Особенности буксировки несамоходных судов на озерах и водохранилищах

Обновлено: 04.05.2024

Буксировку мелких судов-катеров, небольших барж, шлюпок производят эпизодически при перегоне из одного порта в другой или от места постройки к месту эксплуатации. Легкость корпуса этих судов приводит к сильной рыскливости состава. Поэтому перебазировку таких судов производят только при соответствующих благоприятных метеорологических условиях.

Перед морской буксировкой мелкие суда обычно конвертуют, т. е. плотно задраивают, заваривают, заколачивают, конопатят все отверстия, через которые вода может попасть внутрь судна. Для защиты от разрушительного действия волн к носовым частям мелких судов приваривают специальные щиты. При частичной конвертовке на судне оставляют команду для управления и наблюдения за буксирным устройством, при полной конвертовке команду снимают с судна.

Буксирный состав может состоять из 10—11 мелких судов. Буксирный трос должен быть в этом случае толщиной 40—45 мм при длине 200—300 м. Длина тросов между судами около 100 — 150 м при диаметре 40 мм. Скорость хода каравана примерно равна 5—6 узлам.

Буксирный трос на шлюпке крепят за вторую банку шлюпочным узлом и прихватывают фалинем к носовому рыму. Один матрос должен быть готовым в нужном случае перерубить топором буксирный трос.

Начиная с 1948 г. перегон речных судов морем применяют в больших масштабах. Речные суда можно буксировать поодиночке, а также мелкими и большими группами (до 10 судов и более). Буксировку одного или нескольких речных судов осуществляют одним буксирным или транспортным судном, капитан которого является начальником каравана.

Большие группы речных судов (экспедиции) буксируются несколькими буксирными судами. Экспедицию возглавляет флагманский буксир или транспортное судно, которые обладают более высокими мореходными и ходовыми качествами, чем остальные буксиры. Флагманское судно на буксир судов не принимает, идет впереди каравана и может подойти к любому его судну. Экспедиции придается 2—3 посыльных судна с повышенными мореходными качествами. Экспедиция должна быть очень тщательно подготовлена; командный состав и палубная команда всех судов экспедиции должны в совершенстве владеть, флажной сигнализацией и специальными сигналами каравана. Все суда должны быть закон- вертованы, оборудование закреплено по-походному. На переходе необходима хорошая согласованная работа всех экипажей. Опыт экспедиций показал, что лучшими являются следующие походные порядки:

в открытом море строй стайки, при котором караван состоит из трех колонн: первая и вторая колонны идут строем уступа, третья — несколько поодаль в сторону от средней флагманской; этот строй напоминает форму неправильного клина;

в тумане строй уступа, обеспечивающий взаимную видимость судов; в этом случае суда идут параллельными курсами на расстоянии не более одного кабельтова между колоннами;

в узкостях строй кильватерной колонны.

Флагман постоянно поддерживает связь с берегом и получает регулярно гидрометеорологические прогнозы, что дает возможность своевременно подготовиться и принять меры в случае ухудшения погоды. В условиях Северного Ледовитого океана такая экспедиция должна сопровождаться самолетом — разведчиком ледяной обстановки или вертолетом. Ледовую разведку ближнего действия может осуществлять одно из посыльных судов.

На Черном море известны случаи буксировки 12 речных судов одним буксиром из Одессы и Херсона в Ждановский порт. Длина буксирных тросов в море достигала 200—300 м. При подходе к Керченскому проливу буксирные тросы укорачивались при помощи лебедок и свистовов, а ввод судов в Ждановский порт осуществлялся группами по 3—4 судна.

Рыскливость судов представляет большую трудность при буксировке крупных буксирных составов. Однако при волнении 5— 6 баллов буксировка не приостанавливалась, и только при 6—8 баллах ход уменьшался и караван разворачивался против ветра.


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

и других плавучих объектов - вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных судов (специализированных судов-буксировщиков, ледоколов, грузовых судов), по принятой технологии буксировки, с целью доставки несамоходных или потерявших ход судов и иных плавучих объектов из порта (пункта) отправления в порт (пункт) назначения, а также для выполнения маневровых работ в портах и на подходах к ним. "

Буксирное устройство на буксире

Состав буксирного устройства

Буксирное устройство на буксире


Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Буксирное устройство

Эксплуатация буксирного устройства

Буксирное устройство


1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и.

Буксировка несамоходного объекта

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Буксировка несамоходного объекта


Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи.

Работа буксира при швартовке судна

Подача буксира на буксируемый объект

Работа буксира при швартовке судна


Эта операция может производиться несколькими способами.
В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами :если суда могут стать лагом.

Крепление буксирного кната

Крепление буксирного каната

Крепление буксирного кната


На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных.

Буксир Плутон

Подготовка процедур аварийной буксировки

Буксир Плутон


Назначение данного Руководства - оказание помощи капитанам судов в подготовке процедур для конкретного судна в принятии самых безопасных и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Буксир

Общие положения буксировки

Буксир


Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта.

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1

Виды морских буксировок

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1


Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов.

Буксир буксирует балкер

Типы буксирных линий

Буксир буксирует балкер


Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь.

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке

Буксируемое судно


Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка.

Буксировка платформы МЛСП Приразломная

Особые случаи буксировки

Буксировка платформы МЛСП Приразломная


Буксировка плавучих сооружений:
подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
буксирная линия составная.

Буксировка МЛСП Приразломная

Теоретические основы морской буксировки

Буксировка МЛСП Приразломная


При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление.

Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики (рис. 1). Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, осо­бенно крупнотоннажного судна, при маневрировании в портах и узкостях в по­мощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксиро­вочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капи­танам.

Судно

Рис. 1 Буксировка судна

Состав буксирного устройства

Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обес­печивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсред­ства) или идти на буксире самому.

  • буксирные тросы;
  • буксирные кнехты;
  • буксирные клюзы;
  • вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.

Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартов­ного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).

Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего судна на нос буксируе­мого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими 234 швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки дости­гается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной аквато­рии порта.

Основные детали буксирного устройства специальных судов – буксировщи­ков показаны на рис. 2.

Буксирная арка

Рис. 2 Буксирное устройство судна − буксировщика.
1 – буксирный трос; 2 – буксирный клюз; 3 – мягкий кранец; 4 – буксирная арка; 5 – битенг; 6 – буксирная лебедка; 7 – буксирный гак; 8 – погон; 9 – буксирная дуга

Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являют­ся буксирный трос и гак.

В качестве буксирных тросов применяют как растительный, так и стальной трос. Растительным обычно пользуются при портовых буксировках. Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса — его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400-500 м) или в трос включают две-три смычки якорной цепи. Благо­даря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Боль­шой эластичностью отличаются тросы из синтетического волокна. Поэтому их це­лесообразно использовать при морских буксировках.

Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос (рис. 3). Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Про­стой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен бук­сира, что может привести к опрокидыванию последнего. Быстрая отдача натянуто­го троса обеспечивается применением автоматических и полуавтоматических га­ков. Как те, так и другие имеют откидную часть, которая удерживается в рабочем положении, упираясь в специальную щеколду. При сдвиге щеколды поворотная часть освобождается, гак открывается и буксирный трос соскальзывает с него. У полуавтоматического гака щеколда сдвигается вручную при помощи спускового тросика, проведенного на мостик. Щеколда автоматического гака удерживается от сдвига специальной пружиной, отрегулированной на определенное усилие. В том случае, когда натяжение буксирного троса превышает расчетное усилие, щеколда сдвигается и гак автоматически открывается.Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы.

Гаки

Рис. 3 Буксирные гаки:
а – простой; б – полуавтоматический; в – автоматический

Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установ­ки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1 – 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хоро­шую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскреп­ляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.

Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают не­сколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения бук­сирного гака.

Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Ле­бедка имеет специальное устройство, ав­томатически регулирующее натяжение троса. В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тягового усилия трос авто­матически подбирается.

К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг – чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов. Установка вдоль каждого борта двух – трех битенгов или прочных кнехтов обеспе­чивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы, рас­положенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин наружной об­шивки судна при подходе буксира к борту.

В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране чело­веческой жизни на море, на всех судах должны быть линеметательные устройства для передачи спасательного линя с одного судна на другое, который может также использоваться при передаче буксирного троса в качестве проводника.

Вынужденные буксировочные операции по спасению аварийных судов вы­полняются транспортными судами или буксирами-спасателями. В этом случае ка­питан буксирующего судна на месте решает все вопросы организации и проведе­ния буксировки, а также проводит необходимые расчеты.

Типы буксирных линий

Буксировка одного судна другим осу­ществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (син­тетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + сталь­ной трос; трос + якорь + якорная цепь). Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.

Буксирная линия характеризуется длиной l , стрелкой провеса ƒ и расстоянием между судами х. Длина и стрелка провеса определяют возможности буксирной ли­нии по увеличению расстояния между судами за счет ее упругого удлинения и из­менения формы (рис. 4).

Стальной трос

Рис. 4 Типы буксирной линии.
1 – стальной трос; 2 – якорная цепь; 3 – синтетический трос

Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (под­готовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море – выбор элементов буксирной линии невозможен: используют то, что имеется).

В общем случае, длина буксирной линии зависит от водоизмещения букси­руемого объекта. Минимальная требуемая длина буксирного троса может быть определена по формуле:

l = ( F т / P раз )1800, м

  • Pраз – паспортная разрывная нагрузка буксирного троса;
  • Fm – тяговое усилие.

Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:

  • максимальной скорости буксировки;
  • длины буксирного троса или буксирной линии;
  • прочности буксирного троса или линии.

При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной ско­рости плавания.

Это сопротивление и собственно сопротивление буксировщика преодолева­ются упором гребного винта буксировщика. В некоторых случаях, когда наблю­даются рывки буксирного троса и появляются динамические нагрузки в буксир­ном тросе, возникают усилия большие, чем максимальный упор гребного винта буксировщика. Эти случаи могут встречаться как при буксировке на тихой воде, так и при буксировке в штормовых условиях.

Длина буксирного троса для морской буксировки должна быть такой, чтобы:

  • кильватерная струя буксира не оказывала тормозящего действия на буксируе­мое судно;
  • провес и упругая деформация были достаточными для смягчения рывков бук­сирного каната, которые возникают вследствие качки, рыскания судов;
  • было возможно свободное орбитальное движение обоих судов на волнении.

При этом управляемость буксируемого объекта должна быть удовлетвори­тельной, а его рыскание сведено к минимуму.

Натурные испытания и опыт буксировок показывает, что если длина буксир­ной линии равна трем длинам буксирующего судна, то продольная составляющая в кильватерной струе оказывает настолько малое влияние, что им можно пренебречь. По длине буксирного троса менее 2L влияние кильватерной струи становится довольно заметным.

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Различают следующие виды буксировки:

  • аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
  • плановая буксировка несамоходных судов и объектов (рис. 5);
  • вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
  • в кильватер за кормой на длинном буксирном тросе (основной способ мор­ской буксировки) Lб > 200 м;
  • в кильватер за кормой на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30-40 м;
  • в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);
  • лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
  • методом толкания.

Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.

Морские и океанские букси­ровки производятся на основании требований «Руководства по без­опасной океанской буксировке», разработанных Комитетом по без­опасности ИМО (КБМ/циркуляр № 884 от 21.12.1998 г.). Данное Руко­водство устанавливает комплекс не­обходимых требований к безопасно­сти буксируемых судов или других плавучих объектов, включая плавучие установ­ки, конструкции и платформы в море.

Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписа­ны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции.

Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции. Для этого необходимо:

  • укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
  • снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
  • подкрепить буксирные устройства;
  • обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
  • обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
  • осуществить проработку перехода и наметить вероятные порты-убежища;
  • произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из пла­нируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
  • рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
  • рассчитать остойчивость обоих судов;
  • принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
  • подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
  • произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
  • предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и снятию людей.

Если буксирный караван представляет непосредственную опасность мореплава­нию, морским сооружениям или побережью при разрыве буксирного каната, или по ка­кой-либо другой причине, капитан буксиру­ющего судна обязан передать информацию об этом всеми имеющимся в его распоряже­нии средствами ближайшим судам, а также компетентным властям в первом пункте на побережье, с которым он может установить связь. Во всех случаях меры по возобновлению буксировки буксирного каравана, если он оторвался, должны проводиться в соответствии с хорошей морской прак­тикой, учитывая сезонные погодные условия и район операции.

Для сокращения риска загрязнения количество нефтепродуктов на буксиру­емом объекте должно быть ограничено требованиями безопасности буксируемого объекта и/или буксирующего судна и их нормальной эксплуатации при условии, что удаление нефтепродуктов с буксируемого объекта не создает риска для окру­жающей среды.

Буксировка объекта морем

Буксировка - транспортировка несамоходных плавсредств самоходными.

Различают три способа буксировки:

в кильватер - в основном используется для морских буксировок;

лагом - для буксировок судов в портах;

толканием - для буксировок на реках и озерах.

1. Теоретические основы морской буксировки

Разработаны академиком А.Н.Крыловым. Основные положения теории буксировки сводятся к следующему:

при буксировке на волнении буксирующее и буксируемое суда участвуют в орбитальном движении частиц воды. При этом центры тяжести судов описывают примерно круговые траектории то сближаясь, то удаляясь друг от друга;

максимальное изменение расстояния между судами в результате их орбитального движения не превышает высоты волны;

буксирная линия должна быть устроена таким образом, чтобы позволять судам свободно совершать орбитальное движение, в противном случае в ней возникают инерционные силы в тысячи, а при буксировках крупнотоннажных судов в десятки тысяч килоньютонов, которые приводят к ее разрыву.

2. Типы буксирных линий

Все типы буксирных линий рассматриваются с точки зрения обеспечения свободного орбитального движения судов при буксировке на волнении, которое достигается:

упругим удлинением буксирного каната;

изменением формы буксирной линии за счет ее распрямления;

одновременным изменением формы и упругим удлинением;

изменением длины буксирного каната с помощью автоматической буксирной лебедки.

Буксирная линия характеризуется длиной, стрелкой провеса и расстоянием между судами. Длина и стрелка провеса определяют возможности буксирной линии по увеличению расстояния между судами за счет ее упругого удлинения и изменения формы.

В общем случае длина буксирной линии зависит от водоизмещения буксируемого объекта и составляет 250-300 м при буксировке малых судов водоизмещением менее 500 т. При буксировке более крупных судов длина буксирной линии может составлять 700 и более метров.

При океанской буксировке согласно рекомендациям ИМО минимальная требуемая длина главного буксирного троса должна быть определена по формуле:

Длина главного буксирного троса

где: BL - разрывная нагрузка буксирного троса согласно документам на него,

ВР - продолжительное тяговое усилие (сила тяги на гаке).

Стрелка провеса зависит от массы буксирной линии и горизонтальной составляющей силы натяжения буксирного троса. Чем больше масса и меньше натяжение, тем больше стрелка провеса.

Буксирные линии подразделяются на однородные и неоднородные.

Однородные состоят обычно из стального троса. Они обладают высокой надежностью, удобны в работе, достаточно тяжелые, что обеспечивает большую стрелку

провеса и следовательно ее хорошие аммортизационные качества за счет изменения формы. В то же время упругое удлинение стальных тросов незначительно.

Неоднородные или комбинированные состоят из различных участков, например: якорной цепи и стального троса, стального и синтетического троса.

Использование участка якорной цепи в буксирной линии повышает ее аммортизационные качества за счет изменения формы. Такие линии удобны в работе: можно изменять ее длину потравливая или подбирая брашпилем якорную цепь, обеспечивается простота и надежность крепления буксирной линии на буксируемом судне.

Вставка из синтетического троса позволяет обеспечить хорошие аммортизационные качества буксирной линии при небольшой стрелке провеса за счет большого упругого удлинения синтетических тросов.

Как маленькие буксиры тянут большие суда?

Интересно

С появлением флота и транспортировки разных грузов по воде люди озаботились созданием уникальных судов – вспомогательных. Так начали появляться буксиры, причем их развитие было стремительным. Возникло множество типов и видов вспомогательных судов, которые используются не только во внешних водах, а и во внутренних.

Что такое буксир и как он работает?

Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.

Чертеж буксира

Чертеж буксира

Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.

Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.

Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.

Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.

На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.

Буксир тянет баржу

Буксир тянет баржу

Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.

Интересный факт: прообраз первого в мире буксира был построен англичанином Джонатаном Гулльсом. Он назвал его «машиной, предназначенной для буксировки». Производство началось в 1850 году.

Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.

Портовый буксир-кантовщик

Портовый буксир-кантовщик

У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.

Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов. Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды.

В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.

Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.

Виды буксиров

Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.

Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.

Несколько буксиров транспортируют судно

Несколько буксиров транспортируют судно

Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.

Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.

Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.

Пожарный буксир

Пожарный буксир

Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.

Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.

Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.

Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.

Буксир-спасатель

Буксир-спасатель

Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.

Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: