Кого называют патриархом правосудия человека проработавшего в правосудии пол века

Обновлено: 25.04.2024

Слово состоит из двух гре­че­ских корней: отец и гос­под­ство, начало, власть. В обще­ствен­ной жизни слово «пат­ри­арх» служит для обо­зна­че­ния выда­ю­ще­гося в какой-либо про­фес­си­о­наль­ной сфере чело­века и упо­треб­ля­ется в пере­нос­ном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совер­шенно иное зна­че­ние.

Во-первых, так назы­вают неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных святых, не только участ­во­вав­ших в исто­рии спа­се­ния, но и бывших пря­мыми пред­ками Спа­си­теля. Древ­них пат­ри­ар­хов назы­вают еще родо­на­чаль­ни­ками или пра­от­цами; среди них осо­бенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, пат­ри­ар­хами назы­вают глав неко­то­рых пра­во­слав­ных помест­ных Церк­вей. В этом зна­че­нии слово «пат­ри­арх» обо­зна­чает вовсе не отдель­ный, наи­выс­ший чин иерар­хии свя­щен­ства, а особый цер­ков­ный статус и титул. Он при­сва­и­ва­ется Цер­ко­вью наи­бо­лее авто­ри­тет­ному епи­скопу, воз­глав­ля­ю­щему, как пра­вило, глав­ную кафедру страны.

Кто был первым пат­ри­ар­хом?

Первым пат­ри­ар­хом при­нято счи­тать свя­того Иакова, апо­стола из числа семи­де­сяти уче­ни­ков Спа­си­теля и пер­вого епи­скопа первой по стар­шин­ству Иеру­са­лим­ской Церкви. По пре­да­нию, Иаков был сыном Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака, поэтому в Еван­ге­лии он назы­ва­ется еще братом Гос­под­ним, хотя ника­кого род­ства по крови у Иисуса Христа с Иако­вом нет.

Новый Завет содер­жит одно посла­ние, при­над­ле­жа­щее перу апо­стола Иакова, а поскольку этот апо­стол воз­гла­вил самую первую хри­сти­ан­скую общину, посла­ние это стоит в Библии первым по списку, даже перед посла­ни­ями апо­стола Петра.

Авто­ри­тет Иакова как пер­вого пат­ри­арха был непре­ре­каем, что хорошо видно из опи­са­ния самого пер­вого цер­ков­ного Собора, состо­яв­ше­гося в Иеру­са­лиме ( Деян.15 ). Именно апо­стол Иаков вынес реше­ние по вопросу, более всего вол­но­вав­шему в то время общину первых хри­стиан: сле­дует ли обра­тив­шимся в хри­сти­ан­ство из язы­че­ства испол­нять обряды, кото­рые запо­ве­даны евреям в Ветхом Завете? Пат­ри­арх Иаков посо­ве­то­вал не затруд­нять обра­ща­ю­щихся к Богу из языч­ни­ков ( Деян.15:19 ), и с тех пор прак­ти­че­ски все обря­до­вые поста­нов­ле­ния Вет­хого Завета пере­стали быть для хри­стиан обя­за­тель­ными.

Чего не может пат­ри­арх?

Поскольку пат­ри­арх – это не сте­пень свя­щен­ства, а только почет­ный титул, то, по сути, у его носи­теля не больше прав, чем у любого дру­гого епи­скопа. Пат­ри­арху под­чи­ня­ются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обла­дает авто­ри­те­том среди епи­ско­пов. Вся власть пат­ри­арха огра­ни­чена внут­рен­ними кано­нами Церкви и личным авто­ри­те­том пас­тыря. К при­меру, пат­ри­арх не может еди­но­лично постав­лять новых епи­ско­пов или при­ни­мать реше­ния, с кото­рыми не будут согласны другие авто­ри­тет­ные члены архи­ерей­ского собора.

Кто был первым пат­ри­ар­хом на Руси?

Свя­ти­тель Иов, первый пат­ри­арх Рус­ской Церкви, был постав­лен в 1589 году мос­ков­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II . До этого вре­мени наша Цер­ковь воз­глав­ля­лась мит­ро­по­ли­тами, причем до сере­дины XV века Рус­ская Цер­ковь отно­си­лась к Кон­стан­ти­но­поль­скому Пат­ри­ар­хату и не имела само­сто­я­тель­ного управ­ле­ния.

Обя­зан­но­сти пат­ри­арха

Пат­ри­арх как пер­во­свя­щен­ник воз­глав­ляет молит­вен­ное слу­же­ние Церкви и прак­ти­че­ски всегда лично совер­шает наи­бо­лее тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния. Он также опре­де­ляет отно­ше­ния Церкви с госу­дар­ством и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, а это озна­чает, что он непре­рывно, иногда бук­вально круг­лые сутки должен испол­нять пред­ста­ви­тель­ские и орга­ни­за­тор­ские функ­ции. Также пат­ри­арх обязан пред­се­да­тель­ство­вать в Свя­щен­ном Синоде, явля­ю­щемся высшей цер­ков­ной вла­стью в период между цер­ков­ными собо­рами. При его уча­стии про­ис­хо­дит назна­че­ние архи­ереев, поэтому он должен вни­кать в подроб­но­сти всех внут­ри­цер­ков­ных дел. Пат­ри­арх обязан брать на себя реше­ние всех основ­ных вопро­сов, как духов­ных, так и вполне земных – вроде финан­си­ро­ва­ния духов­ных ака­де­мий или назна­че­ний на важные посты в Пат­ри­ар­хии.

Кроме того, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется главой сто­лич­ной Мос­ков­ской епар­хии. А еще пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси управ­ляет пат­ри­ар­шими подво­рьями по всей стране, а также так назы­ва­е­мыми став­ро­пи­ги­аль­ными мона­сты­рями, под­чи­нен­ными не мест­ным архи­ереям, а напря­мую Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

Может ли Цер­ковь жить без пат­ри­арха?

Поскольку пат­ри­арх не явля­ется носи­те­лем какой-то особой сакраль­ной власти над Цер­ко­вью, а просто обла­дает наи­выс­шим авто­ри­те­том среди епи­ско­пов, то в исто­рии Церкви известны пери­оды, когда пат­ри­арха не изби­рали. Так, после смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I , желав­ший под­чи­нить Цер­ковь свет­ской власти, поме­шал про­ве­де­нию неза­ви­си­мых выбо­ров пред­сто­я­теля и назна­чил на место пат­ри­арха «место­блю­сти­теля пат­ри­ар­шего пре­стола». А в 1721 году учре­дил Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод, кото­рый с тех пор являлся высшим госу­дар­ствен­ным орга­ном цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ной власти Рос­сий­ской Импе­рии и заме­нял собой пат­ри­арха в части обще­цер­ков­ных функ­ций и внеш­них сно­ше­ний.

Как собра­ние кано­ни­че­ских епи­ско­пов, Синод в каче­стве вер­хов­ного органа цер­ков­ного управ­ле­ния был при­знан всеми Восточ­ными Пат­ри­ар­хами и про­чими авто­ке­фаль­ными Церк­вями. Однако Синод не мог при­ни­мать само­сто­я­тель­ных реше­ний, так как его члены назна­ча­лись лично импе­ра­то­ром, ведав­шим всеми кад­ро­выми вопро­сами. Импе­ра­тор также имел лич­ного пред­ста­ви­теля в Свя­тей­шем Синоде – обер-про­ку­рора, кото­рый фак­ти­че­ски обла­дал всей пол­но­той власти над цер­ков­ной жизнью страны. Номи­нально обер-про­ку­рор являлся госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком, и поэтому мог даже не быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, как порой и слу­ча­лось.

Сино­даль­ный период в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Цер­ковь смогла вновь избрать себе пред­сто­я­теля.

Выхо­дит ли пат­ри­арх на пенсию?

Право реше­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой, при­над­ле­жит Архи­ерей­скому Собору. Устав РПЦ, гл. IV : «13. В случае кон­чины Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, его ухода на покой, нахож­де­ния под цер­ков­ным судом или иной при­чины, дела­ю­щей невоз­мож­ным испол­не­ние им пат­ри­ар­шей долж­но­сти, Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством ста­рей­шего по хиро­то­нии посто­ян­ного члена Свя­щен­ного Синода немед­ленно изби­рает из числа своих посто­ян­ных членов Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола».

Богат ли пат­ри­арх?

Уже много веков в пат­ри­архи, как и вообще в епи­скопы, по тра­ди­ции постав­ляют только мона­хов. А монах при постриге дает не только обеты цело­муд­рия и послу­ша­ния, но и обет нес­тя­жа­ния, так что фак­ти­че­ски пат­ри­арху не при­над­ле­жит ничего из того, что его окру­жает. Абсо­лютно все, от рези­ден­ции и пред­ста­ви­тель­ского авто­мо­биля до бого­слу­жеб­ных обла­че­ний, при­над­ле­жит Церкви и всего лишь нахо­дится у него в поль­зо­ва­нии. Един­ствен­ный источ­ник лич­ного дохода Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия – это обыч­ная граж­дан­ская пенсия, кото­рую госу­дар­ство выпла­чи­вает ему по ста­ро­сти, а доро­гие подарки, кото­рые порой ему дарят, как пра­вило, ока­зы­ва­ются в музей­ных кол­лек­циях или пере­да­ются на нужды Церкви. При испол­не­нии пред­ста­ви­тель­ских функ­ций пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви должен выгля­деть соот­вет­ственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Испо­ве­ду­ется ли пат­ри­арх, и кому?

Его Свя­тей­ше­ство пат­ри­арх Алек­сий II лично отве­тил на этот вопрос в интер­вью жур­налу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин».

И точно так же, как и любой другой чело­век, пат­ри­арх вправе сове­то­ваться со своим духов­ни­ком. Гово­рить же о том, кто именно явля­ется духов­ни­ком того или иного чело­века, вряд ли уместно, поскольку это – глу­боко личное дело.

Сколько сейчас пат­ри­ар­хов?

До рас­кола 1054 года и отде­ле­ния Рим­ской Церкви титул пат­ри­арха при­сва­и­вался пяти епи­ско­пам Все­лен­ской Церкви: Рим­скому, Кон­стан­ти­но­поль­скому, Алек­сан­дрий­скому, Антио­хий­скому и Иеру­са­лим­скому. В совре­мен­ной Церкви титул пат­ри­арха имеют пред­сто­я­тели

Кон­стан­ти­но­поль­ской,
Алек­сан­дрий­ской,
Антио­хий­ской,
Иеру­са­лим­ской,
Рус­ской,
Гру­зин­ской (като­ли­кос-Пат­ри­арх),
Серб­ской,
Бол­гар­ской и
Румын­ской Церк­вей.

Пат­ри­ар­хами при­нято назы­вать и глав неко­то­рых иных хри­сти­ан­ских непра­во­слав­ных Церк­вей, а также неко­то­рых като­ли­че­ских епи­ско­пов – как пра­вило, глав уни­ат­ских Церк­вей.

Цели, провозглашённые Конституцией, мы уже уяснили. Теперь следует отметить её основные задачи.

Конституция, утверждают учёные, решает три главные задачи:

1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

2) упорядочить государственную власть;

Теперь подробнее о том, что это значит.

Первая задача. Для того чтобы закрепить и гарантировать фундаментальные права человека, им должна быть обеспечена полная и безусловная защита на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Всё это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека. Решение этой задачи дано в главе 2 Конституции.

Но Конституция не может ограничиваться только задачей закрепления прав. Это было бы несправедливо, ибо нет прав без обязанностей. Поэтому в Основном законе закреплены и наши основные конституционные обязанности. Конституционные обязанности — это установленные государством требования к поведению человека, или, применяя уже знакомый вам оборот, это мера должного поведения. Познакомившись с содержанием статей 15, 43, 44, 57, 58 и 59, вы узнаете свои гражданские обязанности. Важнейшие из них — соблюдать законы и защищать Отечество.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Это и есть законодательная власть России. Согласно Конституции, парламент — представительный орган Российской Федерации. Это значит, что наш парламент должен выступать представителем всего многонационального народа России. Создаётся он путём участия всего населения в выборах депутатов. Его называют органом народного представительства.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. На него возложено управление государственными делами.

Судебная власть осуществляет правосудие.

Итак, третья задача — утвердить правосудие. Правосудие — это справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона. В Конституции суды Российской Федерации впервые названы судебной властью. Это сделано для того, чтобы под черкнуть особую роль правосудия, которая ранее у нас явно недооценивалась. Конституция предусматривает такую организацию судебной власти, которая сможет утвердить торжество правосудия в нашей стране. Для этого необходимо добиться, чтобы данная ветвь власти стала самостоятельной, т. е. действовала независимо от законодательной и исполнительной властей, и была способна утвердить правосудие, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.

1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найди в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение. 2. Прочитай статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране? 3. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства? 4. Какие три главные задачи решает Конституция? 5. Что такое правосудие? Что такое торжество правосудия?

1. В главе 2 Конституции есть статьи 57, 58, 59, в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи нарушают права человека.

Прочитай текст этих статей и приведи свои аргументы в ответ на изложенное выше мнение.

3. Прочитай и проанализируй следующий текст:

Декларация прав человека и гражданина
статья 16, Франция, 1789 г.

Станислав Ежи Лец (1909—1966),
польский писатель

Правосудие

Правосу́дие (юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.

250px JMR Memphis1

magnify clip

Содержание

Широкое и узкое понимание правосудия

Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие в России

Признаки

Система демократических принципов реализации правосудия

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Проблемы российского правосудия

Правосудие в СССР

Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью. Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с ее кадрами.

В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов.

В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы — в нашей статье!

Патриархи

Нажмите на изображение для увеличения

Патриархи Русской Православной Церкви

Патриархи Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии
с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым
епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских
правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ
именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенскою
собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана.

Учреждение Патриаршества в России

В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589
году, а спустя 3 года акт учреждения
Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя
Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время
Россия являлась единственным независимым православным государством и
осознавалась православными народами как защитница Вселенского
Православия.

Учреждение Патриаршества имело не только
церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI,
так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне
грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром
и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.

Вся
русская история XVII века свидетельствует о высочайшем
авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении
являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и
государству преодолеть соблазны и искушения Смутного
времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила
Федоровича, которому он помогал в управлении
государством и способствовал осуществлению необходимых реформ,
укрепивших Отечество.

Показательно, что само упразднение Патриаршества
царем Петром I косвенно явилось признанием значимости
первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля
Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во
всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельной
и независимой от духовного влияния Патриаршества,
требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за
все деяния.

Государство, возросшее от скромных
пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российской
империи, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его
«благостоянии» и нравственном здоровье, начиная с
конца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе ту
самую нравственную силу – Церковь, которая предоставляла государству высшую,
сакральную легитимность и стояла у его колыбели.

Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияние
западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд
на Церковь как на общественный институт, велением
Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший
Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством,
упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. За
два столетия синодального правления мы можем найти лишь
один-два примера проведения локальных совещаний нескольких
епископов. История ясно свидетельствует о неразрывной связи между
Патриаршеством и соборным управлением в Русской
Церкви.

Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменовалась
в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием
(впервые в русской истории) системы духовного образования,
плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во
многих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой и
Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове
и Оптиной пустыни.

Попытки восстановления Патриаршего
служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И,
как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили
разрешить этот вопрос положительно.

Поэтому первый же
Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва – в
1917 году – восстановил Патриаршество в России.
Как известно, у восстановления Патриаршества были
горячие сторонники и убежденные противники. Однако с
самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что
восстановление Патриаршества – это не простое изменение системы
церковного управления, но событие, которое коренным образом изменит
строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагические
переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно,
повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти
слова одного из участников Собора передают настроение
большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя
и выразителя органического единства Церкви», в котором
«Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».

Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий),
впоследствии – архиепископ Верейский и священномученик, – выступая
на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее
еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе
Московского Кремля сердцем русского Православия. А епископ
Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим
венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной
потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился
следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и
руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа,
призывал бы к исправлению жизни и к
подвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особо
отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и
полнота церковного устройства».

Промыслительным образом,
Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в
канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь
обрела Отца-Патриарха.

Окончательное решение было принято 28
октября. За несколько следующих дней Собор определил
процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата:
архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений
(Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А
5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран
Патриарх – им стал святитель Тихон.

Двести лет Россия жила надеждой
на восстановление Патриаршества. И только в 1917
году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла
вновь избрать Первосвятителя.

Узнав об избрании, святитель
Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня
в Патриархи является для меня тем свитком, на котором
написано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоит
попечение о всех церквах российских и умирание
за них во вся дни».

В первые
послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение
Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о
восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха
Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя
братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и
правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал
вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод
государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения
древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды
народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом,
признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что
вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями
в период массовых репрессий в отношении епископов,
духовенства и мирян. Однако даже в период разгула
революционного террора правительство не решилось на
этот шаг.

Патриарх Тихон понимал, что Церковь на
многие годы оказалась в плену у богоборческого
режима. Его «Завещание» предусматривало установление института
Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения
единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения
Соборов.

Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной
власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана –
Святейшего Патриарха – как символа церковного единства. После кончины Патриарха
Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора,
призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый
Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года
осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя, а затем – Местоблюстителя Патриаршего
Престола.

Совершая свое служение в чрезвычайно сложных
условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к
тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более
очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от
маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное
превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам
«осажденной крепости».

Верим, что путь, предначертанный святителем
Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности
политических реалий XX века имел, в отличие от
альтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того,
чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.

С
Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в
период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные
годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная
в нашей исторической традиции патриотическая позиция,
представленная в посланиях и официальных заявлениях
Патриархов Сергия и Алексия I, – нашла отклик в
сердцах архипастырей, клириков и мирян и
получила глубокую поддержку в сердцах миллионов наших
соотечественников, как в стране, так и за ее
пределами.

Сохранение института Патриаршества помогло Русской
Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося
на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX
века, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственный
потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники
назвали «Вторым Крещением Руси».

В завершение следует сказать, что
все то многообразное возрождение духовной жизни в
нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся
на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием
поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века – святителя
Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.

Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II участникам научной
конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви».


Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

До избрания на Руси первого Патриарха, Русское царство считалось митрополией (в данном случае составной частью) Константинопольской патриаршей церкви. И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом.


До избрания на Руси первого Патриарха, Русское царство считалось митрополией (в данном случае составной частью) Константинопольской патриаршей церкви. И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом.

Константинопольская церковь со времени падения Византийской империи (1453 год) к середине XVI века потеряла своё величие. В то же время Русская церковь и Русское царство давно вынашивали идею патриаршества на Руси. Благоприятные условия для этого созрели в период правления царя Феодора Иоанновича.

Первое избрание Патриарха на Руси обогатило церковную историю интересным прецедентом. 17 июня 1586 года Москву впервые посещает Антиохийский Патриарх Иоаким. Это событие дало толчок к осуществлению уже давно созревшего в уме царя Феодора Иоанновича замысла придать Московской Митрополии статус Патриархии. Это соответствовало и самоощущению русского первосвятителя (так во время встречи Патриарха Иоакима и тогдашнего Митрополита Дионисия именно Патриарх первым подошел под благословение к последнему, а не наоборот). Царь, посоветовавшись с боярами и духовенством, обратился к Иоакиму с вопросом о возможности создания в Москве патриаршей кафедры. Тот согласился и пообещал ходатайствовать об этом перед другими патриархами.

В 1588 году во время приезда Константинопольского Патриарха Иеремии подобные переговоры ведутся и с ним. После того, как последний дал свое согласие, был созван Собор всех русских архиереев, который избрал трех кандидатов на патриарший престол. Патриарха из числа трех предложенных выбрал царь, а Патриарх только одобрил уже выбранную кандидатуру Митрополита Московского Иова . Произошло это в 1589 году. Позже, на Константинопольских соборах 1590 (участвовали все патриархи, кроме Александрийского) и 1593 годов Иов был признан в числе патриархов всей Вселенской Церковью.

Особенность и исключительность факта поставления Иова на патриаршество состояла в том, что во время этой церемонии Иов был заново рукоположен в епископы. Причем для Иова это было уже третье рукоположение. Практика XVI века состояла в том, чтобы заново посвящать в епископы при переходе на Московскую Митрополию, что свидетельствует о некоей выделенности в русском церковном сознании первосвятителя московского из числа прочих епископов. Насколько можно судить и патриархов Московских поставляли в XVII веке с повторным рукоположением.

По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх – Гермоген . Его из кандидатов, предложенных Архиерейским Собором, выбрал царь Василий Михайлович Шуйский.

Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II. Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года (в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан) и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной.

Патриарха Иоасафа , который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи.

В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя. Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон . Жребий на этот раз не бросали.

Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген. На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха – Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа . Следующие патриархи Питирим и Иоаким , можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора.

При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя. Епископат в общем был согласен. Но среднее духовенство (архимандриты, игумены видных монастырей) предложили Адриана — человека высокой духовной жизни, строгого ревнителя церковных преданий. С этим выбором была согласна и мать Петра Наталья Кирилловна Нарышкина, почитавшая Адриана. Церковный Собор, на котором выявились эти разногласия, решил дело в пользу Адриана

После 1917 года


После двухсотлетнего Синодального управления церковью новый Патриарх был избран в 1917 году на Поместном Соборе. Процедура выборов состояла из двух этапов. Полный состав Собора (архиереи, иереи и миряне численностью 364 человека 5 [18] ноября) выбрали трех кандидатов. Затем был брошен жребий, который пал на Митрополита Московского Тихона (Белавина) . Надо сказать, что это избрание Патриарха было первым в истории России, в котором никакого участия не принимала светская власть. Более того, патриаршество именно и возрождалось с целью противопоставить аморфной власти Временного правительства (о большевиках вначале всерьез никто не думал) оформленный и замыкающийся на конкретной личности организм.

После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики долго не позволяли избрать нового первосвятителя. Ситуация изменилась в 1943 году. Сталин разрешает созвать Собор епископов, который собирается 8 сентября 1943 года. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной – Митрополит Сергий (Страгородский) , который и был избран открытым голосование.

В Соборе 1945 года приняли участие 41 русский и 5 зарубежных епископов. Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избран был Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), названный Митрополитом Сергием в качестве своего преемника.

Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было.

Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру».

Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Больше всего голосов набрали Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) , Митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) и Митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата – митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: