Кто должен обеспечить на судне ввод рейсовой информации в аис

Обновлено: 25.04.2024

Автоматическая Идентификационная Система (АИС) призвана улучшить безопасность мореплавания, помогая в эффективной навигации судов, в вопросах защиты окружающей среды, и для взаимодействия со Службами Управления Движения Судов (VTS) и отвечает следующим функциональным требованиям:

1. работа в режиме «судно-судно», для предотвращения столкновения;

2. как средство передачи информации о судне и его грузе для береговых служб;

3. как инструмент для систем СУДС, т.е. в режиме «судно-берег».

Автоматическая Идентификационная Система (АИС) состоит из транспондера и контроллера управления (Дисплей с минимальным количеством клавиш управления). Транспондер АИС способен обеспечивать другие суда и компетентные органы информацией о судне в автоматическом режиме с заданной точностью и частотой, способствуя точному отслеживанию. Передача данных осуществляется с минимальным участием судовой команды и с высоким уровнем достоверности.

Увеличение числа судов, оборудованных транспондерами АИС и объектов, связанных с навигацией, может увеличить безопасность судоходства. Поэтому IMO постановила, что постепенно все суда, находящиеся под регулированием конвенции по безопасности SOLAS, должны быть оборудованы оборудованием Автоматической Идентификационной Системы (АИС) в соответствии с определенным графиком. Начало оснащения судов этим оборудованием - 1.07.2002, в зависимости от класса судов и их размеров (обязательно для всех вновь строящихся судов) до 1.07.2008 для всех судов, построенных до 1.07.2002, но не участвовавших в международных рейсах. Все суда водоизмещением более 300 тонн и занятые на международных рейсах должны быть оборудованы АИС с 1.07.2004, до первой сертификации на безопасность или, по крайней мере, не позже 31.12.2004.

Морская автоматическая идентификационная система (АИС) представляет собой систему оповещения о местоположении и систему представления сведений о судне. Она позволяет судам, оборудованным АИС, автоматически обмениваться информацией в динамическом режиме и регулярно обновлять данные о своем местоположении, скорости, курсе и т.п. (например, данные о принадлежности судна) с судами, оборудованными аналогичным образом. Местоположение определяется с помощью систем ГЛОНАСС или GPS и связи между судами, осуществляемой в УКВ-диапазоне (диапазоне ОВЧ).

  • Приемопередатчики класса А. Они предназначены для установки на торговые суда, такие как грузовые суда и крупные пассажирские суда. Приемопередатчики класса А передают данные с большей мощностью УКВсигнала, чем приемопередатчики класса В, поэтому эти сигналы могут быть получены на более удаленных судах. Кроме того, эти сигналы ретранслируются чаще. Наличие приемопередатчиков класса А является обязательным на всех судах водоизмещением более 300 т брутто на международных рейсах и на некоторых видах пассажирских судов, действующих по мандату СОЛАС.
  • Станции АИС для внутреннего судоходства. Аналогичны приемопередатчикам класса А, но имеют дополнительные функции для использования на внутренних водных путях
  • Приемопередатчики класса В. Во многих отношениях аналогичны приемопередатчикам класса А, но, они, как правило, имеют более низкую стоимость за счет менее строгих требований к характеристикам. Приемопередатчики класса B передают данные с меньшей мощностью сигнала и с более низкой скоростью передачи данных, чем приемопередатчики класса А.
  • Базовые станции АИС. Базовые станции АИС используются системами управления движением судов для мониторинга и контроля передач приемопередатчиков АИС.
  • Приемопередатчики Средств Навигационного Оборудования (СНО, AtoN). СНО представляют собой приемопередатчики, устанавливаемые на буи или в других опасных для судоходства местах. Эти приемопередатчики передают данные о своем местоположении окружающим судам.
  • Приемники АИС. Приемники AIS получают передачи от приемопередатчиков класса А, класса B, СНО и базовых станций АИС, но не передают никакой информации о судне, на котором они установлены.
  • AIS-SART передатчик автоматической идентификационной системы для поиска и спасения.
  • Идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI)
  • Название судна
  • Позывной судна (если имеется)
  • Тип судна
  • Размеры судна

В большинстве стран эксплуатация приемопередатчика АИС разрешена при условии предоставления лицензии на УКВсвязь. Поэтому судно, на которое должен быть установлен приемопередатчик АИС, должно иметь лицензию на современный радиотелефон УКВдиапазона, в которой указываются тип АИС, позывной судна и номер MMSI. Для получения дополнительной информации по требованиям лицензирования радиосвязи судна свяжитесь, пожалуйста, с соответствующим органом в вашей стране.

2. Метод веера пеленгов и дистанций

3. Метод параллельных курсовых углов

2. X band позволяет получить большую точность измерений

2. Course up / Ориентация по курсу стаб.

2. неучтенного сноса

3. неучтенного дрейфа

4. поправки гирокомпаса

2. лицом, назначенным капитаном судна

2. использовать регулировку Anti-Clutter Sea / Море

2. перейти в другой диапазон излучения

2. можно доверять относительно

2. контрольные точки маршрута, план перехода

3. осадка судна, навигационный статус судна

4. вид груза, порт назначения, время прибытия,

2. координаты судна (в системе координат WGS - 84), время (UTC)

3. скорость судна относительно грунта, направление и скорость поворота судна

2. позывной судна

3. название судна

4. номер ИМО судна

5. длина и ширина судна

6. место расположения антенны ДГНСС

7. опознаватель морской подвижной службы MMSI

4. Приемоиндикатор ГНСС

5. Датчик скорости поворота

2. При необходимости

2. точности согласования с лагом и гирокомпасом

2. Давление в носовой части повышенное

3. Давление в кормовой части повышенное

2. расширения канала

2. падение уровня воды между бортом и стенкой канала

3. увеличение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала

2. засасывание воды винтом, работающим на передний ход, со стороны носовой части судна

2. интенсивное снижение уровня воды в кормовой части

2. Сила ударов волн

3. Сила давления ветра

4. Сила присасывания грунта

5. Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения

2. перестановка буксиров не требуется

3. легко менять направление тяги буксиров

2. Наличие течения

3. Отношение глубины к осадке,

4. Ширина судна и ширина канала

2. Идет против течения

2. Применяется в узкостях с ограниченной шириной и подверженных приливо-отливным течениям

2. Используется когда направление изменения ветра известно (при прохождении циклона)

2. Способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей при боковом ветре

2. Способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей при встречном ветре

2. При неизвестном характере изменения направления ветра

2. Рассчитывается величина радиуса сектора, в котором будет перемещаться судно в случае изменения направления действия ветра (течения)

2. на средних глубинах от 25-30 м до 50 м - 3-4 глубины

3. на больших глубинах более 50 м - не менее 2 глубин места якорной стоянки

2. На больших глубинах (более 50 м) якорь стравливается брашпилем до грунта

3. На средних глубинах (30-50 м) - якорная цепь сначала стравливается с помощью брашпиля на длину, равную 1/2-2/3 глубины, а затем уже якорь отдается с ленточного тормоза

2. При ветре или течении желательно подходить к месту якорной стоянки носом против действующего фактора

3. При ветре и течении желательно подходить к месту якорной стоянки носом против более сильно действующего фактора

4. При ветре или течении первым отдают якорь наветренного борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом

2. Изменение величин контрольных данных (пеленгов, дистанций, координат GPS и т.п.) сверх допустимых пределов

2. Подготовить немедленно машину и начать подрабатывать ею при необходимости

3. Подготовить к отдаче второй якорь. Осторожно потравить якорную цепь первого якоря небольшими отрезками по 5-6 м. Отдать второй якорь для увеличения держащей силы якорного устройства

2. массы и типа якоря

3. длины вытравленной якорной цепи

2. держащая сила якоря

3. Сила давления ветра

4. сила давления потока воды при наличии течения

5. инерционные силы при вертикальной качке и при рыскании судна

2. После плавания в условиях штормовой погоды

3. В соответствии с планом-графиком технического обслуживания

2. На судах загранплавания инструкции должны быть дублированы на английском языке для перечня оборудования определенного международными нормативными актами

2. Результаты занести в машинный журнал

3. При плавании во льдах замеры делаются раз в час

4. Делать замеры уровня во всех помещениях два раза за сутки на стоянке и один раз за вахту на ходу в обычных условиях

5. В штормовых условиях при невозможности выполнения замеров делать контрольные откачки каждую вахту или чаще – по указанию вахтенного помощника

2. Назначенные администрацией лица

2. Уведомление вахтенного помощника

3. Разрешение старшего механика или старшего помощника

2. При подходе к порту не менее чем за 1,5-2 часа

3. Не менее чем то время, которое указано в инструкции главного двигателя необходимого для выхода на маневренный режим

2. Устройство поддержания заданной температуры

2. Поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств и конструкций в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей

2. от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой

3. от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется особыми обстоятельствами данного случая

2. Пассатные течения в Атлантике и Тихом океане

2. состояние заступающей вахты

3. есть ли какие-либо распоряжения капитана по вахте

4. запас глубины под килём, влияние на него крена, дифферента, плотности воды, эффекта проседания

5. состояние всего оборудования мостика, которое может быть использовано во время вахты, поправку гиро- и магнитного компаса

6. местоположение судна, его курс и скорость, осадку судна, наличие и учёт течения, ветрового дрейфа, состояние видимости, наличие других судов поблизости

2. при плавании в районах СУДС

3. при ограниченной дальности видимости

4. при плавании в районе оживленного судоходства

5. при подходе к району с ограниченной дальностью видимости

2. включить навигационные огни

3. использовать РЛС для оценки ситуации

4. перевести машину на манёвренный режим работы

2. предпринимать все меры для предотвращения загрязнения окружающей среды с судна

3. поставить капитана в известность в случае дрейфа судна на якоре или ухудшении видимости

4. обеспечить через вахтенного механика готовность машины в соответствии с указаниями капитана

5. выставить установленные Правилами огни, сигналы или обеспечить подачу надлежащих звуковых сигналов

6. определить и нанести место судна на карту, проверять через регулярные промежутки времени местоположение судна, чтобы определить наличие дрейфа на якоре, обеспечить надлежащее наблюдение и регулярные обходы судна

2. как минимум 6 часов подряд в день на протяжении двух дней, при условии, что в течение недели общая сумма часов отдыха составит не менее 70 часов

2. вахтенный помощник должен иметь соответствующую квалификацию, подтверждённую дипломом

2. до отхода из порта

3. так часто, как это практически целесообразно

2. нормальную работу радиооборудования

3. нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней и другого навигационного оборудования

4. нормальную работу органов управления машины и аварийной сигнализации при безвахтенном методе работы машинного отделения

2. соблюдались международные, национальные и местные правила

3. обеспечивалась безопасность экипажа, судна, порта и окружающей среды, а также всех механизмов, имеющих отношение к грузовым операциям

2. швартовы и якорь-цепь, выполнение мер безопасности и правил противопожарной защиты

3. отсутствие внешней угрозы собственному судну, и что судно не создает угрозы для других

4. наличие и характер опасных грузов, которые грузят/выгружают, а также готовность к соответствующим действиям в случае какого-либо инцидента

2. сообщить вахтенному механику

3. поднять сигналы в соответствии с МППС-72

4. определить место судна и нанести его на карту, сделать отметку на курсограмме и запись в судовом журнале

5. перейти на аварийное управление рулём, если невозможно перейти на дублирующее управление рулём - остановить судно

2. на конец вахты (если необходимо, то и в течение вахты) делает контрольные определения места судна, обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа судна

3. с усилением ветра обычно потравливают якорные цепи. Однако при этом следует ясно представлять, сколько времени понадобится для выборки якорей в случае необходимости снятия с якоря, чтобы судно за это время не было снесено к опасности.

4. систематически проверяет глубину под килем, состояние якорного устройства, натяжение якорного каната, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая при этом влияние приливо-отливных явлений.

2. запас глубины на проседание

3. запас глубины на ветровое волнение

5. запас глубины на крен

6. глубину, указанную на карте

2. таблице маневренных характеристик

3. формуляре маневренных характеристик

2. необходимость ввода широты и скорости для коррекции скоростной девиации

2. необходимость учета девиации, которая изменяется от широты и загрузки судна

2. большие систематические погрешности угломерного устройства

3. разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

2. необходимость учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта

2. разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

3. многократное снижение точности данных автослежения при маневрировании своего судна и цели

2. отсутствие достаточно точной информации о сносе судна

3. отсутствие достаточно точной информации о дрейфе судна

2. возможность промаха в опознании ориентиров

2. вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого

2. по измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся на обеих картах

3. по измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до него при плавании вблизи берега (контроль при это осуществляется по координатам)

2. судах каботажного плавания водоизмещением 500 р.т. и больше

2. если Ваше судно следует против течения, то обеспечить свободный проход встречного судна

3. рассмотреть возможность расхождения со встречным судном не в повороте, а на прямом курсе

4. уменьшить скорость хода с учетом сохранения должной управляемости и не выходить на чужую левую сторону во время по ворота

2. парусные суда

3. суда длиной менее 20 м

2. суда длиной менее 20 м

2. в случае крайней необходимости для избежания непосредственной опасности

2. проверкой перехода с карты на карту

3. проверкой проложенного на карте курса

4. оценкой обоснованности учёта/неучёта сноса

5. сличением расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости

2. если обсервация показала заметное смещение судна в сторону навигационной опасности

3. перед входом в узкость, портовые воды, систему разделения движения судов или систему УДС

4. если величина накопленной невязки достигла большого значения, препятствующего оперативной оценке навигационной ситуации

2. избыточными измерениями

3. правильным опознанием и выбором ориентиров

4. точным измерением навигационных параметров

5. нейтрализацией ограничений технических средств и методов измерений, разумным их сочетанием

2. cуда, занятые деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системах разделения движения (промер глубин, гидрографическое траление, подъем затонувшего судна, установка и обслуживание средств навигационного оборудования и т. п.)

2. огни судна, лишенного возможности управляться (два круговых красных, бортовые, кормовой)

2. свет прожектора

3. фальшфейера и гранаты любого цвета, за исключением красного

4. звуковые и дымовые сигналы, отличающиеся от принятых в Правилах огней и средств навигационного ограждения.

2. Международным Сводом Сигналов (МСС)

2. Один продолжительный звуковой сигнал, когда судно имеет ход относительно воды. Интервал подачи сигналов не более 2 мин.

2. по показаниям технических средств (приборов)

3. по пеленгу и дистанции незакрепленного, плавающего объекта с учетом ветрового дрейфа

Приемопередатчик АИС T105 поддерживает эксплуатацию приемопередатчиков как Класса А (открытое море / СОЛАС), так и эксплуатацию в режиме для внутреннего судоходства (под ЕПСВВП).

Переключение между классом А и АИС для внутреннего судоходства возможно в меню системы, и такие настройки необходимо осуществлять при установке в зависимости от места эксплуатации судна. При эксплуатации АИС в режиме внутреннего судоходства необходима дополнительная информация по судну и рейсу.

Приемопередатчик сохраняет данные по судну и рейсу для судов Класса А (открытое море) и АИС для внутреннего судоходства раздельно, то есть требуется две независимые конфигурации настройки, одна для судов Класса А и другая – для АИС для внутреннего судоходства. Если приемопередатчик устанавливается на судно для внутреннего судоходства, то до дополнительной настройки для внутреннего судоходства, описанной ниже, следует осуществить стандартную настройку данных судна и данных рейса.

Переключение между режимами «Класс А» и «АИС для внутреннего судоходства»

Для переключения режимов эксплуатации нажмите кнопку ‘Меню’ и выберите подменю ‘Установка', затем ‘АИС для внутр.судоходства’ , затем выберите опцию ‘Конфигурация для внутреннего

судоходства’. Затем задайте для «АИС для внутреннего судоходства» режим «Включено» или «Выключено» перед тем, как сохранить настройки. Если приемопередатчик настроен на эксплуатацию в режиме «АИС для внутреннего судоходства», в строке состояния будет постоянно отображаться значок ‘IL’.

Ввод настроек идентификации судна для внутреннего судоходства

Для эксплуатации в режиме внутреннего судоходства наряду с некоторыми изменениями в стандартных настройках АИС необходимо внести дополнительную информацию по идентификации судна. В АИС приемопередатчика должна быть введена следующая дополнительная информация:

  • Код ЕИН судна (уникальный европейский идентификатор), представляющий собой число из 8 цифр, присвоенный судну.
  • Тип судна в виде кода МЭО (4 цифры), выбранный из таблицы, прилагаемой в разделе 9.
  • Длина судна, округленная до 10 см (с большей точностью, чем стандартная настройка АИС).
  • Ширина судна, округленная до 10 см (с большей точностью, чем стандартная настройка АИС).
  • Требуется выполнить настройку качества для источников данных по скорости, курсу и направлению, подключенных к АИС. Настройки качества для каждого источника данных могут быть «высокими» и «низкими». Если не используется типовой утвержденный датчик (например, гирокомпас, предоставляющий информацию по курсу), подключенный к приемопередатчику АИС, следует использовать низкие настройки.

В АИС для внутреннего судоходства необходимо обновить следующую стандартную информацию идентификации судна для АИС:

  • Для судна внутреннего судоходства номер ИМО должен быть установлен на ‘0’ или ‘00000000’.
  • Стандартный тип судна для АИС необходимо задавать в соответствии с самым близким к нему типом судна – см. таблицу типов в статье Назначение АИС


Размеры судна внутреннего судоходства ) при работе в режиме АИС для внутреннего судоходства длина и ширина судна вводятся с точностью до ближайших 10 см. Это в дополнение к размерам судна, полученным от места расположения антенны ГНСС, вводимым во время стандартной настройки (см. раздел 4.5), ввод в метрах. Размеры длины и ширины для внутреннего судоходства должны округляться в большую сторону до следующего целого значения метров при осуществлении стандартной настройки. Оба набора размеров должны относиться к максимальному прямоугольному размеру транспорта.

Ввод настроек рейса судна для внутреннего судоходства

При эксплуатации устройства в режиме внутреннего судоходства необходима дополнительная информация о рейсе, а также некоторые изменения в стандартной конфигурации АИС. В АИС приемопередатчика должна быть введена следующая дополнительная информация:

  • Состояние загруженности судна: «в грузу» или «порожнем».
  • Количество синих конусов или синих флагов для обозначения состояния груза (1, 2 или 3 синих конуса или синих флага).
  • Статическая осадка судна с точностью до ближайшего сантиметра.
  • Надводный габарит судна с точностью до ближайшего сантиметра.
  • Количество экипажа, пассажиров и иного плавсостава.
  • Количество вспомогательных буксиров (от 0 до 6).

Прочие настройки АИС для внутреннего судоходства

При эксплуатации в режиме внутреннего судоходства можно подключить к приемопередатчику АИС переключатель « синий знак», а также вручную настроить периодичность передачи АИС о местоположении. Процедура подключения переключателя «синий знак» описана ниже. Настройка переключателя «синий знак» и частоты отчетов может быть произведена через главное меню, посредством выбора команды ‘Установка’ и перехода в подменю 'Конфигурация для внутреннего судоходства’. Для настройки переключателя синего знака выберите опцию ‘Настройки синего знака’.

Переключатель можно настроить на ‘Доступен’, если переключатель синего знака подключен, или на 'Недоступен’ , если переключатель не подключен. Для установки интервала отчета о положении АИС вручную выберите опцию‘Выбор периодичности передачи’. Доступные настройки интервалов передачи включают:

  • Один раз в 10 секунд
  • Один раз в 5 секунд
  • Один раз в 2 секунды

В ручном режиме изменения периодичности передачи необходимо вносить аккуратно и, как правило, по инструкции местных регулирующих органов

Подключение переключателя синего знака

Для индикации состояния синего флага в режиме АИС для внутреннего судоходства к приемопередатчику АИС можно подключать внешний переключатель. Если переключатель синего знака установлен, то переключателю следует задать режим ‘Доступ.', как это описано выше.


Внешний переключатель должен быть запирающегося однополюсного типа и подключаться к клеммам «Переключатели» клеммной коробки, как это показано на рисунке

При замыкании (коротком замыкании) переключателя, устанавливается и соответственно передается в отчетах (передачах) АИС для внутреннего судоходства статус синего знака.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Вопрос: Укажите рекомендуемую очередность действий судоводителей при постановке судна на якорь
заблаговременно предупреждает вахтенного механика, проверяет связь с машинным отделением, сличает часы на мостике и в машинном отделении 1
определяет место судна и переносит счисление пути на карту крупного масштаба, включает эхолот 2
устанавливает нужный канал УКВ радиостанции устанавливает, если это предусмотрено местными правилами связь с властями или со службой УДС, уточняет время и место постановки на якорь, канал УКВ радиосвязи (при стоянке на якоре) 3
направляет боцмана на бак для подготовки якорного устройства, проверяет связь с баком 4
проверяет и подготавливает средства световой и звуковой сигнализации, дополнительные средства, требуемые местными правилами, переходит на ручное управление рулем 5
после отдачи якоря определяет место судна, сообщает вахтенному механику указанную капитаном готовность СЭУ, измеряет глубину под килем, намечает контрольные береговые ориентиры, рассчитывает и наносит на карту окружность возможного нахождения судна с учетом вытравленной якорной цепи и длины судна. 6
Вопрос: Укажите рекомендуемую дискретность обсерваций в зависимости от района плавания
открытое море 30-60 мин
прибрежная зона 10-30 мин
на подходе к портам и в узкостя 5-10 мин
в портовых вода 1-5 мин
Вопрос: Укажите в порядке убывания предпочтительности методы переноса места судна при переходе с карты на карту:
по измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся на обеих карта 1
по измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до него при плавании вблизи берега 2
по координатам - при плавании в открытом море. 3
по координатам - при плавании вблизи берега 4
Вопрос: При плавании вблизи берегов точность счислимого места судна ниже точности обсервации
через 10 мин после обсервации в 1,5 раза
через 15 мин после обсервации в 2 раза
через 20 мин после обсервации в 4 раза
Вопрос: Какому из выражений соответствует время роста tp tпв-tмв
Вопрос: Какому из выражений соответствует время падения tп tмв-tпв
Вопрос: Суточное (тропическое) неравенство приливов возникает из-за Изменения склонения Луны и Солнца
Вопрос: Полумесячное неравенство приливов возникает из-за Смены фаз Луны
Вопрос: Месячное неравенство приливов возникает из-за Параллакса Луны и Солнца
Вопрос: В адмиралтейских таблицах приливов в отличие от российских нельзя Экстраполировать за значения ПВ и МВ
Вопрос: В адмиралтейских таблицах приливов фактором F называется Вариант А
Вопрос: По какой формуле можно определить длину ортодромии между точками 1 и 2 в данном случае S = S2 - S1
Вопрос: По какой формуле можно определить длину ортодромии между точками 1 и 2 в данном случае:S = 180 o - (S1 + S2)

Вопрос: По какой формуле можно определить длину ортодромии между точками 1 и 2 в данном случае S = S2 + S1

Вопрос: По какой формуле можно определить длину ортодромии между точками 1 и 2 в данном случае S = 180 o - S1 + S2
Вопрос: Укажите карту, сделанную в гномонической проекции Вариант Б
Вопрос: По карте в гномонической проекции можно получить Курс начальный, курс конечный и длину ортодромии
Вопрос: При составном плавании, когда не рекомендуется подниматься выше заданной параллели, плавание рассчитывается так, чтобы Точки вертекса дуг большого круга лежали на заданной параллели
Вопрос: При определении места судна по пеленгам наименьшую погрешность определения места можно получить

на малых расстояния
Вопрос: При определении места судна по 2 пеленгам наименьшую погрешность определения места судна можно получить при угле между пеленгами, близком 90 o
Вопрос: При определении места судна по РЛ-дистанциям, если точность измерений одинакова, то с наименьшей погрешностью место судна можно получить погрешность получаемого места не зависит от расстояния до ориентиров
Вопрос: При определении места судна по 2 дистанциям наименьшую погрешность определения места судна можно получить при угле между направлениями на ориентиры, до которых измерены дистанции, близком 90 o
Вопрос: При определении места судна по пеленгу и дистанции до ориентиров, указанных на рисунке, место судна с наименьшей погрешностью можно получить используя: пеленг и дистанцию до одного и того же ориентира

МАМС
Вопрос: Ваше судно выходит из Антверпена (Бельгия), Вы увидели красный проблеск Fl (R). По какому борту Вы должны оставить этот огонь? судно должно оставить огонь по правому борту
Вопрос: Ваше судно заходит в Пусан (Корея), Вы увидели красный проблеск Fl (R). По какому борту Вы должны оставить этот огонь? судно должно оставить огонь по правому борту
Вопрос: Ваше судно идёт курсом 090 o , когда Вы впереди замечаете белый огонь характера Q (6)+LFl. Ваши действия
судно должно изменить курс вправо и оставить огонь по левому борту
Вопрос: Знак ограждающий отдельно лежащую опасность незначительных размеров в системе МАМС имеет в качестве топовой фигуры два чёрных шара расположенных вертикально
Вопрос: Знак чистой воды в системе МАМС имеет в качестве топовой фигуры красный шар
Вопрос: Какое значение имеет буй, изображённый на рисунке, в регионе А (region A) основной фарватер справа
Вопрос: Какое значение имеет буй, изображённый на рисунке, в регионе Б (region B) основной фарватер слева

Вопрос: Какие иностранные карты (аналог отечественных гидрометеорологических карт) используются при плавании по наивыгоднейшим путям: pilot charts routeing charts
Вопрос: В системе МАМС при переходе из региона А в регион Б изменяются расцветка буев
цвет огня цвет топовой фигуры

Вопрос: При определении места судна по расстояниям до ориентиров, укажите очерёдность измерения дистанций для получения места судна с наименьшей погрешностью, используя номера ориентиров указанные на рисунке. 3 1 2

Вопрос: При определении места судна по пеленгу и дистанции до разных ориентиров, укажите пару ориентиров, дающую наименьшую погрешность определения места судна, используя номера ориентиров указанные на рисунке (выбранные номера введите через пробел, например- 1 3) 3-2

Вопрос: Какой из типов радиолокационных маяков даёт на экране РЛС отметку, изображенную на рисунке Racon
Вопрос: При определениях места судна с помощью GPS геометрический фактор зависит от
взаимного расположения спутников относительно судна
Вопрос: Что называется дифференциальным режимом GPS?
Метод исправления измерений GPS, путём сравнения систематических ошибок между приёмником с известными координатами и приёмником «передвижного» потребителя GPS
Вопрос: Широта, долгота, и высота, отображенная приемником GPS, представляют

Местоположение антенны приёмника GPS
Вопрос: Судовая РЛС может обнаружить цель начиная с расстояния 50 м
Вопрос: При наличии на экране РЛС разночтения между радиолокационным изображением и стилизованной электронной картой, предпочтение следует отдавать Радиолокационному изображению
Вопрос: На экране судовой РЛС, изображенном на рисунке, под номером 1 обозначено Head Line / Линия курса

Вопрос: На экране судовой РЛС, изображенном на рисунке, под номером 2 обозначеноParallel Index / Параллельный ндекс
Вопрос: На экране судовой РЛС, изображенном на рисунке, под номером 3 обозначеноRings / Неподвижные кольца
Вопрос: На экране судовой РЛС, изображенном на рисунке, под номером 4 обозначеноVariable Range Mark / Подвижные кольца дальности
Вопрос: При измерении дальности с помощью РЛС точность

составляет около 1% от выбранной шкалы дальности, за исключением малых шкал
Вопрос: При измерении пеленга с помощью РЛС 3 см диапазона точность

зависит от выбранного диапазона и составляет около 1 градуса
Вопрос: Неисправность лага приведет к невозможности использования в судовой РЛС режимаTrue Motion / Истинное движение
Вопрос: Величина магнитного склонения вводится в судовую РЛС при согласовании с магнитным компасом
Вопрос: На судовой РЛС регулировка усиления обозначается номером 1
Вопрос: На судовой РЛС регулировка подстройки частоты обозначается номером 2
Вопрос: На судовой РЛС выбор ориентации по Северу может быть обозначен номером 3
Вопрос: На судовой РЛС выбор ориентации по курсу может быть обозначен номером 4
Вопрос: На судовой РЛС управление измерителем дальности может быть обозначено номером 5
Вопрос: На судовой РЛС выбор длительности импульса для "короткого" импульса может быть обозначено номером 6
Вопрос: На судовой РЛС выбор длительности импульса для "длинного" импульса может быть обозначено номером 7
Вопрос: На экране судовой РЛС помеха от моря (волн) представляют из себя рисунок под номером 2
Вопрос: На экране судовой РЛС помеха от соседней РЛС представляют из себя рисунок под номером 1
Вопрос: На экране судовой РЛС помеха от дождя представляет из себя рисунок под номером 3
Вопрос: Для борьбы с помехами от переотражения сигнала на экране судовой РЛС необходимо

использовать регулировку Gain
Вопрос: К чему приведет выключение излучения при работе САРП? Сбросу всех целей с сопровождения
Вопрос: При расчете курса цели с помощью САРП точность определения должна быть не хуже 3 градусов
Вопрос: При расчете скорости цели с помощью САРП точность определения должна быть не хуже 1 узла
Вопрос: При расчете TCPA с помощью САРП точность определения должна быть не хуже 1 мин
Вопрос: При расчете CPA с помощью САРП точность определения должна быть не хуже 0,25 мили
Вопрос: Что означает символ под номером 1 на экране САРП? цель в охранной зоне
Вопрос: Что означает символ под номером 2 на экране САРП? опасная цель

Вопрос: Что означает символ под номером 3 на экране САРП? цель, у которой вызван формуляр
Вопрос: Что означает символ под номером 4 на экране САРП? цель с вектором курса и скорости

Вопрос: Что означает символ под номером 5 на экране САРП? сброс цели с автосопровождения
Вопрос: После обнаружения и захвата цели прошло более 3 минут. Информации САРП можно доверять полностью
Вопрос: Информация о маневренных характеристиках собственного судна вводится в САРП для)
решения задач проигрывания маневра
Вопрос: Обнаружен SART на расстоянии 2 мили. Какой вид засветки должен быть на экране судовой РЛС? 12 дуг
Вопрос: На точность определения места с помощью GPS влияют солнечная активность
Вопрос: Погрешность определения места судна с помощью приемоиндикатора GPS при работе по открытому коду

не хуже 40 м
Вопрос: АИС предназначена для. решения задач по предупреждению столкновения, повышения безопасности мореплавания и автоматизации обмена информацией между судами и с береговыми объектами

Вопрос: От чего зависит интервал передачи информации судового АИС? от скорости судна и выполняемого маневра
Вопрос: Дальность действия АИС ..определяется высотой установки антенн (береговой и судовой) и мощностью передатчика
Вопрос: Точность передаваемых аппаратурой АИС навигационных данных определяется

точностью сопрягаемой с АИС судовой аппаратуры навигации
Вопрос: Для каких целей в оборудовании АИС предусмотрен "лоцманский" разъем? Для подключения лоцманского АИС
Вопрос: Для каких целей к АИС подключается ГНСС? Для передачи информации о координатах судна
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС? пассивная или "спящая" цель
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС? активная цель
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС? выбранная цель
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС? опасная цель
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС? потерянная цель
Вопрос: Что обозначает приведенный символ на экране графического индикаторного устройства (РЛС/САРП/ЭКНИС. ), подключенного к АИС?активная цель при крупных масштабах изображения
Вопрос: Может ли станция АИС отображать цели, расположенные за островами, мысами, изгибами рек? Да
Вопрос: Может ли станция АИС обнаружить цели, находящиеся в теневых секторах РЛС? Да
Вопрос: Влияют ли помехи от осадков и волнения на работу АИС? Нет
Вопрос: Для каких целей передается информация о местоположении антенн АИС?
Для отображения целей в крупных масштабах изображения на экране РЛС или ЭКНИС

Вопрос: Можно ли выключать судовую АИС?Можно только по решению капитана при определенных обстоятельства
Вопрос: Оборудование АИС следует применять как :Средство, дополняющее радиолокационную станцию
Вопрос: Кто должен обеспечить на судне ввод рейсовой информации в АИС? Вахтенный помощник капитана
Вопрос: В каком формате вводится позиция судна в аппаратуру АИС их ГНСС? WGS-84
Вопрос: Устраняется ли необходимость передачи информации по бедствию и безопасности средствами и процедурами ГМССБ после передачи по каналам АИС? Нет

Вопрос: При использовании РЛС для опознания берега применяются следующие методы
Метод веера пеленгов и дистанций Метод траверзных расстояний Метод параллельных курсовых углов
Вопрос: Для каких целей используется X band (3 см) и S band (10 см)?
X band позволяет получить большую точность измерений
S band позволяет получить лучшую помехоустойчивость
Вопрос: Ошибка в показаниях гирокомпаса повлияет в судовой РЛС на режим True Motion / Истинное движение
Course up / Ориентация по курсу стаб.
Вопрос: При использовании в судовой РЛС режима истинного движения смещение береговой черты происходит из-за
поправки лага поправки гирокомпаса неучтенного сноса неучтенного дрейфа
Вопрос: Согласование судовой РЛС с гирокомпасом и лагом обычно производится лицом, назначенным капитаном судна
перед выходом в рейс
Вопрос: Для борьбы с помехами от моря (волн) на экране судовой РЛС необходимо использовать регулировку Anti-Clutter Sea / Море перейти в другой диапазон излучения
Вопрос: Для борьбы с помехами от соседней РЛС на экране судовой РЛС необходимо

перейти в другой диапазон излучения
изменить длительность импульса
Вопрос: После обнаружения и захвата цели прошло менее 3 минут. Информации САРП нельзя доверять
можно доверять относительно
Вопрос: Какие классы оборудования системы АИС существуют? Класс А Класс B
Вопрос: Какие данные вводятся в оборудование АИС судоводителем ?осадка судна, навигационный статус судна
вид груза, порт назначения, время прибытия, контрольные точки маршрута, план перехода
число людей на борту,
Вопрос: Какие данные вводятся в оборудование АИС автоматически?
скорость судна относительно грунта, направление и скорость поворота судна
координаты судна (в системе координат WGS - 84), время (UTC)
истинный (гирокомпасный) курс судна, путевой угол судна,
Вопрос: Какие данные вводятся в оборудование АИС при установке на судне?опознаватель морской подвижной службы MMSI тип судна номер ИМО судна позывной судна название судна длина и ширина судна
место расположения антенны ДГНСС

Вопрос: Укажите оборудование, подключаемое к судовому АИС Гирокомпас Датчик скорости поворота
Приемоиндикатор ГНСС Эхолот Лаг


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Кафедра «Информатика и информационные технологии»

Секция «Прикладная информатика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологии в судовождении»

Оглавление

1.Назначение, принцип действия и сферы использования АИС 5

1.1 Назначение и основные функции 5

1.2 Принцип действия 6

1.3 Сферы и направления использования 9

1.4 Информационно - технические особенности АИС 12

1.5 Канал связи АИС 14

1.6 Судовая аппаратура 16

1.7 АИС и Глава 5 Конвенции SOLAS 17

2. Отображение информации АИС. Сравнение информации на экране РЛС и мониторе АИС 18

2.1 Ограничения АИС 19

2.2 Достоинства АИС 20

3. Отображение информации АИС на электронной карте 26

Список использованной литературы 28

Введение

Судовые станции АИС будут конвенционным оборудованием, которое обязательно для установки на всех судах с водоизмещением более 300 регистровых тонн. Следует ожидать, что в дальнейшем упрощенные модификации мобильных станций АИС будут устанавливаться и на судах меньшего тоннажа: прогулочных судах, яхтах, катерах и др.

Транспондер АИС обычно работает в автономном и непрерывном режиме независимо от того, работает ли оборудованное им судно в открытом море, в прибрежных водах или во внутренних районах. Поскольку VHF донесения в основном передаются на сравнительно небольшие расстояния, требуют значительной скорости передачи и поскольку они не должны быть подвержены взаимным помехам, то используется две частоты в полосе морской подвижной службы. Используемый способ модуляции - FM/GMSK (частотная модуляция/гауссова манипуляция с минимальным частотным сдвигом) из-за его надёжности, эффективного использования полосы частот и широкого применения в мобильной цифровой связи.

Назначение, принцип действия и сферы использования АИС

1.1 Назначение и основные функции


  • АИС должна улучшить безопасность судовождения, защиту окружающей среды и эффективность использования СУДС посредством выполнения следующих функций:

  • предупреждение столкновений в режиме работы «судно - судно»;

  • получение прибрежными государствами информации о судне и грузе, а также использование в качестве технического средства VTS в режиме работы «судно - берег».

1.2 Принцип действия

Одновременно каждым судном, оборудованным АИС, принимается аналогичная информация от других судов, находящихся в радиусе действия, ограниченном распространением радиоволн ОВЧ (УКВ) диапазона (20 - 30 миль). Принятая информация автоматически обрабатывается и отображается на одном из судовых навигационных дисплеев. Синхронизация работы всех станций АИС (судовых и береговых) обеспечивается глобальной навигационной спутниковой системой (ГНСС), которая также является источником передаваемой информации о координатах и векторе скорости.

Базовые (береговые) станции АИС могут действовать в активном режиме, управляя режимом работы судовых станций и передавая им информацию, связанную с безопасностью мореплавания (местные навигационные предупреждения, дифференциальные поправки для ГНСС, данные о судах, сопровождаемых СУДС, и другую). При нахождении судов вне районов действия береговых базовых станций и в открытом море АИС может действовать в режиме дальней связи через Инмарсат - С. В этом режиме обеспечивается автоматическая передача информации от судов в адрес береговых служб в целях мониторинга судоходства в территориальных водах, исключительных экономических зонах и районах ответственности морских спасательно-координационных центров (МСКЦ).

Аппаратура АИС может также устанавливаться на летательных аппаратах, участвующих в поисково-спасательных операциях на море, и на средствах навигационного оборудования (СНО) морских путей (плавучих и стационарных). Лоцманские службы могут использовать портативную аппаратуру АИС, доставляемую на борт судна и работающую автономно или с подключением к судовому оборудованию АИС.

Принцип взаимного получения и использования информации АИС двумя судами, находящимися в «радиовидимости» друг друга.

Судовая аппаратура каждого судна упрощенно представлена тремя блоками: приемник ГНСС, контролер (управляющее устройство на основе микропроцессора) и приемопередатчик ОВЧ (УКВ) диапазона. Обмен информацией между аппаратурой двух судов осуществляется через специальный канал связи АИС, выделенный в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.

Отображение принятой и обработанной информации производится на экране судового навигационного графического дисплея (РЛС/САРП, электронная картографическая система, интегрированная навигационная система). Символ встречного судна (треугольник) и метка истинного курса ориентированы по данным гирокомпаса. Вектор скорости, получаемый по данным ГНСС, может не совпадать с курсом (острым углом треугольника) при наличие дрейфа (сноса). При наведении на символ встречного судна маркера в дополнительном окне дисплея выдаются данные по судну, включающие название или позывной, координаты или пеленг/дальность, курс и скорость, Дкр и Ткр, тип судна, его навигационный статус (например, ограничено осадкой), данные о наличии опасного груза, порт назначения, ЕТА и т.д.

Для обеспечения одновременной работы многих судовых и береговых станций АИС на одном частотном канале используется метод множественного доступа с временным разделением (TDMA - Time Division Multiplied Access).

Рабочие режимы АИС

АИС обычно работает в автономном режиме самоорганизующегося информационного обмена между судами, если береговая станция (например, центр VTS) не назначит в определённом районе сеть информационного обмена "судно-берег" для всех судов и береговых абонентов.

В районах обслуживания VTS режимы связи "судно-судно" и "судно-берег" действуют автономно и параллельно. Для обеспечения каждого из двух рабочих режимов требуются отдельные выделенные частоты: режим "судно-судно" требует два выделенных симплексных частотных канала, и режим "судно-берег" требует два выделенных дуплексных частотных канала. Для выполнения требуемых услуг и функций системы VTS требуют дуплексные каналы. Для служб VTS, которые охватывает большие географические районы, обслуживаемые несколькими постами связи, обычно требуется два дуплексных канала, чтобы избежать взаимных помех между соседними вышками. В районах, обслуживаемыми более чем двумя постами, для эффективного использования частотного спектра вышки могут по очереди использовать два частотных канала. АИС должна иметь возможность работать в режиме "судно-судно" везде и непрерывно. Таким образом, требуется, чтобы в зоне ответственности VTS система АИС поддерживала оба режима связи "судно-берег" и "судно-судно" на двух отдельных каналах. Для выполнения этого требования и ослабления явления взаимных помех (поскольку один канал может быть забит взаимными помехами) судовые транспондеры АИС проектируются для одновременной работы на двух частотных каналах. Стандарт на универсальные АИС предусматривает автоматическое переключение каналов (управление каналами с помощью DSC и транспондеров АИС с перестройкой по частоте) для дуплексных и симплексных каналов.

В пределах района VTS/ АИС переключение каналов АИС осуществляется, когда береговые станции переключают судовые транспондеры на выделенные для VTS/ АИС рабочие частоты. Переключение частоты может быть выполнено несколькими методами, включая автоматическое переключение береговыми базовыми станциями или ручное переключение оператором АИС на судне. Переключение может быть выполнено береговой станцией VTS с помощью протокола STDMA или станцией района А1 GMDSS с помощью DCS. Международный союз электросвязи утвердил технический стандарт на универсальные судовые АИС.

Для того чтобы облегчить полное использование полосы частот и обеспечить автоматическое переключение частотных каналов для судов и береговых станций, стандарт АИС использует цифровой избирательный вызов (DSC). Благодаря использованию DSC и всех соответствующих положений нового стандарта на АИС система АИС будет совместима с морскими VHF радиостанциями и может быть осуществлена "универсально" во всём мире.

1.3 Сферы и направления использования

1.4 Информационно - технические особенности АИС


  • идентификатор судна (MMSI, IMO номер, или позывной сигнал);

  • координаты (широта и долгота):

  • вектор путевой скорости (курс и скорость относительно грунта -

время, прошедшее с момента определения координат судна.

Для передачи информации станции АИС используют три основные режима работы:

Автономный (независимый) режим работы является основным, используется как в открытом море, так и «по умолчанию» в прибрежных районах.

1.5 Канал связи АИС

Канал связи АИС организуется в диапазоне ОВЧ/VHF (УКВ) морской подвижной радиослужбы (частота 156,25 - 162,25 МГц, средняя длина волны 1,8 м). Радиоволны в канале связи АИС практически распространяются в пределах видимого горизонта с учетом высоты установки передающей и приемной антенн. Так, в открытом море для двух судов с высотами установки антенн до 20 м дальность действия АИС составляет 20 миль. Дальность действия береговой (базовой) станции АИС с высотой установки антенны 100 м при высоте установки судовых антенн до 20 м лежит в пределах 30 миль. В прибрежных районах радиоволны АИС распространяются не только прямолинейно, но и с учетом эффектов огибания небольших препятствий и отражений от береговых массивов. Потому, работа АИС возможна при отсутствии прямой видимости между приемной и передающей антеннами, например, в архипелагах, извилистых проливах, фиордах или на реках.

Специфические особенности канала связи АИС накладывают существенные ограничения на технические характеристики передающих и приемных устройств. Мощность передатчика АИС стандартизована на уровне 12,5 Вт (в режиме полной мощности) и 2 Вт (в режиме пониженной мощности). Предусмотрено ступенчатое переключение мощности передатчика (пониженная/полная) по сигналу базовой станции. Пониженная мощность может использоваться, например, на акватории порта, чтобы уменьшить перегрузку канала связи на подходных фарватерах. Ввиду необходимости работы в коротких временных интервалах (слота) длительностью 26,67 мс, время нарастания излучаемой мощности до уровня 80% от максимальной, а также спада мощности не должно превышать 1 мс.

1.6 Судовая аппаратура


  • судовые станции класса А;

  • судовые станции класса В;

  • портативные (носимые) станции, используемые лоцманами на борту судна;

  • станции, устанавливаемые на средствах навигационного оборудования (СНО).

  • станции, устанавливаемые на воздушных судах, участвующих в поисково - спасательных операциях.

  • два приемника каналов АИС-1 и АИС-2, обеспечивающие переключение на региональные каналы (частоты);

  • передатчик, переключаемый на каналы АИС-1 и АИС-2 и на региональные каналы;

  • приемник с цифровым избирательным вызовом (канал 70);

  • антенный переключатель (АП);

  • антенна ОВЧ (УКВ);

  • антенна ГНСС (ДГНСС);

  • встроенный приемник ГНСС (ДГНСС);

  • декодеры (декодирующие устройства) сигналов ЦИВ и TDMA;

  • кодеры (кодирующие устройства) сигналов ЦИВ и TDMA;

  • микропроцессорный контроллер, управляющий работой аппаратуры;

  • минимальный дисплей и клавиатура;

  • встроенное устройство интегрального контроля работоспособность;

  • блок питания.

1.7 АИС и Глава 5 Конвенции SOLAS


  • суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы;

  • суда валовой вместимостью менее 500, не совершающие международные рейсы;

  • рыбопромысловые суда (предназначенные для добычи рыбы и морепродуктов).

2. Отображение информации АИС. Сравнение информации на экране РЛС и мониторе АИС

2.1 Ограничения АИС

2.2 Достоинства АИС

При визуальном наблюдении достаточно легко отличается ракурс встречного судна от пересекающего судна, что позволяет отличать ситуацию Правила 14 МППСС-72 (встречные или почти встречные курсы) от ситуации Правила 15 (пересекающиеся курсы).

При визуальном наблюдении изменение курса цели замечается за время от 0,1 мин для встречных целей до 1 мин для целей, идущих пересекающим курсом. Для обнаружения изменения скорости цели, которая до этого шла при неизменном пеленге (существовала опасность столкновения), требуется от 2 до 5 мин в зависимости от дистанции до цели.

При радиолокационном наблюдении требуется от 2 до 3 мин (векторы) или от 1 до 2 мин (следы целей) для обнаружения изменения курса и/или скорости цели. AIS позволяет обнаруживать маневр цели как изменением курса, так и скорости примерно за 20 - 30 с.


  • при расхождении на встречных курсах и при обгоне на расстояниях менее 1 морской мили вследствие изменения ракурса цели и перехода центра радиолокационного отражения цели с лобовой (или кормовой) части надстройки на ее боковую часть, регулярно отмечается поворот вектора цели в сторону своего судна, хотя фактически цель сохраняет курс и скорость;

  • при повороте встречной цели с кормовой надстройкой, например, вправо, в начале ее поворота отмечается информация ARPA (АТА) о начале поворота цели влево вследствие того, что центр вращения судна (pivot point) находится в его носовой оконечности и центр ее радиолокационного отражения при изменении курса вправо первоначально смещается влево от линии курса. Информация АИС отражает фактические параметры движения цели.

Как видно из приведенного выше, для предотвращения столкновений с целями, использующими судовые станции АИС, использование информации АИС при её надлежащем использовании и индикации может обладать всеми достоинствами визуального, слухового и радиолокационного наблюдения без ограничений, свойственных этим видам наблюдения. Кроме того, информация АИС обладает рядом дополнительных достоинств, которых не было ранее ни у одного из существовавших традиционно видов наблюдения.

Автоматическая идентификационная система (АИС) обеспечивает автоматический обмен навигационной и иной информацией, связанной с безопасностью мореплавания, между судовыми и другими станциями АИС по специальному каналу радиосвязи. Для передачи и приема информации в АИС используется транспондер УКВ диапазона, обеспечивающий дальность действия 25-30 миль в зависимости от высоты антенн.

3. Отображение информации АИС на электронной карте

Электронно картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) - одно из наиболее эффективных навигационных средств, автоматизирующих процесс судовождения, обеспечивая штурмана полной информацией от всех подключенных навигационных датчиков на электронной карте. Совмещение всей информации на одном дисплее позволяет оценить обстановку и принять решение в кратчайшее время. Большое количество функциональных возможностей ЭКНИС позволяет существенно экономить ходовое время и эксплуатационные расходы.

Интеграция и сопряжение ЭКНИС с АИС - транспондером обеспечивает:

1. отображение целей АИС на экране;

2. полную информацию о целях;

4. быструю идентификацию целей по названию, MMSI и позывному;

5. выделение выбранных целей на карте.

Заключение

В данной контрольной работе были изложены принципы использования Автоматической идентификационной системы для предупреждения столкновений судов. Были рассмотрены преимущества и недостатки АИС в сравнении с обычными средствами радиолокационного наблюдения и возможность совместного использования АИС и РЛС.

В результате можно сформулировать окончательный вывод о том, что АИС значительно расширяет возможности стандартных информационных средств, и оказывает большое влияние на безопасность мореплавания.

В ближайшее время следует ожидать увеличения числа судов, оснащенных мобильными станциями АИС, что сведет к минимуму один из основных недостатков системы.

Список использованной литературы

1. Маринич А, Н, Проценко И. Г., Резников В. Ю.. Устинов Ю М.. Черняев Р. Н., Шигабутдииов А. Р. Судовая автоматическая идентификационная система. «Судостроение». 2004г.

2. Дуров А. А., Каи В. С., Мшценко И. Н. Никите и ко Ю И.. Устинов Ю М. Судовая радионавигация Радионавигационные устройства и системы. Учебник для ВУЗов.-М.: 1998 г.

3. Руководства по радиосвязи для использования в Морской Подвижной Службе и в Морской Подвижной Спутниковой Службе. Международный Союз Электросвязи. Женева. 1999 г.

4. Дуров А. А., Кан В. С., Ничипоренко Н. Т., Устинов Ю. М. Судовая радиолокация. Судовые радиолокационные системы и САРП. Учебник для ВУЗов. - Петропавловск-Камчатский: КГТУ, 2000 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: