Как суда проходят красноярскую гэс

Обновлено: 26.04.2024

Привет, друзья! Главную водную транспортную артерию Восточной Сибири реку Енисей чуть южнее города Красноярска перегораживает плотина ГЭС.

С точки зрения речных судов это огромная ступенька высотой 124 метра. Перепад воды в верхнем и нижнем бьефе плотины составляет 101 метр.

Обычно для преодоления плотин для водного транспорта гидростроители создают шлюзы. Но сибиряки пошли другим путем. Для перемещения кораблей из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно здесь используют наклонный судоподъемник.

Что он представляет из себя.

Красноярский судоподъемник – это уникальное сооружение, аналогов которому в мире не существует. Внешне грандиозное устройство напоминает собой большой корабль с открытой камерой, наполненной водой.

Полезная длина судовозной камеры составляет 87,7 метра, полезная – ширина – 17,2 метра, а максимальная глубина бассейна – 2,2 метра.

Судно-«пассажир» может иметь водоизмещение до 1000 тонн. Масса судоподъемника без воды составляет 4,5 тысячи тонн, а наполненного водой – более 8 тысяч тонн.

В верхней части своего пути судоподъемник совершает поворот с помощью специального разворотного механизма и переходит на другие пути, которые ведут к реке с другой стороны плотины.

Как и все составляющие судоподъемного комплекса, разворотный механизм имеет циклопические размеры. Например, диаметр окружности, ограниченной круговым рельсом, по которому разворачивается платформа с судоподъемником, составляет 101 метр.

Весь комплекс для форсирования речными судами плотины красноярской ГЭС начали возводить в 1963 году.

Строители изначально отказались от шлюзовой схемы судоподъемника. Так как из-за большой высоты плотины Красноярской ГЭС для ее преодоления потребовалось бы система шлюзов длиной 40 километров.

Начинаться она должна была бы в Красноярске. Общая же длина существующего комплекса составляет всего чуть более 1,5 км.

К эксплуатации судоподъемника в опытном режиме приступили в 1977 году, а в постоянно комплекс стал работать в 1982 году.

Основными грузами, которые прошли через него, были материалы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной выше по течению Енисея.

Наибольшее их количество было зафиксировано в 1988 году, когда судоподъемник совершил 688 полуциклов шлюзований.

В 1990-х годах интенсивность судоходства по Енисею снизилась до минимальных значений, и только в последнее время стала восстанавливаться.

Сейчас судоподъемник совершает порядка 50 полуциклов в год.

Доводилось ли вам плавать на крупном катере или барже по Красноярскому морю? Вне зависимости от ответа вы, скорее всего, не задумывались, как большие и маленькие судна попадают сюда через ГЭС. Ответ кроется в устройстве, которое вот уже 40 лет работает без единой аварии — Красноярском судоподъемнике. Мы побывали там и выяснили, как устроено уникальное инженерное сооружение.

Доводилось ли вам плавать на крупном катере или барже по Красноярскому морю? Вне зависимости от ответа вы, скорее всего, не задумывались, как большие и маленькие судна попадают сюда через ГЭС. Ответ кроется в устройстве, которое вот уже 40 лет работает без единой аварии — Красноярском судоподъемнике. Мы побывали там и выяснили, как устроено уникальное инженерное сооружение.


Ты помнишь, как все начиналось

Год основания: 1974
Количество сотрудников: 100 человек
Деятельность: перевозка судов через плотину Красноярской ГЭС, обслуживание водных путей от Красноярской до Майнской ГЭС, от Кызыла до границ с Монголией

Вопрос о судоподъемнике встал еще во времена строительства Красноярской ГЭС — без него плотина перекрыла бы судоходство на Енисее и связь между севером и югом по реке прекратилась бы совсем. Тогда на уровне правительства СССР было принято решение о том, что судопропускному сооружению быть.

Строить судоподъемник начали одновременно с ГЭС, а в 1974 году было создано «Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника». Строительством занималось СМУ «КрасноярскГЭСстрой», а управление принимало активное участие в монтаже оборудования. В опытную эксплуатацию сооружение ввели в 1977 году.

«Таких сооружений нет больше нигде в мире. Судоподъемники есть, а вот продольно-наклонного типа - только наш. Все проектные решения начинались с чистого листа — то, что было написано на бумаге, впервые было испытано на практике у нас. Не было никакого опыта, поэтому пусконаладочные работы шли до 1982 года — тогда сооружение было принято государственной приемочной комиссией в постоянную эксплуатацию», — рассказывает главный инженер судоподъемника Евгений Головкин.


Начальник «Управления эксплуатации красноярского судоподъемника» Сергей Корж ежеминутно отвечает на звонки. Ничего удивительного: его владения — не только судоподъемник, но и гладь Красноярского водохранилища, и южные судоходные пути.


Главный инженер судоподъемника Евгений Головкин гордится кадрами — собственных специалистов здесь обучают навыкам, которые невозможно получить в другом месте.

Лето — для работы

Из года в год, с июня по октябрь, судоподъемник работает без единой аварии — еще ни одно судно не было повреждено в ходе транспортировки. В советское время работать приходилось больше, иногда даже круглосуточно. Коллектив, к слову, тоже был больше — сооружение обслуживали около 400 человек, а не 100, как сейчас.

Темп работы судоподъемника похож то на реку, то на озеро: иногда целую неделю стоит без дела, иногда — работает весь световой день. Все зависит от поступающих заявок: через ГЭС перевозят и небольшие частные яхты, и баржи. В сентябре, по распоряжению правительства, судоподъемник перевозит суда бесплатно, поэтому в начале осени работа здесь кипит. В другое время (то есть все лето) «проезд» в одну сторону стоит около 170 тыс. рублей — от массы судна цена не зависит. С приходом отрицательных температур, 3 октября, работа судоподъемника прекращается до следующего лета.

«Бывало, что в холод нужно было срочно кого-то перевезти с моря. Тогда камеру заранее загоняли в воду, потому что вода еще теплая, а воздух уже холодный. Море у плотины не застывает до середины декабря», — рассказывает специалист судоподъемника Андрей Богатыревич.

Текучки кадров почти нет — некоторые специалисты работают на судоподъемнике с момента его строительства, потому часть сотрудников справили 70-летний юбилей на рабочем месте. Каждый работник — уникален: в стране нет факультета или специальности, которая бы готовила инженеров исключительно для работы на судоподъемнике, тем более на уникальном красноярском, поэтому специалист приходит сюда, и около трех лет обучается, получает квалификацию и набирается опыта.


Сначала судно заходит в приемный бассейн, а затем - в судовозную камеру. Процесс загрузки и переход через плотину — дело не быстрое, в общей сложности процедура занимает около полутора часов.


Затвор закрывается, и камера начинают движение — таким образом в процессе перевозки судно остается на плаву.


Камера на рельсах закрывает затвор и начинает движение вместе с водой и катером, который остается на плаву.

Привет, друзья! Главную водную транспортную артерию Восточной Сибири реку Енисей чуть южнее города Красноярска перегораживает плотина ГЭС.

С точки зрения речных судов это огромная ступенька высотой 124 метра. Перепад воды в верхнем и нижнем бьефе плотины составляет 101 метр.

Обычно для преодоления плотин для водного транспорта гидростроители создают шлюзы. Но сибиряки пошли другим путем. Для перемещения кораблей из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно здесь используют наклонный судоподъемник.

Что он представляет из себя.

Судоподъемник Красноярской ГЭС (вид с высоты птичьего полета)

Красноярский судоподъемник – это уникальное сооружение, аналогов которому в мире не существует. Внешне грандиозное устройство напоминает собой большой корабль с открытой камерой, наполненной водой.

Полезная длина судовозной камеры составляет 87,7 метра, полезная – ширина – 17,2 метра, а максимальная глубина бассейна – 2,2 метра.

Судно-«пассажир» может иметь водоизмещение до 1000 тонн. Масса судоподъемника без воды составляет 4,5 тысячи тонн, а наполненного водой – более 8 тысяч тонн.

Судоподъемник в верхней точке своего пути на разворотном круге

В верхней части своего пути судоподъемник совершает поворот с помощью специального разворотного механизма и переходит на другие пути, которые ведут к реке с другой стороны плотины.

Как и все составляющие судоподъемного комплекса, разворотный механизм имеет циклопические размеры. Например, диаметр окружности, ограниченной круговым рельсом, по которому разворачивается платформа с судоподъемником, составляет 101 метр.

Весь комплекс для форсирования речными судами плотины красноярской ГЭС начали возводить в 1963 году.

Строители изначально отказались от шлюзовой схемы судоподъемника. Так как из-за большой высоты плотины Красноярской ГЭС для ее преодоления потребовалось бы система шлюзов длиной 40 километров.

Начинаться она должна была бы в Красноярске. Общая же длина существующего комплекса составляет всего чуть более 1,5 км.

Судоподъемник в начале пути со стороны нижнего бьефа

К эксплуатации судоподъемника в опытном режиме приступили в 1977 году, а в постоянно комплекс стал работать в 1982 году.

Основными грузами, которые прошли через него, были материалы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной выше по течению Енисея.

Наибольшее их количество было зафиксировано в 1988 году, когда судоподъемник совершил 688 полуциклов шлюзований.

Судоподъемник преодолевает овраг

В 1990-х годах интенсивность судоходства по Енисею снизилась до минимальных значений, и только в последнее время стала восстанавливаться.

Сейчас судоподъемник совершает порядка 50 полуциклов в год.

А вы задумывались над тем, как суда преодолевают плотины ГЭС? Например что делать, если нужно перевезти что-то негабаритное из Санкт-Петербурга в Абакан. Помните, как несколько лет назад из Красноярска везли на Ачинский НПЗ новый реактор. Тогда многие автомобилисты часами стояли в пробках на трассе, которую несколько раз приходилось полностью перекрывать. Где-то приходилось укреплять обочину, строить мосты и 160 километров груз везли около двух месяцев.
Так вот, доставить груз по реке намного быстрее и проще! Единственная проблема это плотина. Обычно для этих целей строится система шлюзов. Но высота плотины Красноярской ГЭС более 100 метров, поэтому если бы построили шлюзы, они растянулись бы километров на 20 и объем работ был бы просто колоссальный. Поэтому в 70-х годах инженеры Ленгидропроекта разработали уникальное не только для России, но и для мира сооружение - самоходный судоподъемник.


1. Так выглядит платформа, куда погружаются суда. Размер платформы 113 метров в длину, 26 в ширину, и 20 в высоту. Вес без воды 4500 тонн, с водой и судном более 8000 тонн! Максимальный вес судна 1500 тонн.


2. Подъемник ходит по рельсовому пути с шириной колеи 9 метров. Для того чтобы загрузить судно, платформа опускается ниже уровня воды. Длина пути с подводными участками 1,5 километра.


3. Верхний бьеф. Прохождение плотины занимает примерно 2,5 часа.


4. Приводится в движение устройство с помощью электротяги.


5. Поворотное устройство. Чтобы выгрузить судно, необходимо платформу развернуть на 140 градусов (пути от нижнего бьефа до середины и пути до верхнего бьефа идут не прямо, а под углом).


6. Диаметр поворотного устройства - 106 метров.


7. Панорама. Сейчас платформа находится на ремонтно-монтажной площадке. К сожалению, посмотреть как поднимают судно не получилось.


8. Вид на Красноярское море с балкона административного здания.


9. Отсюда же хороший вид на плотину ГЭС.


10. Не удалось посмотреть на подъемник в работе, зато удалось побывать внутри. Пульт управления.


11. Во время прохождения судна здесь работает два человека.


12. Трансформаторная.


13. Оборудование в основном осталось с 70-х годов, но работает все как часы. Конечно, кое-что требует своевременной замены, кое-что уже автоматизировано. Но в целом это весьма надежный механизм - умели раньше строить на века!


14. Машинный зал. Огромные масляные насосы приводятся в движение электродвигателями и передают момент на зубчатые шестерни.


15. За один оборот перегоняется 16 литров масла.


16.


17. Вид на судовозную камеру. Судна переводятся "на плаву", пришвартовываясь к одному из краев камеры. Можно перевозить одновременно несколько судов небольших габаритов. Кстати, на сегодняшний день прохождение ГЭС стоит порядка 160 тыс. рублей, однако в период навигации с сентября по начало октября все суда перевозятся бесплатно.


Красноярская ГЭС имени 50-летия СССР расположена на реке Енисей, в двадцати трёх километрах от Красноярска, вблизи города Дивногорска. Одна из мощнейших в мире и первая по мощности ГЭС в России (после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС). Была построена с в период с 1956 по 1972 годы.

Сегодня предлагаю вам познакомиться с промышленным гигантом поближе.

Мощность ГЭС 6 миллионов кВт. В российском производстве доля электроэнергии Красноярской ГЭС составляет до 2,8%, при этом доля в объеме выработки гидрогенерации достигает 13,5%.


1. Приплотинное здание ГЭС длиной 360 м.


2. Административное здание. Всего на ГЭС работает около 500 человек.


3. Машинный зал. В нем находится 12 гидроагрегатов.


4. Мощность каждого из них - 500 МВт, работают они при расчётном напоре 93 метра.


5. Оперативно-эксплуатационный цех. Здесь работают дежурные машинисты.


6. "Макушка" генератора.


7.


8.


9.


10.


11. Реконструкция 12-го гидроагрегата.


12. Гидротурбина реконструируемого агрегата.


13. Часть генератора.


14. А еще в машинном зале уже много лет растет лимон. И он уже даже плодоносит.


15. Спускаемся на уровень ниже машинного зала. Технические коридоры.


16. Гидротурбина. Вода, спускающаяся по водоводам, раскручивает турбину, вращение которой преобразуется гидрогенератором в электрический ток.


17. Технические помещения возле турбины.


18.


19.


20. Для экстренных случаев предусмотрена связь по стационарным телефонам.


21. Центральный пульт управления гидроэлектростанцией.


22. Вид снаружи на машинный зал.


23. Средняя высота плотины достигает 117 метров (максимальная - 128).


24. Первая опора ЛЭП, идущей от ГЭС.


25. Внутри плотины.


26.


27. Водоводы. По ним вода поступает к гидроагрегатам.


28. Панорама плотины. Увеличение по клику.


29. На Красноярской ГЭС регулярно проводятся работы по мониторингу состояния плотины.


30. Вид с гребня.


32. ОРУ-1 на 220 кВ (открытое распределительное устройство), предназначено для приема и распределения электрической энергии.


33. Опоры ЛЭП, идущей к ОРУ-2 на 500 кВ. Не хватает надписи "Hollywood" на горе ;)


34. Часто люди когда смотрят на ГЭС спрашивают, что же это за конструкции наверху. Это козловой кран. Такие краны нужны для того, чтобы открывать и закрывать шлюзы водосброса, перемешать различные грузы по плотине, а также поднимать и опускать защитные решетки водоводов.


35. Шлюз. При большом уровне воды в водохранилище, шлюзы открываются для сброса воды вхолостую. Прошлым летом воды было очень мало, так что водосброса не было весь год.


36. Судопоъемник Красноярской ГЭС - единственный в России.


37. Вид на ГЭС с моста через Енисей на трассе М54.


38. Вид со стороны Красноярского моря.


39. Вид с 30-метровой вышки на горе.


40. Панорама с левого берега.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: