Почему французский конституционный совет нельзя считать конституционным судом

Обновлено: 19.04.2024

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключе­ния правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, пред­варительным. Последующий конституционный контроль осуществляет­ся лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обра­щении граждан в административные суды (в конечном счете — в Госу­дарственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Бундестаг и бундесрат

В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). В этом процессе участвует и президент республики, который подписывает зако­ны и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение. Многие немецкие авторы считают, что парламент в ФРГ однопалатный, им является бундестаг, а бундесрат в соответствии со способом его формирования — это орган представи­тельства исполнительной власти земель, с помощью которого земли уча­ствуют в законодательстве. Некоторые немецкие и российские юристы полагают, однако, что бундесрат является второй палатой парламента, хотя она и не имеет равного статуса с бундестагом. Нормы конституции и имеющаяся практика дают основания как для того, так и для другого толкования. Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеоб­щих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою дея­тельность с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения пре­ступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клевет­нические высказывания в парламенте. Руководит заседаниями бундестага избранный им на весь срок полномочий председатель («президент бундестага»). В бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов бундестага). Их руководство участвует в формировании органов бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комиссий и определении их предсе­дателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представите­ля фракций пропорционально их численности образуют совет старей­шин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комиссиям, решает процедурные вопросы. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные, ре­визионные и др.В германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобнос­ти, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда бундестаг не заседает вообще. Заседания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов. Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель (орга­нами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому како­го-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавлива­ет. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропор­ционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории — более чем в 100 раз. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следова­тельно, земли неравноправны: более крупные имеют большее число голо­сов, больший вес при принятии решений бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в бундесрате по инструкциям своего правительства). В бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созыва­ются председателем по мере надобности. Он обязан созвать заседание по требованию представителей по крайней мере двух земель, а также по требованию федерального правительства. Заседания являются открыты­ми, но могут проводиться и закрытые заседания.

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бун­десрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бун­десрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в ниж­нюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты. Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллек­тивно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех, чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача за­конопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голо­сование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конститу­ции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях феде­рации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополне­ния, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного ко­митета может потребовать правительство. Если согласительный ко­митет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг дол­жен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указан­ным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето. Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предла­гает изменения и дополнения, то также создается согласительный коми­тет, но в этом случае независимо от решения комитета бундестаг вправе принять закон без согласия бундесрата. У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Про­тест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов. Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может при­нимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага. Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов, вхо­дящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полно­мочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правитель­ству земли.

ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответст­венность только перед бундестагом — как коллективную, так и индиви­дуальную (коллективная ответственность выражается прежде всего в ответственности канцлера — главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцле­ра является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Вопрос о недоверии канцлеру должен голо­соваться в бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Конструктивный вотум недоверия применял­ся крайне редко, лишь в исключительных случаях (дважды).

Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый прави­тельству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению президента) или роспуск парламен­та (бундестага: верхняя палата не распускается). Роспуск парламента по указу президента следует, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законода­тельному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие бундес­рата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, фор­мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ­вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формиру­ют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты — органа финансового контроля).

Если парламент не может собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны принимаются совместным, коми­тетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых — депутаты бундестага и 1 /З — члены бундесрата. Эти решения могут быть отменены бундеста­гом с согласия бундесрата.

Президент ФРГ

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному пре­зиденту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполни­тельная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выбора­ми — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Прези­дентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано прези­дентом только на два срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландта­га земли, местных представительных органов, занимать другие оплачи­ваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установлен­ных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международ­ные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрассиг-натура канцлером или соответствующим министром (получение контрассигнатуры — подписи). Контрассигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недове­рия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначе­ния в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения канди­датуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бун­дестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвине­ния) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подверг­нут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституцион­ный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятст­вий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции.

В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек.

Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Государственный совет возглавляет систему судов административной юстиции. Есть административные суды первой инстанции и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








В мире нет ничего опаснее искреннего невежества и честной глупости. © Лютер Кинг ==> читать все изречения.

Своеобразие конституционного контроля во Франции состоит в том, что он имеет в некотором роде двойственную природу (или двойное начало) и несколько выходит за рамки известных моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от парламента, рассматривается Конституционным советом, а исходящих от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Статус Конституционного совета определен Конституцией и специальным органическим законом. Конституционный совет включает две категории членов: по праву и по назначению. К первой категории относятся бывшие президенты Республики (в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно), ко второй – девять членов, назначаемых тремя лицами: по три члена Совета назначаются Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Согласно внесенным в Конституцию изменениям такое назначение производится с учетом мнения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты. Если три пятых членов этой комиссии выскажутся против назначения, то кандидатура отклоняется (ст. 56 Конституции в новой редакции). Каждый член Конституционного совета назначается на девять лет. Но каждые три года перечисленные субъекты назначают по одному члену Конституционного совета, поэтому каждые три года Конституционный совет обновляется на треть. Председатель Конституционного совета назначается Президентом. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов членов Совета поровну (ст. 56 Конституции).

При вступлении в должность члены Совета приносят присягу перед Президентом. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, Правительства, экономического и социального совета; быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако члены Совета могут занимать должности, не связанные с коммерческой деятельностью, например профессора в университете. Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении девяти лет он оставляет свою должность.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Она в той или иной мере затрагивает деятельность и парламента, и Президента. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов (по жалобам), рассматривает вопросы несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Конституционному совету принадлежат более широкие полномочий в отношении выборов Президента.

В случае смерти Президента Республики Конституционный совет констатирует необходимость временного замещения этого поста. Временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента, когда тот не может исполнять свои обязанности (ст. 7 Конституции).

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 Конституции. Президент, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с Премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Принятые Президентом меры в период чрезвычайного положения рассматриваются Конституционным советом с точки зрения соответствия их Конституции.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.В этом случае он консультирует Правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. В обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. В ведении Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена Конституция. Правом обращения в Конституционный совет с запросом о конституционности актов обладают Президент, Премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов (ст. 61 Конституции).

Конституционный совет разрешает споры о распределении компетенции между законодательным и исполнительным органами, если во время обсуждения законопроекта в одной из палат парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со ст. 38 Конституции, и Правительство заявляет об их неприемлемости. В случае возникновения разногласий между палатой и Правительством спор разрешается Конституционным советом (ст. 41 Конституции).

Весьма специфическим статусом обладает Государственный совет. Формально он возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. Фактическое руководство принадлежит вице-председателю. В состав Государственного совета входят также государственные советники и аудиторы. Структурно Государственный совет состоит из четырех секций: внутренних дел, финансов, общественых работ и социальных вопросов1. Государственный совет выступает в двойном качестве – как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В качестве первого Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов, решения которых могут обжаловаться в суды административной юстиции, а Государственный совет является в этом случае высшей инстанцией.

Государственный совет – “привилегированный советник” Правительства. Согласно ст. 38 и 39 Конституции он дает предварительные заключения (причем в обязательном порядке) по проектам ордонансов, подготовленных Правительством в порядке делегированного законодательства. Государственный совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

Кроме того, Государственный совет выполняет еще одну важную функцию – конституционный контроль в отношении актов, издаваемых органами исполнительной власти.


Конституционный совет Франции (фр. Conseil constitutionnel ) создан в 1958 по конституции Пятой республики.

Содержание

Полномочия

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания. С 29 октября 1974г. Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958г., Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958г., Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946г.(действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999г. Так же Конституционный совет определяет международные договора на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 г.), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию некоторого международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт?») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. «Конституционный совет вносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается» по ст. 59 Конституции. Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения ст.16 Конституции о чрезвычайном положении. Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики, ст.5 Конституции.

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции «обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов».

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции.

Состав

Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения президентом республики и спикерами обеих палат. Каждые 3 года состав Совета ротируется на треть: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1день) = (3года — 1день) + (9лет).

До Конституционной реформы Николя Саркози 23 июля 2008 г. сверх указанной квоты в Совет пожизненно входили по праву экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 г. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции.

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав Конституционного совета 2009 г.: • Olivier DUTHEILLET de LAMOTHE, назначенный Президентом Республики в феврале 2001 • Pierre STEINMETZ, назначенный Президентом Республики в феврале 2004 • Jean-Louis DEBRÉ, назначенный Президентом Республики в феврале 2007 • Dominique SCHNAPPER, назначенная Председателем Сената в феврале 2001 • Jacqueline de GUILLENCHMIDT, назначенная Председателем Сената в феврале 2004 • Renaud DENOIX de SAINT MARC, назначенный Председателем Сената в феврале 2007 • Pierre JOXE, назначенный Председателем Национального собрания в феврале 2001 • Jean-Louis PEZANT, названный Председателем Национального собрания в феврале 2004 • Guy CANIVET, назначенный Председателем Национального собрания в феврале 2007.

Внутреннее устройство

Председателя Конституционного совета выбирает из его состава президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2007 года председателем КС является Жан-Луи Дебре.

По представлению председателя КС президент республики назначает генерального секретаря КС, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль. Адрес: Conseil constitutionnel 2, rue de Montpensier 75001 Paris.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: