Методологический плюрализм это развитие государства и права

Обновлено: 25.04.2024

Значение теории государства и права как методологической науки правоведения заключается в том, что вырабатываемые теорией государства и права методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приёмов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

Основные принципы научного познания государства и права

Основные принципы общетеоретического исследования государства и права – руководящие идеи, основные положения, исходные начала, используемые при познании предмета теории государства и права.

В.М. Сырых указывает, что в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют:

  1. принцип объективности;
  2. принцип познаваемости объективного мира;
  3. принцип всесторонности познания;
  4. принцип исторического и конкретно-исторического подходов;
  5. принцип познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др. [1].

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет.

Принцип познаваемости объективного мира оптимистически утверждает о способности индивида и общества в целом верно отражать реальный мир и познавать его закономерности.

Принцип всесторонности познания, т.е. выявления всех сторон, связей, отношений государства и права. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми базисными и надстроечными явлениями и без тщательного, детального выяснения этих связей невозможно раскрыть как сущность этих явлений, так и закономерности их функционирования и развития.

Принцип исторического подхода требует исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определённому состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие исследуемого означает, что имевшиеся о нём научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учётом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины.

М.Н. Марченко к числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относит:

  1. принцип всесторонности;
  2. принцип историзма;
  3. принцип комплексности [2].

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии.

Есть и другие взгляды на перечень основных принципов научного познания государства и права. Например, В.М. Шафиров к основным принципам познания относит:

  1. принцип плюрализма;
  2. принцип объективности;
  3. принцип всесторонности;
  4. принцип историзма [3].

Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учётом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

Понятие и структура методологии теории государства и права

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определённых теоретических подходов, принципов, приёмов исследования государственно-правовых явлений [3].

В.М. Сырых структуру методологии теории государства и права представляет так:

  1. всеобщий философский метод (его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания);
  2. общие методы (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничена решением определённых познавательных задач);
  3. специальные методы правовой науки (их составляют способы, приёмы, которые изначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы);
  4. частные методы правовой науки (они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие) [1].

Л.А. Морозова представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. общефилософские, или мировоззренческие, методы;
  2. общенаучные (общие) методы;
  3. частнонаучные (частные, специальные) методы [4].

К общефилософским методам относятся:

1. Метафизика. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи.

2. Диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве) и другие.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

1. Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учётом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учётом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

2. Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приёмов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в её составе гипотезы, диспозиции и санкции.

Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путём объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический приём позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический приём, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

3. Системный (структурно-системный) метод. В основе данного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же учёных склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

4. Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят, например, нижеследующие.

2. Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путём идеального воспроизведения анализируемых явлений.

3. Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности.

4. Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г.

Среди частнонаучных методов Л.А. Морозова выделяет собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

1. Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

2. Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приёмы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

А.В. Малько представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);
  2. общенаучные методы – это приёмы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);
  3. частнонаучные методы – это приёмы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);
  4. частноправовые методы – это приёмы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой) [5].

Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений

Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалась только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, – современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины.

Философские основания правоведения

По мнению В.М. Сырых, в качестве философских оснований правоведения выступают такие составляющие философии как онтология, гносеология, логика и социальная философия [1].

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношения материи и сознания, а также о всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

Гносеология, или теория познания, − это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в её системе особой отрасли – философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому учёные-правоведы философским основанием правовой науки признают различные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание её предмета. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляются через одни и те же функции. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет учёным-правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития.

Философские законы и категории используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики появления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».

Гносеологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что гносеология раскрывает особенности научного познания, даёт разветвлённую характеристику его стадий, процедур, а также называет критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание.

Логико-методологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что:

  1. формулируется достаточно развитая совокупность принципов познания, особых нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;
  2. раскрывается и развивается система общих (логических) методов научного познания;
  3. формируются законы логически последовательного мышления;
  4. определяются основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

Список использованных источников

[1] История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 464 с.

[2] Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. − М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. — 516 с.

[3] В.М. Шафиров, И.Д. Мишина, А.А. Рудаков и др. / Курс лекций по теории государства и права. – Красноярск: Издательский центр СФУ.

[4] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[5] Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. − Проспект, 2010.

Цель, объект и предмет науки теория государства и права определяют собой особенности ее методологии. Методология показывает как изучаются государство и право.

Методология (греч. метод – путь, логос – учение, наука) – учение о путях получения истинного познания. Другое значение термина методология – совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета.

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии - философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины.Принципы познания - это те исходные, отправные начала науки. К основным принципам познания относятся: принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений, Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.Приемы исследования - это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. точки зрения распространенности все многообразие методов теории государства и права можно сгруппировать и представить в виде системы: всеобщие методы, общенаучные методы, частнонаучные (междисицплинарные) методы, специальные правовые (частноправовые) методы.

1. Всеобщие методы – философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие, универсальные закономерности человеческого мышления на пути к истине и пронизывающие все знание. Среди мировоззренческих подходов различают диалектику и метафизику. С точки зрения диалектики государственно-правовая действительность изучается в развитии, на основе законов перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, а также во взаимосвязи с другими социальными явлениями (экономика, религия, политика, мораль и т.д.) и в конкретной исторической обстановке. Так материалистическая диалектика связывает происхождение государства со способом производства материальных благ, частной собственностью и разделением общества на антагонистические классы. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи (объективный идеализм) или как продукт психической деятельности или договора между людьми (субъективный идеализм).

С другой точки зрения все мировоззренческие подходы можно разделить на экзегетические и позитивные. Экзегетический подход предполагает наличие уже известных конечных истин, находящихся за пределами науки, эти истины заимствуются готовыми, а не достигаются в ходе научного поиска. Видами экзегезы (заимствованной истины) являются:

1. Религиозные учения. Священные тексты являются основой построения доктрин канонического или мусульманского права.

2. Политико-философские учения. Марксизм как политико-философское учение служит фундаментом классового рассмотрения государства и права (государство и право есть результат разложения общества на антагонистические классы на основе возникновения частной собственности).

3. Труды авторитетных ученых, толкуемые их учениками и последователями. Примером являются школы глоссаторов и постглоссаторов в Западной Европе, которые комментировали труды римских юристов. В сущности, любая современная научная, в том числе юридическая школа, являет собой пример экзегетического подхода (например, позитивистская, нормативистская, естественно-правовая и другие школы).

4. Нормативно-правовые акты. Государственно-правовые понятия целиком заимствуются или выводятся из нормативно-правовых актов (законов или подзаконных актов – указов, постановлений и т.д.) путем логического анализа текста.

Позитивная методология предполагает познание посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. При этом путем логического анализа, абстрагирования выводятся теоретические суждения.[1]

2. Общенаучные методы – приемы, не охватывающие всего научного знания, но применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход, метод социального эксперимента.

Анализ предполагает мысленное расчленение единого государственно-правового явления на части и их изучение. Так, государство и право анализируются по их отдельным признакам.

Синтез – условное объединение составных частей государственно-правового явления.

Системный метод позволяет рассматривать государственно-правовые явления как цельные, но системные образования, имеющие объективно многообразные связи внутри и входящие в качестве элемента в более сложную систему. Так изучаются политическая и правовая системы, механизм государства, правовые нормы, правовая культура и т.п.

Структурный метод. Посредством его выявляются и анализируются структурные элементы явления (системы). Позволяет изучить объект в статике. Тесно связан с системным и функциональным методами.

Функциональный метод ориентирует на выявление воздействия одних государственно-правовых явлений на другие. Так анализируются функции государства и права, функции политической системы общества и т.п.

Метод социального эксперимента – предполагает проверку проекта решения проблемы с целью предотвратить ущерб от ошибок в правовом регулировании и совершенствовать модель. Так, вначале в порядке социального эксперимента в Российской Федерации был введен суд присяжных.

3. Частноправовые (междисциплинарные) методы являются следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Это математический, кибернетический, статистический, социологический и другие методы.

Математический метод есть оперирование количественными характеристиками государственно-правовых явлений, широко применяемое в криминологии, криминалистике, в правотворчестве, при квалификации преступлений и т.п.

Кибернетический метод предполагает применение понятий, законов и технических средств кибернетики: информация, управление, компьютерная техника, оптимальность и многих других.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых повторяющихся государственно-правовых явлений. На основе статистических данных делаются выводы о тенденциях роста или сокращения изучаемых явлений и о вызвавших их к жизни причинах.

4. Специальные правовые (частноправовые) методы познания позволяют достигнуть конкретного, детального знания о государстве и праве с помощью методологической функции специальных юридических понятий, дефиниций, конструкций.

К ним относятся формально-юридический, сравнительно-правовой (метод компаративистики), юридическая герменевтика, метод государственно- правового моделирования.

Формально-юридический метод (юридико-догматический или метод аналитической юриспруденции) позволяет определить юридические понятия, их признаки, классификацию, путем толкования действующего законодательства, отвлекаясь от сущности и природы права.

Сравнительно-правовой (метод компаративистики) позволяет сопоставить различные правовые или государственные системы зарубежных стран или их отдельные элементы (отрасли, институты, органы)с целью выявления общих и особенных свойств.

Юридическая герменевтика – анализ реального содержания текстов правовых актов, исходя из социального контекста, потому что текст нормы есть результат особого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе «внутреннего опыта» человека и его непосредственного восприятия. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения её собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в момент их закрепления в юридическом тексте.

Метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых государственно-правовых явлений применительно к определенной ситуации. Используется для поиска оптимальной модели организации государственного аппарата, административно-правового деления, построения системы законодательства и др.

Изучая государство и право, следует исходить из сложности, многоуровневости, многоаспектности этих явлений. Нельзя преувеличивать или преуменьшать значение какого-либо метода, подобные подходы уже нанесли серьезный ущерб науке. Объективность и истинность научного знания предполагает методологический плюрализм.

Методология - сложное явление. Она понимается, во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Долгое время отечественная юридическая наука опиралась только на один метод познания, что было обусловлено историческими условиями и господством единственной марксистско-ленинской идеологии. В такой ситуации речь о методологии как системе методов познания и учении о методах не шла. Единственным признаваемым методом был метод материалистической диалектики.

Требования этого метода состоят в следующем:

• государство и право изучаются в развитии конкретно-исторически;

• государство и право изучаются в неразрывной связи с факторами, которые их обусловливают;

• государство и право изучаются в связи с общественной практикой;

• государство и право определяются экономическими условиями жизни общества. Несмотря на принятую сейчас повальную критику всех положений бывшей советской

науки, нельзя не признать, что этот метод имеет и позитивные, и негативные моменты. Этот метод остается в силе и сейчас, он является философской основой научных исследований.

Главный же минус этого метода состоит в его догматизме, т. е. в том, что он считался единственным и не допускающем критики. При использовании метода главный упор делался на классовую природу государства и права.

В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки.

Прежде чем перейти к изложению материала темы, сделаем одно пояснение. В рамках данного учебного курса нас интересуют прежде всего методы теории государства и права. Однако методология - единое многоструктурное образование, поэтому все, что будет сказано ниже о классификации методов, в полной мере относится к методологии юридической науки в целом. Специфичными для теории государства и права являются лишь специально-юридические методы, которые будут рассмотрены в последнем вопросе плана.

Итак, методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания[2].

Методология общей теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания правовых явлений.

Метод науки - это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

Под методом теории государства и права понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется познание правовых явлений.

Для сегодняшнего дня характерна множественность методов - «методологический плюрализм» в познании государства и права. Впервые понятие методологического плюрализма в науке дал выдающийся русский ученый И. А. Ильин в своей работе «Понятие права и силы», написанной в 1910 г. Он писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными.

Методологический плюрализм - важнейшая предпосылка получения достоверного знания. Изучая государственно-правовые явления с помощью различных методов одновременно, мы можем сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, увидеть эти явления с разных точек зрения, следовательно, избежать однобокости получаемых выводов. Право и государство - сложные явления, получить о них достаточно полное представление можно, исследовав их с разных сторон, в разных аспектах. Именно для получения полной картины какого-либо явления используется методологический плюрализм как основа любого серьезного научного исследования.

Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.

Содержание работы

Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79

Файлы: 1 файл

ЯВГчасть 1.doc

Понятие и структура методологии теории государства и права. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений. Философские основания правоведения. Общенаучные методы познания предмета теории государства и права. Частнонаучные методы исследования права: исторический, политический, социологический, психологический, юридический, логический. Сравнительное правоведение. Социально-правовой эксперимент. Системный, управленческий, аксиологический, психологический аспекты исследований в правоведении.

Преодоление узкоклассового, догматического подхода в исследовании государства и права.

2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм

Методология - сложное явление. Она понимается, во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Долгое время отечественная юридическая наука опиралась только на один метод познания, что было обусловлено историческими условиями и господством единственной марксистско-ленинской идеологии. В такой ситуации речь о методологии как системе методов познания и учении о методах не шла. Единственным признаваемым методом был метод материалистической диалектики.

Требования этого метода состоят в следующем:

  • государство и право изучаются в развитии конкретно-исторически;
  • государство и право изучаются в неразрывной связи с факторами, которые их обусловливают;
  • государство и право изучаются в связи с общественной практикой;
  • государство и право определяются экономическими условиями жизни общества.

Несмотря на принятую сейчас повальную критику всех положений бывшей советской науки, нельзя не признать, что этот метод имеет и позитивные, и негативные моменты. Этот метод остается в силе и сейчас, он является философской основой научных исследований.

Главный же минус этого метода состоит в его догматизме, т. е. в том, что он считался единственным и не допускающем критики. При использовании метода главный упор делался на классовую природу государства и права.

В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки.

Прежде чем перейти к изложению материала темы, сделаем одно пояснение. В рамках данного учебного курса нас интересуют прежде всего методы теории государства и права. Однако методология - единое многоструктурное образование, поэтому все, что будет сказано ниже о классификации методов, в полной мере относится к методологии юридической науки в целом. Специфичными для теории государства и права являются лишь специально-юридические методы, которые будут рассмотрены в последнем вопросе плана.

Итак, методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методология общей теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания правовых явлений.

Метод науки - это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

Под методом теории государства и права понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется познание правовых явлений.

Для сегодняшнего дня характерна множественность методов - «методологический плюрализм» в познании государства и права. Впервые понятие методологического плюрализма в науке дал выдающийся русский ученый И.А. Ильин в своей работе «Понятие права и силы», написанной в 1910 г. Он писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными.

Методологический плюрализм - важнейшая предпосылка получения достоверного знания. Изучая государственно-правовые явления с помощью различных методов одновременно, мы имеем возможность сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, увидеть эти явления с разных точек зрения, следовательно, избежать однобокости получаемых выводов. Право и государство - очень сложные явления, и получить о них достаточно полное представление можно, только исследовав их с разных сторон, в разных аспектах. Именно для получения полной картины какого-либо явления используется методологический плюрализм как основа любого серьезного научного исследования.

2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права

Методология - многоструктурное образование.

В рамках методологии выделяют несколько уровней:

Определяет общие гносеологические принципы философской доктрины. Это исходные позиции для анализа правовых явлений. Общие философские принципы познания создают общность теоретической базы научных исследований. Эта общность теоретической базы, в свою очередь, дает возможность сопоставить результаты исследований. На философском уровне можно выделить следующие принципы:

    • принцип историзма (все явления должны изучаться с учетом их исторического развития; например, понять сущность и специфику государства можно, только проследив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его неизменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы);
    • принцип системности исследований (все явления взаимосвязаны, поэтому неверным было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ними факторов; например, право изучается во взаимосвязи с государством; это и означает, что все явления изучаются в системе, в комплексе);
    • принцип методологического плюрализма (применение множественности методов при изучения каждого отдельного явления);
    • принцип объективности и конкретности (это два принципа познания, но они тесно связаны, поэтому рассматриваются они вместе. Чтобы обеспечить воплощение в жизнь принципа объективности познания, мы должны избавиться от субъективных факторов, как-то: собственные пристрастия исследователя, догматизм, идеологизация науки. Конкретность означает, что все исследования должны опираться на факты реальной действительности, по возможности подтверждаться практикой. Если какая-либо теория противоречит объективным фактам, не может охватить или объяснить их, необходимо отвергнуть эту теорию, а не заниматься подгонкой фактов под нее. Именно конкретность исследования позволит обеспечить его объективность.);
    • принцип единства предмета и метода изучения (каждое явление, каждый предмет изучения требует собственных методов, приемлемых для него. Например, методы, применяемые в естественных и технических науках, зачастую неприемлемы для наук гуманитарных, и наоборот.);
    • принцип научной корректности - можно рассмотреть в качестве дополнительного (методы, которые мы избираем для изучения того или иного явления, должны не только приводить к конкретным результатам, но и не наносить ущерба обществу, соответствовать идее гуманизма, не входить в противоречие с общечеловеческими ценностями. Это тот случай, когда цель не оправдывает средства. Например, при изучении происхождения государства, трансформации первобытного стада в человеческое общество вряд ли применим метод эксперимента. Приведем утрированный пример. Гипотетически можно было бы представить ситуацию, при которой группу младенцев, людей, не подвергшихся воздействию цивилизации, можно было бы поместить в естественные условия, приближенные к тем, которые предшествовали формированию государственной организации общества, а затем вести наблюдение, чтобы проверить наши представления об этапах формирования человеческого общества. Однако это и будет случай некорректности выбора метода познания. Ценность научных выводов несравнима с ценностью человеческой жизни, свободы, права на самоопределение. Пример, конечно, весьма утрированный, но идея, надеемся, ясна.).
    • общенаучные методы познания составляют второй уровень методологии. Это логические приемы обработки информации, при их помощи можно делать выводы из накопленных другими методами знаний. Сюда относятся такие методы как индукция, дедукция, синтез, анализ, умозаключение, суждение и др.

    Диалектика - метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

    Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

    Синтез - соединение элементов в единое целое.

    Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

    Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

    Дедукция - умозаключение от общего к частному (фактам).

    Аналогия - сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

    Абстрагирование - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

    Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов и явления.

    • специальные приемы познания (частно-научные методы, частно-юридические). Эти методы отражают специфику правовой науки. Они различны для различных областей знаний, для различных наук. Система частно-научных методов строится на принципе единства предмета и метода - это означает, что метод изучения каких-либо явлений в большинстве случаев рассчитан на специфику предмета изучения. Например, методы, применимые в биологии, неприемлемы для юриспруденции. Любая наука обладает набором специальных методов познания.

    Говоря об этом блоке методов, можно сказать, что многие авторы рассматривают отдельно специальные методы и частнонаучные. Специальные методы используются в нескольких науках, например, психологические методы, математические, метод сравнения, системно-структурного анализа и др. Эти методы разработаны какой-либо одной наукой (например, психологией), а потом стали применяться и другими науками, в нашем случае - юридической. Частнонаучные методы используются конкретной наукой, например, правовой эксперимент, сравнительное правоведение, формально-юридический анализ используются теорией государства и права и неприменимы для изучения других - неправовых - явлений. Однако отметим следующее: теория государства и права - методологическая наука, она разрабатывает положения, используемые другими юридическими науками. Поэтому все ее частнонаучные методы могут применяться - если это объективно возможно - другими юридическими науками с учетом их специфики.

    Учитывая многообразие и значимость специально-юридических методов, представляется рациональным рассмотреть их в отдельном разделе более подробно.

    2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания

    Методы юридической науки можно разделить на несколько групп:

    Методы собирания, распределения и проверки фактического материала.

    1.Формально-юридический, или интерпретация нормативных актов.

    Это работа с текстом, толкование нормативных и иных актов.

    Использование этого метода дает нам чисто юридические знания, формальные моменты. Чтобы увидеть право в реальности, необходимо применить другие способы:

    2. Конкретно-социологический метод.

    Особенно хорош при изучении отдельных сфер деятельности правовых и государственных институтов, их результативности. В рамках этого метода могут быть использованы различные приемы: наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование.

    3. Социально-правовой эксперимент - это опытная проверка целесообразности и эффективности нормативного юридического акта.

    Дает возможность заранее проверить действие какого-либо нормативного установления, проверить действие планируемых реформ, решений, предстоящих нормативных актов.

    4. Статические методы - выявляемая ими повторяемость процессов позволяет увидеть эмпирические закономерности (статистика вообще имеет дело с подсчетами, устанавливает количественные показатели).

    Подчеркнем, метод выявляет эмпирические закономерности - т. е. данный метод дает возможность увидеть эти закономерности, но не дает им объяснения.

    Методы обработки фактического материала:

    1. нормативно-догматический анализ /технико-юридический анализ/;

    2. метод сравнительного правоведения. и сравнительного государствоведения.

    В его рамках существуют свои приемы, например:

    а) территориальное исследование, т. е. сравнение аналогичных юридических институтов в разных странах;

    б) хронологическое исследование, когда один и тот же институт рассматривается на различных временных отрезках. При помощи метода сравнительного правоведения понимаются национальные особенности правовой системы.

    В теорию проникают и методы других наук:

    1. системно-структурный метод /метод системного подхода/, при котором правовые явления характеризуются как элементы различных правовых систем;

    2. функциональный анализ, при котором рассматриваются функции каждого элемента системы;

    Прежде чем говорить о методах ТГП хочу отметить то, что теория государства и права состоит их двух важных элементов: теории государства и теории права.
    Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в историческом развитии. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам. Теория государства и права является основной, базовой, фундаментальной и общетеоретической в системе юридических наук, которая содержит плюрализм мнений. Многообразие явлений отражает проявление действительности.
    Теория государства и права является основополагающей наукой для изучения других наук. Теория государства и права затрагивает изучение проблем всех юридических дисциплин. Она входит в состав таких дисциплин как трудовое, конституционное, гражданское, уголовное право и др.

    Содержание работы

    Введение……………………………………………………………………………………. 3
    Глава 1. Понятие метода и методологии теории государства и права………………. ………..5
    Глава 2. Классификация методов теории государства и права……………………………….…8
    Глава 3. Проблемы формирования методологии теории государства и права……………..…16
    Заключение…………………………………………………………………………………..19
    Список использованной литературы…………………………………………………. ….21

    Файлы: 1 файл

    Курсовая. Методология теории государства и права.docx

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    Иркутский государственный университет

    Кафедра теории и истории государства и права

    МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Проверил: Юрковский А.В.

    Выполнила: Резенкова А.А.

    Методология теории государства и права

    Глава 1. Понятие метода и методологии теории государства и права………………. ………..5

    Глава 2. Классификация методов теории государства и права……………………………….…8

    Глава 3. Проблемы формирования методологии теории государства и права……………..…16

    Список использованной литературы…………………………………………………. ..….21

    Прежде чем говорить о методах ТГП хочу отметить то, что теория государства и права состоит их двух важных элементов: теории государства и теории права.

    Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в историческом развитии. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам. Теория государства и права является основной, базовой, фундаментальной и общетеоретической в системе юридических наук, которая содержит плюрализм мнений. Многообразие явлений отражает проявление действительности.

    Теория государства и права является основополагающей наукой для изучения других наук. Теория государства и права затрагивает изучение проблем всех юридических дисциплин. Она входит в состав таких дисциплин как трудовое, конституционное, гражданское, уголовное право и др.

    Теория государства и права вырабатывает и формулирует, понятия государства и права, принципы, формы, функций, нормы права, правоотношения, применения и толкования норм права, юридической ответственности и т. д.

    Отличительной чертой теории государства и права с другими юридическими дисциплинами является то, что теория государства и права дает множество понятий и формулирует основополагающие выводы, а иные дисциплины являются прикладными и конкретными.

    ТГП как любая наука изучает свой предмет с помощью методов. Предмет науки теории государства и права составляют явления государства и права. Предмет ТГП имеет некоторые особенности, например, такие как: специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права или единство науки.

    Сейчас чаще всего теория уделяет много внимания духовному, материальному, правовому мировоззрению. Теория государства и права считает своей целью получение знаний о государстве и праве

    В процессе изучения курса науки ТГП мы затрагиваем такое понятие как методология теории государства и права. Любая другая также использует свои методы познания. Правильное использование метода обеспечивает научную корректность, для того чтобы решить стоящую перед теорией задачу нужен метод познания.

    Как отдельные методы, так и методология в целом определяются предметом самой науки.

    Метод отвечает на вопрос как изучает теория, то есть, какими способами она это делает. Метод теории государства и права - это совокупность способов, принципов и приемов, с помощью которых изучается государство и право. Следовательно, методология – это совокупность методов, которые применяются в науке для познания явлений. Теория и метод возникают одновременно, они взаимосвязаны, составляют единое целое, ТГП разрабатывает собственные методы.

    Объектом моего исследования является методология теории государства и права.

    Целью написания данной работы является изучение:

    • понятия методологии ТГП;
    • понятие метода ТГП;
    • значение методов
    • классификации методов по различным критериям;

    Изучение методологии теории государства и права актуально, это состоит в том, что методы применяются к государству и праву.

    Понятие метода и методологии теории государства и права

    Слово «метод» происходит от греческих слов «odos» и «meta», что в переводе означает путь к чему либо, то есть, способ исследования или познания. Греки хотели подчеркнуть важность исследования природных явлений, общества и вселенной. В новое время Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающий путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. 1 Научная терминология под методом понимает приемы построения и обоснования системы философского знания, объясняющего операции практического и теоретического обоснования действительности. 2

    Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.

    Методология - сложное явление. Она понимается как наука о методе и как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки.

    С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой практике.

    Таким образом, методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

    Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико- правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д 3 .

    Долгое время отечественная юридическая наука опиралась только на один метод познания, что было обусловлено историческими условиями и господством единственной марксистско-ленинской идеологии. В такой ситуации речь о методологии как системе методов познания и учении о методах не шла. Единственным признаваемым методом был метод материалистической диалектики.

    Требования этого метода состоят в следующем:

    - государство и право изучаются в развитии конкретно-исторически;

    государство и право изучаются в неразрывной связи с факторами, которые их обусловливают;

    - государство и право изучаются в связи с общественной практикой;

    - государство и право определяются экономическими условиями жизни общества.

    Несмотря на принятую сейчас повальную критику всех положений бывшей советской науки, нельзя не признать, что этот метод имеет и позитивные, и негативные моменты. Этот метод остается в силе и сейчас, он является философской основой научных исследований.

    Главный же минус этого метода состоит в его догматизме, т. е. в том, что он считался единственным и не допускающем критики. При использовании метода главный упор делался на классовую природу государства и права.

    Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений 4 .


    В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки 5 .

    Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.

    Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

    Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

    Для сегодняшнего дня характерна множественность методов - "методологический плюрализм" в познании государства и права. Впервые понятие методологического плюрализма в науке дал выдающийся русский ученый И.А. Ильин в своей работе "Понятие права и силы", написанной в 1910 г. Он писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными.
    Методологический плюрализм - важнейшая предпосылка получения достоверного знания. Изучая государственно-правовые явления с помощью различных методов одновременно, мы имеем возможность сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, увидеть эти явления с разных точек зрения, следовательно, избежать однобокости получаемых выводов. Именно для получения полной картины какого-либо явления используется методологический плюрализм как основа любого серьезного научного исследования 6 .

    Классификация методов теории государства и права

    Разные авторы имеют свои точки зрения и выделяют в своих учебниках разные методы, но в теории государства и права принято выделять специальные, частнонаучные и общенаучные методы.

    Для исследования государственно-правовых явлений теория государства и права наряду с общими методами также вырабатывает собственные методы.

    Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы исследования. 7

    В свою очередь философские подходы являются основой методологии теории государства и права. Его суть состоит в том, что он раскрывает все позиции, на которых базируется теории государства и права. Методология государства и права характеризуется плюрализмом философских подходов.

    Также считаю нужным отметить, что в основе философского метода лежит диалектический метод. Диалектика (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Диалектический метод – это учение о развитии бытия и сознания.

    Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.

    В рамках методологии теории государства и права можно выделить, так называемый, философский уровень.

    Принципы познания – это те исходные, отправные начала, от которых отталкивается наука при исследовании своего предмета. 8

    К принципам познания можно отнести принцип: