Лица не достигшие совершеннолетия не могут быть представителями в суде логика

Обновлено: 26.04.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Упражнение 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами 1.1 Студенты МГЮА (М) изучают гражданское право. (Р) Большая посылка Никитин (S) - студент МГЮА (М) Меньшая посылка

Никитин (S) изучает гражданское право (Р) 1.2 Ни один невиновный (М) не должен быть привлечен к уголовной ответственности (Р) Большая посылка Н.(S) - Невиновен (М)

Н.(S) не должен быть привлечен к уголовной ответственности (Р)

Данная сделка является недействительной, так как она незаконна, а всякая незаконная сделка недействительна Всякая незаконная сделка (М) недействительна.(Р) Большая посылка.

Данная сделка(S) незаконная (М). Меньшая посылка.

Данная сделка (S) недействительна (Р)

Упражнение 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила нарушены .1 Некоторые студенты МГЮА (М) сдали досрочно зачет по логике. (Р) Большая посылка Некоторые студенты МГЮА (М) - заочники.

Если обе посылки частноутвердительные суждения, то вывод сделать нельзя согласно 2-му правилу терминов: в частноутвердительном суждении ни субъект, ни предикат не распределены, поэтому и средний термин не распределен ни водной из посылок. .2 Лица, не достигшие совершеннолетия,(М) не могут быть представителями в суде.(Р) Большая посылка Н. (S) не может быть представителем в суде (М)

Н. (S) не достиг совершеннолетия. (Р) Нарушено 1 правило посылок: хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. Заключение с необходимостью не следует. 2.3 Супруги (М) должны материально поддерживать друг друга. (Р) Большая посылка М. и Н. (S) материально поддерживают друг друга (М)

М. и Н. (S) - супруги. (Р)

Заключение с необходимостью не следует. S распределен, а Р не распределен. Нарушено 3 правило: термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении. 2.4 Лица, занимающиеся мошенничеством,(М +) привлекаются к уголовной ответственности.(Р -) П. (S+) мошенничеством не занимался. (М+)

П. (s+) не привлекается к уголовной ответственности. (Р-)

Заключение не следует с необходимостью. Нарушено 3 правило терминов. 2.5 Некоторые офицеры ВДВ (М-) имеют боевые награды Некоторые военнослужащие (S-) - офицеры ВДВ (М)

Некоторые военнослужащие(S-) имеют боевые награды (Р-)

Если обе посылки частноутвердительные суждения, то вывод сделать нельзя согласно 2-му правилу терминов: в частноутвердительном суждении ни субъект, ни предикат не распределены, поэтому и средний термин не распределен ни водной из посылок. 2.6 Сочинения А.С. Пушкина (М) нельзя прочитать за один день. (Р+) «Медный всадник»(S-) - сочинение А.С. Пушкина (М)

«Медный всадник» (S-) нельзя прочитать за один день (Р)

Нарушено 4 правило: если одна из посылок - частное суждение, то и заключение должно быть частным.

Заключение с необходимостью не следует.

Упражнение 3. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру, если заключение с необходимостью не следует, укажите, какое правило фигуры нарушено .1 Все студенты юридических вузов (М) изучают логику. (Р-) Николаев (S-) не студент юридического вуза (М+)

1.Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна.
2.Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным.
3.Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.
4.Статья 181 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свидетель К. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.
5.Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…
6.Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…
7.Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.
8.Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам, следовательно…
9.Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь.

1. ложь
2. ложь
3. ложь
4. истина
5. следовательно ничего
6. гр. П достиг совершеннолетия
7. ложь
8. либо они не вещественные доказательства, либо это вещдоки, но они остались в деле, либо срок хранения дела истек.
9. истина

1.Какие умозаключения называются непосредственными? Назовите их виды.

2.Привести схемы превращений. На каком правиле основана операция превращения?

3.В чем смысл операции превращения? Что называют «чистым» обращением, обращением с ограничением? На какое правило опирается операция обращения?

4.Охарактеризовать операцию противопоставление предикату. Привести схемы данных операций.

5.Вчем сущность умозаключений по логическому квадрату? По каким принципам строятся данные умозаключения?

6.Что такое простой категорический силлогизм? Назвать структуру простого категорического силлогизма. Каким правилам подчиняется данный вид умозаключений?

7.Дать понятие правильных фигур и правильных модусов проcтого категорического силлогизма.

Упражнение 1.Сделать вывод путем превращения, составить схему вывода.

Пример: (О) Некоторые преступления (S) не являются умышленными (р)

(I) Некоторые преступления (S) являются неумышленными (ךр)

1.1.Все студенты нашей группы являются успевающими. 1.2.Ни одна захватническая война не является справедливой. 1.3.Некоторые предприятия нерентабельны. 1.4.Это решение суда необоснованно. 1.5.Все дороги ведут в Рим. 1.6.Некоторые юристы – адвокаты. 1.7.Все адвокаты – юристы. 1.8.Ни одно простое решение не является подготовленным.

Упражнение 2.Сделать вывод (если это возможно) путем обращения, составить схему вывода.

(А) Все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-)

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+)

2.1.Работники милиции принимают присягу. 2.2.Некоторые студенты АмГУ - первокурсники. 2.3.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. 2.4.Некоторые ученые (и только ученые) академики. 2.5.Все преступления - общественно опасные деяния. 2.6.Ни один математик не знает историю. 2.7.Все знающие историю – историки. 2.8. Все счастливые люди добры.

Упражнение 3.Сделать вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату, проверить правильность с помощью превращения и обращения.

(А) Всякое государство (S) является политической организацией (Р)

(Е) Ни одна не политическая организация (не-Р) не является государством (S)

Проверим с помощью превращения и обращения:

(А) Всякое государство (S) является политической организацией (Р)

(Е) Ни одно государство (S) не является не политической организацией (не-Р)

(Е) Ни одна не политическая организация (не-Р) не является государством (S)

3.1.Все следователи - юристы. 3.2.Некоторые врачи - невропатологи.. 3.3.Всякий закон является нормативно-правовым актом. 3.4.Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. 3.5.Не все рефлексы животных являются безусловными. 3.6.Все математики играют в шахматы. 3.7.Некоторые европейские страны – члены НАТО. 3.8.Ничто приятное не является необходимым.

Упражнение 4.Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразить в круговых схемах отношения между терминами.

1. Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право на образование (Р)

2. Новиков (S) – гражданин Российской Федерации (М)

3. Новиков (S) имеет право на образование (Р)

1-е суждение – большая посылка; 2-е – меньшая посылка; 3-е – заключение.


В круговых схемах:

4.1.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен. 4.2.Закон исключенного третьего - закон мышления, он впервые сформулирован Аристотелем. Значит, некоторые законы мышления сформулированы Аристотелем. 4.3.Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Р. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение своей доли другому лицу.

4.4. Некоторые морские животные – млекопитающие , ведь все киты – морские животные, и все они – млекопитающие. 4.5.С. – умный человек, потому что он не сделал этого, как и любой умный человек. 4.6.Если он не хотел похитить эту вещь, то зачем же он ее спрятал, как делает любой похититель?

Упражнение 5.Сделать вывод из посылок; при помощи общих правил силлогизма установить, следует ли заключение с необходимостью.

1. Делаем вывод из посылок:

Лицо, совершившее разбойное нападение (Р+), привлекается к уголовной ответственности (М-).

П. (S) привлекается к уголовной ответственности (М-)

П. (S) совершил разбойное нападение (Р-).

2.Из анализа посылок устанавливаем, что средний термин (М), занимающий место предиката в посылках, не распределен ни в одной из них. Нарушено 2-е правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение не достоверно.

5.1.Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. 5.2.Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. М. не может быть представителем в суде. 5.3.Каждый учебник – полезная книга, так как он несет информацию, а всякая полезная книга несет информацию. 5.4.Многие разрешимые задачи кажутся сначала неразрешимыми. Все разрешимые задачи рано или поздно решаются. Поэтому большинство кажущихся сначала неразрешимыми задач рано или поздно решается. 5.5.Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудности при сдаче экзаменов. Но поскольку некоторые студенты не являются такими учащимися, они не испытывают трудностей при сдаче экзаменов. 5.6.Некоторые политические партии не имеют определенной экономической программы, а ни одна, не имеющая такой программы, партия не может рассчитывать на победу. Значит, некоторые политические партии не могут рассчитывать на победу.

Упражнение 6.На основании трех данных понятий построить правильный силлогизм, определить его фигуру и модус.

Нам даны три понятия: Мошенничество; преступление; наказуемое деяние.

1. Всякое преступление(М) – наказуемое деяние(Р)

2. Мошенничество(S) – преступление(М)

3. Мошенничество(S) – наказуемое деяние(P)

Силлогизм построен по первой фигуре, модус ААА; модус является для первой фигуры правильным, следовательно, и силлогизм правильный.

6.1Гребля; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 6.2. Мышьяк; яд; лекарство. 6.3.Петр I; император; государственный деятель.

Для решения задачи воспользуемся алгоритмом анализа правильности простого категорического силлогизма.

1. Записать рассуждение в виде умозаключения, т.е. определить в составе рассуждения посылки и заключение. Записать их по порядку, отделяя посылки от заключения чертой. Суждения, которые не являются посылками и заключением в умозаключение не записываются.

2. Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно буквами S и Р (составные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой).

3. Перенести обозначения S и Р в посылки и определить средний термин, обозначив его буквой М. Если необходимо, преобразовать посылки и заключение так, чтобы их грамматическая форма соответствовала логической.

4. Проверить идентичность терминов в посылках и заключении. Если терминов больше трех, анализ силлогизма прекращается и делается вывод, что умозаключение неправильное, поскольку нарушено правило силлогизма (произошло учетверение термина). Если термины выражены противоречащими понятиями (например: М и не-М), то необходимо произвести с одной из посылок операцию превращения, либо операцию противопоставление предикату (субъекту). Если термины идентичны в обеих посылках, анализ продолжается.

5. Записать схему умозаключения, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.

6. Определить фигуру и модус силлогизма. Если модус умозаключения соответствует правильным модусам данной фигуры, анализ прекращается и делается вывод о правильности умозаключения.

7. Если модус умозаключения не соответствует правильным модусам данной фигуры, необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определяется распределенность терминов в силлогизме, и проверяются все общие правила силлогизма. Определив, какое правило нарушено делается вывод о неправильности данного умозаключения

Пример 1.

«Судья Н. не может участвовать в рассмотрении данного дела, так как он - родственник потерпевшего С., а судья, являющийся родственником потерпевшего, не может участвовать в рассмотрении дела».

Решение:

1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:

2. «Судья Н.» - субъект заключения (S), «Человек, который может участвовать в рассмотрении данного дела» - предикат заключения (Р)

3. Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «Родственник потерпевшего С.» (М)

4. Термины в посылках и заключении идентичны

5. Схема умозаключения:

6. Для определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок (Рис. 38):

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: I фигура

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ААА

7. Данный модус ААА является правильным модусом I фигуры силлогизма, следовательно, умозаключение является правильным, а заключение, полученное в результате рассуждения — достоверным.

Пример 2.

«Юрист может быть членом коллегии адвокатов, значит некоторые сотрудники нашего коллектива — члены коллегии адвокатов, так как у нас работают только юристы».

Решение:

1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:

2. «Сотрудники нашего коллектива» - субъект заключения (S), «Члены коллегии адвокатов» - предикат заключения (Р)

3. Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «Юристы» (М)

4. Термины в посылках и заключении идентичны

5. Схема умозаключения:

6. Для определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок (Рис. 39):

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: I фигура

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: IАI

7. Данный модус IАI является неправильным модусом I фигуры силлогизма

8. Необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определим распределенность терминов в посылках и заключении, и проверим общие правила силлогизма:

Средний термин силлогизма является нераспределенным в обеих посылках, нарушено правило о распределенности среднего термина. Следовательно, умозаключение является неправильным, а заключение не следует с необходимостью из посылок.

Пример 3.

«На свидетеля К. статья 181 УК РФ не распространяется, так как он заведомо ложных показаний не давал, а эта статья распространяется только на людей давших заведомо ложные показания».

Решение:

1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:

2. «Свидетель К.» - субъект заключения (S), «человек, на которого распространяется статья 181 УК РФ» - предикат заключения (Р).

3. Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «люди, давшие заведомо ложные показания» (М).

4. Для того чтобы средний термин был идентичен в обеих посылках, необходимо произвести перестановку субъекта и предиката в первой посылке (т.е. произведем операцию обобщения) - «Все люди. давшие заведомо ложные показания (М) есть люди. на которых распространяется статья 181 УК РФ (Р)»

5. Схема умозаключения:

6. Для определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок (Рис. 40):

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: I фигура.

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ААА

7. Данный модус ААА является правильным модусом I фигуры силлогизма, следовательно, умозаключений является правильным, а заключение, полученное в результате рассуждения — достоверным.

Задание 2.

Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

Для решения задачи воспользуемся следующим алгоритмом:

1. Записать суждения как посылки умозаключения.

2. Определить средний термин, обозначив его буквой М (составные М подчеркнуть одной сплошной чертой).

3. Исключив средний термин их рассуждения, соединить оставшиеся понятия в простое суждение. Данное суждение — заключение.

4. Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно, буквами S и Р (составные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой). Перенести обозначения S и Р в посылки.

5. Проверить идентичность терминов в посылках и заключении. Если термины выражены противоречащими понятиями (например: М и не-М), то необходимо произвести с одной из посылок операцию превращения либо противопоставление предикату (субъекту).

6. Записать схему умозаключения, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.

7. Определить фигуру и модус силлогизма. Если модус умозаключения соответствует правильным модусам данной фигуры, анализ прекращается и делается вывод о правильности умозаключения.

8. Если модус умозаключения не соответствует правильным модусам данной фигуры, необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определяется распределенность терминов в силлогизме, и проверяются все общие правила силлогизма. Определив, какое правило нарушено делается вывод о неправильности данного умозаключения

Пример 1.

«Лица не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. достиг совершеннолетия. Следовательно. »

Решение:

1. Запишем суждения как посылки умозаключения:

«Лица, не достигшие совершеннолетия (не-М), не могут быть представителями сторон в суде (Р)».

«Гражданин П. (S) достиг совершеннолетия (М)».

2. Определим средний термин: в первой посылке - «Лица, не достигшие совершеннолетия» (не-М); во второй посылке - «Человек, достигший совершеннолетия» (М)

3. Исключив средний термин их рассуждения, соединяем оставшиеся понятия в заключение — «Гражданин П. (S) является представителем сторон в суде (Р)».

4. Определяем субъект и предикат заключения. Определяем в посылках больший и меньший термин.

5. Проверим идентичность терминов в посылках. Так как средний термин выражен противоречащими понятиями («лица, не достигшие совершеннолетия» (не-М); «человек, достигший совершеннолетия» (М)), необходимо произвести преобразование одной из посылок. Для этого с большей посылкой произведем операцию противопоставления субъекту:

Большая посылка после преобразований примет следующий вид: «Все представители сторон в суде (Р) есть люди, достигшие совершеннолетия (М)».

6. Схема умозаключения:

Для того чтобы определить фигуру силлогизма графическиизобразим структуру посылок (Рис. 41):

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: II фигура.

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ААА

7. Данный модус ААА не является правильным модусом II фигуры силлогизма. Необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определим распределенность терминов в силлогизме, и проверим общие правила силлогизма:

Средний термин силлогизма является нераспределенным в обеих посылках, нарушено правило о распределенности среднего термина. Следовательно, умозаключение является неправильным, а заключение не следует с необходимостью из посылок.

1. Обвиняемый имеет право на защиту. Н. обвиняемый. 2. Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному языку не получил.

3. Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна. 4. Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. 5. Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы. Заведомо незаконный арест — преступление против правосудия. 6. Пропаганда войны — государственное преступление, а государственные преступления наказуемы. 7. Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг.

Упражнение 43. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью*. Определите фигуру силлогизма.

Ö Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной ответственности.

П. привлекается к уголовной ответственности .

Лицо, совершившее разбойное нападение (Р + ), привлекается к уголовной ответственности (М -- ).

П. (S + ) привлекается к уголовной ответственности (М -- ).

Вывод: П. (S + ) совершил уголовное нападение (Р -- ).

Анализ посылок показывает: средний термин не распределен ни в одной из них, то есть нарушено 2-е правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение не достоверно. 2-я фигура ПКС.

1. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. 2. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов свидетель. 3. Лица не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде. 4. Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности. Н. кражу личного имущества не совершал. 5. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты — любители эстрады. 6. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие — офицеры. 7. Человек осваивает космическое пространство. Сорокин — человек. 8. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобожден от уголовной ответственности. 9. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. поддерживают друг друга. 10. Картошка - не ананас. Все ананасы приятны на вкус. 11. Некоторые стихи оригинальны. Ни одна оригинальная работа не пишется по заказу. 12. Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы — секретари. 13. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах. 14. Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья. Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка. 15. Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит — приятная неожиданность. 16. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: