На суде женщина со второй группой крови утверждала что мужчина х является

Обновлено: 05.05.2024

Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

— образовательная : обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;

— развивающая : развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

— воспитательная : развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока : практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Оборудование и материалы : презентация, карточки- задания, ноутбук.

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- презентация

2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

Организационный момент .

Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.

В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери — Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.

Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)

Генетические термины (какие?)

Законы Менделя (в чём их суть?)

Генетическая символика (что обозначающая?)

Знание типов задач (какие?)

Правила оформления задач и другое…

Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.

Приложение № 2 ответы.

5. Рефлекция

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

— признаки наследуются по наследству

— могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

— наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

Приложение 1.

У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все — полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины — IV ?

Приложение 2. Ответы на задачи.

А-кар.; а- гол. ; Так, как в F 1 наблюдается расщепление, то есть внешне

— А — кар. проявляются оба признака, следовательно, мать –

Р — аа гол. гетерозиготна.

F 1: 2 — аа, гол., Р Аа × аа

Найти: генотипы гаметы А а а

(Сын)- кар., (дочь) – гол.

Ответ: Р мать Аа, отец аа; F 1 сын- Аа, дочери- аа.

— шестипал. Так, как в F 1 наблюдается единообразие, следовательно,

Р мать является гомозиготной, а признак шестипалости-

Пальцев Р АА × аа

F 1 – все шестипалые шестипал. норм число пал.

генотипы Гаметы А а

Ответ: генотипы: Р – мать АА, отец- аа; F 1 – Аа.

а – глухонемота Так, как ген глухонемоты рецессивен, следовательно мать и

А – нормальный слух ребёнок гомозиготны по этому признаку. Если бы ребёнок

— глухонемота родился с нормальным слухом, то соблюдался бы первый

Р — норм.слух закон Менделя, единообразие гибридов первого поколения,

следовательно в генотипе отца присутствует рецессивный ген

F 1 –глухонемой, аа и отец гетерозиготен.

Найти: генотипы Р-? Р аа × Аа

F 1-? глухонемой норм. слух

Ответ: Генотип матери –аа, отца- Аа, ребёнка –аа.

А — седая прядь Отец с нормальным слухом его ген рецессивен,

а- нет седой пряди следовательно генотип отца гомозиготен по этому

— А _ , седая прядь признаку. Так, как дети не единообразны, генотип

Р матери гетерозиготен.

— аа, нет седой пряди Р Аа × аа

F 1 – аа, А _ , сед. пр. нет сед. пр.

Найти генотипы Р — ? гаметы А а а

Ответ: генотипы родителей: мать – Аа, отец-аа, дети: Аа,аа.

Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.

У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.

Цель: обобщение знаний об основах наследственности и изменчивости и формирование практических навыков при решении разных типов генетических задач по генетике человека.

Задачи:

  • продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
  • развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания);
  • решение задач на группы крови.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: практикум.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Ход урока

- Организационный момент.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния (для установления эмоционального контакта с классом).
- Фронтальная работа по воспроизведению и закреплению основных терминов и законов генетики.

- Решение генетических задач (коллективное обсуждение, индивидуальное оформление в тетради и на доске для закрепления навыков алгоритма оформления генетической задачи при ее решении).

Коллективное обсуждение ситуаций из жизни людей и их решение с применением знаний генетики

Задача 1

Группа крови и резус-фактор - аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля - IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Таблица. Определение резус-фактора и группы крови плода

Таблица. Определение резус-фактора и группы крови плода

Задача 2. "Розовая мечта"

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

Задача 3
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

Задача 4
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом ее ребенка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворен, если у ребенка I группа крови, а у мужчины - IV?

Задача 5
В брак вступают кареглазый мужчина – правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой.
Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша? (в %)

Задача 6
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

Задача 7
В консультацию обратилась женщина, планирующая родить ребенка. У нее резус – отрицательный, а у мужа – положительный.Определите, возможно ли рождение резус-положительного ребенка, если мать мужа была резус-отрицательная

Задача 8
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Рефлексия

  • В ходе решения задач мне было легко определить …
  • В ходе решения задач у меня возникли трудности .
  • В ходе урока я для себя сделал(а) выводы .

Домашнее задание

Ликвидация теоретических пробелов (индивидуальных), выявленных в ходе урока, решение задач по выбору.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.

Задача 2
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

Задача 3
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача 4
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

Задачи:

- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;

- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- презентация

2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.

В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.

Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

3.Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)

  1. Генетические термины (какие?)
  2. Законы Менделя (в чём их суть?)
  3. Генетическая символика (что обозначающая?)
  4. Знание типов задач (какие?)
  5. Правила оформления задач и другое…
  6. Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.

Приложение № 2 ответы.

5. Рефлекция

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

6. Оценки

Приложение 1.

У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?

Просмотр содержимого документа
«окрытый урок решение ген. задач»

Открытое занятие по биологии 11 класс
на тему: “ Решение генетических задач”

Тема: «Решение генетических задач».

Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;

- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- презентация

2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

Организационный момент.

Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.

В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.

Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)

Генетические термины (какие?)

Законы Менделя (в чём их суть?)

Генетическая символика (что обозначающая?)

Знание типов задач (какие?)

Правила оформления задач и другое…

Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.

Приложение № 2 ответы.

5. Рефлекция

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

Приложение 1.

У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV ?

Приложение 2. Ответы на задачи.


А-кар.; а- гол. ; Так, как в F 1 наблюдается расщепление, то есть внешне


- А - кар. проявляются оба признака, следовательно, мать –

Р - аа гол. гетерозиготна.


F 1: 2 - аа, гол., Р Аа × аа





Найти: генотипы гаметы А а а

(Сын)- кар., (дочь) – гол.

Ответ: Р мать Аа, отец аа; F 1 сын- Аа, дочери- аа.



- шестипал. Так, как в F 1 наблюдается единообразие, следовательно,



Р мать является гомозиготной, а признак шестипалости-

Пальцев Р АА × аа

F 1 – все шестипалые шестипал. норм число пал.

Найти все

генотипы Гаметы А а

Ответ: генотипы: Р – мать АА, отец- аа; F 1 – Аа.

а – глухонемота Так, как ген глухонемоты рецессивен, следовательно мать и

А – нормальный слух ребёнок гомозиготны по этому признаку. Если бы ребёнок

- глухонемота родился с нормальным слухом, то соблюдался бы первый

Р - норм.слух закон Менделя, единообразие гибридов первого поколения,

следовательно в генотипе отца присутствует рецессивный ген

F 1 –глухонемой, аа и отец гетерозиготен.

Найти: генотипы Р-? Р аа × Аа

F 1-? глухонемой норм. слух

Гаметы а А а

Ответ: Генотип матери –аа, отца- Аа, ребёнка –аа.

А - седая прядь Отец с нормальным слухом его ген рецессивен,

а- нет седой пряди следовательно генотип отца гомозиготен по этому


- А _ , седая прядь признаку. Так, как дети не единообразны, генотип


Р матери гетерозиготен.

- аа, нет седой пряди Р Аа × аа

F 1 – аа, А _ , сед. пр. нет сед. пр.

Найти генотипы Р - ? гаметы А а а

Ответ: генотипы родителей: мать – Аа, отец-аа, дети: Аа,аа.

Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.

У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля.

Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока : урок-практикум.

Форма работы: индивидуальная, парная (групповая).

Оборудование : задания для проведения биологического диктанта, тексты генетических задач, листы А4, маркеры, проектор, компьютер, сканер.

I . Организационный этап. Приветствие (1-2 минуты)

Есть наука такая генетика –

Вещь полезнее многих других,

Это вам не марксизма патетика,

Заплутавшая в догмах своих.

Всё в геноме таится с рождения:

Темперамент, талант, интеллект

И характер, и стиль поведения,

Даже взгляды на вкус и на цвет.

Мы не будем вдаваться в подробности,

Изучая спираль ДНК,

Скажем проще – у всех есть способности,

Так раскроем же их, друзья! (Сергей Вохмянин)

Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умение решать генетические задачи, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, но решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал.

II . Актуализация знаний (5 минут)

Биологический диктант:

1. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков (аллельные)

2. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий(доминантный)

3. С овокупность внешних и внутренних признаков организма (фенотип)

4. Участок хромосомы, в котором расположен ген (локус)

5. В каких хромосомах расположены аллельные гены (гомологичных)

6. Запишите генотип человека с 3 группой крови ( I B I B , I B I 0 )

7. Запишите генотип дигетерозиготы (АаВв)

8. Составьте схему скрещивания двух гетерозиготных организмов Вв х Вв

9. Какое количество фенотипов будут при их скрещивании в случае неполного доминирования? (три)

10. Группа генов, расположенных в одной хромосоме (сцепленные гены)

III . Основная часть урока

Блок №1. Решение генетических задач (10 минут)

(Группам раздаются распечатки с задачами и листы А4 для записи решений).

Группа №1 – «Группы крови»

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?

Группа №2 – «Резус-фактор»

Определите вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором, если у матери этот признак гетерозиготный, а у отца – отрицательный резус-фактор.

Группа №3 – «Аутосомные наследственные заболевания»

Заболевание ахондроплазия – карликовость за счет укорочения конечностей – передается как аутосомный доминантный признак. В семье, где оба супруга страдают этим заболеванием, родился здоровый ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье родится здоровым?

Группа №4 – «Аутосомные наследственные заболевания»

Врожденный сахарный диабет обусловлен рецессивным аутосомным геном d с пенетрантностью у женщин 90%, у мужчин – 70%. Определите вероятность рождения детей, больных сахарным диабетом, в семье, где оба родителя являются гетерозиготами по этому признаку.

Блок №2. Отчеты групп (10 минут)

(Листы А4 с решениями задач сканируются и выводятся на экран, чтобы не тратить время на запись решения задач на доске).

Представитель группы представляет решение задачи с обоснованием, остальные учащиеся проверяют решение, задают вопросы.

IV . Рефлексия (2-3 минуты)

В каких сферах деятельности человека могут встретится ситуации, рассмотренные сегодня на уроке? (…ответы учеников)

VI . Домашнее задание: подготовка к лабораторной работе по решению задач на дигибридное скрещивание (раздать распечатки домашних задач)

В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.

Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)

В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.

Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)

№1. В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?

№2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

№3. У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.

№4. Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)

Группа №1 – «Группы крови»

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?

Группа №2 – «Резус-фактор»

Определите вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором, если у матери этот признак гетерозиготный, а у отца – отрицательный резус-фактор.

Группа №3 – «Аутосомные наследственные заболевания»

Заболевание ахондроплазия – карликовость за счет укорочения конечностей – передается как аутосомный доминантный признак. В семье, где оба супруга страдают этим заболеванием, родился здоровый ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье родится здоровым?

Группа №4 – «Аутосомные наследственные заболевания»

Врожденный сахарный диабет обусловлен рецессивным аутосомным геном d с пенетрантностью у женщин 90%, у мужчин – 70%. Определите вероятность рождения детей, больных сахарным диабетом, в семье, где оба родителя являются гетерозиготами по этому признаку.

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля.

Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока : урок-практикум

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование : тестовые задания для самопроверки знаний, тексты генетических задач.

Есть наука такая генетика –

Вещь полезнее многих других,

Это вам не марксизма патетика,

Заплутавшая в догмах своих.

Всё в геноме таится с рождения:

Темперамент, талант, интеллект

И характер, и стиль поведения,

Даже взгляды на вкус и на цвет.

Мы не будем вдаваться в подробности,

Изучая спираль ДНК,

Скажем проще – у всех есть способности,

Так раскроем же их, друзья!

Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, но решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал.

1.Тестовый опрос ( 2 варианта) (СЛАЙД 1)

Тест 1 вариант

1. Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков:

a) Всех особей вида;

c) Всех особей популяции.

2. Участок хромосомы , в котором расположен ген, называется:

3. Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления , называется:

4. «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признак» - так формулируется :

a) 1-ый закон Менделя;

b) 2-ый закон Менделя;

c) 3-ый закон Менделя .

5. Сила сцепления между генами в хромосоме:

a) Определяется расстоянием между ними;

b) Чем дальше гены друг от друга, тем сильнее они сцеплены;

c) Всегда одинакова и не зависит от расстояния между генами .

6. Количество фенотипов при скрещивании Вв х Вв в случае полного доминирования составляет:

7. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?

8. При одном из видов взаимодействий неаллельных генов - полимерии возможно расщепление во втором поколении в соотношении:

9. При одном из видов взаимодействие, при котором два не аллельных гена , находясь в одном генотипе, определяют развитие нового признака:

а) доминантный эпистаз

10. Основы хромосомной теории наследственности созданы :

ТЕСТ 2 вариант

1.Аллельные гены расположены в:

2.Потомство развивающееся в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:

3. Перекрест хромосом – это6

а) спирализация хромосом;

б) обмен участками гомологичных хромосом;

в)процесс расхождения гомологичных хромосом к разным полюсам.

4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление , называются:

5. Дигетерозигота имеет генотип:

6.Количество возможных вариантов гамету особи с генотипом ААВв:

7.К анализирующему скрещиванию относят скрещивание типа:

8. При одном из видов взаимодействий неаллельных генов – комплементарности возможно расщепление во втором поколении в соотношении:

а) 9 : 7 или 9 : 6: 1;

б) 13 : 3 или 12 : 3: 1;

9. Как называют тип взаимодействия генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой :

в) неполное доминирование.

10. Для установления генотипов фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с :

а) гомозиготой по доминантному признаку;

б)гомозиготой по рецессивному признаку;

2. Биологический диктант ( СЛАЙД 2)

(вставляем недостающие термины и определения)

1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..

2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….

3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………

4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….

5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

Биологический диктант

(вставляем недостающие термины и определения)

1. Хромосомы одинаковые у мужского и женского пола – это…..

2. Половые хромосомы XY обуславливают ……… пол

3. Подавляемый (слабый) признак называется ………

4. Наука о наследственности и изменчивости называется ………………..

5. Пол, который продуцирует (создаёт) одинаковые типы гамет называется ……………

3. Решение генетических задач разных типов

Задача №1 ( СЛАЙД 3)

У человека ген, обусловливающий тонкие губы , рецессивен по отношению к гену толстых губ. Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого были тонкие губы.

1) Сколько типов гамет образуется у женщины?

2) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами?


а) Дано: Решение:

а- тонкие губы. 1)Количество типов гамет, образующихся у женщины, - 1 (а)

А – толстые губы. 2)Количество типов гамет, образующихся у мужчины, - 2 (А,а)


Р: - тонкие губы. 3)

-толстые губы, Аа Р: аа A a

Найти : G a A a

1) Количество типов F 1 : Aa a a гамет у женщин-?

2) Количество типов гамет у мужчин - ?

3) Вероятность рождения ребенка с тонкими губами-?

Вероятность рождения ребенка с тонкими губами составляет 50%.

. Ответ: 1) 1; 2) 2; 3) 50%. Задача на моногибридное скрещивание.

Задача № 2 (СЛАЙД 2)

Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F 1 все кролики пятнистые нормальношерстные . В результате анализирующего скрещивания F 1 c рецессивной формой получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью.

1) Какой процент в F 2 составляет генотипы , содержащие одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти?

2) Какой процент в F 2 составляют генотипы, содержащие генотипы сплошной окраски и нормальной длины шерсти?

3) Какой процент потомков от этого скрещивания будут фенотипически похожи на отца?

4) Какой процент потомков от этого скрещивания являются дигетерозиготными?

Дано: Решение:

А – пятнистая Р а : АаВв Х аавв







в – ангорская

Р: пятн. нор. х окраш.ангор

F 1 пятнистые нормально . шерстные 157 26 23 144

. F а: 28 пятн. ангорские, 1) Процент генотипов с генами пятнистой ангорской

144 сплошь окрашен. шерсти : 350-100%


ангорские, 26 –х%

157 пятн. с норм. шерст., 2)процент генотипов, содержащих гены сплошной


23 сплошь окр. норм. шерст. окраски и нормальной длины шерсти:


350 -100%

1) % генотипов, содержащих одно- 3) Процент потомков от этого скрещивания, фенотипи

временно гены пяитн. и ангор. чески похожих на отца:


шерсти - ? 350-100%

2) % генотипов, содержащих гены 144-х%

Сплошной окраски и норм. дли-

ны шерсти - ? 4) Процент потомков от этого скрещивания дигетеро

3) % потомков, фенотипически по- зиготных:


хожих на отца - ? 350-100% =44,2%

4) % потомков дигетерозиготных -? 157-х%

Ответ: 1) 7,4%; 2) 6,6%; 3) 41,2%; 4) 44,2%.

Задача№3 (СЛАЙД 3)


Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине , в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?

– отсутствие потовых Р: У желез G : У

– здоровы

Р : - отсутствуют пото- F 1 У вые железы У

- здорова

F 1 с аномалией - ?

Ответ : в данной семье все девочки будут являться фенотипически здоровыми носительницами заболевания. Все мальчики будут здоровы. Вероятность рождения ребенка с аномалией равна 0.


4. ЭВРИКА.( СЛАЙД4) Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?

5. Рефлексия
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

6.Итог урока. Оценки

7.Домашнее задание

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: