Народный суд по правам человека что это

Обновлено: 25.04.2024

В чём вообще дело? 10 декабря профессор Евгений Мысловский предложил Президенту РФ создать суд по правам человека в России. Президенту идея понравилась, он предложил её рассмотреть.

Я откровенно не понимаю, как столько образованных людей могут считать эту идею целесообразной и перспективной с таким названием и таким описанием.

Если по списку, вслушайтесь в название "Российский суд по правам человека". Кто-то скажет: "Но ведь есть Европейский суд по правам человека? Что здесь смущает?" Смущает то, что ЕСПЧ создавался и существует как способ международной защиты прав человека на региональном уровне, в частности на уровне Европы. Идея в том, что права человека соблюдаются и защищаться могут на международном уровне, если тебе не позволила национальная система права. В связи с этим уже смущает добавление "по правам человека", когда перед этим национальная привязка.

Далее закономерный вопрос: "Ну и что? Проблема-то в чём?" В том, что в России уже есть суд, который защищает права человека от посягательств и нарушений. Это вообще любой суд в России: от судебного участка мирового судьи № 213 района Ломоносовский до КС РФ. В Конституции РФ есть ч. 1 ст 46, которая гласит: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод", то есть и так любой суд защищает любое ваше право и свободу.

Могут сказать: "Да ты идею извращаешь". Из того, что я нашёл формулировки были такие:

"Существует очень много жалоб на несправедливые приговоры, и наиболее резонансные из них могли бы быть предметом разбирательства в таком специализированном суде. При этом суд будет рассматривать жалобы с точки зрения нарушения положений главы 2 Конституции России, посвященной правам и свободам человека и гражданина" (с) М.Федотов.

"Новый суд, по словам Федотова, может быть построен по модели Суда по интеллектуальным правам, который рассматривает строго определенные категории дел" (с) РБК

«Единственным внешним сторожем, к сожалению, является Европейский Суд по правам Человека. У нас его нет[Суда по правам человека]. Но, зато, у нас есть уполномоченный по правам человека, у которого очень большие полномочия» (c) Е.Мысловский

Даже если допустить, что этот суд будет рассматривать всё с точки зрения главы 2 Конституции РФ. Тут вопрос, а у нас уже нет суда, который проверяет применяемые закона с точки зрения его соответствии Конституции, нет? Есть, Конституционный Суд РФ.

Относительно большого количества жалоб на приговоры. А у нас нет судов, которые пересматривают решение, если какую-то из сторон оно не устроило, нет? Есть, апелляционные и кассационные инстанции.

О том, что внешний способ защиты -- это только ЕСПЧ. А он не для этого создавался изначально?

И при чём тут омбудсмен? Он не суд вершит, он способствует защите прав.

И даже если укладываться в парадигму защиты прав человека, но в пику Западу. Напомню, что Россия является членом Содружества Независимых Государств. У этой организации есть Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, которая предусматривает в том числе Комиссию по правам человека СНГ, то есть уже есть механизм, который потенциально может быть, если не конкурентом, то аналогом ЕСПЧ и защищать права на регионально-междунароном уровне.

Кто-то опять же может сказать: "Да ты знаешь российские суды и какое СНГ, что они все делают? Эффективной защиты в нынешних условиях не будет". Даже если так, то проблема-то в таком случае в системе в целом и если в неэффективную систему добавить новый элемент, то она эффективно не заработает.

В общем, я не хочу кого-то упрекать в некомпетентности, потому что у того же Мысловского были интересные предложения по поводу обеспечения независимости судов и затрагивались важные проблемы. Но РСПЧ -- это идея не целесообразна и не является дискуссионной, это откровенно глупая идея и даже такому дилетанту, как я, это понятно.

Владимир Путин

Президент Владимир Путин назвал правильной идею создания российского суда по правам человека, добавив, что она требует проработки изменений в законодательстве и финансировании. Об этом он заявил на ежегодной встрече с членами Совета по правам человека после вопроса о возможности создания такой инстанции со стороны члена совета Евгения Мысловского.

Идея создания подобного суда до сих пор никогда не обсуждалась среди представителей законодательной власти, сказал РБК источник в парламенте. Не циркулировала она и в экспертном сообществе; бывший глава СПЧ Михаил Федотов сообщил РБК, что для него идея создания суда по правам человека стала «сверхновой».

Директор информационно-аналитического центра «Сова», член СПЧ Александр Верховский сказал РБК, что тоже впервые услышал об идее создания такой инстанции на встрече с президентом. «Не думаю, что это кто-то прорабатывал, — отметил он. — Эта идея очень абстрактная: Европейский суд по правам человека опирается на Европейскую конвенцию, а этот суд на что? Если на Конституцию, то есть Конституционный суд».

Такая новая инстанция просто не впишется в существующую систему, считает Верховский. Отсутствие какой-либо правовой базы для создания суда по правам человека отмечает и источник в парламенте, уточняя, что устройство судебной власти закреплено в Конституции и для его изменения пришлось бы менять Основной закон.

Чем может заниматься суд по правам человека

«Существует очень много жалоб на несправедливые приговоры, и наиболее резонансные из них могли бы быть предметом разбирательства в таком специализированном суде. При этом суд будет рассматривать жалобы с точки зрения нарушения положений главы 2 Конституции России, посвященной правам и свободам человека и гражданина», — рассуждает в беседе с РБК бывший глава СПЧ Федотов. По его мнению, идея требует очень серьезной проработки, потому что новый институт, если он будет создан, нужно аккуратно вписать в российскую судебную систему; при этом возможно серьезное сопротивление в том числе правоохранительных органов. Новый суд, по словам Федотова, может быть построен по модели Суда по интеллектуальным правам, который рассматривает строго определенные категории дел.

В отличие от последнего, юрисдикция суда по правам человека на национальном уровне оказалась бы предельно размытой, сказал РБК руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков: «Идея довольно странная просто потому, что трудно провести границу между делами о правах человека и всеми остальными. Полицейский избил до смерти задержанного — это должен рассматривать суд общей юрисдикции по уголовным делам или суд по правам человека? Или дело о халатности? Выделить эту компетенцию нереально».

Заместитель секретаря Большой палаты Европейского суда по правам человека Сорен Пребенсен и председатель ЕСПЧ Гвидо Раймонди

В декабре прошлого года на заседании Совета по правам человека при президенте РФ один из членов СПЧ, глава фонда противодействия преступности и коррупции «Антимафия» Евгений Мысловский рассказывал о злоупотреблениях сотрудниками правоохранительных органов своими полномочиями. В частности, он вспомнил о нижегородской журналистке Ирине Славиной, которая 2 октября 2020 года совершила самосожжение напротив здания регионального ГУВД. Перед гибелью она опубликовала на своей странице в Facebook пост «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Накануне у нее в квартире, как у свидетеля по делу о нежелательной организации (его возбудили против руководителя Нижегородского храма Летающего макаронного монстра Михаила Иосилевича), прошел обыск. Следователи пришли к журналистке в шесть утра, изъяли всю электронную технику, а затем доставили на допрос. Евгений Мысловский на заседании заявил, что подобные действия следователей направлены на устрашение активистов.

Правозащитники считают, что злоупотребления полномочиями и незаконные действия силовиков, в том числе нарушающие права на справедливое судебное разбирательство, позволяют осужденным в России через Европейский суд по правам человека отсуживать себе десятки тысяч евро. «Нам это надо?», — спросил президента Евгений Мысловский и предложил создать российский суд по правам человека.

Экоактивисты попросили сбросить давление

Экоактивисты попросили сбросить давление

В Общественной палате обсудили защиту природоохранников от административного и силового произвола

Мнение первое: российский суд облегчит защиту прав россиян

Игорь Борисов полагает, что, если россиянин останется недоволен решением национального суда, он сможет обжаловать его в ЕСПЧ. Эксперт уверен, что в российский суд обращаться легче, чем в европейский, где для оформления жалобы нужна помощь специально подготовленного юриста. При этом создать такой суд будет непросто. Для этого необходимо принять поправки в Конституцию или расширить функционал обычных судов, резюмирует эксперт.

Мнение второе: новый суд будет дублировать функции других судов

С коллегой не согласен глава комиссии СПЧ по контролю за правоохранительными органами Игорь Каляпин. Он считает, что с созданием национального суда в сфере защиты прав россиян ничего не изменится и новый орган просто будет дублировать решения районных и городских судов.

«Участники Совета Европы не случайно придумали орган, независимый от национальных властей. Когда разрешается спор между властью и человеком, арбитром не может быть одна из спорящих сторон», — говорит Игорь Каляпин. Он также напоминает, что любой российский суд, начиная с районного, обязан применять европейскую конвенцию, «но, к сожалению, гражданин ни в первой инстанции, ни в апелляционной, ни в кассационной не находит защиты своих прав». В первую очередь эксперт имеет в виду жалобы на нарушение свободы собраний, незаконные задержания и пытки. Игорь Каляпин призывает не создавать новый институт, а сделать более независимыми существующие российские суды.

Мнение третье: суд по правам человека не будет независимым

Руководитель юридического департамента «Руси Сидящей» (проект Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям, внесен в реестр НКО-иностранных агентов) Ольга Подоплелова считает, что национальный суд по правам человека России не нужен, но если он появится, это будет «исключительно российское изобретение». «Это попытка негодными средствами реанимировать неработающую судебную систему. Естественно, ни о какой независимости такого органа речи идти не может», — сказала она.

Ольга Подоплелова пояснила, что в рамках реформы Конституции и других законов в 2020 году были приняты нормы об увольнении судей Конституционного и Верховного судов, а также судей кассационных и апелляционных судов Советом Федерации по представлению президента, о сокращении числа конституционных судей, запрете для них публикации особых мнений, упразднении конституционных и уставных судов в регионах.

«Юридическое сообщество давно не испытывает иллюзий в отношении независимости судей, особенно в громких делах, затрагивающих интересы государства. И предпосылок для независимости нового судебного органа просто нет в рамках этой системы», — утверждает Ольга Подоплелова. Также, по ее мнению, пока неясно, какие именно права будет защищать новый орган.

Мнение четвертое: инициатива является троллингом ЕСПЧ

«Мне все это показалось похожим на какую-то импровизацию. Не считаю, что вопрос проработан. Аналогов в мире нет. Мне не кажется, что такой суд в России нужен. Поток обращений из России в ЕСПЧ так не остановить», — добавляет политолог Константин Калачев. Ему тоже пока неясно, какие именно дела будет рассматривать суд.

«Да и с чего мы должны поверить, что он будет отличаться от всей остальной судебной системы? Похоже на троллинг ЕСПЧ, но раз за дело взялся президент, то структуре быть. Но ее независимость, неангажированность и беспристрастность вызывают большие сомнения», — резюмирует эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

В чём вообще дело? 10 декабря профессор Евгений Мысловский предложил Президенту РФ создать суд по правам человека в России. Президенту идея понравилась, он предложил её рассмотреть.

Я откровенно не понимаю, как столько образованных людей могут считать эту идею целесообразной и перспективной с таким названием и таким описанием.

Если по списку, вслушайтесь в название "Российский суд по правам человека". Кто-то скажет: "Но ведь есть Европейский суд по правам человека? Что здесь смущает?" Смущает то, что ЕСПЧ создавался и существует как способ международной защиты прав человека на региональном уровне, в частности на уровне Европы. Идея в том, что права человека соблюдаются и защищаться могут на международном уровне, если тебе не позволила национальная система права. В связи с этим уже смущает добавление "по правам человека", когда перед этим национальная привязка.

Далее закономерный вопрос: "Ну и что? Проблема-то в чём?" В том, что в России уже есть суд, который защищает права человека от посягательств и нарушений. Это вообще любой суд в России: от судебного участка мирового судьи № 213 района Ломоносовский до КС РФ. В Конституции РФ есть ч. 1 ст 46, которая гласит: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод", то есть и так любой суд защищает любое ваше право и свободу.

Могут сказать: "Да ты идею извращаешь". Из того, что я нашёл формулировки были такие:

"Существует очень много жалоб на несправедливые приговоры, и наиболее резонансные из них могли бы быть предметом разбирательства в таком специализированном суде. При этом суд будет рассматривать жалобы с точки зрения нарушения положений главы 2 Конституции России, посвященной правам и свободам человека и гражданина" (с) М.Федотов.

"Новый суд, по словам Федотова, может быть построен по модели Суда по интеллектуальным правам, который рассматривает строго определенные категории дел" (с) РБК

«Единственным внешним сторожем, к сожалению, является Европейский Суд по правам Человека. У нас его нет[Суда по правам человека]. Но, зато, у нас есть уполномоченный по правам человека, у которого очень большие полномочия» (c) Е.Мысловский

Даже если допустить, что этот суд будет рассматривать всё с точки зрения главы 2 Конституции РФ. Тут вопрос, а у нас уже нет суда, который проверяет применяемые закона с точки зрения его соответствии Конституции, нет? Есть, Конституционный Суд РФ.

Относительно большого количества жалоб на приговоры. А у нас нет судов, которые пересматривают решение, если какую-то из сторон оно не устроило, нет? Есть, апелляционные и кассационные инстанции.

О том, что внешний способ защиты -- это только ЕСПЧ. А он не для этого создавался изначально?

И при чём тут омбудсмен? Он не суд вершит, он способствует защите прав.

И даже если укладываться в парадигму защиты прав человека, но в пику Западу. Напомню, что Россия является членом Содружества Независимых Государств. У этой организации есть Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, которая предусматривает в том числе Комиссию по правам человека СНГ, то есть уже есть механизм, который потенциально может быть, если не конкурентом, то аналогом ЕСПЧ и защищать права на регионально-междунароном уровне.

Кто-то опять же может сказать: "Да ты знаешь российские суды и какое СНГ, что они все делают? Эффективной защиты в нынешних условиях не будет". Даже если так, то проблема-то в таком случае в системе в целом и если в неэффективную систему добавить новый элемент, то она эффективно не заработает.

В общем, я не хочу кого-то упрекать в некомпетентности, потому что у того же Мысловского были интересные предложения по поводу обеспечения независимости судов и затрагивались важные проблемы. Но РСПЧ -- это идея не целесообразна и не является дискуссионной, это откровенно глупая идея и даже такому дилетанту, как я, это понятно.

Гаагский суд по правам человека - это самый известный и авторитетный международный юридический орган. Распространение его юрисдикции действует на все страны, входящие в совет Европы и ратифицировавшие Конвенцию о правах человека. Рассматривает как международные дела, так и жалобы отдельных граждан. Россияне получили возможность обращаться за помощью в этот юридический орган в 1998 году.

гаагский суд по правам человека

Как появился Гаагский суд?

Конвенция о защите прав человека в Европе была принята в 1953 году, после этого и появился Гаагский суд по правам человека. В Конвенции были не только сформулированы основополагающие права каждого гражданина, но также был оговорен особый механизм их защиты.

Сначала в этот механизм были включены три органа. Именно они, в конечном счете, несли ответственность за соблюдение обязательств, которые приняли на себя все государства-участники. Это были европейская комиссия, отвечающая за соблюдение прав человека, Европейский суд по правам человека и соответствующий комитет министров. В 1998 году Европейский суд по правам человека был объединен с комиссией.

гаагский суд по правам человека где находится

Рассмотрение жалоб

Первоначально все жалобы, которые подавались в Гаагский суд по правам человека, сначала рассматривала комиссия. Причем было неважно, кто в данном случае являлся истцом, государство или отдельный гражданин.

Комиссия принимала окончательное решение, приемлемо ли это обращение. В случае положительного решения оно передавалось в суд. Именно там оно уже рассматривалось по существу.

Если в суд жалоба не попадала, то решение по ней принимал комитет министров. После 1994 года истцы получили право самостоятельно передавать свое дело в суд, даже если в этом отказала комиссия.

В обязанности суда входит неукоснительное соблюдение норм конвенции, принятой ее участниками. Рассматриваются конкретные дела отдельных граждан, иски от группы лиц, а также неправительственных организаций. Также случается, когда истцами становятся государства, которые обвиняют другие страны в нарушении норм конвенции.

До своего реформирования в 1998 году Европейский суд вынес вердикты почти по 900 делам. В большинстве случаев истцами становились граждане. Проведенная реформа существенно повысила активность суда. За 12 лет было вынесено уже больше 12 тысяч решений. Сегодня все основные решения принимает Европейский суд по правам человека, находящийся во французском Страсбурге.

гаагский суд по правам человека адрес

Порядок подачи жалобы

Для того чтобы жалоба попала в Гаагский суд по правам человека, нужно выполнить несколько условий.

Во-первых, обращаться можно только по поводу защиты прав и свобод гражданина, которые гарантированы упомянутой конвенцией и ее протоколами. Во-вторых, принимаются жалобы, как от физического лица, так и от группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения прав человека со стороны государства, подписавшего конвенцию.

Во всех этих случаях необязательно, чтобы заявитель являлся гражданином государства, которое входит в Совет Европы.

решения гаагского суда

Гаагский суд

При этом не следует Гаагский международный суд путать с судом по правам человека. Хоть и тот, и другой являются международными юридическими институтами, занимаются несколько разными вещами.

Из этой статьи вы узнаете, что такое Гаагский суд, где находится, в какой стране. Гаагским называют международный суд ООН, который начал свою работу еще в 1946 году. Решения Гаагского суда являются обязательными к исполнению для стран, входящих в Организацию Объединенных Наций.

Еще на первом заседании председатель генеральной ассамблеи ООН Поль-Анри Спаак отметил, что важнее этого органа нет.

Где находится Гаагский суд?

Многие задаются вопросом: если это Гаагский суд, в какой стране он находится? Орган работает в Нидерландах. В городе Гаага с населением около полумиллиона человек. Это третий по величине голландский город, в котором располагаются все крупнейшие международные правовые органы, в том числе имеющие отношение к ООН. Так что теперь, услышав название Гаагский суд, страна, в которой он находится, для вас будет известна.

Что делать, если вы хотите обратиться в Гаагский суд по правам человека? Адрес поможет вам в этом. Лучше всего сразу писать на английском, так больше шансов, что письмо дойдет. The Netherlands Hague Court of Arbitration 2. Так ваше обращение гарантированно попадет в Гаагский суд по правам человека. Где находится этот юридический институт, вы теперь осведомлены.

При этом нужно знать, что в Гааге, как правило, рассматривают дела, относящиеся к юрисдикции Организации Объединенных Наций. Непосредственно же правами человека занимается Европейский суд, находящийся в Страсбурге

гаагский международный суд

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того чтобы ваше обращение было рассмотрено, необходимо обратиться с заявлением в Европейский суд по правам человека не позднее, чем через полгода после того, как вопрос был окончательно рассмотрен компетентным государственным органом. За этим нужно строго следить, так как восстановить этот срок будет нельзя.

Будут рассмотрены только жалобы, поданные на нарушения, которые случились после того, как государство ратифицировало соответствующую конвенцию. В случае с Россией этот срок начинается с 5 мая 1998 года по сегодняшний день включительно.

Важно, чтобы ваше обращение было принято, его должны признать приемлемым. Для этого необходимо полностью исчерпать все средства защиты своих прав внутри собственного государства. Применимо для Российской Федерации, обращаться в ЕСПЧ имеет смысл только после того, как отрицательные решения получены в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

И, наконец, последнее, но не менее важное. Жалобы должны обязательно касаться событий, ответственность за которые несет непосредственно государство. Жалобы на организации или частные лица данный суд не принимает и не рассматривает.

Юрисдикция суда

В России юрисдикция Европейского суда по правам человека признана обязательной с 1998 года. Поэтому, если происходит любое нарушение прав человека, ЕСПЧ вправе предъявлять к государству претензии в связи с нарушениями положений конвенции и норм протоколов в отношении граждан.

После мая 1998 года они являются неотъемлемой частью правовой системы государства. При этом если они вступают в противоречия с национальными законами, то важно знать, что вердикты ЕСПЧ обладают большей силой.

гаагский суд страна

Решения ЕСПЧ

Существует несколько основных разновидностей решений, которые выносит ЕСПЧ. Всего же их более десяти видов. Однако чаще всего заявители сталкиваются лишь с некоторыми из них.

Суд может вынести решение о неприемлемости жалобы, либо выделении дела в отдельное производство, либо выносится окончательное решение по делу, так называемое постановление. Только в последнем случае ЕСПЧ признает нарушение прав человека.

Жители каких стран чаще всего обращаются в ЕСПЧ?

На данный момент в пятерку стран-лидеров по количеству обращений в Европейский суд по правам человека входят Россия, Италия, Украина, Сербия и Турция. На них приходится около 65% всех жалоб, которые поступают в ЕСПЧ. Это объясняется не только проблемами с соблюдением прав человека, которые есть в этих государствах, но и их большой численностью.

Поэтому более корректно будет обратить внимание на статистику, которая рассчитывает количество жалоб на душу населения. В этом случае из вышеперечисленных стран позиции вверху списка сохраняет только Сербия. Рядом с ней Хорватия, Молдавия и Черногория. Россия находится за пределами первой двадцатки. Реже всего в ЕСПЧ обращаются англичане, ирландцы, датчане и испанцы.

гаагский суд в какой стране

Россия и ЕСПЧ

В Европейском суде по правам человека от нашей страны работает собственный судья. На данный момент - это Дмитрий Дедов, занявший этот пост в 2012 году. Ранее он трудился в Высшем арбитражном суде. Он доктор юридических наук, выпускал монографии, посвященные конфликту интересов и юридическому методу.

Ранее его предшественниками были Владимир Туманов, в середине 90-х возглавлявший Конституционный суд России, и Анатолий Ковлер, проработавший на этом посту 14 лет. В последнее время Анатолий Иванович был советником Конституционного суда, с 2016 года входит в "Венецианскую комиссию" Совета Европы. Это консультативный орган, специализирующийся на конституционном праве. Название свое получил, так как регулярно собирается в Венеции.

При этом в России решения, выносимые Европейским судом по правам человека, неоднократно подвергались критике. В частности, политизированными некоторые решения ЕСПЧ называл министр иностранных дел Сергей Лавров. Например, глава ведомства отнес к ним дело Илие Илашку - известного молдавского и румынского политика, который участвовал в Приднестровском конфликте. Впоследствии провел 8 лет в заключении в Приднестровье.

ЕСПЧ обязал Россию выплатить ему почти 200 тысяч евро в качестве моральной компенсации. В тюрьме его вместе с соучастниками содержали, подозревая в убийствах в ходе вооруженного конфликта в начале 90-х.

В 2015 году депутаты российского парламента даже обратились с инициативой в Конституционный суд. Их интересовал вопрос, возможно ли признание постановлений ЕСПЧ противоречащими положениям российской Конституции. А значит, необязательными для исполнения.

В качестве примера приводилось дело ЮКОСА, а также процесс Гладкова и Анчугова, посвященный запрету на участие в выборах граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Постановление российского Конституционного суда гласит, что Россия может отступить от возлагаемых на нее обязательств только в том случае, если это будет единственный способ не допустить нарушения основополагающих конституционных принципов.

В данный момент в Европейский суд по правам человека продолжают обращаться большое количество россиян. Все они надеются на помощь и положительное решение своих дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: