Что такое мгс в суде

Обновлено: 04.05.2024

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Есть и элементарные правила поведения в суде. Так, к судье не принято обращаться по имени-отчеству или же используя фразу «Ваша честь». Лучше всего для обращения подходит формулировка «Уважаемый суд». В тот момент, когда судья заходит в зал, следует вставать. Также присутствующие встают при заслушивании решения (т.е. на заключительном этапе разбирательств). Нередко заседания проходят долго, а их начало задерживается, поэтому перед посещением судебного органа это нужно учитывать.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


3 августа 1932 г. постановлением исполкома Моссовета был создан Московский городской суд. Соответствующее решение коллегии НКЮ состоялось только 13 декабря этого года, а высших органов государственной власти – еще позднее. За более чем полувековой период деятельности структура советского Мосгорсуда неоднократно корректировалась, причем наиболее радикальные изменения произошли в годы Великой Отечественной войны. 10 ноября 1941 г. Управление НКЮ РСФСР по г. Москве распорядилось "переформировать" Мосгорсуд в городской военный трибунал. На место участковых народных судов пришли учрежденные в приказном порядке сессии военного трибунала, каждая – в составе трех постоянных членов. Трибуналы действовали по упрощенной процедуре, рассматривая дела в течение не более трех дней, руководствуясь как действующим Уголовным кодексом, довоенными указами, так и законами военного времени. Их окончательные и обжалованию не подлежащие приговоры следовало приводить в исполнение немедленно.

Архив Московского военного трибунала не сохранился (несколько тысяч его дел, хранившиеся в Мосгорсуде, как "потерявшие практическую ценность" были уничтожены в начале 1960-х гг.; судьба десятков тысяч остальных неизвестна), но и из имеющихся разрозненных документов видно, что даже за незначительные преступления он выносил суровые приговоры.

В годы войны несколько десятков московских судей были призваны в действующую армию, на фронт ушло 12 членов Мосгорсуда. Свыше 60 сотрудников столичного суда были награждены боевыми орденами и медалями, более 20 – медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

Первым председателем Мосгорсуда был назначен И. А. Смирнов. 16 декабря 1932 г. он издал приказ по Мосгорсуду № 1, которым извещал подчиненных о своем вступлении в должность. Первоначально его ведомство заняло несколько комнат в здании областного суда в доме №13 по улице Воровского (ныне вновь Поварской), но вскоре получило собственное помещение на ул. Каланчевской, 46.


В 1934 г. Московский городской суд въехал в трехэтажный дом №43 по той же улице, где и помещался в течение почти 60 последующих лет.

Московский городской суд и подведомственные ему участковые, а затем и районные судебные учреждения всегда находились под партийным контролем, который отнюдь не исчерпывался подбором и расстановкой кадров. Нередко к вопросам "укрепления социалистической законности" и "дальнейшего улучшения работы судебных и прокурорских органов" обращались съезды правящей партии и ее ЦК.

В годы, когда должность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) занимал И.В. Сталин, в числе сотен тысяч необоснованно репрессированных оказались многие судебные деятели – судьи Верховных судов РСФСР и СССР, союзных и автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов.

Для московского судейского корпуса эти страшные годы также не прошли бесследно. В ночь на 11 марта 1938 как выдвиженец "врага народа" Н.В. Крыленко был арестован председатель Мосгорсуда И.А. Смирнов. Только в 1976 г. для рассмотрения дисциплинарных проступков судей в составе МГС была создана специальная коллегия по дисциплинарным делам под председательством члена президиума Мосгорсуда М.Н. Макаровой.


Подбор кандидатов в народные судьи руководители московской юстиции также передоверяли партийным учреждениям, вернее – не могли поступить иначе.

В 1930–1980-е гг. продолжением декретного законодательства первых лет советской власти явилось судопроизводство по указам и постановлениям ЦИК, президиума Верховного Совета и Совнаркома (впоследствии – Совета Министров) СССР. В середине – второй половине 1930-х гг. вновь стала расширяться практика упрощенного судопроизводства, а уголовное законодательство развиваться в направлении ужесточения санкций.

Результатом подобной уголовно-правовой политики, констатируют современные специалисты, стал последовательный рост числа осужденных к лишению свободы и содержащихся в местах заключения.

Смерть И.В. Сталина в начале марта 1953 г. повлекла за собой заметное смягчение карательной политики государства в целом, но особенно в отношении политических преступников и преступлений против порядка управления.

Постановление ЦК КПСС от 19 января 1955 г. "О мерах дальнейшего укрепления социалистической законности" и последовавшее затем одноименное постановление Московского комитета партии указали на необходимость строжайшего соблюдения советских законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. На совещании в МГК КПСС, проведенном в этой связи, были отмечены ошибки судебных коллегий и подвергнута критике работа отдельных членов Московского городского суда.

В октябре 1960 г. были введены в действие новый республиканский Закон о судоустройстве, а также обновленные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Новый уголовный кодекс сократил максимальный срок лишения свободы до 10 лет, смягчив меры наказания преступникам, не представляющим большой общественной опасности;


"Суды, судьи – не механические исполнители закона, [они] не должны штамповать приговоры, решения, – подчеркивал председатель Мосгорсуда Л. А. Громов. – У народных судей к каждому делу должен быть творческий подход с учетом конкретных обстоятельств, особенностей, причин, условий, связанных с ним". Все эти, казалось бы, азбучные истины, стали для тогдашней советской судебно-карательной системы большой новацией и бесспорным шагом в сторону цивилизованного правосудия.

С 1 июля 1963 г. в Мосгорсуде начал функционировать специальный состав судей для рассмотрения в кассационном порядке дел о преступлениях, совершенных подростками.

В годы, когда пост главы страны занимал Н.С Хрущев, важный сдвиг произошел и в кадровой политике столичного суда. Судейский корпус стал целенаправленно профессионализироваться, судья без высшего юридического образования и солидного стажа работы по специальности стал редкостью, заместительство профессиональных судей народными заседателями было отменено.

В результате, как по количеству сотрудников и их качественному составу, так и по числу рассмотренных дел Мосгорсуд превратился в одно из крупнейших и наиболее авторитетных судебных учреждений страны. Неудивительно, что в послевоенные годы председателями Мосгорсуда становились крупные государственные деятели в области юриспруденции.

Системный кризис, поразивший советское общество на рубеже 1980–1990-х гг., не обошел и московские судебные учреждения, нагрузка на которые продолжала расти.

Концепция судебной реформы РСФСР, подготовленная в 1991 г. и одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября этого года, констатировала, что российская судебная система переживает глубочайший кризис. Окончательный отказ от пороков судебной системы тоталитарного прошлого, возврат к установлению подлинной независимости судебной власти и построению новой судебной системы с учетом отечественного и мирового опыта, стали, таким образом, неизбежными.


Вступив на должность председателя городского суда 13 октября 1986 года, В. М. Лебедев в первую очередь обратил внимание на подбор судебных кадров и обеспечение суда новыми помещениями. При его участии началось оформление документации на возведение нового здания столичного суда.

11 октября 1989 г. впервые в истории Московского городского суда на должность председателя была назначена женщина – З. И. Корнева. В начале 1990-х гг. пришлось решать массу проблем переходного периода. Многие судьи не выдерживали огромных нагрузок и увольнялись. Найти замену ушедшим судьям, сформировать достойный столичных судов кадровый резерв становится задачей номер один для председателя Московского городского суда.

В эти непростые годы в городском суде впервые формировалась практика по новым категориям дел: выборы, обжалование действий правительства, защита чести и достоинства высших должностных лиц. Усилия были направлены на обеспечение независимости судей при принятии таких сложных правовых решений.

29 декабря 2000 г. председателем Московского городского суда назначена О. А. Егорова. Новый председатель поставила на особый контроль формирование руководящего состава Московского городского суда, заполнение вакансий в городском и районных судах, обеспечение доступности к правосудию, ликвидацию судебной волокиты и, что самое главное, воплощение в жизнь судебной реформы, в частности, создание мировой и ювенальной юстиции и суда присяжных в г. Москве.

Что касается создания института мировых судей, то здесь Москва выбрала отличный от других субъектов путь. Он позволил работать на перспективу. Столица пошла по направлению создания в первую очередь материально-технической базы для работы мировых судей, а уже в последующем – комплектования корпуса мировых судей и их назначения. Кандидаты в мировые судьи в течение полугода проходили интенсивную подготовку и обучение под контролем руководства городского суда. Первые 20 мировых участков открылись в июне 2002, и на сегодняшний день в Москве, как ни в одном другом субъекте, созданы достойные условия для мировых судей.


К введению института суда присяжных судебное сообщество отнеслось весьма серьезно, велась сложная подготовка, решалось множество проблем, и в 2003 году он наконец появился.

Вместе с тем, в мае 2005 года председателем Московского городского суда О. А. Егоровой был образован специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних.

Во исполнение концепции открытости деятельности государственных органов, председателем Московского городского суда была организована работа Отдела по связям со средствами массовой информации и общественностью и создан официальный сайт Московского городского суда. А в 2011 году в столице впервые начала свою работу Общественная комиссия по взаимодействию с органами судейского сообщества г. Москвы - уникальный орган, в состав которого вошли судьи, главы ведущих средств массовой информации и правозащитных организаций. На сегодняшний день Комиссия является важным инструментом открытого диалога с обществом.

При активном участии председателя О.А. Егоровой за прошедшие 10 лет была практически решена проблема отсутствия помещений у районных судов и Московского городского суда. В 2002 году был открыт современный комплекс зданий Московского городского суда общей площадью 45 тыс. кв. м., а в 2012 – новый апелляционный корпус Московского городского суда. Дворец Правосудия на Богородском валу не раз становился победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства», а О.А. Егоровой присуждена премия Правительства России. Таким образом, благодаря талантливому руководству, московская судебная система сумела преодолеть кризис и полностью перестроиться в соответствии с духом нового времени.

Материал взят из книги «Московский городской суд: исторические очерки»

Юристы рассказали, как найти в суде свой зал заседаний

Почему истца нет на заседании апелляции? Может, он решил не приходить. Или не получил письмо с повесткой, потому что живет не по тому адресу, где прописан. Но если дело слушается в Мосгорсуде, то, возможно, он просто сидит не у той двери, когда его дело рассматривают в другом зале. Так случилось с одним истцом. Он дошел с этой историей до Верховного суда. Указывать в повестке сразу три зала судебных заседаний – это нормальная практика для МГС, говорят юристы.

Истец Олег Гришин* пропустил заседание в Мосгорсуде и дошел до Верховного суда, доказывая, что все произошло не по его вине. А началось все с того, что Гришин получил повестку, где были указаны залы «№ 325, 328, 333». Когда он пришел в Мосгорсуд на заседание, он изучил список, где было сказано, что его дело рассмотрят в зале № 325. Гришин сел напротив двери и стал ждать. А в это время апелляционная тройка судей разобрала его жалобу в зале № 328. Причем с участием ответчиков, которые сориентировались вовремя. Что же касается Гришина, Мосгорсуд решил, что его известили надлежащим образом. Иными словами, он сам виноват, что не пришел. Гришин попробовал пожаловаться в кассационную инстанцию Мосгорсуда, но не вышло. В отказном определении написано, что в зал № 328 вызывали устно.

После этого истец обратился в Верховный суд, который встал на его сторону и отменил определение. Известить надлежащим образом – значит сообщить о переносе рассмотрения дела из одного зала в другой, отметила коллегия ВС под председательством Вячеслава Горшкова. Но доказательств этого в деле не было. Кроме того, участие ответчиков в процессе в другом зале не говорит о том, что их оппонента уведомили по закону, отмечается в определении № 5-КГ19-41. Судьи ВС отвергли и аргумент о том, что извещение было устным: «Это не подтверждено материалами дела и не следует из протокола судебного заседания». С такими указаниями Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение.

Направо пойдёшь – на заседание попадёшь

Указывать сразу три зала судебных заседаний – давно заведенная практика в Мосгорсуде, делится партнер АБ Павлова и партнеры Павлова и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × Константин Савин. По его сведениям, это связано с особенностями назначения судей: известен только докладчик, а двое других присоединяются по ходу дела. Это нужно, видимо, затем, чтобы не затягивать рассмотрение дел, предполагает Савин.

Но чтобы не пропустить рассмотрение своего дела, надо проявить сноровку, говорит партнер МКА МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право × Ольга Зеленая: бегать между залами и прислушиваться к неразборчивым объявлениям о том, где будут слушать именно твоё дело. «Секретари выходят проверять явку и сообщать номера залов, но эта информация не всегда верная», – рассказывает Савин. Свободных мест в коридоре рядом с залом может не оказаться, а еще в середине дня бывает очень шумно. В таких условиях можно не услышать объявление по громкой связи. «Один раз со мной такое было, – делится Савин. – Хорошо, что важное заседание отложили».


Повестка МГС с тремя залами. Поделился Константин Савин.

По словам юриста, судьи часто «страхуются» справками о том, что представитель не явился по неоднократным устным вызовам. Такой документ подписывают секретарь и судья. Но Савин поддерживает решение Верховного суда: «Ситуация, при которой неизвестен точный зал заседания, явно ненормальная». Юрист ссылается на п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 114 ГПК. Там говорится о месте судебного заседания, что обозначает не суд, а конкретный зал, поясняет адвокат.

Подобные ситуации случаются и в других судах, но реже. О них рассказали юристы:

  • В практике партнера АБ Адвокатское бюро «КРП» Адвокатское бюро «КРП» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) × Виктора Глушакова был случай, когда в переполненном коридоре арбитражного суда секретарь судебного заседания забыл объявить, какое дело рассматривается, и огласить стороны. Хотя на одно время было назначено сразу три процесса. В результате один из участников не попал в процесс. Он думал, что его спор будут рассматривать самым последним из этих трех.
  • В судебном заседании при отложении рассмотрения дела суд устно назначил одну дату следующего заседания, а спустя три дня в определении об отложении указал другую дату, вспоминает гендиректор IPT Group IPT Group Федеральный рейтинг. × Игорь Медведев.
  • Оппоненты конфликтного банкротного дела затеяли жаркую полемику по сути спора, когда ждали заседание в коридоре, рассказывает партнер ДжейДи консалтинг ДжейДи консалтинг Региональный рейтинг. × Анна Ловкина. По ее словам, никто не услышал приглашения пройти в зал заседания. Потом оказалось, что из-за неявки оно было отложено. «Все были в замешательстве», – вспоминает Ловкина.

– К судебному заседанию необходимо являться минимум за 15 минут до его начала, чтобы сориентироваться в обстановке.

– Если вы опасаетесь, что время или место заседания перенесут, то надо связаться с аппаратом судьи, а если это невозможно, то по доступным каналам связи с судом (указаны на сайте).

– Лучше сообщить заранее, что вы намерены прийти в суд. Собрать информацию и проинформировать суд можно поручить помощникам или младшим юристам.

Советы дал партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков.

– Заранее подавать документы в суд через канцелярию. Если представитель не попадёт в зал, то его документы будут работать за него, а необходимость с ними ознакомиться может быть поводом отложить заседание.

– Представитель может пропустить заседание, где у него была последняя возможность представить важные документы. Если это случилось из-за секретаря, то надо в тот же день подать на него жалобу на имя председателя. Копия жалобы с отметкой о её принятии и результаты её рассмотрения (если они в пользу подателя жалобы) могут помочь добиться приобщения доказательств в вышестоящей инстанции.

Московский городской суд

25 марта 1933 года было утверждено постановление №100 ВЦИК и СНК РСФСР, согласно которому («в изъятие из установленной „Положением о судоустройстве РСФСР" организации судебных учреждений») в системе органов юстиции Московской области образуется Мосгорсуд. Однако к этому моменту Мосгорсуд де-факто и де-юре уже существовал. С конца 20-х годов он регулярно упоминается в печати. Первый председатель Мосгорсуда И. Смирнов в автобиографии 16 июля 1932 года пишет: «С июня месяца этого года работаю председателем Московского областного и городского суда».

Юристам, да и столичным властям в те годы было понятно, что в Москве необходимо создать городской суд, хотя ни одного такого суда в стране еще не существовало. И 3 августа 1932 года Президиум Мосгорисполкома и Моссовета издал постановление о создании структурного подразделения с необычным названием «Личный стол Московского городского суда при Моссовете». Решение о создании Мосгорсуда было принято на коллегии Наркомюста РСФСР 13 декабря и оформлено соответствующим постановлением. Во исполнение этих решений через три дня приступил к своим обязанностям первый руководитель Мосгорсуда И. Смирнов, о чем сам же издал приказ. В тот же день был издан приказ №2 о зачислении по Мосгорсуду членами суда 21 человека, 83 других работников и произведено распределение обязанностей между судьями.

Именно поэтому датой образования Мосгорсуда считается 16 декабря 1932 года. Органы юстиции долго искали соответствующую организационную форму - мешал действовавший закон о судоустройстве. Мосгорсуд так и пришлось создавать «в изъятие из установленной „Положением о судоустройстве РСФСР" организации судебных учреждений». Таким образом, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25 марта 1933 года лишь узаконило судебный орган, созданный по решению нижестоящих органов власти.

Положение Мосгорсуда, как столичного, с самого начала было особое. Это выразилось, прежде всего, в том, что председатель Мосгорсуда, его замы и члены суда утверждались наркомом юстиции РСФСР. При этом постановления президиума Мособлсуда по общей судебной практике в соответствии с действовавшими на тот момент «Основами судопроизводства Союза ССР и союзных автономных республик» от 1924 года были обязательны для Мосгорсуда. Через 10 лет Мособлсуд утратил право судебного надзора и судебного управления над Мосгорсудом. Это произошло в рамках судебной реформы второй половины 30-х годов. А 16 августа 1938 года был принят «Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», согласно которому общее руководство судебной системой Союза и входивших в него республик ложилось на Наркомат юстиции СССР. По-новому был решен и вопрос о местных руководящих органах юстиции: при областных (краевых) советах были созданы управления наркоматов юстиции соответствующих республик. При Моссовете создавалось управление юстиции Наркомюста РСФСР, которое и взяло на себя функцию судебного управления по отношению к Мосгорсуду.

В 1956-1958 гг. прошла еще одна реформа, увенчавшаяся принятием новых «Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Были ликвидированы союзный Минюст, минюсты союзных республик, управления минюстов при краевых и областных советах и при Моссовете. Одновременно при Советах министров СССР и союзных республик были образованы юридические комиссии, к которым перешли функции ликвидированных министерств юстиции. В низовом звене они перешли к Верховным судам союзных и автономных республик, областным и краевым судам. Судебная система СССР схематично стала выглядеть таким образом: Верховный Суд СССР - Верховный Суд союзных республик - суды областные - суды городские. Поскольку Мосгорсуд был подчинен Верховному Суду РСФСР, он получил статус областного суда.

Мосгорсуд Верховного Суда РСФСР получил права организационной инстанции по отношению к сети районных судов и нотариальных контор города. Верховному Суду республики он подчинялся до 31 августа 1970 г.. когда был принят Указ Президиума ВС СССР". Указ вновь создавал отделы юстиции при исполкомах областных (краевых) советов. Республиканское же министерство юстиции РСФСР образовалось год спустя в соответствии с указом Президиума ВАС РСФСР «Об образовании республиканского министерства юстиции» от 24 сентября 1971 г. Этот указ передавал Мосгорсуд непосредственно в ведение Минюста РСФСР. С городского суда были сняты все функции организационного руководства и передавались в ведение отдела юстиции Минюста РСФСР при исполкоме Моссовета. В то же время Мосгорсуду был передан судебный надзор за районными судами.

Внутреннее устройство Мосгорсуда эти переподчинения почти не затронули. «Основы законодательства о судоустройстве» 1958 года предусмотрели следующее устройство Мосгорсуда: президиум суда, судебные коллегии и судебные составы. Президиум Мосгорсуда, состоящий из председателя суда, его замов и членов суда - орган выборный; состав президиума подлежал утверждению исполкома Моссовета. Задача президиума Мосгорсуда - исправлять судебные ошибки, не устраненные своевременно в кассационном порядке судебной коллегией, а также рассматривать материалы обобщения судебной практики, статистические отчеты о преступности, отчеты о деятельности суда и другие вопросы. В ведении президиума суда и его председателя - утверждение составов судебных коллегий по уголовным и по гражданским делам, которые возглавляет председатель. Оба председателя коллегии - заместители председателя суда. Судебные коллегии состоят из нескольких составов судебных коллегий. Коллегии Мосгорсуда рассматривают дела как первая судебная и как вторая кассационная инстанция. По второй судебной инстанции коллегии Мосгорсуда ведут кассационные судопроизводства в порядке надзора за судебной деятельностью районных судов города.

И самым судьбоносным для российского правосудия событием стала судебная реформа. Она является органической частью преобразования всей экономической, политической и общественной системы новой России, а по целому ряду направлений носит поистине революционный характер.

Главным достижением судебной реформы стало утверждение самостоятельной судебной власти - сильной, независимой, авторитетной, действующей в системе единой государственной власти страны.

Обеспечен высокий статус российского судьи, созданы прочные гарантии судейской независимости. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» вобрал в себя практически весь положительный опыт, накопленный демократическими системами в части реализации принципов самостоятельности и независимости судей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Фемида - богиня правосудия

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают:
— все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
— все уголовные дела;
— иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Стоит отметить! В РФ к судам общей юрисдикции не относится: Верховный Суд РФ, однако является вышестоящей инстанцией.

Военные суды

Военные суды Российской Федерации (далее — военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также — органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военные суды Москвы представлены следующими судебными органами:

  • Московский окружной военный суд
  • Московский гарнизонный военный суд
  • 235-й гарнизонный военный суд
  • 94-й гарнизонный военный суд (подведомственен 3-му окружному военному суду)

Контактные данные и адреса военных судов города Москвы представлены здесь.

Арбитражные суды

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  • Высший арбитражный суд РФ
  • Арбитражный суд города Москвы
  • Арбитражный суд Московской области
  • Федеральный арбитражный суд Московского округа
  • Девятый апелляционный арбитражный суд
  • Десятый апелляционный арбитражный суд
  • Суд по интеллектуальным правам
  • Федеральный третейский арбитражный суд
  • Международный коммерческий арбитражный суд
  • Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров

Контактные данные и адреса арбитражных судов города Москвы представлены здесь.

Конституционный суд РФ

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Контактные данные и адрес представительства Конституционного Суда Российской Федерации в Москве представлены здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: