Лопухова обратилась в суд с жалобой на действия таможенника который на основании вынесенного

Обновлено: 25.04.2024

Любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

Решения, действия и бездействие таможенных органов могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд (ч. 1 ст. 286 Закона N 289-ФЗ).

Обжалование решений таможенного органа в судебном порядке регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

По делам, рассматриваемым арбитражными судами, организациями уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 руб. за одно заявление о признании решения таможенного органа незаконным (пп. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

Спорные ситуации, возникающие при совершении таможенных операций, могут быть разрешены в рамках досудебного (ведомственного) обжалования, что позволит сэкономить временные и финансовые затраты, а также избежать судебных разбирательств.

Ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ по сравнению с разбирательством в судебном порядке:

- жалобы рассматриваются таможенными органами в течение 1 месяца (в отдельных случаях срок может быть продлен до 2-х месяцев), при условии соблюдения требований стю 288 и 289 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, в то время, как в течение указанного срока суды успевают провести только предварительное судебное разбирательство;

- решение по жалобе вступает в законную силу немедленного и является обязательным для таможенного органа, чье решение, действие, бездействие обжаловалось;

- не уплачивается госпошлина, не привлекаются на договорной основе юристы для отстаивания интересов в судах, командировочные расходы и т.д.

- решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящем таможенном органе или суде

Куда подавать жалобу

Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

Жалоба на решения таможенного поста подается в таможню.

Таможенный орган, решения которого обжалуются, направляет жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее 5 рабочих дней после дня ее поступления (ч. 1 и 2 ст. 288 Закона N 289-ФЗ).

Кто может подать жалобу

Любое лицо (физическое или юридическое), по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

Полномочия представителя подтверждаются письменной доверенностью, подписанной лицом, права и законные интересы которого нарушены, и содержать дату ее совершения.

Доверенность от имени организации должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом, скреплена печатью и может быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени ИП должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально.

Форма жалобы

Жалоба подается в письменной форме, в ней в обязательном порядке указывается:

- ФИО и место жительства физлица; наименование юрлица, ИНН и местонахождение;

- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Жалоба подписывается заявителем. В жалобе от имени юрлицом обязательно указывается должность лица, которым она подписана.

Дополнительно в жалобе желательно указать обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, а также иные сведения, необходимые, по мнению заявителя, для рассмотрения жалобы.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В жалобе рекомендуется привести перечень прилагаемых документов.

При этом лицо, подающее жалобу не обязано прилагать к ней документы, подтверждающие заявляемые сведения и доводы. Однако в этом случае рассмотрение жалобы может затянуться.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, рассматривающем жалобу, таможенный орган вправе запросить их у заявителя. Срок рассмотрения жалобы будет приостановлен до представления запрошенных документов и сведений (не более чем на 3 месяца). Если запрошенные документы и сведения не будут представлены заявителем, решение по жалобе будет принято без учета доводов, не подтвержденных документами. Поэтому заявитель напрямую заинтересован в представлении вместе с жалобой подтверждающих документов, хоть и не обязан их представлять.

С 01.01.2022 жалоба может быть подана в электронном виде в соответствии со ст.300 Закона N 289-ФЗ, на данный момент эта статья не работает и жалоба должна подаваться в письменной форме.

Срок подачи жалобы

Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение 3 месяцев со дня истечения установленного срока для принятия решения или совершения действия, предусмотренного законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину пропуска уважительной.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой или может содержаться в тексте жалобы. Вмесете с ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока обжалования.

Основаниями для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия или обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Срок рассмотрения жалобы

Жалоба рассматривается руководителем, либо уполномоченным им должностным лицом в течение 1 месяца со дня поступления (ст. 297 Закона N 289-ФЗ).

Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются (то есть с нарушением установленного порядка), рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение 2 месяцев со дня поступления.

Сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, о чем таможенный орган обязан письменно уведомить завяителя по почте заказным письмом не позднее 3 рабочих дней.

Приостановление обжалуемого решения

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или совершения таможенным органом обжалуемого действия! (ст.292 Закона N 289-ФЗ)

Исключением является случай, когда таможенный орган по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, при условии представления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде денежного залога или банковской гарантии в размере суммы, подлежащей уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Таможенный орган откажет в приостановлении исполнения обжалуемого решения в случаях: несоответствие банковской гарантии установленным законодательством требованиям

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения действует до дня принятия вышестоящим таможенным органом решения по жалобе.

В случае принятия решения о признании неправомерными решения, действия (бездействия), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, таможенный орган отказывается от своих прав по банковской гарантии либо осуществляет возврат денежного залога полностью или частично.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

Решение по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений (ч. 2 ст. 298 Закона N 289-ФЗ):

- признает правомерными обжалуемые решения таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;

- признает неправомерными обжалуемые решения таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

При отказе в удовлетворении жалобы на основании ч. 7 ст. 298 Закона N 289-ФЗ организация далее может обжаловать решение вышестоящего таможенного органа об отказе в судебном порядке.

рассмотрения дела выяснились следующие обстоятельства.

Гражданин Эстонии Мяги ввез на таможенную территорию РФ автомобиль в

режиме временного ввоза, для чего при пересечении границы оформил в

таможне обязательство об обратном вывозе машины с российской территории.

Через неделю в городе Оленегорске

Мяги передал автомобиль гражданке РФ Лопуховой по доверенности с правом

продажи, мены или дарения. При оформлении доверенности Мяги получил от

Лопуховой 150 тыс. руб. Спустя две недели для снятия автомобиля с учета Лопухова выехала в Эстонию, где они с Мяги подписали договор купли-

продажи автомобиля, который находился на территории России.

При таможенном оформлении приобретенного Лопуховой автомобиля в

российской таможне было выявлено, что на техническом паспорте автомобиля

и справке-счете проставлены поддельные штампы от имени эстонской

таможни. Это послужило основанием для возбуждения в отношении

Лопуховой производства о нарушении таможенного законодательства и

изъятия автомобиля, являющегося непосредственным объектом

В ходе последующей проверки обстоятельств дела таможенные органы не

установили в действиях Лопуховой состава таможенного правонарушения,

прекратив в отношении ее производство и одновременно возбудив

производство о нарушении таможенных правил гражданином Эстонии Мяги.

Мяги был признан виновным в неправомерном проведении операций с

транспортным средством, помещенном под определенный таможенный

режим, с наложением штрафа в размере 100% стоимости транспортного

средства, при неуплате которого взыскание обращалось на автомобиль как

непосредственный объект правонарушения.

Суд удовлетворил жалобу Лопуховой и обязал таможню передать ей

автомобиль на том основании, что Лопухова не привлечена к

административной ответственности за нарушение таможенного

законодательства, а право собственности на автомобиль возникло у нее на

основании договора купли-продажи, не признанного в установленном порядке

Таможенный орган подал заявление о пересмотре вступившего в силу

решения суда, полагая, что суд неправильно применил нормы материального

Согласно ч. 1 ст. 272 Таможенного кодекса Российской Федерации обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.

В связи с этим у меня возникает вопрос, вовремя ли был вывезен автомобиль с территории Российской Федерации для оформления договора купли-продажи и снятия его с учета. Если вовремя был вывезен автомобиль с территории Российской Федерации то и режим временного ввоза автомобиля на территорию РФ нарушен не был., в связи с чем делаю вывод о том, что договор купли-продажи между Лопуховой и Мяги был заключен законно.

Действия суда по вынесению решения в пользу Лопуховой я нахожу правомерными, поскольку на момент совершения таможенного правонарушения Мяги автомобиль уже ему не принадлежал, поэтому и не мог быть конфискован.

Конфискация автомобиля у Лопуховой является неправомерной, поскольку в действиях Лопуховой отсутствуют признаки состава таможенного правонарушения.

Добрый день, Нужна консультация юриста по оформлению доверенности. Мы являемся эксклюзивным дистрибьютором спортивного оборудования тм Impulse на территории РФ. Хотим включить данную тм в таможенный реестр ТРОИС, после консультации с таможенными органами нам сказали что правообладатель тм. должен оформить доверенность на нас как на Дистрибьютора. Образец доверенности на русском языке мы составили, но не уверены все ли моменты учтены. Прошу проверить.

Здравствуйте, я переехал из Украины в Россию в 2015 году, оформил гражданство РФ, пользовался автомобилем ВАЗ 2107 который я ввез по временному ввозу. Переодически пересекал границу. Последний раз я ввез авто в 2019 г. После чего настала пондемия и по истечении срока временного ввоза вывезти авто не было возможности и средств. Так как передвигаться на авто нельзя было,я его поставил на стоянку и не эксплуатировал. Осенью 2020г. авто сгорел и восстановлению не подлежат. в полицию заявление не писал, так как страховых выплат я бы не получил, потому что страховка закончилась вместе с временным ввозом. Авто я распилил и сдал в металлолом. Теперь мне позвонили с таможенных органов и сказали чтобы я в течение 20 дней вывез авто, если нет то мне придется заплатить таможенные пошлины, сумму назвали космическую от400000-600000 . Авто не существует физически. Посоветуйте пожалуйста как мне быть. Заранее спасибо.

рассмотрения дела выяснились следующие обстоятельства.

Гражданин Эстонии Мяги ввез на таможенную территорию РФ автомобиль в

режиме временного ввоза, для чего при пересечении границы оформил в

таможне обязательство об обратном вывозе машины с российской территории.

Через неделю в городе Оленегорске

Мяги передал автомобиль гражданке РФ Лопуховой по доверенности с правом

продажи, мены или дарения. При оформлении доверенности Мяги получил от

Лопуховой 150 тыс. руб. Спустя две недели для снятия автомобиля с учета Лопухова выехала в Эстонию, где они с Мяги подписали договор купли-

продажи автомобиля, который находился на территории России.

При таможенном оформлении приобретенного Лопуховой автомобиля в

российской таможне было выявлено, что на техническом паспорте автомобиля

и справке-счете проставлены поддельные штампы от имени эстонской

таможни. Это послужило основанием для возбуждения в отношении

Лопуховой производства о нарушении таможенного законодательства и

изъятия автомобиля, являющегося непосредственным объектом

В ходе последующей проверки обстоятельств дела таможенные органы не

установили в действиях Лопуховой состава таможенного правонарушения,

прекратив в отношении ее производство и одновременно возбудив

производство о нарушении таможенных правил гражданином Эстонии Мяги.

Мяги был признан виновным в неправомерном проведении операций с

транспортным средством, помещенном под определенный таможенный

режим, с наложением штрафа в размере 100% стоимости транспортного

средства, при неуплате которого взыскание обращалось на автомобиль как

непосредственный объект правонарушения.

Суд удовлетворил жалобу Лопуховой и обязал таможню передать ей

автомобиль на том основании, что Лопухова не привлечена к

административной ответственности за нарушение таможенного

законодательства, а право собственности на автомобиль возникло у нее на

основании договора купли-продажи, не признанного в установленном порядке

Таможенный орган подал заявление о пересмотре вступившего в силу

решения суда, полагая, что суд неправильно применил нормы материального

Карина, доброго времени суток!

Исходя из условий вашего вопроса, можно сделать вывод о том, что выпросите помощи в решении задачи. Однако специалистами нашего сайта подобные задачи разрешаются на платной основе. Для этого сформируйте заявку в соответствующем разделе сайта, после согласования стоимости работы и выбора юриста, последний даст решение и ответит на сопутствующие вопроы. Удачи!

Добрый день! 2.5 года назад я работала в МКОУ Сош. Как педагог, я получала компенсации по оплате коммунальных услуг, согласно предоставляемых чеков об оплате.В июле прошлого года там проводилась камеральная проверка, был составлен акт. Мне позвонила директор и попросила вернуть 2350 рублей, якобы переплаченных мне. Я ознакомилась с актом( устно, без каких- либо подписей), где было написано, что мне выплачены эти средства в 2018году, но по документам 2017года. Сразу поясню, что за 2года моей работы в данном учреждении пакет документов на получение компенсации не менялся. На днях мне пришла досудебная претензия из отдела образования( работодателем являласьМКОУ СОШ), с требованием перечислить двышеуказанную сумму на счет отдела образования, иначе они подадут в суд. Я провела мониторинг средств, поступивших мне в счет выплаты компенсации, заказав выписки со счетов в банке и обнаружила, что никакой переплаты не было, а даже есть недоплата в размере 21650 рублей.Подскажите, как мне действовать в этой ситуации и правомерно ли требуют данную сумму?

Пытались перевести деньги с карты на карту, банк заблокировал и арестовал карту. Правомерно ли, в данном случае, действия банка?

Заключен договор поставки, перечислена предоплата. Согласно договору продавец вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае подачи покупателем заявления о банкротстве. В этом случае за продавцом сохраняется право удержать предоплату в качестве неустойки. Правомерно ли в данном случае квалифицировать удержание предоплаты в качестве неустойки? Противоречит ли законодательству условие о праве продавца на односторонний отказ от договора по приведенному основанию с удержанием суммы предоплаты?

289-ФЗ: обжалуем решения и действия таможенных органов по-новому

Долгожданный федеральный закон о таможенном регулировании, вступивший в силу 4 сентября этого года, существенно изменил процедуру обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов.

На первый взгляд может показаться, что все осталось прежним: обещанную процедуру обязательного досудебного урегулирования споров с таможенными органами не ввели, жалобы всё также принимают в письменном виде, срок на обжалование остался трехмесячным, да и полномочия представителям по-прежнему необходимо подтверждать. Но, это только на первый взгляд. Вчитываясь в главу 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), понимаешь, что изменения есть и достаточно серьезные.

Итак, прежде всего, обратите внимание на новый порядок подачи жалобы, прописанный в статье 288 Закона №289-ФЗ. Согласно приведенной норме, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. То есть, если вы не согласны с решением, к примеру, Балтийской таможни, то и подать жалобу вы должны именно в эту таможню, а не в Северо-Западное таможенное управление, как могли сделать ранее в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

В зависимости от того, в какой таможенный орган была подана жалоба, определяется срок её рассмотрения. Так, согласно статье 297 Закона №289-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Однако, если она подана не через таможенный орган, чье решение (действие, бездействие) обжалуется (за исключением решений, действий, бездействия таможенного поста), то будет рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом срок рассмотрения жалобы может быть продлен на один месяц.

Таким образом, если вы подадите жалобу на решение, например, Центрального таможенного управления напрямую в ФТС России (без учета требований статьи 288 Закона № 289-ФЗ), то она будет рассматриваться два месяца, а с учетом возможности продления общий срок принятия решения по жалобе может составить три месяца.

В новом законе, как и в прежнем, прописана возможность восстановления в случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Вместе с тем в статье 289 Закона № 289-ФЗ теперь указано, что ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме (в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой, либо может содержаться в тексте жалобы).

С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования. Подобных уточнений предыдущий закон не содержал.

Еще одним интересным моментом, является положение, содержащееся в части 2 статьи 289 Закона №289-ФЗ, о том, что восстановлению подлежит пропущенный срок для обжалования действия (бездействия). Однако о решениях таможенных органов речи не идет. Что это: пробел в законе, недочёт, упущение или теперь действительно нельзя восстановить срок на обжалование решения – пока не ясно. В соответствии с частью 5 статьи 286 Закона №289-ФЗ ФТС России должна определить порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб. На момент публикации данной статьи соответствующий порядок не издан.

Что касается формы и содержания жалобы следует отметить появление возможности подачи жалобы в электронном виде. Однако данная норма вступает в силу с 1 января 2022 года. Кроме того увеличились требования к содержанию жалобы. Теперь, согласно части 3 статьи 290 Закона № 289-ФЗ, жалоба должна содержать еще и основания, по которым лицо, её подающее, считает, что его права нарушены.

Наиболее обсуждаемым моментом при принятии нового закона была норма, связанная с подтверждением полномочий лиц, подающих жалобу. Ранее действующий Закон №311-ФЗ содержал отдельную статью из 7 частей, касающуюся полномочий лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов (статья 39). В свою очередь Закон № 289-ФЗ в статье 291 говорит, что в случае подачи жалобы представителем заявителя, к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Всё. Иных упоминаний о документах, необходимых для подтверждения полномочий, новый закон не содержит.

Еще одна важная новелла Закона № 289-ФЗ связана с возможностью приостановления исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием. Так, согласно статье 292 нового закона, таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее, чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения. Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 289-ФЗ. То есть, если вы не согласны с классификационным решением, к примеру, Московской областной таможни, вы можете обратиться с письменным ходатайством в эту же таможню, приложить банковскую гарантию или заявление о зачете денежных средств, и в течение семи рабочих дней таможенный орган либо приостановит действие решения о классификации, либо откажет в его приостановлении.

Ряд нововведений содержится в норме, посвященной отказу в рассмотрении жалобы по существу. В частности, Закон № 289-ФЗ предусматривает семь оснований для отказа, в то время как в прежнем нормативно-правовом акте их было девять. Так, на сегодняшний день из перечня оснований, по которым таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично, исключены следующие:

  • если предметом жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
  • если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела.

Кроме того, согласно части 6 статьи 293 Закона №289-ФЗ, принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, связанных с несоблюдением заявителем требований к форме и содержанию жалобы, а также с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу.

Следует отметить, что решения таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, а также об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа могут быть обжалованы в суд. При этом альтернативного варианта обжалования указанных решений Закон № 289-ФЗ не содержит.

Еще одна интересная новелла Закона №289-ФЗ касается отзыва поданной жалобы. Согласно статье 294 нового закона, отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете. Закон №311-ФЗ содержал противоположную норму, согласно которой отозванную жалобу возможно было подать повторно в течение трехмесячного срока.

Помимо описанных нововведений, Закон №289-ФЗ разрешил объединять для совместного рассмотрения несколько жалоб на взаимосвязанные решения, действия (бездействие) таможенного органа или выделять решения, действия (бездействие) таможенного органа из предмета обжалования для отдельного рассмотрения. Прежний закон о таможенном регулировании указанного положения не содержал. Так что не удивляйтесь, если направив три жалобы, получите одно решение. Теперь таможенные органы могут так делать на законных основаниях.

Изменился и порядок направления принятого по жалобе решения. На сегодняшний день копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Согласно же Закону №311-ФЗ, копия решения направлялась лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков рассмотрения жалобы.

Несмотря на большое количество нововведений, разработчики Закона №289-ФЗ все-таки отказались от некоторых институтов таможенного права, имеющихся в предыдущем законе. Так, обжаловать в упрощенном порядке решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа больше нельзя. Новый закон о таможенном регулировании указанной возможности не содержит.

Таким образом, несмотря на то, что соответствующий порядок, касающийся действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, ФТС России еще не разработан, обжаловать решения, действия (бездействия) таможенных органов уже нужно по-новому.


Как правило, юристы совершают три основные ошибки в суде апелляционной инстанции.

Не проверяют безусловные основания для отмены решения

Это сильный довод для отмены решения, но его часто упускают из виду. Юристы слишком увлекаются обоснованием своей позиции и описанием обстоятельств, но забывают проверить, есть ли в деле безусловные процессуальные нарушения.

Если апеллянт найдет хотя бы одно такое нарушение — суд отменит решение и пересмотрит дело по правилам первой инстанции, то есть заново рассмотрит спор по существу. При таком пересмотре можно будет подавать ходатайства и заявления, представлять доказательства, если по каким-либо причинам не сделали это в первой инстанции.

Наиболее часто в жалобах апеллянты ссылаются на два нарушения — суд рассмотрел дело без лица, участвующего в деле, которое не известили о времени и месте заседания, или суд принял решение о правах и обязанностях лиц, которые не привлечены к участию в деле.

Если судью по делу незаконно заменили или нарушена территориальная подсудность — можете ссылаться на рассмотрение дела в незаконном составе суда.

Проверяйте, есть ли в деле протокол судебного заседания — вышестоящие суды часто отменяют решения из-за его отсутствия. Если в деле нет аудиозаписи судебного заседания, суды также могут отменить решение по этому же основанию.

Апелляция отменит решение, если аудиозаписи нет, но на ней были зафиксированы сведения, которые послужили основанием для принятия судебного акта. Поэтому укажите в жалобе, какие важные сведения были на аудиозаписи. Например, допросы свидетелей, экспертов, осмотр доказательств.

Юристы плохо выстраивают защиту


Юрист приводит в апелляционной жалобе бесконечный перечень ошибок суда от серьезных до ничего не значащих.

Например, когда он указывает, что судья неправильно применил нормы и при этом был без мантии, второй довод явно перечеркивает серьезность первого. Сами нарушения апеллянты обычно формулируют в общих словах — без ссылки на конкретные доказательства и материалы дела. Судьи редко воспринимают такие жалобы положительно.

Рекомендация — пишите не более четырех-пяти четко сформулированных оснований для отмены. В каждом доводе желательно описывать три момента: ошибку нижестоящего суда, неверный вывод, к которому он пришел из-за этой ошибки, и вывод, к которому суд должен был прийти.

Юристы пассивно ведут себя в апелляции

Когда суд уже рассмотрел дело по существу, юристам кажется, что их задача в апелляции — лишь приводить аргументы за и против решения суда. Это не совсем так. Апелляция — это последняя возможность закрыть доказательственные пробелы в позициях сторон по делу. Воспользуйтесь этим.

Пробуйте представить в апелляции существенные для дела доказательства, заявляйте ходатайства. Апелляционная инстанция может принять от стороны дополнительные доказательства и рассмотреть ходатайства о получении новых доказательств, но только в двух случаях. Первый случай — если сторона обоснует, что не могла представить их в первую инстанцию по уважительным причинам. Вторая — если суд первой инстанции их отклонил. То есть в апелляции необходимо еще раз заявить все ходатайства и доказательства, которые отвергла первая инстанция.

Если не представили доказательства в первую инстанцию, но они имеют существенное значение для дела, все равно представьте их в апелляции. Если не сможете привести уважительные причины или они явно «притянуты», вероятность, что суд примет доказательство или удовлетворит ходатайство, все равно остается: суд скорее примет новое доказательство, чем не примет его под риском отмены судебного акта.

Например, компания обратилась к обществу с иском о взыскании неосновательного обогащения. Так как ответчик не представил доказательств, что удержал перечисленные деньги обоснованно, суд удовлетворил иск. В суд апелляционной инстанции ответчик представил договоры и акты сдачи-приемки услуг, которые подтвердили наличие обязательств между истцом и ответчиком и основание платежей. Апелляция приобщила документы к делу и отказала в иске. Вышестоящие суды согласились с апелляционной инстанцией.

Ошибки в кассации

Юристы совершают шесть популярных ошибок. Первые три разобрали в разделе про апелляцию. Еще три ошибки характерны только для кассации.

В 99 процентах случаев, когда кассация оставляет в силе решения нижестоящих судов, она указывает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. А это не входит в пределы рассмотрения дела в кассации. Кассация лишь проверяет, правильно ли суды применили нормы материального и процессуального права.

Причина такой практики — юристы часто копируют в кассационную жалобу текст апелляционной. Например, в жалобе пишут, что «выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам».

Если хотите представить новые доказательства или выполнить процессуальные действия, которые возможны только в первой инстанции, ищите безусловные основания для отмены решения.

Ссылайтесь в кассационной жалобе именно на ошибки в применении норм — это ваши основные доводы. Все аргументы, которые связаны с не исследованием или неверной оценкой доказательств, приводите лишь в подтверждение ошибок суда.

Доводы жалобы не соответствуют просительной цели

Кассация не сможет принять новый акт, так как для этого ей придется исследовать и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции не вправе это делать. Такое несоответствие просьбы и доводов снижает убедительность жалобы и часто вызывает вопросы и критику в кассационном суде.

Изучите материалы дела и подберите возможные доводы для кассации. После этого определитесь, как сформулировать просительную часть кассационной жалобы.

Слишком поздно подали дополнительные документы


Часто юристы слишком поздно подают позиционные документы и неверно их оформляют. Суды обычно принимают документы прямо в заседании, но только не кассационные. Если представить отзыв на жалобу, дополнения, письменные объяснения прямо в заседание, кассация может их отклонить. Например, суд указал, что письменные объяснения поступили накануне судебного заседания, и отказал приобщить их к материалам дела.

Учитывайте особенности суда. Например, Арбитражный суд Московского округа может не принять письменные объяснения, так как считает их новыми доказательствами, которые кассация не может принимать. Поэтому оформляйте дополнительные объяснения как текст выступления — его суды обычно принимают.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: