На суде женщина со второй группой крови утверждала что мужчина х является
Обновлено: 05.05.2024
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.
— образовательная : обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
— развивающая : развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
— воспитательная : развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока : практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Оборудование и материалы : презентация, карточки- задания, ноутбук.
Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.
1. блок- презентация
2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.
3.блок – решение задач на сцепленное наследование.
4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.
Организационный момент .
Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.
В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери — Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)
Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)
Генетические термины (какие?)
Законы Менделя (в чём их суть?)
Генетическая символика (что обозначающая?)
Знание типов задач (какие?)
Правила оформления задач и другое…
Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.
Приложение № 2 ответы.
5. Рефлекция
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
— признаки наследуются по наследству
— могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
— наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
Приложение 1.
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все — полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины — IV ?
Приложение 2. Ответы на задачи.
А-кар.; а- гол. ; Так, как в F 1 наблюдается расщепление, то есть внешне
— А — кар. проявляются оба признака, следовательно, мать –
Р — аа гол. гетерозиготна.
F 1: 2 — аа, гол., Р Аа × аа
Найти: генотипы гаметы А а а
(Сын)- кар., (дочь) – гол.
Ответ: Р мать Аа, отец аа; F 1 сын- Аа, дочери- аа.
— шестипал. Так, как в F 1 наблюдается единообразие, следовательно,
Р мать является гомозиготной, а признак шестипалости-
Пальцев Р АА × аа
F 1 – все шестипалые шестипал. норм число пал.
генотипы Гаметы А а
Ответ: генотипы: Р – мать АА, отец- аа; F 1 – Аа.
а – глухонемота Так, как ген глухонемоты рецессивен, следовательно мать и
А – нормальный слух ребёнок гомозиготны по этому признаку. Если бы ребёнок
— глухонемота родился с нормальным слухом, то соблюдался бы первый
Р — норм.слух закон Менделя, единообразие гибридов первого поколения,
следовательно в генотипе отца присутствует рецессивный ген
F 1 –глухонемой, аа и отец гетерозиготен.
Найти: генотипы Р-? Р аа × Аа
F 1-? глухонемой норм. слух
Ответ: Генотип матери –аа, отца- Аа, ребёнка –аа.
А — седая прядь Отец с нормальным слухом его ген рецессивен,
а- нет седой пряди следовательно генотип отца гомозиготен по этому
— А _ , седая прядь признаку. Так, как дети не единообразны, генотип
Р матери гетерозиготен.
— аа, нет седой пряди Р Аа × аа
F 1 – аа, А _ , сед. пр. нет сед. пр.
Найти генотипы Р — ? гаметы А а а
Ответ: генотипы родителей: мать – Аа, отец-аа, дети: Аа,аа.
Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.
У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.
Цель: обобщение знаний об основах наследственности и изменчивости и формирование практических навыков при решении разных типов генетических задач по генетике человека.
Задачи:
- продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
- развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания);
- решение задач на группы крови.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: практикум.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Ход урока
- Организационный момент.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния (для установления эмоционального контакта с классом).
- Фронтальная работа по воспроизведению и закреплению основных терминов и законов генетики.
- Решение генетических задач (коллективное обсуждение, индивидуальное оформление в тетради и на доске для закрепления навыков алгоритма оформления генетической задачи при ее решении).
Коллективное обсуждение ситуаций из жизни людей и их решение с применением знаний генетики
Задача 1
Группа крови и резус-фактор - аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля - IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Таблица. Определение резус-фактора и группы крови плода
Задача 2. "Розовая мечта"
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?
Задача 3
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Задача 4
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом ее ребенка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворен, если у ребенка I группа крови, а у мужчины - IV?
Задача 5
В брак вступают кареглазый мужчина – правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой.
Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша? (в %)
Задача 6
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?
Задача 7
В консультацию обратилась женщина, планирующая родить ребенка. У нее резус – отрицательный, а у мужа – положительный.Определите, возможно ли рождение резус-положительного ребенка, если мать мужа была резус-отрицательная
Задача 8
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Рефлексия
- В ходе решения задач мне было легко определить …
- В ходе решения задач у меня возникли трудности .
- В ходе урока я для себя сделал(а) выводы .
Домашнее задание
Ликвидация теоретических пробелов (индивидуальных), выявленных в ходе урока, решение задач по выбору.
Задачи для индивидуального решения
Задача 1
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.
Задача 2
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
Задача 3
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача 4
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.
Задачи:
- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.
Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.
1. блок- презентация
2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.
3.блок – решение задач на сцепленное наследование.
4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.
В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)
3.Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)
- Генетические термины (какие?)
- Законы Менделя (в чём их суть?)
- Генетическая символика (что обозначающая?)
- Знание типов задач (какие?)
- Правила оформления задач и другое…
- Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.
Приложение № 2 ответы.
5. Рефлекция
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
6. Оценки
Приложение 1.
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?
Просмотр содержимого документа
«окрытый урок решение ген. задач»
Открытое занятие по биологии 11 класс
на тему: “ Решение генетических задач”
Тема: «Решение генетических задач».
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.
- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.
Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.
1. блок- презентация
2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.
3.блок – решение задач на сцепленное наследование.
4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.
Организационный момент.
Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.
В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)
Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)
Генетические термины (какие?)
Законы Менделя (в чём их суть?)
Генетическая символика (что обозначающая?)
Знание типов задач (какие?)
Правила оформления задач и другое…
Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.
Приложение № 2 ответы.
5. Рефлекция
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
Приложение 1.
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV ?
Приложение 2. Ответы на задачи.
А-кар.; а- гол. ; Так, как в F 1 наблюдается расщепление, то есть внешне
- А - кар. проявляются оба признака, следовательно, мать –
Р - аа гол. гетерозиготна.
F 1: 2 - аа, гол., Р Аа × аа
Найти: генотипы гаметы А а а
(Сын)- кар., (дочь) – гол.
Ответ: Р мать Аа, отец аа; F 1 сын- Аа, дочери- аа.
- шестипал. Так, как в F 1 наблюдается единообразие, следовательно,
Р мать является гомозиготной, а признак шестипалости-
Пальцев Р АА × аа
F 1 – все шестипалые шестипал. норм число пал.
Найти все
генотипы Гаметы А а
Ответ: генотипы: Р – мать АА, отец- аа; F 1 – Аа.
а – глухонемота Так, как ген глухонемоты рецессивен, следовательно мать и
А – нормальный слух ребёнок гомозиготны по этому признаку. Если бы ребёнок
- глухонемота родился с нормальным слухом, то соблюдался бы первый
Р - норм.слух закон Менделя, единообразие гибридов первого поколения,
следовательно в генотипе отца присутствует рецессивный ген
F 1 –глухонемой, аа и отец гетерозиготен.
Найти: генотипы Р-? Р аа × Аа
F 1-? глухонемой норм. слух
Гаметы а А а
Ответ: Генотип матери –аа, отца- Аа, ребёнка –аа.
А - седая прядь Отец с нормальным слухом его ген рецессивен,
а- нет седой пряди следовательно генотип отца гомозиготен по этому
- А _ , седая прядь признаку. Так, как дети не единообразны, генотип
Р матери гетерозиготен.
- аа, нет седой пряди Р Аа × аа
F 1 – аа, А _ , сед. пр. нет сед. пр.
Найти генотипы Р - ? гаметы А а а
Ответ: генотипы родителей: мать – Аа, отец-аа, дети: Аа,аа.
Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.
У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.
Вид урока : урок-практикум.
Форма работы: индивидуальная, парная (групповая).
Оборудование : задания для проведения биологического диктанта, тексты генетических задач, листы А4, маркеры, проектор, компьютер, сканер.
I . Организационный этап. Приветствие (1-2 минуты)
Есть наука такая генетика –
Вещь полезнее многих других,
Это вам не марксизма патетика,
Заплутавшая в догмах своих.
Всё в геноме таится с рождения:
Темперамент, талант, интеллект
И характер, и стиль поведения,
Даже взгляды на вкус и на цвет.
Мы не будем вдаваться в подробности,
Изучая спираль ДНК,
Скажем проще – у всех есть способности,
Так раскроем же их, друзья! (Сергей Вохмянин)
Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умение решать генетические задачи, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, но решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал.
II . Актуализация знаний (5 минут)
Биологический диктант:
1. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков (аллельные)
2. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий(доминантный)
3. С овокупность внешних и внутренних признаков организма (фенотип)
4. Участок хромосомы, в котором расположен ген (локус)
5. В каких хромосомах расположены аллельные гены (гомологичных)
6. Запишите генотип человека с 3 группой крови ( I B I B , I B I 0 )
7. Запишите генотип дигетерозиготы (АаВв)
8. Составьте схему скрещивания двух гетерозиготных организмов Вв х Вв
9. Какое количество фенотипов будут при их скрещивании в случае неполного доминирования? (три)
10. Группа генов, расположенных в одной хромосоме (сцепленные гены)
III . Основная часть урока
Блок №1. Решение генетических задач (10 минут)
(Группам раздаются распечатки с задачами и листы А4 для записи решений).
Группа №1 – «Группы крови»
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?
Группа №2 – «Резус-фактор»
Определите вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором, если у матери этот признак гетерозиготный, а у отца – отрицательный резус-фактор.
Группа №3 – «Аутосомные наследственные заболевания»
Заболевание ахондроплазия – карликовость за счет укорочения конечностей – передается как аутосомный доминантный признак. В семье, где оба супруга страдают этим заболеванием, родился здоровый ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье родится здоровым?
Группа №4 – «Аутосомные наследственные заболевания»
Врожденный сахарный диабет обусловлен рецессивным аутосомным геном d с пенетрантностью у женщин 90%, у мужчин – 70%. Определите вероятность рождения детей, больных сахарным диабетом, в семье, где оба родителя являются гетерозиготами по этому признаку.
Блок №2. Отчеты групп (10 минут)
(Листы А4 с решениями задач сканируются и выводятся на экран, чтобы не тратить время на запись решения задач на доске).
Представитель группы представляет решение задачи с обоснованием, остальные учащиеся проверяют решение, задают вопросы.
IV . Рефлексия (2-3 минуты)
В каких сферах деятельности человека могут встретится ситуации, рассмотренные сегодня на уроке? (…ответы учеников)
VI . Домашнее задание: подготовка к лабораторной работе по решению задач на дигибридное скрещивание (раздать распечатки домашних задач)
В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?
В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.
Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)
В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?
В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.
Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)
№1. В роддоме перепутали детей. Мальчик имеет III группу крови, а девочка - I. В одной семейной паре оба супруга имеют II группу крови. А в во второй семейной паре у матери IV группа крови, а у отца – I. Какая из этих пар - родители мальчика, а какая-девочки?
№2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго - II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
№3. У человека аутосомный доминантный ген определяет ахондроплазию – карликовость за счет укорочения костей, а рецессивный ген – нормальное развитие скелета. Женщина нормального роста, в семье которой не было предков с этим заболеванием, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по ахондроплазии. Определите возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака.
№4. Какова вероятность рождения ребенка со II группой крови и отрицательным резус-фактором, если у отца IV группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку он гетерозигота), а у матери II группа крови и положительный резус-фактор (по последнему признаку она гетерозигота)
Группа №1 – «Группы крови»
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?
Группа №2 – «Резус-фактор»
Определите вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором, если у матери этот признак гетерозиготный, а у отца – отрицательный резус-фактор.
Группа №3 – «Аутосомные наследственные заболевания»
Заболевание ахондроплазия – карликовость за счет укорочения конечностей – передается как аутосомный доминантный признак. В семье, где оба супруга страдают этим заболеванием, родился здоровый ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье родится здоровым?
Группа №4 – «Аутосомные наследственные заболевания»
Врожденный сахарный диабет обусловлен рецессивным аутосомным геном d с пенетрантностью у женщин 90%, у мужчин – 70%. Определите вероятность рождения детей, больных сахарным диабетом, в семье, где оба родителя являются гетерозиготами по этому признаку.
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока : урок-практикум
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование : тестовые задания для самопроверки знаний, тексты генетических задач.
Есть наука такая генетика –
Вещь полезнее многих других,
Это вам не марксизма патетика,
Заплутавшая в догмах своих.
Всё в геноме таится с рождения:
Темперамент, талант, интеллект
И характер, и стиль поведения,
Даже взгляды на вкус и на цвет.
Мы не будем вдаваться в подробности,
Изучая спираль ДНК,
Скажем проще – у всех есть способности,
Так раскроем же их, друзья!
Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, но решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал.
1.Тестовый опрос ( 2 варианта) (СЛАЙД 1)
Тест 1 вариант
1. Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков:
a) Всех особей вида;
c) Всех особей популяции.
2. Участок хромосомы , в котором расположен ген, называется:
3. Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления , называется:
4. «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признак» - так формулируется :
a) 1-ый закон Менделя;
b) 2-ый закон Менделя;
c) 3-ый закон Менделя .
5. Сила сцепления между генами в хромосоме:
a) Определяется расстоянием между ними;
b) Чем дальше гены друг от друга, тем сильнее они сцеплены;
c) Всегда одинакова и не зависит от расстояния между генами .
6. Количество фенотипов при скрещивании Вв х Вв в случае полного доминирования составляет:
7. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?
8. При одном из видов взаимодействий неаллельных генов - полимерии возможно расщепление во втором поколении в соотношении:
9. При одном из видов взаимодействие, при котором два не аллельных гена , находясь в одном генотипе, определяют развитие нового признака:
а) доминантный эпистаз
10. Основы хромосомной теории наследственности созданы :
ТЕСТ 2 вариант
1.Аллельные гены расположены в:
2.Потомство развивающееся в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:
3. Перекрест хромосом – это6
а) спирализация хромосом;
б) обмен участками гомологичных хромосом;
в)процесс расхождения гомологичных хромосом к разным полюсам.
4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление , называются:
5. Дигетерозигота имеет генотип:
6.Количество возможных вариантов гамету особи с генотипом ААВв:
7.К анализирующему скрещиванию относят скрещивание типа:
8. При одном из видов взаимодействий неаллельных генов – комплементарности возможно расщепление во втором поколении в соотношении:
а) 9 : 7 или 9 : 6: 1;
б) 13 : 3 или 12 : 3: 1;
9. Как называют тип взаимодействия генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой :
в) неполное доминирование.
10. Для установления генотипов фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с :
а) гомозиготой по доминантному признаку;
б)гомозиготой по рецессивному признаку;
2. Биологический диктант ( СЛАЙД 2)
(вставляем недостающие термины и определения)
1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..
2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….
3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………
4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….
5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..
Биологический диктант
(вставляем недостающие термины и определения)
1. Хромосомы одинаковые у мужского и женского пола – это…..
2. Половые хромосомы XY обуславливают ……… пол
3. Подавляемый (слабый) признак называется ………
4. Наука о наследственности и изменчивости называется ………………..
5. Пол, который продуцирует (создаёт) одинаковые типы гамет называется ……………
3. Решение генетических задач разных типов
Задача №1 ( СЛАЙД 3)
У человека ген, обусловливающий тонкие губы , рецессивен по отношению к гену толстых губ. Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого были тонкие губы.
1) Сколько типов гамет образуется у женщины?
2) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами?
а) Дано: Решение:
а- тонкие губы. 1)Количество типов гамет, образующихся у женщины, - 1 (а)
А – толстые губы. 2)Количество типов гамет, образующихся у мужчины, - 2 (А,а)
Р: - тонкие губы. 3)
-толстые губы, Аа Р: аа A a
Найти : G a A a
1) Количество типов F 1 : Aa a a гамет у женщин-?
2) Количество типов гамет у мужчин - ?
3) Вероятность рождения ребенка с тонкими губами-?
Вероятность рождения ребенка с тонкими губами составляет 50%.
. Ответ: 1) 1; 2) 2; 3) 50%. Задача на моногибридное скрещивание.
Задача № 2 (СЛАЙД 2)
Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F 1 все кролики пятнистые нормальношерстные . В результате анализирующего скрещивания F 1 c рецессивной формой получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью.
1) Какой процент в F 2 составляет генотипы , содержащие одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти?
2) Какой процент в F 2 составляют генотипы, содержащие генотипы сплошной окраски и нормальной длины шерсти?
3) Какой процент потомков от этого скрещивания будут фенотипически похожи на отца?
4) Какой процент потомков от этого скрещивания являются дигетерозиготными?
Дано: Решение:
А – пятнистая Р а : АаВв Х аавв
в – ангорская
Р: пятн. нор. х окраш.ангор
F 1 пятнистые нормально . шерстные 157 26 23 144
. F а: 28 пятн. ангорские, 1) Процент генотипов с генами пятнистой ангорской
144 сплошь окрашен. шерсти : 350-100%
ангорские, 26 –х%
157 пятн. с норм. шерст., 2)процент генотипов, содержащих гены сплошной
23 сплошь окр. норм. шерст. окраски и нормальной длины шерсти:
350 -100%
1) % генотипов, содержащих одно- 3) Процент потомков от этого скрещивания, фенотипи
временно гены пяитн. и ангор. чески похожих на отца:
шерсти - ? 350-100%
2) % генотипов, содержащих гены 144-х%
Сплошной окраски и норм. дли-
ны шерсти - ? 4) Процент потомков от этого скрещивания дигетеро
3) % потомков, фенотипически по- зиготных:
хожих на отца - ? 350-100% =44,2%
4) % потомков дигетерозиготных -? 157-х%
Ответ: 1) 7,4%; 2) 6,6%; 3) 41,2%; 4) 44,2%.
Задача№3 (СЛАЙД 3)
Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине , в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?
– отсутствие потовых Р: У желез G : У
– здоровы
Р : - отсутствуют пото- F 1 У вые железы У
- здорова
F 1 с аномалией - ?
Ответ : в данной семье все девочки будут являться фенотипически здоровыми носительницами заболевания. Все мальчики будут здоровы. Вероятность рождения ребенка с аномалией равна 0.
4. ЭВРИКА.( СЛАЙД4) Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?
5. Рефлексия
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
6.Итог урока. Оценки
7.Домашнее задание
В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
Автор статьи
Читайте также:
- Оставление без движения заявления о взыскании судебных расходов
- Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики почему важно
- Кто платит госпошлину в суд за несовершеннолетнего
- Может ли государство быть страхователем
- Так как россия является федеративным государством ряд законодательных решений распредели полномочия