Союзное собрание в швейцарии это правительство страны парламент страны конституционный суд страны

Обновлено: 27.03.2024

Швейца́рия — номинально конфедерация, а фактически федеральная демократическая республика, состоящая из 26 автономных областей — кантонов. Характерные черты её политического устройства — верховенство права, децентрализация, коллегиальность правительства, сильный элемент прямой демократии, во внешней политике — вечный нейтралитет.

Содержание

Общие сведения

Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1848 году с принятием конституции.

Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.

Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

CH (Confoederatio Helvetica)

До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.

Кантоны

В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.

Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся в 1979 году.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидервальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцель (Аппенцель-Ауссерроден и Аппенцель-Иннерроден).

Общины

Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее количество 2551). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:

  • учёт населения;
  • взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
  • социальное обеспечение;
  • служба местной полиции;
  • здравоохранение;
  • организация школ.

Милиционная система

В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.

Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.

Швейцарский парламент состоит из двух палат – Национального совета и Совета кантонов. Национальный совет представляет народ, а Совет кантонов представляет интересы кантонов. В общей сложности 246 депутатов обоих Советов, избираемых народом каждые 4 года, в Национальный совет – пропорциональными выборами, а в Совет кантонов – мажоритарными выборами.

Федеральное собрание – это орган законодательной власти Швейцарской Конфедерации. Оно состоит из двух палат: Национального совета и Совета кантонов. Обе палаты наделены равными полномочиями, но заседают по отдельности. Период заседаний называется в Швейцарии сессией.

Национальный совет

Национальный совет, так называемая нижняя палата парламента, представляет народ. Он состоит из 200 членов, избираемых сроком на четыре года. Число делегатов от кантона зависит от численности его населения и определяется из расчета один делегат на каждые 40 000 жителей.

Конституция Швейцарии предоставляет одно депутатское кресло для каждого кантона, даже если численность его населения составляет менее 40 000 жителей. Так, лишь одним депутатом в Национальном совете представлены кантоны Аппенцель-Ауссерроден, Аппенцель-Иннерроден, Обвальден, Нидвальден, Ури и Гларус. Самый густонаселенный кантон — Цюрих — направляет в Берн 35 депутатов. Они избираются по принципу пропорционального представительства, который в Швейцарии называется пропорциональными выборами.

Совет кантонов

Совет кантонов, или верхняя палата парламента, представляет интересы кантонов. Он состоит из 46 членов, также избираемых народом на 4 года. Но в этом случае большинством голосов в ходе мажоритарных выборов. Каждый кантон представляют по два депутата, независимо от численности его населения. Исключение составляют шесть полукантонов (Аппенцелль-Ауссерроден, Аппенцель-Иннерроден, Обвальден, Нидвальден, Базель-Штадт и Базель-Ланд), которым предоставлено по одному месту в верхней палате парламента.

Члены Совета кантонов представляют интересы своего кантона, но не получают никаких указаний от кантональных правительств и парламентов.

Область компетенции и работа парламента

Национальный совет и Совет кантонов собираются раздельно друг от друга четыре раза в год на трехнедельные парламентские сессии. Обе палаты обсуждают внесение поправок в Конституцию перед тем, как они будут представлены на рассмотрение гражданам страны. Помимо этого, верхняя и нижняя палаты разрабатывают, изменяют и отменяют законы.

Национальный совет и Совет кантонов минимум один раз в год проводят совместное заседание. Так называемое Объединенное Федеральное собрание проводится, как правило, в декабре. Федеральное собрание в первую очередь избирает членов Федерального совета и федеральных судей.

Федеральное собрание организовано по милиционной системе, то есть большинство его членов ведут свою профессиональную деятельность и в то же время по совместительству исполняют свои обязанности парламентариев. Швейцарский парламентарий уделяет в среднем 60% своего времени работе в парламенте.

Парламент – один из важнейших органов власти, наряду с правительством и судебной системой. Но что это такое, зачем он нужен, что такое палаты, зачем они нужны и, главное, какой должен быть парламент в России?

Что такое парламент? По определению из энциклопедии Britannica, парламентская система – это демократическая форма правления, при которой партия (или коалиция партий) с наибольшим представительством в парламенте (законодательном органе) формирует правительство, а её лидер становится премьер-министром или канцлером 1 . Одно из определений говорит, что парламент — это общегосударственный, представительный орган, чья главная функция в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти 2 . Определение из учебного пособия по конституционному праву выражает суть парламента следующим образом:

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путём принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц 3 .

То есть парламент – это высший законодательный орган государства. Он представляет интересы граждан, и необходим для принятия законов и контроля других ветвей власти. Сами парламенты на сегодняшний день существуют в двух формах: однопалатный и двухпалатный. Давайте попробуем понять различия между ними.

Однопалатный парламент

Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира 4 ), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:

Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны 5 :

  • Они просты и компактны;
  • Обычно избираются всем населением страны напрямую;
  • Все депутаты имеют равный статус;
  • В таком парламенте быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс;
  • Структура парламента понятнее для избирателей;
  • Легче проконтролировать недопущение ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём.

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

  • Недостаточно представлены интересы территориальных единиц государства;
  • Отсутствует противовес в виде второй палаты;
  • Существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья;
  • Парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции.

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент – это парламент, который состоит из двух палат. Обычно это нижняя и верхняя палаты. Нижняя палата считается палатой народа, она играет роль места, где создаются законопроекты, которые далее проверяет сначала верхняя палата, а потом глава государства. Верхняя палата считается палатой регионов, из-за чего чаще всего число депутатов у всех субъектов зачастую одинаковое, хотя это не всегда так. Например, в ФРГ, а именно у её верхней палаты Бундесрат (хоть официально верхней палаты нет, но она ей является де-факто) 69 депутатов, и число депутатов у каждого региона разное и всё зависит от численности населения:

  • До двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) — 3 депутата;
  • От двух до шести миллионов (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) — 4 депутата;
  • От шести до семи миллионов (Гессен) — 5 депутатов;
  • Свыше семи миллионов (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) — 6 депутатов.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Похожие системы функционируют в Австрии, Франции и некоторых других странах. Обычно верхняя палата играет роль фильтра законопроектов, поступающих из нижней палаты. Это необходимо для того, чтобы избежать быстрых и непродуманных решений. Верхняя палата, в отличии от нижней, избирается самыми разными способами, но самых популярных всего два:

  1. Прямые выборы, но со своими отличиями от выборов в нижнюю палату;
  2. Непрямые выборы, то есть граждане не избирают палату – вместо них депутатов избирают региональные парламенты, которые избираются гражданами.

Для описания второго способа возьмём как пример верхнюю палату австрийского Парламента, а именно Федеральный Совет. В Федеральном Совете 61 место. Депутаты избираются парламентами (ландтагами) земель Австрии. Земли представлены разным количеством депутатов (от трёх до двенадцати) в зависимости от численности населения земли федерации.

Что же касается первого способа, то есть прямых выборов, то в разных странах отличия от выборов в нижнюю палату разные. Возьмём для примера Швейцарию, как пример развитой федерации, и рассмотрим верхнюю палату Федерального Собрания Швейцарии, а именно Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии).

В состав верхней палаты (сената) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от их численности населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие). При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что они должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 6 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).

Нижняя же палата, Национальный совет, избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от населения в отдельных кантонах. Исключения составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за размера населения избирается всего 1 депутат.

Обычно срок полномочий членов верхних палат более длительный, чем у нижних палат, и обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (во Франции на 6 лет с обновлением на 1/2 через три года 7 ), хотя встречаются случаи (Польша, Италия, Бельгия и так далее), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

По полномочиям они варьируются от страны к стране, но обычно нижняя палата по закону имеет более широкие полномочия и высшую силу. При этом существуют парламенты, где палаты обладают равными полномочиями – например, Швейцария, где палаты называют малой и большой из-за количества членов.

Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам 8 . Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль. Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

В результате исследования различных работ, где анализируются преимущества и недостатки двухпалатной формы парламента, доктор юридических наук Олег Булаков выделил следующие её достоинства 9 :

  • Две палаты осуществляют взаимное сдерживание в различных вопросах сферы власти;
  • Данная структура парламента наиболее эффективно осуществляет сдерживание исполнительной власти в различных вопросах;
  • Наличие второй палаты парламента позволяет включить больше представителей от избирателей, что особенно важно для многонациональных государств (в частности, для России);
  • Наличие обеих палат предполагает более детальную проработку федеральных законов страны;
  • При подобной структуре вторая палата является дополнительным гарантом в части соблюдения Конституции, так как при ней существуют более длительные сроки рассмотрения спорных вопросов по законопроектам и их социально-общественному обсуждению.

Одновременно с этим у двухпалатной парламентской структуры имеются некоторые недостатки, а именно:

  • Парламент с однопалатной структурой более эффективен в достижении результатов – работа второй палаты нередко излишне усложняет, либо существенно затрудняет процесс принятия законопроектов;
  • Иногда вторая палата может тормозить путь к демократии – в частности, в ситуации, когда члены данной палаты не избираются в принципе, либо избираются, но с применением процедуры непрямых выборов;
  • При двухпалатной структуре законодательной власти существует вероятность конфликтных ситуаций в различных структурах власти;
  • Наличие двух палат может в некотором роде ограничивать доступ к процессу проведения государственной политики, когда окончательная разработка законопроектов управляется объединёнными комитетами;
  • Наличие второй палаты поддерживает существующее на данный момент конституционное устройство государства, нередко представляет интересы только правящей элиты страны и может вести к более консервативной политике в области законотворчества.

Пособие по конституционному праву зарубежных стран также отмечает следующие достоинства двухпалатного парламента 10 :

Однако при такой системе усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. В результате этого не исключено притормаживание прогрессивных начинаний. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики. Ещё один недостаток двухпалатной системы состоит в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий).

В целом двухпалатный тип парламента характерен для федерации, но он есть и в некоторых унитарных республиках – например, в Италии, Чехии, Польше.

В случае России из двух вариантов предпочтительным выглядит двухпалатный парламент, так как это государство является федерацией, что приводит к необходимости отдельной палаты для представительства регионов, и это становится решающим фактором, который влияет на выбор между двумя вариантами, имеющими свои плюсы и минусы.

В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Чтобы понять, в чём здесь загвоздка, давайте разберём, как эта форма парламента работает в РФ.

В чём проблемы российского парламента?

Российский парламент (Федеральное Собрание), ввиду федеративности, состоит из двух палат, и его верхняя палата называется Советом Федерации, а нижняя палата – Государственной Думой.

Первая проблема Федерального Собрания – чрезмерный перекос в сторону полномочий президента страны. Российская Конституция в теории признаёт разделение властей, но на практике ситуация иная. Например, согласно статье 102 Конституции РФ версии 2020 года 11 , Совет Федерации теперь проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

Также СФ теперь консультирует Президента по его предложенным кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Помимо этого, СФ прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.

Ранее сам СФ назначал и освобождал с должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение министров, в первую очередь силовых структур, приводит к тому, что исполнительная власть уже юридически (по закону) находится в значительной степени у главы государства. Это может привести к коррупции, репрессиям неугодных людей, отсутствию контроля за их деятельностью со стороны Парламента РФ.

Судебная система тоже «улетает в трубу» — ранее судья, которого могла убрать только высшая квалификационная коллегия, мог обжаловать это решение, сейчас же это превращается в быструю процедуру. Сама Конституция (ч. 2 ст. 46) предполагает право всех граждан на судебную защиту, которое в силу ч. 3 ст. 56 Конституции не подлежит ограничению. Следовательно, предлагаемые поправки не только нарушают ст. 46 Конституции – право на судебную защиту, но и приводят к сужению независимости судей, так как Президент теперь сможет инициировать отставку главных российских судей, а СФ – отстранять их от работы. Так, если в настоящее время невозможно добиться отставки судьи в обход коллег, то с принятием поправки судебная ветвь власти станет зависимой.

Это один из примеров такого перекоса власти, но он уже показывает, что парламент перестал выполнять уже юридически контроль ветвей власти, что развязывает Президенту руки для установления личной диктатуры.

Вторая проблема — неизбираемость гражданами верхней палаты. Данная проблема существует с 1996 года (так как созыв с января 1994 по январь 1996 был выборным). И хоть система менялась, сама суть осталась прежней, а именно она заключалась в том, что данный орган никак не избирается.

В теории СФ представляет исполнительную и законодательную власть регионов, и в целом это неплохо, ведь в ФРГ (уточним, что там верхней палаты официально нет, но её фактическую роль выполняет орган Бундесрат) и в Австрии подобное реализовано (правда, в ФРГ представлена только исполнительная, а в Австрии — законодательная власть), и система этих федераций, где вторая палата избирается депутатами региональных парламентов, кажется весьма разумной, но мы всё же отдаём предпочтение швейцарской системе, в которой региональные парламенты сами выбирают процедуру выборов своего представителя (при условии их соответствия критериям демократичности).

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Третья проблема заключается в целом в неразвитости демократии и гражданских институтов. Мы поясняли в статьях о политических системах и в статье о том, что такое демократия, что степень развития институтов является важнейшим компонентом, без высокой реализации которого ни однопалатный, ни двухпалатный парламент не будет работать эффективно.

Четвёртая проблема – это засилье «Единой России» и псевдооппозиционных партий. Это одна из величайших проблем современной России, и выражается это в том, что в стране реализована, по сути, система с доминирующей партией (это политическая система, в которой допускаются оппозиционные группы или партии, но одна партия доминирует на выборах 12 ). Данная система эффективна, если она демократична по своему устройству (например, в Швеции, где Социал-демократическая рабочая партия была доминирующей с 1932 по 2006 годы, с небольшими перерывами), но, если система авторитарная, то и партийная система не будет работать эффективно.

Рассмотрим места в Государственной Думе на начало 2021 года 13 :

  • Единая Россия — 336 мест;
  • КПРФ — 43 места;
  • ЛДПР — 40 мест;
  • Справедливая Россия — 23 места;
  • Нефракционные — 2 места (1 — Родина, 1 — Гражданская платформа);
  • Вакантные — 6 мест.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Можно увидеть, что «Единая Россия» занимает 74,66% мест – это говорит о том, что данная партия может принимать любые решения без обсуждения с другими партиями, а также другие партии ничего не могут сделать ввиду малого количества их депутатов.

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Источники

Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

в Швейцарии высший федеральный законодательный орган, избираемый населением на 4 года. Состоит из 2 равноправных палат: Национального совета (200 депутатов) и Совета кантонов (44 депутата). С. с. избирает членов Союзного совета (См. Союзный совет), президента и вице-президента Швейцарии, главнокомандующего армией, председателя и членов Союзного и Союзного страхового судов. К ведению С. с. относятся также вопросы внешних сношений. утверждение бюджета, высший надзор за юстицией и т. д.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Союзное собрание" в других словарях:

СОЮЗНОЕ СОБРАНИЕ — (федеральное) название парламента Швейцарии … Большой Энциклопедический словарь

Союзное собрание — (федеральное) название парламента Швейцарии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Союзное собрание — (федеральное), название парламента Швейцарии. * * * СОЮЗНОЕ СОБРАНИЕ СОЮЗНОЕ СОБРАНИЕ (федеральное), название парламента Швейцарии … Энциклопедический словарь

Союзное государство России и Белоруссии — Союзное государство белор. Саюзная дзяржава … Википедия

Союзное государство России и Белоруссии — Союз России и Белоруссии конфедеративный союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Договор о… … Политология. Словарь.

Союзное государство России и Белоруссии — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Союзное государство России и Белоруссии. История создания и цели — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Союзное государство России и Белоруссии: от соседства к единению — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 года в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 года после обмена ратификационными грамотами между и.о. президента РФ Владимиром Путиным и президентом… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Союзное государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения). рус. Союзное государство белор. Саюзная дзяржава … Википедия

Союзное государство (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения). Союзное государство Специализация: общественно политический Периодичность: ежемесячный Язык: Русский Адрес редакции: Старый Петровско Разумовский проезд, д.1/2 … Википедия

Федеральное собрание (нем. Bundesversammlung , фр. Assemblée fédérale , итал. Assemblea federale , ромш. Assamblea federala ) — парламент Швейцарии, состоящий из двух палат — Совета кантонов (46 членов) и Национального совета (200 членов). Находится в Федеральном дворце в Берне.

Содержание

Основные функции

    (президент)
    (вице-президент)
  • Политические партии
  • Уголовный суд
  • Административный суд
  • Патентный суд
  • Кантоны
  • Муниципалитеты



  • На совместном заседании обеих палат Федерального собрания избираются члены Федерального совета, президент и вице-президент, федеральные судьи, канцлер и командующий армией (в случае кризиса или войны).
  • Федеральное собрание рассматривает прошения о помиловании, осуждённых федеральным судом.
  • Наряду с Федеральным советом и Верховным судом, Федеральное собрание является одной из трёх ветвей власти в стране и выполняет функции законодательного органа.

Комитеты

  • Комитет по иностранным делам,
  • Комитет по науке, образованию и культуре,
  • Комитет по вопросам социального обеспечения и здравоохранения,
  • Комитет по охране окружающей среды, территориальному планированию и энергетике,
  • Комитет по безопасности,
  • Комитет по транспорту и телекоммуникациям,
  • Комитет по вопросам экономики и налогообложения,
  • Политический комитет,
  • Правовой комитет,
  • Комитет общественных работ.

Существуют также несколько наблюдательных комитетов и Комитет по помилованию.

Палаты

Совет кантонов



В состав верхней палаты Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого кантона и по одному от полукантонов независимо от их численности населения.

Каждый кантон сам выбирает процедуру для избрания своего представителя. В кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, в остальных кантонах депутаты избираются большинством голосов.

Национальный совет



Нижняя палата парламента представлена 200 членами, избираемых народом. Выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. Каждый кантон является избирательным округом, который избирает по крайней мере одного депутата в пропорции к численности населения, даже если его население составляет ниже среднего национального уровня населения на одно место (которое составляет 38 000 на конец 2007 года). Таким образом, Цюрих имеет 34 места, Аппенцелль — Иннерроден, Аппенцелль — Ауссерроден, Гларус, Нидвальден и Обвальден имеют каждый по одному.

См. также

Ссылки

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

  • Государственное устройство Швейцарии
  • Парламенты по странам
  • Право Швейцарии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Федеральное собрание Швейцарии" в других словарях:

Федеральное собрание — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

Федеральное собрание (значения) — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, представительный и законодательный орган (парламент (см. ПАРЛАМЕНТ)) Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации 1993 года. Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации (см. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ) … Энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Энциклопедический словарь экономики и права

Федеральное Собрание (ФС) — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Большой юридический словарь

Федеральное Собрание — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ФС) — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: верхней Совета Федерации и нижней Государственной Думы. Палаты Ф.С. заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ … Политология: словарь-справочник

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: