Чем отличается правовое государство от социального

Обновлено: 24.04.2024

Правовое государство — правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Уже в древности начались поиски принципов, форм, конструкций для установления надлежащих взаимосвязей права и власти.

Возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX вв. — периоду становления буржуазного общества. Так, в трактовке Дж. Локка в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека.

Ш. Монтескье разработал концепцию разделения властей. Он различал законодательную, исполнительную и судебные власти — для предотвращения злоупотреблений власти необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Идеи создания правового государства оказали влияние на развитие конституционного законодательства — создание Конституции США 1787 г., Французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.

Сам термин правовое государство утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Вилькера и Р. фон Моля. В общем виде, правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон. Правовое государство реальное воплощение идей конституционализма. В его основе стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальные свободы и основополагающие права личности.

Принципы правового государства:

- верховенство правового закона — господство закона во всех сферах общественной жизни.

- реальность прав и свобод гражданина: права и свободы принадлежать человеку от рождения, следовательно, нужно гарантировать их проявление.

- взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданином, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. В этом случае необходимо преодолеть отчуждение гражданина от государства.

- разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

- наличие развитого гражданского общества.

Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. Термин был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотичных государствах, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством.

Гражданское общество употребляется в широком, так и узком значении. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охваченную государством, его структурами часть общества, т. е. все то до чего «не доходят руки государства».

Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в широком и собственном значении этого слова непрерывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Представляет многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равных индивидов в условиях рынка и демократической правовой ответственности. Формируется снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения поданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные отношения — отношения конкуренции солидарности, между юридически свободными и равноправными партнерами.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий для существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным людям, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формирования благоприятной для человека жизненной среды.

Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Л. фон Штайном во второй половине XIX в. В 1939 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г.. Концепция социального государства окончательно оформилась во второй половине XX в.

Для формирования социального государства необходимы следующие условия:

1) конституционное закрепление частной собственности, принципа смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии, наличие системы гражданского, трудового и экономического законодательства.

2) открытость государственной власти, ее демократизм, либерализм, приверженность к гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости.

Социальное государство зарождается и формируется на основе целенаправленной политики. Выделяются три модели социального государства: либеральная (Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония), консервативная (Бельгия, Ирландия, Италия, Нидерланды, ФРГ), социал-демократическая (Дания, Норвегия, Швеция).

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других странах. (Найти конституционные обязательства российского государства).

При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека. Снижается политическая активность граждан, возрастает политическая апатия, неверие в государство.

Между правовым и социальным государствами есть как единство, так и противоречия. Единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый — физическую безопасность граждан, по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие гражданские и политические права личности, с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Социальное государство должно обеспечить социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства как частная собственность, конкуренция, предприимчивость и т. д. и не порождать социальное иждивенчество.

Существуют явные отличия формирования правового социального государства в России и на Западе. Во-первых, экономические условия. Во-вторых, наличие гражданского общества. В-третьих, предыдущий исторический путь развития России. В-четвертых, ошибки в реформировании. И хотя Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) закрепляет положение о том, что Россия — демократическое правовое и социальное государство, пока это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная напряженная работа.

Среди всех политических идей первое место определено идеям правового и социального государств. Реализация принципов правового и социального государств является необходимым для развития общества. Для того чтобы провести сравнение и выделить различия между данными институтами необходимо привести их определение.

Понятие правового государства

Правовое государство – это особое государство, деятельность которого ограничена правами и свободами человека и гражданина, провозглашает верховенство закона и права, и устанавливает систему сдержек и противовесов (систему разделения властей на исполнительную, судебную и законодательную).

Исходя из определения следует выделить признаки правового государства. К ним относят:

  • Принцип разделения властей, который находит отражение в Конституции страны По данной теме мы уже выполнили презентацию Конституция подробнее ,
  • Верховенство закона и права,
  • Прерогатива судебных органов,
  • Высшая ценность – это права и свободы человека и гражданина,
  • Конституционализм,
  • Развитое гражданское общество и высокий уровень правовой культуры населения,
  • Демократия,
  • Соответствие внутреннего законодательства с нормами международного права.

Понятие социального государства

Социальное государство – государство, деятельность которого направлена на распределение благ таким образом, чтобы реализовывался принцип социальной справедливости для достижения уровня жизни, отвечающего понятию достойный и сглаживанию общественных различий, и оказанию помощи нуждающимся в ней.

Готовые работы на аналогичную тему

Стремление установить социальное государство является основополагающим положением социально-демократических партий.

Признаками социального государства являются:

  • Разработка социальных программ,
  • Высокий уровень развития страны в экономике, что дает возможность распределять доходы граждан и не ущемлять крупных собственников,
  • Сформированное гражданское общество,
  • Ориентация экономики на социальные ценности,
  • Ответственность государства перед гражданами,
  • Основополагающая цель государства – обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни, предоставить общественную защищенность и одинаковые условия для старта и развития личности.

Социальное государство подразумевает реализацию следующих функций:

  • Охрана жизни, здоровья и труда граждан,
  • Поддержка незащищенных слоев населения,
  • Поддержание материнства и семьи,
  • Устранение неравенства между слоями населения через распределение доходов,
  • Денежная поддержка культурных и образовательных программ,
  • Стремление поощрить благотворительную деятельность,
  • Устранение безработицы.

Отличия между правовым и социальным государством

Благодаря приведенным определениям и признакам, которые присущи каждому из государств представляется возможным привести отличия между ними.

  • Социальное государство осуществляет социальную безопасность населения и улучшает материальную составляющую жизни. Правовое государство подразумевает безопасность физическую.
  • Правовое государство подразумевает индивидуальную свободу и обеспечение гражданских и политических прав, в то время как социальное государство стремится защитить социальные права и свободы,
  • Правовое государство указывает границы по вмешательству в жизнь и свободу человека и устанавливает гарантии против произвола органов власти. Социальное государство же дает только социальные гарантии, за не выполнение которых государство несет ответственность.

В современном мире около двадцати государств может быть признаны социальными, однако не одно из них не является полностью правовыми.

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Среди большого числа политических понятий и терминов особняком стоят понятия правового и социального государства. Некоторые исследователи эти понятия разделяют, но все же они имеют куда больше общего, нежели частного или отличного. Чтобы не путать понятия, стоит разделить их и перечислить черты, которые будут в общем итоге характеризовать социальное правовое государство.

Реализация принципов социального правового государства просто необходима для развития общественной системы. Они гарантируют поддержку человека, защиту его прав и свобод и обеспечивают закономерное развитие социальное, экономическое, политической и культурной сфер.

Правовое государство – это вид государства, деятельность которого ограничивается правами и свободами гражданина. Верховенство права и закона является ключевым принципом существования правового государства. Он устанавливает систему противовесов и издержек, а также регламентирует систему разделения властей на несколько направлений.

В правовом государстве власть сегодня делится на:

  1. исполнительную;
  2. судебную;
  3. законодательную.

Исходя из определения, уже можно вывести несколько признаков правового государства. Они отличают его от остальных видов государства. Если у государства есть один или несколько вышеозначенных признаков – это еще не говорит о том, что оно является правовым. Все эти признаки обязательно должны присутствовать, а также успешно сочетаться друг с другом.

К принципам правового государства относят принцип разделения властей (он описан в Конституции Российской Федерации), верховенство права и закона над другими органами, прерогатива судебных органов, чья деятельность также регламентируется. Высшей ценностью в таком государстве признаются права и свободы человека, гражданина, которые государство обязуется защищать и поддерживать. Конституционализм, развитое гражданское общество, гражданская ответственность и высокий уровень правовой культуры населения, демократия, соответствие внутреннего законодательства нормам международного права – это так же принципы, которые являются одними из самых значимых для правового государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Почему же правовое государство так важно, и почему ему отводят такое большое значение? Дело в том, что современный мир очень хрупкий, и человек в данном случае испытывает очень много давления, он не всегда ощущает себя в безопасности. Его права могут нарушаться, свободы – отниматься, из-за чего одним из выходов человек видит отъезд из государства, где его права и свободы не воспринимают всерьез. И это является большой проблемой, поскольку мигрантов не принимают и в других странах, куда они отправляются в надежде на лучшую жизнь. Поэтому государству внутри себя необходимо как можно лучше разобраться с текущими проблемами, откорректировать правовую систему, которая будет действовать именно в пользу человека, а не в пользу кого-то другого.

Сущность социального государства и его характеристики

Социальное государство – это государство, которое направляет свою деятельность на распределение благ. Распределение производится таким образом, чтобы реализовывался принцип социальной справедливости. Это позволяет достигать достойного уровня жизни для всех его граждан. Помимо того, социальное государство своими действиями способно сглаживать общественные различия и оказывать помощь именно тем людям, которые больше всего в ней нуждаются.

Установление социального государства и его принципов является основополагающей идеей очень многих социально-демократических партий в современном мире. Это партии, которые имеют устойчивое положение в обществе и ведут свою деятельность на протяжении многих лет. Вместе с тем партии очень значимы для человека, поскольку сегодня любой желающий может стать их частью, он также может демонстрировать свою ориентацию не только на то, чтобы действовать от лица партии, но и предлагает свои идеи по улучшению, усовершенствованию работы организации. Кто, как не человек, знает о том, что именно нужно современному обществу, особенно если он сам становится представителем этого сообщества.

У социального государства, точно так же, как и у правового, имеются свои признаки. К их числу относят:

  1. разработку социальных программ, в которых учитываются потребности общества и отдельных категорий граждан, пожелания населения относительно того, как улучшить жизнь и какие меры предпринять для того, чтобы человек перестал нуждаться;
  2. высокий уровень экономического развития государства. Это дает возможность распределять доходы граждан, не ущемлять права крупных и мелких собственников. Равенство – одна из основ социального государства, но, к сожалению, добиться его в условиях современной экономики становится все труднее;
  3. формирование гражданского общества – этот признак относится и к правовому государству. Гражданское общество является основой любого современного государства, поскольку оно предполагает, что практически любой человек может не просто принимать участие в становлении и развитии общественной системы, но также он может высказывать свое мнение, предлагать свои идеи по усовершенствованию системы.

Также к признакам относят ориентацию экономики на социальный сектор и социальные ценности, безусловную ответственность государства перед своими гражданами. Основной целью государства является обеспечение каждого гражданина достойными условиями жизни. Государство обязано предоставить общественную защиту гражданину, одинаковые условия для старта личности и для ее последующего развития.

Таким образом, социальное правовое государства – это не миф, а реальность. Но далеко не каждое государство в действительности способно обеспечить своих граждан вышеперечисленными благами.

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: