Правовое государство как идеальная модель взаимодействия государства и права главные положения

Обновлено: 28.03.2024

1. Объективные предпосылки взаимодействия государства и права.

2. Основные формы воздействия государства на право.

3. Основные направления воздействия права на государство.

4. Правовое государство как идеальная модель взаимодействия государства и права: история ее возникновения и главные положения.

Литература

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

Валадес Д. Конституционные проблемы правового государства. М.: Идея-Пресс, 2009.

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4.

Гражданское общество: Истоки и современность / Науч. рук. И.И. Кальной. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000.

Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в полицейском государстве: особенности российского симбиоза // Современное право. 2010. № 9.

Грязнова Т.Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в российской юридической науке конца XIX- начала XX в. // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2014. № 2.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М., 1999. Вып. 1.

Евстратов А.Э. Цели правотворчества социального государства (постановка проблемы) // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2016. № 1.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Исмаилов И.А. Правовое государство. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право. 2003. № 6.

Кин Д. Демократия и гражданское общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права. М., 1998.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб.: Лань, 2001.

Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных законов. М.: Зерцало, 2004.

Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М., 2002. Гл. 5.

Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1999.

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000. Раздел II.

Неновски Н. Единство и взаимодействие права и государства. М., 1982.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

Павликов С.Г. Власть в правовом государстве. М.: Альфа-М, 2013.

Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия прва. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. ХIII, ХIУ.

Чекунов Н.А. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики // Правоведение. 2003. № 4.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990. Гл. 3.

Вопросы для самоконтроля

1. Могут ли государство и право существовать изолировано друг от друга?

2. Почему взаимосвязь права и государства носит объективный характер?

3. Какова роль международного права в построении правовой государственности?

4. Как проявляется воздействие права на государство в процессе организации и деятельности органов государственного аппарата, при согласовании конкурирующих социальных интересов внутри страны и на международной арене?

5. В чем проявляется роль государства в правотворчестве, правореализации и в гарантировании права?

6. Когда и почему возникла идея правового государства?

7. Каким было отношение к идее правового государства в досоветской российской юридической науке?

8. Каковы признаки правового государства?

9. Что такое гражданское общество?

10. Почему правовое государство невозможно при отсутствии развитого гражданского общества?

11. Как соотносятся понятия «правовое государство» и «государство законности»?

12. Какое государство называется полицейским?

13. Почему концепция правового государства длительное время не находила официальной поддержки в Советском Союзе?

14. С чем связан возврат к идее правового государства в нашей стране в середине 80-х годов ХХ века?

15. Какими принципами руководствуется в своей деятельности государственный аппарат в правовом государстве?

16. Приобретают ли индивиды, социальные группы и гражданское общество в целом дополнительные юридические права и обязанности в правовом государстве?

17. Можно ли современное Российское государство назвать правовым?

Тема 8. Правовые отношения

1. Признаки правоотношения.

2. Субъекты правоотношения.

3. Объекты правоотношения.

4. Содержание и форма правоотношения. Правомерное поведение, субъективные права и обязанности как материальная и юридическая стороны содержания правоотношения.

5. Классификация правоотношений.

6. Юридические факты и фактические (юридические) составы: понятие и виды.

Литература

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999. Гл. 3.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. Гл. 3.

Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1987.

Гукасян Р.Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления // Сов. государство и право. 1989. № 7.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М.: ЛЕНАНД, 2015.

Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007

Иванов Р.Л. Правоотношение как форма реализации права // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2009. № 4.

Иванов Р.Л. Властеотношение как вид правового отношения // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2011. № 1.

Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве. М., 1998.

Лучин О.В. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. № 3.

Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.

Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. 1999. № 4.

Матузов Н.И. Возможность и действительность в правовой сфере // Правоведение. 2000. № 3.

Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. № 4.

Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.

Парфенов А.В. Правовое состояние. М.: Юристъ, 2007.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.

Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М.: Вердикт – 1 М, 1999.

Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. Гл. 9.

Солодовниченко Т.А. О соотношении субъективных юридических прав и обязанностей в публичном праве // Юридическая наука и практика. 2015. Т. 11. № 1.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. III.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001.

Трофименко А.В. К вопросу о соотношении общетеоретической модели субъективного права и цивилистической модели права собственности // Государство и право. 2003. № 2.

Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1985.

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит., 1990.

Якимов А.Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы признаки общественных отношений?

2. Как соотносятся понятия «общественные отношения» и «правоотношения»?

3. В чем состоит идеологический характер правоотношений?

4. В чем различие между правоотношениями и общими абстрактными юридическими связями?

5. Охарактеризуйте каждый из признаков правоотношений.

6. Какими качествами (признаками) должен обладать субъект правоотношения?

7. Как соотносятся понятия «субъект правоотношения» и «субъект права?»

8. Какие виды субъектов правоотношений вам известны?

9. Чем объект правоотношения отличается от объекта права?

10. Классифицируйте объекты правоотношений.

11. Каковы основные научные взгляды на проблему содержания и формы правоотношений?

12. Что такое субъективное право и юридическая обязанность, из каких элементов они состоят?

13. Могут ли субъективное право и юридическая обязанность «сливаться» в единую «правообязанность»?

14. Как объективное (позитивное) право взаимодействует с субъективными правами и юридическими обязанностями?

15. В чем состоит концепция двухстороннего (материально-юридического) содержания правоотношения?

16. Что представляют собой внутренняя и внешняя формы правоотношения?

12. Какие основания классификации правоотношений вам известны?

13. Назовите признаки юридических фактов.

14. В чем причина существования юридических составов?

15. Приведите примеры юридических составов, закрепленные в Российской Конституции.

16. Классифицируйте юридические факты и составы.

Тема 9. Нормы права

1. Признаки норм права.

2. Элементы и структура норм права.

3. Виды норм права.

4. Взаимодействие норм права с иными социальными нормами (моральными, политическими, религиозными, корпоративными и т.д.).

Литература

Азми Д.М. О структуре, формах и видах правовых норм // Правоведение. 2010. № 3.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. Гл. 3.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. № 4.

Бирюков С.В. К вопросу о «широком понимании» правовой нормативности // Иванов Р.Л. Круглый стол «Юридические нормы как средство правового регулирования» // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 2. С. 192-194.

Варламова А.Н., Кабатова Е.В. Российский Кодекс корпоративного поведения: подготовка, структура, применение // Государство и право. 2002. № 5.

Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ Пресс, 2001.

Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3.

Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Владимир, 1998.

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8.

Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание: природа, типология, технико-юридическое оформление. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009.

Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. Гл. 6-9.

Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / Под общ. ред. И.В. Костикова. М.: Экономика, 2003.

Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. Н. Новгород, 2002.

Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.

Мисроков З.Х. Адат и Шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990.

Наговицын А.Е. Правовые нормы в ранних государственных образованиях. М.: МГУДТ, 2009.

Нерсесянц В.С. Философия права. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997. Гл. 8.

Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. 384 с.

Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: НОРМА, 2002.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002.

Рыбаков В.А. Нетипичные нормы права // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3.

Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. II.

Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.

Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. 2003. № 6.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Черданцев А.Ф. Толкование права и договора: Учеб. пособ. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997. Гл. 2.

Шапп Я. О свободе, морали и праве // Государство и право. 2002. № 5.

Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1985.

Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные значения термина «норма».

2. Чем юридическая норма отличается от индивидуального властного веления?

3. Назовите и охарактеризуйте каждый из элементов юридической нормы.

4. Могут ли у правовых норм существовать поощрительные санкции?

5. Что такое «норма-предписание» и какова ее структура?

6. В чем значение логических норм?

7. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта?

8. Назовите основания классификации норм права.

9. Могут ли нормы права иметь рекомендательный характер?

10. Какие виды социальных норм вам известны?

11. Какие нормы называют гетерономными регуляторами человеческого поведения, а какие – автономными?

12. Как нормы права взаимодействуют с политическими нормами?

13. В чем сходство и различие норм права и норм морали?

14. Что такое корпоративные нормы и каково их значение для правового регулирования?

15. Каковы особенности взаимодействия норм права и религиозных норм?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.031)

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Ироничное отображение иерархии государства

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Позитивизм

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

    высшей юридической силы – Конституции;
  1. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  2. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  3. стабильный правопорядок.

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Читаем внимательно

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Руки вверх

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Граждане

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Посмотрите на мировую политику. Все живут по правилам созданным Западом, но сам Запад их исполнять не собирается. Тут даже не отдельные исключения, а полная дискриминация «незападного» мира.

Идея единения государства и права в античности была направлена против представления о том, что сила порождает право. Эта идея развивалась Платоном и Аристотелем. Цицерон рассматривал государство как определенное правовое образование, как некий правопорядок. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны подпадать все.

Философское обоснование идее И. Кант, утверждавший, что правовое государства – это часовой, обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них.

Русские юристы В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Н.И. Полиенко и другие связывали сущность правового государства с гарантированностью прав личности, соединяли естественные права человека с государством как гарантом этих прав.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:

- народного суверенитета, в соответствии с которым народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;

- разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;

- обеспечение приоритета права, ставшая выражением юридической связанности государства правом.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающихв качестве самостоятельных признаков правового государства :

1. Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

2. Верховенства правового закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти). В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

Верховенство закона основывается на верховенствующей роли законодательной власти, придающей закону высшую юридическую силу. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов государства.

3. Взаимной ответственности государства и личности. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций.

Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства каждый из участников этого общения юридически равноправная сторона, имеет как права, так и обязанности и равно несет взаимную ответственность. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: «Разрешено все, что не запрещено законом». Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление.

В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

4. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т.е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

6. Приоритет международного права над внутренним правом страны, особенно по вопросу прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Таким образом, гражданское общество – необходимая основа правового государства.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

1. Объективные предпосылки взаимодействия государства и права.

2. Основные формы воздействия государства на право.

3. Основные направления воздействия права на государство.

4. Правовое государство как идеальная модель взаимодействия государства и права: история ее возникновения и главные положения.

Литература

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

Валадес Д. Конституционные проблемы правового государства. М.: Идея-Пресс, 2009.

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4.

Гражданское общество: Истоки и современность / Науч. рук. И.И. Кальной. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000.

Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в полицейском государстве: особенности российского симбиоза // Современное право. 2010. № 9.

Грязнова Т.Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в российской юридической науке конца XIX- начала XX в. // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2014. № 2.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М., 1999. Вып. 1.

Евстратов А.Э. Цели правотворчества социального государства (постановка проблемы) // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2016. № 1.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Исмаилов И.А. Правовое государство. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право. 2003. № 6.

Кин Д. Демократия и гражданское общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права. М., 1998.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб.: Лань, 2001.

Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных законов. М.: Зерцало, 2004.

Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М., 2002. Гл. 5.

Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1999.

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000. Раздел II.

Неновски Н. Единство и взаимодействие права и государства. М., 1982.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

Павликов С.Г. Власть в правовом государстве. М.: Альфа-М, 2013.

Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия прва. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. ХIII, ХIУ.

Чекунов Н.А. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики // Правоведение. 2003. № 4.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990. Гл. 3.

Вопросы для самоконтроля

1. Могут ли государство и право существовать изолировано друг от друга?

2. Почему взаимосвязь права и государства носит объективный характер?

3. Какова роль международного права в построении правовой государственности?

4. Как проявляется воздействие права на государство в процессе организации и деятельности органов государственного аппарата, при согласовании конкурирующих социальных интересов внутри страны и на международной арене?

5. В чем проявляется роль государства в правотворчестве, правореализации и в гарантировании права?

6. Когда и почему возникла идея правового государства?

7. Каким было отношение к идее правового государства в досоветской российской юридической науке?

8. Каковы признаки правового государства?

9. Что такое гражданское общество?

10. Почему правовое государство невозможно при отсутствии развитого гражданского общества?

11. Как соотносятся понятия «правовое государство» и «государство законности»?

12. Какое государство называется полицейским?

13. Почему концепция правового государства длительное время не находила официальной поддержки в Советском Союзе?

14. С чем связан возврат к идее правового государства в нашей стране в середине 80-х годов ХХ века?

15. Какими принципами руководствуется в своей деятельности государственный аппарат в правовом государстве?

16. Приобретают ли индивиды, социальные группы и гражданское общество в целом дополнительные юридические права и обязанности в правовом государстве?

17. Можно ли современное Российское государство назвать правовым?

Тема 8. Правовые отношения

1. Признаки правоотношения.

2. Субъекты правоотношения.

3. Объекты правоотношения.

4. Содержание и форма правоотношения. Правомерное поведение, субъективные права и обязанности как материальная и юридическая стороны содержания правоотношения.

5. Классификация правоотношений.

6. Юридические факты и фактические (юридические) составы: понятие и виды.

Литература

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999. Гл. 3.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. Гл. 3.

Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1987.

Гукасян Р.Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления // Сов. государство и право. 1989. № 7.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М.: ЛЕНАНД, 2015.

Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007

Иванов Р.Л. Правоотношение как форма реализации права // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2009. № 4.

Иванов Р.Л. Властеотношение как вид правового отношения // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2011. № 1.

Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве. М., 1998.

Лучин О.В. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. № 3.

Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.

Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. 1999. № 4.

Матузов Н.И. Возможность и действительность в правовой сфере // Правоведение. 2000. № 3.

Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. № 4.

Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.

Парфенов А.В. Правовое состояние. М.: Юристъ, 2007.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.

Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М.: Вердикт – 1 М, 1999.

Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. Гл. 9.

Солодовниченко Т.А. О соотношении субъективных юридических прав и обязанностей в публичном праве // Юридическая наука и практика. 2015. Т. 11. № 1.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. III.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001.

Трофименко А.В. К вопросу о соотношении общетеоретической модели субъективного права и цивилистической модели права собственности // Государство и право. 2003. № 2.

Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1985.

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит., 1990.

Якимов А.Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы признаки общественных отношений?

2. Как соотносятся понятия «общественные отношения» и «правоотношения»?

3. В чем состоит идеологический характер правоотношений?

4. В чем различие между правоотношениями и общими абстрактными юридическими связями?

5. Охарактеризуйте каждый из признаков правоотношений.

6. Какими качествами (признаками) должен обладать субъект правоотношения?

7. Как соотносятся понятия «субъект правоотношения» и «субъект права?»

8. Какие виды субъектов правоотношений вам известны?

9. Чем объект правоотношения отличается от объекта права?

10. Классифицируйте объекты правоотношений.

11. Каковы основные научные взгляды на проблему содержания и формы правоотношений?

12. Что такое субъективное право и юридическая обязанность, из каких элементов они состоят?

13. Могут ли субъективное право и юридическая обязанность «сливаться» в единую «правообязанность»?

14. Как объективное (позитивное) право взаимодействует с субъективными правами и юридическими обязанностями?

15. В чем состоит концепция двухстороннего (материально-юридического) содержания правоотношения?

16. Что представляют собой внутренняя и внешняя формы правоотношения?

12. Какие основания классификации правоотношений вам известны?

13. Назовите признаки юридических фактов.

14. В чем причина существования юридических составов?

15. Приведите примеры юридических составов, закрепленные в Российской Конституции.

16. Классифицируйте юридические факты и составы.

Тема 9. Нормы права

1. Признаки норм права.

2. Элементы и структура норм права.

3. Виды норм права.

4. Взаимодействие норм права с иными социальными нормами (моральными, политическими, религиозными, корпоративными и т.д.).

Литература

Азми Д.М. О структуре, формах и видах правовых норм // Правоведение. 2010. № 3.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. Гл. 3.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. № 4.

Бирюков С.В. К вопросу о «широком понимании» правовой нормативности // Иванов Р.Л. Круглый стол «Юридические нормы как средство правового регулирования» // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 2. С. 192-194.

Варламова А.Н., Кабатова Е.В. Российский Кодекс корпоративного поведения: подготовка, структура, применение // Государство и право. 2002. № 5.

Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ Пресс, 2001.

Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3.

Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Владимир, 1998.

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8.

Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание: природа, типология, технико-юридическое оформление. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009.

Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. Гл. 6-9.

Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / Под общ. ред. И.В. Костикова. М.: Экономика, 2003.

Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. Н. Новгород, 2002.

Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.

Мисроков З.Х. Адат и Шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990.

Наговицын А.Е. Правовые нормы в ранних государственных образованиях. М.: МГУДТ, 2009.

Нерсесянц В.С. Философия права. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997. Гл. 8.

Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. 384 с.

Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: НОРМА, 2002.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002.

Рыбаков В.А. Нетипичные нормы права // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3.

Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб.: Лань, 2001. Гл. II.

Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.

Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. 2003. № 6.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Черданцев А.Ф. Толкование права и договора: Учеб. пособ. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997. Гл. 2.

Шапп Я. О свободе, морали и праве // Государство и право. 2002. № 5.

Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1985.

Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные значения термина «норма».

2. Чем юридическая норма отличается от индивидуального властного веления?

3. Назовите и охарактеризуйте каждый из элементов юридической нормы.

4. Могут ли у правовых норм существовать поощрительные санкции?

5. Что такое «норма-предписание» и какова ее структура?

6. В чем значение логических норм?

7. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта?

8. Назовите основания классификации норм права.

9. Могут ли нормы права иметь рекомендательный характер?

10. Какие виды социальных норм вам известны?

11. Какие нормы называют гетерономными регуляторами человеческого поведения, а какие – автономными?

12. Как нормы права взаимодействуют с политическими нормами?

13. В чем сходство и различие норм права и норм морали?

14. Что такое корпоративные нормы и каково их значение для правового регулирования?

15. Каковы особенности взаимодействия норм права и религиозных норм?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.023)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: