Так как россия является федеративным государством ряд законодательных решений распредели полномочия

Обновлено: 28.04.2024

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.

План.

  • Федеративное устройство. Понятие.
  • Субъект Российской Федерации. Понятие.
  • Признаки федеративного государства.
  • Функции федерального государства.
  • Особенности федеративного устройства России.
  • Субъекты Российской Федерации (список).
  • Федеральные округа РФ.
  • Принципы федеративного устройства.
  • Разделение полномочий между центром и субъектами.

Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • наличие двухпалатного парламента
  • верховенство федерального права
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • наличие двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

  • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
  • по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:
  • 22 республики;
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

С 2000 года:

С января 2010 года:

С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.


Тип 19 № 2214

Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.


Тип 17 № 2212

субъекты

Россия — огромная страна, поэтому для удобства управления, Россия также поделена и на 8 федеральных округов, в каждом из которых есть полномочный представитель Президента России Путина.

Рассмотрим примеры.

Пример № 1.

Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) включение в состав равноправных субъектов

5) двухпалатная структура законодательного органа власти

Ответ: 45

Пояснение.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (РФ – социальное государство).

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства (РФ – демократическое государство).

3) обеспечение государственной поддержки семьи (это о РФ как о социальном государстве).

4) включение в состав равноправных субъектов (да, РФ состоит их равноправных субъектов по статье № 5 Конституции).

5) двухпалатная структура законодательного органа власти (да, верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации – представляет интересы субъектов).

Пример № 2.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к видам субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) республика

2) ав­то­ном­ный край (нет такого субъекта).

3) ав­то­ном­ный округ

4) ав­то­ном­ная область

5) фе­де­раль­ный округ (нет такого субъекта).

Ответ: 134

Пояснение.

По статье № 5 Конституции РФ, в России следующие субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «государственный бюджет». Какие аспекты финансового контроля называет автор? (Назовите три любые аспекта.) В чём, с точки зрения автора, состоит цель финансового контроля?

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Финансовый контроль является одной из основных функций государственной власти. Он включает в себя такие элементы, как наблюдение за законностью и целесообразностью финансовой деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в процессе сбора, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе. Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве финансовый контроль имеет несколько аспектов: функция государственного управления; стадия конкретных управленческих действий государства; форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования; способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

Цель финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.

Эффективность финансового контроля со стороны государства во многом зависит от качества организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т.д. Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.

Субъектом финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Объектом финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы. Содержание (предмет) финансового контроля составляют валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.д.

Важнейшие принципы деятельности органов финансового контроля – это объективность и компетентность, а также гласность. Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролёров с общественностью и средствами массовой информации.

Необходимо отметить, что главный недостаток контрольной составляющей Бюджетного кодекса РФ состоит в том, что документ фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и государственным финансовым контролем. Такой подход неверен как с точки зрения теории, так и в рамках сложившейся отечественной практики управления финансами.

(по Ю.В. Прохорову)


Тип 17 № 21386

Какое определение понятию «финансовый контроль» даёт автор? Какие элементы финансового контроля называет автор? Укажите два элемента, названные автором. Какой главный недостаток контрольной составляющей Бюджетного кодекса РФ отмечает автор?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в процессе сбора, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе;

2) ответ на второй вопрос, например:

— наблюдение за законностью и целесообразностью финансовой деятельности;

— оценка финансовой деятельности с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух позиций.)

3) ответ на третий вопрос, например: главный недостаток контрольной составляющей Бюджетного кодекса РФ состоит в том, что документ фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и государственным финансовым контролем.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.


Тип 19 № 21388

Какие две группы субъектов финансового контроля приводит автор (назовите любые две группы)? Приведите по два примера, иллюстрирующих деятельность каждой из этих групп. (Сначала указывайте группу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть названы две группы и приведены примеры, иллюстрирующие каждую из них:

1) государственные и муниципальные органы:

— пресс-служба Счётной палаты РФ сообщила, что ведомство провело проверку эффективности кредитования Самарской области и нашло ряд нарушений;

— городская счётная палата провела проверку закладных по ипотечным кредитам банков города Т;

2) негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства:

— руководство крупного предприятия заказало проведение аудиторской проверки независимой аудиторской компании с целью выявления неэффективного расходования средств;

— независимая аудиторская компания оказывает мелким и средним предприятиям города М услуги по постановке и ведению бухгалтерского учёта.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)


Тип 20 № 21389

Автор выделяет важнейшие принципы деятельности органов финансового контроля. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите пояснения необходимости соблюдения органами финансового контроля каждого из этих трёх принципов. Каждый раз указывайте сначала принцип, затем приводите пояснения.

В правильном ответе должны быть названы и кратко пояснены следующие принципы, допустим:

1) объективность (деятельность финансовых контролирующих органов не должна зависеть от личных предпочтений и интересов, в ином случае оценка деятельности проверяемых субъектов будет ошибочной);

2) компетентность (контролирующие органы должны прекрасно владеть информацией о действующем законодательстве, текущих экономических и финансовых процессах, чтобы полноценно оценить эффективность финансовой деятельности);

3) гласность (во избежание коррупции и других правонарушений, которые подрывают финансовую систему, контролирующие органы должны освещать результаты проверок органов государственной власти в СМИ);

Пояснения могут быть сформулированы иначе.


Тип 18 № 44642

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «государственный бюджет».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Государственный бюджет — финансовый документ, содержащий информацию о совокупных доходах и расходах страны.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государственный бюджет – финансовый документ, содержащий информацию о совокупных доходах и расходах страны;

2) ответ на второй вопрос, например:

— функция государственного управления;

— стадия конкретных управленческих действий государства;

— форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования;

— способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх аспектов.)

3) ответ на третий вопрос, например: цель финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.


Тип 20 № 21389

Автор выделяет важнейшие принципы деятельности органов финансового контроля. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите пояснения необходимости соблюдения органами финансового контроля каждого из этих трёх принципов. Каждый раз указывайте сначала принцип, затем приводите пояснения.

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Финансовый контроль является одной из основных функций государственной власти. Он включает в себя такие элементы, как наблюдение за законностью и целесообразностью финансовой деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в процессе сбора, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе. Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве финансовый контроль имеет несколько аспектов: функция государственного управления; стадия конкретных управленческих действий государства; форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования; способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

Цель финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.

Эффективность финансового контроля со стороны государства во многом зависит от качества организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т.д. Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.

Субъектом финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Объектом финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы. Содержание (предмет) финансового контроля составляют валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.д.

Важнейшие принципы деятельности органов финансового контроля – это объективность и компетентность, а также гласность. Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролёров с общественностью и средствами массовой информации.

Необходимо отметить, что главный недостаток контрольной составляющей Бюджетного кодекса РФ состоит в том, что документ фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и государственным финансовым контролем. Такой подход неверен как с точки зрения теории, так и в рамках сложившейся отечественной практики управления финансами.

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений

Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.

Примерный ответ:

1) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано на ее государственной целостности;

2) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.;

Пояснение.

Статьи Конституции РФ о принципе федерализма.

Статья 1.

  1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 5.

  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
  4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Из статьи 11.

  1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Из статьи 76.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3.Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: