Налоги уплачиваемые государственными учреждениями от основной деятельности в мчс россии

Обновлено: 02.05.2024

Пандемия 2020 года стала шоком для хозяйствующих субъектов и понудила национальные правительства принять неотложные меры в бюджетной и налоговой сферах. Скорее всего, следующий, 2021 год будет целиком посвящен преодолению негативных последствий карантинных ограничений и возврату страны на путь полноценного экономического развития. Однако и в этих экстраординарных условиях продолжается плановое совершенствование бюджетно-налоговой политики, оказывающее влияние в том числе на деятельность бюджетных учреждений. О том, как изменятся финансовые условия работы для БУ в 2021 году, – далее в статье.

По мнению автора, самые большие риски в работе БУ в 2021 году будут связаны с угрозой секвестирования бюджета в случае, если экономический кризис углубится. При таких обстоятельствах роль нормативного регулирования неизбежно уменьшится, поскольку первоочередное внимание будет приковано не к нему, а к тому, как реагировать на глобальные потрясения. Тем не менее доведем до сведения руководителей БУ изменения в бюджетно-налоговой политике, которые будут реализованы Правительством РФ в 2021 году.

Развитие контрактной системы закупок.

Из-за распространения коронавирусной инфекции в 2020 году была упрощена контрактная система закупок. В частности, это связано со списанием неустоек заказчиком, освобождением от обеспечения субъектов малого предпринимательства, возможностью изменения срока и цены контракта, снижением минимального размера обеспечения.

В 2021 году для облегчения и оптимизации порядка осуществления госзакупок планируется (согласно утвержденным Минфином Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов[1]) комплексное изменение соответствующих процедур, включая:

сокращение количества конкурентных способов закупки до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);

сокращение требований к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, выбору способа определения поставщика с их изложением в общих положениях об осуществлении закупок;

введение «универсальной стоимостной предквалификации», предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников с успешным опытом исполнения госконтрактов;

сокращение и унификация сроков осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок) при различных способах определения поставщиков;

установление электронной формы подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;

оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов, а также уточнение положений о централизованных закупках.

Следующее изменение вызвано участившимися фактами завышения начальной (максимальной) цены контракта при формальном соблюдении норм законодательства. Результаты проверок Госфинконтроля показывают, что уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам зачастую превышает 30%. Для противодействия этому необоснованному обогащению поставщиков готовится постепенный переход к установлению и регулированию предельного уровня рентабельности работ и услуг в рамках госзакупок.

Кроме этого, планируется детализация информации о закупках бюджетных и автономных учреждений в рамках субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений или грантов в форме субсидий при реализации федеральных и региональных проектов.

Изменение порядка расчета коэффициента платной деятельности.

В целях повышения точности и достоверности расчетов Постановлением от 16.07.2020 № 1052[2] внесены изменения в порядок расчет коэффициента платной деятельности (КПД).

Коэффициент платной деятельности как понятие введен Положением № 640[3], это показатель, используемый для распределения затрат на уплату имущественных налогов между основной и внебюджетной деятельностью бюджетных и автономных учреждений[4].

КПД определяется как отношение планируемого объема доходов от платной деятельности к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов от платной деятельности, определяемых с учетом информации об объемах указанных доходов, полученных в отчетном финансовом году, и рассчитывается по формуле:

Vсубсидии (план) + Vпд (план)

Vпд (план) – объем доходов от платной деятельности, планируемых к получению в очередном финансовом году с учетом информации об объемах оказываемых услуг (выполняемых работ) в отчетном финансовом году, о получении (прекращении действия) лицензий, иных разрешительных документов на осуществление указанной деятельности, об изменении размера платы (тарифов, цены) за оказываемую услугу (выполняемую работу). Объем планируемых доходов от платной деятельности для расчета КПД определяется за вычетом из указанного объема доходов НДС в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах операции по реализации услуг (работ) признаются объектами налогообложения;

Vсубсидии (план) – планируемый объем субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанный без применения КПД.

При расчете КПД не учитываются:

поступления в виде целевых субсидий из федерального бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование);

средства в виде платы, взимаемой с потребителя в рамках установленного государственного задания.

КПД показывает долю доходов от платной деятельности в общей сумме поступлений. До вступления в силу Постановления № 1052 КПД отражал долю субсидий в общих поступлениях, то есть порядок исчисления не соответствовал названию коэффициента. Теперь противоречие устранено, достигнута логическая ясность, но образовалась несопоставимость данных, относящихся к разным отчетным периодам. В таких случаях по общепризнанным правилам составления отчетности принято пересчитывать старые данные по новой методике. Чтобы избавить себя и внешних пользователей отчетности от сомнений, рекомендуем при расчете КПД делать оговорку о том, что он рассчитан по правилам Постановления № 1052. Например, корректной будет следующая формулировка: «КПД на 2021 год составляет 0,243. КПД на 2020 год, рассчитанный по правилам Постановления Правительства РФ от 16.07.2020 № 1052, – 0,297».

Постановление № 1052 изменило понятие «общая сумма планируемых поступлений», теперь это действительно плановый показатель. Ранее поступления от субсидии и доходы от платной деятельности определялись исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году. То есть для расчета КПД на 2020 год брались отчетные данные за 2018 год. Это создавало перекосы финансирования, если с течением времени наблюдались значительные колебания в структуре поступлений. Сейчас же в расчете участвуют плановые данные, величина которых в части платной деятельности определяется самими учреждениями, а фактические данные служат лишь информацией для обоснования показателя.

Формула для расчета затрат на уплату имущественных налогов, включаемых в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, имеет вид:

NУНКПД = NУН х (1 - КПД), где:

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

КПД – коэффициент платной деятельности.

Изменения в имущественных налогах.

С 01.01.2021 отменяются декларации по транспортному и земельному налогам (п. 17 и п. 26 ст. 1 Закона № 63-ФЗ[5]). То есть за налоговый период 2020 года представлять декларации уже не требуется. При этом налогоплательщики обязаны направлять информацию в налоговый орган, только если у последнего отсутствуют сведения об объекте.

Налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получит от регистрирующих органов (управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС России, органы гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит налоговым инспекциям взаимодействовать только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений.

Налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период.

С 01.01.2021 изменяется дата уплаты транспортного и земельного налогов, ее перестанут определять субъекты РФ и муниципальные образования. Пунктами 68 и 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ[6] на федеральном уровне установлен единый срок уплаты этих налогов – 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; а в отношении авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В дополнение к вышеуказанным изменениям будет закреплен порядок исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств. Предлагается уточнить, что в случае гибели (уничтожения) ТС обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента гибели (уничтожения), а не с момента снятия ТС с регистрационного учета (законопроект № 1022670-7).

Планируется отменить декларацию по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения), с учетом практики применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам. Контроль уплаты налога на имущество организаций в отношении таких объектов будут осуществлять налоговые органы на основании сведений, получаемых от Росреестра в порядке, аналогичном порядку, установленному по транспортному и земельному налогам.

Ситуация с COVID-19 заставила Правительство РФ внести серьезные коррективы в основные программные документы[7]. Если раньше бюджетные учреждения, живущие в основном за счет государственных средств, имели преимущества перед остальными хозяйствующими субъектами, то из-за пандемии ситуация поменялась. Государство потратило и планирует тратить значительные средства на борьбу с коронавирусной инфекцией, тем самым ослабляя финансирование традиционных направлений. Скорее всего, «подушка безопасности», созданная в предыдущие годы, позволит не допустить финансового краха в 2021 году. Что касается более отдаленного периода, прогнозировать, какими будут экономические условия в постковидный период, сложно, поэтому в ближайшее время более уместны меры тактического, а не стратегического характера.

[2] Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1052 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640».

[3] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[4] В силу Постановления № 640 субсидии на выполнение госзадания с применением КПД в обязательном порядке рассчитываются для федеральных бюджетных или автономных учреждений. Для прочих бюджетных или автономных учреждений использование КПД регулируется нормативными актами согласно подведомственности этих учреждений.

[5] Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[6] Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[7] Среди этих документов Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», законопроект № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23.09.2020 (протокол № 36, разд. VII) № П13-60855 от 02.10.2020).

Подборка наиболее важных документов по запросу Какие налоги платит казенное учреждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Какие налоги платит казенное учреждение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Казенное учреждение - санаторий Росгвардии не уплачивало земельный налог, поскольку, по его мнению, принадлежащие ему участки были исключены из оборота как земли обороны и безопасности (ст. ст. 27, 93 ЗК РФ). Налоговый орган начислил учреждению земельный налог, поскольку участок по своему разрешенному использованию не был отнесен к землям обороны и использовался не для нужд обороны, а для санаторно-курортного обслуживания. Суд признал доначисление земельного налога необоснованным. Не все участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, где размещены войска, воинские формирования и органы. Суд установил, что санаторий, являясь медицинской (санаторно-курортной) организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, входит в состав войск национальной гвардии и имеет условное наименование войсковая часть, с соответствующим режимом войсковой части (пропускной режим, организация внутренней службы в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, на территории санатория организовано хранение вооружения и боеприпасов для несения боевой службы нарядами войсковой части). Кроме того, согласно уставу в мирное время войсковая часть осуществляет охрану и оборону акватории и береговой линии, в военное время санаторий становится военным госпиталем. Учитывая, что земельные участки, на которых расположен санаторий, находятся в федеральной собственности, фактически используются учреждением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, деятельность учреждения направлена на достижение задач в области обороны, земельные участки, на которых расположены здания и сооружения санатория, являются участками постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов, а следовательно, являются изъятыми из оборота и не должны облагаться земельным налогом.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Государственное казенное учреждение было реорганизовано в государственное бюджетное учреждение в III квартале 2017 года. Учреждение уплатило налог на имущество за III квартал 2017 года за счет средств, полученных от осуществления коммерческой деятельности, уменьшив при этом сумму доходов по налогу на прибыль на сумму уплаченного налога на имущество. Налоговый орган признал учет данных расходов незаконным, поскольку в III квартале 2017 года учреждение еще являлось казенным, в связи с чем должно было платить налог за счет финансирования, предусмотренного бюджетной сметой. Признавая правомерным учет учреждением расходов на уплату налога на имущество, суд принял во внимание, что финансирование на уплату налога на имущество учреждения на III квартал 2017 года из бюджета не осуществлялось, иные источники финансирования у учреждения отсутствовали, расходы на уплату налога на имущество соответствуют положениям ст. 252 НК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Какие налоги платит казенное учреждение

Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор) Арендатор признается налоговым агентом по НДС, только если арендодателем недвижимости (здания, сооружения и т.п.) является государственный орган или орган местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). При выплате дохода арендодателю, являющемуся казенным учреждением, организация не исполняет обязанности налогового агента по НДС.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений
(КонсультантПлюс, 2022) 2. Какие налоги платят казенные, бюджетные, автономные учреждения

Нормативные акты: Какие налоги платит казенное учреждение

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) д) части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта Российской Федерации, и доходов от оказания казенными учреждениями субъекта Российской Федерации платных услуг;

Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" 11) бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение выполнения функций Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2022 год в объеме 190 736,4 тыс. рублей, на 2023 год в объеме 185 831,7 тыс. рублей и на 2024 год в объеме 186 695,0 тыс. рублей по решению Правительства Российской Федерации и в целях, определяемых Правительством Российской Федерации, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от осуществления федеральными казенными учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации приносящей доходы деятельности, от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;


Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях значительно отличается от бухучета в коммерческих организациях. В нашей статье вы найдете общую информацию, которая поможет определить направления для дальнейшего изучения темы.

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2021 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Учитывая все вышепоименованные НПА, бухгалтер бюджетного учреждения должен составить учетную политику на год.

Что учесть при оформлении учетной политики на 2021 год, смотрите в образце от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Например, в начале 2020-2021 годов вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Большинство таких изменений носят технический характер. Однако почти в каждый стандарт дополнен поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений - основная цель модернизации учета, разрабатываемая Казначейством в последние годы. Такой подход позволит передать все учетные функции в централизованную бухгалтерию, что позволит сократить затраты учреждения, достичь прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы, повышения финансовой дисциплины и т.д. Причем передаются полномочия по централизованному ведению учета и формированию отчетности как участников бюджетного процесса, так и бюджетных и автономных учреждений. Но при передаче учреждением указанных полномочий право подписания бухгалтерской отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи бухгалтерской отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии, противоречит законодательству.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.


Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Учреждения могут с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (ЕНП). Для получения права перечислять ЕНП необходимо провести с ИФНС сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее пяти дней до срока уплаты налога (аванса по нему) или взносов налогоплательщику следует направлять в ИФНС уведомления о начисленных суммах. Особый порядок подачи уведомления ст. 45.2 НК РФ установлен в отношении НДФЛ: его нужно подать не позднее 5‑го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Представить в ИФНС заявление (на бумаге или в электронном виде) о применении особого порядка нужно с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но в течение месяца после осуществления совместной сверки расчетов

Изменен порядок зачета переплаты по налогам. Поправки в п. 1 ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом № 379‑ФЗ

Переплату по налогам можно принять в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Прежняя редакция п. 1 ст. 78 НК РФ позволяла зачесть переплату по налогам только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата

Скорректирован порядок отправки и получения налоговых документов. Изменения в Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ внесены Приказом ФНС России от 07.09.2021 № ЕД-7-8/795@

Налог на прибыль

Внесены поправки в декларацию по налогу на прибыль. Изменения в Приказ ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ внесены Приказом ФНС России от 05.10.2021 № ЕД-7-3/869@

Изменены форма декларации, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде. Новую форму нужно применять начиная с представления налоговой декларации за 2021 год

Упрощен порядок учета затрат на приобретение путевок. Изменения в пп. 24.2 п. 2 ст. 255 НК РФ внесены Федеральным законом от 17.02.2021 № 8‑ФЗ

Теперь работодатель вправе учесть в расходах затраты на санаторно-курортное лечение, даже если договор заключен напрямую с санаторием, а не через туроператора или турагента (как того требовала прежняя редакция нормы), или работодатель компенсирует затраты родителям, супругам или детям работников

Скорректированы правила расчета амортизации при реконструкции. Изменения в п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 258 НК РФ внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305‑ФЗ

Первоначальная стоимость ОС теперь будет изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости ОС. Кроме того, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения ОС срок его полезного использования не увеличился, применяется норма амортизации, определенная исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта

Продлен срок переноса убытка. Изменения в п. 2.3 ст. 283 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Условие о 50 %-м ограничении на учет убытков прошлых лет продлено до конца 2024 года

Изменены правила амортизации предметов лизинга. Пункт 10 ст. 258 НК РФ утратил силу согласно Федеральному закону от 29.11.2021 № 382‑ФЗ

До 2022 года имущество, полученное по договору лизинга, включалось в амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой оно учитывалось в соответствии с условиями договора. С этого года нужно применять общий порядок: расходы на содержание имущества несет арендодатель.

Новое правило распространяется на договоры лизинга, которые действуют по состоянию на 29 декабря 2021 года

Изменен порядок учета лизинговых платежей. Поправки в пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

По новым правилам если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость, то в расходах эта сумма не учитывается. Данное правило не применяется к договорам, которые действуют на 29 декабря 2021 года

Расширен перечень расходов на НИОКР. Изменения в п. 2 ст. 262 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

В перечень расходов на НИОКР включены расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае применения приобретенных прав исключительно в НИОКР

Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@ утверждены электронные форматы перевозочных документов

Федеральным законом от 02.07.2021 № 336‑ФЗ в устав автотранспорта были включены положения о перевозочной документации в электронном виде. Предполагалось, что формат электронной транспортной накладной утвердит ФНС по согласованию с Минтрансом. В связи с этим названным приказом утверждены электронные форматы транспортной накладной, наряда-заказа и сопроводительной ведомости. Указанные форматы действуют с 9 января 2022 года по 1 сентября 2026 года

Освобождены от обложения НДС услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания и при выездном обслуживании. Изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

До 2022 года указанные операции облагались НДС в общем порядке. С этого года на оказание услуг общепита через рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при названных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания, а также вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком, действует налоговая льгота. Для освобождения от уплаты НДС необходимо одновременное выполнение следующих условий:

за предшествующий календарный год сумма доходов не превысила 2 млрд руб.;

удельный вес доходов от услуг общепита за предшествующий календарный год составил не менее 70 % в общей сумме доходов;

среднемесячный размер выплат работникам за предыдущий календарный год не ниже среднемесячной зарплаты в регионе по виду деятельности класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в соответствии с ОКВЭД.

Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей

Налог на имущество

Уточнен порядок применения льгот, установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей, определен порядок прекращения исчисления налога в случае гибели объекта налогообложения. Изменения в ст. 257, 258, 259.1, 372 и 378.2 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Учреждение, имеющее льготу в отношении объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, подает в ИФНС заявление о предоставлении льготы (можно вместе с документами, подтверждающими право на льготу). Если заявление не подано и не заявлен отказ от льготы, ИФНС применит льготу при расчете налога, исходя из имеющихся у нее сведений. Если льгота применяется неполный период, налог (авансовый платеж) рассчитывается с использованием коэффициента

Установлены новые сроки уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

Изменены форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на имущество организаций. Поправки внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@

В новой форме декларации:

выделены категории плательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога;

добавлен признак исчисления налога плательщиками, заключившими с государством соглашение о поощрении капиталовложений

Изменен порядок налогообложения имущества по договору лизинга и лизинговых платежей. Поправки в ст. 378 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), теперь подлежит налого­обложению у арендодателя (лизингодателя)

Транспортный налог

Установлен особый порядок исчисления транспортного налога в случае принудительного изъятия транспортного средства. Изменения в ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Закреплен порядок прекращения уплаты налога с транспортного средства, право собственности на которое утрачено из‑за его принудительного изъятия. Кроме того, определен порядок исчисления налога (авансового платежа) в случаях, когда:

в налоговом периоде изменились характеристики транспорта;

у налогоплательщика в налоговом (отчетном) периоде возникло (прекратилось) право на налоговую льготу

Примечание. Форма заявления о прекращении начисления транспортного налога по принудительно изъятому транспорту утверждена Приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@

Изменен срок представления организациями в ИФНС пояснений и документов, подтвержда­ющих правильность исчисления и обоснованность применения льгот по налогу. Поправки в п. 6 ст. 363 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Примечание. Приказом ФНС России № ЕД-7-21/574@ скорректированы формы:

заявления организации о предоставлении льготы по транспортному налогу.

Внесены соответствующие изменения в порядок заполнения документов, а также в форматы их представления в электронной форме

Земельный налог

Установлен порядок налого­обложения земельных участков, используемых с нарушениями земельного законодательства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Регламентирован порядок расчета налога и авансовых платежей на участки земли, сведения о которых направили органы земельного надзора в связи с неиспользованием сельхозугодий по назначению. Налог и авансовые платежи в этом случае рассчитываются по ставке, не превышающей 1,5 % (как для прочих участков). Расчеты по повышенной ставке будут производиться со дня выявления нарушения до начала месяца, в котором нарушение будет устранено

Уточнены правила применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Уточнено, как исчислять трехлетний срок, в течение которого применяется коэффициент 2. В частности, исключено указание на ведение строительной деятельности. Теперь применение коэффициентов «привязано» только к дате регистрации прав на участки. Ранее срок определялся как трехлетний срок строительства начиная с даты регистрации прав на землю

Уведомления о праве сотрудника на вычет ИФНС будет передавать напрямую налоговым агентам. Изменения в п. 2 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100‑ФЗ

В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты по НДФЛ. Но уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция. Для этого налогоплательщику следует подать в ИФНС заявление вместе с подтверждающими документами. В течение 30 календарных дней со дня его подачи инспекция рассмотрит заявление и сама направит подтверждение налоговому агенту. Ранее для получения вычетов у работодателя нужно было обратиться с письменным заявлением к своему налоговому агенту и представить выданное ИФНС уведомление о подтверждении права на данный вид вычетов по НДФЛ

Примечание. Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-11/755@ утверждены новые формы документов, применяемых при подтверждении права на получение физическими лицами социальных и имущественных вычетов по НДФЛ

С 1 января 2022 года применяется новый социальный вычет по НДФЛ – на фитнес. Изменения в п. 1 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 88‑ФЗ

Налогоплательщик может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. Данные услуги должны быть предоставлены физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Вычет будет предоставляться при наличии документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, и при соблюдении следующих условий:

на дату оплаты физкультурно-оздоровительные услуги включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2466‑р перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг;

на дату оплаты физкультурно-спортивная организация или ИП, оказавшие услуги, включены в сформированный Минспортом перечень организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (правила формирования такого перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501).

Предельный размер данного вычета не должен превышать 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами (исключение – вычеты по расходам на обучение детей и дорогостоящее лечение)

Изменено правило освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок работникам, оплаченных работодателями. Поправки в п. 9 ст. 217 НК РФ внесены Федеральным законом № 8‑ФЗ

Полная или частичная компенсация (оплата) стоимости путевок (но лишь санаторно-курортных и оздоровительных) освобождена от обложения НДФЛ независимо от того, учтена она в расходах при налогообложении или нет. Но установлено новое условие – освобождением от уплаты НДФЛ можно будет воспользоваться только раз в год. Если работодатель в одном и том же налоговом периоде повторно оплатит путевку работнику, то с ее стоимости придется уплатить НДФЛ. Кроме того, уточнено, что не будет облагаться НДФЛ компенсация путевок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет – для обучающихся очно)

Скорректирована форма 6‑НДФЛ. Изменения внесены Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@

Внесены изменения в форму расчета, в порядок ее заполнения и электронный формат, а также в справку о доходах (приложение к форме)

Страховые взносы

Увеличены предельные базы по страховым взносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951)

Предельные базы на 2022 год составляют:

1 032 000 руб. – для взносов в ФСС;

1 565 000 руб. – для взносов в ПФ РФ

Утверждена новая форма РСВ (Приказ ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@)

Большая часть изменений связана с переходом на прямые выплаты. К примеру, из разд. 1 убрали строки 120–123 (в них отражали превышение расходов над взносами), а из приложения 2 к разд. 1 исключили поле для признака выплат. Вместо расходов на выплату обеспечения (строка 070) нужно указать расходы, возмещенные ФСС. Вместо расходов, возмещенных ФСС (строка 080), следует привести сумму взносов к уплате. Кроме того, изменены штрихкоды и убран код по ОКВЭД 2 с титульного листа

Скорректирован порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018

По новым правилам, если в графу 11 внести код «ПРОСТОЙ», нельзя отражать коды территориальных условий труда (графа 8), особых условий труда (графа 9) и условий досрочного назначения пенсии (графа 12).

№ 507п внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 06.09.2021 № 304п

Код «КВАЛИФ» в графе 11 разрешено указывать вместе с кодами особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии. Это касается только периодов профессионального обучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы

Добавлены основания для внеочередной подачи формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в пп. 11 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 153‑ФЗ

Уменьшена численность работников, при которой нужно подавать электронную отчетность в ПФ РФ и ФСС. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474‑ФЗ

Ранее п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ предусматривал, что сведения для персонифицированного учета, а также о трудовой деятельности работников в ПФ РФ представлялись в электронном виде, если у работодателя трудились свыше 25 человек. Аналогичное правило действовало для формы 4‑ФСС (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ). С 10 января 2022 года отчитываться в ПФ РФ и ФСС в электронном виде работодателям нужно, если в штате числятся более 10 работников.

Кроме того, поправками предусмотрена возможность подачи сведений о застрахованных лицах и расчета по взносам на травматизм представителем страхователя. Он сможет действовать на основании электронной доверенности, которая подписана усиленной квалифицированной ЭП учреждения-доверителя

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: