Если жизнь кончается смолоду ошибается божий суд

Обновлено: 24.04.2024

В тугой, закрученной в ладонь
Тоске безропотно-безвольной
Заключены чужие боли –
Немыслимые – только тронь.

Согнулся шип, уткнувшись в кость,
Как головою в чью-то жалость,
И замерло, ржавея, жало,
И умерла чужая злость.

***
Нет у меня непреданных друзей,
Но есть друзья, предавшие однажды.
Их имена на знамени бумажном
Сдаваемых без боя крепостей.

Есть только слово вечное: «Люблю!»,
Есть только вечер в помутневшей боли.
Я одиночество зажму в свои ладони
И у обрыва встану на краю.

Обрыва необорванная нить,
И небо без конца и без начала.
А я сожму тоску, чтоб не кричала,
И отойду, чтобы хотелось жить.

***
Бьются под снегом, седым и усталым,
Мокрые нервы травы.
Мне и тебе так немного осталось –
Только костры.

Медленно дрогнет, сдвигаясь, оправа
Ночи и дня.
Может быть, все в этом мире неправы,
Кроме меня.

***
Я прощаю тебя навсегда.
Это правда, которую знаю.
Никогда не вернется сюда
Недобитая белая стая.

Запах мокрой ненастной земли
Вперемешку с оранжевым дымом.
Мне так хочется быть нелюбимой,
Чтоб оставить меня не смогли!

***
Покатилось яблоко холодом,
Да на берег, да в темный пруд.
Если жизнь кончается смолоду,
Ошибается божий суд.

Только ночь, только неба выстрелы,
Только солнце ромашкой беленькой.
Покатилось яблоко быстрое
В темный пруд, да по синему берегу.

Рубрики: поэзия
Метки: ветрова вика

  • Запись понравилась
  • 43 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 43Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки









    Стихи потрясающие! Но вот одно из них "Нет у меня непреданных друзей" я точно читала у Ники Турбиной. Скажите, одно из этих имен авторский псевдоним?

    Нет, для маленькой девочки это нереально. Либо, как говорилось выше, паталогия, либо фальсификация. А что с ней теперь? Она жива? А то как-то всё в прошедшем времени звучит.

    Игра в классики. Проза жизни.
    Вика Ветрова (25 лет)

    Когда популярность Турбиной достигла пика, заговорили о новом маленьком поэте. С газетной полосы радостно смотрела 10-летняя девочка. Юное дарование Вика Ветрова.
    — Ты не вундеркинд, ты поэт в детстве, а если кто назовет тебя вундеркиндом, скажи, что он дурак, и сошлись на меня, — поторопился остеречь ее Андрей Вознесенский.
    Боялись. И все же. Вознесенский высоко оценил ее стихи, и девочке дали стипендию Фонда культуРЫ — в два раза больше, чем Нике Турбиной. Сергей Михалков рекомендовал Ветрову в Союз писателей. Книжки Ветровой и Турбиной готовили к печати одновременно.
    — Ника меня поразила: невероятно красивая, в пиджаке-френче с одним эполетом.
    С их встречи прошло 14 лет. Прах Ники Турбиной — на Ваганьковском кладбище.
    Вика Ветрова сейчас живет в Москве с родителями. Все так же пишет стихи. А недавно взялась за прозу и выпустила уже три романа.
    — Сочинять стихи я начала с пяти лет. Сначала, как все дети, про грибочки и белочек. А годам к восьми это переросло в настоящую страсть. Я не спала до четырех часов ночи. И родители показали меня врачу. Но доктор попался с пониманием, спросил: "Она у вас отсыпается?" Родители говорят: "Да. Днем". - "Ну и оставьте ребенка в покое!". О том, чтобы печататься, мысли не появлялось, пока я не наткнулась на старую газетную вырезку о Нике Тypбиной. Последовала череда хождений по редакциям. За ручку с папой или мамой я приходила в очередное издание, где мне отказывали. Под разными предлогами. Однажды папе сказали: "У вас хорошие стихи". Папа ответил: "Не мои — это дочь пишет". И ему снова отказали: "Мы таких юных не публикуем". А потом постепенно начали печатать, пригласили на радио. И уже не я ходила, а ко мне приходили. У нас любят сенсации.
    - К слову, о сенсациях. Тебя часто называли вундеркиндом? Как ты к этому относишься?
    — Меня это задевало. В обывательском понимании вундеркинд — этот тот, кто достаточно рано себя выражает, а дойдя до зрелого возраста, уже ничего из себя не представляет.
    - Не было в школе проблем со сверстниками из-за собственной популярности?
    — Я никогда не была "звездной девочкой". И особенно не выставлялась. Никому не рассказывала, что у меня выходит книжка. К тому же школу я закончила в 15 лет экстерном. Мне казалось, что я теряю время, загниваю, превращаюсь в плесень. Школа как явление меня тяготила.
    — И ты поступила в Литинститут?
    — Нет. Даже не пыталась. Невозможно научить человека писать стихи. К тому же со всеми преподавателями Литинститута я хорошо знакома — было бы забавным учиться у людей, с которыми я пью чай. Поступила я в Стокгольмский университет (мы тогда жили в Швеции) на специальность "кинорежиссер". И закончила его. А потом вернулась в Москву и пошла на курсы сценаристов и кинорежиссеров. Но снимать кино пока возможности нет.
    — Творческие кризисы случаются?
    — Стихи — это вдохновение. А проза требует того, что я называю БЖП — Большой Железной Попы. Каждый день нужно проводить определенное время за компьютером. Если не пишется — я по этому поводу не парюсь. Могу придумывать какие-нибудь концептуальные сценарии или рисовать Я выставлялась в Швеции и даже продала две свои картины. Ботинки потом на эти деньги купила.
    У меня часто спрашивают: "Куда ты делась?!" А я никуда не девалась. Сейчас я печатаюсь в два раза больше, чем в детские годы. Просто читают не то. Раньше люди выписывали "Литературную газету", журнал "Юность". А сегодня читают то, что с яркими картинками.
    — Стихи нужно проталкивать?
    — Если тебя не печатают — надо ходить и требовать. Но на поэтические книги трудно прожить. Гонорары проедаются быстро. И многие идут работать, считая, что стихи не основное занятие, а хобби. Зарплаты получают маленькие, а энергии уходит много — и на написание стихов уже ни сил, ни желания не остается. Многие мои друзья-поэты находятся в бедственном положении. Но мои стихи читают, мои книги покупают. Я получаю много писем от разных людей. Начиная со студентов и заканчивая ба-бульками пенсионного возраста.
    — А в переписку с ними вступаешь?
    — Очень редко. Бывает, человек пишет: "Мне так плохо, вот прочел ваши стихи, зацепившись за подоконник, и передумал прыгать. " Нельзя не ответить. А если пишут: "Вика, я расшифровал ваше послание, вы моя астральная жена", — на такие письма не отвечаю.
    — Замуж зовут.
    — Хуже. Были приходы ко мне домой с заявлениями: "Я твой муж!" Стоит мне где-то выступить — тут же появляются новые персонажи. Активный молодой человек не давал мне выйти из подъезда. Я обратилась в милицию: "Оградите!" — а мне сказали: "Ну он же вас не убил! Не изнасиловал! Вот если он вас побьет, мы возьмем его под стражу". Потом милиция все же вмешалась: взяли с него подписку, что он не будет ко мне приближаться ближе чем на сто метров. После чего я стала получать письма: "Я слежу за тобой!" А что касается брака — не думаю, что у меня появятся муж и дети до тех пор, пока я как следует не встану на ноги.
    — Твой избранник должен любить поэзию?
    — Он должен любить МОЮ поэзию.

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Автора темы - Ведущую Конкурса ОЛЬГУ ЗАРЯ - очередной раз безукоризненно, блестяще - профессионально! - справившуюся с нелегким, но увлекательным творческим процессом проведения Авторского конкурса!
    БРАВО, ОЛЯ! И. конечно же, БИС! :)

    После долгих дорог опять к тебе зашел.
    Оля-Оленька.
    Тебя ТАК МНОГО!
    И так. ЗДОРОВО!
    Как воды из РОДНИКА напиться после знойной дороги
    Знаешь. не нравится мне слово "спасибо". есть у него.
    Я тебе БЛАГОДАРСТВУЮ!
    За твоё. НЕОБЫЧНОЕ!
    Ответить

    ***
    Возьми мою немую плоть,
    Пока она еще живая,
    Пока земную цену рая
    Еще не заломил Господь.

    В тугой, закрученной в ладонь
    Тоске безропотно-безвольной
    Заключены чужие боли –
    Немыслимые – только тронь.

    Согнулся шип, уткнувшись в кость,
    Как головою в чью-то жалость,
    И замерло, ржавея, жало,
    И умерла чужая злость.

    ***
    Нет у меня непреданных друзей,
    Но есть друзья, предавшие однажды.
    Их имена на знамени бумажном
    Сдаваемых без боя крепостей.

    Есть только слово вечное: «Люблю!»,
    Есть только вечер в помутневшей боли.
    Я одиночество зажму в свои ладони
    И у обрыва встану на краю.

    Обрыва необорванная нить,
    И небо без конца и без начала.
    А я сожму тоску, чтоб не кричала,
    И отойду, чтобы хотелось жить.

    ***
    Бьются под снегом, седым и усталым,
    Мокрые нервы травы.
    Мне и тебе так немного осталось –
    Только костры.

    Медленно дрогнет, сдвигаясь, оправа
    Ночи и дня.
    Может быть, все в этом мире неправы,
    Кроме меня.

    ***
    Я прощаю тебя навсегда.
    Это правда, которую знаю.
    Никогда не вернется сюда
    Недобитая белая стая.

    Запах мокрой ненастной земли
    Вперемешку с оранжевым дымом.
    Мне так хочется быть нелюбимой,
    Чтоб оставить меня не смогли!

    ***
    Покатилось яблоко холодом,
    Да на берег, да в темный пруд.
    Если жизнь кончается смолоду,
    Ошибается божий суд.

    Прошу прощения.
    Что так.
    но меня ТВОИ стихи тако же РАНЯТ, как и .
    Ответить

    ОЛЯ,ВИДИШЬ РЕАКЦИЮ ДЖЕНТЛЬМЕНА,ТАК ЧТО ПОДУМАЙ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ШЕДЕВРЫ ПИСАТЬ! ПЕРЕЖИВАЮТ МУЖЧИНЫ!
    Ответить

    Другие статьи в литературном дневнике:

    • 31.07.2013. ***
    • 30.07.2013. ***
    • 29.07.2013. ***
    • 28.07.2013. ***
    • 27.07.2013. ***
    • 26.07.2013. ***
    • 25.07.2013. ***
    • 24.07.2013. ***
    • 23.07.2013. ***
    • 22.07.2013. ***
    • 21.07.2013. ***
    • 20.07.2013. ***
    • 19.07.2013. ***
    • 18.07.2013. ***
    • 17.07.2013. ***
    • 15.07.2013. ***
    • 14.07.2013. ***
    • 13.07.2013. ***
    • 11.07.2013. ***
    • 10.07.2013. ***
    • 09.07.2013. ***
    • 08.07.2013. ***
    • 07.07.2013. ***
    • 06.07.2013. ***
    • 05.07.2013. ***
    • 03.07.2013. ***
    • 02.07.2013. ***
    • 01.07.2013. ***

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

    Не плачьте по потерянным вещам, А плачьте, если друга потеряли. Пусть в жизни вы плохого не желали, Не думайте, что не желают вам. Не плачьте, если дом вам стал чужим, А плачьте, если родственники чужды, Когда непоправимо и недужно Вам суждено повиноваться им. Не плачьте, если кличут голоса, А плачьте, если пения не слышишь, И, кажется, еще надеждой дышишь, А жизнь прошла всего за полчаса. Вика Ветрова, 1990

    Возьми мою немую плоть, Пока она еще живая, Пока земную цену рая Еще не заломил Господь. В тугой, закрученной в ладонь, Тоске безропотно безвольной Заключены людские боли Немыслимые, только тронь. Согнулся шип, уткнувшись в кость, Как головою в чью-то жалость, И замерло, ржавея, жало, И умерла чужая злость. *** Я прощаю тебя навсегда. Это - правда, которую знаю. Никогда не вернется сюда Недобитая белая стая. Запах мокрой ненастной земли Вперемешку с оранжевым дымом. Мне так хочется быть нелюбимой, Чтоб оставить меня не смогли! Пишу я взрослые стихи, Наверно, оттого, Что дни случаются горьки Для сердца моего. Я ненавижу слово «смерть», Нет лучше слова «жизнь»! Мне так не хочется стареть, Мне хочется дружить. *** Покатилось яблоко холодом, Да на берег, да в темный пруд. Если жизнь кончается смолоду, Ошибается божий суд. Только ночь, только неба выстрелы, Только солнце ромашкой беленькой. Покатилось яблоко быстрое В темный пруд, да по синему берегу. * * * Зажми в ладони лист осиновый, Скажи волшебные слова, И вспыхнет небо светло-синее И золотистая трава. Ступай босая и незрячая, Угадывая первый шаг. Все нелюбимое - оплачено, А все любимое - за так. * * * Солнышко сочится апельсином, Небо бесконечно и свежо. От любви безвременной и сильной На душе останется ожог. Падают лучи, пересекаясь, Светятся прозрачные следы. Я сегодня в клетку попугаю Позабуду выставить воды. Заболею странною виною Посредине правды или лжи, И кому-то за своей спиною Я отвечу голосом чужим. В начале 90-х годов, когда главные газеты страны еще регулярно печатали подборки стихов, в Советском Союзе появилась вторая чудо-девочка — Вика Ветрова. Как и Ника Турбина, она писала талантливые, нервные, не по годам взрослые стихи. Встретились они только однажды — на поэтическом вечере Ника (ей было уже шестнадцать) и Вика (ей двенадцать, тогда вышла ее первая книга) читали свои стихи. После выступления Ника Турбина сказала Вике с удивлением: "Хорошие стихи!" Потом им обеим подарили по плюшевому медведю, и дальше дороги их разошлись. Но именно Ника несколькими годами раньше, сама того не зная, перевернула Викину жизнь. Маленькую Вику Ветрову воспитывали без всяких там детских глупостей. Ребенку читали Мандельштама, Пастернака и Бродского. "Мама посвятила моему духовному образованию всю себя, — рассказывает Вика, — поэтому родители ничуть не удивились, когда я сама стала пробовать писать стихи". В восемь лет Вика написала: "Возьми мою немую плоть, пока она еще живая, пока земную цену рая еще не заломил Господь". И тут на глаза ей попалась публикация Ники Турбиной. "Для меня это было такое открытие, что дети тоже могут быть поэтами! Я была уверена, что надо вырасти и состариться, чтобы тебя напечатали и прочитали. И мы с папой стали ходить по редакциям". В общем, 4 февраля 1990 года с публикации все в той же "Комсомолке" начался взлет Вики Ветровой. Новый аттракцион, если так можно сказать. По знакомому сценарию со всей страны к ней потекли письма: как кому-то ее строки спасли жизнь, как кто-то сочинял к ним музыку и пел у костра, а кто-то, конечно, снова кричал, что ребенок не может знать таких чувств и стихи Вики Ветровой — это просто большое надувательство. И снова были телевидение, встречи с читателями, международные поэтические форумы, книги (к шестнадцати годам — пять сборников). Вика забросила школу — ну а что было делать, если писала стихи до четырех утра (порой по двадцать-тридцать штук за ночь) и просыпалась только к четвертому уроку. И снова мудрые люди с горечью ожидали, как говорит Вика, "грандиозного провала". — Но этого не произошло, — с улыбкой сообщает сегодня Вика Ветрова, поэт, писательница и красивая барышня в норковой шубе, всем своим видом подтверждающая отсутствие какой-либо душевной драмы. Первая причина (не самая главная) — в том, что Вика оказалась вдалеке от эпицентра своей популярности (не столь оглушительной, как у Ники Турбиной, но все же способной оглушить). В 15 лет окончившую-таки школу экстерном дочь родители увезли в Швецию, где она благополучно и проживала пять лет практически в социальном вакууме. Писала стихи, делала переводы, ходила на занятия в Стокгольмский университет. Вернулась в Москву уже взрослым человеком, и теперь, когда Вика приносит стихи в журналы, случается, ей говорят: "Что-то мы вас не знаем, расскажите-ка о себе". Вторая причина — в человеческой целеустремленности, говорит Вика. В 12 лет она точно определилась с тем, чего хочет в жизни: писать стихи и снимать кино. И с тех пор не было ни секунды сомнений в правильности выбранного пути. И неужели никогда — ни страха перед чистым листом, ни боязни, что талант может исчезнуть, пройти, как детская болезнь? Неужели удалось напрочь забыть, как десять лет назад едва ли не каждый знал твое имя? И правда не задевает то, что с двадцати лет тебя постоянно номинировали на премии в области литературы и так ни разу и не наградили? В ответ на все эти вопросы Вика только качает головой и произносит фразу, которой можно позавидовать: "Мы с Богом давно договорились, чем я буду заниматься в этой жизни. И он мне в этом помогает". Ей 24 года, к кино она пока не подошла, но зато начала писать прозу и теперь ведет "скучноватую" жизнь писательницы: целыми днями сидит за компьютером, пишет мистические триллеры, к вечеру выбирается куда-нибудь, а ночью к ней приходят стихи. В 2003 году у Виктории Ветровой вышли уже три книги.

    Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    О творчестве демонов

    Этот пост опубликован здесь.

    В одном из недавних моих постов я рассуждал о связи духовного и психологического. И в комментариях несколько раз обсуждали Нику Турбину. Очень интересный взгляд на её творчество сформулирован в книге "О таланте и смысле жизни" (изд-во "Даниловский благовестник", М., 2009). Поскольку эта точка зрения открывает крайне интересную и необычную тему для рассуждений, приведу её здесь в цитатах и пересказе.

    Необычность этой точки зрения заключается в том, что автор (игумен Русской Православной Церкви, в этом сборнике он выступает анонимно), кажется, впервые, формулирует понятие "Творчество демонов".

    На всякий случай пару слов о Нике. Это была потрясающе одарённая девочка, уникальность которой заключалась в том, что она в 4 года, ещё плохо разговаривая и мало что понимая выдавала на-гора потрясающие стихотворения, причём стихотворения взрослые, стихотворения, характерные для умудрённого жизнью человека. Совершенно ясно, что сама девочка не могла быть авотром таких стихов, да она и не писала их - а просто проговаривала. "Обнаружив у дочери поэтический дар, Майя Анатольевна не на шутку забеспокоилась. Ника просыпалась по ночам, звала маму, просила записать (сама ещё не умела) нахлынувшие строки. И лишь "освободившись" от стихов, засыпала вновь. Нику показывали врачам. Те советовали сделать всё, чтобы девочка не писала стихов. Но это было выше её сил - не писать". "Неестественность соотношения между формой и содержанием стихов, с одной стороны, и отсутствием у младенца жизненного опыта переживаний и осмысления бытия, а также минимальных поэтических навыков - с другой" настораживали многих, в том числе и известных писателей (в т.ч. Юлиана Семёнова, Евгения Евтушенко). Были проведены необходимые исследования и экспертизы.

    Девочке поставили диагноз: идеаторный психический автоматизм (синдром Кандинского-Клерамбо), так называемое "насильственное мышление". Разумеется, светлое и доброе начало никогда не станет навязывать свои идеи кому бы то ни было. "Изучение произведений, написанных с помощью насильственного мышления. показывает, что некоторые из демонических существ очень талантливы и испытывают, как и люди, потребность создавать литературные, музыкальные и даже живописные произведения, записывая на бумаге и воспроизводя их в красках". "Что ж, познакомимся с поэзией одного из существ параллельного мира, который, заставляя Нику смотреть на мир его глазами, в то же время сам смотрит через её глаза. Поэт из параллельног мира как бы ужасается своей собственной раздвоенности. Он, с одной стороны, прижился в своём доме (речь идёт о теле человека), привык к нему, а с другой - отчётливо осознаёт, что его (демона) нахождение в нём приведёт этот дом к гибели и разрушению, и это - неизбежно". Отсюда такие щемящие поэтические строки:

    Неужели я подожгу
    Свой дом?
    Сад, который с таким трудом
    Рос на склоне заснеженных гор,
    Я растопчу
    Как трусливый вор?
    Ужас, застывший в глазах людей,
    Будет вечной дорогой моей?

    И вот это написала во сне пятилетняя девочка.

    "Как ни ужасно, предсказанное автором из параллельного мира разрушение дома началось очень быстро. В 14 лет Ника пристрастилась к наркотикам, убежала из дома и в течение длительного времени с группой хиппи кочевала по разным городам страны. В ночь с 14 на 15 мая 1997 года в четыре часа утра Ника выбросилась с балкона пятого этажа". Удар смягчило дерево. Последовали 12 операций из-за многочисленных переломов позвоночника, Ника выжила, но ходить больше не могла. Ей было тогда 22 года. В мае 2002 года она совершила вторую попытку самоубийства, на сей раз "успешную".

    А вот примеры похожего творчества малолетней Вики Ветровой. Тогда (1989 г.) ей было девять-десять лет. "В первом часу ночи, когда родители легли уже спать, открывается дверь и к ним в спальню входит дочь в ночной рубашке. Сейчас она будет диктовать стихи. Не своим голосом, с несвоственными ей жестами, требовательными интонациями девочка говорит родителям:
    - Стих прёт!
    - Нам трудно, Викуха, - отвечает отец, - ты нас мучаешь! Нам утром на работу.
    - А мне разве не трудно?! Я днём учусь, а ночью работаю. Почлушная, весёлая, смешливая девочка, а по ночам - совсем другой человек.

    Стихи входят в сознание как бы под давлением, которое создаёт беспокойство, душевный дискомфорт. После того, как стихи выплёскиваются на бумагу, наступает успокоение. В сознании стихи возникают уже готовыми, не требюующими никакой корректировки. Девочка даже не успевает задуматься - о чём будет следующее стихотворение. Стихи "наплывают" друг на друга, и девочка едва успевает их записать, о продумывании сюжетов и образов, о работе над формой не может быть и речи. Требуется всего лишь записать уже готовое. По форме и содержанию стихи не соответствуют ни опыту, ни знаниям ребёнка 9-10 лет.

    Возьми мою немую плоть,
    Пока она ещё живая,
    Пока земную цену рая
    Ещё не заломил Господь.

    "Первые две строчки могла бы написать страстная женщина, обращаясь к своему возлюбленному. Две же последние говорят о том, что автор прекрасно знает - какова "земная цена" будущей райской жизни. Да, действительно, земная цена рая - очень высока - это жизнь по заповедям Божьим. "Поэтесса" как бы чувствует, что так жить ей не по силам; не по силам и такая цена - её томят страстные блудные желания, она спешит насладиться жизнью, с головой окунуться в чувственность, пока ещё не пришёл конец, "пока она (плоть) ещё живая", пока "земную цену рая ещё не заломил Господь". Очень о многом говорит к месту подобранное, очень сочное слово "заломил". Оно придаёт особую окраску и наполняет глубоким эмоциональным содержанием не очень явный, но глубинный богоборческий пафос автора.

    Покатилось яблоко холодом,
    Да на берег, да на чёрный пруд.
    Если жизнь кончается смолоду,
    Ошибается Божий суд.

    Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    О творчестве демонов

    Этот пост опубликован здесь.

    В одном из недавних моих постов я рассуждал о связи духовного и психологического. И в комментариях несколько раз обсуждали Нику Турбину. Очень интересный взгляд на её творчество сформулирован в книге "О таланте и смысле жизни" (изд-во "Даниловский благовестник", М., 2009). Поскольку эта точка зрения открывает крайне интересную и необычную тему для рассуждений, приведу её здесь в цитатах и пересказе.

    Необычность этой точки зрения заключается в том, что автор (игумен Русской Православной Церкви, в этом сборнике он выступает анонимно), кажется, впервые, формулирует понятие "Творчество демонов".

    На всякий случай пару слов о Нике. Это была потрясающе одарённая девочка, уникальность которой заключалась в том, что она в 4 года, ещё плохо разговаривая и мало что понимая выдавала на-гора потрясающие стихотворения, причём стихотворения взрослые, стихотворения, характерные для умудрённого жизнью человека. Совершенно ясно, что сама девочка не могла быть авотром таких стихов, да она и не писала их - а просто проговаривала. "Обнаружив у дочери поэтический дар, Майя Анатольевна не на шутку забеспокоилась. Ника просыпалась по ночам, звала маму, просила записать (сама ещё не умела) нахлынувшие строки. И лишь "освободившись" от стихов, засыпала вновь. Нику показывали врачам. Те советовали сделать всё, чтобы девочка не писала стихов. Но это было выше её сил - не писать". "Неестественность соотношения между формой и содержанием стихов, с одной стороны, и отсутствием у младенца жизненного опыта переживаний и осмысления бытия, а также минимальных поэтических навыков - с другой" настораживали многих, в том числе и известных писателей (в т.ч. Юлиана Семёнова, Евгения Евтушенко). Были проведены необходимые исследования и экспертизы.

    Девочке поставили диагноз: идеаторный психический автоматизм (синдром Кандинского-Клерамбо), так называемое "насильственное мышление". Разумеется, светлое и доброе начало никогда не станет навязывать свои идеи кому бы то ни было. "Изучение произведений, написанных с помощью насильственного мышления. показывает, что некоторые из демонических существ очень талантливы и испытывают, как и люди, потребность создавать литературные, музыкальные и даже живописные произведения, записывая на бумаге и воспроизводя их в красках". "Что ж, познакомимся с поэзией одного из существ параллельного мира, который, заставляя Нику смотреть на мир его глазами, в то же время сам смотрит через её глаза. Поэт из параллельног мира как бы ужасается своей собственной раздвоенности. Он, с одной стороны, прижился в своём доме (речь идёт о теле человека), привык к нему, а с другой - отчётливо осознаёт, что его (демона) нахождение в нём приведёт этот дом к гибели и разрушению, и это - неизбежно". Отсюда такие щемящие поэтические строки:

    Неужели я подожгу
    Свой дом?
    Сад, который с таким трудом
    Рос на склоне заснеженных гор,
    Я растопчу
    Как трусливый вор?
    Ужас, застывший в глазах людей,
    Будет вечной дорогой моей?

    И вот это написала во сне пятилетняя девочка.

    "Как ни ужасно, предсказанное автором из параллельного мира разрушение дома началось очень быстро. В 14 лет Ника пристрастилась к наркотикам, убежала из дома и в течение длительного времени с группой хиппи кочевала по разным городам страны. В ночь с 14 на 15 мая 1997 года в четыре часа утра Ника выбросилась с балкона пятого этажа". Удар смягчило дерево. Последовали 12 операций из-за многочисленных переломов позвоночника, Ника выжила, но ходить больше не могла. Ей было тогда 22 года. В мае 2002 года она совершила вторую попытку самоубийства, на сей раз "успешную".

    А вот примеры похожего творчества малолетней Вики Ветровой. Тогда (1989 г.) ей было девять-десять лет. "В первом часу ночи, когда родители легли уже спать, открывается дверь и к ним в спальню входит дочь в ночной рубашке. Сейчас она будет диктовать стихи. Не своим голосом, с несвоственными ей жестами, требовательными интонациями девочка говорит родителям:
    - Стих прёт!
    - Нам трудно, Викуха, - отвечает отец, - ты нас мучаешь! Нам утром на работу.
    - А мне разве не трудно?! Я днём учусь, а ночью работаю. Почлушная, весёлая, смешливая девочка, а по ночам - совсем другой человек.

    Стихи входят в сознание как бы под давлением, которое создаёт беспокойство, душевный дискомфорт. После того, как стихи выплёскиваются на бумагу, наступает успокоение. В сознании стихи возникают уже готовыми, не требюующими никакой корректировки. Девочка даже не успевает задуматься - о чём будет следующее стихотворение. Стихи "наплывают" друг на друга, и девочка едва успевает их записать, о продумывании сюжетов и образов, о работе над формой не может быть и речи. Требуется всего лишь записать уже готовое. По форме и содержанию стихи не соответствуют ни опыту, ни знаниям ребёнка 9-10 лет.

    Возьми мою немую плоть,
    Пока она ещё живая,
    Пока земную цену рая
    Ещё не заломил Господь.

    "Первые две строчки могла бы написать страстная женщина, обращаясь к своему возлюбленному. Две же последние говорят о том, что автор прекрасно знает - какова "земная цена" будущей райской жизни. Да, действительно, земная цена рая - очень высока - это жизнь по заповедям Божьим. "Поэтесса" как бы чувствует, что так жить ей не по силам; не по силам и такая цена - её томят страстные блудные желания, она спешит насладиться жизнью, с головой окунуться в чувственность, пока ещё не пришёл конец, "пока она (плоть) ещё живая", пока "земную цену рая ещё не заломил Господь". Очень о многом говорит к месту подобранное, очень сочное слово "заломил". Оно придаёт особую окраску и наполняет глубоким эмоциональным содержанием не очень явный, но глубинный богоборческий пафос автора.

    Покатилось яблоко холодом,
    Да на берег, да на чёрный пруд.
    Если жизнь кончается смолоду,
    Ошибается Божий суд.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: