Расхождение парусных судов между собой

Обновлено: 25.04.2024

12.1. Правила

В этой главе будут даны ответы на некоторые вопросы относительно правил. Специфические правила и ситуации объясняются в тех главах книги, к которым относятся эти ситуации. Вот перечень вопросов, которые мы рассмотрим:

Основная часть данной главы посвящена ответам на второй вопрос, и здесь правила расхождения рассматриваются на основании пяти их основных принципов. Установив принципы, мы обсудим конфликтные ситуации, а также переходы от одного правила к другому.

В. 1: Что такое правила и в чем их цель?

О.1: Основная задача правил - предотвращение столкновений. Наши гоночные правила произошли от Правил предупреждения столкновений судов, которые применяются в судоходстве. Но цель правил выходит далеко за рамки «предотвращения столкновений в море».

Как на одном из семинаров объяснил Дэйв Пэрри, «правила - это игра. Без правил у нас не было бы игры. Если мы не гоняемся по общим правилам, значит, мы играем в разные игры».

И это правда. Правила расхождения в основном те же, что применяются для предупреждения столкновений судов в море. Но у них также много других задач. Используя правила, мы получаем возможность применять тактические решения в ситуациях сближения на кратчайшие расстояния, так как есть правила, которые устанавливают, что мы имеем право делать, а что нет. Более того, правила касаются не просто взаимных прав при расхождении. В книгу Правил Международной Парусной Федерации включены положения о проведении парусных соревнований и рассмотрении протестов. В правилах также рассматриваются гоночные ситуации, не связанные с тем, какая из яхт уступает дорогу.

В 1997 году правила впервые за целое поколение были значительно отредактированы, но основы остались неизменными.

Рис. 1 - Основное правило: «правый/левый галс». Яхта на левом галсе должна сторониться (уступать дорогу).

О. 2: Давайте разделим правила на две группы: правила, касающиеся расхождения яхт, и другие.

Изучая правила расхождения, Вы должны начать с пяти основных принципов, которые лежат в их основе. Вы должны знать не только сами правила, но и то, как они работают в конфликтных ситуациях или при переходе от одного правила к другому.

Остальные правила, о которых мы упомянем в третьем разделе. Вы можете изучать самостоятельно и на собственном опыте.1

1 Прим. пер.: на рисунках в данной главе обозначение статуса яхт дается как в оригинале книги - буквами по следующей схеме:
W - наветренная (windward): L - подветренная (leeward); S - правый галс (starboard); P - левый галс (port); I - внутренняя (inside):
M - средняя (middle); О - наружная (outside); ahead впереди; astern - позади.

Рис. 2а, b - Основное правило 2: «наветренная/подветренная». Наветренная яхта сторонится (уступает дорогу).

Рис. За, b - Основное правило 3: «чисто впереди/чисто позади». Обгоняющая яхта должна сторониться (уступать дорогу).

12.2. Пять основных правил расхождения

Правила, относящиеся к расхождениям, могут быть сведены к пяти основным принципам. Если Вы впервые приступаете к изучению Правил, Вы должны начать с этих пяти принципов. Они охватывают большинство ситуаций. После того, как Вы разберетесь в этих пяти основных правилах. Вы сможете понять конфликты их применения, и разобраться в их дальнейшей трансформации.

1: На разных галсах (правило 10)

Яхта на левом галсе сторонится (уступает дорогу)

Правило «правый/левый галс» применяется нами в каждой гонке. В ситуациях сближения на пересекающихся курсах на лавировке это правило является основным источником протестов, и яхта на левом галсе редко может выиграть такой протест. В следующий раз, когда Бы будете на левом галсе, попробуйте представить эту ситуацию с точки зрения яхты на правом галсе.

Рулевой, который находится в кормовой части яхты на правом галсе, не имеет возможности хорошо видеть развитие ситуации сближения. То, что для яхты левого галса выглядит чистым расхождением, для яхты правого галса может показаться неприемлемым риском. Протестовый комитет согласится с суждением яхты правого галса.

Если Вы хотите продолжать идти левым галсом, лучшим решением будет увалить под корму, чем рисковать дисквалификацией из-за близкого пересечения курс. При грамотном выполнении маневра уваливания Вы почти ничего не теряете. Допустив опасное пересечение курса, Вы рискуете потерять все (рис. 1).

2: На одном галсе, связаны (правило 11)

Наветренная яхта должна сторониться (уступать дорогу)

Правило «наветренная/подветренная» является одним из самых простых в этой книге. Если толковать его в простейшем виде, подветренная яхта может делать все, что угодно, а наветренная яхта должна сторониться (уступать дорогу).

Свобода подветренной яхты ограничена только лишь необходимостью предоставить наветренной яхте место для того, чтобы та могла сторониться (рис. 2).

3: На одном галсе, не связаны (правило 12)

Обгоняющая яхта должна сторониться *

Яхта, предпринимающая обгон, должна держаться в стороне от яхты, которая находится чисто впереди. Это правило, как и правило «наветренный/подветренный», применяется к яхтам, которые находятся на одном галсе. Правило само по себе достаточно однозначно, но, как мы увидим позже, при применении совместно с правилами «наветренный/подветренный* и «правый/левый галс», возникают сложности (рис. 3).

Прим. ред.: в тексте правила 12 нет термина «обгон», и речь идет о яхтах, находящихся в положении «чисто впереди/чисто позади». Ситуация, когда яхта связывается с другой из положения «чисто позади» (это и есть обгон в интерпретации автора) регламентирована правилом 17.

4: Место у знака (правило 18)

Внутренняя яхта имеет право на место у знаков и препятствий (правило 18). Хотя внутренняя яхта в принципе имел право на место, практика применения данного правила намного сложнее и служит поводом для многих протестов (рис. 4).

Рис. 4 - Основное правило 4: Место у знака. Внутренняя яхта имеет право на место для огибания знака или препятствия.

5: Изменение курса (правила 13 и 16)

Имеющая право дороги яхта может изменять курс при условии, что она предоставляет яхте, которая должна сторониться, место, чтобы та могла сделать это. Кроме того, яхта на галсе имеет право дороги перед яхтой, которая делает поворот оверштаг (правило 13, рис. 5).

Рис. 5а - Яхта, получающая право дороги, должна предоставить яхте, которая уступает дорогу, место, чтобы та могла это сделать.

Рис 5b - Яхта, которая имеет право дороги, может изменять курс, если она предоставляет яхте, которая должна уступать дорогу, место, чтобы это сделать.

Конфликты и переходные моменты

Когда Вы поняли пять принципов, лежащих в основе правил расхождения, следующим шагом будет изучение конфликтом н взаимодействия между этими основными правилами.

«Правый/левый галс» и «наветренная/подветренная»

Здесь конфликтов нет. Правило «правый/левый галс» применяется, когда яхты находятся на противоположных галсах. Правило «подветренная/наветренная» действует, когда яхты находятся на одном галсе. Переход от правил, применимых на противоположных галсах, к правилам, действующим на одном галсе, происходит при повороте оверштаг или фордевинд. Эти ситуации рассматриваются ниже в правилах, касающихся изменения курса (рис. 6).

Рис. 6 - Правило «правый/левый галс» применяется, когда яхты находятся на противоположных галсах, правило «подветренная/наветренная» действует, когда яхты идут одним галсом.

Правило «чисто впереди/чисто позади» применяется только к яхтам на одном галсе. Если яхта на правом галсе обгоняет яхту на левом галсе (например, на курсе чистый фордевинд), применяется правило «правый/левый галес. Ситуации с переходными моментами, будут рассмотрены ниже (рис. 7).

Рис. 7 - Правило «чисто впереди/чисто позади» применяется только, когда яхты находятся на одном галсе. На рисунке яхта в середине имеет право дороги относительно яхты на левом галсе и яхты позади.

«Правый/левый галс» и «место у знака»

На попутных курсах в зоне двух длин от знака главенствующим будет правило «место у знака». Если знак нужно огибать левым бортом, яхта на правом галсе в любом случае будет внутренней, поэтому право дороги не меняется (рис. 8а).

8а Правило «место у знака» главенствует на попутных курсах;

8b - Правило «правый/левый галс» главенствует на лавировке.

На лавировке правило «правый/левый галс» главенствует над правилом «место у знака» (рис. 8b).

«Правый/левый галс» и изменение курса

В первом случае яхта на правом галсе может изменять курс в той степени, в какой она не мешает яхте на левом галсе сторониться или не вынуждает ее к немедленному повороту оверштаг в случае пересекающихся курсов.

Вторая ситуация возникает, когда яхта получает право дороги после поворота оверштаг. Яхта, которая становится обязанной уступать дорогу, должна иметь для этого возможность. Один из примеров: две яхты идут на левом галсе в лавировку. Если яхта впереди и с подветра (на рис. «SL») решит сделать поворот на правый галс, яхта на левом галсе и с наветра («WP») может неожиданно для себя оказаться в конфликтной ситуации с яхтой на правом галсе. Поворот будет легальным, если яхте WP придется начинать свой манер по уклонению не раньше окончания поворота яхтой SL. Если же яхте WP для предупреждения столкновения придется делать маневр до того момента, как яхта SL закончит поворот оверштаг, этот поворот будет нелегитимным. Бремя доказательств того, что поворот оверштаг был выполнен правильно, лежит на подветренной яхте, повернувшей на правый галс (рис. 9).

Рис. 9 - «Правый/левый галс» и изменение курса. Яхта, делающая поворот оверштаг, должна предоставить яхте на левом галсе место и время для того, чтобы та могла сторониться.

На попутных курсах ситуация аналогичная. Яхта, которая получает право дороги в результате поворота фордевинд, должна предоставить другой яхте место, чтобы та имела возможность сторониться.

Когда яхта из ситуации чисто позади устанавливает связанность с наветренной стороны, право дороги не изменяется.

Лидирующая/подветренная яхта может делать, что хочет, при условии, что она предоставит другой яхте место, чтобы та могла сторониться (рис. 10а).

Рис. 10а - «Наветренная/подветренная»' и чисто впереди/чисто позади. Когда обгоняющая яхта устанавливает связанность с наветренной стороны, она должна сторониться подветренной яхты.

Когда яхта из положения «чисто позади» устанавливает связанность с подветренной стороны, она будет ограничена еще и необходимостью идти надлежащим курсом. Наветренная яхта также не должна уваливать в сторону подветренной яхты (рис. 10b).

Рис. 10b - «Наветренная/подветренная» и чисто впереди/чисто позади. Когда обгоняющая яхта устанавливает связанность с подветренной стороны, она не должна идти выше надлежащего курса.

«Наветренная/подветренная» и «место у знака»

Подветренная яхта имеет право дороги до тех пор, пока лидирующая яхта не достигнет зоны двух длин, после чего будет применяться правило «место у знака» (рис. 11).

Рис. 11 - «Наветренная/подветренная» и «место у знака». Внутри зоны двух длин у знака, главенствующим является правило «место у знака».

«Наветренная/подветренная» и изменение курса

Подветренная яхта имеет право делать все, что угодно, при условии, что она оставляет место для наветренной яхты, чтобы та могла сторониться (рис. 12).

Рис. 12 - «Наветренная/подветренная» и изменение курса. Подветренная яхта может делать что угодно при условии, что она оставляет наветренной яхте место, чтобы та могла сторониться.

Яхта, которая делает поворот оверштаг или фордевинд в подветренную позицию (которая дает право дороги), должна выполнить его таким образом, чтобы после окончания поворота у яхты, которая должна будет уступать дорогу, было для этого место (правило 15).

Когда яхта, находящая чисто впереди, достигнет зоны двух длин, яхта, которая была позади, не имеет права на место у знака. Яхта позади должна оставаться в стороне, пока яхта впереди не обогнет знак (рис. 13).

Рис. 13 - «Чисто впереди/чисто позади» и «место у знака». Если внутренняя яхта не имела связанности в момент, когда наружная яхта достигла зоны двух длин, внутренняя яхта не получает права на место у знака.

«Чисто впереди/чисто позади» и изменение курса

Яхта чисто впереди может делать что хочет, а яхта позади должна сторониться. Но лидирующая яхта не может идти ниже своего курса, если яхта позади (или с подветренной стороны) держит курс на обгон с подветренной стороны (правило 17.1, рис. 14).

Рис. 14 - «Чисто впереди/чисто позади» и изменение курса. Яхта чисто впереди может изменять курс как угодно, за исключением того, что она не может уваливать в сторону яхты, которая намеревается обогнать ее с подветренной стороны.

Когда яхта на левом галсе делает поворот оверштаг по курсу яхты на правом галсе, она должна закончить этот поворот в положении чисто впереди, прежде чем яхте на правом галсе придется начать маневр по расхождению. Если яхте на правом галсе придется изменить курс до того, как другая яхта закончила поворот, будет считаться, что яхта на левом галсе выполняла поворот оверштаг слишком близко (правило 13).

Часто изменение курса является частью процесса огибания знака, и место у знака включает место для выполнения этого маневра - поворота оверштаг или фордевинд (рис. 15).

Рис. 15 - Место у знака и изменение курса. Когда маневр по огибанию знака подразумевает изменение курса, место у знака включает место, необходимое для выполнения поворота оверштаг или фордевинд.

12.3. Еще несколько правил

Хотя наше основное внимание уделено правилам, регулирующим расхождение яхт, некоторые другие правила знать также необходимо.

Основные правила изложены в Части 1 ППГ. Они касаются безопасности, честной спортивной борьбы и ответственности Правила Части 3 относятся к проведению гонок. Имеются правила, касающиеся подсчета результатов, процедуры рассмотрения протестов, а также специальные правила для матчевых и командных гонок.

Правило 44 устанавливает наказания за нарушения правил. Обычно, если Вы неправомерно помешали другой яхте, Вы должны выполнить наказание «два оборота» (рис. 16). Если Вы коснулись знака, предстоит сделать один оборот (рис. 17).

Мы не будем здесь полностью излагать всю Книгу Правил, Достаньте ее сами и прочтите. Лучший срок для этого - начало апреля, до открытия парусного сезона, когда Вы должны заплатить свои налоги.

Рис. 16 - Когда Вы нарушаете одно из правил расхождения, наказанием будут два оборота. Обороты должны быть сделаны в одном направлении и включать два поворота оверштаг и два поворота фордевинд'. Выполняя штрафные обороты, Вы должны держаться в стороне от других яхт.

Рис. 17 Если Вы коснулись знака дистанции, Вы должны отойти от других яхт и выполнить оборот, включающий один поворот оверштаг и один поворот фордевинд, прежде чем продолжать гонку2.

О. 3: Наряду с Книгой Правил имеются сборники решений по апелляциями. Решения по апелляциям являются аналогом решений Верховного Суда. Существуют «Книга решений по апелляциям» Яхтенной Ассоциации США и «Книга случаев ИСАФ». Процедура апелляции используется для решения конфликтных ситуаций при интерпретации (толковании) правил.
Прим. ред.: в оригинале книги указаны два оборота на 360°, что соответствовало тексту ППГ 2001-2004 ИСАФ.

О. 4: Рано или поздно Вам придется доказывать правоту своих действий на дистанции гонки перед протестовым комитетом. Очевидно, для этого надо понимать правила. Что особенно важно. Вам потребуется изложить информацию об инциденте в ясной и точной форме. Давайте факты, а не обобщения. Будьте конкретны. Внимательно выслушивайте все, что говорят другие, и задавайте вопросы, когда Вы не согласны с чем-либо. Ищите противоречия в изложении случая противоположной стороной.

Поприсутствуйте на слушаниях протестового комитета. Изучая правила, посмотрите, как они применяются на практике. В большинстве случаев комитет и стороны слушания не будут возражать против Вашего присутствия (если будете вести себя тихо). Рассмотрение протестов может быть скучным, а в других случаях может оказаться чрезвычайно увлекательным делом. Наблюдение за рассмотрением дел может оказать Вам помощь в понимании того, как реально работают правила. Этот опыт окажется бесценным, когда однажды Вам самим придется быть стороной при рассмотрении протеста.

Если Вы гоняетесь на парусной яхте в США, Вы должны быть членом Яхтенной Ассоциации США. Годовой членский взнос составляет всего 40 $. Вы получаете Книгу Правил, журнал «Sailing World», Книгу решений по апелляциям и другие выгоды, которых слишком много, чтобы все можно было перечислить.

Лично я бы посоветовал также приобрести книгу Дэйва Пери «Объяснение Правил парусных гонок» (Dave Perry «Understanding the Yacht Racing Rules»). Если Вы хотите изучить Правила, это именно та книга. Никакой другой источник не может сравниться с ней.

Когда Вы получите свой экземпляр правил, внимательно изучите приведенные там определения. Это даст понимание терминов, которые применяются в правилах, например «сторониться (уступить дорогу)» или «место». Для понимания правил Вы должны знать определения.

Еще один хороший способ изучать правила - это думать об их применении в ситуациях, которые возникают на дистанции гонки. Старайтесь понять, какие правила применимы в той или иной ситуации, если что-то непонятно, спрашивайте (после окончания гонки).

Наиболее распространенным и тяжелым видом аварий на море является столкновение судов. Такие аварии нередко сопровождаются человеческими жертвами, большими убытками, порой гибелью судна. Правила для расхождения судов начали применяться давно. Однако только с 1889 г. они приобрели законную силу международного документа, когда Международная конференция в Вашингтоне утвердила первые «Правила для предупреждения столкновений судов в море (ППСС)». В 1948 г. на лондонской Международной конференции по охране человеческой жизни на море ППСС были пересмотрены и дополнены. С 1 сентября 1965 г. действуют ППСС в редакции второй лондонской Международной конференции 1960 г. Кроме изменения и дополнения ряда правил 1948 г. в новые ППСС включено приложение «Рекомендации по использованию радиолокатора для предупреждения столкновений судов в море в условиях ограниченной видимости».

Правила 1960 г. содержат 31 правило, объединенные в шесть частей: А — «Предварительные замечания и определения»; В — «Огни и знаки»; С — «Звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости»; Д — «Правила маневрирования»; Е — «Звуковые сигналы для судов, находящихся на виду друг у друга»; F — «Разное».

В части А «Предварительные замечания и определения» содержится Правило 1, устанавливающее, что ППСС должны руководствоваться все суда и гидросамолеты в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда. ППСС являются не рекомендациями, а законом. В Правиле 1 отмечено, что все положения ППСС об огнях должны соблюдаться от захода до восхода солнца во всякую погоду, а в случае ограниченной видимости такие правила должны выполняться круглосуточно. Далее поясняется, что термин «судно с механическим двигателем» означает любое судно, приводимое в движение механической установкой; судно считается «на ходу», если оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу или не стоит на мели; суда считаются на виду друг у друга только тогда, когда одно может наблюдаться визуально с другого; термин «короткий звук» означает звук длительностью около 1 сек, «продолжительный звук» — от 4 до 6 сек; термин «занят ловом рыбы» означает лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями или тралами, за исключением лова рыбы буксируемыми крючковыми снастями.

Часть В «Огни и знаки» (Правила 2—14) описывает огни и знаки (места их установки, устройство, секторы освещения, дальность видимости, цвет), предписанные различным судам: на ходу, не имеющим возможности уступать дорогу, специальным судам и т. п.

Так, например, судно с механическим двигателем на ходу несет следующие ходовые огни (приложение 4) :

топовые — два белых огня, установленных выше всех других огней и надстроек в диаметральной плоскости судна (обычно на фок- и грот-мачтах) и одинаково устроенных так, чтобы освещать непрерывным светом дугу горизонта в 225° по 112°,5 с каждого борта судна, т. е. от направления прямо по носу до 22°,5 позади траверза с каждого борта; дальность видимости топовых огней не менее 5 миль.

отличительные (бортовые) — на правом борту зеленого, а на левом борту красного цвета, каждый одинаково устроенный так, чтобы освещать непрерывным светом дугу горизонта в 112°,5 от направления прямо по носу до 22°,5 позади траверза; дальность видимости отличительных огней не менее 2 миль;

гакабортный (кормовой) — белый огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° от направления прямо по корме до 67°,5 на каждый борт судна; дальность видимости кормового огня не менее 2 миль.

Буксирующее или толкающее судно на ходу в дополнение к отличительным и гакабортному огням механического судна на ходу должно нести два или три (в зависимости от длины каравана) белых вертикальных огня, расположенных один над другим на равном расстоянии; каждый из таких огней должен быть такого же устройства и такой же дальности видимости и один из них должен находиться на том же месте, что и вышеупомянутые топовые огни.

Судно, лишенное возможности управляться, если оно на ходу, несет отличительные и гакабортный огонь, а вместо топовых огней — два красных огня, расположенных по вертикальной линии один над другим; красные огни должны быть видимыми по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль. Днем такое судно должно нести на самом видном месте два черных шара или подобных им предмета, расположенных по вертикальной линии один над другим.

Судно на якоре несет якорные белые огни, видимые по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль и устанавливаемые в носовой и кормовой частях судна, стоящего на якоре, однако кормовой огонь не обязателен для судов длиной менее 150 футов. Днем судно на якоре должно держать да носовой части на самом видном месте один черный шар.

Судно на мели в дополнение к якорным огням несет два красных огня, предусмотренных для судна, лишенного возможности управляться. Днем оно должно держать на самом видном месте три черных шара, расположенных по вертикальной линии один над другим.

Часть С «Звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости» (Правила 15, 16 и приложение к Правилам) в своих предварительных замечаниях отмечает, что информация, полученная с помощью радиолокатора, не освобождает никакое судно от обязанностей строго придерживаться Правил 15 и 16 ППСС.

Правило 15 устанавливает требования к звуковым туманным сигналам судов.

Так, например, во время тумана, снегопада, мглы, сильного ливня или при любых других обстоятельствах, ограничивающих видимость днем или ночью, судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды, должно подавать через промежутки не менее 2 мин один продолжительный звук. Если такое судно не имеет хода относительно воды, оно должно подавать через промежутки не более 2 мин два продолжительных звука. Парусное судно в подобной обстановке должно подавать через промежутки не более 1 мин один звук, когда оно на правом галсе, последовательно два звука, когда оно на левом галсе, и последовательно три звука, когда оно идет при ветре позади траверза. Суд- но, стоящее на якоре, должно через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол в течение 5 сек. Если же оно стоит на мели, то таким якорным звуковым сигналам должны предшествовать три ясных и отдельных удара в колокол, повторяемые также и после учащенных (якорных) сигналов. Наконец, буксирующее судно, а также любое другое судно, которое не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, потому что не может управляться или маневрировать, должно подавать через промежутки не более 1 мин один продолжительный и вслед за ним два коротких звука.

Правило 16 регламентирует плавание и расхождение судов в условиях ограниченной видимости. Это правило категорически требует от судоводителей при тумане, мгле, снегопаде, ливне следовать только умеренным ходом, тщательно сообразуясь с существующими обстоятельствами и условиями плавания.

В своих Рекомендациях ППСС напоминают судоводителям, что радиолокатор может не обнаружить малые суда, небольшие айсберги и другие подобного рода плавающие объекты.

Если радиолокатор показывает, что поблизости находится одно или несколько судов, то «умеренная скорость» должна быть меньше той, которую судоводитель при прочих равных условиях мог

бы считать умеренной без применения радиолокатора. Если с помощью радиолокационного наблюдения убедились, что чрезмерное сближение судов неминуемо, то наиболее благоразумным действием следует считать полную остановку судна.

Часть Д «Правила маневрирования» (Правила 17—27) определяют действия судов, предпринимаемые для безопасного расхождения. Эти правила предполагают, что любое предпринятое судоводителем действие должно быть своевременным и соответствовать хорошей морской практике. Правила этой части относятся к судам, находящимся на виду друг у друга. Решающим фактором в вопросах расхождения является лишь взаиморасположение судов, определяющее их подчинение тем или иным правилам маневрирования ППСС, а не размеры и назначение судов.

Правила маневрирования ППСС регламентируют:

расхождение парусных судов;

расхождение судов с механическим двигателем на встречных, пересекающих курсах, а также в узкостях;

расхождение парусных судов с судами с механическим двигателем;

маневрирование судов, которым уступают или которые уступают дорогу;

расхождение с судами, занятыми ловом рыбы.

В целях избежания формального подхода к выполнению ППСС Правило 27 регламентирует права судоводителей отступать от ППСС, когда дальнейшее их выполнение не может предотвратить столкновение (маневр «последнего момента»).

Часть Е «Звуковые сигналы для судов, находящихся на виду друг у друга» (Правило 28), регламентирует подачу звуковых сигналов судами с механическим двигателем на ходу, находящимися на виду друг у друга при фактическом изменении ими курса или даче заднего хода.

Так, Правило 28 (а) регламентирует, что в указанных условиях один короткий звук означает: «Я изменяю свой курс вправо»; два коротких звука — «Я изменяю свой курс влево»; три коротких звука — «Мои машины работают на задний ход». Кроме того, Правило 28 (в) предусматривает в подобной же обстановке подачу особого сигнала — не менее пяти коротких и частых звуков — в том случае, если другое судно не принимает достаточных действий для предотвращения столкновения.

Часть F «Разное» устанавливает ответственность за нарушение требований ППСС и хорошей морской практики (Правило 29); оговаривает особые условия при плавании во внутренних водах (Правило 30); устанавливает сигналы бедствия (Правило 31).

Многолетняя практика применения ППСС показывает, что широкий круг охватываемых ими вопросов требует дополнительного разъяснения и толкования ППСС применительно к различным обстоятельствам и условиям плавания. Такие сведения наиболее полно изложены в пособии «Комментарии к Правилам для предупреждения столкновений судов в море, 1960 г.», изданных издательством «Транспорт» в 1966 г.


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:

i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;

ii. когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

iii. если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

b. По этому Правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Парусные суда

Парусные суда Парусные суда. – Мореходные П. суда разделяются по роду парусов на суда с прямым вооружением и суда с косым вооружением, смотря по тому, какой род парусов преобладает – прямых или косых. Мореходные П. суда разделяются на следующие главные типы: 1) фрегат –

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять: i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным; ii. если оно на ходу, то

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м

Движение судов (правила расхождения). Основные правила движения и расхождения судов на внутренних судоходных путях сводятся к следующему:

1. Суда, идущие по реке встречными курсами, должны расходиться обязательно левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера. Судно, идущее снизу (вверх по течению), обязано принять все меры к безопасному пропуску встречного судна, идущего сверху (вниз по течению). Сигнал о расхождении — продолжительный звуковой сигнал и отмашка белым флагом (или электровспышками белого огня) с левого борта — первым подает судно, идущее снизу. Встречное судно обязано принять предлагаемую сторону расхождения и ответить тем же сигналом. Если разойтись левыми бортами невозможно, судно, идущее снизу, должно заблаговременно уклониться влево (по ходу) и прекратить движение, чтобы обеспечить беспрепятственный проход идущего сверху судна по правому борту. После этого маневра судно, идущее снизу, дает два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта.

Это правило не относится к судам, буксирующим вниз по течению плоты; в любом случае они первыми указывают сторону расхождения встречным судам. Если при плавании по озеру или водохранилищу встречные суда могут разойтись друг с другом свободно, они обязаны сохранять свой курс и расходиться не обмениваясь сигналами (§ 12 а).

2. Судно, собираясь обогнать другое судно, подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал. При согласии на обгон обгоняемое судно отвечает тем же сигналом и указывает отмашкой сторону обгона. Если пропустить обгоняющее судно нельзя, то обгоняемое подает не менее пяти коротких звуковых сигналов. В этом случае обгоняющее судно обязано снизить скорость и дожидаться разрешения на обгон (§ 12 б).

3. Отмашку, сделанную судном на подводных крыльях, следует принимать и подтверждать безоговорочно. При расхождении с судами на подводных крыльях необходимо точно удерживать свое судно на курсе, не допуская никаких отклонений или рыскливости до полного расхождения или обгона. С судами на подводных крыльях обмениваются звуковыми или зрительными сигналами не менее чем за 2 км при встрече и не менее чем за 1 км при обгоне (§ 12 в).

Яхтенный рулевой в речном плавании должен соблюдать большую осторожность и быть предельно внимательным при встрече с быстроходными судами на подводных крыльях.

4. ППВСП предписывают всем буксируемым судам, имеющим рули, помогать буксирующему, управляя своим рулем. Ответственность за все неправильные действия или несвоевременное выполнение команд с буксира возлагается на экипажи буксируемых судов (§ 12 ж).

Так как буксировка яхт по каналам или рекам в практике работы яхт-клубов довольно распространена, это правило в полной мере относится и к яхтсменам. Поэтому на руле каждой буксируемой яхты обязательно должен быть опытный человек. Расхождение с караваном буксируемых судов, особенно в излучинах рек, всегда представляет некоторую опасность, так как буксируемые суда под влиянием ветра или течения могут раскатиться в сторону, обычно противоположную повороту, и прижать встречное или обгоняемое судно к кромке фарватера или к берегу. Конечно, такие малые суда, как яхты, страдают от столкновения в первую очередь.

5. ППВСП требуют, чтобы малые спортивные и прогулочные суда не мешали движению транспортных судов и при встрече с ними заранее уходили с фарватера (§ 12 л).


Рис. 143. Схема расположения огней на речном самоходном судне

6. При прохождении шлюзов входить в шлюзовую камеру или выходить из нее можно только по разрешительным сигналам светофоров (§ 17). В это время экипажи яхт обязательно должны находиться на палубе и следить, чтобы яхта не получила повреждений от более крупных судов.

7. ППВСП категорически запрещают следующее:

— расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, в пролетах мостов, а также обгон в каналах при подходе к шлюзам;

— движение судов, не имеющих радиолокационных станций, при плохой видимости, когда зрительно ориентироваться невозможно;

— гребным и моторным лодкам, катерам и спортивным яхтам подходить к транспортным судам и пересекать им курс;

— катание на гребных лодках вблизи от проходящих судов (§ 12 к).

Не разрешается также отдавать якорь и останавливаться любым судам в местах, где проложены кабели, трубопроводы, тоннели и т. п., огражденные предостерегающими знаками, за исключением тех случаев, когда возникает угроза аварии (§ 16).

Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)

Этот раздел ППВСП имеет много общего с частью «В» ППСС. Расцветка огней, их расположение на судне и сектор освещения горизонта для огней, имеющих одинаковое назначение, в обоих правилах едины. Все огни должны включаться и гореть на судах во всякую погоду от захода и до восхода солнца. В течение этого времени нельзя включать или выставлять какие-либо другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за сигнальные, ухудшить их видимость или ослепить судоводителей встречных судов, создавая тем самым опасность или угрозу аварии.

К ходовым огням речных судов относятся (рис. 143):

— бортовые (отличительные) огни красного (для левого борта) и зеленого (для правого борта) цвета с дальностью видимости не менее 4 км;

— топовые огни, цвет и число которых различны в зависимости от рода груза, перевозимого или буксируемого судном; топовые огни поднимают на передней мачте судна; дальность их видимости должна быть не менее 8 км;

— кормовые огни: гаковый — устанавливается в диаметральной плоскости судна позади трубы и гакабортные — располагаются ниже гакового, на одной горизонтальной линии на правой и левой торцовых стенках кормовых надстроек. Суда с габаритной шириной менее 5 м гакабортных огней не несут. Дальность видимости гакового и гакабортных огней не менее 4 км; цвет этих огней всегда белый, только у буксиров-толкачей они могут быть белыми, красными или зелеными — в зависимости от рода груза, находящегося на толкаемых судах;

— сигнальный огонь «отмашка» белого цвета; его подают частыми вспышками при расхождении или обгоне; устанавливается он на правом и левом крыльях мостика и подается обычно двумя фонарями: одним вперед — при расхождении со встречными судами, другим назад — при расхождении с обгоняющим судном. Дальность видимости «отмашки» не менее 4 км. Днем этот сигнал подается белым квадратным флагом размером 0,7X0,7 м;

— мачтовые (котиковые) огни с сектором освещения 360° и дальностью видимости не менее 4 км.




Рис. 144. Схема расположения ходовых огней на речных буксирах

Согласно ППВСП, речные суда на ходу обязаны нести следующие огни:

1. Одиночные суда с механическим двигателем (пассажирские, грузопассажирские, свободные от буксировки буксирные суда и суда на подводных крыльях) — один белый топовый огонь, бортовые отличительные огни, гаковый и гакабортные огни (§ 25 и 26).

2. Грузовое сухогрузное судно (кроме указанных в § 25 и 26 огней) — второй топовый огонь зеленого цвета, устанавливаемый под белым топовым огнем (§ 27).

3. Грузовые самоходные суда, перевозящие огнеопасные грузы 1-го класса, кроме основных ходовых огней, согласно § 25, — два красных топовых огня, расположенных ниже белого топового, а при перевозке огнеопасных грузов 2, 3 и 4-го класса — один красный топовый под белым топовым (§ 28 и 29). Днем суда, перевозящие огнеопасные грузы, несут красные флаги: при перевозке грузов 1-го класса — два флага, грузов 2, 3 и 4-го класса — один флаг.

4. Буксирные суда, ведущие на буксире другие суда или плоты, кроме огней, предусмотренных § 25 для одиночных судов (отличительных, гакового и гакабортных), несут на передней мачте (рис. 144):

— при буксировке сухогрузных судов, независимо от их количества и размеров, — два белых топовых огня, расположенных вертикально;

— при буксировке судов с огнеопасными грузами 1-го класса — три топовых вертикально расположенных огня, из которых два верхних красного цвета, а нижний — белого;

— при буксировке судов с огнеопасными грузами 2, 3 и 4-го класса — два топовых вертикально расположенных огня, из которых верхний красного цвета, а нижний — белого;

— при буксировке плотов — три белых топовых огня, расположенных вертикально;

— при буксировке другого судна борт о борт (под бортом) — три топовых вертикально расположенных огня, из которых верхний и нижний белого, а средний зеленого цвета. Если таким образом буксируется судно с горючим грузом, то зеленый топовый огонь заменяют красным (§ 31–34).

5. Буксируемые суда несут:

— сухогрузные, длиной до 50 м — один белый клотиковый огонь;

— сухогрузные, длиной более 50 м — кроме белого клотикового на мачте по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках (рис. 144);

— груженные огнеопасными грузами 1-го класса — два красных клотиковых огня, расположенных вертикально, и, независимо от длины судна, по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках; днем на мачте поднимают два красных квадратных флага;

— груженные огнеопасными грузами 2, 3 и 4-го класса — один красный клотиковый огонь на мачте и по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках, днем — один красный квадратный флаг;

— буксируемое под бортом — один белый клотиковый огонь на мачте и один белый огонь с внешнего борта (рис. 144);

— буксируемые плоты — по одному белому огню в голове и хвосте плота и один в середине; если длина плота превышает 120 м, то в голове и хвосте его выставляют по два белых огня (§ 33, 38, 40).

6. У буксиров-толкачей топовые огни при толкании располагаются на мачте не вертикально, а треугольником, обращенным основанием вниз. Топовые огни поднимают на мачте толкача или на мачте одного из толкаемых судов. Цвет топовых огней также зависит от рода груза: при толкании сухогрузных судов все три топовых огня белого цвета, а на толкаче вместо белых гакабортных огней зажигают зеленые; при толкании судов с огнеопасными грузами 1-го класса два нижних белых огня в треугольнике топовых огней и гакабортные огни толкача заменяют красными; если же огнеопасный груз на толкаемых судах относится ко 2, 3 и 4-му классу, красными огнями заменяют верхний белый топовый в треугольнике и белый гаковый на толкаче.

В этом случае включают гакабортные огни зеленого цвета.

Если ширина толкаемых судов превышает ширину толкача, то его отличительные огни переносят на наружные борта толкаемых судов (§ 35, рис. 144).

7. Парусно-моторные и парусные суда, идущие только под парусами, должны нести красный и зеленый отличительные огни и гаковый белый огонь. Парусное-моторное судно, идущее под парусами и с помощью мотора, обязано нести огни, установленные для судов с механическим двигателем (§ 37, рис. 145).


Рис. 145. Огни парусной моторной яхты в морском и речном плавании

8. Рыболовные суда, работающие с сетями у правого берега, поднимают на мачте два красных огня, а над выпущенными сетями — по одному красному огню через каждые 100 м. На рыболовном судне, работающем у левого берега, и над его сетями вместо красных огней поднимают белые.

Рыболовные суда, занятые рыбной ловлей в озерах и водохранилищах способом траления, несут на мачте трехцветный траловый фонарь с сектором освещения 225° (прямо по носу — белый 45°, справа — зеленый 90°, слева — красный 90°). Ниже тралового фонаря поднимают белый огонь, видимый по всему горизонту, а на корме — белый гаковый огонь. Днем тралящие суда поднимают на одном из ноков реи черный цилиндр (§ 43).

9. Работающие земснаряды поднимают на мачте видимый со всех сторон зеленый огонь. Как и рыболовные суда, земснаряды, работающие у правого берега, выставляют на грунтоотводном трубопроводе красные огни через каждые 50 м и два красных огня на борту со стороны свободного прохода. При работе у левого берега все красные огни на земснаряде соответственно заменяют белыми (§ 42 а).

10. На водолазных ботах или других дноочистительных снарядах во время работы поднимают два вертикально рас положенных зеленых огня, а днем — два зеленых флага (§ 42 б).

Суда, стоящие на якоре или на швартовах, обязаны нести стояночные огни:

1. Все самоходные сухогрузные суда, в том числе и парусно-моторные, длиной менее 30 м и шириной до 5 м поднимают на мачте один белый клотиковый огонь, а те же суда Длиной более 30 м и шириной более 5 м включают также гаковый и гакабортные огни и выставляют белый огонь на крыле мостика со стороны борта, свободного для прохода других судов (§ 36 а, 37, рис. 143).

2. Самоходные суда с огнеопасными грузами поднимают один или два красных клотиковых огня (в зависимости от класса груза) и дополнительно к белому огню на мостике, гаковому и гакабортным огням белый огонь на носовом флагштоке; днем — соответственно один или два красных флага на мачте (§ 36 б).

3. Несамоходные суда всех назначений поднимают те же огни, которые несут при буксировке на тросе за кормой. Стояночные огни у парусных судов те же, что и у несамоходных сухогрузных судов — один белый клотиковый огонь на мачте, если парусное судно длиной менее 50 м.

На дебаркадерах (плавучих пристанях) зажигают один белый огонь на мачте, видимый со всех сторон, и один белый на стене надстройки с борта, предназначенного для подхода судов и обращенного к реке (§ 39).

4. Все суда, находящиеся на мели в пределах судового хода (фарватера), поднимают установленные для них стояночные огни. При наличии свободного прохода для других судов судно, находящееся на мели, ограждается огнем на уровне бакена.

Этот огонь должен быть того же цвета, что и огонь соответствующего бакена: красного у правого берега, зеленого у левого берега (§ 41).

Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, подают:

— самоходные суда — паровым (воздушным) свистком, тифоном или сиреной;

— парусные суда — сиреной или рожком;

— несамоходные суда и парусные на стоянке — колоколом.

Значение каждого сигнала определяется сочетанием продолжительных и коротких звуков.

Звуковые сигналы, применяемые речными судами




Если речное судно терпит бедствие и просит помощи от других судов или с берега, оно подает сигналы бедствия. Самоходные суда сигналят продолжительными звуковыми сигналами или частыми ударами в колокол, если паровые или воздушные свистки вышли из строя, и одновременно мигают клотиковым огнем.

Такой же сигнал бедствия подает несамоходное судно. Кроме того, все суда, терпящие бедствие, пускают красные ракеты, или жгут красный фальшфейер через каждые две минуты, перемещают вверх и вниз флаг (или белый огонь) на мачте или, если на судне есть радиостанция, передают сигнал «SOS» (…- …).

Другие виды плавания

Другие виды плавания Независимо от того, как вам удалось поплыть впервые, по-собачьи или на спине, вы должны в первую очередь хорошо освоить оба этих вида плавания и уметь хорошо переворачиваться в воде с живота на спину и наоборот. Для этого тренируйтесь вначале на мелком

Тренировка с отягощениями для подводного плавания

Тренировка с отягощениями для подводного плавания Если кому-нибудь за последние несколько лет доводилось проехать мимо практически любого пруда, ручья, реки, озера или океана, то он почти наверняка заметил двух или больше крупных мужчин в обтягивающих костюмах из

Ориентирование на дистанции плавания

Ориентирование на дистанции плавания Практически на всех соревнованиях по триатлону можно увидеть, что некоторые люди плывут не туда, куда надо, и в итоге проплывают значительно большее расстояние, чем нужно. Возможно, такое случалось и с вами. Чтобы не блуждать на

Выбегание после первого круга плавания

Выбегание после первого круга плавания Проблема «начала второго круга» — одна из основных у спортсменов категории «элита». Резкий переход из горизонтального положения в вертикальное, сопровождающийся скачком пульса, а затем снова переход в горизонтальное положение —

Навыки плавания

Навыки плавания Обычный триатлет весом 70 килограммов тратит около 70 килокалорий на то, чтобы пробежать один километр. Однако если ему нужно не пробежать, а проплыть тот же километр, он потратит 280 килокалорий (при условии, что бегает и плавает с одинаковой степенью

Управление яхтой в различных условиях плавания

Управление яхтой в различных условиях плавания Общие замечания Тема «Управление парусной яхтой» занимает основное место в программе теоретических занятий по подготовке яхтенных рулевых. В этой и последующей главах будут рассмотрены вопросы, касающиеся

Особые случаи плавания

Особые случаи плавания О хорошей морской практике В практике мореплавания встречаются случаи, которые принято называть особыми. Они всегда связаны либо с опасностью для судна и экипажа (аварии, спасение на море и т. п.), либо требуют максимального внимания и осторожности

Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море

Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море Общие сведения Для того чтобы суда при встрече могли безопасно расходиться друг с другом, существуют специальные правила.В открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские

Правила, которые меняют правила Все популярное неверно

Правила, которые меняют правила Все популярное неверно Все популярное неверно. Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным»[12] Досконально знайте правила, чтобы успешно нарушать их. Далай-лама XIV «Заведомая ложь. Чтобы набрать 15 кг за 28 дней, надо съедать в сутки лишних 4300


b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.


c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п.(b) этого Правила.


i. Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

ii. Судно,идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем,который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.



e. Судно,идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.


Парусные суда

Парусные суда Парусные суда. – Мореходные П. суда разделяются по роду парусов на суда с прямым вооружением и суда с косым вооружением, смотря по тому, какой род парусов преобладает – прямых или косых. Мореходные П. суда разделяются на следующие главные типы: 1) фрегат –

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять: i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным; ii. если оно на ходу, то

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: