводы суда подсознательно довлеют над ним. И в этом отношении можно говорить о пси-хологическом воздействии на допрашиваемого не только по-ведения отдельных участников процесса, но и самой проце-дуры судебного следствия, что не может не вызывать у него состояния психической напряженности, некоторой затормо-женности психических процессов (мышления, памяти), рече-вого поведения, особенно в начале судебного следствия, пока не завершится процесс адаптации к обстановке в зале суда.

Обстановка в зале, пространственное расположение в нем участников судебного процесса, тональность, доброжела-тельность обращения к допрашиваемым лицам членов суда должны помочь им в короткое время адаптироваться к новым, необычным для них условиям, исключающим посторонние раздражители, прямое визуальное воздействие иных лиц, кро-ме состава суда, пока судом не будет предоставлено право прокурору, подсудимому, его защитнику задавать вопросы свидетелю (потерпевшему).

В ситуации судебного допроса с психологической точки зрения значительно возрастает роль публичного разъяснения свидетелю его процессуальных прав и обязанностей. Сама процедура разъяснения должна помочь свидетелю сформиро-вать у него установку говорить правду. Обращение председа-тельствующего по делу к лицу, вызванному в зал судебного заседания в качестве свидетеля, должно подчеркивать сугубо процессуальный характер отношений, исключающий влия-ние каких-либо прежних его ролевых позиций. Тональность, расстановка пауз и ударений в обращении к свидетелю долж-ны показывать всем присутствующим серьезность происхо-дящего и подчеркивать ответственность лица за уклонение от выполнения им своих процессуальных обязанностей.

Допрос ведется в спокойной, сдержанной манере. Не следует перебивать допрашиваемого, если он говорит по су-ществу дела, сразу же выражать ему недоверие, проявлять не-обоснованную подозрительность. Задавая вопросы, следует учитывать интеллект, особенности мышления, характер доп-рашиваемого. Вопросы не должны быть громоздкими, содер-

Психологические особенности судопроизводства

жащими такой объем информации, который оставляет доп­рашиваемому возможность отвечать только «да» или «нет». Во время допроса, когда решается судьба человека, недопус­тимы снижено разговорные формы обращения к участникам процесса, шутливый тон и т.п

Во время допроса подсудимого в манере постановки ему вопросов, в тональности, с которой они произносятся, не долж­ны проявляться преждевременная оценка доказательств, пред­взятое, заранее сложившееся мнение по делу. В высшей степени внимательно следует относиться к изменениям показаний доп­рашиваемым, тщательно выясняя мотивы такого поведения. Да­леко не всегда можно рассматривать всякое изменение показа­ний только как попытку ввести в заблуждение суд.

Повышенное внушающее воздействие на психику доп­рашиваемого может оказывать так называемый перекрестный допрос, в котором принимают участие судьи, обвинители, за­щитники и другие лица. При этом председательствующий должен умело управлять всем ходом допроса, устраняя во­просы, не имеющие отношения к делу. Во время перекрест­ного допроса необходимо следить за тем, чтобы вопросы не дезорганизовывали психические процессы допрашиваемого, не сбивали ход его мыслей, не вызывали состояние неоправ­данной напряженности, а напротив, помогали бы ему наи­более полно вспомнить обстоятельства дела и точнее с по­мощью привычных для него речевых оборотов передать суду интересующие сведения.

Весьма специфической формой профессионального об­щения, присущей судебной деятельности являются судебные прения, состоящие из обмена речами обвинителей, защитни­ков и других участников процесса в зависимости от того, рас­сматривается в суде уголовное дело или какой-либо граждан­ско-правовой спор.

К речи участников процесса, особенно представителей обвинения и защиты, во время судебных прений предъявля­ются дополнительные требования. В психологическом отно­шении речь, обращенная к судебной аудитории, к участни­кам процесса, должна строиться таким образом, чтобы ее со-

держание легко воспринималась всеми присутствующими, несмотря на их различное умственное развитие, тот или иной ритм мыслительной деятельности, чтобы содержание речи проходило, как образно говорил известный судебный деятель А.Ф. Кони, сквозь «призму их творческого воображения».

Судебный оратор должен рассчитывать не только на ум, проницательность тех, к кому он обращается, но и на их вооб-ражение, наглядно-образное мышление. Важную роль в акти-визации образного мышления участников процесса во время судебных прений играют настроение, эмоциональное состоя-ние, переживания, которые вызываются у присутствующих словами и поведением ораторов. Вот почему судебная речь должна содержать не только правовую оценку содеянного, но и его нравственную характеристику, соответствующую миро-воззрению, социальным ценностям современного общества. Кроме того, сильное воздействие на эмоциональное состояние судебной аудитории во время прений оказывает не только со-держание речей, но и сопровождающие их интонация, то-нальность, в которой произносятся те или иные слова, умест-ность и своевременность всех этих невербальных, в том числе и жестово-мимических, средств коммуникации.

Отличительной особенностью речи участников процес-са, и в первую очередь представителей обвинения и защиты, является полемически доказательственный характер изложе-ния ими исследуемых обстоятельств, побуждающий ораторов прибегать к анализу доказательств, опровергать противопо-ложную точку зрения, если она противоречит их собственным убеждениям. И здесь, в частности при произнесении обвини-тельной речи рекомендуется не начинать анализ с наиболее ярких доказательств.

Выступающему в суде оратору, чтобы содержание его речи было воспринято всеми присутствующими в зале судебного засе-дания, необходимо привлечь внимание к ней. Говорить следует достаточно громко, внятно, отчетливо, немонотонно, вырази-тельно и вместе с тем просто, чтобы сказанное было слышно и понятно всем присутствующим в зале суда. В речи должна чувст-воваться уверенность, убежденность, нравственная сила.

Психологические особенности судопроизводства

Выступающему в суде можно дать следующие рекомендации. Получив слово, не торопитесь начинать говорить, не кашляй­те, не расстегивайтесь, не держите руки в карманах. Подняв­шись со стула, помолчите несколько секунд, сделайте не­большую паузу, а затем приступайте к речи. Помните, что ваши первые слова должны привлечь внимание. Если возник­ло затруднение, начните с нескольких общих, незначитель­ных слов, чтобы придать своей речи естественный тон, а затем уже, избегая общей фразеологии, переходите к изложению сути дела. Если необходимо вступление, постарайтесь, чтобы оно было как можно короче и проще. Избегайте привычных для таких случаев речевых оборотов и штампов об исключи­тельной важности дела и т.п. Обращаясь к присутствующим, оторвите взгляд от своих бумаг на столе, посмотрите в зал (на судей, своего оппонента, с которым собираетесь полемизиро­вать), задержите свой краткий взор на ком-либо из аудитории как будто обращаетесь именно к нему (визуальный контакт). Держитесь естественно, но с достоинством, без ненужного по­зерства, говорите без нарочитой риторики, фальшивого па­фоса. С таким же достоинством и уважением относитесь к другим участникам процесса. Не допускайте снижение разго­ворных форм языка. Не употребляйте различного рода цита­ты, редко встречающиеся и малопонятные публике выраже­ния. В данной ситуации в контексте с исследуемыми, обычно весьма будничными обстоятельствами дела такие ссылки ча­ще всего выглядят неуместными и скорее будут свидетельст­вовать о стремлении оратора, воспользовавшись случаем, блеснуть красноречием, эрудицией, что ни в коей мере не вы­зовет к нему симпатии у присутствующих, а самое главное -не увеличит среди них числа сторонников его взглядов. Жес-тово-мимические реакции выступающего должны соответст­вовать содержанию речи, смыслу и значению сказанных им фраз, тональности речи. Содержание следует излагать после­довательно, с опорой на доказательства. Каждая новая мысль должна вытекать из предыдущей, чтобы переход от одного обстоятельства к другому был естественным и логичным. Для поддержания внимания аудитории на должном уровне, ино-

гда бывает полезно делать краткие отступления, не уводящие слушателей далеко в сторону от главной мысли. В конце речи целесообразно подвести итог сказанному, дать окончательную правовую оценку изложенным фактам, а затем обратиться к суду с просьбой принять то или иное решение по делу, осно-ванное на нормах права, учитывающее смягчающие или отяг-чающие обстоятельства, особенности личности того, чья судь-ба решается в суде

Психологические особенности судопроизводства

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

1.1. Познавательно-удостоверительная, реконструктивная, поисковая, коммуникативная деятельность следователя. Особенности профессиональной деятельности следователя

Профессиональная деятельность представителей различных служб и подразделений системы правоохранительных органов, в том числе и органов следствия, имеет определенную специфику, существенным образом отличающую ее от других видов деятельности.

Деятельность следователя осуществляется в рамках основной досудебной стадии уголовного судопроизводства, направлена на установление и доказывание юридически значимых обстоятельств по уголовному процессу.

Цель следственной деятельности - это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины по уголовному делу при расследовании преступлений.

От профессионального мастерства следователя, полноты и достоверности информации по уголовному делу в ходе предварительного расследования зависит качество расследования уголовного дела. Поэтому основная задача следователя - качественное расследование уголовных дел.

Следователь, как и сотрудник любого структурного подразделения системы правоохранительных органов, должен иметь теоретическую базу знаний как в области права, так и психологии, которые помогут успешно выполнить профессиональные обязанности.

В ходе проведения исследований в области психологии личности высоких результатов добиваются сотрудники правоохранительных органов, владеющие знаниями не только права, но и практической (юридической) психологии.

Чтобы быть квалифицированным специалистом, профессионалом в следственной деятельности необходимо знать следующее:

  • основные законодательные акты Российской Федерации;
  • нормативно-правовую базу системы МВД России;
  • роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
  • основы уголовно-процессуального регулирования деятельности органов предварительного следствия, прокуратуры и суда;
  • нормативно-правовые акты, регламентирующие процессуальную и организационную деятельность следственных аппаратов;
  • правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью;
  • теоретические основы классификации преступлений;
  • особенности профессионального общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми лицами);
  • формы и методы взаимодействия с сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, оказывающими помощь как в раскрытии, так и расследовании преступлений, с сотрудниками прокуратуры, суда;
  • формы и методы организации работы по расследованию конкретных преступлений;
  • особенности принятия процессуальных, тактических и организационных решений;
  • типичные приемы производства следственных действий;
  • основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел;
  • изменения и дополнения в законодательной базе, а именно в нормативно-правовых актах МВД России и иных актах, имеющих отношение к расследованию преступлений и деятельности следственных подразделений;
  • основы квалификации преступлений;
  • тактику и методы раскрытия и расследования преступлений;
  • организацию предварительного расследования;
  • проведение и фиксирование следственных действий;
  • основные требования учетно-регистрационной дисциплины, правила работы со служебными документами и соблюдения режима секретности при производстве предварительного следствия;
  • основы психологии, педагогики в организации работы и повседневной профессиональной деятельности;
  • основы криминальной психологии;
  • психологию личности преступника;
  • психологию преступного поведения;
  • социально-психологические особенности личности преступника;
  • типологии и классификации личности преступника;
  • психологию криминальной среды и преступных сообществ;
  • психологию организованных преступных групп и методы борьбы с организованной преступностью;
  • основы психологии предварительного расследования;
  • психологические особенности следственных действий;
  • приемы и методы воздействия на допрашиваемых лиц.

В своей профессиональной деятельности следователь должен уметь:

Необходимо отметить, что профессионального следователя определяет:

  • высокий уровень правосознания, социальная ответственность;
  • честность, мужество, совестливость, принципиальность;
  • непримиримость в борьбе с нарушениями закона, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность;
  • преобладание мотивов социальной значимости в сфере профессиональной деятельности, развитая мотивация к достижению цели, выраженная мотивация к самоактуализации.

Учитывая особенности профессиональной деятельности следователя, психологи выделяют различные типы личности следователей (по подходам к расследованию уголовного дела).

  1. Следователи-эвристы склонны расследовать сложные, запутанные, малоинформативные на исходных этапах дела, но их способность к эвристическому поиску нередко сопряжена с низкой коммуникативной и организаторской способностью.
  2. Следователи-коммуникаторы отличаются повышенной наблюдательностью, большим объемом и распределением внимания при менее развитых эвристических возможностях. Высокое развитие коммуникативных качеств делает их более способными к установлению контактов с различными людьми, получению значимой информации в процессе умело организованного общения.

Типы личности следователей (по степени и качеству самоанализа) делятся следующим образом.

  1. Следователи - «от меня зависит все» - свои достижения и неудачи связывают преимущественно с личностными качествами - компетентностью и рациональностью своих действий. Такие следователи отличаются повышенной ответственностью за свои решения.
  2. Следователи - «от меня ничего не зависит» - связывают свои неудачи с независящими от них обстоятельствами. Обычно недостаточно решительны в критических ситуациях, консервативны.

Учет профессионально-типологических особенностей личности следователя необходим при комплектации следственного аппарата, при организации отдельных следственных групп, для эффективного использования следователей при расследовании различных категорий преступлений.

Следователя-профессионала характеризует объективность в оценке и анализе собранного им самим и полученного из различных инстанций материала. Опытные в практическом отношении следователи подчеркивают, что умение вовремя отказаться от внешне заманчивой версии, которая находится в противоречии с другими объективными материалами дела, часто является залогом успеха в деятельности следователя. Эти ситуации важны при расследовании дел, где может иметь место самооговор, в преступлениях с участием несовершеннолетних, а также по делам об убийствах, когда собранных доказательств бывает явно недостаточно для принятия однозначного решения.

Существуют психологические противопоказания к деятельности следователя.

  1. Мотивационно-ценностные: низкий уровень нравственности, бесчестность, корыстолюбие, безответственность в деятельности, недисциплинированность, недобросовестность, выраженная мотивация избегания неудачи.
  2. Интеллектуальные: сниженный интеллект, интеллектуальная ригидность, выраженная эмоциональная деструкция, неразвитое воображение, слабая память, слабая познавательная активность.
  3. Коммуникативные: выраженная интровертированность, властолюбие, цинизм, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная агрессивность, черты зависимости, обидчивость, отсутствие эмпатийности, когнитивная и аффективная ригидность, поспешность и торопливость, растерянность и дезорганизация.

Основная задача следователя - не допустить, а если возникли, то предотвратить и преодолеть эти негативные явления, следователь должен иметь знания как психологии, так и права, уметь правильно и грамотно планировать свою деятельность, которая направлена как на раскрытие преступления, так и качественное расследование уголовных дел.

Далее необходимо остановиться на профессиональных качествах личности следователя, что достаточно важно и значимо.

Правовая охрана основных социальных ценностей общества, а также установление истины при расследовании правонарушений и передача виновных суду – всё это цели следственной деятельности.

Аминов И. И. выделяет 6 компонентов следственной деятельности как разновидности социально-психологической деятельности 1 :

· Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.

· Поисковая (познавательная) деятельность - это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступления.

· Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирование - также результат реконструктивной деятельности.

· Удостоверительная деятельность - это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т. д.

· Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.

· Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и планов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организации людей для коллективного решения профессиональной задачи.

К примеру, обнаружив на месте происшествия труп с признаками насильственной смерти, следователь приступает к разработке, построению и проверке возможных версий о мотивах убийства (самоубийства), о лицах, могущих быть причастными к этому делу, что-либо знающих о нем и т. д. Он планирует и организует процессуальную и оперативно-розыскную работу по розыску и задержанию подозреваемого по данному делу лица. Обнаружив и задержав подозреваемого, следователь должен его допросить с целью получения от него правдивых показаний. При этом успех данного допроса, как и любых других допросов, зависит от того, насколько правильно следователь наладит взаимоотношения с допрашиваемым, т. е. установит с ним психологический контакт, и т. д.

Из вышеуказанного примера следует, что почти все перечисленные компоненты психологической структуры следственной деятельности: познавательный, реконструктивный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный - тесно связаны и переплетаются между собой в единой целенаправленной деятельности следователя.

Деятельность следователя можно охарактеризовать направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц, наличием властных полномочий, широкой коммуникативностью и повышенной ответственностью за принимаемые решения.

К следователю предъявляются особые требования к психике, поскольку постоянно сталкивается с разными проявлениями психики. Существенное значение имеет наличие криминалистического опыта для поиска, правильного выбора и понимания имеющейся информации.

Зачастую следователь получает информацию путем общения. Общение может проходить спокойно, а может носить конфликтный характер. Здесь как отдельный аспект общения будет выступать коммуникация, в процессе которой происходит обмен информацией .

Также необходимостью следственной деятельности является сохранение тайны следствия. Как известно, лицо, которое совершило преступление, стремится узнать как можно больше известной следователю информации в целях уклонения от уголовной ответственности. Преждевременная оглашение всего доказательственного материала может губительно сказаться как на дальнейшем расследовании дела, так и на свидетелях. Умение умолчать о фактах, составляющих следственную тайну, является еще одним критерием самовоспитания, так необходимом в работе следователя. Соблюдение специальных требований конспирации, чтобы не выдать служебных секретов, предотвращает их выход за пределы того круга лиц, которые занимаются данным уголовным делом.

Коммуникативная деятельность следователя

Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.

Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.

Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.

При этом могут возникнуть следующие ситуации:

1) допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;

2) допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;

3) допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);

4) допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.

В следственной практике особенно существенна подготовка следователя к общению с проходящими по делу лицами. Предварительно знакомясь с личностными особенностями каждого проходящего по делу лица, особенностями его поведения, образа жизни, кругом потребностей и интересов, следователь прогнозирует не только свои действия, но и возможные реакции на них партнера по общению, предусматривает позиции этих лиц в отношении обстоятельств дела, существенных для расследования, разрабатывает стратегию и тактику разрешения следственных задач. Любое формально-ролевое общение имеет индивидуальный стиль, обеспечивающий его успех или неуспех. Психологически особенно значимы вступление следователя в общение, установление первичных коммуникативных контактов, определяющих в значительной мере их дальнейшее развитие. Установление коммуникативного контакта — психологическая задача, осложняющаяся в предварительном следствии отрицательной установкой отдельных лиц в отношении представителей правосудия, ослабленностью, агрессивностью, скрытностью, подозрительностью.

В позиции отдельных следователей также могут преобладать отрицательные установки — крайне негативное отношение к антисоциальной личности обвиняемого или подозреваемого и связанные с этим высокомерие, надменность, чувство превосходства и т. п.

Профессиональным качеством следователя является его способность нейтрализовать, затормозить эмоционально-негативное отношение к обвиняемому (подозреваемому). При вступлении в общение с ним следователь должен адекватно отразить психическое состояние допрашиваемого, используя зондирующие коммуникативные действия нейтрального содержания.

При этом могут быть обнаружены два крайних вида психического состояния допрашиваемого — резко возбужденное эмоционально-отрицательное (гнев, возмущение и т. п.) и депрессивно-подавленное (печаль, тоска, уныние и т. п.). Дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний, дабы не усугубить отрицательное психическое состояние этих лиц. Здесь могут повредить невнимательность, небрежность, суетливость, нервозность, подчеркнутая подозрительность, наигранная веселость или суровость.

Установлению коммуникативного контакта содействует все, что повышает уровень психической активности. В большинстве случаев коммуникативный контакт в предварительном следствии создается на основе информации, способной вызвать повышенную ориентировочную реакцию. Следует учитывать актуализированные потребности партнера по общению, его текущие доминанты, которые определяются не столько личностными или профессиональными интересами проходящего по делу лица, сколько проблемами, связанными с расследуемым событием. Цель психического воздействия — преодоление установок на противодействие, убеждение противодействующего лица в необходимости правдивого поведения. Сущность психического воздействия в судопроизводстве состоит не в нагнетании страха и не в соблазнении подследственного лица необоснованными обещаниями, а в убеждении его действенными средствами в преимуществах достойного, честного поведения.

Для этого необходимо знать истинные мотивы запирательства, преодолевать сложившуюся негативную позицию личности, убеждать ее в нецелесообразности избранного поведения. При этом следователь воздействует на положительные качества личности. Унижение личности, выдвижение на передний план ее отрицательных качеств ведет к личностной конфронтации, уходу индивида от нежелательного для него общения.

Не сломить волю подследственного лица, а трансформировать злую волю в добрую — такова психологическая сверхзадача следователя в ситуациях противодействия.

Итак, все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными. Использование каких бы то ни было приемов психического насилия противоправно.

Следователю необходимо знать четкую грань между правомерными и неправомерными приемами расследования: психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица, не направлено на вымогательство угодных следователю показаний.

Тактический прием психического воздействия на участвующее в уголовном деле лицо правомерен при условии, что он не должен:

• основываться на неосведомленности обвиняемого (подозреваемого) или иных лиц в правовых вопросах;

• унижать достоинство личности и ограничивать свободу ее волеизъявления;

• насильственно влиять на позицию виновного, побуждать его к признанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче ложных показаний.

Следователь должен помнить, что гарантия прав личности в судопроизводстве — одновременно и гарантия достижения истины.

Каким арсеналом средств правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию, располагает следователь?

Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:

1) ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;

2) создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;

3) исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;

4) создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

5) система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;

6) совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;

7) использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица;

8) демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от показаний подследственного.

Большое психологическое воздействие на подследственного оказывает предъявление ему вещественных доказательств и раскрытие их разоблачающего значения, возможностей судебной экспертизы.

Следователь учитывает и использует эмоциональные реакции обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного.

Задача 1

Задание. В чем сущность правомерного психического воздействия? Каковы его критерии? Назовите познавательные задачи следователя.

Ответ: Следователь использовал психологическое воздействие - демонстрация допрашиваемому повышенной осведомленности в данном деле (фотографии с места преступления из конверта рассматривались так, будто там находятся доказательства вины подозреваемого). К Кузина возникли подозрения, что за ним вели скрытое наблюдение и потому следователю известны все подробности. Под влиянием этого психологического воздействия он склонился к мысли, что бессмысленно давать ложные показания, и рассказал правду.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: