Соглашение о выплате пенсии между странами выплата в одном государстве

Обновлено: 19.04.2024

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 мая 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июня 2022 года.

Справка Государственно-правового управления

Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года определяются порядок и условия назначения пенсий гражданам этих государств и членам их семей.

В настоящее время при назначении и выплате пенсий применяются соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в которых Россия выступает участником как государство – продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

Эти соглашения, в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение), в большинстве своём основываются на принципе территориальности – пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств.

При этом предусматривается взаимное признание трудового стажа, в том числе льготного и специального, для установления права на пенсию, приобретённого на территории СССР за период до вступления в силу соглашений. Расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, несёт государство, его предоставляющее. Взаимные расчёты между государствами не производятся.

Необходимость такой модели международных договоров была обусловлена существующей структурой пенсионных прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Прибалтики, определяемой наличием у этих граждан значительного периода трудового стажа, выработанного в период существования СССР.

Однако за прошедшее с даты подписания Соглашения длительное время (30 лет) пенсионное законодательство как Российской Федерации, так и государств – участников Содружества Независимых Государств претерпело принципиальные изменения. В его основу положены страховые принципы, исчисление размера пенсии производится не из заработка, а из фактически поступивших взносов на обязательное пенсионное страхование, изменились и требования к стажу. Таким образом, нормы Соглашения не соответствуют современным реалиям и, как следствие, не позволяют гражданам указанных государств в полном объёме реализовать своё право на назначение пенсии.

Решение этих проблем возможно только путём осуществления плавного перехода от территориальной к пропорциональной модели построения межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения. Это означает, что каждое государство отвечает только за тот страховой (трудовой) стаж, который был приобретён на его территории.

Такие соглашения с отдельными государствами уже подписаны. Так, пенсионное обеспечение граждан Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Соответствующий договор подписан также между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, с Республикой Узбекистан и Республикой Молдова проводятся переговоры.

При денонсации Российской Федерацией Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с новыми заключёнными соглашениями либо (в отсутствие заключённых соглашений) в соответствии с национальным законодательством. При этом выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением, Российской Федерацией будет продолжена.

СОГЛАШЕНИЕ
о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза

Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

руководствуясь стремлением урегулировать отношения в сфере пенсионного обеспечения своих граждан,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:

"государство проживания" - государство-член, на территории которого находится местожительство трудящегося;

"государство трудоустройства" - государство-член, на территории которого у трудящегося формируются либо формировались пенсионные права;

"компетентный орган" - учреждение (организация) государства-члена, в компетенцию которого входят вопросы, касающиеся реализации законодательства своего государства в области пенсионного обеспечения;

"местожительство" - место проживания трудящегося, определяемое или признаваемое в качестве такового в соответствии с законодательством государства-члена;

"накопительные пенсии" - обязательная накопительная пенсия в Республике Армения, пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов в Республике Казахстан, накопительная часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Российской Федерации;

"обработка персональных данных" - любое действие (операция), совершаемое с персональными данными с использованием или без использования средств автоматизации (включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных) или совокупность таких действий (операций);

"пенсии" - денежные выплаты, указанные в пункте 2 статьи 2 настоящего Соглашения, включая выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии в соответствии с законодательством государства-члена;

в Республике Армения - налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию;

в Республике Беларусь - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

в Республике Казахстан - пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд;

в Кыргызской Республике - страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд;

в Российской Федерации - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

"персональные данные" - сведения на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, которые прямо или косвенно позволяют идентифицировать личность субъекта;

"стаж работы" - период работы и (или) иной деятельности (в том числе с уплатой пенсионных взносов), а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством государства-члена при определении права на пенсию и исчислении ее размера;

"трудящийся" - гражданин государства-члена, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государства-члена, осуществляющие регулирование в сфере пенсионного обеспечения и (или) регламентирующие деятельность органов (учреждений), осуществляющих проведение медико-социальной экспертизы (комплексного освидетельствования);

"член семьи" - лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством соответствующего государства-члена.

Статья 2

Круг лиц и сфера применения

1. Настоящее Соглашение применяется в отношении трудящихся и членов семьи.

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

от 23 декабря 2020 года N 122

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения, но не ранее даты вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.

Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:

От Республики Армения
М.Григорян

От Республики Беларусь
И.Петришенко

От Республики Казахстан
А.Смаилов

От Кыргызской Республики
А.Новиков

От Российской Федерации
А.Оверчук

УТВЕРЖДЕН
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 23 декабря 2020 года N 122

Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.

До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

2. В настоящем Порядке под представителем трудящегося (члена семьи), наследника (правопреемника) пенсионных накоплений, лица, претендующего на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, понимается лицо, представляющее интересы трудящегося (члена семьи), наследника (правопреемника) пенсионных накоплений, лица, претендующего на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, определенное в соответствии с законодательством государства-члена.

Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Соглашением.

II. Использование формуляров

3. В целях реализации Соглашения и настоящего Порядка компетентные органы государств-членов при осуществлении сотрудничества применяют следующие формуляры:

формуляр "Анкета-заявление" по форме согласно приложению N 1*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Информационный лист" по форме согласно приложению N 2*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "О медицинском обследовании" по форме согласно приложению N 3*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "О стаже работы" по форме согласно приложению N 4*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Уведомление о принятом решении" по форме согласно приложению N 5*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Запрос" по форме согласно приложению N 6*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Платежная ведомость" по форме согласно приложению N 7*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Акт сверки" по форме согласно приложению N 8*;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

формуляр "Об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" по форме согласно приложению N 9*.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

4. Заполнение формуляров, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, производится:

формуляра "Анкета-заявление" - трудящимся (членом семьи), наследником (правопреемником) пенсионных накоплений, лицом, претендующим на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, либо их представителем. При этом полнота и корректность внесенной в данный формуляр информации удостоверяется подписью ответственного лица и печатью компетентного органа государства-члена, в который обратился трудящийся (член семьи), наследник (правопреемник) пенсионных накоплений, лицо, претендующее на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, либо их представитель;

формуляров "Информационный лист", "О стаже работы", "Уведомление о принятом решении", "Запрос", "Платежная ведомость", "Акт сверки", "Об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" - компетентным органом государства-члена. При этом компетентным органом государства-члена заполняются поля, соответствующие целям направления формуляра и необходимые для обеспечения назначения и выплаты пенсии;

формуляра "О медицинском обследовании" - учреждением (организацией), определяемым государством проживания трудящегося.

Информация, содержащаяся в формулярах, заполняемых компетентным органом или учреждением (организацией) одного государства-члена, принимается компетентным органом, учреждением (организацией) другого государства-члена без дополнительного документального подтверждения.

Заполнение формуляров осуществляется на русском языке.

5. Направление формуляров и документов компетентными органами государств-членов производится не позднее 10 рабочих дней со дня:

регистрации формуляра "Анкета-заявление";

получения документов от трудящегося (члена его семьи), наследника (правопреемника) пенсионных накоплений, лица, претендующего на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, либо их представителя;

вынесения соответствующего решения (осуществления расчетов);

поступления запроса от компетентного органа государства-члена.

Направление формуляров "Информационный лист", "Уведомление о принятом решении", "Платежная ведомость" и "Акт сверки" производится в иные сроки, установленные настоящим Порядком.

III. Взаимодействие компетентных и уполномоченных органов государств-членов при назначении пенсии

6. С целью реализации права на пенсию в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи), наследник (правопреемник) пенсионных накоплений либо их представитель обращается в компетентный орган государства проживания или государства трудоустройства с заявлением о назначении и выплате пенсии и необходимыми документами, предусмотренными законодательством государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы.

В случае если трудящийся (член семьи), наследник (правопреемник) пенсионных накоплений претендует на пенсию от другого государства-члена, при заполнении формуляра "Анкета-заявление" указывается в том числе информация о стаже работы трудящегося в этом государстве-члене.

7. Компетентный орган государства-члена после регистрации формуляра "Анкета-заявление" направляет в компетентный орган другого государства-члена, на пенсию которого трудящийся (член семьи), наследник (правопреемник) пенсионных накоплений претендует:

а) формуляр "Анкета-заявление" и копии документов, представленных трудящимся (членом семьи), наследником (правопреемником) пенсионных накоплений либо их представителем, заверенные компетентным органом государства-члена;

б) формуляр "Информационный лист" (в случае, если на день направления компетентный орган государства-члена располагает информацией, которая подлежит доведению до сведения компетентного органа другого государства-члена);

в) формуляр "О стаже работы" (в случае, если на день направления компетентный орган государства-члена располагает сведениями о стаже работы трудящегося, которые подлежат доведению до сведения компетентного органа другого государства-члена);

г) формуляр "О медицинском обследовании" и копии представленных медицинских документов (в случае обращения за пенсией в связи с инвалидностью).

8. Компетентный орган государства-члена, получивший формуляры и документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, обеспечивает их рассмотрение и принятие решения в порядке и сроки, установленные законодательством своего государства, и направляет в компетентный орган государства-члена, их направивший, формуляр "Уведомление о принятом решении".

9. Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр "О стаже работы" у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления:

копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.

10. Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.

Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.

Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13 марта 1992 г. без направления формуляра "Запрос".

При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 г. компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.

11. Компетентный орган государства-члена, в который обратился трудящийся (член семьи), наследник (правопреемник) пенсионных накоплений либо их представитель с заявлением о назначении и выплате пенсии, уведомляет трудящегося (члена семьи), наследника (правопреемника) пенсионных накоплений либо их представителя о принятом компетентным органом другого государства-члена решении о назначении (об отказе в назначении) пенсии не позднее 5 рабочих дней с даты получения формуляра "Уведомление о принятом решении".

12. Правила организации работы компетентных органов государств-членов и иных учреждений (организаций) государств-членов на своей территории по приему трудящихся (членов семьи), наследников (правопреемников) пенсионных накоплений, лиц, претендующих на получение пенсии, не полученной трудящимся (членом семьи) в связи со смертью, либо их представителей и документов от них, а также по подготовке, обработке сведений и документов, принятию решений о назначении (об отказе в назначении) пенсии, организации выплаты (доставки) пенсии в соответствии с Соглашением и настоящим Порядком определяются государствами-членами.

IV. Взаимодействие компетентных и уполномоченных органов государств-членов при медицинском освидетельствовании и установлении инвалидности

13. Для проведения медико-социальной экспертизы (комплексного освидетельствования, переосвидетельствования) формуляр "О медицинском обследовании" и копии представленных медицинских документов, поступившие от компетентного органа государства проживания в компетентный орган государства трудоустройства, направляются им в орган (учреждение) государства трудоустройства, осуществляющий медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование).

14. Орган (учреждение) государства трудоустройства, осуществляющий медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование, переосвидетельствование), после принятия решения об установлении (отказе в установлении) трудящемуся группы, срока и причины инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) направляет данное решение в компетентный орган государства проживания в порядке и сроки, предусмотренные законодательством государства трудоустройства.

15. Компетентный орган государства трудоустройства направляет в компетентный орган государства проживания формуляр "Уведомление о принятом решении" и решение об установлении (отказе в установлении) трудящемуся группы, срока и причины инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), которое компетентный орган государства проживания передает трудящемуся.

____________________________________________________________________
Денонсировано с 30 июня 2022 года
Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ

Правительства государств - участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статья 2

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Статья 3

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Статья 4

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Статья 5

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Статья 6

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. *6.1)

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Статья 7

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения. *7.2)

Статья 8

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Статья 9

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Статья 10

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Статья 11

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Статья 12

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

Статья 13

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Примечание. Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией[2], подписанное 20 декабря 2019 года.

  1. Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей[3], каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения. При этом за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.[4], а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.[5].
  2. Предметом Соглашения для Российской Федерации являются страховые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, а также накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Иные виды пенсий (пособий) назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства проживания трудящегося (члена семьи).

  1. Право на пенсионное обеспечение в соответствии с Соглашением имеют граждане государств-членов (члены семьи), подпадающие или подпадавшие под действие законодательства одного из государств-членов и проживающие на территории одного из этих государств[6].

Право обратиться за пенсией в соответствии с настоящим Соглашением возникает с даты вступления его в силу.

  1. Определение права на пенсию каждое государство-член осуществляет в соответствии со своим законодательством.

Согласно статье 7 Соглашения при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается стаж работы, приобретенный на ее территории, с учетом положений Соглашения.

Если стажа работы, приобретенного по законодательству Российской Федерации, требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, то для определения права на пенсию во внимание принимается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж совпадает по времени его приобретения.

При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента[7] определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего СССР. Если величина ИПК не достигает требуемого показателя[8], то дополнительно учитывается величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов, т.е. после распада СССР. При этом один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Право на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях[9] предоставляется за стаж работы по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях, приобретенный на территории Российской Федерации. Аналогичный стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов, учитывается только на общих основаниях.

Право на страховую пенсию по старости предоставляется при условии не менее 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации.

Право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Соглашения при определении права на страховую пенсию по случаю потери кормильца учитываются предусмотренные законодательством Российской Федерации нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего кормильца.

  1. Согласно статье 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с его законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений Соглашения.

При этом согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный после вступления его в силу, пенсия назначается и выплачивается (экспортируется) государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; а за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения – с применением Соглашения СНГ и Договора с Беларусью.

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении производятся только при условии проживания трудящегося (члена семьи) на территории Российской Федерацией.
  2. Согласно пункту 6 статьи 4 при переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением норм Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, не пересматривается.
  3. Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 7 Соглашения).
  4. Исходя из пункта 3 статьи 2 Соглашения, социальные пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. При установлении социальных (федеральной и региональной) доплат к страховой пенсии учитываются пенсии, назначенные трудящемуся (члену семьи) во всех государствах-членах (статья 4 Соглашения).
  6. Для решения вопроса об установлении и выплате пенсии в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания или в компетентный орган государства трудоустройства.

При этом дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена.

  1. Выплата пенсии в рамках Соглашения будет производиться по выбору трудящегося (члена семьи) на территории государства его назначившего, либо посредством перевода через компетентные органы на территорию государства его проживания.

Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением.

Выплата пенсий на территории Российской Федерации осуществляется в порядке и сроки, установленные российским законодательством[10].

В случае выбора трудящегося (члена семьи), проживающего в одном из государств-членов, осуществления ему выплаты пенсии на территории Российской Федерации, применяется Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386.

  1. В соответствии пунктом 6 статьи 10 Соглашения суммы пенсии, излишне выплаченные трудящемуся (члену семьи) компетентным органом одного государства-члена, в случае невозможности самостоятельного удержания в связи с прекращением выплаты пенсии, могут быть удержаны в пользу этого государства-члена из пенсии, выплачиваемой компетентным органом другого государства-члена в порядке и размерах, установленных его законодательством.
  2. Выплата пенсии, установленной в соответствии с Соглашением, прекращается по следующим основаниям:

выход из гражданства одного из государств-членов;

переселение трудящегося с территории Российской Федерации на территорию другого государства-члена, в случае отсутствия права на продолжение выплаты пенсии или на территорию третьего государства;

утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

смерть получателя пенсии.

При этом прекращение выплаты страховой пенсии в случае смерти получателя пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем смерти пенсионера[11], в остальных случаях - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления соответствующей информации.

  1. Право на неполученные в связи со смертью суммы пенсии предоставляется родственникам пенсионера, определенным в части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии совместного проживания с данным пенсионером на день его смерти, и обращения за не полученными суммами указанной пенсии до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера.
  2. Согласно статье 9 Соглашения в целях установления инвалидности медицинское обследование трудящегося (члена семьи) осуществляется в соответствии с законодательством государства проживания по его местожительству.

Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются в том числе заочно органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.

Для решения вопроса об установлении инвалидности в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания.

  1. Право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает с даты вступления его в силу.

[1] Далее – Соглашение.

[2] Далее – государства-члены.

[3] Согласно статье 1 Соглашения члены семьи - лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: