Обязанности группы разведки и тушения пожара на судне

Обновлено: 26.04.2024

Численный состав АП - 6–8 человек. При экипаже более 30 человек на судне создается две и более АП. Непосредственное руководство АП осуществляют командир и заместитель командира партии.

Личный состав АП состоит из двух групп: группа пожаротушения и группа разведки очага пожара. Группа разведки очага пожара (в дальнейшем группа разведки) специализируется на действиях в задымленных помещениях, имея для этого специальное снаряжение – снаряжение пожарного и воздушно-дыхательные аппараты.

Основные задачи группы пожаротушения:

- выполнение первичных обязанностей по борьбе с пожаром согласно судовому Расписанию (подготовка к действию средств и систем пожаротушения). С целью экономии времени будет лучше, если группа пожаротушения не будут иметь обязанностей по герметизации помещений по сигналу тревоги;

- разведка района пожара;

- локализация пожара путем вооружения рубежей обороны на палубах и переборках по указанию командира АП;

- тушение очагов пожара путем прямой и непрямой атак;

- действия в слабо задымленных помещениях (разведка обстановки, вынос пострадавших из задымленной зоны, тушение очагов пожара, охлаждение судовых конструкций);

- вентилирование помещений, уборка в них и удаление горевших материалов;

- контроль над помещениями, в которых велась борьба с пожаром и за смежными помещениями;

- удаление воды, скапливающейся при пожаротушении.

Действия группы разведки в составе аварийной партии. По сигналу пожарной тревоги, группа разведки не участвует в герметизации помещений и локализации очага на первоначальном этапе, а надевает снаряжение пожарного, прибывает на пост безопасности, проверяет аппараты, докладывает о готовности к работе.

Численный состав группы разведки очага пожара, исходя из малочисленности экипажей судов, составляет 2-3 человека. Согласно НБЖС – 81 «Двойка» (2 человека в группе) при работе в задымленных помещениях должна использовать страховочный трос или сигнальный конец. «Тройка» трос может не использовать.

Задачи групп разведки очага пожара:

1. Главная задача основной группы разведки – это поиск и транспортировка людей из задымленной зоны.

2. Детальное обследование помещений с целью определения обстановки на пожаре (что, где горит, площадь горения, направление распространения пожара, возможность тушения пожара).

3. Тушение пожаров и очагов тления в задымленной зоне.

Основная задача страхующей группы – оказание в любой момент помощи работающей группе.

Законы группы разведки:

1. Нельзя оставить в помещении кого-либо из членов группы разведки.

2. Беспрекословное подчинение членов группы командиру группы обязательно.

3. Страховка в группе методом прямого контакта должна осуществляться во время движения группы постоянно. Нельзя расходиться в разные стороны даже при хорошей видимости.

4. В первом же задымленном помещении провериться на подсос дыма, доложить. После ответа продолжить работу.

5. Немедленно прекратить работу и организованно всем выйти из помещения в следующих случаях:

а) обнаружен подсос дыма под маску;

б) достигнуто критическое давление в аппарате;

в) не правильная работа воздушно-дыхательного аппарата;

г) плохое самочувствие или паника одного из членов группы разведки;

д) потеряны все виды связи с руководителем работ.

Каковы действия группы разведки по спасению человека из задымленного помещения?

Перед направлением спасателей в задымленные помещения им должна быть представлена конкретная информация по следующим вопросам:

-сколько человек находится в зоне действия пожара или в задымленном помещении;

-рациональные пути перемещения по обследуемому помещению;

-характер пожара и вероятность дополнительной опасности – наличие открытых палубных отверстий, загрязнение воздуха токсичными веществами и др.


Спасатели должны быть подготовлены к работе в условиях плохой видимости и в зоне огня.

Ориентироваться в помещении придется по слуху и на ощупь. Лучше ползти, так как при этом легче обнаружить препятствия и меньше воздействие теплового потока, и передвигаться вдоль переборок и лееров, тщательно ощупывая путь руками.

Все члены поисковой группы должны держаться вместе – на расстоянии вытянутой руки.

Поиск пострадавших надо вести систематически, обследуя каждое помещение одно за другим, осматривая все возможные места, где может находиться застигнутый пожаром человек.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

Что называется тактикой борьбы с пожаром и что она определяет?

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

  • Оповещение экипажа о пожаре.
  • Герметизацию судовых помещений.
  • Организацию разведки района пожара.
  • Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.
  • Локализацию пожара.
  • Организацию разведки очага пожара.
  • Тушение пожара.
  • Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.
  • Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.
  • Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.
  • Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности.

Основные определения (из Боевого устава пожарной охраны РФ 2000 г.):

Тушение пожаров – организованное применение сил и средств, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основная боевая задача при тушении пожара – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определенных возможностями привлеченных к его тушению сил и средств экипажа судна.

Локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

  • эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;
  • мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;
  • дисциплинированности участников тушения пожара.

Как производится оповещение экипажа судна о пожаре?

Первоначальные действия любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар в кратчайший срок, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания. Главные моменты в этом случае: оповещение экипажа и вахты, локализация пожара, получение и уточнение информации о пожаре.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

Вахтенный помощник капитана, получив доклад о пожаре, после подачи звонком сигнала общесудовой тревоги объявляет по трансляции: «Пожарная тревога», указывает место и характер пожара, отдает первые приказания АП по борьбе с пожаром.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

  • вызвать портовую пожарную команду;
  • прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;
  • принять меры по закрытию грузовых трюмов.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

  • собирается на местах сбора для контроля за наличием всех членов экипажа и постановки первоочередных задач;
  • производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);
  • все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;
  • с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;
  • начинается разведка района пожара;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

СПКМ на сборе экипажа оповещает о случившемся, поверяет наличие экипажа, ставит основные задачи аварийным подразделениям, отпускает экипаж для выполнения своих обязанностей, сообщив всем на сборе и ВПКМ, где будет находиться пост безопасности. ВПКМ объявляет по судовой трансляции место поста безопасности.

Как производится локализация пожара?

Локализация пожара достигается созданием рубежей обороны по борьбе с пожаром. Рубеж обороны – это герметичные переборки, палубы, платформы, на которых выставляются силы и средства для предотвращения распространения пожара в данном направлении.

Первые рубежи обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Вторые рубежи обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

Из-за малочисленных экипажей современных судов вторые рубежи придется вооружать только в наиболее опасных направлениях распространения пожара: машинные помещения, крюйт-камеры, кладовые ЛВЖ, грузовые помещения, командные посты.

На рубежах обороны необходимо:

- по его границе закрывать все, не используемые при тушении пожара двери, люки, иллюминаторы, запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции и воздухоприемниках;

- закрыть арматуру на трубопроводах топлива, масла, груза и сжатого воздуха;

- принять меры по подготовке к затоплению (орошения) крюйт-камер, к освобождению от огне- и взрывоопасных материалов смежных помещений;

- подготовить средства для борьбы с огнем и удаления дыма.

На рубежах обороны необходимо без приказания выполнять следующие мероприятия (т.е. выполнить команду «Рубеж обороны в …… помещении вооружить!»):

  • Проверить герметизацию судовых закрытий.
  • Закрыть запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции, воздухоприемниках, трубопроводах топливных, масляных систем и сжатого воздуха.
  • Вооружить рукавную линию, подать воду к стволу.
  • Поднести 2-3 огнетушителя.
  • Убрать горючие материалы от переборки или поднять с палубы.
  • Проконтролировать температуру переборки (палубы, подволока) в разных местах.
  • Доложить командиру АП о вооружении рубежа обороны и обстановке, например: «Рубеж обороны в …… помещении по левому (правому) борту вооружен штатно. Возгораний нет. Температура переборки в носовой части 40 градусов, в кормовой – 60, начал охлаждать водой из ствола.»

Дальнейшие доклады о состоянии рубежа и изменении обстановки производить через 2-3 минуты без напоминаний. При повышении температуры конструкций до 50 - 60 градусов – начинать их охлаждение распыленной водой. Зашивку переборок, подволоков разбирать или пробивать в них отверстия для подачи воды на конструкции для охлаждения.

Удаление воды, скапливающейся при охлаждении, производится по приказанию капитана, но об уровне воды докладывать постоянно. Пример доклада: «Обстановка на рубеже обороны в …….. помещении по левому борту не изменилась. Температура 60 градусов, уровень воды – 5 сантиметров».

В процессе локализации пожара необходимо производить дальнейшую разведку района – то есть продвигаться вперед, на сколько это возможно. Продвижение вперед безопаснее выполнять парами или тройками, имея пожарный ствол наготове. Если помещение слабо задымлено и в нем нет больших площадей горения, помещение можно разгерметизировать (для отвода дыма и разогретых газов) потушить очаги пожара и контролировать новый рубеж обороны уже ближе к очагу пожара.

Как производится тушение пожара? Что такое атака на пожар?

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать, исходя из специфики горящего помещения, размеров пожара, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся на судне огнегасящих веществ и конкретной обстановки, чтобы потушить пожар в минимально возможное время. Никогда не нужно затягивать с применением более мощных средств тушения, если они есть в наличии, особенно в грузовой зоне и в машинных помещениях. Большие (объемные) пожары необходимо тушить с помощью систем объемного тушения.

В зависимости от пожарной ситуации существует два способа тушения, два способа атаки – прямая и непрямая. Оба способа при правильном их применении эффективны, но различаются способами и приёмами подачи огнетушащего вещества и временем пожаротушения.

Прямая атака. При прямой атаке пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество непосредственно в него. Чаще прямая атака применяется при тушении наружных пожаров и за бортом судна.

Непрямая атака. Применяется, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара и огнетушащее вещество подается в помещение практически наугад или для создания в нем непригодной для горения атмосферы. Для выполнения непрямой атаки необходима полная или частичная герметизация помещения.

Примеры и способы ведения непрямой атаки:

1. Тушение пожара методом герметизации помещения с выполнением обязательных мероприятий: вооружение рубежей обороны по борьбе с пожаром; охлаждение контура помещения снаружи.

2. Герметизация помещения и применение объёмных систем пожаротушения.

3. Подача распыленной воды через открытые иллюминаторы, двери, люки в разных направлениях. Оставить один из иллюминаторов или люк под контролем для выхода пара. В контейнерах можно проделать несколько отверстий, одно из них остаётся свободным для выхода пара. Воду подавать в самом раскаленном месте.

4. Через иллюминатор, дверь, люк забросить несколько углекислотных огнетушителей, закрыть двери, люки, наблюдать за контуром помещения.

5. Подавать в помещение воздушно-механическую пену с помощью нескольких пенных стволов через двери, люки, иллюминаторы.

Руководитель тушения пожара Руководителем тушения пожара РТП на судне, является капитана аварийного судна КМ, а в его отсутствии на борту, лицо его заменяющее СПКМ или ВПКМ. ВПКМ руководит тушением пожара, при отсутствии на борту судна КМ и СПКМ. По прибытию на судно КМ или СПКМ ВПКМ должен доложить: - объем (площадь) разведанного очага пожара; - силы и средства пожаротушения, задействованные для при тушении пожара; - предпринятые меры по локализации пожара. И обязанности РТП передаются КМ или СПКМ (в отсутствие КМ). ВПКМ действует по указанию принявшего обязанности РТП. При пожаре на судне, стоящем на капитальном ремонте в СРЗ, согласно «Общим правилам морских торговых и рыбных портов», до прибытия профессиональных пожарных подразделений, руководство тушением пожара РТП осуществляет старший административ- ный работник СРЗ, находящийся на судне (прибывший на судно). С прибытием на судно профессиональной пожарной части, РТП осуществляет старший пожарный начальник. 2. Обязанности РТП. Обязанности РТП сводятся к решению комплекса вопросов по двум основным вопросам: - обеспечение безопасности людей, находящихся на борту судна; - принятие оптимального решения о способах (тактике) и методах борьбы с пожарами. После объявления общесудовой тревоги и приведение экипажа судна к боевой готовности к борьбе за живучесть судна, КМ (лицо его заменяющее), уточняет наличие людей в аварий- ном отсеке и смежных с ним помещениях и ниже палубой. При наличии людей, необходимо в первую очередь эвакуировать их в безопасное место и оказать доврачебную медицинскую помощь. Спасение людей должно производиться одновременно с тушением пожара. РТП, на основе данных разведгруппы, принимает решение о способах и методах тушения пожара с учетом тактических и технических возможностей судна и наличия имеющихся на борту сил и средств пожаротушения. 3. Взаимодействия с прибывшими подразделениями. Прибывшим аварийным партиям и организованным группам с других судов, РТП обязан: - поставить конкретную задачу их участия в борьбе с пожаром; - оказать содействие по ознакомлению с обстановкой на судне; - содействовать в выборе подходов к очагу пожара для выполнения поставленной задачи. Старший пожарный начальник*, прибывший профессиональных пожарных подразделе- ний, является консультантом КМ судна (заменяющего КМ, РТП) по профессиональным вопросам и подчиняясь его решениям, руководит действиями всех прибывших на судно пожарных подразделений. При возникновении пожара на судне в иностранном порту, КП обязан сообщить о пожаре (происшествии) портовым властям и дальнейшая организация борьбы с пожаром должна производиться с учетом портовых правил и норм. 4. Порядок замены РТП Руководство тушением пожара на судне может быть возложено на старшего пожарного начальника в случаях: - решения судовладельца; - указания начальника порта , а в его отсутствие, капитана порта у причала или в аква- тории которого находилось судно в момент возникновения пожара; - по просьбе КМ аварийного судна или лица его заменяющего; __ * Старший пожарный начальник – руководитель пожарной охраны порта или руководитель Государст- венной пожарной охраны.

Судовладелец или начальник порта могут возложить обязанности РТП на руководителя ведомственной пожарной охраны, если по своей профессиональной подготовленности и практическому опыту, он может РТП на судне. В случае, когда пожар на судне принял значительные размеры или недостаточно сил и возможностей экипажа для тушения пожара, КМ или лицо его замещающее может обратиться к старшему пожарному начальнику с просьбой принять на себя обязанности РТП. Просьба оформляется установленным порядком. 5. Штаб пожаротушения. Для оказания помощи РТП в управлении действиями экипажа по тушению пожара на судне, по усмотрению и распоряжению РТП может быть создан оперативный штаб пожароту- шения, являющийся совещательным органом. Распоряжение объявляется всем руководителям подразделений, принимающих участие в тушении пожара и записывается в судовой журнал. В состав штаба пожаротушения могут входить: - представитель ведомственной и государственной пожарной охраны; - представитель порта или СРЗ (начальник порта, капитан порта и др.); - представитель судовладельца (если имеется возможность); - руководитель спасательного подразделения или портового флота, если их суда и под- разделения принимают участие в тушении пожара; - представитель вспомогательных служб: медицинской, транспортной милиции, водо- энергоснабжения и др; - КМ судна; - СПКМ; - СтМех. Обязанности начальника штаба пожаротушения РТП может возложить на одного из включенных в состав штаба специалистов. Практически, при осуществлении обязанностей РТП КМ судна, начальником штаба целесообразно назначать старшего пожарного начальника. Основными обязанностями штаба пожаротушения являются: - сбор сведений о причинах возникновения пожара; - изучение обстановки на пожаре путем непрерывной разведки; - анализ разведки; - обеспечение проведения решения РТП; - доклады руководителю тушения пожара РТП; - организация связи на пожаре; - обеспечение контроля за исполнением приказаний РТП; - создание из прибывших подразделений, резерва; - вызов, при необходимости, дополнительных сил и средств и др. Для технического обеспечения огнетушащими средствами, пенооразователем, пожар- ными рукавами, другими материалами, обогревом людей, сменой боевой и защитной одежды, питанием участников, в случае затягивания пожаротушеия по времени, необходимо назначать специальное должностное лицо либо группу лиц порта, судовладельца, пожарной охраны, на которых возложить это обеспечение. 6. Организация связи на пожаре. Для обеспечения своевременной передачи указаний РТП подразделениям, участвующим в тушении пожара, получении донесений о ходе борьбы с пожаром и других оперативных целей, на пожаре должна быть организована и устойчиво функционировать сис- тема связи. Для этих целей может быть использованы: - судовая радиотрасляционная связь; - портативные радиостанции; - судовая телефонная связь; - береговые средства; - связь посыльными.

Судовая радиотрасляционная связь. По поручению КМ (лица РТП) один из специа- листов судна производит проверку судовой РТС, определяет место передачи команд РТП, отключает поврежденные участки сети, ограничивает передачу неоперативной информации по РТС. Давать информацию по РТС следует в спокойном тоне, не допуская выкриков, оскорб- лений. Не следует передавать информацию, которая может вызвать беспокойство и панику экипажа. Портативные радиостанции являются надежными и устойчивыми средствами связи при пожаре на судне. КМ (СПКМ) должны определить круг лиц, которые должны быть оснащены радиостанциями и порядок (очередность) выхода в эфир. Судовая телефонная связь являясь разветвленной, используется для связи между боевыми постами и ГКП. В оперативном штабе пожаротушения должна быть схема располо- жения телефонных аппаратов с указанием номеров. При использовании группой разведки СТС для связи, им необходимо указать о месте нахождения телефонных аппаратов и порядок связи с ГКП. Береговые средства – средства и устройства связи порта и пожарных подразделений, принимающих участие в борьбе с пожаром на судне. Портовая (городская) телефонная связь, громкоговорители пожарных средств связи, переносные радиостанции и др. При использовании береговых средств связи РТП (КМ, СПКМ, ВПКМ) согласовывает с соответствующими береговыми службами порядок их применения и объявляет об этом экипа- жу судна и подразделениям, привлекаемым к тушению пожара. Связь посыльными используется как дублирующая система связи из числа членов экипажа, знающих расположение судовых помещений. При привлечении береговых пожар- ных подразделений к борьбе с пожаром на судах, стоящих в порту или СРЗ, в качестве связных могут быть использованы работники ведомственной или государственной пожарной охраны. Связные должны иметь защитную одежду, шлем, средства защиты органов дыхания и нарукавную повязку с литерой «С».

Разведка пожара В процессе тушения пожара на судне разведка производится непрерывно. Для сбора данных привлекается весь командный состав судна и пожарных подразделений, участвующих в тушении пожара. Для выяснения обстановки в помещениях нижних палуб, труднодоступных местах ма- шинных, грузовых помещений и других местах судна, РТП создает разведывательные группы (2-3 человека). Группа разведки пожара, состоящая из старшего группы и двух-трех связных, группа тушения пожара, состоящая из лиц по использованию противопожарных средств и систем пожаротушения; группа разведки водотечности корпуса, состоящую из лиц по заводке пластыря, замера воды в льялах, сточных колодцах и танках, заделке пробоин в корпусе судна. Разведывательные группы должны быть экипированы согласно Правила 17 конвенции СОЛОС ( см. Приложение 1) и проинструктированы. Для их безопасной работы, должна быть создана группа обеспечения, находящаяся в безопасном месте, которая осуществляет постоянную связь с группой разведки и должна быть в постоянной готовности к оказанию помощи тем. На входе в задымленное помещение выставляется пост безопасности, который должен иметь пос- тоянную связь с группой разведки. Для сбора и анализа поступающей информации от групп разведки, РТП назначает лицо из своих помощников, а в случае создания штаба пожаротушения, одного из его членов, кото- рый полученные разведывательные данные анализирует и докладывает РТП для своевремен- ной корректировки действий по борьбе с пожаром. Основные задачи разведки: - установление наличия людей в аварийном и смежных помещениях; - определение места и размеров очага пожара;

- определение закрытия дверей водонепроницаемых переборок и смежных помещений. - пути распространения пожара; - определение отключения вентиляции и перекрытия вентиляционных каналов; - определение состояния КПЗ и судовых устройств, сдерживающих распространение по- жара; - установление на пути возможного развития пожара: 1. ЛВЖ; 2. баллонов и емкостей со сжатыми газами; 3. электрооборудования под напряжением; - определение возможных наиболее безопасных путей эвакуации людей и имущества; - определение путей и направлений ввода аварийной группы (партии) и противопожарных средств для борьбы с пожаром; - установление необходимости выреза и место выреза отверстий в судовых конструкциях (переборках, палубах и т.п.). Для обеспечения безопасности проведения разведки необходимо: - подходить к двери со стороны петель; - первому номеру, приседая, упереться в дверь, вскрываемого помещения, плечом и коле- ном; - сняв перчатку, попытаться определить по ощущаемой температуре, расположение очага пожара за дверью; - осторожно вскрывать входную дверь, используя полотно двери для защиты от возмож- ных выбросов пламени и газов; - не входить в помещение с открытым огнем, в котором предполагается наличие ЛВЖ, ВВ и горючих газов; - входить в помещения, где установлено электрическое оборудование высокого напряже- ния без принятия необходимых мер безопасности, установленных для этих помещений и мер предосторожности, запрещается. - иметь при себе: - приборы освещения; - средства связи; - изолирующие противогазы; - запоминать путь движения группы.

Эвакуация и спасение людей Каждый член экипажа и служащий пожарной охраны, ведущий борьбу с пожаром, считая своей первоочередной задачей, обязаны оказывать немедленную помощь людям, находящим- ся в опасности. Спасение людей РТП обязан организовать немедленно, используя для этого имеющиеся силы и средства, сочетая это с руководством тушения пожара. Если непосредственной угрозы безопасности для люде нет, то РТП должен рассмотреть вопрос о целесообразности их перемещения в наиболее безопасные места судна или берега. Эвакуацию людей в этих случаях РТП поручает организовать одному из своих помощ- ников, выделив в его распоряжение необходимые для этого силы и средства. Эвакуация и спасение людей производится по основным путям выхода из помещений, а если их использование невозможно или затруднено, по запасным и аварийным выходам. В необходимых случаях пути выхода людей должны быть защищены, а в темное время - освещены. Спасение людей на пожаре, как правило, проводится с одновременным развертыванием сил и средств дня тушения пожара. Если наличие сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спасению людей и тушению пожара, для спасения людей используется весь личный состав участников пожаротушения.

Порядок и способы спасения людей определяет РТП и лица, проводящие спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Все работы по спасению должны проводиться быстро и осторожно, чтобы не причинить ущерб спасаемым. Основными способами спасения людей являются: - самостоятельный выход по указанным безопасным направлениям (основные и запасные выходы и т.п.); - вывод спасаемых под надзором членов экипажа, выделенных для обеспечения спасения, когда пути спасения задымлены либо состояние спасаемых вызывает сомнение в возможности самостоятельного их выхода; - вынос людей, потерявших способность перемещаться самостоятельно, или подъем их из нижних помещений с помощью судовых средств и приспособлений.

является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.

Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предо­ставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.

Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.

При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.

Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.

На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.

Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.

При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:

разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;

ввод в действие одновременно не менее двух - трех водоподающих стволов;

подача к месту пожара противопожарного инвентаря;

пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

вскрытие и разбор конструкций;

закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиля­ционных систем.

Старший группы разведки обязан:

проводить разведку в течение всего времени пожара;

принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.

Связные группы (один - два человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.

Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:

готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:

герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;

подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;

готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;

подносят к месту пожара приборы переносного электро­освещения.

В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.

При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.

Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.

При стоянке судна в порту старший помощник капитана составляет стояночное расписание по тревогам, которое вывешивается у трапа. При составлении стояночного расписания следует учитывать, что во время стоянки судна в порту составляется расписание для 1/5 части экипажа, а при стоянке судна на внешнем рейде - для 1/3 части экипажа.

Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.

Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.

Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.

Подача сигнала тревоги . Член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки, должен немедленно подать сигнал тревоги. Задержка подачи сигнала тревоги влечет за собой молниеносное распространение пожара. Ни один член экипажа не должен начинать борьбу с пожаром, каким бы незначительным он ему ни показался, пока не будет подан сигнал тревоги.
При обнаружении пожара двумя или несколькими членами экипажа, одному из них следует подать сигнал тревоги, а другие одновременно должны попытаться потушить пожар имеющи­мися под рукой средствами.
Например, небольшой пожар в металли­ческой урне можно прекратить, закрыв ее негорючей крышкой, пока член экипажа, обнаруживший его, отлучится для извещения о пожаре.

Сообщать следует о всех пожарах, даже если они прекратились сами собой в связи с отсутствием горючего материала или кислорода. Исследование причин их возникновения поможет вскрыть дефекты или условия, устранения которых предотвратит подобные пожары в дальнейшем.

Это важно по нескольким причинам:

во-первых, тем самым определяется конкретное место работы пожарной группы;

во-вторых, дается информация о типе пожара, к борьбе с которым следует подготовиться;

в-третьих, знание точного места возникновения пожара может подсказать необходимость отключения определенных систем вентиляции.

И наконец, оно позволит установить, какие двери и люки следует закрыть для локализации пожара.

Меры предосторожности. При попытке установить точное местонахождение пожара следует соблюдать определенные меры предосторожности. Прежде чем открыть дверь в помещение, чтобы проверить, нет ли в нем пожара, ее нужно осмотреть.
Потемневшая или треснувшая краска указывает на наличие огня за этой дверью. Дым, выходящий через трещины в уплотнении двери или в местах прохода кабеля через переборку, также является признаком пожара.

Когда местонахождение скрытого пожара установлено , дверь в данное помещение не следует открывать до тех пор, пока не подоспеет помощь и не будет доставлен рукав для тушения пожара.
На горение в закрытом помещении расходуется кислород, находящийся внутри этого помещения. Для увеличения очага пожара требуется дополнительный кислород, а при открывании двери он поступает в большом количестве.
Языки пламени и нагретые газы интенсивно выбрасываются через открытые двери. Человек, оказавшийся на их пути, может получить тяжелые ожоги. Если на огонь не будет направлена струя воды, он станет распространяться с огромной скоростью. Чем позднее обнаружен пожар, тем более опасной может оказаться ситуация. Поэтому прежде чем открыть дверь, охладите ее водой. Всегда открывайте дверь с места, находящегося в стороне от дверного проема.

Далее приступают к действиям в соответствии с оперативным планом по борьбе с пожаром. Снижают или останавливают движение судна, при необходимости меняют курс таким образом, чтобы огонь был с наветренной стороны. Отключают электроэнергию в районе пожара, изолируют район огня, локализуют пожар.
Приводят в действие все технические средства пожаротушения. Старший помощник капитана должен получить подробную информацию о пожаре и проанализировать ситуацию.

Руководитель операций по тушению пожара, находящийся на месте пожара, должен по возможности быстро определить тип пожара (какие горючие материалы горят), огнетушащее вещество, требуемый способ атаки, способ предотвращения распространения огня, необходимое для тушения пожара количество людей и другие конкретные задачи.

Небольшой пожар может быть потушен несколькими членами экипажа, которые первыми прибыли к месту пожара; вполне возможно, что они смогут, предварительно оценив ситуацию, приступить к борьбе с огнем.
Для тушения более серьезных пожаров требуются коорди­нированные действия, эффективное использование людей и техники, четкое определение поставленных задач.
При оценке условий пожара или по возможности сразу после этого должна быть налажена связь и определено место сосредоточения людей и техники. Для связи лучше использовать посыльных, поскольку телефонные линии могут быть повреждены пожаром, а пожарные непрерывно перемещаются.
При наличии системы внутренней двусторонней радиосвязи ею можно пользоваться для координации действий по борьбе с пожаром на судне.

Место сосредоточения людей и техники. Место сосредоточения людей и техники должно выбираться в незадымленной зоне, по возможности ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны пожара.
Однако если пожар возник в нижней части судна, людей и технику следует сосредоточить ниже палубы, вблизи судового телефона, что значительно облегчит установление связи. Однако место сосредоточения людей и техники не должно располагаться там, где существует угроза пожара.

Все средства борьбы с пожаром (в том числе и запасные рукава, стволы и топоры, запасные баллоны для дыхательных аппаратов и переносные фонари) должны быть доставлены к месту сосредоточения людей и техники, куда также должно быть доставлено все необходимое для оказания первой помощи пострадавшим.

При возникновении на судне любой аварийной ситуации , в том числе и пожара, капитан при первой возможности сообщает о ней партнерам компании, таким как фрахтователь судна или агент, страховая компания, которая осуществляет страхование, класси­фикационное общество, под надзором которого находится судно.
Эти партнеры с соответствующими данными о видах связи содержатся в судовом Плане действий в аварийных ситуациях (Shipboard Emergency Plan) согласно Международному Кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ).

При появлении пострадавших старшим помощником оказывается медицинская помощь (в случае отсутствия судового врача). Далее убеждаются в полной ликвидации пожара и устранении новых, а также повторных очагов возгорания. В судовом журнале делается запись о времени и факте пожара, местонахождении судна, навигационной обстановке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: