Обязанности второго механика на судне

Обновлено: 26.04.2024

В предыдущей статье я рассказывал свой распорядок дня, когда я был практикантом на ПУС "Надежда" и только готовился стать вахтенным помощником капитана. А в этой статье расскажу свой распорядок уже будучи штурманом на судне.

Распорядок дня

Я работаю на судне специального назначение в должности 2 вахтенного помощника капитана или по простому 2ПКМ, или по народному 2 штурман. И мой день начинается с вахты, которую я несу с 00.00 до 04.00 .

А вот и нет, как раз в этом и заключается основная задача штурмана на вахте. Обеспечить безопасное следование по маршруту, чтобы добраться до места целыми и невредимыми.

04.00 Приходит старший помощник и сменяет меня. Вахта с 04.00 до 08.00 считается самой тяжелой, ведь организм в это время большего всего клонит в сон, поэтому эту вахту доверяют самому опытному из штурманов.

После смены я остаюсь на подвахте. Подвахта не означает, что я должен все это время нести вахту со старшим помощников, но это значит, что в случае необходимости меня поднимут для помощи в операциях.

Ну мы представим, что на этот раз все хорошо и меня все таки не вызывали на подмогу, значит распорядок следующий.

04.00-11.00 Отдых. По моему мнению отдых в это время является самым важным, чтобы чувствовать себя хорошо в течении дня, не стоит пренебрегать ночным сном. Потому что днем просыпается офис и начинается много вопросов по разным темам.

Большая проблема моей вахты в том, что когда я на вахте моя семья и друзья отдыхают, а когда я отдыхаю они все работают, поэтому общение с ними затрудняется. Еще все осложняет, что все они находятся на другом конце земного шара.

11.00 Подъем. Ведь необходимо покушать перед дневной вахтой, поэтому всегда встаю за час до вахты, чтобы успеть приготовиться.

11.30-11.50 Сам обед. Кормят нас здесь практически, как мишленовском ресторане. Иногда кажется, что кормят на убой.

В 11.50 я уже на вахте и готов менять 3го помощника капитана. Хорошей морской практикой здесь является то, что необходимо приходить на вахту за 10 минут, чтобы оценить обстановку самому и спокойно принять вахту.

С 12.00 до 16.00 Опять вахта и опять я обеспечиваю безопасное следование по маршруту.

С 16.00 до 17.00 зачастую я остаюсь все еще на вахте вместе со старшим помощникам. Бумажную работу еще никто не отменял. Да и подменить его надо на ужин. Когда старпом возвращается и я могу сходить поужинать.

И вот уже с 17.00 , если повезет, можно связаться со семьей и друзьями.

После связи свободное время, при условии, что нет авралов или срочной работы.

Ну и конечно лучше поспать перед вахтой хотя бы час, а лучше два. Так что с 22.00 до 23.50 отдых перед вахтой, чтобы быть в боевой готовности всю вахту. а не только начало.

23.50-24.00 Адаптация к ночным условиям вахты и прием вахты.

Обязанности по судну.

Распорядок дня я рассказал, теперь хотелось бы поведать коротко и моих обязанностях на судне. Самые простые и которые не являются специфическими это:

  1. Вахта. Нести вахту с 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00 прямая обязанность 2го штурмана. Вахтенный помощник несет уголовную ответственность за жизни экипажа и сохранность судна, поэтому пока он на вахте ему подчиняются весь экипаж, за исключением капитана, старшего помощника и старшего механика. Он должен знать о каждом телодвижении экипажа. В некоторых спорных ситуациях даже капитан не может давать указания, пока не примет вахту у вахтенного экипажа. К счастью в таких ситуациях я еще не был и надеюсь не буду. Вахту любого вахтенного помощника можно сравнить с дежурством врача и дежурством пожарного одновременного. Ведь на вахте вахтенный помощник, в случае отсутствия врача на борту, главный врач и главные пожарный. Для примера, в пожарном плане второй помощник, то есть я, является командиров аварийной партии при пожаре.
  2. Ежедневные и еженедельные отчеты перед фрахтователем и судовладельцем. В отчет входит информация о пройденном расстоянии. погоде и так далее.
  3. Аппаратура ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии) тоже является ответственностью 2го вахтенного помощника. Необходимо не просто знать, как ею пользоваться, но и еще проводить ежедневные, еженедельные и ежемесячные проверки.
  4. Так же я отвечаю и за продукты на судне. Расход, приход и деньги на эти самые продукт считает второй помощник капитана. От судно к судну продуктами может заниматься, как старпом, так и второй помощник.
  5. Грузовые операции по судну тоже лежат на втором помощнике. Составление грузовых планов, грузовых деклараций, расчет остойчивости судна, размещение груза является обязанностью второго штурмана.

Это были обязанности, которые не отличаются от судна к судну. А сейчас расскажу про обязанности, которые присущи только судну специального назначения:

  • И первое это DP оператор . Что такое DP? Система DP это система, которая пронизывает все судно. Грубо говоря это очень умный компьютер, благодаря которому судно может само держать позицию в море и смещаться не более чем на один метр с точки. Такое оборудование имеется только в оффшорном флоте и нигде больше вы с таким не столкнетесь.
  • И второе это система Ampelmann , оператором, которой я опять таки являюсь. Вкратце это система, которая позволяет пересаживать людей между судами в море, представляющая собой гидравлический трап.

Вот так кратко выглядят мои обязанности на судне и распорядок дня. Я надеюсь вам было интересно. Пиши о чем вы бы хотели увидеть статьи в дальнейшем и я обязательно напишу об этом. А пока прочитайте предыдущие мои статьи:

1 Каждый вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев как часть одобренной программы подготовки, включающей подготовку на судне, которая отвечает требованиям раздела A-III/1 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;

.3 в ходе требуемого стажа работы на судне выполнять обязанности по несению вахты в машинном отделении под руководством старшего механика или квалифицированного механика в течение периода не менее шести месяцев;

.4 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандартам компетентности, указанным в разделе A-III/1 Кодекса ПДНВ; и

.5 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела A-VI/1, пунктах 1-4 раздела A-VI/2, пунктах 1-4 раздела A-VI/3 и пунктах 1-3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

Правило III/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более

1 Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности:

.1.1 для получения диплома второго механика - не менее 12 месяцев в должности квалифицированного механика, и

.1.2 для получения диплома старшего механика - не менее 36 месяцев; однако этот срок может быть сокращен не менее чем до 24 месяцев, если кандидат имеет стаж работы на судне в должности второго механика не менее 12 месяцев; и

.2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/2 Кодекса ПДНВ.

Правило III/3
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт

1 Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика, и:

.1.1 для получения диплома второго механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в должности механика-стажера или механика, и

.1.2 для получения диплома старшего механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 24 месяцев, из которых не менее 12 месяцев - при наличии квалификации, требуемой для работы в должности второго механика; и

.2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/3 Кодекса ПДНВ.

3 Каждый механик, имеющий квалификацию, требуемую для работы в должности второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более, может работать в должности старшего механика судов с главной двигательной установкой мощностью менее 3 000 кВт, при условии соответственно подтвержденного диплома.

Правило III/4
Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава машинной вахты на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1 Каждое лицо рядового состава, входящее в состав машинной вахты на морском судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более, не являющееся лицом рядового состава, проходящим подготовку, и лицом рядового состава, чьи обязанности не требуют квалификации, должно быть надлежащим образом дипломировано для выполнения таких обязанностей.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 16 лет;

.2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее шести месяцев, или

.2.2 специальную подготовку либо на берегу, либо на судне, включая одобренный стаж работы на судне не менее двух месяцев; и

.3 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/4 Кодекса ПДНВ.

3 Стаж работы на судне, подготовка и опыт, требуемые подпунктами 2.2.1 и 2.2.2, должны быть связаны с функциями по несению машинной вахты и включать выполнение обязанностей под непосредственным руководством квалифицированного механика или квалифицированного лица рядового состава.

Правило III/5
Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве моториста первого класса на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1 Каждый моторист первого класса морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 отвечать требованиям к дипломированию лица рядового состава машинной вахты на судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением;

.3 при наличии квалификации, требуемой для работы в качестве лица рядового состава машинной вахты, иметь одобренный стаж работы на судне в составе машинной команды:

.3.1 не менее 12 месяцев, или

.3.2 не менее 6 месяцев и пройти одобренную подготовку; и

.4 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/5 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать требования к компетентности, которые она предъявляет к лицам рядового состава машинной команды для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/5 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности в составе машинной команды не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны.

Правило III/6
Обязательные минимальные требования для дипломирования электромехаников

1 Каждый электромеханик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев, из которых не менее 6 месяцев являются стажем работы на судне как часть одобренной программы подготовки, которая отвечает требованиям раздела A-III/6 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;

.3 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ; и

.4 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела A-VI/1, пунктах 1-4 раздела A-VI/2, пунктах 1-4 раздела A-VI/3 и пунктах 1-3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электромеханикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ.

5 Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1-4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе A-III/6.

Правило III/7
Обязательные минимальные требования для дипломирования электриков

1 Каждый электрик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее 12 месяцев, или

.2.2 одобренную подготовку, включая одобренный стаж работы на судне, составляющий не менее 6 месяцев, или

.2.3 иметь квалификацию, отвечающую компетентности в технических вопросах, указанной в таблице A-III/7, и одобренный стаж работы на судне, который составляет не менее 3 месяцев; и

.3 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/7 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электрикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/7 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/7 Кодекса ПДНВ.

5 Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1-4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе А-III/7.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В предыдущих статьях я рассказал о младших офицерах и рядовых членах экипажа контейнеровоза . Пришла очередь старших – топ-менеджмента на судне. В состав топ-4 судна входят капитан, старший механик, старший помощник капитана и второй механик. Начну с последнего.

Если второй механик не может решить проблему на борту, то никто её не решит – надо вызывать сервисную бригаду или ставить судно в док.

Second Engineer (Второй механик) – вторая командная должность в машинном отделении, фактический «полевой командир» по машинам и механизмам.

В компании в должностные обязанности второго механика входят:

- практическое руководство машинной командой;

- ежедневные подготовка и распределение работ по машинному отделению;

- выдача разрешений на опасные и специальные работы в машинном отделении и на палубе;

- контроль за соблюдением техники безопасности при работах в машинном отделении;

- управление двигателями, дизель-генераторами, механизмами в машинном отделении в соответствии с указаниями старшего механика;

- отслеживание, устранение неисправностей судовго механического оборудования;

- регулярные проверки, обслуживание и ремонт судовых двигателей, дизель-генераторов, машинного и палубного оборудования по заведованию;

- несение вахты в машинном отделении по необходимости;

- контроль за соблюдением требований по охране окружающей среды, ведение соответствующей документации;

- ведение машинного журнала, журнала операций с топливом и маслом;

- руководство бункеровкой маслом, сдачей сточных и загрязнённых вод;

- учёт и заказ запасных частей для судовых механизмов, проверка принятого снабжения судна (принимает и ставит на учёт всё, кроме продуктов питания);

- проведение тренингов и учений в части использования инструмента и судового оборудования, охраны окружающей среды;

- мотивация членов машинной команды, создание позитивной и безопасной рабочей атмосферы в машинном отделении;

- проведение периодических бесед с механиками и членами машинной команды для их профессиональной оценки и выдачи служебных характеристик;

- участие в собраниях судового менеджмента;

- готовность заменить старшего механика в любой момент.

Очень часто второй механик это тот человек на судне, который решает проблемы. Практически любые. Например, на одном из пароходов, где я работал, в столовой висел плакат, на которым было написано: «Что-то случилось? Не паникуй – позвони второму механику». Считаю, что он доволно полно описывает квалификацию второго механика.

Вторыми механиками в компании становятся третьи механики после работы в должности в течение 5-10 лет. При этом за это время они обязательно должны поучаствовать хотя бы в одном судоремонте, получить не менее трёх положительных характеристик с рекомендацией к повышению от трёх разных старших механиков с трёх разных судов. Так мне встречались и молодые вторые механики на первом рейсе в должности, и «матёрые волки» со стажем в 20 и более лет. Потому что не каждый второй механик становится старшим.

Наш нынешний второй механик не просто матёрый, а уже сверхматёрый. Он из Кейптауна, ему 65 лет. Фактически он планировал списаться с флота и стать пенсионером после предыдущего контракта, но потребовалась срочная замена на нашем судне, а мы как раз были в Южной Африке. Он и приехал на пару месяцев. А заменил как раз молодого, только что повышенного второго механика. И сразу видна разница в подходе, в организации работ, слуебной дисциплине и соблюдении техники безопасности. У матёрого не забалуешь!

А Вы вышли бы ещё разок на работу на пару месяцев, будучи на заслуженном отдыхе?

На морском судне механики отвечают за главный, вспомогательный и аварийные двигатели, котельные установки, бесперебойную и безопасную работу всех механизмов и систем, а также за оперативное обнаружение и устранение любых поломок.

Судовые механики всегда на голову выше береговых. Если сломался какой-нибудь механизм на суше, то с ремонтом можно и повременить. А в море жизненно необходимо, чтобы всё работало бесперебойно, несмотря на любое время суток, погоду, физическое состояние механика (устал, голоден, хочет спать и т.д.). И если под рукой не окажется необходимой детали, то этому морскому универсалу просто необходимо как-то выкручиваться! Здесь нет магазина запчастей…

Судовые механики работают, преимущественно, в машинном отделении, в котором температура воздуха может достигать выше 40 градусов по Цельсию, при грохоте судовых дизелей, электромагнитных колебаниях, искусственном освещении.

Для того чтобы судно бесперебойно работало в море, механизмы и системы должны регулярно проверяться, обслуживаться и ремонтироваться. Чтобы вовремя заметить и предупредить неисправность, механики несут круглосуточную вахту по очереди — 4 часа через 8 часов.

Следить за палубными механизмами — тоже одна из обязанностей механиков. На судне, благодаря окружающей среде, постоянно концентрируется влага. Механизмы, установленные на палубе, находятся под её негативным влиянием. Поэтому их надо периодически прокручивать и смазывать, иначе они быстро подвергнутся коррозии.

Старший механик — главный в машинном отделении. Он отвечает за всю работу машинной команды.

Старший механик на судне важнейший человек, поэтому его называют Дедом и обязательно по отчеству.

Меня называли Михалычем, когда я дослужился до старшего механика. До получения этой должности я успел поработать и четвёртым, и третьим и вторым механиком.

Чтобы стать хорошим механиком нужно разбираться в механике, физике, математике, электротехнике, электронике. Быть ответственным, любить технику, проявлять смекалку, уметь работать руками и дружить головой, быстро реагировать на внештатные ситуации, не паниковать в стрессовых ситуациях.

Немного юмора по теме

Правила для судовых механиков

• Для четвёртого (молодого) механика:

Чтобы не ударить себе по пальцу, молоток держи двумя руками.

• Для третьего механика:

Чем больше ты сломал механизмов, тем больше у тебя опыта и вероятности стать вторым.

• Для второго механика:

Чем больше ты крутишь в руках сломанный механизм, тем больше вероятности, что он когда-нибудь починится.

• Для старшего механика:

Чтобы каждое утро не мучиться от сушняка, требуй от своих подчинённых безупречной работы гидрофора, от которого зависит водоснабжение на судне.

Английский для моряков / Морской английский

Duties of 2nd engineer

The 2nd engineer assists the Chief engineer for running the ship efficiently. (Второй механик является ассистентом старшего механика)
Second engineer is also in-charge of all the operational engineers and the crew of the engine room. (Команда машинного отделения находится под его руководством). He manages the engine room staff.(Он руководит персоналом машинного отделения) He distributes and assigns duties to all the engine crew members. (Он распределяет обязанности) He ensures their personnel safety and routine duties. (Он несет ответственность за их личную безопасность и выполнение повседневных обязанностей).He also plans the overall maintenance of all the machinery present in the engine room of the ship. (Он также планирует обслуживание механизмов)

Duties of 2nd Engineer
Second engineer is responsible for (Второй механик несет ответственность за )
- safety training of the engine crew ()
- operation and maintenance of life saving appliances and fire fighting appliances (работу и обслуживание спасательного и противопожарного оборудования )
- pollution prevention equipment onboard like (sewage plant, incinerator) (оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды (очистительная установка, мусоросжигательная печь)
- oil transfer operations carried out onboard including bunkering. (топливные операции, включая бункеровку )
- storing all the spares properly and keeping and maintaining record of the spares’ inventory. (хранение всех запчастей, ведение учета )
- for maintenance of all the engine room and deck machinery. (обслуживание всех механизмов в машинном отделении и на палубе)
- safe and efficient work of all machineries and safety systems (безопасную и эффективную работу всех механизмов и системы безопасности)
- familiarizing the crew member with safety features of the ship (ознакомление команды с средствами по безопасности на судне)
- training the crew members for various emergency situations (подготовка членов экипажа в аварийным ситуациям)
- keeping the engine room bilge clean of oil and oily water. All tank parameters are to be recorded for sludge and bilge system.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: