Борьба с преступностью это законодательные исполнительные или судебные

Обновлено: 25.04.2024

В основе формирования и развития правовой системы государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступ­ностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем

    1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,
    2. создания условий для исправления осужденных, а также
    3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

    Принципы уголовно-исполнительной политики:

      • законности,
      • равенства граждан перед законом,
      • гума­низма,
      • демократизма,
      • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

      Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

        1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
        2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
        3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
        4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

        Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

        Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.

        Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

        Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

        И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства — создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

        Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

        На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

          • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
          • здоровье людей, их материальное благополучие,
          • работа системы социальных служб;
          • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
          • создание условий для деятельности общественных формирований,
          • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
          • про­филактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

          Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

            • в демократизации деятельности исправительных учреждений,
            • в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
            • в привлечении общества в исправлении осужденных.

            Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

              1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
              2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
              3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
              4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
              5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

              Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

              Борьба́ с престу́пностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.

              Содержание

              Другие термины

              Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности. Тем не менее, в литературе встречаются и другие названия:

              • Уголовная политика, понимаемая как «генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путём выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [1] . А. И. Долгова отмечает, что в таком понимании уголовная политика может рассматриваться как тождественная борьбе с преступностью категория, либо как «политика борьбы с преступностью», определяющая её основные направления.
              • Война с преступностью. Термин "война" указывает на большую по сравнению с термином "борьба" ожесточённость противостояния, преобладание карательных и полицейских мер, направленных на полное уничтожение противника. А. И. Долгова указывает, что государство не должно относиться к своим гражданам, пусть и совершившим преступление, как к внешним врагам, что воздействие на преступность должно быть направлено не на уничтожение или изгнание преступников из общества, а на их возвращение к нормальной общественной жизни.
              • Компромисс. Данный термин предполагает поиск некоторого равновесия между интересами общества и интересами криминала, устраивающего обе стороны. А. И. Долгова указывает, что компромисс возможен лишь по отношению конкретных преступников или отдельных их контингентов, но не поотношению к преступности в целом и лишь в целях уменьшения вреда, причинённого обществу преступлением.
              • Контроль над преступностью. Теория контроля над преступностью основана на учении Эмиля Дюркгейма о преступности как нормальном социальном явлении, вечно существующем в обществе, с которым невозможно и нецелесообразно бороться, и которое надо лишь контролировать, чтобы оно не выходило за определённые рамки.
              • Противодействие преступности. А. И. Долгова отмечает, что этот термин не отражает активной роли государства и общества в борьбе с преступностью, направленной не только на пресечение преступлений, но и на их предупреждение.
              • Воздействие на преступность. А. И. Долгова указывает, что термин "воздействие" предполагает однонаправленность действия, в то время как преступность активно противостоит государству, порождая новые криминальные детерминанты и усиливая действие уже существующих (самодетерминация преступности).

              Задачи борьбы с преступностью

              В криминологии долгое время оставался спорным вопрос о возможности победы в борьбе с преступностью, полной ликвидации преступности как социального явления. Высказывались крайние точки зрения: от признания преступности нормальным социальным явлением, полная ликвидация которого не только невозможна, но и пагубна для общества (Э. Дюркгейм), и до утверждений о неминуемом отмирании преступности в ходе общественного прогресса (марксистская криминология).

              Современная криминология исходит из положения о том, что хотя причины и условия преступности присущи любому обществу (и, следовательно, её полное искоренение является невозможным), она является несомненно вредным явлением, к минимизации масштабов которого нужно стремиться. Задача государства и общества в борьбе с преступностью, таким образом, состоит в том, чтобы не допустить расширения сферы влияния преступности, по возможности стремиться к уменьшению её негативных последствий, не допускать тех её проявлений, которые можно предотвратить без чрезмерных усилий.

              Принципы борьбы с преступностью

              Выделяются следующие основополагающие начала борьбы с преступностью:

              • Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.
              • Достижение невыгодности совершения преступления.
              • Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).
              • Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.
              • Личная ответственность виновного за совершение преступления.
              • Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.
              • Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.
              • Контроль общества над правоохранительной системой.
              • Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер. граждан и юридических лиц перед законом.
              • Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.
              • Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

              Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

              Государственные органы

              Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

              • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
              • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
              • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

              Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

              Борьба́ с престу́пностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.

              Содержание

              Другие термины

              Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности. Тем не менее, в литературе встречаются и другие названия:

              • Уголовная политика, понимаемая как «генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путём выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [1] . А. И. Долгова отмечает, что в таком понимании уголовная политика может рассматриваться как тождественная борьбе с преступностью категория, либо как «политика борьбы с преступностью», определяющая её основные направления.
              • Война с преступностью. Термин "война" указывает на большую по сравнению с термином "борьба" ожесточённость противостояния, преобладание карательных и полицейских мер, направленных на полное уничтожение противника. А. И. Долгова указывает, что государство не должно относиться к своим гражданам, пусть и совершившим преступление, как к внешним врагам, что воздействие на преступность должно быть направлено не на уничтожение или изгнание преступников из общества, а на их возвращение к нормальной общественной жизни.
              • Компромисс. Данный термин предполагает поиск некоторого равновесия между интересами общества и интересами криминала, устраивающего обе стороны. А. И. Долгова указывает, что компромисс возможен лишь по отношению конкретных преступников или отдельных их контингентов, но не поотношению к преступности в целом и лишь в целях уменьшения вреда, причинённого обществу преступлением.
              • Контроль над преступностью. Теория контроля над преступностью основана на учении Эмиля Дюркгейма о преступности как нормальном социальном явлении, вечно существующем в обществе, с которым невозможно и нецелесообразно бороться, и которое надо лишь контролировать, чтобы оно не выходило за определённые рамки.
              • Противодействие преступности. А. И. Долгова отмечает, что этот термин не отражает активной роли государства и общества в борьбе с преступностью, направленной не только на пресечение преступлений, но и на их предупреждение.
              • Воздействие на преступность. А. И. Долгова указывает, что термин "воздействие" предполагает однонаправленность действия, в то время как преступность активно противостоит государству, порождая новые криминальные детерминанты и усиливая действие уже существующих (самодетерминация преступности).

              Задачи борьбы с преступностью

              В криминологии долгое время оставался спорным вопрос о возможности победы в борьбе с преступностью, полной ликвидации преступности как социального явления. Высказывались крайние точки зрения: от признания преступности нормальным социальным явлением, полная ликвидация которого не только невозможна, но и пагубна для общества (Э. Дюркгейм), и до утверждений о неминуемом отмирании преступности в ходе общественного прогресса (марксистская криминология).

              Современная криминология исходит из положения о том, что хотя причины и условия преступности присущи любому обществу (и, следовательно, её полное искоренение является невозможным), она является несомненно вредным явлением, к минимизации масштабов которого нужно стремиться. Задача государства и общества в борьбе с преступностью, таким образом, состоит в том, чтобы не допустить расширения сферы влияния преступности, по возможности стремиться к уменьшению её негативных последствий, не допускать тех её проявлений, которые можно предотвратить без чрезмерных усилий.

              Принципы борьбы с преступностью

              Выделяются следующие основополагающие начала борьбы с преступностью:

              • Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.
              • Достижение невыгодности совершения преступления.
              • Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).
              • Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.
              • Личная ответственность виновного за совершение преступления.
              • Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.
              • Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.
              • Контроль общества над правоохранительной системой.
              • Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.
              • Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.
              • Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.
              • Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

              Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

              Государственные органы

              Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

              • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
              • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
              • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

              Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

              Борьба́ с престу́пностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.

              Содержание

              Другие термины

              Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности. Тем не менее, в литературе встречаются и другие названия:

              • Уголовная политика, понимаемая как «генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путём выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [1] . А. И. Долгова отмечает, что в таком понимании уголовная политика может рассматриваться как тождественная борьбе с преступностью категория, либо как «политика борьбы с преступностью», определяющая её основные направления.
              • Война с преступностью. Термин "война" указывает на большую по сравнению с термином "борьба" ожесточённость противостояния, преобладание карательных и полицейских мер, направленных на полное уничтожение противника. А. И. Долгова указывает, что государство не должно относиться к своим гражданам, пусть и совершившим преступление, как к внешним врагам, что воздействие на преступность должно быть направлено не на уничтожение или изгнание преступников из общества, а на их возвращение к нормальной общественной жизни.
              • Компромисс. Данный термин предполагает поиск некоторого равновесия между интересами общества и интересами криминала, устраивающего обе стороны. А. И. Долгова указывает, что компромисс возможен лишь по отношению конкретных преступников или отдельных их контингентов, но не поотношению к преступности в целом и лишь в целях уменьшения вреда, причинённого обществу преступлением.
              • Контроль над преступностью. Теория контроля над преступностью основана на учении Эмиля Дюркгейма о преступности как нормальном социальном явлении, вечно существующем в обществе, с которым невозможно и нецелесообразно бороться, и которое надо лишь контролировать, чтобы оно не выходило за определённые рамки.
              • Противодействие преступности. А. И. Долгова отмечает, что этот термин не отражает активной роли государства и общества в борьбе с преступностью, направленной не только на пресечение преступлений, но и на их предупреждение.
              • Воздействие на преступность. А. И. Долгова указывает, что термин "воздействие" предполагает однонаправленность действия, в то время как преступность активно противостоит государству, порождая новые криминальные детерминанты и усиливая действие уже существующих (самодетерминация преступности).

              Задачи борьбы с преступностью

              В криминологии долгое время оставался спорным вопрос о возможности победы в борьбе с преступностью, полной ликвидации преступности как социального явления. Высказывались крайние точки зрения: от признания преступности нормальным социальным явлением, полная ликвидация которого не только невозможна, но и пагубна для общества (Э. Дюркгейм), и до утверждений о неминуемом отмирании преступности в ходе общественного прогресса (марксистская криминология).

              Современная криминология исходит из положения о том, что хотя причины и условия преступности присущи любому обществу (и, следовательно, её полное искоренение является невозможным), она является несомненно вредным явлением, к минимизации масштабов которого нужно стремиться. Задача государства и общества в борьбе с преступностью, таким образом, состоит в том, чтобы не допустить расширения сферы влияния преступности, по возможности стремиться к уменьшению её негативных последствий, не допускать тех её проявлений, которые можно предотвратить без чрезмерных усилий.

              Принципы борьбы с преступностью

              Выделяются следующие основополагающие начала борьбы с преступностью:

              • Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.
              • Достижение невыгодности совершения преступления.
              • Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).
              • Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.
              • Личная ответственность виновного за совершение преступления.
              • Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.
              • Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.
              • Контроль общества над правоохранительной системой.
              • Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.
              • Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.
              • Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.
              • Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

              Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

              Государственные органы

              Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

              • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
              • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
              • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

              Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

              Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Она определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

              Внутреннее содержание указанной политики слагается из раз­личных ее направлений (элементов), таких как

                • уголовно-правовая политика,
                • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
                • уголовно-исполнительная политика,
                • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

                Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступ­лений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждение рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

                Уголовная политика включает в себя и политику в области про­филактики преступлений, также направленную на борьбу с пре­ступностью. Критерий разграничения уголовной политики и иной политики, связанной с правонарушениями и другими негативными явлениями, — ее направляющая деятельность в борьбе с преступ­ностью и закрепление главным образом в отраслях уголовно-пра­вового комплекса (борьба с такими явлениями, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, а также с администра­тивными правонарушениями входит в сферу социальной и правоо­хранительной политики).

                Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выде­лилась из уголовной политики. Составной частью единой уголовной политики является уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуали­зацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, си­стему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания.

                Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

                Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

                Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

                Автор статьи

                Куприянов Денис Юрьевич

                Куприянов Денис Юрьевич

                Юрист частного права

                Страница автора

                Читайте также: