Принципы деятельности арбитражных судов

Обновлено: 28.03.2024

Комментарий к статье 6
1. В данной статье закреплены те отправные начала, которые законодатель посчитал главными в судебной деятельности арбитражных судов.
Названные в статье принципы являются принципами конституционными, т.е. закреплены на уровне Основного Закона РФ и находятся в тесной взаимосвязи между собой.
2. Принцип законности.
Содержание данного принципа отражено в ст. 6 АПК РФ, где под законностью понимается правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Принцип законности в деятельности судов различных инстанций в общих чертах реализуется как путем правильного применения норм права, так и путем проверки судебных актов с точки зрения правильного применения норм права нижестоящими инстанциями.
Реализацию принципа законности в арбитражном процессе законодатель поставил в зависимость от принципа состязательности сторон, действие которого различно в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Было бы заблуждением считать, что принцип законности относится только к деятельности суда. Так, в ч. 2 ст. 41 АПК РФ прямо сказано: "Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами". Другими словами, участники процесса должны соблюдать правила судопроизводства под страхом несения неблагоприятных последствий.
Как видим, принцип законности для лиц, участвующих в деле, имеет иное содержание, нежели для суда. В отличие от судебных органов участники процесса не несут обязанности соблюдения и правильного применения нормативных актов. Это и понятно. Поскольку судебный процесс строится на принципах состязательности и равноправия сторон, а принцип объективной истины в процессе уже не применяется, выигрывает та сторона, которая сможет убедить суд в своей правоте, ссылаясь на нормы материального права.
При этом на суде лежит обязанность оценить обоснованность применения тех или иных норм в каждом конкретном деле и правильность применения сторонами нормативных правовых актов.
Таким образом, на участников процесса не возложена обязанность соблюдения материальных норм. Соответственно неправильное применение той или иной материально-правовой нормы (не важно, заведомое либо ошибочное) влечет для лица только вероятность проигрыша дела в суде. В то же время сознательное либо несознательное нарушение правил судопроизводства влечет за собой для участвующих в деле лиц предусмотренные законом неблагоприятные последствия. В порядке ст. 111 АПК РФ это отнесение судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами.
Гарантиями соблюдения принципа законности являются принцип независимости судей и подчинение их только закону, предоставление широких прав участвующим в деле лицам.
3. Принципы состязательности и равноправия сторон.
Связь указанных принципов заключается в том, что равноправие является той основой, на которой может развиваться принцип состязательности. Только равноправные лица могут на законных основаниях состязаться в защите своей правовой позиции по делу.
Принцип равноправия сторон является частным случаем общего правила о равенстве всех перед законом и судом. Только данный принцип говорит о процессуальном равенстве, т.е. равенстве в правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. Норма о равенстве всех перед законом и судом содержится в ст. 7 АПК РФ, принцип равноправия сторон закреплен в ст. 8 АПК РФ.
Обеспечивать равноправие сторон призван арбитражный суд, который не вправе оказывать предпочтение одной из сторон либо ограничивать права другой. Изъятие из принципа равноправия сторон устанавливаются законом. Так, в ст. 53 АПК РФ регламентировано право органов государственной власти (органов местного самоуправления и иных органов) обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Такие обращения государственных органов следует отличать от предъявляемых ими исков в защиту личных интересов. При обращении государственного органа в защиту публичных интересов его процессуальный статус меняется. В данном случае государственный орган не является истцом в материальном смысле, хотя на него, за некоторым исключением, возлагаются права и обязанности истца. Государственный орган не уплачивает государственную пошлину при обращении в суд, от него также не требуется доказывать нарушение своих прав и интересов. Он должен лишь указать, в чем заключается нарушение публичных интересов. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
Как сказано выше, только применительно к равноправным сторонам можно говорить о действии принципа состязательности. Названный в комментируемой статье принцип состязательности подробно регламентируется ст. 1 АПК РФ.
Когда мы говорим о состязательности, то подразумеваем, с одной стороны, характеристику самого процесса и роль суда в нем, а с другой стороны - порядок реализации прав сторон.
Современный арбитражный процесс носит состязательный характер, роль суда в котором в соответствии с ч. 3 ст. 9 АПК РФ определяется следующим образом. Суд предоставляет сторонам возможность всеми законными средствами доказывать правоту своей правовой позиции, сохраняя при этом беспристрастность, независимость и объективность.
До принятия АПК РФ 1995 г. процесс носил инквизиционный характер, прочно связанный с принципом объективной истины. Это означало, что суд своими действиями создавал условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, для чего обладал активной ролью в процессе по сбору доказательств. В то же время роль сторон в процессе минимизировалась и существенного значения для решающего исхода дела не имела.
В этой связи возникают вопросы, насколько принцип состязательности арбитражного процесса сочетается с принципом законности, а также является ли правильным отход от принципа объективной истины.
Нельзя не соглашаться с тем утверждением, что возможность нарушения принципа законности более вероятна при процессе состязательном, нежели инквизиционном. Действительно, инквизиционный процесс предполагает активную роль суда, который и следит за соблюдением законности правосудия. В состязательном же процессе обязанность по реализации принципа законности процесса возложена не только на суд, но и на лиц, участвующих в деле, которые в силу разных причин не всегда адекватно могут защищать свои интересы и соответственно достичь законного правосудия.
Поэтому состязательный процесс должен дополняться какими-либо чертами инквизиционного и наоборот.
Полагаем, что по своему характеру современный арбитражный процесс суть процесс состязательный с отдельными чертами инквизиционного. В данной ситуации очень важно найти тот баланс между принципом состязательности и принципом законности, при котором активная роль участников процесса при относительно пассивной роли суда не станет препятствием для вынесения законного судебного акта.
Принцип состязательности сторон в процессе нельзя противопоставлять принципу законности правосудия. Указанные принципы находятся в тесном взаимодействии и призваны взаимно дополнять друг друга. Полагаем, что главное в данном вопросе - избегать крайних позиций в оценке необходимости превалирования одного принципа над другим.
О том, как сочетаются принципы законности и состязательности в судебных инстанциях, будет изложено далее в комментариях к статьям, раскрывающим полномочия судебных инстанций.
4. Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом.
Принцип, названный в данной статье, подробно регламентирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и включает в себя три взаимосвязанных правила. Во-первых, государство гарантирует равенство прав и свобод человека вне зависимости от имущественного, должностного положения, убеждений, расы, пола, языка и т.п. Во-вторых, любые изъятия из принципа равенства лиц допускаются только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" арбитражный суд, исходя из имущественного положения сторон, может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер. Указанное правило представляет собой законное изъятие из принципа равенства лиц перед законом и судом. В-третьих, равенство лиц перед законом и судом обеспечивает арбитражный суд. Это означает, что нормативно закрепленному праву лиц требовать равного отношения к своим правам корреспондирует обязанность суда создавать условия для реализации этого права путем предоставления лицам равной возможности осуществления их прав.
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
5. Принцип независимости судей.
Формулируя указанный принцип в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 АПК РФ, законодатель обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности законом. Совокупность указанных правил и образует сущность принципа.
Принцип независимости судей отчасти берет свое начало в принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленном в ст. 10 Конституции РФ.
Реализация данного принципа основана на системе соответствующих гарантий, закрепленных в Конституции РФ и в федеральных законах, таких как Федеральный закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в РФ" , Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" .
--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Гарантии независимости судей принято делить на политические, экономические и юридические. Когда мы говорим о политических гарантиях независимости судей, то имеем в виду действие принципа разделения властей, а также то, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Экономические гарантии независимости судьи основаны на достойном материальном и социальном обеспечении судьи за счет государства, наличии органов судейского сообщества.
Однако наиболее важными представляются гарантии юридические, среди которых следует отметить: установление законом процедуры осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; регламентацию особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи.
Среди судебных выделяются процессуальные гарантии, т.е. те правила судопроизводства, которые способствуют соблюдению принципа независимости судей. К таковым относятся предусмотренные в АПК РФ права лиц, участвующих в деле: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ), обжаловать судебный акт арбитражного суда в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ).
К другим процессуальным гарантиям следует отнести установление в ст. ст. 289, 306 АПК РФ пределов обязательных указаний суда вышестоящей инстанции суду нижестоящей инстанции. Однако сам по себе факт неисполнения указаний суда вышестоящей инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта. Он лишь рассматривается как причина, повлекшая возникновение того или иного основания для отмены судебного акта из предусмотренных в АПК РФ.
Разумеется, сказанное не относится к соблюдению указаний ВАС РФ, изложенных в постановлениях Пленума ВАС РФ, обязательных в силу ч. 2 ст. 13 настоящего Закона.
В статье 167 АПК РФ установлен особый порядок совещания судей при вынесении судебного акта, что также способствует невмешательству иных лиц в отправление правосудия.
6. Принцип гласности разбирательства дела.
Указанный принцип означает, что разбирательство дела во всех судах является открытым, обеспечивающим доступ любого лица в заседание суда, а также что все присутствующие в заседании имеют право вести звукозапись, а с разрешения суда - кино- и фотосъемку.
Реализация данного принципа обеспечивается установлением в ст. 11 АПК РФ четкого перечня случаев, когда дело слушается в закрытом судебном заседании (в целях сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны и в иных предусмотренных законом случаях).
Гласность судебного разбирательства обеспечивается также и тем, что в соответствии со ст. 307 АПК РФ постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда подлежат опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ". В этой связи возникает вопрос о допустимости опубликования, в том числе и в правовых базах, судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. С одной стороны, решения арбитражных судов в течение двух месяцев с момента их принятия не имеют юридической силы, поскольку не истек срок на их обжалование. Кроме того, судебные акты всех трех указанных инстанций могут быть отменены постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. С другой стороны, поскольку принцип гласности подразумевает публичное объявление судебного акта, не могут считаться незаконными и другие способы доведения содержания такого судебного акта до сведения широкой общественности - путем размещения в Интернете, в правовых базах, печатных изданиях.
Гласность судебного разбирательства должна также обеспечиваться возможностью допуска любого лица в зал судебного заседания и наличием у суда помещений для осуществления судебной деятельности, пригодных для нормальной работы суда и размещения публики. На практике в здание суда может попасть только лицо, тем или иным образом связанное с рассматриваемым судом делом.
К примеру, в соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Инструкции об организации дежурства и контрольно-пропускного режима в административном здании Арбитражного суда Волгоградской области (утв. председателем суда) посетители могут быть допущены в здание суда при предъявлении определения суда и удостоверения личности, а если посетители прибыли в суд для подачи документов в канцелярию суда - только при предъявлении удостоверения личности. При проходе в здание суда посетители обязаны предъявлять документы судебному приставу. Как видим, данные правила не сочетаются с действием принципа гласности судебного разбирательства.

Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Кашапова Р.М.

Принципами арбитражного процессуального права называют нормативные положения, касающиеся отправления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отражающие особенности данной отрасли права и характеризующие содержание правоприменительной деятельности.

Основными принципами арбитражного процесса являются:

- независимость судей арбитражных судов, предусмотренная ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). В соответствии с ним при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Разрешая споры, суды применяют в качестве материальных норм положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных актов, международных договоров РФ, а в необходимых случаях - нормы иностранного права;

- законность при рассмотрении дел арбитражным судом предусмотрена ст. 6 АПК РФ. Принцип законности реализуется арбитражными судами прежде всего при принятии судебных актов. Так, решение арбитражного суда является законным только в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права;

Согласно ч. 2 ст. 6.1 АПК РФ разбирательство дел в арбитражных судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. В любом случае судопроизводство в арбитражных судах должно осуществляться в разумный срок. В качестве критериев определения разумного срока судопроизводства выступают такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства;

- равенство всех перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ). Данный принцип представляет собой правило, согласно которому правосудие осуществляется на началах равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений граждан, их принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и т.д.;

- равноправие сторон (ст. 8 АПК РФ). Отличие данного принципа от принципа равенства всех перед законом и судом заключается в том, что принцип равноправия распространяется на стороны арбитражного процесса - истца и ответчика, и фактически означает равенство возможностей по реализации принадлежащего им права на судебную защиту как для истца, обратившегося в суд, так и для ответчика, реализующего свое право на судебную защиту против притязаний истца. Гарантиями осуществления данного принципа является установленный АПК комплекс прав и обязанностей сторон;

- состязательность (ст. 9 АПК РФ). Данный принцип означает, что стороны самостоятельно реализуют свое право на судебную защиту в арбитражном суде: отстаивают свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий;

- непосредственность судебного разбирательства (ст. 10 АПК РФ) означает непосредственность исследования доказательств при рассмотрении дела. Так, арбитражный суд обязан непосредственно воспринять и исследовать все доказательства по делу, т.е. заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства;

- гласность судебного разбирательства (ст. 11 АПК РФ). Принцип гласности судебного разбирательства представляет собой правило, согласно которому разбирательство в арбитражных судах является открытым: любому выразившему соответствующее желание лицу должно быть обеспечено присутствие на слушаниях дела. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, когда возможно разглашение государственной тайны, при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом;

- диспозитивность арбитражного судопроизводства. Содержание данного принципа заключается в возможности участвующих в деле лиц, и в первую очередь сторон, распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Принцип диспозитивности не закреплен в конкретной норме АПК РФ. Он выводится из содержания целого ряда норм арбитражного процессуального права (ст.ст. 4, 36,37,41, 49 АПК РФ и др.) и определяет динамику реализации права на судебную защиту - движение процесса, его переход из одной стадии в другую (от возбуждения дела в арбитражном суде, определения предмета и основания иска, возможности их изменения, до требования принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда).

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Статья 3. Система арбитражных судов в Российской Федерации

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

арбитражные апелляционные суды; (Абзац введен - Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ)

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации); (В редакции Федерального конституционного закона от 04.07.2003 № 4-ФКЗ)

специализированные арбитражные суды. (Абзац введен - Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ)

Статья 4. Осуществление правосудия арбитражными судами в Российской Федерации

Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении споров, отнесенных к их компетенции, являются: (В редакции Федерального конституционного закона от 18.07.2019 № 2-ФКЗ)

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 6. Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Статья 7. Обязательность судебных актов

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 8. Судьи арбитражных судов в Российской Федерации

Предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа - 76 лет. (Абзац введен - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

3. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, прекращаются также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

ГЛАВА II. (Статьи 9 - 23)

ГЛАВА III. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов

Статья 24. Арбитражные суды округов

2. В Российской Федерации действуют:

судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, - на период до 30 июня 2007 года;

(Подпункт в редакции Федерального конституционного закона от 25.03.2004 № 2-ФКЗ)

3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

Статья 25. Состав арбитражного суда округа

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом; (В редакции федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ; от 30.04.2010 № 3-ФКЗ; от 06.12.2011 № 4-ФКЗ)

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. (Абзац введен - Федеральный конституционный закон от 30.04.2010 № 3-ФКЗ)

Статья 27. Президиум арбитражного суда округа

1. Президиум арбитражного суда округа действует в составе председателя арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

2. Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума арбитражного суда округа, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда округа.

Статья 28. Полномочия президиума арбитражного суда округа

Президиум арбитражного суда округа:

1) утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

2) рассматривает другие вопросы организации работы суда;

3) рассматривает вопросы судебной практики.

Статья 29. Порядок работы президиума арбитражного суда округа

1. Президиум арбитражного суда округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.

2. Президиум арбитражного суда округа правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.

3. Постановления президиума арбитражного суда округа принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда округа. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Статья 30. Судебные коллегии арбитражного суда округа

2. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда.

3. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Статья 31. Судебные составы арбитражного суда округа

1. В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

2. Судебные составы формируются председателем арбитражного суда округа.

3. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда округа сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Статья 32. Председатель арбитражного суда округа

1. Председатель арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия,

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

– Высший Арбитражный Суд РФ;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– арбитражные апелляционные суды;

– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино– и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 9 ноября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г.)

- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. — ст. 1 и 4 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

- Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде 5Российской Федерации" от 31 декабря 1994 г. №1-ФКЗ, в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2002 №1-ФКЗ, от 15.12.2001 №4 ФКЗ, от 07.06.2004 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №2-ФКЗ, от 05.02.2007 №2-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; №51. Ст. 4824; 2004. №24. Ст. 2324; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.

- Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ст. 15 и 16 // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

- Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 9 февраля, 29 июня 2009 г.)

- Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.

- Правоохранительные органы: Учебник / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. –М., 2009.

- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.

- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;

- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;

ВВЕДЕНИЕ

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

– Высший Арбитражный Суд РФ;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– арбитражные апелляционные суды;

– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[1].

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Эти принципы являются общими для любых судов, действующих в РФ, более того, эти принципы являются конституционными, поскольку предусматриваются в том числе и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 120, 121, 122, ч. 1 и 3 ст. 123 и др.).

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Принцип законности требует, чтобы каждый судья арбитражного суда при отправлении правосудия руководствовался Конституцией РФ, законодательством РФ и международными договорами, являющимися частью правовой системы России. При этом соответствующие нормы должны быть правильно применены. В результате возникает состояние законности. Законность - это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом, неуклонном и единообразном соблюдении юридических предписаний в первую очередь всеми государственными органами. Возможность обжалования судебных актов арбитражного суда является одной из гарантий законности, поскольку вышестоящие инстанции проверяют судебные акты нижестоящих арбитражных судов РФ именно на предмет обоснованности и законности. Особую роль в этом процессе играет ВАС РФ, поскольку к его компетенции отнесено осуществление надзора за законностью актов арбитражных судов, и он полномочен пересматривать их в порядке надзора.

Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино– и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично[2].

Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: